МАТЕРИАЛЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ТРЕБОВАНИЯМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
10 декабря 2015 года
УДК 378
О.А. Вахрамеева, г. Шадринск
Социально-культурная среда образовательного учреждения как фактор социализации и адаптации иностранных студентов
В статье обоснована актуальность проблемы социализации и адаптации иностранных студентов посредством включения в социально-культурную среду образовательного учреждения. Представлены формы работы в организации социально-культурной среды образовательного учреждения позволяющие сгладить период адаптации, ускорить успешное функционирование иностранных студентов в Российских вузах.
Социально-культурная среда, образовательное учреждение, социализация, адаптация.
O.A. Vakhrameyeva, Shadrinsk
Socio-cultural environment of educational institutions as a factor of socialization and adaptation of foreign students
The article substantiates the relevance offoreign student's problems of socialization and adaptation by the inclusion of socio-cultural environment of the educational institution. Presented forms of work organization in the socio-cultural environment of educational institutions allow smooth adaptation period, accelerate the successful operation of foreign students in Russian universities.
Key words: socio-cultural environment, educational institution, socialization, adaptation.
С каждым годом в России растёт количество высших учебных заведений, готовых принимать на обучение иностранных студентов. Если до 1990 года иностранных студентов принимало около 250 ВУЗов бывшего РСФСР, то к настоящему времени их численность возросла более чем в три раза. Иностранные студенты в российских вузах являются представителями различных национальностей, но преобладающее большинство - это граждане стран бывшего СССР. Лидирующие позиции по количеству граждан, обучающихся в российских ВУЗах, сейчас принадлежат выходцам из Казахстана, КНР, Туркмении, Украины, Индии, Белоруссии, Азербайджана, Вьетнама, Таджикистана и Узбекистана. А, в общем, в России обучаются иностранные студенты из 173 стран мира.
В последнее время часто наблюдается довольно низкое знание русского языка у приезжающих на обучение иностранцев, в связи с этим многие из них, проходят краткосрочные или подготовительные курсы по изучению русского языка. Однако этого
недостаточно чтобы сгладить период адаптации, по нашему мнению социально-культурная среда учебного заведения призвана помочь иностранным студентам найти значительное место в общем деле, способствовать процессу социализации и адаптации.
Различные аспекты проблемы социальной адаптации издавна привлекали внимание психиатров, психологов, социологов, педагогов, физиологов. Результатом исследований в данной области является понимание того, что адаптация - это не только приспособление к успешному функционированию в определенной среде, но и способность противостоять отрицательным влияниям среды, дальнейшее психологическое, личностное, социальное развитие.
Попав в новые условия жизни, в незнакомую обстановку иностранные студенты становятся особенно уязвимы и податливы к отрицательным влияниям окружающей среды. Отклоняющееся поведение у них выражается, чаще всего, в таких проявлениях, как: агрессия, делинквентное и аддиктивное поведение. Поэтому студенты данной категории нуждаются в комплексной психолого-педагогической помощи, направленной на профилактику и коррекцию отклоняющегося поведения.
Для данного контингента студентов характерно попеременное проявление полярных качеств психики: целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью и неустойчивостью, повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях сменяются легкой ранимостью и неуверенностью в себе, потребность в общении - желанием уединиться, возвышенность чувств нередко уживается с сухим рационализмом и циничностью [3; 5]. Следовательно, адаптационные возможности таких студентов ограничены, поэтому любое изменение привычного социального окружения может оказаться травматичным. Неподготовленный переход в новые условия жизни может привести к различным вариантам дезадаптивного поведения, сопряженного со значительными эмоциональными нарушениями [1].
Первый этап адаптации это включение в социально-культурную среду образовательного учреждения. На данном этапе должны подбираться такие формы работы, которые позволяли бы сгладить период адаптации, найти значительное место иностранным студентам в общем деле.
Под социально-культурной средой мы понимаем воспитательную среду образовательного учреждения, сферу действия малых групп и входящих в нее личностей. В число составных элементов микросреды включается пространство деятельности и общения. Социально-культурная среда образовательного учреждения особая воспитательная система, в которую включен каждый обучающийся, она дает возможность осваивать определенную систему знаний, норм и ценностей, благодаря которым иностранные студенты становятся полноправными членами образовательного пространства данного вуза.
Важным моментом в организации воспитательной среды образовательного учреждения является установление благоприятного психологического климата, так как он отражает качественную сторону межличностных отношений, способствует развертыванию творческого потенциала, позитивной направленности личности.
Построение социально-культурной воспитательной среды в образовательном учреждении предполагает организацию единого творческого педагогического
пространства, социальной защищенности и комфортности с целью обеспечения свободной творческой деятельностью в соответствии с желаниями и склонностями студентов. Социально-культурная среда, особая воспитательная среда, которую можно определить как взаимодействие педагогического коллектива и студентов, в результате которого возникают различные социальные связи, эмоциональные отношения (симпатии, антипатии), познавательные интересы (взаимная оценка друг друга), поведенческие отношения (конкретные действия по отношению друг к другу).
Помощь педагогов в осознании своей ценности дает иностранным студентам эмоциональное удовлетворение, ощущение своей значимости для окружающих, что способствует более активному принятию им предлагаемых правил поведения, новых для них принципов и нравственных ценностей. Осознание своей человеческой ценности, так необходимое студентам данной категории, приходит тогда, когда педагог начинает замечать сам и обращать внимание окружающих на их позитивные качества и свойства.
При включении в социально-культурную среду образовательного учреждения происходит раскрытие резервов процесса взаимодействия субъектов помощи и поддержки в обеспечении устойчивого интереса к овладению знаниями, умениями и навыками.
Сказанное означает скоординированность воспитательно-педагогической деятельности субъектов помощи и поддержки, создание условий для вхождения в систему разнообразной деятельности, создание воспитывающей среды, в которой наиболее благополучно осуществляется проявление инициативности и самостоятельности.
При создании воспитывающей среды организуется совместная деятельность студенческого и педагогического коллектива, направленная на расположение к общению, поиску общих интересов. Совместное посещение проводимых для студентов мероприятий, способствует развитию сотрудничества, сокращению дистанции между участниками проводимых мероприятий, самораскрытию в процессе общения, эмоциональному психологическому сближению.
Процессуально важным является создание условий, обеспечивающих благоприятное продвижение к заданному образцу. К таковым условиям относится создание эмоционально-положительного фона общения, установление эмоционального контакта на основе индивидуального подхода, доброжелательность, тактичность, своевременное чуткое реагирование на изменения эмоционального контакта. Каждый педагог должен найти свой индивидуальный стиль общения со студентами данного контингента, наиболее способствующий творческому самовыражению, реализации педагогического потенциала. Разновидности такого стиля общения бесконечно разнообразны, для него характерны такие черты как универсальность, целесообразность и самобытность, артистичность (внешняя и внутренняя) [2 С. 60]. Этот процесс требует от педагогов особой гибкости, терпения и такта, взаимодействие всего педагогического коллектива, направленного на разработку и внедрение комплекса мероприятий по предупреждению основных трудностей социализации и адаптации иностранных студентов.
Таким образом, применение данных форм работы в организации социально-
культурной среды образовательного учреждения позволяет сгладить период адаптации иностранных студентов, ускорить успешное функционирование в определенной среде образовательного учреждения, обеспечить устойчивый интерес к овладению знаниями, умениями и навыками, способствует творческой и социальной активности, развитию коммуникативных навыков, стремлению к самореализации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Галимова, В.Н. Проблемы социальной адаптации детей, находящихся в государственных учреждениях : материалы науч.-практ. конф. / В.Н. Галимова. - Челябинск, ЧГАКИ 2007. - 339 с.
2. Загвязинский, В.И. Педагогика : учебник для студентов высш. проф. образования / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова ; под ред. В.И. Загвязинского. - М. : Академия, 2012. - 352 с.
3. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков [Текст] / А.Е. Личко. - Л. : Медицина, 1983. - 256 с.
4. Сухарев, Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста (избранные главы) / Г. Е. Сухарев. - М. : Медицина, 1974. - 320 с.
УДК 378
Ю.О. Галущинская, г. Шадринск
Развитие коммуникативной компетентности иностранных студентов в процессе организации внеаудиторной работы в вузе
В статье определены основные условия развития коммуникативной компетентности у иностранных студентов, обучающихся в русскоязычных вузах. Организация внеаудиторной работы студентов рассматривается как одно из основных условий коммуникативной адаптации иностранных студентов.
Внеаудиторная работа, коммуникативная компетенция, речевая самостоятельность, социально-культурная среда.
J. O. Galushchinskaya, Shadrinsk
Development of communicative competence of foreign students in the organization of extracurricular work in high school
The article defines the basic conditions for the development of communicative competence offoreign students studying in Russian-speaking schools. Organization of extracurricular work of students is regarded as one of the main conditions of the communicative adaptation offoreign students.
Key words: еxtracurricular work, communicative competence, independence speech, socio-cultural environment.
Академическая мобильность студентов высшей школы обусловлена тенденцией реализации международного сотрудничества в русле интеграционных процессов мирового