Научная статья на тему 'Неаудиторная деятельность как ресурс развития коммуникативной культуры будущих руководителей этнокультурных центров'

Неаудиторная деятельность как ресурс развития коммуникативной культуры будущих руководителей этнокультурных центров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РУКОВОДИТЕЛЬ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ЦЕНТРА / COMMUNICATIVE CULTURE / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / COMMUNICATIVE COMPETENCE / THE HEAD OF THE ETHNO-CULTURAL CENTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабанова Ольга Игоревна

Статья посвящена проблеме развития коммуникативной культуры будущих руководителей этнокультурных центров. Актуальность данной проблемы заключается в том, что область профессиональной деятельности будущих этнокультурологов является сферой «повышенной» речевой ответственности. В связи с этим общение, как межличностное, так и межнациональное, становится важнейшим инструментом их деятельности, главным средством реализации профессиональных задач организационно-управленческого, педагогического и художественно-творческого характера. Большим педагогическим, но пока ещё слабо реализуемым потенциалом обладает организация внеаудиторной работы студентов. Автор анализирует современные формы внеаудиторной работы студентов, классифицируя их по способу организации студенческой аудитории на индивидуальные, групповые и массовые. Большое внимание уделяется рассмотрению интерактивных технологий внеаудиторной деятельности, направленных на развитие коммуникативной культуры будущих руководителей этнокультурных центров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTRACURRICULAR ACTIVITIES AS A RESOURCE OF DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE CULTURE FUTURE LEADERS OF ETHNO-CULTURAL CENTERS

The article covers the problem of development of communicative culture of future leaders of ethnic and cultural centers. The relevance of this problem lies in the fact that the area of professional activity of future etnokulturologiya is an area of “increased” voice of responsibility. In this regard communication as interpersonal and international, becomes the most important tool of their activities, the main means of realization of professional tasks organizational and administrative, pedagogical and creative nature. Great teaching, but poorly realized the potential of the organization of extracurricular work of students. The author analyzes the modern forms of extracurricular work of students, classifying them by way of organizing the classroom, individual, group, and mass. Great attention is paid to the interactive technologies of extracurricular activities aimed at the development of communicative culture of future leaders of ethnic and cultural centers.

Текст научной работы на тему «Неаудиторная деятельность как ресурс развития коммуникативной культуры будущих руководителей этнокультурных центров»

НЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕНТРОВ

УДК 378.18

О. И. Бабанова

Московский государственный институт культуры

Статья посвящена проблеме развития коммуникативной культуры будущих руководителей этнокультурных центров. Актуальность данной проблемы заключается в том, что область профессиональной деятельности будущих этнокультурологов является сферой «повышенной» речевой ответственности. В связи с этим общение, как межличностное, так и межнациональное, становится важнейшим инструментом их деятельности, главным средством реализации профессиональных задач организационно-управленческого, педагогического и художественно-творческого характера.

Большим педагогическим, но пока ещё слабо реализуемым потенциалом обладает организация внеаудиторной работы студентов. Автор анализирует современные формы внеаудиторной работы студентов, классифицируя их по способу организации студенческой аудитории на индивидуальные, групповые и массовые. Большое внимание уделяется рассмотрению интерактивных технологий внеаудиторной деятельности, направленных на развитие коммуникативной культуры будущих руководителей этнокультурных центров.

Ключевые слова-, коммуникативная культура, внеаудиторная работа, коммуникативная компетентность, руководитель этнокультурного центра.

The article covers the problem of development of communicative culture of future leaders of ethnic and cultural centers. The relevance of this problem lies in the fact that the area of professional activity of future etnokulturologiya is an area of "increased" voice of responsibility. In this

БАБАНОВА ОЛЬГА ИГОРЕВНА - преподаватель, аспирант кафедры теории и истории народной художественной культуры факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры BABANOVA OLGA IGOREVNA - teacher, doctoral student of Department of the theory and history of folk art culture, Faculty of social and cultural activities, Moscow State Institute of Culture

O.I. Babanova

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

EXTRACURRICULAR ACTIVITIES AS A RESOURCE OF DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE CULTURE FUTURE LEADERS OF ETHNO-CULTURAL CENTERS

e-mail: [email protected] © Бабанова О. И., 2017

regard communication as interpersonal and international, becomes the most important tool of their activities, the main means of realization of professional tasks organizational and administrative, pedagogical and creative nature.

Great teaching, but poorly realized the potential of the organization of extracurricular work of students. The author analyzes the modern forms of extracurricular work of students, classifying them by way of organizing the classroom, individual, group, and mass. Great attention is paid to the interactive technologies of extracurricular activities aimed at the development of communicative culture of future leaders of ethnic and cultural centers.

Keywords: communicative culture, extracurricular activities, communicative competence, the head of the ethno-cultural center.

Для цитирования: Бабанова О. И. Внеаудиторная деятельность как ресурс развития коммуникативной культуры будущих руководителей этнокультурных центров // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 1 (75). С. 116-121.

Формирование общей культуры, в том числе культуры общения, коммуникативной культуры, продолжается в течение всей жизни человека. Одним из определяющих периодов в процессе формирования личности является обучение в вузе. Развитие у будущих специалистов коммуникативной культуры становится важной задачей высшего образования.

Успешность профессиональной деятельности руководителей этнокультурных центров во многом определяется степенью сформированности у них коммуникативной культуры. От умения студентов общаться с преподавателями, сокурсниками, в профессиональной среде во время учебной и производственной практик, а также со всеми участниками этнокультурного диалога зависит эффективность усвоения ими духовных ценностей и нравственных норм, увлечённость учёбой и научной деятельностью, уровень профессионального и творческого развития.

Отметим, что область профессиональной деятельности будущих этнокульту-рологов является сферой «повышенной» речевой ответственности, поскольку общение, как межличностное, так и межнациональное, становится важнейшим ин-

струментом их деятельности, основным средством решения профессиональных задач организационно-управленческого, педагогического и художественно-творческого характера.

Формирование умения общаться, коммуникативной культуры — длительный и сложный процесс, требующий интеграции всех общепрофессиональных, профессиональных и узкопрофессиональных дисциплин, поскольку коммуникативная деятельность будущего специалиста обладает характеристикой целостностности и обеспечивается не простым суммированием отдельных предметных знаний, умений и навыков, а их системой, обладающей синергетическими свойствами. При этом коммуникативная компетентность выступает в роли некого междисциплинарного стержня, интегрирующего циклы или модули дисциплин, в основе которых лежит организация общения. Коммуникативная компетентность формируется в ряде дисциплин, преподаваемых будущим руководителям этнокультурных центров, таких как «Педагогика», «Журналистика в этнокультурной сфере», «Иностранный язык», «Менеджмент и маркетинг в сфере народной художественной культуры»,

«Организация и руководство народным художественным творчеством», «Педагогика народного художественного творчества», «Деловой этикет», «Арт-менедж-мент», «Литература», «Русский язык и культура речи» и многие другие.

Вместе с тем на пути развития коммуникативной культуры будущих специалистов существует немало проблем.

Многие исследователи отмечают, что «проблемы, связанные с коммуникативной культурой и коммуникативной компетентностью, обостряются, в частности, в юношеском возрасте в ходе профессиональной подготовки и проявляются в трудностях адаптации к новым социальным ролям при поступлении молодых людей в вуз, вступлении в самостоятельную жизнь, профессиональном становлении [3, с. 54]». Зачастую у первокурсников слабо сформирована языковая база, которая не позволяет им активно и плодотворно участвовать в учебном процессе по избранной специальности. Многие студенты младших курсов не умеют вести дискуссию, правильно выстраивать монолог, затрудняются формулировать определения понятий, не владеют достаточной аргументацией собственных высказываний, имеют скудный словарный запас и, как следствие, не способны организовать коммуникацию в профессиональной сфере.

В определённой степени вина за сложившееся положение лежит на недоработках предыдущего уровня образования. Вчерашние школьники, несмотря на то, что успешно освоили программу среднего образования, привыкли к описательному представлению информации в учебниках, реферативному изложению пройденного в письменной форме и к прямому пересказу прочитанного в учебниках.

Казалось бы, в этом нет проблемной ситуации — за годы учёбы в вузе студенты априори обязаны приобрести необходимые коммуникативные знания, умения и навыки. Между тем низкий уровень коммуникативной активности нередко наблюдается и у студентов старших курсов. Многие вузовские педагоги отмечают необходимость принуждения студентов к речевой активности. К тому же и сам учебный процесс зачастую базируется на пассивном взаимодействии вузовского преподавателя и студента, поскльку традиционные лекции основаны на монологе преподавателя, а семинарские занятия зачастую ограничиваются типовыми заданиями и вопросами преподавателя и ответами студентов. Зачастую главный упор делается на память обучаемого, а не на развитие самостоятельности его мыслительной и речевой деятельности. Письменные задания (контрольные и курсовые работы) изобилуют реферативными формами изложения материала. Способствовать преодолению вышеуказанных недостатков может более активное внедрение в учебный процесс интерактивных методов обучения. К ним, в частности, относится метод проектов. Суть метода проектов предусматривает необходимость дифференциации обучения, обращение внимания на личность студента, на его способности и возможности. Метод проектов основывается на принципах сотрудничества, включения обучающихся в активные и интерактивные виды деятельности [2, с. 92].

Необходимо заметить, что в практике обучения будущих руководителей этнокультурных центров этот метод используется довольно широко и успешно. Так, в ходе изучения курсов «Организация и руководство народным художественным

творчеством», «Организация и руководство этнокультурным центром», «Арт-менеджмент», «Этнокультурное проектирование» и других студенты-бакалавры разрабатывают проекты этнокультурных учреждений разного типа, разноплановых этнокультурных мероприятий. Ряд студенческих проектов был реализован на практике и из вида учебных работ перешёл в разряд современной социокультурной реальности.

Интерактивные методы позволяют сформировать необходимые личностные качества, знакомят с этикой взаимоотношений, развивают навыки самоорганизации и обеспечивают высокий уровень общения. Однако необходимо отметить, что данные технологии не должны полностью заменить традиционные методы в образовании, а призваны расширить и органично дополнить существующие.

Большим педагогическим, но пока ещё слабо реализуемым потенциалом обладает организация внеаудиторной работы студентов. Внеаудиторную работу студентов мы понимаем как педагогически организованное свободное время студентов, которое не только позволяет им получить коммуникативные знания, но и способствует их активному вовлечению в коммуникативную деятельность. Внеаудиторная деятельность не дублирует аудиторную, но вместе с тем является важным дополнением аудиторных занятий, обладающим целым рядом немаловажных преимуществ: отсутствием регламентированного расписания, возможностью выбора режима и продолжительности работы студентом [1, с. 177].

Во внеаудиторной работе с будущими руководителями этнокультурных центров мы предлагаем использовать индивидуальную, групповую, массовую формы.

Эти формы необходимо сочетать и связывать с учебными предметами. Так, например, в рамках освоения дисциплины «Художественная культура народов России» мы организовали серию экскурсий в художественные музеи, где в качестве экскурсоводов выступали сами студенты, готовившие сообщения о художнике (цикле картин).

Индивидуальная внеаудиторная работа проводится с теми студентами, которые готовят сообщения или доклады на заданную тему, пишут рефераты, статьи, эссе, принимают участие в работе студенческого научного общества, конкурсах, олимпиадах, творческих мероприятиях, встречах с выпускниками и т.д.).

В этой работе могут принимать участие все желающие. Так, среди студентов факультета социально-культурной деятельности МГИК был организован конкурс эссе на тему «Как я понимаю термин "культурная политика"». Победители конкурса приняли участие в заседании Совета Федерации Федерального Собрания РФ по вопросам разработки государственной культурной политики.

Групповая форма внеаудиторной работы рассчитана на относительно постоянный состав студентов, объединённых общими интересами. К этой форме, имеющей чёткую организационную структуру, относятся разнообразные кружки по развитию коммуникативных навыков и умений. Кружковая работа нацелена на оказание помощи студентам в овладении культурой общения в разнообразных речевых ситуациях, прежде всего связанных с их будущей профессией; на повышение общей культуры, развитие коммуникативных способностей, формирование готовности эффективно взаимодействовать с

партнёрами по общению, искать и находить собственный стиль общения, вырабатывать систему приёмов речевого самосовершенствования.

Студенты должны свободно владеть жанрами устной речи, необходимыми для свободного общения в процессе трудовой деятельности: уметь вести деловую беседу, обмениваться информацией, давать оценку; вести дискуссию и участвовать в ней; соблюдать правила речевого этикета; грамотно оформлять письменные тексты.

В связи с этим можно рекомендовать занятия кружка проводить в виде тренингов «Диалог», практикумов «Ответы на вопросы», предлагать задания, направленные на анализ ситуаций, которые могут возникнуть в будущей профессиональной деятельности («Аргументация»).

Продуктивным является использование на занятиях профессионально ориентированного текстового материала, который следует подбирать из учебников по специальности, научно-популярных пособий, газетных и журнальных статьей, отрывков из художественных произведений, материалов интернет-сайтов.

Также результативны деловые, ролевые игры, которые являются разновидностью метода имитации, подражания по заданным правилам. Эти игры приближают студентов к реалиям практической профессиональной деятельности и позволяют в большей мере развивать коммуникативность, формируют у них чувство уверенности в себе, дают возможность продемонстрировать определённую зрелость и здравый смысл [4, с. 74].

В качестве примера можно привести деловую игру «Рабочий день руководителя этнокультурного центра». В начале игры среди студентов распределяются роли ру-

ководителя, подчинённых, посетителей и экспертов. В ходе игры «руководитель» должен проанализировать поступившую документацию, выделив проблемы, требующие безотлагательного решения, принять решение или делегировать полномочия подчинённым, ответить на «звонки», отчитать опоздавшего сотрудника, принять посетителей и т.п. По окончании игры «эксперты» оценивают продуктивность и качество работы «руководителя».

Массовые формы внеаудиторной деятельности не имеют чёткой организационной структуры, К ним относят: студенческие конференции, «круглые столы», тематические вечера, организацию экскурсий, выставок, фольклорно-экспедици-онную работу, участие в школах профессионального мастерства и т.д. В качестве продуктивного опыта в этом направлении можно привести ставшую ежегодной межвузовскую научно-практическую конференцию, проводимую кафедрой теории и истории народной художественной культуры Московского государственного института культуры в рамках Недели толерантности. Студенты и магистранты выступают на конференции не только в роли докладчиков, но и организаторов экспозиций собственных работ, фотовыставок, авторов творческих этюдов, участников дефиле народного костюма и т.д.

В заключение хотелось бы отметить, что теоретические и экспериментальные исследования ресурсов развития коммуникативной культуры будущих специалистов социально-культурной сферы носят сегодня преимущественно фрагментарный характер и не отражают системное видение проблемы. Существуют определённые наработки, актуальные для этой профессиональной сферы, но пока не разрабо-

тана общая методология развития комму- ского образовательного процесса, а глав-

никативной культуры специалиста. Вместе ное — эффективность достижения высших

с тем от успешности решения этой задачи результатов в духовном и профессиональ-

во многом будет зависеть качество вузов- ном развитии обучающихся.

Примечания

1. Аргунова Г. А. К вопросу о внеаудиторной работе студентов неязыковых вузов в практике обучения иностранному языку // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 11. Том 3. С. 176-180.

2. Гозалова М. Р. Проектная деятельность как один из методов развития коммуникативной компетенции // Сервис в России и за рубежом. 2014. № 2 (49). С. 89-97.

3. Колмогорова Н. С. Изучение взаимосвязи направленности личности и коммуникативной компетентности студентов в контексте становления профессиональной культуры будущего специалиста // Вестник Алтайского государственного педагогического института. 2004. № 4-1. С. 54-61.

4. Лемтюгова Е. А. Совершенствование коммуникативной культуры студентов-логопедов средствами инновационных технологий // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2016. № 3 (7). С. 72-77.

References

1. Argunova G. A. On the question of extracurricular work of students of non-linguistic high schools in the practice of foreign language teaching. Humanities, Social-Economic and Social Sciences. 2015, no. 11, vol 3, pp. 176-180. (In Russian)

2. Gozalova M. R. Project work as a tool for communicative competence development. Service in Russia and Abroad. 2014, no. 2 (49), pp. 89-97. (In Russian)

3. Kolmogorova N. S. Izucheniye vzaimosvyazi napravlennosti lichnosti i kommunikativnoy kom-petentnosti studentov v kontekste stanovleniya professional'noy kul'tury budushchego spetsialista [Studying of interrelation of an orientation of the person and communicative competence of students in a context of formation of professional culture of the future expert]. Vestnik Altayskogo go-sudarstvennogo pedagogicheskogo instituta [Bulletin of the Altai State Pedagogical Institute]. 2004, no. 4-1, pp. 54-61.

4. Lemtyugova E. A. Improving of the communicative culture of student speech therapists by means of innovative technologies. Vestnik Saratovskogo oblastnogo instituta razvitiya obrazovaniya [Bulletin of the Saratov Regional Institute of Education Development]. 2016, no. 3 (7), pp. 7277. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.