Научная статья на тему 'Инновационная алгоритмическая система построения аккордов в музыке'

Инновационная алгоритмическая система построения аккордов в музыке Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
218
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ ЦИФРОВАЯ СИСТЕМА / ПОСТРОЕНИЕ АККОРДОВ / МАССОВОЕ ОБУЧЕНИЕ МУЗЫКЕ / ПОДГОТОВКА МУЗЫКАНТОВ-ПРОФЕССИОНАЛОВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мансурова Анна Петровна

В статье представлены основные положения авторской системы по-строения аккордов в рамках музыкальной подготовки бакалавров и магистров в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная алгоритмическая система построения аккордов в музыке»

Литература

1. Глинка М. И. Заметки об инструментовке. СПб., 1862. С. 3.

2. Шуман Р. Жизненные правила и советы молодым музыкантам / пер. с нем. П. И. Чай-

ковского. М., 1903.

3. Арчажникова Л. Г. Теоретические основы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1986. С. 33.

p. A. cHERVATYuK. musical ART: BAcHELoR's DEGREE AND MA course

The author of the article reflects on the peculiarities, problems and prospects of development of the system of two-staged higher musical education in Russia.

Key words: role of music in general education, training of a professional musician, new author's systems and methods.

А. П. МАНСУРОВА

ИННОВАЦИОННАЯ АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОСТРОЕНИЯ АККОРДОВ В МУЗЫКЕ

В статье представлены основные положения авторской системы построения аккордов в рамках музыкальной подготовки бакалавров и магистров в вузе.

Ключевые слова: алгоритмическая цифровая система, построение аккордов, массовое обучение музыке, подготовка музыкантов-профессионалов.

В настоящее время реформа высшей школы в России сопровождается большими сложностями. Среднее звено - колледжи - еще не окрепло в новых формах, предполагающих наличие бакалавриата и магистратуры. Глубокие перемены общего и профессионального образования начаты без надлежащей материально-технической базы, при отсутствии необходимой психологической подготовки руководящих кадров учебных заведений, соответствующих учебно-методических рекомендаций, пособий для педагогического персонала, призванного осуществить требуемые преобразования.

В свете указанных проблем основная задача преподавателей - создавать новые учебные пособия и учебники, которые строились бы на инновационных системах, предназначенных для вузов культуры и искусств, преподавателей музыкально-педагогических факультетов, бакалавров и магистров очной и заочной форм обучения. Такие разработки явились бы важным структурирующим звеном в цикле профилирующих дисциплин при подготовке специалистов широкого музыкального профиля.

Необходимо отводить первостепенное место теоретической части и только затем переходить к практическому освоению навыков и умений в специальных классах - при обучении игре на одном из музыкальных инструментов. Здесь важное место занимает работа над мелодией и гармонией музыкального произведения. Нам удалось разработать инновационную алгоритмическую систему, обеспечивающую высокую эффективность усвоения аккордов в музыке, что способствует решению одной из главных задач системы высшего образования - совершенствованию музыкальной подготовки выпускников вузов, ориентированных на профессиональную деятельность в области музыкального искусства.

Поскольку теория не может существовать без практики, мы предложили комплексную систему

обучения пению и исполнению гитарного аккомпанемента, в которой широко используются различные аккорды, что облегчает и интенсифицирует процесс усвоения учебного материала. Система апробирована двухгодичной опытно-экспериментальной работой в различных учебных заведениях.

Культура и образование неразрывно связаны творческими нитями, идущими от различных видов искусств (театр, музыка, кино, изобразительное искусство, скульптура, архитектура). В их гармонии проявляет себя гуманная жизненная сила, влияющая на все сферы человеческого бытия.

При изучении музыки и обучении игре на музыкальных инструментах важное место отводится практическому курсу гармонии - науки об аккордах, их построении и соединении с соблюдением логики развития последовательности в музыкальном произведении. Все аккорды строятся от баса к сопрано (снизу вверх). Название каждого звука в аккорде происходит от наименований певческих голосов - бас, тенор, альт, сопрано, поэтому является условным. Следовательно, играются аккорды в четырехголосном изложении в точности как написано, а так как в классе сольфеджио ученики поют звуки каждого аккорда в доступном им диапазоне (октаве) человеческого голоса, то низкие или высокие звуки оказываются октавой выше или ниже. Пение аккордов по вертикали, в сочетании с пением мелодий, интенсивно развивает музыкальный слух и голос учащихся, совершенствует их музыкальные способности.

Без аккордов не может быть музыки, и там, где аккорды не написаны, - они незримо присутствуют в мелодии музыкального произведения. При исполнении мелодии голосом или на музыкальном инструменте надо уметь играть аккомпанемент, состоящий из различных аккордов. Правильно соединять их между собой и воспроизводить на му-

30 "Культурная жизнь Юга России"

№ 2 (49), 2013

зыкальном инструменте студенты учатся в курсе гармонии. Но прежде чем сыграть тот или иной аккорд, его надо правильно построить: знать порядок расположения звуков в каждом из четырех голосов - в басу, в теноре, в альте и в сопрано. Все эти правила изучают в классе гармонии средних и высших учебных заведений, и эта задача является одной из сложнейших в музыке.

Чтобы облегчить изучение аккордов, сделать сложную учебную дисциплину доступной широкому кругу желающих обучаться музыке, мы разработали и предложили цифровую систему построения аккордов в музыке в четырехголосном изложении во всех мелодических положениях и расположениях. Созданная на базе алгоритма полного трезвучия (с удвоенной примой или развернутого), где лишний звук заменяется на недостающий в требуемом аккорде, она обладает высокой эффективностью.

Методика преподавания аккордов в курсе гармонии привлекала внимание и других ученых, однако они шли иными путями. Разработчики традиционной системы учебного курса гармонии для ссузов и вузов отмечали большие сложности при усвоении аккордов в процессе их изучения, при построении аккордов и соединении голосов между собой. Одни называли работу с аккордами за фортепиано «камнем преткновения» [1], другие предлагали использовать только тесное расположение аккордов и избегать скачкового голосоведения [2], третьи подчеркивали в своих методических трудах необходимость «длительного практического усвоения», особенно при соединении голосов [3]. Б. Незванов предлагал изучать ограниченное количество вариантов соединения аккордов [4]. Обозначенная тем самым проблема послужила для нас стимулом к разработке иной, нетрадиционной системы построения и соединения аккордов при их изучении.

Начинать работу над аккордами необходимо с устного построения трезвучий в элементарном виде, в которых следует хорошо знать, какой звук является примой, терцией и квинтой. Возьмем элементарный вид До-мажорного трезвучия До, Ми, Соль. Примой здесь является нота До, обозначаемая арабской цифрой 1, терцией - Ми (цифра 3), а квинтовым тоном - нота Соль (цифра 5). Напомним, что элементарным видом аккорда называется такое его простейшее изложение, где трезвучия и их обращения излагаются трехголосно, а септаккорды - четырехголосно, и между двумя соседними звуками не может быть помещено ни одного звука этого аккорда. Так как в теоретических курсах обычно изучается четырехголосный склад, в элементарном виде трезвучия стали удваивать его приму или терцию, изредка - квинтовый тон. Мелодическое положение каждого аккорда определяется звуком, который находится в сопрано.

Построить любой аккорд можно в шести вариантах - тесно, широко или смешанно.

При тесном расположении расстояние между каждой парой из трех верхних голосов не шире кварты, а при широком - от квинты и шире (в пределах октавы). Расстояние между басом и тено-

ром не учитывается, оно может доходить до двух октав. При смешанном расположении аккорда между одной парой голосов из трех верхних - интервал тесного расположения (прима, терция или кварта), а между другой - интервал широкого расположения (квинта и шире, но в пределах октавы).

Записывается система построения аккордов арабскими цифрами, которые показывают тоны аккордов (прима, терция, квинта, секста, септима, нона), и располагаются цифры снизу вверх по вертикали на четырех нанесенных на листе бумаги параллельно-горизонтальных линейках.

Нижняя линейка - первая, она отведена для баса; на второй линейке снизу записываются цифрами звуки аккорда для тенора; на третьей - для альта; на четвертой (верхней) - для сопрано.

Так как наша система базируется на алгоритме построения полного трезвучия, то вначале строится и записывается цифрами (или произносится устно) полное требуемое трезвучие. Порядок цифр этого построения (шесть вариантов показаны в алгоритме 1) студенты должны запомнить наизусть и выполнять все шесть вариантов от любой заданной ноты свободно, без каких-либо заминок, как само собой разумеющееся. Затем, в зависимости от того, какой аккорд требуется построить, через тире записывается цифра, на которую следует заменить цифру (ноту) в алгоритме первоначально построенного полного трезвучия; в конечном результате мы и получим требуемый аккорд.

Каждое полное трезвучие (с удвоенной примой) можно построить, как уже говорилось, шесть раз: три раза в тесном расположении и три раза в широком. А отсюда, и все остальные аккорды могут быть в шести вариантах (тесно, широко, смешанно). Итак, при построении любых аккордов в четырехголосном изложении во всех мелодических положениях тесного, широкого или смешанного расположения по нашей системе требуется выучить наизусть алгоритм 1, показывающий расположение аккордовых тонов в каждом строящемся полном трезвучии от баса по вертикали вверх к сопрано:

Тесное расположение трезвучия и его мелодические положения

1. Прима, терция, квинта, прима - 1 (мелодическое положение примы).

2. Прима, квинта, прима, терция - 3 (мелодическое положение терции).

3. Прима, прима, терция, квинта - 5 (мелодическое положение квинты).

Широкое расположение трезвучия и его мелодические положения

4. Прима, квинта, терция, прима - 1 (мелодическое положение примы).

5. Прима, прима, квинта, терция - 3 (мелодическое положение терции).

6. Прима, терция, прима, квинта - 5 (мелодическое положение квинты).

Проиллюстрируем разработанную нами инновационную алгоритмическую цифровую систему интенсивного построения аккордов.

Алгоритм 1. Построение полного трезвучия (с удвоенной примой)

Сопрано__1

Альт_

Тенор_ Бас

Тесное расположение и мелодические положения

_3 _1_ _5_ 1_

Широкое расположение и мелодические положения

_1

_3_ _5_ 1_

басу, заменяется на терцовый тон ходом вниз, а терцовый тон в одном из трех верхних голосов заменяется на приму ходом вниз. Располагается секстаккорд с удвоенной примой тесно, широко или смешанно.

Сопрано_1_3 -1_5_

Альт_5_1_3-1

Тенор_3-1_5_1_

Бас 1-3 1-3

1-3

1 3-1 __5_

3-1 __5___ __1_

5 ___1___ 3-1

1-3 1-3 1-3

Алгоритм 2. Построение неполного трезвучия

Квинта в полном трезвучии, расположенная в одном из трех верхних голосов, заменяется на приму ходом вверх. Располагается неполное трезвучие тесно, широко или смешанно.

Сопрано _1____3__ 5-1_ 1 3 5-1

Альт____ 5-1 1 3 3 5-1 1

Тенор___ 3 5-1 _1___ 5-1 1 3

Бас_____ _1____1___ _1___ __1____1____1____

Сопрано__ 1-3 _3___ 5 1-3

Альт_____ __5___ 1-3 3 __3_

Тенор____ __3___ _5___ 1-3 __5_

Бас _____ __1___ _1___ _1__ __1_

Сопрано_ __1_ ___3___ 5-6 __1_ ___3_ 5-6

Альт____ 5-6 __1___ 3 __3_ 5-6 __1_

Тенор___ __3_ 5-6 _1__ 5-6 __1__ __3_

Бас_____ __1__ __1___ _1__ __1_ ___1_ __1_

Алгоритм 5. Построение секстаккорда с удвоенной терцией

Прима в полном трезвучии, расположенная в басу, заменяется на терцовый тон ходом вниз. Располагается секстаккорд с удвоенной терцией тесно или широко.

Сопрано__ 1

Альт_____ 5

Тенор____ 3

Бас__

1-3 1-3 1-3 1-3 1-3

_5__ _1__ _3__ 1-3

Алгоритм 7. Построение секстаккорда с удвоенной квинтой

Прима в полном трезвучии, расположенная в басу, заменяется на терцовый тон ходом вверх (или вниз), а терцовый тон в одном из трех верхних голосов заменяется на квинтовый тон ходом вверх. Располагается секстаккорд с удвоенной квинтой тесно, широко или смешанно.

Алгоритм 3. Построение трезвучия с удвоенной терцией

Прима в полном трезвучии, расположенная в одном из трех верхних голосов, заменяется на терцовый тон ходом вверх. Располагается трезвучие с удвоенной терцией тесно, широко или смешанно.

_3___5__

5_1-3

1-3_3_

_1___1__

Сопрано 1 3-5 5 Альт 5 1 3-5 1 3-5 5 3-5 5 1

Тенор 3-5 5 1 5 1 3-5

Бас 1-3 1-3 1-3 1-3 1-3 1-3

Алгоритм 8. Построение квартсекстаккорда с удвоенной квинтой

Прима в полном трезвучии, расположенная в басу, заменяется на квинтовый тон ходом вниз. Располагается квартсекстаккорд с удвоенной квинтой тесно или широко.

Алгоритм 4. Построение трезвучия с секстой

Квинта в полном трезвучии, расположенная в одном из трех верхних голосов, заменяется на секстовый тон ходом вверх. Располагается трезвучие с секстой тесно или широко.

Сопрано___1_

Альт______5_

Тенор_____3_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бас 1 -5

_1

3_ 5_

1-5 1-5 1-5 1-5 1-5

Алгоритм 9. Построение квартсекстаккорда с удвоенной терцией

Прима в полном трезвучии, расположенная в басу, заменяется на квинтовый тон ходом вниз, а квинта в одном из трех верхних голосов заменяется на терцовый тон ходом вниз. Располагается квартсекстаккорд с удвоенной терцией тесно, широко или смешанно.

Сопрано_1_3_

Альт_5-3_1_

Тенор___3__5-3

Бас 1-5 1-5_

5-3 _3_ _1_ _ 1-5

_1__ _3__ 5-3_ _1-5_

5-3_ __1_ 1-5 _

5-3_ _1__ _3__ 1-5_

Алгоритм 10. Построение полного септаккорда

Прима в полном трезвучии, расположенная в одном из трех верхних голосов, заменяется на септовый тон ходом вниз. Располагается полный септаккорд тесно или широко.

Алгоритм 6. Построение секстаккорда с удвоенной примой

Прима в полном трезвучии, расположенная в

Сопрано___ 1-7 _3___ 5 1-7 _3___5___

Альт______ _5___ 1-7 3 3 5 1-7

Тенор_____ _3___ _5___ 1-7 ____5___ 1-7 3

Бас_______ _1___ _1___ 1 ____1___ _1___1___

"Культурная жизнь Юга России "

^ 2 2013

Алгоритм 11. Построение неполного септаккорда

Квинта в полном трезвучии, расположенная в одном из трех верхних голосов, заменяется на септовый тон ходом вверх. Располагается неполный септаккорд тесно, широко или смешанно.

Располагается секундаккорд тесно или широко.

Сопрано_ __1__ __3__ 5-7 __1_ ___3_ 5-7

Альт____ 5-7 __1_ __ 3 __3_ __5-7_ __1_

Тенор___ __3__ 5-7 __ 1 _5-7_ __1__ __3_

Бас_____ __1___ __1__ __ 1 __1_ ___1_ __1_

Сопрано_1 -7_3_5-6__1-7_3_

Альт_5-6_1-7_3__Г3_5-6

Тенор_3_5-6_1-7__5-6_1-7_

Бас 11111

5-6 1-7_

_3__ _1__

Альт _ Тенор Бас __

-1 __5____7_ __3-1 ___ 5 ___7_

7__ 3-1 5 5 ___ 7 __3-1

5__ ___7___3-1 7 3-1 5

3___ __3___ 3__ __3_ ___ 3 ___3_

Сопрано__1__ __3___ 5-7 __1___3___ 5-7

Альт____5-7__ __1__ __3__ 3 5-7 __1_

Тенор____3__ 5-7 __1__ 5-7 1 __3_

Бас 1 -5 1-5 1-5 1-5 1-5 1-5

Сопрано___ 1

Альт______ 5

Тенор_____ 3

Бас___

Алгоритм 12. Построение септаккорда с секстой

Прима в полном трезвучии, расположенная в одном из трех верхних голосов, заменяется на септовый тон ходом вниз, а квинта - на секстовый тон ходом вверх. Располагается септаккорд с секстой тесно или широко.

1-7 1-7 1-7 1-7 1-7 1-7

Алгоритм 16. Построение неполного нонаккорда

Прима в полном трезвучии, расположенная в одном из трех верхних голосов, заменяется на нону ходом вверх, а квинта - на септовый тон. Располагается неполный нонаккорд тесно, широко или смешанно.

Сопрано_1-9_3_5-7

Альт_5-7 1-9 3 1

Тенор_____3_

Бас____

1_

5-7_

__1_

1-9 1

_1__

_1-9

_3_

5-7_ 1

_3_5-7

5-7_1-9_

>9_3__ __1___1__

Алгоритм 13. Построение квинтсекстаккорда

На терцовом тоне септаккорда строится полное уменьшенное трезвучие с цифровым обозначением аккордовых тонов септаккорда, а затем терция этого трезвучия, расположенная в одном из трех верхних голосов, заменяется на приму септаккорда ходом на большую терцию вниз (получается квинтсекстак-корд, расположенный тесно, широко или смешанно).

Алгоритм 14. Построение терцквартаккорда

Прима в полном трезвучии, расположенная в басу, заменяется на квинтовый тон ходом вниз, а квинтовый тон, расположенный в одном из трех верхних голосов, заменяется на септовый тон ходом вверх. Располагается терцквартаккорд тесно, широко или смешанно.

Алгоритм 15. Построение секундаккорда

Прима в полном трезвучии, расположенная в басу, заменяется на септовый тон ходом вниз.

Применение данной системы позволит свободно исполнять эти аккорды на фортепиано -классическом инструменте, используемом при изучении курса гармонии и гармонического сольфеджио. Параллельно следует осваивать обозначение и расшифровку аккордов, записанных латинской буквенно-цифровой системой, чтобы затем использовать при игре не только на струнных (гитара), но и на клавишных инструментах (фортепиано, синтезатор, аккордеон) при исполнении песен и романсов под свой аккомпанемент.

Практика показала, что предложенная нами система записи аккордов при обучении музыке намного облегчает постижение основ элементарной теории музыки и значительно ускоряет процесс усвоения материала. Построенные полные трезвучия в четырехголосном изложении во всех мелодических положениях тесного и широкого расположений следует регулярно исполнять голосом (петь по вертикали) -бас, тенор, альт, сопрано. Поются звуки аккорда парами: бас - тенор, а затем альт - сопрано. При неудобном регистре эти пары голосов переносятся на октаву вверх или вниз, в удобную тесситуру. Однако можно переносить и отдельный какой-либо звук четырехголосного трезвучия. В этих случаях важно правильно по вертикали располагать звуки полного трезвучия на клавиатуре фортепиано, а затем в таком порядке их играть. В целях развития мелодического и гармонического слуха необходимо регулярно петь и играть главные трезвучия мажорного и минорного ладов.

Литература

1. Берков В. Гармония. М., 1970. С. 18.

2. Скребков С., Скребкова О. Практический курс гармонии. М., 1952. С. 3.

3. Бершадская Т. О методике преподавания гармонии в музыкальных училищах. Л., 1969. С. 7, 28-29.

4. Незванов Б. Методическая разработка курса сольфеджио для студентов-заочников дирижерско-хорового факультета музыкальных вузов. М., 1967.

a. p. mansurova. the innovative algorithmic system of chords' composition in music

The main statements of author's system of chords' composition in the context of bachelor-level program are represented in the article.

Key words: algorithmic numeral system, chords' composition, mass music education, training of professional musicians.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.