Научная статья на тему 'Исследование коммуникативной компетентности - аспекта конкурентоспособности будущих бакалавров образования'

Исследование коммуникативной компетентности - аспекта конкурентоспособности будущих бакалавров образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1375
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVE ABILITY / ВЫПУСКНИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / GRADUATES OF PEDAGOGICAL SPECIALITIES / БУДУЩИЕ БАКАЛАВРЫ ОБРАЗОВАНИЯ / FUTURE BACHELOR OF EDUCATION / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / РЫНОК ТРУДА / ABOUR-MARKET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павловская Надежда Григорьевна

Развитие общественных отношений, требования рынка интеллектуального труда выдвинули проблему конкурентоспособной личности специалистов образовательных систем. В статье рассмотрены особенности конкурентоспособности студентов выпускников педагогических специальностей в исследованиях современных ученых. Конкурентоспособность педагогов с различных точек зрения это: специалист, достигающий поставленные цели в разных образовательных ситуациях; специалист с более высоким профессиональным статусом; востребованность в условиях конкуренции. Ряд исследователей понятие конкурентоспособности будущего учителя связывают с развитием соответствующих компетенций: 1 направленность, профессиональная компетентность, гибкость; 2 мотивационный, содержательный, операциональный; 3 функциональные и структурные компоненты; 4 профессиональная квалификация, компетентность и профессиональные компетенции, конкурентные преимущества. Ключевой компетенцией молодых специалистов является коммуникативная компетентность. Коммуникативная компетенция это: совокупность навыков и умений для эффективного общения; система внутренних ресурсов для эффективной коммуникации; теоретическая подготовка в области межличностного познания. В настоящее время возрастает потребность в развитии коммуникативной компетенции у выпускников педагогических специальностей. В статье представлены результаты исследования коммуникативной компетентности аспекта конкурентоспособности будущих бакалавров образования. Сделан качественный анализ сформированности показателей социально-коммуникативной компетентности. Дана подробная характеристика особенностей проявления социально-коммуникативной компетенции в общении и в поведении по шкалам: социально-коммуникативной неуклюжести, нетерпимости к неопределенности, чрезмерного стремления к конформности, стремления к статусному росту, ориентации на избегание неудач и фрустрационной нетолерантности. Обозначена необходимость и указаны педагогические и дидактические условий развития социально-коммуникативной компетенции будущих бакалавров образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павловская Надежда Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF COMMUNICATIVE COMPETENCE - ASPECTS OF COMPETITIVENESS OF FUTURE EDUCATION BACHELORS

Development of social relationships, the requirements of the market of intellectual work put forward the preparation of a competitive person professional education systems. The aspects of competitiveness pedagogical specialities graduates in the research of modern scientists are considered. Competitiveness of teachers from different points of view is: specialist reaching goals in various educational situations; specialist with higher professional status; demand in a competitive environment. Several researchers term competitiveness of the future teacher associated with the development of the respective competences: 1 orientation, professional competence, flexibility; 2 motivational, informative, the operational; 3 functional and structural components; 4 professional qualifications, competence and professional competence, competitive advantage. The key competence of young professionals is communicative competence. Communicative competence is: a set of skills for effective communication; system of internal resources for effective communication; theoretical training in interpersonal knowledge. Currently, a growing need for the development of communicative competence graduates of pedagogical specialties. The results of Study of communicative competence aspects of competitiveness of future education bachelors. It makes a qualitative analysis of the formation of indicators of social and communicative competence: sociocommunicative clumsiness, intolerance of uncertainty, excessive desire for conformity, desire to the status growth, focus on avoiding failure and frustration intolerance. The detailed characterization manifestations of social and communicative competence of the behavior of the scale. It highlighted the need and indicates the pedagogical and didactic conditions for the development of social and communicative competence of future education bachelors.

Текст научной работы на тему «Исследование коммуникативной компетентности - аспекта конкурентоспособности будущих бакалавров образования»

УДК 378.015.3

ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ - АСПЕКТА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ

© 2015

Н.Г. Павловская, магистр педагогических наук, старший преподаватель кафедры «Педагогика» Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева, Петропавловск (Казахстан)

Аннотация. Развитие общественных отношений, требования рынка интеллектуального труда выдвинули проблему конкурентоспособной личности специалистов образовательных систем. В статье рассмотрены особенности конкурентоспособности студентов - выпускников педагогических специальностей в исследованиях современных ученых. Конкурентоспособность педагогов с различных точек зрения - это: специалист, достигающий поставленные цели в разных образовательных ситуациях; специалист с более высоким профессиональным статусом; востребованность в условиях конкуренции. Ряд исследователей понятие конкурентоспособности будущего учителя связывают с развитием соответствующих компетенций: 1 - направленность, профессиональная компетентность, гибкость; 2 - мотивацион-ный, содержательный, операциональный компоненты; 3 - функциональные и структурные компоненты; 4 - профессиональная квалификация, компетентность и профессиональные компетенции, конкурентные преимущества. Ключевой компетенцией молодых специалистов является коммуникативная компетентность. Коммуникативная компетенция - это: совокупность навыков и умений для эффективного общения; система внутренних ресурсов для эффективной коммуникации; теоретическая подготовка в области межличностного познания. В настоящее время возрастает потребность в развитии коммуникативной компетенции у выпускников педагогических специальностей. В статье представлены результаты исследования коммуникативной компетентности - аспекта конкурентоспособности будущих бакалавров образования. Сделан качественный анализ сформированности показателей социально-коммуникативной компетентности. Дана подробная характеристика особенностей проявления социально-коммуникативной компетенции в общении и в поведении по шкалам: социально-коммуникативной неуклюжести, нетерпимости к неопределенности, чрезмерного стремления к конформности, стремления к статусному росту, ориентации на избегание неудач и фрустрационной нетолерантности. Обозначена необходимость и указаны педагогические и дидактические условий развития коммуникативной компетенции будущих бакалавров образования.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, выпускники педагогических специальностей, будущие бакалавры образования, компетенции, коммуникативная компетентность, рынок труда.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Реформирование системы образования предъявляет новые требования к учителю и специалисты, обладающие высокой профессиональной готовностью, более конкурентоспособны на рынке педагогического труда. Понятие «конкуренция» прочно входит в образовательную среду.

Конкуренция, с точки зрения Л.А. Емельяновой [1], отличается рядом признаков: субъектность, активность, результат, выявляющий победителя и побежденного; мотивированность от ситуациеи соревновательности; объективность. Л.М. Митина [2] в структуре конкурентоспособности выделяет психологические и психодинамические характеристики, дающие возможность быть личности успешной и эффективной. Исследуя конкурентоспособную личность, Е.В. Максимова [3] отмечает, что личность должна обладать креативностью, компетентностью, дивергентностью, конвергентностью, гибкостью и другими качествами, обусловливающие развитие личности .

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты данной проблемы. Проблема конкурентоспособности педагога широко исследуется современными учеными. Конкурентоспособного специалиста в области образования С.Н. Широбоков [4] определяет как специалиста, способного достигать поставленные цели в разных образовательных ситуациях за счет владения методами решения большого класса профессиональных задач.

Казахстанские исследователи Ш.М. Каланова, В.К. Бишимбаев [5] обозначают проблему соответствия подготовки учителей требованиям времени, которые определяют требования, предъявляемые к личности учителя. В соответствии с требованиями рынка труда встает проблема развития образовательных систем, направленных на подготовку конкурентоспособных специалистов.

Конкурентоспособность личности студента Т.А. Жданко [6] определяет как интегративную характеристику, предполагающую более высокий профессиональный статус, более высокую рейтинговую

позицию востребованности работодателями на рынке труда. Под конкурентоспособностью будущего учителя О.Ф. Чупрова [7; 8, С. 24] понимает «стратегическое качество личности, позволяющее будущему педагогу быть востребованным среди других в условиях конкуренции».

Ряд исследователей понятие конкурентоспособности будущего учителя связывают с развитием соответствующих компетенций.

Л.М. Митина [9, с.95] в конкурентоспособности выделяет набор интегральных характеристик личности и определяет их состав: направленность (типы мотивации), компетентность (профессиональная компетентность личности), гибкость (эмоциональная, поведенческая, интеллектуальная).

Основные структурные компоненты конкурентоспособности будущего педагога были определены Ю.В. Соловьевой [10]: мотивационный, содержательный и операциональный, включающий интеллектуальные, проектные, информационно-коммуникативные умения.

В структуре определения конкурентоспособности будущего учителя М.С. Лебедев [11] выделяет функциональные (взаимосвязь личностного и профессионального аспекта) и структурные компоненты (общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции). Высокий уровень сформированности компетенций автор называет конкурентными преимуществами.

Последовательность развития конкурентоспособности специалиста детально проанализирована Ф.С. Исмагиловой [12], она выделяет три уровня факторов и особое значение придает профессиональным компетенциям. Ключевым фактором 1-го уровня является профессиональная квалификация. Ключевыми факторами 2-го уровня являются компетентность и профессиональные компетенции работника. Человек компетентен в той степени, в какой его работа соответствует требованиям, предъявляемым к конечному результату профессиональной деятельности. 3-й уровень - конкурентные преимущества: эти факторы служат основанием для за-

ключения психологического контракта с работодателем, за счет высокого спроса на рынке труда. Чтобы вчерашнему выпускнику быть конкурентоспособным, необходимо сформированность факторов второго уровня - соответствовать требованиям работодателей, т.е. обладать профессиональными компетенциями, психологической готовностью и соответствующими психологическими качествами.

Приведенные определения конкурентоспособности учитывают компетентностную структуру освоения образовательных программ в соответствии с ГОСО и требования рынка интеллектуального труда. В основу обновленного содержания образования положены ключевые компетенции, которые рассматриваются как конкретизированные цели образования. Категория «компетенция» вводится в науку в 1960-1970 годах. И уже на этапе развития компетентностного подхода в материалах ЮНЕСКО очерчивается круг компетенций, которые рассматриваются как результат образования.

Понятие «компетентность» большинство исследователей в научной литературе представляют как обобщенную способность личности к решению профессиональных задач, определяют как объективный показатель, как норму к уровню подготовки обучающегося. Согласно определению В.Д. Шадрикова [13, с. 224], компетенция - это круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, круг чьих-нибудь полномочий, прав.

С точки зрения доктора педагогических наук А.В. Хуторского [14] компетентность - это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов.

Одной из ключевых компетенций молодых специалистов является коммуникативная компетентность. Понятие «коммуникативная компетентность» впервые было введено в 1972 году Д. Хаймзом [15, с. 368]. Согласно определению Г.М. Коджаспировой [16, с. 376] коммуникативная компетентность - совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения и формируется не только в результате взаимодействия, но и в процессе обучения. Коммуникативная компетенция, по мнению Е.В. Сидоренко [16, с. 94], это - система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации. С точки зрения О.И. Даниленко [17], коммуникативную компетентность личности педагога составляют: теоретическая подготовка в области межличностного познания; законов логики и аргументации; профессионального и речевого этикета; коммуникативных технологий. В структуре коммуникативной компетенции студента в качестве важнейших, Л.Л. Лузянина [18] выделяла два компонента: социально - перцептивный и коммуникативный.

Коммуникативная компетентность является базовой компетенцией современного педагога, и выпускнику, будущему педагогу, необходимо быть коммуникативно-компетентной личностью, так как профессия учителя строится на процессе коммуникации [19; 20; 21; 22]. Накоплено немало фактов в научной литературе о значении общения для студенчества, поскольку, на него приходится пик формирования норм и способов коммуникации (Г.С. Абрамова, И.В.Дубровина, О.В. Хухлаева, и др.) и раскрываются новые возможности повышения уровня профессиональной подготовки будущего учителя [23-28].

В настоящее время будущего специалиста необходимо обучить следующим умениям: работать в команде и устанавливать отношения сотрудничества с партнерами; уважать и ценить других; устанавливать взаимоотношения с людьми; уметь конкурировать с другими; уметь работать в поликультурном мире; обновлять свои зна-

ния; быть конкурентоспособным; жить в соответствии с этическими ценностями; гордиться своей профессией [29-33].

Формирование целей статьи. В связи с этим, возрастает потребность в развитии коммуникативной компетенции - достижения студентами такого уровня, который достаточен для профессиональной деятельности. Целью нашего исследования является выявление уровня сформированности коммуникативной компетентности у будущих бакалавров образования.

Для диагностики уровня показателей социально-коммуникативной компетентности у студентов четвертого курса специальности «Социальный педагог и самопознание» нами применялась методика диагностики коммуникативной и социальной компетентности (КСК) В.Н. Куницыной. В.Н. Куницына выделяет шесть показателей сформированности социально-коммуникативной компетентности: социально-коммуникативная неуклюжесть, нетерпимость к неопределенности, чрезмерное стремление к конформности, стремление к статусному росту, ориентация на избегание неудач и фру-страционная нетолерантность [34].

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Для выявления степени выраженности показателей, мы используем уровневые шкалы (в баллах), и качественно характеризуем социально-коммуникативную компетенцию на каждом уровне.

Таблица 1 - Характеристика степеней выраженности социально-коммуникативной компетентности по методике «КСК» В.Н. Куницыной

Степень выраженности показателей Качественная характеристика

Низкая выраженность Коммуникативная активность; анализ результатов собственной деятельности; сдержанны, терпеливы; умеют грамотно обосновать свою точку зрения, адекватно учитывает и воспринимает критические замечания и т.д.

Средняя выраженность Умение организовать контакт; владение способами взаимодействия; осуществление коммуникативной функции носит ситуативный характер, нет четкого представления конечного результата; спокойно воспринимает критику.

Преобладающая выраженность Не всегда правильно организует процесс общения. Проявляется нерациональность при выборе стиля общения; на практике может частично применять полученные знания; творческие элементы не выделены. Не принимает критику.

Максимальная выраженность Неумение организовать процесс общения; отсутствие педагогического такта; поверхностные знания о коммуникативной культуре; затруднения в построении диалога; наличие межличностных барьеров и т.д.

Чем выше показатели по баллам, тем ниже уровень развития социально-коммуникативной компетентности, тем больше студенты испытывают затруднений в установлении межличностных контактов, тем больше у них барьеров в общении. Результаты диагностики уровней сформированности показателей коммуникативной компетентности у студентов выпускного курса представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Показатели уровней сформированности социально-коммуникативной компетентности

Степень выраженности показателей шкалы: кол-во выборов - % показатель кол-во выборов - средний % по уровням

1 2 3 4 5 6

Низкая 24 0 24 16 32 24 20% 62%

Средняя 32 28 48 48 56 44 42%

Преобладающая 40 68 24 24 8 20 31% 38%

Максимальная 4 4 4 12 4 12 7%

В соответствии с результатами, представленными в таблице 2, мы наблюдаем, что сформированность коммуникативной компетентности у студентов выпускного курса следующая: низкая и средняя степень выраженности всего у 62% опрошенных, преобладающая и максимальная выраженность у 38%.

Испытуемые с низкими показателями по шкалам эффективно устанавливают и поддерживают межличностные контакты, не испытывают больших затруднений в общении. У них, как правило, много друзей и знакомых, они имеют высокий социометрический статус. Спокойно, без каких-либо серьезных сложностей, выступают перед аудиторией, умеют грамотно и убедительно высказывать свою точку зрения [35, с.19].

Но мы наблюдаем тревожное положение по сформи-рованности показателей социально-коммуникативной компетентности. Результаты диагностики коммуникативной компетентности по шкалам представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Результаты исследования степени выраженности показателей социально-коммуникативной компетентности

Показатели социально-коммуникативнои компетентности Степень выраженности показателей

Низкая и средняя Преобладающая и максимальная

социально-коммуникативная неуклюжесть (СКН) 56% 44%

нетерпимость к неопределенности (НН) 28% 72%

чрезмерное стремление к конформности (К) 72% 28%

стремление к статусному росту (ССР) 64% 36%

ориентация на избегание неудач (ИН) 88% 12%

фрустрационная нетолерантность (ФН) 68% 32%

Как мы видим, сформированность показателей социально-коммуникативной компетентности достаточно невысокая. Рассмотрим характеристики по шкалам, предполагающие следующие особенности общения и поведения.

Социально-коммуникативная неуклюжесть (СКН): наличие высоких показателей по данной шкале (у 44% опрошенных) свидетельствует об отсутствии навыков в установлении и поддерживании межличностных контактов, в достижении взаимопонимания партнеров, плохая ориентировка в ситуациях общения. Такой человек теряется в сложных ситуациях, говорит «невпопад». Социально-коммуникативная неуклюжесть подразумевает затруднения входа в коммуникативную ситуацию, неумение «завязать» разговор. Трудности в постановке коммуникативной задачи, зачастую, мешают в достижении целей процесса общения. Выбор адекватной ситуации пристройки к партнеру по взаимодействию так же оказывает огромное значение на успешность коммуникативного взаимодействия.

Нетерпимость к неопределенности (НН): высокие показатели по шкале, которые мы наблюдаем у 72%, свидетельствуют о том, что человек испытывает огромный дискомфорт в незнакомой обстановке. Такие люди при общении стремятся получить поддержку, совет партнера, т.к. страх совершить ошибку зачастую мешает ему высказать собственное мнение. В экстренных ситуациях, требующих немедленного решения, такие люди теряются и делают необдуманные поступки, о которых потом жалеют. При принятии решений опираются на чужое мнение. Трудности в общении возникают из-за нерешительности и неспособности контролировать ситуацию.

Чрезмерное стремление к конформности (К): конформность, как личностное качество характеризуется тем, что человек изменяют свое поведение в направлении собеседника, т.е. соглашаются с мнением партнера, так как недостаточно верят в себя и в свои убеждения. Людям сложно придерживаться или отстаивать свое мнение при общении, поэтому чаще всего они принимают точку зрения своего партнера или группы людей. Таким людям присущи такие качества, как застенчивость, аутистичность, тревожность, низкая самооценка, которые негативным образом сказываются на общении. Высокие показатели мы наблюдаем у 28% опрошенных, т.е. большинство студентов (72%) не склонны к конформизму.

Стремление к статусному росту (ССР): повышенное стремление к статусному росту, что мы наблюдаем у 36% опрошенных, также оказывает значительное влияние на коммуникативную компетенцию испытуемых. Стремясь к лидерству или к общему признанию, испытуемый предпринимает значительные усилия, чтобы это исправить, зачастую применяет различные антиморальные методы давления на членов группы. Именно это мешает таким людям устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения. Придерживаясь лишь своей точки зрения, пренебрегают мнением партнера или группы, что осложняет процесс общения, нередко приводя к конфликтам.

Ориентация на избегание неудач (ИН): шкала напрямую влияет на успешность коммуникации, активность испытуемого опосредуется потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Испытуемые, имеющие высокие показатели по этой шкале (12%), опасаются устанавливать контакты с окружающими в условиях риска, когда эффективность общения трудно спрогнозировать. Боясь потерпеть неудачу, такие люди минимали-зируют объем общения с окружающими, что приводит к непониманию партнеров, построению межличностных барьеров и.т.д.

Фрустрационная нетолерантность (ФН) характеризуется низким уровнем контроля над эмоциями в состоянии фрустрации. Когда потребности человека неудовлетворенны, он испытывает резкий всплеск отрицательных эмоций. При наличии высоких показателей по данной шкале (у 32%) испытуемый выплескивает эти эмоции на собеседника. Именно «Фрустрационная нетолерантность» осложняет процесс общения с людьми.

Таким образом, показатели шкал, способствующие успешной коммуникаций студентов и являющиеся наиболее благоприятными для построения межличностного общения ((СКН), (НН) (ССР), (ФН)), в процентном отношении выражены больше всего, что свидетельствует о затруднениях в общении.

Наиболее высокий процентный показатель наблюдается по шкале нетерпимость к неопределенности (НН) которая составила в общем 72% (плохая ориентировка в ситуациях общения в незнакомой обстановке, трудности в постановке коммуникативной задачи, из-за нерешительности и неспособности контролировать ситуацию). Достаточно высокий процентный показатель по шкале «Социально-коммуникативная неуклюжесть», которая составила в общем 44% (плохая ориентировка в ситуациях общения, растерянность в сложных ситуациях, труд-

Н.Г. Павловская психолого-педагогическое

ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ... направление

ности в постановке коммуникативной задачи). Также у испытуемых преобладает высокий показатель и по шкале ССР (повышенное стремление к статусному росту), что составило 36% (хотя испытуемые уже на четвертом курсе обучения, но статусные роли не закреплены окончательно, что затрудняет межличностные отношения и коммуникацию между членами группы).

Самые лучшие показатели по шкале «Ориентация на избегание неудач» (ИН). Всего у 12% опрошенных высокие показатели, указывающие на то, что активность студента опосредуется желанием избежать срыва, порицания, наказания, неудачи, а страх столкновения с отрицательной реакцией или боязнь быть неправильно истолкованным заставляет испытуемого избегать прямого контакта с окружающими, либо таких людей очень сложно вызвать на разговор.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, из всего выше сказанного, можно сделать вывод: наличие конкурентной среды на рынке педагогического труда обусловливает необходимость повышения конкурентоспособности будущих учителей и одной из приоритетных задач подготовки педагогических кадров становится развитие у них конкурентоспособности через формирование профессиональных компетенций [36-40]. Результаты нашего исследования показали, что одна из ключевых компетенций - социально-коммуникативная компетентность, как аспект конкурентоспособности будущих бакалавров образования, сформирована не в полной мере, следовательно, необходимо развивать ее параметры. Что осуществляется через комплексное использование педагогических и дидактических условий. Наиболее эффективными методами обучения, ориентированными на устную коммуникацию, можно считать формы учебного диалога, доклады, сообщения, ролевые и деловые игры, проектная деятельность, обсуждения, дискуссии, диспуты, тренинги, выступления на конференциях, семинарах, защита курсовых и дипломных проектов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Емельянова Л. А. Психология конкуренции и конкурентоспособности (на примере производственных организаций). Монография / Л. А. Емельянова. М.: Изд-во МГОУ, 2008. 440 с.

2. Митина Л. М. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / Л.М.Митина, Ю.А. Ко-реляков, Г.В. Шавырина и др.; Под ред. Л.М.Митиной. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 336 с.

3. Максимова Е. В. Развитие конкурентоспособности студента в образовательном процессе университета: Автореф. дис... канд. пед. наук. Оренбург, 2005. 151 с.

4. Широбоков С. Н. Оценка качества подготовки конкурентоспособных специалистов: кросс-культурный аспект: Учеб. пособие / Под ред. В. Г. Пузикова. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006. 194 с.

5. Каланова Ш. М., Бишимбаев В. К. Тотальный менеджмент качества в высшем образовании. Астана: Фолиант, 2006. 356 с.

6. Жданко Т. А. Образовательно-профессиональное пространство вуза как педагогическое условие формирования конкурентоспособности личности студента: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2011. 24 с.

7. Диагностика успешности учителя: Сборник методических материалов для директоров и заместителей учебных заведений руководителям школ. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. 160 с.

8. Чупрова О. Ф. Формирование конкурентоспособности личности будущего учителя в процессе экс-перто-аналитической деятельности: Дис. канд. пед. наук. Иркутск, 2004. 134 с.

9. Митина Л.М. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / Л.М.Митина, Ю.А. Ко-48

реляков, Г.В. Шавырина и др.; Под ред. Л.М.Митиной. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 336 с.

10. Соловьева Ю.В. Формирование конкурентоспособности студента в образовательном процессе: Дисс. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2005. 188 с.

11. Лебедев М.С. Развитие конкурентоспособности будущих учителей в образовательном процессе вуза: Дисс. .канд. пед. наук. Тольятти, 2012. 223 с.

12. Исмагилова Ф.С. Профессиональное консультирование: проблемы и подходы, Germany, Palmarium Academic Publishing, 2013. 205 c.

13. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Соловьева О.В. Введение в практическую и социальную психологию. -М.: Смысл, 2001. 373с.

14. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. №2. С.58-64

15. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 2000. 608 с.

16. Батаршев А.В. Психология профессионального становления учащейся молодежи / Под ред. А. А. Бода-лева. М.: Педагогика, 2004. 224с.

17. Есиркепова А.Б. Коммуникативная компетенция и ее составляющие // Бшм - Образование. 2003. №1. С.105-108

18. Микина Л.Х. Теоретический анализ проблемы общения // Психология в казахстанской школе. 2007. №4. С. 2-7.

19. Хуторской А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 4-е изд. М.: Смысл; «Академия», 2007.

20. Пранцова Г.В., Петрунина О.А. К вопросу о формировании коммуникативных компетенций бакалавров на основе освоения современных стратегий чтения и понимания текста // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 139-144.

21. Кипиченко Н.С. Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности будущих учителей начальных классов в процесе педагогической практики // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 107-109.

22. Зубкова Л.М. Изучение речевого этикета в педагогическом вузе в рамках формирования коммуникативной компетентности студентов (из опыта проведения занятий по курсу «культура речи учителя») // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6). С. 56-57.

23. Образование и наука. Энциклопедический словарь / гл. редактор Ж.К. Туйменбаев. - Алматы, 2008. 448 с.

24. Добрыдень А.В. Культура общения как составляющая профессионального мастерства педагога // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 2. С. 11-14.

25. Саутова Т.А. О результатах внедрения коммуникативных методов в обучение казахскому языку // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 232-234.

26. Смирнова Е.В. Формирование коммуникативного пространства языковой среды в условиях иноязычного информационного и коммуникационного взаимодействия // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 2. С. 33-36.

27. Телегина А.Т. Формирование навыков межличностной коммуникации в процессе обучения иностранному языку, ориентированных на реализацию ключевых компетенций // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 169-174.

28. Гайнуллина Л.Ф., Леонтьева Л.С. Право на коммуникацию: должное и сущее // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 4 (28). С. 217-225.

29. Лискина О.А. Подготовка будущих специалистов: основные тенденции и ориентиры // Вектор науки ТГУ Серия: Педагогика, психология. 2014. № 1. С.124-125.

30. Хугаева Ф.В. Толерантность как принцип воспи-

тания в поликультурном обществе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. №2 1. С. 71-74.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31. Сысоева Ю.Ю., Шамин Е.А. Повышение эффективности деятельности образовательных организаций // Вестник НГИЭИ. 2014. № 9 (40). С. 119-124.

32. Моисеев В.Б., Родионов М.А. Методология реализации дифференцированного подхода в процессе формирования мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов ссузов // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6. С. 140.

33. Осадченко И.И., Коновалова Е.Ю. Дидактическая система подготовки будущих учителей начальной школы в контексте изменения образовательной парадигмы // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 4 (26). С. 266-269.

34. Серикова А.Б. Коммуникативная компетенция и ее составляющие // Бшм - Образование. 2003. №1. С.19-21.

35. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2006. 208 с.

36. Бахусова Е.В. Моделирование траектории фор-

мирования профессиональных компетенций у студентов вузов в условиях компетентностной парадигмы профессионального образования // Вектор науки Тольяттинско-го государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 27-30.

37. Зубков А.Ф., Пономарёва Н.В., Захарова Т.В. Роль и значение профессиональных компетенций специалиста с высшим образованием в его успешной профессиональной деятельности // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 127-132.

38. Гудалина Т.А. Содержательная характеристика социально-профессиональной компетентности педагогов специализированных учреждений // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 46-49.

39. Ликсина Е.В., Хохлова Е.П. К вопросу о готовности будущих педагогов к разработке педагогических программных средств // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 173-178.

40. Платонова Р.И. Развитие ключевых компетенций будущего учителя // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009. № 3. С. 83-86.

STUDY OF COMMUNICATIVE COMPETENCE - ASPECTS OF COMPETITIVENESS

OF FUTURE EDUCATION BACHELORS

© 2015

N.G. Pavlovskaya, Master of Pedagogical Sciences, senior teacher of chair «Pedagogy». North Kazakhstan State University named after M.Kozybaev, Petropavlovsk (Kazakhstan)

Äbstract. Development of social relationships, the requirements of the market of intellectual work put forward the preparation of a competitive person professional education systems. The aspects of competitiveness pedagogical specialities graduates in the research of modern scientists are considered. Competitiveness of teachers from different points of view - is: specialist reaching goals in various educational situations; specialist with higher professional status; demand in a competitive environment. Several researchers term competitiveness of the future teacher associated with the development of the respective competences: 1 - orientation, professional competence, flexibility; 2 - motivational, informative, the operational; 3 - functional and structural components; 4 - professional qualifications, competence and professional competence, competitive advantage. The key competence of young professionals is communicative competence. Communicative competence - is: a set of skills for effective communication; system of internal resources for effective communication; theoretical training in interpersonal knowledge. Currently, a growing need for the development of communicative competence graduates of pedagogical specialties. The results of Study of communicative competence - aspects of competitiveness of future education bachelors. It makes a qualitative analysis of the formation of indicators of social and communicative competence: sociocommunicative clumsiness, intolerance of uncertainty, excessive desire for conformity, desire to the status growth, focus on avoiding failure and frustration intolerance. The detailed characterization manifestations of social and communicative competence of the behavior of the scale. It highlighted the need and indicates the pedagogical and didactic conditions for the development of social and communicative competence of future education bachelors.

Keywords: competition, competitive ability, graduates of pedagogical specialities, Future Bachelor of Education, competence, communicative competence, abour-market.

УДК 316.1:65.01

СУЩНОСТЬ, ТИПЫ И ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ

© 2015

Ю.А. Паршакова, аспирант

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия) Д.В. Лузина, аспирант МАОУ ДПОС Ресурсный центр Департамента образования, Тольятти (Россия)

Аннотация. В данной научной статье рассмотрен феномен социальных движений с точки зрения различных социологических теорий. Приведена классификация социальных движений, рассмотрены факторы, оказывающие существенное влияние на их функционирование.

Ключевые слова: волонтёрство, волонтёрская деятельность, благотворительность, общественные движения, социологическое исследование, анкетирование, молодёжь, Тольятти.

Нередко в обществе можно наблюдать коллективные действия людей, не являющихся членами определённой организации или социальной группы, но представляющие собой какие-либо социальные процессы. Подобного рода коллективные действия являются особой разновидностью социальных процессов, которые можно определить как социальные движения. В социологической теории социальные движения определяются не однозначно. Подавляющее количество зарубежных учёных-исследователей полагают, что интересующие нас

общественные движения представляются как некая коллективная активность, которая направлена исключительно против действующей системы власти и господствующей системы ценностей, что влечёт посыл к инициации социальных трансформаций, изменений. Американский социолог Герберт Блумер рассматривает социальные движения как «коллективные предприятия, нацеленные на установление нового строя жизни» [1, с. 74]. То есть, по его мнению, участниками социальных движений, как правило, являются инициативные предприимчивые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.