Научная статья на тему 'Система алгоритма в музыке: гармония и гармоническое сольфеджио'

Система алгоритма в музыке: гармония и гармоническое сольфеджио Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1298
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА АЛГОРИТМА В МУЗЫКЕ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ / ГАРМОНИЯ / ГАРМОНИЧЕСКОЕ СОЛЬФЕДЖИО / АККОРДЫ / ПОСТРОЕНИЕ АККОРДОВ / СОЕДИНЕНИЕ АККОРДОВ / РАЗРЕШЕНИЕ АККОРДОВ / SYSTEM OF AN ALGORITHM IN MUSIC / SCIENTIFIC AND METHODICAL BASES OF SYSTEM / HARMONY / HARMONIOUS SOLFEGGIO / CHORDS / CREATION OF CHORDS / CONNECTION OF CHORDS / PERMISSION OF CHORDS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Черватюк Петр Акимович

В статье обращается внимание на сложность усвоения такой важной темы, как построение, соединение и разрешение аккордов в гармонии и гармоническом сольфеджио. При этом дисциплины музыкально-теоретического цикла, такие как гармония, и практические дисциплины, такие как гармоническое сольфеджио, не только обеспечивают жизненность музыкальных произведений, но и целенаправленно влияют на становление, развитие и воспитание будущих музыкантов профессионалов широкого музыкального профиля. Предлагается инновационная методика в виде алгоритмической системы усвоения начального курса гармонии и гармонического сольфеджио.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM ALGORITHM IN THE MUSIC: HARMONY AND HARMONIC EAR TRAINING

In article the attention to complexity of assimilation of such important subject as construction, connection and permission of chords in harmony and harmonious solfeggio is paid. At the same time disciplines of a musical and theoretical cycle, such as harmony, and practical disciplines, such as harmonious solfeggio, not only provide vitality of pieces of music, but also purposefully influence formation, development and education of future musicians professionals of a wide musical profile. The innovative technique in the form of algorithmic system of assimilation of an initial course of harmony and harmonious solfeggio is offered.

Текст научной работы на тему «Система алгоритма в музыке: гармония и гармоническое сольфеджио»

ческого профиля. 3-е изд., стер. Москва : Академия, 2004. 478 с.

10. Философский словарь / авт.-сост. : С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. Ростов-на-Дону : Феникс, 2010.

11. Черничкина Е. К. Научающая коммуникация как коммуникативная метадеятельность // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2006. № 3. С. 71-74.

References

1. Barblan A. Ierarhiya znaniya [The hierarchy of knowledge]. Alma Mater. 1994, no. 3, pp. 30-31.

2. Biryukova T. A. Development of the communicative culture of students as a condition for the development of their cognition. Philosophy of Education. 2012, vol. 43, no. 4, pp. 144-153. (In Russian)

3. Voitenko L. M. Kommunikativnaya kul'tura studentov kak faktor stanovleniya professional'noi kompetentsii sovremennyh spetsialistov [Communicative culture of students as a factor of formation of professional competence of modern specialists]. Humanization of Education. 2010, no. 3, pp. 68-72.

4. Gorlova E. A., Zhuravleva O. V. Heuristic thinking of technical college students in Russian and elocution course as the basis of their communicative competence. Fundamental and applied researches in the modern world. Materials XII of the International scientific and practical conference (15 December 2015). 2015, no. 12-3, pp. 76-79.

5. Dokhoyan A. M. Necessity of Formation Communicative Culture of Students. Pedagogical education and science. 2010, no. 10, pp. 93-95.

6. Ibatova A. Z. Preparedness to Professionally-Oriented Communication as a Feature of Communicative Culture of an Individual in Professional Training. Science Prospects. 2014, no. 12 (63), pp. 43-45.

7. Podoprigora S. Ya., Podoprigora A. S. Kratkii psikhologicheskii slovar [Concise dictionary of psychology]. Rostov on Don, Publishing house "Phoenix", 2012. 317 p.

8. Petrovskaya L. A. Competence of communication: social and psychological training. Moscow, Publishing house of Lomonosov Moscow State University, 1989. 216 p. (In Russian)

9. Slastenin V. A., Kashirin V. P. Psikhologiya i pedagogika [Psychology and pedagogy]. 3nd edition. Moscow, Publishing house "Academia", 2004. 478 p.

10. Podoprigora S. Ya., Podoprigora A. S. Filosofskii slovar [Philosophical dictionary]. Rostov on Don, Publishing house "Phoenix", 2010. 564 p.

11. Chernichkina E. K. Nauchayushchaya kommunikatsiya kak kommunikativnaya metadeyatel'nost' [Teaching communication as a communicative metaactivity]. Ivzestia of the Volgograd State PedagogicalUniversity. 2006, no. 3, pp. 71-74.

Система алгоритма в музыке:

гармония и гармоническое сольфеджио

УДК 378.978 П. А. Черватюк

Московский государственный институт культуры

В статье обращается внимание на сложность усвоения такой важной темы, как построение, соединение и разрешение аккордов в гармонии и гармоническом сольфеджио. При этом дисциплины музыкально-теоретического цикла, такие как гармония, и практические дисциплины, такие как гармоническое сольфеджио, не только обеспечивают жизненность музыкальных произведений, но и целенаправленно влияют на становление, развитие и воспитание будущих музыкантов — профессионалов широкого музыкального профиля. Предлагается инновационная методика в виде алгоритмической системы усвоения начального курса гармонии и гармонического сольфеджио. Ключевые слова: система алгоритма в музыке, научно-методические основы системы, гармония, гармоническое сольфеджио, аккорды, построение аккордов, соединение аккордов, разрешение аккордов.

ЧЕРВАТЮК ПЕТР АКИМОВИЧ - доктор педагогических наук, профессор кафедры музыкального образования факультета музыкального искусства Московского государственного института культуры, заслуженный деятель искусств Российской Федерации

CHERVATYUK PETR AKIMOVICH - Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of

Music Education, Faculty of Musical Arts, Moscow State Institute of Culture, Honored worker of arts of the ^^

Russian Federation

e-mail: nauka-v-vuze@rambler.ru © Черватюк П. А., 2016

1 НУ ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2016 ♦ 6 (74) ноябрь - декабрь =

P. A. Chervatyuk

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

the system algorithm in the music: harmony and harmonic ear training

In article the attention to complexity of assimilation of such important subject as construction, connection and permission of chords in harmony and harmonious solfeggio is paid. At the same time disciplines of a musical and theoretical cycle, such as harmony, and practical disciplines, such as harmonious solfeggio, not only provide vitality of pieces of music, but also purposefully influence formation, development and education of future musicians — professionals of a wide musical profile. The innovative technique in the form of algorithmic system of assimilation of an initial course of harmony and harmonious solfeggio is offered. Keywords: system of an algorithm in music, scientific and methodical bases of system, harmony, harmonious solfeggio, chords, creation of chords, connection of chords, permission of chords.

Научно-методическая система алгоритма в музыкальном искусстве, изучении курсов гармонии и практического гармонического сольфеджио разрабатывалась нами на протяжении десяти лет, и всё это время её педагогические возможности проверялись в ходе опытно-экспериментального процесса, который проходил в различных средних и высших учебных заведениях культуры и искусств, на педагогических музыкальных факультетах. Апробация показала, что изучение гармонии и гармонического сольфеджио по нашей системе проходит с наименьшей затратой времени и с высокой эффективностью, что гарантирует качественное обучение студентов и учащихся с различной подготовкой в сфере музыки.

В музыке, музыкальном искусстве весьма большое значение имеют дисциплины музыкально-теоретического цикла, такая как гармония, а также такая практическая дисциплина, как гармоническое сольфеджио. Эти дисциплины не только обеспечивают жизненность музыкальных произведений, но и целенаправленно влияют на становление, развитие и воспитание будущих музыкантов - профессионалов широкого музыкального профиля.

О необходимости подготовки в ходе вузовского образования музыкантов широкого профиля учёный-практик А. П. Ман-

сурова пишет следующее: «Подготовка современного профессионала широкого музыкального профиля в педагогических вузах России - объективная необходимость сегодняшнего дня, она отвечает современным общечеловеческим интересам, методологическим принципам национальной политики, где образование, обучение и воспитание являются главной движущей силой развития человеческого общества [4, с. 364]». Далее она отмечает, что «новый современный профессионал, пришедший в учреждение культуры или в общеобразовательную среднюю школу, самую массовую по своему составу, всегда найдёт творческое применение в любой специализации многогранного музыкального искусства. Он поведёт полноценные уроки музыки, возглавит руководство и обучение участников творческих коллективов и индивидуальные занятия в классах пения, оркестровых музыкальных инструментов, а также в классах фортепиано, баяна, аккордеона и классической шестиструнной гитары [4, с. 364]».

Широко рассматривая эту проблему в своих научных трудах, А. П. Мансурова подчёркивает, что «из сказанного следует, что педагог сферы музыкального искусства должен иметь большой запас профессиональных и творческих возможностей для того, чтобы быть готовым и способ-

ным ответить на желания и потребности своих учеников - факультативно обучать их на музыкальных инструментах (сольных и оркестровых), вокалу, хоровому пению, музыкально-театральному (оперному) искусству [4, с. 364]».

В целом именно такой широкий спектр педагогической деятельности и должен определять содержание модели современного педагога-музыканта, специалиста широкого музыкального профиля, достигшего высокого уровня профессионального мастерства [5, с. 66].

В классах гармонии и гармонического сольфеджио происходит развитие музыкальных способностей обучающихся, совенршенствуются музыкальный слух, память, общие музыкальные способности учащихся, закладываются основы их дальнейшей профессиональной деятельности в сфере музыкального искусства.

Гармонией, как известно, называется закономерное объединение звуков в аккорды и их логическая взаимосвязь между собой. Различают три значения термина «гармония»: первый - гармония как художественные средства музыкального искусства; второй - гармония как объект изучения; третий - гармония как учебный предмет.

В народной музыке гармония возникает из сочетания двух звуков. С развитием музыкального искусства утвердились гомофонный и полифонический склад письма. Гомофонным называется такой склад письма, при котором имеется один главный голос (мелодия) и аккомпанемент (сопровождение). При этом аккомпанемент (аккорды) может быть изложен в гармоническом (по вертикали) или мелодическом виде, то есть в виде какого-то мелодического рисунка.

Фактура, в которой все голоса самостоятельны, равноправны, называется полифонической. В полифоническом складе

письма каждый голос представляет собой самостоятельную мелодию, в то же время все они составляют одно целое, объединяясь гармонией. Постепенно, с развитием многоголосной музыки гармония достигает расцвета, и за ней утверждается название классической. Она и составила основу практического курса.

В практической гармонии откристаллизовались различные созвучия, их сочетания, которые и утвердились в музыкальной практике в виде трёх основных типов аккордов, получивших названия трезвучия, септаккорды и нонаккорды. Аккорд, состоящий из трёх звуков, стали называть трезвучием, из четырёх - септаккордом, а из пяти - нонаккордом.

Гармония неотделима от музыкально-художественного произведения. Знание гармонии позволяет более свободно воспринимать многоголосную музыку, ориентироваться в созвучиях и их взаимосвязи, влиять на развитие творческих способностей личности, её музыкальную деятельность. Это является весьма важным компонентом при такой работе музыканта, как инструментовка и аранжировка оркестровых и вокально-хоровых произведений. С гармонией плотно связаны компоновка и художественно-творческое развитие всего музыкального произведения, создаваемого композитором, равно как и выполняемая музыкантом инструментовка или аранжировка конкретного музыкального произведения.

Подчёркивая важность гармонии в музыкальном произведении, основоположник русской классической музыки М. И. Глинка отметил, что «дело гармонии ... дорисовать для слушателя те черты, которых нет и не может быть в вокальной мелодии [3, с. 22]».

О роли гармонии в музыке убедительно говорит также великий немецкий композитор Р. Шуман: «В музыке, как в шахматах, Королева (мелодия) обладает высшей

властью, но решает всегда король (гармония) [12, с. 80)». И в «Жизненных правилах и советах молодым музыкантам» он настаивал: «Изучи как можно раньше основные законы гармонии [2, с. 176]».

В связи с тем, что в учебные заведения культуры и искусств принимаются абитуриенты с самыми различными музыкальными способностями и общей музыкальной подготовкой, они при изучении гармонии испытывают большие затруднения, а существующая на сегодняшний день в гармонии система, которую принято называть традиционной, и разработанная к ней методика не позволяют этим студентам в короткое время преодолеть возникшие трудности.

Чтобы убедиться в том, насколько сложны существующая традиционная система и разработанная к ней методика построения, соединения и разрешения аккордов в гармонии и гармоническом сольфеджио, обратимся к трудам видных советских учёных-музыкантов в области гармонии.

«Игра на фортепиано всевозможных упражнений по гармонии, - писал, например, В. О. Берков в учебнике гармонии для специальных курсов музыкальных вузов, -является нередко "камнем преткновения", в том числе и на специальном курсе у хороших студентов, свободно справляющихся с другими практическими заданиями [1, с. 18]». И далее он подчёркивает, что «важнейшим обязательным условием ощутительного успеха в этой работе является её строго регулярный характер, притом в течение всего курса гармонии[1, с. 18]». А несколько ниже советует: «мы рекомендуем начинать такую ежедневную работу с построения и разрешения аккордов. Если нужно построить и разрешить на рояле любой аккорд, то реакция студента должна быть не только безошибочной, но и незамедлительной. В этом и заключается настоящее знание аккордов: каждый аккорд в любой тональности должен с равной лёг-

костью строиться в любом расположении, мелодическом положении; совершенно свободное владение аккордами на фортепиано является основой для игры секвенций и модуляций [1, с. 18]».

Пытаясь облегчить студентам задачу исполнения гармонических последовательностей, Б. А. Незванов, например, в методической разработке по сольфеджио для студентов-заочников музыкальных вузов даёт ограниченное количество вариантов соединения аккордов, но это не решает возникшей проблемы, ибо в практике, как мы знаем, аккорды могут быть в разных мелодических положениях и расположениях, а значит, потребуются и любые их соединения.

О. Л. Скребкова и С. С. Скребков в своём «Практическом курсе гармонии» отмечают, что «вопросы голосоведения являются в курсе гармонии наиболее трудоёмкими, требующими огромной затраты труда и времени для своего освоения и поэтому заслоняющими другие, не менее существенные стороны курса ... учащимся предлагается ограничиваться в основном только тесным расположением голосов и избегать скачкового голосоведения [6, с. 3]».

Заметим, что и эти ограничения не решают основной проблемы голосоведения и гармонии, где требуются прочные навыки и быстрая реакция при построении и соединении аккордов в любых мелодических положениях и расположениях. Это необходимо сделать другим путём.

На этом можно было бы и закончить обсуждение этой важной и весьма сложной проблемы в курсах гармонии и практического гармонического сольфеджио.

Однако Т. Бершадская обращает особое внимание на тему «Четырёхголосное изложение аккордов», «требующую длительного практического освоения. Ещё более длительного времени требует тема "Соединение трезвучий в кварто-квинто-

вом и секундовом соотношениях" [2, с. 7]». А несколько ниже она подчёркивает: «На всём протяжении курса, на всех отделениях необходимо требовать от учащихся построения и разрешения изучаемых аккордов и их обращений в заданных тональностях, расположениях, мелодических положениях ... Ещё до прохождения голосоведения ... рекомендуется приучать учащихся к построению аккордов на фортепиано в различных мелодических положениях ... [2, с. 28-29]».

Проведя такой глубокий анализ и длительную опытно-экспериментальную работу, мы смогли предложить решение этой сложной педагогической задачи в курсах гармонии и практического гармонического сольфеджио.

Как уже было сказано выше, мы создали систему алгоритма, которая подробно представлена в совершенно новом научном труде по курсу гармонии - «Научно-методические основы преподавания гармонии системой алгоритма».

Системой, как известно, называется внутреннее или внешнее упорядочение множества взаимосвязанных, взаимозависящих элементов, а решение сложных вопросов путём проведения простых операций называется алгоритмом.

Чтобы ещё раз подчеркнуть значение системы в науке и педагогической практике, приведём слова видного русского педагога К. Д. Ушинского: «Только система, конечно разумная, выходящая из самой сущности предметов, даёт нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой всё в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет [7, с. 355]».

Согласно разработанной нами системе, прежде чем приступить к выработке соединения аккордов, например двух трезвучий, надо:

1. Быстро и безошибочно уметь строить полное трезвучие (с удвоенной примой) в разных мелодических положениях в тесном и широком расположениях (наша методика их построения будет дана ниже).

2. Уметь устанавливать (определять) соотношения трезвучий - секундового, терцового и кварто-квинтового, и в соответствии с этим определять направление движения баса (вверх или вниз на интервал, обусловленный соотношением трезвучий - секунда, терция, кварта).

3. Выбрать для первого трезвучия мелодическое положение (примы, терции или квинты) и расположение (тесное или широкое).

Далее, исходя из выбранного мелодического положения и движения баса (вверх или вниз он движется на секунду, терцию или кварту, квинта здесь не учитывается для решения поставленной задачи), определить направление смены мелодических положений при соединении намеченных трезвучий (по кругу по часовой стрелке или по кругу против часовой стрелки) и в соответствии с направлением движения установить мелодическое положение второго трезвучия, которое всегда будет соседним, либо по часовой стрелке, либо против.

Для этого нами подготовлен круг, его мы разделили на три равных части и в верхней его точке (части) мы нанесли цифру 1, что означает мелодическое положение трезвучия примы, далее, при движении по часовой стрелке, во второй части круга нанесли цифру 3 (мелодическое положение терции) и в третьей части отрезка круга нанесли цифру 5 - мелодическое положение квинты.

Изучив основы нашей алгоритмической системы усвоения начального курса гармонии и гармонического сольфеджио, студенту необходимо отрабатывать навык определения соотношения трезвучий и движения баса в каждой паре трезвучий,

умение определять и осуществлять движение баса в каждой паре трезвучий на секунду, терцию, кварту - вверх или вниз, в зависимости от соотношения трезвучий, а не на септиму, сексту, квинту, которые здесь не учитываются.

Всю эту работу по приобретению таких навыков надо осуществлять на основе движения по кругу по часовой стрелке или движением против часовой стрелки, что зависит от соотношения трезвучий.

Круг надо нанести на лист бумаги и разделить на три равных части, обозначить точки этих частей по часовой стрелке, начиная с верхней части - прима, терция, квинта. Выработка этих навыков подведёт студента к усвоению очередного алгоритма нашей системы - построению полных трезвучий во всех мелодических положениях тесного и широкого расположений, что обеспечит высокую эффективность и качественное построение полных трезвучий.

Примечания

1. Берков В. Гармония : учебник : [для специальных курсов заочных, очных и вечерних отделений музыкальных вузов]. 2-е издание. Москва : Музыка, 1970. 672 с.

2. Бершадская Т О методике преподавания гармонии в музыкальных училищах : методическое пособие. Ленинград : Музыка. [Ленингр. отд-ние], 1969. 39 с.

3. Глинка М. И. Заметки об инструментовке // [Сочинения] М. И. Глинки. Санкт-Петербург : Ф. Стелловский, 1862. 8 с.

4. Мансурова А. П. Народное художественное творчество: обучение пению и инструментальному аккомпанементу : учебное пособие. Москва : МГУКИ, 2009. 364 с.

5. Мансурова А. П. Профессиональное мастерство специалиста-универсала народного художественного музыкального творчества : учебное пособие. Москва : МГПУ, 2009.

6. Скребкова О. Л., Скребков С. С. Практический курс гармонии : учебник для вокальных факультетов консерваторий / Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных. Кафедра теории музыки. Москва : Музгиз, 1952. 200 с.

7. Ушинский К. Д. Собрание сочинений : в 11 томах. Том 5: Методические статьи и материалы к «Детскому миру». Москва ; Ленинград : Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1949. 591 с.

8. Черватюк П. А. Научно-методические основы преподавания гармонии системой алгоритма. Часть 1. Москва : Советский композитор, 1990. 120 с.

9. Черватюк П. А. Научно-методические основы преподавания гармонии системой алгоритма. Часть 2. Москва : Советский композитор, 1990. 320 с.

10. Черватюк П. А. Гармоническое сольфеджио и методика его преподавания : учебно-методическое пособие. Краснодар : Книжное издательство, 1983. 62 с.

11. Шуман Р. Из памятной и поэтической записной книжки майстера Раро, Флорестана и Эвсебия // О музыке и музыкантах : собрание статей : в 2 томах / сост., текстол. ред., вступ. статья, коммент. и указ. д-ра искусствоведения Д. В. Житомирского ; пер. с нем. А. Г. Габричевского и Л. С. Товалевой. Москва : Музыка, 1975. Том 1.

12. Шуман Р. О музыке и музыкантах : собрание статей : в 2 томах / сост., текстол. ред., вступ. статья, ком-мент. и указ. д-ра искусствоведения Д. В. Житомирского ; пер. с нем. А. Г. Габричевского и Л. С. Товалевой. Москва : Музыка, 1975-1979.

References

1. Berkov V. Garmoniya [Harmony]. 2nd edition. Moscow, Publishing house "Music", 1970. 672 p.

2. Bershadskaya T. O metodike prepodavaniya garmonii v muzykal'nykh uchilishchakh [The methodology of teaching harmony in music schools]. Leningrad, Publishing house "Music", 1969. 39 p.

3. Glinka M. I. Zametki ob instrumentovke [Notes about instrumentation]. Sochineniya M. I. Glinki [M. I. Glinka's compositions]. St. Petersburg, 1862. 8 p.

4. Mansurova A. P. Narodnoe khudozhestvennoe tvorchestvo: obuchenie peniyu i instrumental'nomu akkompanementu [Folk arts: singing and instrumental accompaniment]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2009. 364 p.

5. Mansurova A. P. Professional'noe masterstvo spetsialista-universala narodnogo khudozhestvennogo muzykal'nogo tvorchestva [Professional skills specialist-universal folk art and music]. Moscow, Publishing house of Moscow City University, 2009.

6. Skrebkova O. L., Skrebkov S. S. Prakticheskii kurs garmonii [Practical course on harmony]. Moscow, Muzykal'noe gosudarstvennoe izdatel'stvo [Musical state publishing house], 1952. 200 p.

7. Ushinsky K. D. Sobranie sochinenii, v 11 tomakh. Tom 5: Metodicheskie stat'i i materialy k "Detskomu miru" [Collected works, in 11 volumes. Volume 5: Methodical articles and materials to "Toy Store"]. Leningrad, Publishing house of Academy of pedagogical sciences of RSFSR, 1949. 591 p.

8. Chervatyuk P. A. Nauchno-metodicheskie osnovy prepodavaniya garmonii sistemoi algoritma. Chast' 1 [Scientific-methodical bases of teaching harmony algorithm system. Part 1]. Moscow, Publishing house "Soviet composer", 1990. 120 p.

9. Chervatyuk P. A. Nauchno-metodicheskie osnovy prepodavaniya garmonii sistemoi algoritma. Chast' 2 [Scientific-methodical bases of teaching harmony algorithm system. Part 2]. Moscow, Publishing house "Soviet composer", 1990. 320 p.

10. Chervatyuk P. A. Garmonicheskoe sol'fedzhio i metodika ego prepodavaniya [Harmonic ear training and the methods of teaching]. Krasnodar, 1983. 62 p.

11. Shuman R. [Schumann Robert] Iz pamyatnoi i poeticheskoi zapisnoi knizhki maistera Raro, Florestana i Evsebiya [Of the memorable and poetic notebooks of Meister Raro, Florestan and Eusebia]. Shuman R. [Schumann Robert] O muzyke i muzykantakh: sobranie statei, v 2 tomakh, tom 1 [About music and musicians: collection of articles, in 2 volumes, vol. 1]. Moscow, Publishing house "Music", 1975.

12. Shuman R. [Schumann Robert] O muzyke i muzykantakh: sobranie statei, v 2 tomakh [About music and musicians: collection of articles, in 2 volumes]. Moscow, Publishing house "Music", 1975-1979.

собенности формирования вариативного профессионального мышления музыканта

в классе фортепиано в вузе

УДК 378.978 В. С. Корина

Московский государственный институт культуры

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье рассматриваются основные теоретические, методические и практические аспекты формирования вариативного мышления как профессиональной характеристики музыканта в классе фортепиано в вузе. Сформированность мышления музыканта определяется в качестве ключевой характеристики его авторского метода, развитой способности анализировать проблемы в контексте закономерностей музыкального искусства и педагогики, оценивать со своих профессиональных позиций практически любое явление в сфере своей деятельности. Исследуются компоненты профессионального мышления музыканта в классе фортепиано, высказывается мнение о содержании и результатах функционирования профессионального мышления. На основе анализа и синтеза представленных на сегодняшний день определений мышления, музыкального мышления, профессионального мышления, а также категории вариативности автором сформулировано и предложено к введению в научно-практический оборот музыкальной педагогики содержание понятия вариативного профессионального мышления музыканта в классе фортепиано.

Ключевые слова: подготовка музыканта-педагога в вузе, мышление, профессиональное мышление, музыкальное мышление, вариативное профессиональное мышление музыканта в классе фортепиано.

КОРИНА ВЕРОНИКА СТАНИСЛАВОВНА — кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования факультета музыкального искусства Московского государственного института культуры

KORINA VERONIKA STANISLAVOVNA - Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor of Department of music education, Faculty of Musical Arts, Moscow State Institute of Culture 177

e-mail: nika-korina@rambler.ru © Корина В. С., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.