Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ - МЕХАНИЗМ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ - МЕХАНИЗМ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лапшова Анна Владимировна, Зиновьева Светлана Анатольевна, Воронина Ирина Романовна

В статье рассматривается актуальная проблема компетентностного подхода в профессиональном образовании. Обозначается аспект формирования социально-коммуникативной компетентности. Выделяется значимость реализации социального и коммуникативного потенциала личности. Анализируются источники исследования социально-коммуникативной компетентности в среде вуза. Исследуется проблема формирования способов социально-коммуникативной адаптации. Выделяется понятие «социально-коммуникативная компетентность» в условиях вузовской подготовки. Разрабатывается структура формирования социально-коммуникативной компетентности. Уделяется внимание основным видам специфических компетенций. Раскрываются особенности профессионального становления личности будущего специалиста. Выделяются структурные компоненты социально-коммуникативной компетентности личности студента. Подчеркивается значимость организационно-педагогических условий для развития социально-коммуникативных навыков. Обозначаются основные направления подготовки специалиста: теоретическая, практическая, психологическая подготовка. Оптимизация профессионально-педагогической деятельности обеспечивает эффективное личностно-профессиональное становление будущего специалиста. Формирование навыков социального поведения студента позволяет повысить уровень коммуникативных умений. Рассмотрение управленческой функции профессиональной подготовки обеспечивает эффективное развитие социально-коммуникативной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лапшова Анна Владимировна, Зиновьева Светлана Анатольевна, Воронина Ирина Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND COMMUNICATIVE COMPETENCE AS A MECHANISM OF ADAPTATION TO THE CONDITIONS OF PROFESSIONAL EDUCATION

The article deals with the actual problem of the competence-based approach in vocational education. The aspect of the formation of social and communicative competence is indicated. The importance of the implementation of the social and communicative potential of the individual is highlighted. The sources of the study of social and communicative competence in the university environment are analyzed. The problem of formation of ways of social and communicative adaptation is investigated. The concept of "social and communicative competence" in terms of university training is singled out. A structure for the formation of social and communicative competence is being developed. Attention is paid to the main types of specific competencies. The features of the professional development of the personality of the future specialist are revealed. The structural components of the socio-communicative competence of the student's personality are singled out. The importance of organizational and pedagogical conditions for the development of social and communicative skills is emphasized. The main areas of specialist training are indicated: theoretical, practical, psychological training. Optimization of professional and pedagogical activity ensures the effective personal and professional development of the future specialist. Formation of student's social behavior skills allows to increase the level of communication skills. Consideration of the managerial function of vocational training ensures the effective development of social and communicative competence.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ - МЕХАНИЗМ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

8. Цыганкова Е.А., Горденко Н.В., Горденко Д.В. Совершенствование уровня образования на основе инновационных методов обучения // В сборнике: Наука и общество: проблемы и перспективы. Сборник научных трудов III Международная научно-практическая конференция. - 2018. - С. 96-102.

9. Горденко Н.В. Роль образовательных организаций в обучении предпринимателей // В сборнике: Актуальные вопросы развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 20-22.

10. Горденко Н.В. Психологические основы обучения // Вестник СевКавГТИ. - 2010. - № 10. - С. 21-23.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Светлана Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Воронина Ирина Романовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ - МЕХАНИЗМ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема компетентностного подхода в профессиональном образовании. Обозначается аспект формирования социально-коммуникативной компетентности. Выделяется значимость реализации социального и коммуникативного потенциала личности. Анализируются источники исследования социально-коммуникативной компетентности в среде вуза. Исследуется проблема формирования способов социально-коммуникативной адаптации. Выделяется понятие «социально-коммуникативная компетентность» в условиях вузовской подготовки. Разрабатывается структура формирования социально-коммуникативной компетентности. Уделяется внимание основным видам специфических компетенций. Раскрываются особенности профессионального становления личности будущего специалиста. Выделяются структурные компоненты социально-коммуникативной компетентности личности студента. Подчеркивается значимость организационно-педагогических условий для развития социально-коммуникативных навыков. Обозначаются основные направления подготовки специалиста: теоретическая, практическая, психологическая подготовка. Оптимизация профессионально-педагогической деятельности обеспечивает эффективное личностно-профессиональное становление будущего специалиста. Формирование навыков социального поведения студента позволяет повысить уровень коммуникативных умений. Рассмотрение управленческой функции профессиональной подготовки обеспечивает эффективное развитие социально-коммуникативной компетенции.

Ключевые слова: компетентность, межличностное взаимодействие, социальная компетентность, коммуникативная компетентность, социально-коммуникативная компетентность, высшее профессиональное образование.

Annоtation. The article deals with the actual problem of the competence-based approach in vocational education. The aspect of the formation of social and communicative competence is indicated. The importance of the implementation of the social and communicative potential of the individual is highlighted. The sources of the study of social and communicative competence in the university environment are analyzed. The problem of formation of ways of social and communicative adaptation is investigated. The concept of "social and communicative competence" in terms of university training is singled out. A structure for the formation of social and communicative competence is being developed. Attention is paid to the main types of specific competencies. The features of the professional development of the personality of the future specialist are revealed. The structural components of the socio-communicative competence of the student's personality are singled out. The importance of organizational and pedagogical conditions for the development of social and communicative skills is emphasized. The main areas of specialist training are indicated: theoretical, practical, psychological training. Optimization of professional and pedagogical activity ensures the effective personal and professional development of the future specialist. Formation of student's social behavior skills allows to increase the level of communication skills. Consideration of the managerial function of vocational training ensures the effective development of social and communicative competence.

Key words: competence, interpersonal interaction, social competence, communicative competence, social and communicative competence, higher professional education.

Введение. Социально-экономические и общественно-политические перемены в современном российском образовании требует делать акцент на перестройку общественного и индивидуального сознания педагогических сотрудников и обучающихся. Важным направлением выступает предприимчивость, управление, практичность, адаптивность и компромиссность, так называемые социально желательными свойствами личности будущего специалиста. В этом случае необходимо учитывать психолого-педагогические и социально-организационные условия формирования социально-коммуникативной компетенции в системе высшего образования.

Обеспечивая формирование социально-коммуникативной компетентности личности студента, тем самым происходит овладение психолого-педагогическим инструментарием межличностного взаимодействия, которое позволит реализовать социальный и коммуникативный потенциал в профессионально-педагогической среде.

Залогом успешного профессионального становления будущего специалиста в заведомо изменяющихся условиях жизнедеятельности является формирование навыков социального поведенческого сценария, отвечающих требованиям современной социально-профессиональной действительности через коммуникативное взаимодействие. Социальная ориентированность и адаптированность личностно-коммуникативного опыта обеспечивают формирование способов социального значимого поведения в профессионально-педагогической среде вуза.

Формулировка цели статьи - теоретически обосновать и выделить структуру формирования социально-коммуникативной компетентности будущих специалистов в системе высшего профессионального образования.

Изложение основного материала статьи. Профессиональная подготовка студентов вуза несомненно является одной из приоритетных задач современного высшего образования. Динамическое развитие. Внедрение инновационных

технологий в образовательный процесс предусматривает полноценное развитие личности профессионала. Это связано с тем, что работодатели зачастую не довольны личностно-профессиональной готовностью специалиста к трудовым операциям.

Многие исследования. Посвященные системе профессионального образования (В.И. Байденко, И.А. Дмитриева, В.С. Кукушкин, О.И. Ребрин, С.Е. Шишов) обращают внимание о постановке уровня несформированности конкурентоспособности будущего специалиста, а также не соответствие квалификации [2, С. 385].

Авторы же, исследовавшие явление социального интеллекта и социальной компетентности (Е.В. Коблянская, В.Н. Куницына, М. Аргайл, Р. Селман) концентрируют свое внимание на основных навыках и стратегиях взаимодействия, способности определять и понимать мотивы и поступки других, выработке социальной точки зрения, для решения межличностных проблем.

Обращаясь к научным источникам в сфере гуманитарных наук, мы практические не видим исследования, посвященные коммуникативным компетенциям. Обозначается только проблема формирования социального интеллекта, как средства развития уровня коммуникативных умений.

Необходимость исследования структурных элементов социально-коммуникативной компетентности является очевидной для многих ученных (Г.Ю. Бурлака, В.Г. Бочарова, П.Д. Павленок, Г.Н. Филонов, М.В. Фирсов и др.). Делается акцент на интеграцию психолого-социальных знаний, коммуникативных умений и технологий обучения. В этом случае понятие «социально-коммуникативная компетентность», должно отражать организацию получения знаний, содержательную характеристику системы социально-коммуникативной сферы, способы межличностного взаимодействия, ориентацию на разрешение нестандартных социальных ситуаций.

Социально-коммуникативная компетентность - это интегрированная специфическая система знаний и навыков о социальной среде жизнедеятельности и сложных межличностных взаимоотношений в нестандартных социально-коммуникативных ситуациях [1, С. 78]. Формирование такой компетентности у студентов вуза обеспечивает не только успешную адаптацию к обучению и взаимодействию, но и высокий уровень развития личностных свойств зрелой личности, таких как адекватность, автономность, аутентичность.

Структура формирования социально-коммуникативной компетентности студента вуза включает в себя развитие несколько видов специфических компетенций, необходимых для успешной адаптации в условиях профессионального обучения [3, С. 111]:

• социально-ориентационная компетенция предполагает социальную ориентацию и осведомленность современного ролевого поведения в обществе, различного рода общественных представителей и социальных институтах, и структурах;

• вербально-информационная компетенция обеспечивает формирование уместности высказываний, учитывание значимости и актуальности информации, безошибочное оформление письменной речи, вариативный характер интерпретационной функции текста, успешную информационную ориентацию в сфере оценочных шаблонов устной речи;

• межличностно-коммуникативная компетенция предусматривает овладение сложными коммуникативными навыками и умениями, знание культурных норм и правил, обычаев, традиций, этикета в сфере межличностного взаимодействия и общения, ориентацию в коммуникативных национальных средствах;

• психолого-коммуникативная компетенция предполагает представление о разнообразии способов межличностного бесконфликтного взаимодействия, решение конструктивными методами межличностных проблем;

• личностно-социальная компетенция обеспечивает осознание своей национально-групповой принадлежности, индивидуальных возможностей и ресурсов, навыков саморегуляции, психологические знания о себе.

Компетентностный подход в профессиональном образовании способствует практической трудовой подготовки будущих специалистов. Рассматривая формирование профессиональных компетенций студентов, необходимо учитывать, что это процесс организованный, структурный и компонентный. Социально-коммуникативная компетенция будущих специалистов предлагает развитие у них адаптивности, индивидуальности стиля, совершенствование необходимых личностно-профессиональных качеств.

Педагогический состав вуза осуществляет управленческо-организационную функцию этого процесса через инновационную программу профессионально-личностного становления будущих специалистов. Такое программное обеспечение включает в себя комплексные технологические методы и приемы обучения, грамотно вписывающие в традиционные формы подготовки.

Важно отметить, что профессиональная подготовка по формированию социально-коммуникативной компетентности студентов вуза осуществляется по трем основным направлениям [4, С. 122]:

• теоретико-методологическая подготовка - приобретение теоретических, научных знаний по специальности; формирование знаний о социальных пространствах и институтах, знаний о речевых нормах, знаний об использование информационных кодов и каналов;

• практико-профессиональная подготовка - приобретение практических навыков и умений в сфере социально-коммуникативных ситуаций; применение современных коммуникативных технологий и социальных ориентиров для адаптации к профессионально-трудовой деятельности;

• психолого-педагогическая подготовка - приобретение и развитие навыков самообразования, саморазвития, самореализации; воспитание личностных качеств студента, необходимых для успешной социальной адаптации и коммуникативной ориентации обучающихся.

Оптимизация процесса формирования социально-коммуникативной компетентности будущих специалистов регулирует общекультурное и профессиональное развитие личности обучающихся. Процесс требует структуризации и включает в себя следующие компоненты:

• когнитивный компонент обеспечивает процессы понимания и распознания человеческих реакций в различных учебно-воспитательных ситуациях;

• коммуникативный компонент предполагает владение различными коммуникативными умениями, стратегиями межличностного взаимодействия, речевыми техниками;

• социальный компонент предполагает владение социальными навыками общественной деятельности, применение технологии социально значимой деятельности, социальная ориентированность в обществе, социальная адаптивность в новых условиях;

• психологический компонент обеспечивает набор личностных характеристик и свойств для успешной реализации социально-коммуникативного потенциала.

Компонентный подход определяет содержательную сторону формирования социально-коммуникативной компетентности студентов вуза.

Важное значение приобретает адаптационный период в условиях вуза. В этом случае необходимо учитывать мотивационный компонент поступления абитуриентов в вуз и уровень коммуникативных и социальный умений.

Выводы. Успешность формирования высокого уровня социально-коммуникативной компетентности будущих специалистов предполагает овладение профессиональными навыками в трудовой деятельности многих профессий. Социально-коммуникативные навыки обеспечивают возможность адаптации в новых условиях; осуществляют оценивание ситуации; демонстрируют изучение сложных социально-профессиональных проблем.

Обобщая изложенные аспекты развития социально-коммуникативных навыков следуют подтвердить необходимость организационно-педагогических условий: применение инновационных развивающих технологий и методов обучения студентов вуза, структурировать самостоятельную работу студентов, применять коллективно-творческие и групповые формы совместной деятельности студентов, использовать дополнительные формы работы со студентами в виде тренинговой работы индивидуальной консультативной деятельности.

Литература:

1. Арифулина, Р.У. Анализ отечественных и зарубежных трендов индивидуализации образовательного процесса в вузе: аналитический доклад структура / Р.У. Арифулина, О.А. Катушенко // Вестник Мининского университета. - 2021. -Том 9. - № 4. - https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-4-2

2. Гительман, Л.Д. Центры компетенций - прогрессивная форма организации инновационной деятельности / Л.Д. Гительман, М.В. Кожевников // Инновации. - 2013. - №10. - С. 92-98.

3. Петрухина, О.А. Возможности индивидуализации обучения студентов в образовательном процессе педагогического вуза / О.А. Петрухина // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2019. - №3(37). - С. 186-205.

4. Сорокин, А.Н. Компетенции научно-образовательного центра: определение, перечень и структура / А.Н. Сорокин, Е.И. Яковлева, И.Ф. Фильченкова, Ю.С. Ширяева, Т.Ф. Краснопевцева // Вестник Мининского университета. - 2020. - Том 9. - № 1. - https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-1-4.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Лапшова Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Хижная Анна Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Воронина Ирина Романовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ЭВРИСТИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩАЯ И

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА»

Аннотация. Задачей современных высших учебных заведений становится организация эффективного образовательного процесса, в связи с чем актуализируется использование инновационных методов и технологий обучения. Одним из наиболее актуальных методов является эвристическая беседа, основанная на осуществлении диалогичного обучения. Значимостью работы является определение возможностей, особенностей метода эвристической беседы при изучении дисциплины «Общая и профессиональная педагогика». Основными структурными элементами метода выступают вопросы и ответы. В статье сформулирован ряд характеристик эвристической беседы. Рассматривается специфика применения метода эвристической беседы в профессиональном обучении. Основными функциями беседы являются общепедагогические и специфические. Выделены основные типы эвристической беседы. Обозначены две основные формы использования метода: свободная и жесткая вопросно-ответная форма. Обоснована роль преподавания дисциплины «Общая и профессиональная педагогика» в профессиональном обучении. Уделяется внимание внедрению методов эвристической беседы для результативности обучения. Использование метода диалога наиболее эффективно при организации образовательного процесса. При изучении дисциплины «Общая и профессиональная педагогика» обучающиеся изучают материал, опирающийся на имеющиеся у них знания и умения. Предназначение эвристической беседы способствует лучшему пониманию изучаемого материала и развитию мышления. Актуальность метода является необходимым условием активизации обучения студентов.

Ключевые слова: эвристическая беседа, инновационные методы, дисциплина «Общая и профессиональная педагогика», развитие критического мышления, самостоятельное обучение, образовательный процесс, вопросно-ответная форма, диалоговое обучение, обратная связь.

Annоtation. The task of modern higher educational institutions is the organization of an effective educational process, in connection with which the use of innovative teaching methods and technologies is being updated. One of the most relevant methods is heuristic conversation based on the implementation of dialogic learning. The significance of the work is to determine the possibilities, features of the method of heuristic conversation in the study of the discipline "General and professional pedagogy". The main structural elements of the method are questions and answers. The article formulates a number of characteristics of a heuristic conversation. The specifics of the application of the heuristic conversation method in vocational training are considered. The main functions of the conversation are general pedagogical and specific. The main types of heuristic conversation are identified. Two main forms of using the method are indicated: free and rigid question-answer form. The role of teaching the discipline "General and professional pedagogy" in vocational training is substantiated. Attention is paid to the introduction of heuristic conversation methods for the effectiveness of training. The use of the dialogue method is most effective in organizing the educational process. When studying the discipline "General and Professional Pedagogy", students study material based on their knowledge and skills. The purpose of the heuristic conversation contributes to a better understanding of the material being studied and the development of thinking. The relevance of the method is a necessary condition for enhancing student learning.

Key words: heuristic conversation, innovative methods, "General and professional pedagogy", development of critical thinking, independent learning, educational process, question-and-answer form, dialog learning, feedback.

Введение. На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования высококвалифицированных специалистов, отличающихся гибкостью мышления, способностью быстро и четко принимать решения. В связи с чем целью высших образовательных учреждений становится организация высокоэффективного образовательного процесса с использованием инновационных средств, методов и технологий обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.