Научная статья на тему 'Развитие коммуникативной культуры будущего специалиста социально-культурной деятельности'

Развитие коммуникативной культуры будущего специалиста социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1131
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТА / РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / COMMUNICATION / COMMUNICATIVE CULTURE / COMMUNICATIVE COMPETENCE / COMMUNICATIVE CULTURE OF THE STUDENT / DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE CULTURE OF A FUTURE SPECIALIST OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стрельцова Елена Юрьевна, Бабанова Ольга Игоревна

Статья посвящена проблеме развития коммуникативной культуры будущего специалиста социальнокультурной деятельности. Под коммуникативной культурой мы понимаем интегральное качество личности, характеризующееся знанием законов и правил общения, сформированностью умений правильно выстраивать свою речь, чётко и убедительно защищать свою позицию, умением вести деловые переговоры, быстро ориентироваться в коммуникативной ситуации, продуктивно сотрудничать с коллегами и окружающими в процессе решения профессиональных задач. Развитие коммуникативной культуры будущих специалистов социально-культурной деятельности мы рассматриваем как педагогический процесс, осуществляемый в ходе аудиторной и внеаудиторной деятельности и направленный на формирование коммуникативной компетентности студента, выражающейся в готовности к использованию полученных знаний, умений и навыков в своей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE COMMUNICATIVE CULTURE OF A FUTURE SPECIALIST OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES

The article covers the problem of development of communicative culture of a future specialist of social and cultural activities. It provides an analysis of how the basic, fundamental, and private concepts about the research subject. Under the communicative culture we understand the integral quality of personality of a future specialist of social and cultural activities characterized by knowledge of the laws and rules of communication, the formation of skills to build up your speech clearly and convincingly defend their position, the ability to conduct business negotiations, to quickly navigate in a communicative situation productively with colleagues and others in the process of solving professional tasks. Development of communicative culture of future specialists social and cultural activities we regard as the pedagogical process carried out during classroom and extracurricular activities and is directed on formation of communicative competence of the student, expressed in the readiness to use the acquired knowledge and skills in their professional activities.

Текст научной работы на тему «Развитие коммуникативной культуры будущего специалиста социально-культурной деятельности»

{ ¡уазвитие коммуникативной культуры

будущего специалиста социально-культурной деятельности

УДК 37:159.923.2

Е. Ю. Стрельцова, О. И. Бабанова

Московский государственный институт культуры

Статья посвящена проблеме развития коммуникативной культуры будущего специалиста социально-культурной деятельности. Под коммуникативной культурой мы понимаем интегральное качество личности, характеризующееся знанием законов и правил общения, сформированностью умений правильно выстраивать свою речь, чётко и убедительно защищать свою позицию, умением вести деловые переговоры, быстро ориентироваться в коммуникативной ситуации, продуктивно сотрудничать с коллегами и окружающими в процессе решения профессиональных задач. Развитие коммуникативной культуры будущих специалистов социально-культурной деятельности мы рассматриваем как педагогический процесс, осуществляемый в ходе аудиторной и внеаудиторной деятельности и направленный на формирование коммуникативной компетентности студента, выражающейся в готовности к использованию полученных знаний, умений и навыков в своей профессиональной деятельности.

Ключевые слова-, коммуникация, коммуникативная культура, коммуникативная компетентность, коммуникативная культура студента, развитие коммуникативной культуры будущего специалиста социально-культурной деятельности.

E. Yu. Streltsova, O. I. Babanova

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

the development of the COMMUNICATIVE culture of a future specialist of SOCIAL and cultural activities

The article covers the problem of development of communicative culture of a future specialist of social and cultural activities. It provides an analysis of how the basic, fundamental, and private concepts about the research subject. Under the communicative culture we understand the integral quality of personality of a future specialist of social and cultural activities characterized by knowledge of the laws and rules of communication, the formation of skills to build up your speech clearly and convincingly defend their position, the ability to conduct business negotiations, to quickly navigate in a communicative situation productively with colleagues and others in the process of solving professional tasks. Development of communicative culture of future specialists social and cultural activities we regard as the pedagogical process carried out during classroom and extracurricular activities and is directed on formation of communicative competence of the student, expressed in the readiness to use the acquired knowledge and skills in their professional activities.

Keywords: communication, communicative culture, communicative competence, communicative culture of the student, development of communicative culture of a future specialist of social and cultural activities.

СТРЕЛЬЦОВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА — доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры

STRELTSOVA ELENA YURYEVNA - Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of social and cultural activities, Moscow State Institute (University) of Culture

БАБАНОВА ОЛЬГА ИГОРЕВНА — преподаватель кафедры теории и истории народной художественной культуры факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры

BABANOVA OLGA IGOREVNA — teacher of Department of theory and history of folk art culture, Faculty of social and cultural activities, Moscow State Institute of Culture

e-mail: Strelcovaelena9191@mail.ru1 © Стрельцова Е. Ю., Бабанова О. И., 2016

Личность проявляет и реализует себя в первую очередь в общении. Умение общаться является естественным качеством человека, даруемым ему природой. Вместе с тем нормы общения, нравственные эталоны, опыт общения вырабатываются в контексте исторического времени и представляют собой часть духовной культуры общества. Насущной потребностью современности является освоение человеком этого опыта, обучение его общению, воспитание как субъекта общения.

Формирование культуры общения, коммуникативной культуры продолжается непрерывно в течение всей жизни и деятельности человека. Целостное качество, позволяющее эффективно взаимодействовать с другими людьми, во многом определяется качеством и уровнем образования, полученным индивидом. Немаловажную роль в этом аспекте играет высшее образование. Обучение в вузе является одним из самых продуктивных периодов не только профессионализации будущих специалистов, но и формирования умения оптимально и целесообразно выстраивать общение с другими людьми. В связи с этим важной задачей высшего образования должно стать формирование у студентов коммуникативной культуры, которая обеспечит продуктивность их будущей профессиональной деятельности в постоянно меняющихся условиях современного социума, обеспечит высокую конкурентоспособность на рынке труда.

Требования к выпускнику вуза, сформулированные в виде системы разноплановых компетенций в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования, помимо профессиональных компетенций, определяющих способность выпускника осуществлять определённые виды профессиональной деятельности, декларируют коммуникативные умения (владение литературной, деловой письмен-

ной и устной речью, готовность разрабатывать документацию и пользоваться ею, знание норм делового, межличностного и межкультурного общения).

Коммуникативная компетентность, как неотъемлемая часть коммуникативной культуры, необходима всем специалистам, но для определённых профессий она становится важнейшей характеристикой личности профессионала. Особую важность коммуникативная компетентность приобретает в подготовке специалистов профессий системы «человек - человек», к которой относятся и бакалавры в области социально-культурной деятельности.

Кроме того, профессиональная сфера будущих специалистов социально-культурной деятельности является наиболее продуктивной для развития межкультурной коммуникации, диалога и взаимопонимания в условиях мировых интеграционных процессов.

Вместе с тем вопросы развития коммуникативной культуры будущих специалистов социально-культурной сферы, несмотря на их важность, пока не находятся в центре внимания научной и педагогической общественности. Изучение практики образовательного процесса в ряде вузов культуры позволяет прийти к выводу о том, что коммуникативная культура будущего специалиста зачастую формируется неконтролируемо, случайно, становясь побочной, малозначимой задачей профессиональной подготовки. Довольно немногочисленны и эмпирические исследования по этой тематике. Методологическая и теоретическая проработка рассматриваемой проблемы в наше время занимает умы многих исследователей, представляющих различные области науки: философию, психологию, социологию, психолингвистику, медицину, филологию, педагогику и другие, но также не решена окончательно. В частности, не представляется чётко выстроенным и тер-

минологическое обеспечение научного знания. Так, научное понятие «коммуникативная культура» до сих пор не нашло своего истолкования ни в педагогических словарях, ни в педагогических энциклопедиях. Определённая неоднозначность наблюдается и в исследовании содержания и структуры коммуникативной культуры.

Более тщательному рассмотрению в научной литературе подверглись такие родственные понятия, как «коммуникация» и «общение».

В новейшем «Философском словаре» коммуникация определяется как смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия. «При анализе и описании коммуникации необходимо различать коммуникацию в широком смысле - как одну из основ человеческой жизнедеятельности и многообразные формы речеязыковой деятельности, не обязательно предполагающие наличие содержательно-смыслового плана; информационный обмен в технологически организованных системах; мыслекоммуникацию как интеллектуальный процесс, имеющий выдержанный идеально-содержательный план и связанный с определёнными ситуациями социального действия; экзистенциальную коммуникацию как акт обнаружения Я в Другом [10, с. 422]».

Многозначность понятия подчёркивает Е. К. Черничкина, отмечая, что коммуникацию можно рассматривать как научное знание в рамках образовательной парадигмы; социальный феномен; информационный механизм; искусство (риторику); диалог смыслов на когнитивном уровне; влияние языка на личность и воздействие личности на язык [11, с. 72].

Проанализировав предлагаемые в научной литературе интерпретации понятия «коммуникация», мы пришли к выводу, что в узком смысле коммуникация часто трактуется как передача информации посред-

ством различных каналов и знаковых систем; а в широком смысле - как общение.

В «Кратком психологическом словаре» общение определяется как сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [7].

Средствами коммуникации являются различные знаковые системы: язык (устная и письменная речь), пара- и экстралингвистическая коммуникация (паузы, интонации), оптико-кинетические знаки (мимика, пантомимика, жесты). Коммуникация может быть межличностной, публичной, массовой, ей свойственны такие основные функции, как побудительная (убеждение, внушение, приказ, просьба), информативная (передача истинных или ложных сведений), экспрессивная (возбуждение эмоциональных переживаний), фатическая (установление и поддержка возможности коммуникативного контакта) [2, с. 147].

С момента подписания Россией Болон-ской декларации в 2003 году и вхождения России в единое европейское образовательное пространство в вузовской практике утвердился компетентностный подход к результатам обучения. Среди разноплановых компетенций, необходимых выпускнику для успешной реализации своих знаний, умений и навыков, важнейшую позицию заняла компетентность в области коммуникаций.

По мнению А. Барблан, генерального секретаря Ассоциации европейских университетов, «требование жизни везде одинаково: требуются студенты, способные выразить себя в письменной и устной форме, личности, способные рассуждать и отстаивать своё мнение перед коллегами, вести за собой, и только после этого требу-

ются работники, обладающие сноровкой в области своей профессии [1, с. 30-31]».

Коммуникативная компетентность подразумевает готовность специалиста осуществлять устное и письменное общение, умение устанавливать деловые контакты в разнообразных ситуациях профессионального взаимодействия, готовность взаимодействовать с окружающими, владение современными информационными технологиями. Коммуникативная компетенция выражается в способности человека не только адекватно воспринимать ту или иную информацию, но и участвовать в её формировании, в принятии определённых решений.

Краткое, но ёмкое определение коммуникативной компетентности мы находим в работах Л. А. Петровской: «Коммуникативная компетентность - это система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций профессионального взаимодействия [8]».

О. В. Журавлева выделяет три компонента коммуникативной компетентности: лингвистический, социолингвистический и прагматический. Лингвистическая компетенция включает знание фонетики, лексики и грамматики языка, её формированием в первую очередь занимается средняя школа. Социолингвистическая компетенция позволяет делать выбор с помощью языковых форм, применять и видоизменять их в зависимости от контекста, ситуации общения. Прагматическая компетенция рассматривает языковые средства в определённых функциональных целях. Развивать два последних компонента коммуникативной компетентности будущего специалиста, по мнению исследователя, призвана высшая школа [4, с. 77].

С понятием «коммуникативная компетентность» тесно связано понятие «коммуникативная готовность», которое, по мне-

нию В. А. Сластенина, предполагает наличие у профессионала высокого уровня развития умений и навыков эффективного взаимодействия с окружающими людьми, с сотрудниками и руководителями в профессиональной среде, готовности устанавливать, осуществлять, поддерживать и развивать деловое и личностное взаимодействие с коллегами по работе [9].

Коммуникативная компетентность формируется в процессе коммуникативной деятельности. Ряд исследователей определяет коммуникативную деятельность в процессе образования как деятельность, направленную на осуществление взаимодействия между преподавателем и студентом [2, с. 145-146].

По нашему мнению, необходимо несколько расширить это определение, учитывая коммуникативное взаимодействие в системе «студент - студент», «студент -профессиональная среда» (например, во время прохождения практик различного вида), самостоятельную деятельность студента (самоучение).

Результатом освоения коммуникативной компетенции является формирование коммуникативной культуры будущего специалиста. В научной литературе встречается множество трактовок понятия «коммуникативная культура», как в широком, так и узком значении. Наиболее частотным является определение этого термина через базовые компоненты, входящие в общую культуру личности: эмоциональную культуру (культуру чувств), культуру мышления, культуру речи (говорения) и культуру слушания [5, с. 94; 6, с. 44].

Т. А. Бирюкова, толкуя это понятие в широком значении, включает в коммуникативную культуру личности, кроме общепринятых культуры речи, культуры мышления и эмоциональной культуры, также эстетическую, нравственную и физическую культуру [2, с. 152].

Ряд подходов связан с определением коммуникативной культуры через коммуникативную компетентность, сформи-рованность коммуникативно значимых качеств личности. «Коммуникативная культура <...> определяется как совокупность умений и навыков, обеспечивающих доброжелательное взаимодействие людей, эффективное решение всевозможных задач общения. Она состоит из коммуникативной грамотности, что предполагает овладение психологическими и нравственными знаниями (фактами, представлениями, понятиями, нравственными законами, ценностями и т.д.), умениями, правилами и нормативами в сфере общения, проявляющимися в кругозоре, общей эрудиции, способности к позитивному размышлению и поискам выхода из сложившихся ситуаций, и коммуникативной этики [3, с. 69]».

Под коммуникативной культурой мы понимаем интегральное качество личности будущего специалиста социально-культурной деятельности, характеризующееся знанием законов и правил общения, сформи-рованностью умений правильно выстраивать свою речь, чётко и убедительно защищать свою позицию, умением вести деловые

переговоры, быстро ориентироваться в коммуникативной ситуации, продуктивно сотрудничать с коллегами и окружающими людьми в процессе профессиональной деятельности и решения профессиональных задач.

Развитие коммуникативной культуры будущих специалистов социально-культурной деятельности мы рассматриваем как педагогический процесс, осуществляемый в ходе аудиторной и внеаудиторной деятельности и направленный на формирование коммуникативной компетентности студента, выражающейся в готовности к использованию полученных знаний, умений и навыков в своей профессиональной деятельности.

Дальнейшее исследование будет посвящено выявлению необходимых условий развития коммуникативной культуры студентов, среди которых мы выделяем развивающую образовательную среду, систему педагогической диагностики, применение инновационных педагогических технологий, широкое использование возможностей организации педагогического воздействия не только в учебное, но и во внеаудиторное время.

Примечания

1. Барблан А. Иерархия знания // Alma Mater. 1994. № 3. С. 30-31.

2. Бирюкова Т. А. Развитие коммуникативной культуры студентов как одно из условий развития их когнитив-ности // Философия образования. 2012. Том 43. № 4. С. 144-153.

3. Войтенко Л. М. Коммуникативная культура студентов как фактор становления профессиональной компетенции современных специалистов // Гуманизация образования. 2010. № 3. С. 68-72.

4. Горлова Е. А., Журавлева О. В. Формирование эвристического мышления студентов технического вуза на занятиях по русскому языку и культуре речи как основа коммуникативной компетентности // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире : материалы XII Международной научно-практической конференции (15 декабря 2015 года). 2015. № 12-3. С. 76-79.

5. Дохоян А. М. Необходимость формирования коммуникативной культуры студентов // Педагогическое образование и наука. 2010. № 10. С. 93-95.

6. Ибатова А. З. Готовность к профессионально-ориентированному общению как характеристика коммуникативной культуры личности в структуре профессиональной подготовки студентов // Перспективы науки. 2014. № 12 (63). С. 43-45.

7. Краткий психологический словарь / [авт.-сост. : С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора]. Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. 317 с.

8. Петровская Л. А. Компетентность в общении : социально-психологический тренинг. Москва : Издательство Московского университета, 1989. 216 с.

9. Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика : учебное пособие для студентов вузов педагоги-

ческого профиля. 3-е изд., стер. Москва : Академия, 2004. 478 с.

10. Философский словарь / авт.-сост. : С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. Ростов-на-Дону : Феникс, 2010.

11. Черничкина Е. К. Научающая коммуникация как коммуникативная метадеятельность // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2006. № 3. С. 71-74.

References

1. Barblan A. Ierarhiya znaniya [The hierarchy of knowledge]. Alma Mater. 1994, no. 3, pp. 30-31.

2. Biryukova T. A. Development of the communicative culture of students as a condition for the development of their cognition. Philosophy of Education. 2012, vol. 43, no. 4, pp. 144-153. (In Russian)

3. Voitenko L. M. Kommunikativnaya kul'tura studentov kak faktor stanovleniya professional'noi kompetentsii sovremennyh spetsialistov [Communicative culture of students as a factor of formation of professional competence of modern specialists]. Humanization of Education. 2010, no. 3, pp. 68-72.

4. Gorlova E. A., Zhuravleva O. V. Heuristic thinking of technical college students in Russian and elocution course as the basis of their communicative competence. Fundamental and applied researches in the modern world. Materials XII of the International scientific and practical conference (15 December 2015). 2015, no. 12-3, pp. 76-79.

5. Dokhoyan A. M. Necessity of Formation Communicative Culture of Students. Pedagogical education and science. 2010, no. 10, pp. 93-95.

6. Ibatova A. Z. Preparedness to Professionally-Oriented Communication as a Feature of Communicative Culture of an Individual in Professional Training. Science Prospects. 2014, no. 12 (63), pp. 43-45.

7. Podoprigora S. Ya., Podoprigora A. S. Kratkii psikhologicheskii slovar [Concise dictionary of psychology]. Rostov on Don, Publishing house "Phoenix", 2012. 317 p.

8. Petrovskaya L. A. Competence of communication: social and psychological training. Moscow, Publishing house of Lomonosov Moscow State University, 1989. 216 p. (In Russian)

9. Slastenin V. A., Kashirin V. P. Psikhologiya i pedagogika [Psychology and pedagogy]. 3nd edition. Moscow, Publishing house "Academia", 2004. 478 p.

10. Podoprigora S. Ya., Podoprigora A. S. Filosofskii slovar [Philosophical dictionary]. Rostov on Don, Publishing house "Phoenix", 2010. 564 p.

11. Chernichkina E. K. Nauchayushchaya kommunikatsiya kak kommunikativnaya metadeyatel'nost' [Teaching communication as a communicative metaactivity]. Ivzestia of the Volgograd State PedagogicalUniversity. 2006, no. 3, pp. 71-74.

Система алгоритма в музыке,

гармония и гармоническое сольфеджио

УДК 378.978 П. А. Черватюк

Московский государственный институт культуры

В статье обращается внимание на сложность усвоения такой важной темы, как построение, соединение и разрешение аккордов в гармонии и гармоническом сольфеджио. При этом дисциплины музыкально-теоретического цикла, такие как гармония, и практические дисциплины, такие как гармоническое сольфеджио, не только обеспечивают жизненность музыкальных произведений, но и целенаправленно влияют на становление, развитие и воспитание будущих музыкантов - профессионалов широкого музыкального профиля. Предлагается инновационная методика в виде алгоритмической системы усвоения начального курса гармонии и гармонического сольфеджио. Ключевые слова: система алгоритма в музыке, научно-методические основы системы, гармония, гармоническое сольфеджио, аккорды, построение аккордов, соединение аккордов, разрешение аккордов.

ЧЕРВАТЮК ПЕТР АКИМОВИЧ - доктор педагогических наук, профессор кафедры музыкального образования факультета музыкального искусства Московского государственного института культуры, заслуженный деятель искусств Российской Федерации

CHERVATYUK PETR AKIMOVICH - Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of

Music Education, Faculty of Musical Arts, Moscow State Institute of Culture, Honored worker of arts of the ^^

Russian Federation

e-mail: nauka-v-vuze@rambler.ru © Черватюк П. А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.