Научная статья на тему 'Развитие коммуникативной компетентности иностранных студентов в процессе организации внеаудиторной работы в вузе'

Развитие коммуникативной компетентности иностранных студентов в процессе организации внеаудиторной работы в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА / ЕXTRACURRICULAR WORK / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / РЕЧЕВАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / INDEPENDENCE SPEECH / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галущинская Юлия Олеговна

В статье определены основные условия развития коммуникативной компетентности у иностранных студентов, обучающихся в русскоязычных вузах. Организация внеаудиторной работы студентов рассматривается как одно из основных условий коммуникативной адаптации иностранных студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галущинская Юлия Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of communicative competence of foreign students in the organization of extracurricular work in high school

The article defines the basic conditions for the development of communicative competence of foreign students studying in Russian-speaking schools. Organization of extracurricular work of students is regarded as one of the main conditions of the communicative adaptation of foreign students.

Текст научной работы на тему «Развитие коммуникативной компетентности иностранных студентов в процессе организации внеаудиторной работы в вузе»

культурной среды образовательного учреждения позволяет сгладить период адаптации иностранных студентов, ускорить успешное функционирование в определенной среде образовательного учреждения, обеспечить устойчивый интерес к овладению знаниями, умениями и навыками, способствует творческой и социальной активности, развитию коммуникативных навыков, стремлению к самореализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Галимова, В.Н. Проблемы социальной адаптации детей, находящихся в государственных учреждениях : материалы науч.-практ. конф. / В.Н. Галимова. - Челябинск, ЧГАКИ 2007. - 339 с.

2. Загвязинский, В.И. Педагогика : учебник для студентов высш. проф. образования / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова ; под ред. В.И. Загвязинского. - М. : Академия, 2012. - 352 с.

3. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков [Текст] / А.Е. Личко. - Л. : Медицина, 1983. - 256 с.

4. Сухарев, Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста (избранные главы) / Г. Е. Сухарев. - М. : Медицина, 1974. - 320 с.

УДК 378

Ю.О. Галущинская, г. Шадринск

Развитие коммуникативной компетентности иностранных студентов в процессе организации внеаудиторной работы в вузе

В статье определены основные условия развития коммуникативной компетентности у иностранных студентов, обучающихся в русскоязычных вузах. Организация внеаудиторной работы студентов рассматривается как одно из основных условий коммуникативной адаптации иностранных студентов.

Внеаудиторная работа, коммуникативная компетенция, речевая самостоятельность, социально-культурная среда.

J. O. Galushchinskaya, Shadrinsk

Development of communicative competence of foreign students in the organization of extracurricular work in high school

The article defines the basic conditions for the development of communicative competence offoreign students studying in Russian-speaking schools. Organization of extracurricular work of students is regarded as one of the main conditions of the communicative adaptation offoreign students.

Key words: еxtracurricular work, communicative competence, independence speech, socio-cultural environment.

Академическая мобильность студентов высшей школы обусловлена тенденцией реализации международного сотрудничества в русле интеграционных процессов мирового

образования. Обучение иностранных студентов являются одной из характеристик включения вуза в мировой процесс интеграции образовательных систем. Образовательная и социокультурная среда вузов, осуществляющих обучение иностранных студентов, может быть представлена определенной системой структур, координирующих и развивающих учебный процесс, реализующих социально-культурную адаптацию.

При этом адаптивная функция образовательной среды высшей школы становится ведущей, она понимается как создание условий, способствующих оптимальному и эффективному вхождению в социокультурную среду высшей школы зарубежных студентов с целью удовлетворения их образовательных потребностей.

Специфической особенностью воздействия образовательной среды в рамках организации учебного процесса зарубежных студентов является совокупность организационных мероприятий как аудиторного, так и внеаудиторного характера.

Активное овладение нормами культуры, традициями, обычаями, ритуалами, официальными нормативами и предписаниями, в инокультурном для иностранных студентов образовательном пространстве происходит успешнее в процессе активного включение иностранных студентов в неформальную коммуникативную деятельность в процессе организации и проведения воспитательных, культурно-образовательных, развлекательных и прочих мероприятий.

От уровня развития коммуникативной компетенции иностранных студентов напрямую зависит качество их профессиональной подготовки. В исследованиях Алмазовой Н.И., Батраевой О.М., Матвеевой Н.П. и пр. неоднократно отмечалось, что оптимальное соотношение форм аудиторной и внеаудиторной организации учебного процесса способствует развитию у иностранных студентов речевой самостоятельности, сознательного, творческого преобразования учебных навыков, полученных во время работы с преподавателем. Закрепление знаний строевых элементов, принадлежащих к соответствующим уровням языковой системы (фонологической, лексической, морфологической и синтаксической), правил развертывания дискурса (т.е. таких его компонентов, как речевые акты, речевые ходы, речевые шаги, их совокупности), параязыковых коммуникативных знаков в новых коммуникативных внеаудиторных условиях проходит наиболее успешно.

Однако, процесс формирования коммуникативной компетенции иностранных студентов во внеаудиторной работе не может происходить стихийно. Развитию коммуникативных навыков иностранных студентов способствует, по нашему мнению, соблюдение следующих дидактических условий. Во-первых, необходима управляемость процесса развития коммуникативной компетенции. Во-вторых, желательно привлечение к работе с иностранными студентами студентов вуза, имеющих достаточно высокий уровень развития коммуникативной компетентности. В-третьих, как преподаватели, так и студенты, работающие с иностранными студентами, должны иметь специальную психолого-педагогическую подготовку и систематически повышать свою квалификацию.

В процессе реализации первого из условий возможно построение процесса внеаудиторного взаимодействия на коммуникативной основе, предполагающей освоение преподавателем и студентом различных социальных ролей, «прорабатывание» многочисленных ситуаций, с которыми может столкнуться иностранец в стране

изучаемого языка. Снижение уровня «культурного шока», в состоянии которого находятся иностранные студенты, повышение уровня адаптированности к новым иноязычным условиям происходит в неформальном приобщении к «природе» русскоязычной коммуникации, в процессе понимания вербальных и невербальных этикетных и социокультурных особенностей общения на другом языке. Осуществление внеаудиторной работы возможно в рамках активного взаимодействия зарубежных студентов и структур принимающего вуза (международных отделов, центров академической мобильности, языковых клубов и пр.).

Реализация второго условия развития коммуникативной компетенции иностранных студентов возможна в процессе организации индивидуального и группового взаимодействия студентов не только в паре «преподаватель - иностранный студент», но и «иностранный студент - студент-носитель языка», «иностранный студент - любой носитель языка», «иностранный студент - иностранный студент». Развитие коммуникативных навыков происходит в этом случае происходит благодаря организации межличностного взаимодействия, основанного на принципе «равный - равному».

Широкие возможности для неформального взаимодействия в данном случае имеют такие формы организации работы студентов как тьюторское сопровождение иностранного студента студентом-носителем языка; выполнение студентом-носителем языка роли педагога в рамках занятий клуба общения на русском языке для иностранных студентов. В рамках данного клуба возможна организация игровых упражнений и занятий по совершенствованию навыков разговорного русского языка; игры-занятия могут предполагать обучение общению на обыденные, бытовые темы, а так же на заданные темы по культуре, истории, традициям русского народа. Также возможна организация экскурсий по городу, посещение краеведческого музея, театра и прочих культурных учреждений города. Студентам, активно участвующим в работе данного клуба в качестве педагога, данный вид деятельности может быть зачтен в качестве учебной, производственной и других видов практик.

Это обусловлено тем, что для студента-носителя языка такие формы организации взаимодействия также имеют большое значение и представляют собой практику, которая играет существенную роль в формировании профессионализма, помогает вникнуть в содержание и овладеть операциональными моментами профессиональной деятельности, максимально приблизится к ее условиям. Создается среда общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместных знаний, опыта, возможностью взаимной оценки и контроля.

Так же возможно привлечение иностранных студентов к работе в волонтерской группе. Добровольческая неформальная деятельность позволяет студентам вступать в интенсивное деловое взаимодействие, кооперировать свои усилия в поиске информации, самостоятельном решении проблемных задач. Если в процессе фронтальной и индивидуальной работы обучающий выступает как «дающая», а обучаемый — как «потребляющая» сторона, то групповая практическая работа побуждает иностранных студентов к совмещению функций «дающих» и «потребляющих». Кооперативное взаимодействие приобретает личностно-значимый смысл, стимулируя обмен знаниями,

взглядами, ценностями, опытом; развивает взаимопомощь, сотворчество и взаимоконтроль.

Групповое и межгрупповое взаимодействие расширяет возможности фронтальной и индивидуальной работы. О богатстве коммуникативного потенциала групповой работы говорит перечень ее основных признаков: деловое общение учащихся «лицом к лицу», самостоятельный поиск и принятие решений, межгрупповое взаимодействие, опосредованное руководство. Итогом сотрудничества в контактной группе и межгруппового общения является развитие комплекса таких важных умений, как установка на понимание и принятие партнера, взаимная терпимость, умение вести диалог, вербализировать результаты совместной работы, лидерские умения. В свою очередь реализация коммуникативного потенциала студента стимулирует переживания эмоционального удовлетворения межличностным взаимодействием, усиливая проявление творческой инициативы, дает возможность прочувствовать свое состояние как члена команды.

Систематическая специальная психолого-педагогическая подготовка и повышение квалификации преподавателей, а также студентов вуза, работающих с иностранными студентами, также являются необходимым условием развития коммуникативной компетенции иностранных студентов.

Среди профессионально важных качеств можно назвать такие характеристики, как способность к самообразованию и саморазвитию (актуализация мотивации и постоянная готовность к повышению квалификации и профессионализма, социальная активность, адаптивная мобильность),наличие дидактических способностей (способность к творческой импровизации, к позитивному влиянию на деятельность студента), готовность к принятию активной роли в процессе развития коммуникативной компетенции иностранных студентов (навыки организации межличностного общения), наличие нравственно-этических установок(лидерские качества, необходимые для передачи общечеловеческих и культурно-этнических норм, образец для подражания).

Таким образом, развивая коммуникативную компетентность иностранных студентов, необходимо меть в виду, что воспитательно-образовательный процесс вуза обязательно должен включать в себя как не только теоретическую, но и практическую составляющую. При этом, условием творческого саморазвития личности студента и показателем профессионального становления будущего специалиста, выступает социально-культурная среда учебного заведения, которая формирует особе видение мира, способствует становлению практических способов освоение системы взаимодействия между людьми определенной культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алмазова, Н.И. Подходы, принципы и технологии иноязычного образования в неязыковых вузах на современном этапе / Н.И. Алмазова // Вопросы методики преподавания в вузе : сб. ст. / под ред. проф. докт. пед. наук М.А. Акоповой. - СПб. : Нестор, 2006. - Вып. 9.

2. Батраева, О.М. Игровые технологии как средство активизации учебного процесса при формировании коммуникативной и социокультурной компетенций / О.М. Батраева // Теория и практика образования в современном мире : материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб. : Реноме, 2012. — С. 311-314.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.