Научная статья на тему 'Игровые технологии как лингводидактическое средство при обучении русскому языку как иностранному'

Игровые технологии как лингводидактическое средство при обучении русскому языку как иностранному Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1989
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЛИНГВОДИДАКТИКА / ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО / GAME / GAME TECHNOLOGY / LINGUODIDACTICS / LINGUO-DIDACTIC MEANS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышенко Ольга Васильевна

Статья посвящена роли игровых технологий в обучении русскому языку как иностранному. Основное внимание уделено дидактическим функциям игры при формировании коммуникативной компетенции. Рассмотрены условия использования игровых технологий, а также приведена технологическая схема реализации игровых технологий на занятиях по русскому языку как иностранному. В статье сделан вывод о том, что использование игры положительно влияет на образовательный процесс и его результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернышенко Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAME TECHNOLOGY AS A LINGUO-DIDACTIC MEANS IN TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

The article focuses on the role of game technologies in teaching Russian as a foreign language. Emphasis is placed on didactic functions of the game during the formation of the communicative competence. The conditions for the usage of game technology are in focus, and the technological scheme of the gaming technology in the classroom for Russian as a foreign language is given. The article concludes that the usage of the game gives a positively affection on the learning process and its results.

Текст научной работы на тему «Игровые технологии как лингводидактическое средство при обучении русскому языку как иностранному»

УДК 811. 411. 21' 243

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

О.В. Чернышенко

Аннотация. Статья посвящена роли игровых технологий в обучении русскому языку как иностранному. Основное внимание уделено дидактическим функциям игры при формировании коммуникативной компетенции. Рассмотрены условия использования игровых технологий, а также приведена технологическая схема реализации игровых технологий на занятиях по русскому языку как иностранному. В статье сделан вывод о том, что использование игры положительно влияет на образовательный процесс и его результаты.

Ключевые слова: игра, игровые технологии, лингводидактика, лингводидактическое средство.

GAME TECHNOLOGY AS A LINGUO-DIDACTIC MEANS IN TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

О. Chernyshenko

Abstract. The article focuses on the role of game technologies in teaching Russian as a foreign language. Emphasis is placed on didactic functions of the game during the formation of the communicative competence. The conditions for the usage of game technology are in focus, and the technological scheme of the gaming technology in the classroom for Russian as a foreign language is given. The article concludes that the usage of the game gives a positively affection on the learning process and its results.

Keywords: game, game technology, linguodidactics, linguo-didactic means.

Социальные, культурные и экономические изменения, которые мы наблюдаем в образовании в начале XXI века, повлекли за собой изменения характера обучения. В дидактике существует широкий спектр способов развития коммуникативной и лингвокультурологической компетенций иностранных обучающихся. Целью изучения русского языка как иностранного является не его языковая система, а коммуникация на изучаемом языке. Игровые технологии помогают решать эти задачи.

Определение понятия «игровые

педагогические технологии» включает в себя комплекс приёмов и методов организации образовательного процесса в виде игр. Издавна учёные подчёркивали важность игры для развития интеллекта. Так, Платон утверждал, что игра - это одно из полезнейших занятий, а Аристотель считал её источником душевного равновесия, гармонии души и тела. Игровые технологии сегодня принято считать одной из инновационных образовательных технологий. Вопрос о применении игровых технологий в педагогическом процессе в методике преподавания не нов. Разработкой теории применения игр на занятиях, методологических основ игры, определением её социальной природы, значения для развития обучающегося в отечественной педагогике и психологии занимались А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др. Л.С. Выготский определил игру

как пространство «внутренней социализации» ребёнка, средство усвоения социальных установок [цит. по 3, с.152]. Д.Б. Эльконин утверждает, что игра выполняет четыре важнейших функции, так как является:

- средством развития мотивационно-потребностной сферы;

средством познания;

средством развития умственных действий;

- средством развития произвольного поведения [7, с.38].

У учебных игр есть ряд других функций:

- обучающая, так как они способствуют приобретению и формированию компетенций в рамках одной или нескольких учебных тем;

- мотивационно-побудительная: стимулируют учебно-воспитательную деятельность посредством положительного воздействия на личность обучающегося -расширения кругозора, развития мышления, и т.д.;

- ориентирующая, так как игры учат находить решение в конкретной ситуации и самостоятельно отбирать адекватные вербальные и невербальные средства коммуникации;

- компенсаторную, потому что игры приближают учебную деятельность к условиям использования языка в реальной жизни, тем самым компенсируя отсутствие или недостаток речевой практики [5, с.111].

В формировании речевой компетенции особую роль имеет правильное соотношение учебных целей и коммуникативных потребностей обучающихся. В методике преподавании иностранного языка и русского языка как иностранного игровые методы рассматриваются как особая система обучения, отличающаяся от традиционных несколькими параметрами:

- максимальная активизация студентов на занятии, что немаловажно, ведь, по мнению исследователей, стимулирование обучающихся к активным коммуникативным действиям и вовлечение их в образовательный процесс является одной из главных задач преподавателя

[9, с.26];

- мобилизация скрытых личностных резервов обучающегося.

Рассмотрим различные классификации учебных игр, которых сегодня в методической литературе существует огромное количество. Типологии игр строятся на основе их целей и задач, форм их проведения, степени сложности, способов организации, количественного состава участников. По целям и задачам обучения учебные игры, которые наиболее часто используют на занятиях по русскому языку как иностранному, принято разделять на аспектные и коммуникативные. Аспектные игры, в свою очередь, делятся соответственно на фонетические, лексические, грамматические, синтаксические, стилистические. Языковые игры помогают активизировать деятельность обучающихся на занятиях, а также развивают речевую инициативу. Коммуникативные игры нацелены на формирование компетенций во всех видах речевой деятельности. Каждому виду речевой деятельности соответствует

определённый вид учебной игры, нацеленный на обучение аудированию, монологической и диалогической речи, чтению и письму. По форме проведения принято выделять подвижные игры с вербальным компонентом, предметные игры, ситуационные игры, ролевые игры, интеллектуальные игры, соревнования и т.д. По способу организации игры бывают очные и дистанционные, письменные и устные, с опорой и без опор, имитационно-моделирующие, креативные и т.д. По степени сложности выполняемых действий учебные игры делятся на моноситуационные и полиситуационнные, а по длительности проведения - на продолжительные и непродолжительные. По количественному составу участников игры делятся на индивидуальные, парные, групповые, командные и коллективные [5, с.114].

Игра как форма организации занятия со студентами-иностранцами не только стимулирует

процесс коммуникации, но и приближает её к естественному общению. Игры обязаны соответствовать уровню подготовки и являться незаменимыми для введения и закрепления того или иного лексического и грамматического материала. С помощью игры целесообразно отрабатывать фонетические навыки,

активизировать грамматический и лексический материал, развивать навыки аудирования и устной речи. Благодаря игре можно также снять эмоциональное утомление, мобилизировать умственные усилия обучающихся. Игровые технологии развивают организаторские способности, навыки самодисциплины, создают позитивную обстановку на занятиях [6, с.69]. Целями игрового обучения студентов-иностранцев являются:

- развитие мышления языковыми средствами изучаемого языка;

- повышение мотивации к изучению русского языка и культуры;

- обеспечение личностного роста каждого участника игры;

- формирование и совершенствование умений вступать в межличностную коммуникацию [3, с.155].

Применение игровых технологий обучения русскому языку как иностранному, по мнению О.В. Гавриловой, способствует закреплению в памяти языковых моделей, созданию более ярких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности обучающихся [4, с.7]. Игровые технологии дают студентам возможность действовать в смоделированных учебно-профессиональных ситуациях.

Формирование коммуникативных навыков происходит за счёт использования игр, способствующих психологической готовности к речевому общению на иностранном языке, а также удовлетворяют естественную

необходимость многократного повторения языкового и речевого материала.

Использование игровых ситуаций на начальном этапе изучения русского языка как иностранного предоставляет возможность сформировать у иностранных студентов интерес к русскому языку, а также целенаправленно осуществлять личностно ориентированный подход к обучению, к тому же, они создают позитивное отношение к изучению языка, стимулируют самостоятельную речевую деятельность.

На начальном этапе обучения русскому языку как иностранному следует уделять больше внимания правильному артикулированию звуков. Учебная цель фонетической игры состоит в том, чтобы обучающиеся правильно произносили

звуки и могли идентифицировать их в речевом потоке; также важна и постановка интонирования. На начальном этапе обучения русскому языку как иностранному, как правило, фонетические игры используются регулярно и постепенно переходят от уровня слов, предложений и рифмовок к скороговоркам, стихам, песням. Грамматические и лексические игры направлены на употребление тех речевых образцов, которые содержат те или иные трудности. Обучающийся учится применять знания на практике, создавать естественную ситуацию для употребления грамматических конструкций в естественных ситуациях общения. Расширяется словарный запас.

Игра как форма обучения уместна не только на начальном, но и на последующих этапах обучения. Так, на старшей ступени обучения активное развитие получают чтение, монологическая и письменная речь, увеличивается словарный запас. Ведущим видом речевой деятельности обучающихся становится межличностная коммуникация. К тому же, игровой метод обладает огромным обучающим и психотерапевтическим потенциалом.

Игровая деятельность обладает постоянной технологической схемой:

1. Этап подготовки, в который входит разработка сценария, составление плана игры и характеристика ролей.

2. Этап объяснения игры - её режима, постановки проблемы, а также знакомство с раздаточным материалом.

3. Этап проведения игры.

4. Этап рефлексии: оценка и самоанализ; выводы и рекомендации.

Учебные игры, несомненно, помогают преодолеть языковой и психологический барьеры. Их использование позволяет концентрироваться на овладении речевыми умениями в процессе ситуации естественного общения [8, с.46]. Роль игры в ходе занятия и её продолжительность зависят от нескольких факторов, которые необходимо принимать во внимание при планировании урока. К таким факторам относятся уровень подготовки обучающихся, уровень их активной работы, степень сложности изучаемого или контролируемого материала, а также цели и задачи конкретного занятия. Опыт использования учебных игр демонстрирует их положительное влияние на воспитательно-образовательный процесс. Каждый вид игры выполняет определённую функцию и способствует накоплению языкового опыта, закреплению ранее полученных навыков, формированию речевых умений. На наш взгляд, игры активизируют

потребность в общении, формируют условия равного речевого партнёрства, сводят на нет психологический барьер между педагогом и обучающимся. Игра как педагогическая технология способствует развитию и закреплению языковых образов в памяти, предоставляет возможность использовать ранее полученные навыки общения в разных речевых ситуациях. Использование игры в обучении русскому языку как иностранному в большой степени облегчает образовательный процесс, делая его доступнее для понимания. Игра делает занятие разнообразнее и увлекательнее. Кроме того, игровые технологии значительно повышают эффективность занятия, привлекая студентов к активной коммуникативной деятельности.

Результаты исследования показывают, что регулярное использование игровых технологий в процессе изучения русского языка как иностранного помогает добиваться прочного усвоения языкового и речевого материала при возникновении дефицита учебного времени; при этом обеспечивается разнообразие видов учебной деятельности и форм общения. Появляется возможность разгрузить произвольную память обучающихся за счёт перевода учебной информации на непроизвольный режим тренировки, в оптимальные сроки вырабатывать у учащихся темп речи, близкий к среднему темпу речи носителей языка. Игровые технологии значительно увеличивают объём проработанного на занятии грамматического и лексического материала, интенсифицируют его усваивание, повышают качество образовательного процесса, помогают сформировать навыки и умения адекватных коммуникативных действий в социально значимых ситуациях речевого общения с использованием лингвистических и культурологических знаний [1, с.311]. Как показывает практика, игры помогают не только повысить качество успеваемости и расширить лексический запас обучающихся, но и способствуют развитию личностного и творческого потенциала, развивают

самостоятельность. Учебные игры развивают мышление, память, воображение, стимулируют творческие способности. Использование игр на занятиях и во внеаудиторной работе, несомненно, положительно влияет на качество обучения, повышая его эффективность. Как мы видим, грамотное применение игровых технологий в процессе обучения русскому языку как иностранному способствует прочному усвоению речевого и языкового материала при наличии дефицита аудиторного времени, при этом наблюдается разнообразие типов учебной деятельности и коммуникативных форм. Также

наблюдается разгрузка произвольной памяти обучающихся благодаря переводу учебной информации на непроизвольный режим тренировки, и у обучающихся в оптимальные сроки вырабатывается темп речи, близкий к среднему темпу речи носителей языка.

Таким образом, применение игровых технологий позволяет реализовывать стратегию интерактивной формы преподавания и новых тенденций в методике обучения, имеющих целью обновление процесса обучения за счёт его «оживления», т.е. практического учёта человеческого фактора, психологических

особенностей, а также коммуникативных, эмотивных, познавательных потребностей обучающихся.

Безусловно, игровые технологии не являются универсальной формой работы, без других приёмов и методов и без должной подготовки преподавателя они не принесут желаемого эффекта. Однако игровые приёмы, адекватно используемые в сочетании с традиционными, могут и должны устранять или хотя бы уменьшать трудности в овладении русским языком как иностранным.

Литература:

1. Батраева О.М. Игровые технологии как средство активизации учебного процесса при формировании коммуникативной и социокультурной компетенций / О.М. Батраева // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 311-314.

2. Батраева О.М., Бимурзина И.В. Интенсивные методы и технологии в преподавании РКИ / О.М. Батраева, И.В. Бимурзина // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). - Т. П. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 62-64.

3. Будакова О.В. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка / О.В. Будакова // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - С. 152-154.

4. Гаврилова О.В. Ролевая игра в обучении иностранному языку / О.В. Гаврилова // Английский язык («Первое сентября»). - 2008. - №1. - С. 7-8.

5. Колесникова И.Е. Игры на уроке английского языка / И.Е. Колесникова. - Минск: Народная Асвета, 1990.

6. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов / И.В. Никишина. - Волгоград: Учитель, 2007.

7. Петричук И.И. Ещё раз о игре / И.И. Петричук // Образование в современной школе. - 2006. - № 10. -С. 38-40.

8. Шарафутдинова Т.М. Обучающие игры на уроках английского языка / Т.М. Шарафутдинова // Иностранные языки в школе. - 2005. - № 8. - С. 46-50.

9. Шмелёва М.В. Интерактивное обучение как одно из требований к условиям реализации основных образовательных программ в вузах / М.В. Шмелёва // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 6. - С. 25-29.

Сведения об авторе:

Чернышенко Ольга Васильевна (г. Ростов-на-Дону, Россия), кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики ФПК и III 1С , Ростовский государственный медицинский университет, email: ovmed@mail.ru

Data about the author:

O. Chernyshenko (Rostov-on-Don, Russia), candidate of philological sciences, associate professor at the Department of Pedagogy, Rostov State Medical University, e-mail: ovmed@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.