Научная статья на тему 'Развивающая беседа как метод работы с обучающимися современных образовательных организаций'

Развивающая беседа как метод работы с обучающимися современных образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1141
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИВАЮЩАЯ БЕСЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / РОДИТЕЛИ / УЧИТЕЛЯ / ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ / ОПРОСНИК / DEVELOPMENTAL CONVERSATION / EDUCATIONAL ORGANISATION / SCHOOLCHILDREN / PARENTS / TEACHERS / CURRICULUM / QUESTIONNAIRE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шингаев Сергей Михайлович, Шершун Светлана

В современной системе образования постоянно идет поиск новых форм и методов мотивации учащихся, их воспитания, обучения и развития. Федеральные государственные образовательные стандарты ориентируют образовательные организации сосредоточить свое внимание на духовно-нравственном развитии, воспитании обучающихся и сохранении их здоровья, становлении личностных характеристик выпускника. В этой связи заслуживает внимания опыт европейских стран, в частности, Эстонии, где в работе с учениками школ применяется развивающая беседа.В статье описывается технология подготовки и проведения развивающих бесед. Сформулирована главная цель развивающей беседы, заключающаяся в повышении и поддержании совместных усилий ученика, его родителей и школы в помощи ребенку достичь поставленных в учебной программе воспитательных целей. Сформулированы задачи развивающей беседы, состоящие в совместной оценке учителями и родителями достижений ученика, планировании целей на будущее и необходимых действий для их достижения, направлении усилий родителей и школы на поддержание развития ребенка, предоставлении родителям информации об ожиданиях школы и получении обратной связи о развитии ребенка. Следует отметить, что в Эстонии проведение развивающих бесед регламентировано Законом об основной школе и гимназии, в России это предстоит проводить в рамках инициативных проектов.Приводится вариант опросника, который заполняет ученик перед развивающей беседой. Описывается программа подготовки российских педагогов к проведению развивающих бесед, цели и основные модули программы. В содержание программы входят такие темы, как базовая подготовка (развитие конгруэнтности педагога), содержательная подготовка (разработка положения о развивающих беседах и анкет для учеников), организационная и психологическая подготовка, барьеры в коммуникации и их преодоление, ключевые правила проведения развивающей беседы, установление и поддержание контакта с учеником в ходе беседы, типичные ошибки при постановке вопросов ученикам, техники активного слушания, навыки эффективной аргументации и контраргументации, мотивация ученика в ходе и после беседы, контроль эмоционального напряжения учителя.Приводятся результаты апробации программы на примере ряда образовательных организаций г. Москвы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шингаев Сергей Михайлович, Шершун Светлана

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developmental conversation as a method of working with schoolchildren in modern educational organisations

The modern education system is characterised by a constant search for new forms and methods of motivating, educating, teaching, and developing schoolchildren. Federal state educational standards require educational organisations to focus on the spiritual and moral education of the students, the preservation of their health, and the development of personal qualities of high-school graduates. In this context, we find that the experience of European countries, and, in particular, Estonia where developmental conversation is used in working with schoolchildren, deserves our attention.The paper discusses the methodology of preparing for and conducting developmental conversations. The authors formulate the main goal of the developmental conversation, which is to increase and maintain the joint efforts made by the schoolchildren, their parents and the school to help the children to achieve the educational goals set before them by the curriculum. The researchers also define the objectives of the developmental conversation, which include joint assessment of a child’s achievements, conducted by the teacher and the child’s parents, planning future goals and activities necessary to achieve them, focusing the parents’ and the school’s efforts on maintaining the child’s development, informing parents on the school’s expectations, and providing feedback on the child’s development. It should be noted that, while in Estonia activities associated with developmental conversations are regulated by the Basic Schools and Upper Secondary Schools Act, in Russia they will have to be conducted in the framework of initiative projects.The article provides an example of the questionnaire to be filled out by the schoolchildren before a developmental conversation. The authors describe the training program for Russian teachers, its goals, and its main modules. The program content includes basic training (development of the teacher’s congruence), content preparation (provisions for developing interviews and questionnaires for schoolchildren), organisational and psychological training, ways to overcome communication barriers, key rules of conducting educational talks, establishing and maintaining rapport with the schoolchildren during the conversation, common mistakes when asking questions to schoolchildren, active listening techniques, effective discussion skills, motivating schoolchildren during and after the conversation, control of the teacher’s emotional tension. The authors present the results of testing the program in a number of educational organisations in Moscow.

Текст научной работы на тему «Развивающая беседа как метод работы с обучающимися современных образовательных организаций»

Психология человека в образовании, 2019, т. 1, № 4 Psychology in Education, 2019, vol. 1, no. 4 _www.psychinedu. ru

Психологические технологии в образовании УДК 37.048.2 DOI: 10.33910/2686-9527-2019-1-4-380-387

Развивающая беседа как метод работы с обучающимися современных образовательных организаций

С. М. Шингаев™ С. Шершун2

1 Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, Россия, 191002, Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, д. 11-13 2 ITC ProDevelopment OÜ, Эстония, 13516, г. Таллин, ул. Веэризе, д. 10-13

Аннотация. В современной системе образования постоянно идет поиск новых форм и методов мотивации учащихся, их воспитания, обучения и развития. Федеральные государственные образовательные стандарты ориентируют образовательные организации сосредоточить свое внимание на духовно-нравственном развитии, воспитании обучающихся и сохранении их здоровья, становлении личностных характеристик выпускника. В этой связи заслуживает внимания опыт европейских стран, в частности, Эстонии, где в работе с учениками школ применяется развивающая беседа.

В статье описывается технология подготовки и проведения развивающих бесед. Сформулирована главная цель развивающей беседы, заключающаяся в повышении и поддержании совместных усилий ученика, его родителей и школы в помощи ребенку достичь поставленных в учебной программе воспитательных целей. Сформулированы задачи развивающей беседы, состоящие в совместной оценке учителями и родителями достижений ученика, планировании целей на будущее и необходимых действий для их достижения, направлении усилий родителей и школы на поддержание развития ребенка, предоставлении родителям информации об ожиданиях школы и получении обратной связи о развитии ребенка. Следует отметить, что в Эстонии проведение развивающих бесед регламентировано Законом об основной школе и гимназии, в России это предстоит проводить в рамках инициативных проектов.

Приводится вариант опросника, который заполняет ученик перед развивающей беседой. Описывается программа подготовки российских педагогов к проведению развивающих бесед, цели и основные модули программы. В содержание программы входят такие темы, как базовая подготовка (развитие конгруэнтности педагога), содержательная подготовка (разработка положения о развивающих беседах и анкет для учеников), организационная и психологическая подготовка, барьеры в коммуникации и их преодоление, ключевые правила проведения развивающей беседы, установление и поддержание контакта с учеником в ходе беседы, типичные ошибки при постановке вопросов ученикам, техники активного слушания, навыки эффективной аргументации и контраргументации, мотивация ученика в ходе и после беседы, контроль эмоционального напряжения учителя.

Приводятся результаты апробации программы на примере ряда образовательных организаций г. Москвы.

Ключевые слова: развивающая беседа, образовательная организация, обучающиеся, родители, учителя, программа подготовки, опросник.

Сведения об авторах

Сергей Михайлович Шингаев, SPIN-код: 1043-7169, Scopus AuthorlD: 56964987900, ORCID: 0000-0001-7546-7375, e-mail: sshingaev@mail.ru

Светлана Шершун,

e-mail: Svetlana.sersun@

itcprodevelopment.org

Для цитирования:

Шингаев, С. М., Шершун, С. (2019)

Развивающая беседа как метод

работы с обучающимися

современных образовательных

организаций. Психология

человека в образовании, т. 1, № 4,

с. 380-387.

DOI: 10.33910/2686-9527-2019-14-380-387 Получена 14 октября 2019; прошла рецензирование 16 декабря 2019; принята 20 декабря 2019.

Права:

© Авторы (2019). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.

Developmental conversation as a method of working with schoolchildren in modern educational organisations

S. M. Shingaev®1' S. Shershun2

1 St. Petersburg Academy of In-Service Pedagogical Education, 11-13 Lomonosov Str.,

Saint Petersburg 191002, Russia 2 ITC ProDevelopment OÜ, 10-13 Veerise Str., Tallinn 13516, Estonia

Abstract. The modern education system is characterised by a constant search for new forms and methods of motivating, educating, teaching, and developing schoolchildren. Federal state educational standards require educational organisations to focus on the spiritual and moral education of the students, the preservation of their health, and the development of personal qualities of high-school graduates. In this context, we find that the experience of European countries, and, in particular, Estonia where developmental conversation is used in working with schoolchildren, deserves our attention. The paper discusses the methodology of preparing for and conducting developmental conversations. The authors formulate the main goal of the developmental conversation, which is to increase and maintain the joint efforts made by the schoolchildren, their parents and the school to help the children to achieve the educational goals set before them by the curriculum. The researchers also define the objectives of the developmental conversation, which include joint assessment of a child's achievements, conducted by the teacher and the child's parents, planning future goals and activities necessary to achieve them, focusing the parents' and the school's efforts on maintaining the child's development, informing parents on the school's expectations, and providing feedback on the child's development. It should be noted that, while in Estonia activities associated with developmental conversations are regulated by the Basic Schools and Upper Secondary Schools Act, in Russia they will have to be conducted in the framework of initiative projects. The article provides an example of the questionnaire to be filled out by the schoolchildren before a developmental conversation. The authors describe the training program for Russian teachers, its goals, and its main modules. The program content includes basic training (development of the teacher's congruence), content preparation (provisions for developing interviews and questionnaires for schoolchildren), organisational and psychological training, ways to overcome communication barriers, key rules of conducting educational talks, establishing and maintaining rapport with the schoolchildren during the conversation, common mistakes when asking questions to schoolchildren, active listening techniques, effective discussion skills, motivating schoolchildren during and after the conversation, control of the teacher's emotional tension. The authors present the results of testing the program in a number of educational organisations in Moscow.

Authors

Sergei M. Shingaev, SPIN: 1043-7169, Scopus AuthorlD: 56964987900, ORCID: 0000-0001-7546-7375 e-mail: sshingaev@mail.ru Svetlana Shershun, e-mail: Svetlana.sersun@ itcprodevelopment.org

For citation:

Shingaev, S. M., Shershun, S. (2019) Developmental conversation as a method of working with schoolchildren in modern educational organisations. Psychology in Education, vol. 1, no. 4, pp. 380-387. DOI: 10.33910/2686-9527-2019-14-380-387

Received

14 October 2019; reviewed 16 December 2019; accepted 20 December 2019. Copyright:

© The Authors (2019). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.

Keywords: developmental conversation, educational organisation, schoolchildren, parents, teachers, curriculum, questionnaire.

Введение

Евгений Павлович Ильин внес значительный вклад в развитие отечественной психологической науки. Многие его труды, особенно такие, как «Психология воли» (Ильин 2009), «Мотивация и мотивы» (Ильин 2002), «Психология общения и межличностных отношений» (Ильин 2013а), «Психология агрессивного поведения» (Ильин 2014), «Психология помощи» (Ильин 2013Ь) и др., стали настольными книгами большой части практических психологов в системе образования.

С Евгением Павловичем судьба свела С. М. Шингаева почти 20 лет назад, когда он выступал оппонентом на защите кандидатской диссертации. Принципиальность, высокий профессионализм, твердость в отстаивании своей точки зрения, с одной стороны, а с другой — доброжелательность и открытость в общении. Таким он запомнился в далеком 2001 году. Уже позднее, встречаясь в университете, работая вместе в диссертационном совете, удалось узнать Евгения Павловича ближе. Помнится, как на вопрос: «Как Вам удается столько писать? Каж-

дый год выходит одна за другой новая книга, которая тут же становится бестселлером?» — он ответил: «Самодисциплина. Каждый день работать». И в этом, пожалуй, и есть суть ученого: писать о том, во что не просто сам веришь, но и что сам делаешь. Говоря о мотивации и воле, Евгений Павлович сам показывал пример высокой мотивации к научной деятельности и волевые качества — целеустремленность, настойчивость, усердие.

В книге «Мотивация и мотивы», говоря о формировании мотивации учебной деятельности школьников, Е. П. Ильин справедливо отмечает: «...формирование уже в начальных классах мотивов, придающих учебе значимый смысл, когда она становится для ребенка сама по себе жизненно важной целью, является одной из главных задач учителя. Надеяться, что мотив учения возникнет сам по себе, стихийно, не приходится» (Ильин 2002, 261-262).

В современной системе образования не снижается актуальность темы поиска эффективных методов работы с обучающимися образовательных организаций. Постоянно идут поиски новых форм и подходов, поддерживаются инновационные проекты, стимулируется внедрение новых технологий и инструментов. Не проходит и дня, чтобы мы не получали информацию о нововведениях в российской системе образования. Вот уже идет речь о введении в школах новых должностей — учителя-методиста и учителя-наставника, а в проекте профессионального стандарта педагога появляется «старший учитель» и «ведущий учитель». В российских средних школах предлагается ввести должность психолога, помогающего учителям в работе с гиперактивными детьми, детьми с дефицитом внимания, а также в разрешении конфликтных ситуаций с подопечными. Обратим внимание, что особенно много внимания сейчас уделяется психологической службе, все настойчивее звучат призывы вернуть психолога в каждое образовательное учреждение.

Цель этих шагов понятна, и она прописана в федеральных государственных образовательных стандартах — формирование российской гражданской идентичности обучающихся, духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся и сохранение их здоровья, становление личностных характеристик выпускника. Когда мы смотрим на «портрет выпускника основной школы», закономерно встает вопрос, какими способами можно этого добиться.

На наш взгляд, здесь оправданно применение технологии бенчмаркинга (от англ.

benchmarking) — процесса определения, понимания и адаптации имеющихся примеров эффективного функционирования организации с целью улучшения собственной работы. Посмотрим на положительный опыт, накопленный в ряде европейских стран. Так, в Эстонской Республике внедрена процедура развивающих бесед, которая, по нашему мнению, может быть перенесена на российскую «почву» и применяться в системе образования. Достаточно сказать, что директора московских школ, ознакомившись с этой технологией, стали применять ее в своих образовательных учреждениях при нашей самой активной поддержке.

Одновременно следует признать, что любое новшество формируется не на пустом месте, а опирается на опыт, накопленный предыдущими поколениями ученых, практиков. Так, на протяжении последних двух десятилетий в России активно развивается технология развивающего диалога учителя с учениками и их родителями (Чеснокова 2005а; 2005b; Фролова 2009; Пежемская 2011), в ряде образовательных учреждений Санкт-Петербурга развивающий диалог используется в процессе воспитания обучающихся.

Методика

Что же такое развивающая беседа и какие у нее плюсы? При описании развивающей беседы будем опираться на Порядок проведения развивающих бесед / Положение, разработанное Кренгольмской гимназией (Нарва, Эстония).

Отметим прежде всего, что развивающая беседа — это обмен мнениями между учителем, учеником и родителем, который должен привести к лучшему пониманию и увеличению желания ученика учиться. Развивающая беседа представляет собой регулярную, продуманную и подготовленную беседу, в ходе которой обсуждаются планы на будущее и достигаются договоренности по достижению данных планов. В ходе развивающей беседы обсуждается, как все стороны — учитель, ученик, родитель — могут помочь школьнику в достижении поставленных целей. Готовясь к развивающей беседе, как ученик, так и учитель продумывает, что необходимо обсудить в связи с личностным развитием. Опыт эстонских школ показывает, что предварительная работа и подготовка облегчает проведение развивающей беседы.

Каковы цели развивающей беседы? Их несколько:

• дать оценку ученику, исходя из обозначенных в программе воспитательных целей и

учебных компетенций с помощью самоанализа и беседы;

• дать ученику информацию об ожиданиях учителей и школы и дать ученику обратную связь о его развитии;

• договориться о дальнейших целях, попробовать создать свой план развития;

• направить ученика на принятие решений и принятие ответственности в соответствии с возрастом ученика в плане своего развития;

• выработать для достижения целей необходимые действия и выяснить нужды ученика.

Также целью развивающей беседы является повышение и поддержание совместной работы между семьей и школой, чтобы помочь ученикам достичь поставленные в учебной программе воспитательные цели.

Цели развивающей беседы при общении с родителем:

• дать оценку достижений ученика;

• обговорить и спланировать цели на будущее и необходимые действия для их достижения;

• направить родителя на поддержание развития своего ребенка;

• дать родителям информацию об ожиданиях школы и обратную связь о развитии ребенка.

Следует отметить, что в Эстонии проведение развивающих бесед регламентировано Законом об основной школе и гимназии, а в России предстоит это проводить в рамках инициативных проектов.

Рассмотрим правила проведения беседы.

Развивающая беседа проводится регулярно один раз в год. Периодом развития для ученика выступает учебный год. Ее проводит классный руководитель, который подготавливается к разговору и договаривается о дате и времени проведения по меньшей мере за неделю до беседы. Родителю отправляется письменное приглашение, сообщение в электронной школе или на адрес электронной почты. В случае если родитель не желает принять участие во встрече, он сообщает об этом учителю письменно. Если родитель отказывается от участия, то разговор проводится только с ребенком, и родителю сообщается о принятых с ребенком договоренностях и поставленных целях.

Для проведения развивающей беседы изготавливается понятный и соответствующий возрасту опросник, который выдается на руки

ученику за две недели до развивающей беседы. Классный руководитель может при желании выдать анкету и родителю. С анкетами можно познакомиться на школьной странице. Не позднее чем за два дня до беседы ученик должен сдать заполненный вариант анкеты классному руководителю, для того чтобы тот смог с ним познакомиться и составить план беседы. При планировании беседы необходимо учесть все, чтобы не возникла конфликтная ситуация. Развивающая беседа проводится в приватном месте без мешающих обстоятельств, как правило, в классной аудитории один на один. Если для родителя и ученика развивающая беседа проходит первый раз, то классный руководитель знакомит с формой и порядком проведения беседы.

В ходе развивающей беседы ученик и родитель могут выразить свои мысли, позицию и мнение, у них есть возможность задать вопросы, высказать свои предложения. Успешной является развивающая беседа, в ходе которой прежде всего ученик, а также и родитель смогут выразить и высказать свои мысли (учитель наводит на тему беседы и говорит 20 %, ученик и родитель говорят примерно 80 %). Проводя беседу, учитель помогает ученику анализировать свое развитие (сильные и слабые стороны), используя для этого различные вопросы. Классный руководитель записывает (протоколирует) поставленные цели, которые ученик будет достигать в предстоящем году. Следующая развивающая беседа начинается с того, что учитель просит ученика высказать свое мнение по достижению тех целей, которые были поставлены в прошлом году. Цели для развития формулируются четко и понятно. Они должны быть связаны с проведенным учеником самоанализом; достижение поставленных целей должно отслеживаться и измеряться.

Развивающая беседа документируется. Анкета, выданная ребенку, заполняется частично дома и окончательно — во время развивающей беседы. Заполненная анкета подтверждается тремя подписями: ученика, родителя, учителя. Итоги беседы (заполненную и подписанную анкету) классный руководитель хранит у себя в недоступном для третьих лиц месте, соблюдает конфиденциальность. После проведения всех развивающих бесед классный руководитель составляет сводный отчет. Важно помнить, что результаты развивающей беседы не влияют на оценивание учеников по учебным предметам.

Приведем вариант опросника для развивающей беседы ученика 9 класса.

ОПРОСНИК (9 класс)

Класс__Имя и фамилия ученика_____

Данный опросник поможет тебе проанализировать себя и поставить цели на будущее. В ходе беседы будет обсуждаться, как ты чувствуешь себя в школе и как школа может помочь тебе в достижении целей. Ответы на вопросы и сама беседа являются конфиденциальной информацией.

* Заполненный опросник остается у классного руководителя и сохраняется до окончания учеником школы.

Прочитай предложения и оцени, насколько это утверждение относится к тебе. Поставь «галочку» в соответствующую графу. всегда иногда редко никогда

Прихожу в школу с удовольствием

Выполняю правила внутреннего распорядка школы

Избегаю насилия, умею ему противостоять

В нашем классе хорошая дисциплина, хорошая рабочая атмосфера

Учителя относятся ко всем ученикам без предвзятости

Оценки соответствуют моим способностям

Мне кажется, я хорошо справляюсь с учебой

да частично нет

Я знаю свои способности и стараюсь их развивать

Приступая к урокам, я выясняю для себя цели изучаемого материала

Я читаю дополнительный материал по интересующим меня темам

Изучая новый материал, я стараюсь находить связи с уже известным мне материалом

Если я решил(а), что не хочу получать плохие отметки, я вкладываю больше усилий в учебу

Я доволен своими учебными результатами

Я знаю, по какой специальности я хочу учиться в будущем

Я знаю, где я хочу учиться после окончания основной школы

Я умею обосновать свое мнение, защищать его, при необходимости изменить

В общении я умею учитывать ситуацию и партнеров по общению

Здоровый образ жизни является для меня ценностью, я слежу за своим физическим и духовным состоянием

Мои дальнейшие планы

Подписи:

Ученик.....................Учитель.....................Родитель.....................Дата....................

Подготовка учителей к проведению развивающих бесед, по нашему твердому убеждению, должна проводиться в форме тренинга по следующей программе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Темы:

1. Подготовка к развивающей беседе

• Базовая подготовка: развитие конгруэнтности педагога.

• Содержательная подготовка: разработка Положения о развивающей беседе и анкет для учеников под свою образовательную организацию.

• Организационная подготовка: подготовка места, где будет проводиться развивающая беседа.

• Психологическая подготовка к беседе.

• Барьеры коммуникации в процессе развивающей беседы.

• Ключевые правила проведения развивающей беседы. Конфиденциальность и ответственность сторон.

2. Проведение развивающей беседы: содержательная область и область отношений

• Установление и поддержание контакта с учеником в ходе развивающей беседы.

• Типичные ошибки при постановке вопросов ученикам.

• Как услышать и понять позицию ученика? (активное слушание).

• Типичные ошибки передачи и приема информации в ходе развивающей беседы.

• Как учителю эффективно представить ученику свою точку зрения? (аргументация).

• Приемы аргументации при проведении развивающей беседы.

• Как изменить точку зрения ученика?

• Причины, затрудняющие педагогу представление своей точки зрения: слабые аргументы.

• Что стоит за словами ученика? (текст, подтекст, контекст).

• Приемы контраргументации в процессе развивающей беседы.

• Мотивация ученика в ходе и после развивающей беседы.

• Виды подведения итогов развивающей беседы (контракт, соглашение, договоренности сторон). Постановка целей на предстоящий учебный год.

3. Контроль эмоционального напряжения учителя

• Как корректно отвечать на возражения ученика?

• Психологическая наблюдательность педагога.

• Фразы для профессионального разговора учителя с учеником.

Результаты и их обсуждение

В августе 2017 — феврале 2018 гг. мы реализовали проект по обучению тренеров из числа педагогов Москвы и Тулы по программе «Развивающая беседа как инновационный метод работы с учащимися».

Цели программы:

1) подготовка тренеров — преподавателей общеобразовательной организации в области использования воспитательного потенциала развивающей беседы с учащимися;

2) разработка проектов локальных актов, обеспечивающих проведение развивающих бесед в школе.

Участниками программы выступили директора школ, заместители директоров школ, учителя, педагоги-психологи, социальные педагоги. Проводилось обучение на базе школы № 2116 г. Москвы.

Программа включала в себя несколько модулей, при этом реализация задач каждого модуля решалась с помощью таких методов, как мини-лекции, обсуждения в малых группах, мозговой штурм, дискуссии, модерация, практическая отработка в парах (деловые игры), психогимнастические упражнения, видеосъемка и обсуждение.

Опишем кратко основные модули программы.

«Развивающие беседы как инновационный метод работы с учащимися» — базовый модуль программы.

Психодиагностическое обследование (ПДО) всех участников программы. Итог: получение достоверной «картины» по личностному потенциалу каждого участника (интеллектуальный, коммуникативный и регулятивный потенциалы). В ходе первого этапа с каждым участником проводилось индивидуальное консультирование (по 40 минут на человека), давалась обратная связь и рекомендации, кому и в каком направлении двигаться.

Модуль №1 «Основы работы тренера: тренинг как инструмент обучения учителей».

• Тренер: требования к профессионально-важным качествам, философия и ценности тренера.

• Ожидания участников и ожидания тренера: как сделать, чтобы они совпадали. Работа с запросами участников.

• Ключевые элементы тренинга. Цели, задачи, принципы, методология тренингов.

Классификация тренингов. Интерактивные методы обучения. Структура и дизайн тренинга.

• Этапы работы тренера с группой. Групповая динамика. Формы и методы тренинго-вой работы.

• Как оценить эффективность тренинга? Принципы обратной связи на тренинге.

Модуль №2 «<Компетенции тренера»

(данный модуль реализуется в виде тренингов, где участники получают не только опыт как участники, но и технологию создания подобных программ).

• Лидерство и харизма.

• Коммуникативные навыки.

• Навыки самопрезентации.

• Публичное выступление.

• Использование знаний возрастной психологии при проведении тренингов.

• Управление конфликтами.

Модуль №3 «<Технология подготовки и проведения тренинга».

• Подготовка тренинга: этапы планирования, программа. Сценарий и дизайн тре-нинговой программы. Подготовка отдельно взятого учебного модуля программы и его апробация. Подбор и разработка заданий и упражнений. Раздаточные материалы к тренингу. Алгоритм разработки программы тренинга.

• Организация тренинга: помещение, оборудование, ТСО. Техники и инструменты. План и импровизация.

Модуль №4 «Супервизия».

• Организация и проведение участниками разработанного модуля тренинга. Оценка подготовленного Положения о развивающих беседах, анкет и программы тренинга с учителями.

• Рекомендации по дальнейшему профессиональному развитию.

• Как тренеру сохранить профессиональное здоровье? Навыки саморегуляции: ресурсный подход.

О результативности программы можно судить по публикациям и отзывам. Вот некоторые из них:

«Я становлюсь фанатом развивающих бесед» (учитель русского языка и литературы школы № 2009 Р. В. Моргунов).

«После проведенных развивающих бесед отношения с детьми у меня стали более доверительными, а я сама стала более окрыленной!» (учитель географии школы № 950 Э. С. Дорджиева).

«Развивающие беседы меняют мою профессиональную позицию» (педагог-организатор школы № 1370 В. А. Самойлова).

«Спасибо, что тренинг по "Развивающим беседам" становится таким развивающим для нас. Думаю, на этом этапе — этапе принятия, обучения, внутреннего реформирования — это самое важное. Психология, педагогика, методика, риторика, философия, этика, история — чего только мы не коснулись за две учебных сессии. До тех пор, пока это не уляжется в нашем сознании, в наших образовательных организациях, пусть кипит, продолжайте нас заводить. Москва, Питер, Эстония. Ждем новой встречи» (учитель русского языка и литературы школы № 1370 Е. М. Полиенко, 17 сентября 2017).

«Я чувствую, что уже после проведения первых развивающих бесед мой авторитет среди родителей возрос. Они стали ко мне чаще обращаться с вопросами психологической направленности» (учитель истории школы № 2116 И. А. Пименов, декабрь 2017).

АНО ЦПП «Профзащита», опираясь на наши разработки и материалы, подготовила дополнительную профессиональную программу повышения квалификации «Развивающие беседы как эффективная форма работы с учащимися и их родителями в условиях создания личностно-ориентированной образовательной среды организации» для педагогических работников образовательных организаций г. Москвы (объемом 72 часа).

18 февраля 2018 года закончились курсы по подготовке тренеров, длившиеся с августа 2017 года. Слушатели получили сертификаты тренеров, дающие им право быть преподавателями на курсах повышения квалификации. В апреле 2018 года стартовали первые курсы повышения квалификации на базе школ №№ 493, 853, 953, 463, 1929/1998.

Выводы

Не вызывает сомнения актуальность и важность поиска эффективных педагогических инструментов, направленных на обучение, воспитание и развитие обучающихся, повышение их мотивации учения. Развивающая беседа как такой инструмент обладает несомненным потенциалом, позволяющим задействовать «внутренние резервы» в личности ученика, согласовать действия школы, родителей и самого ученика в его развитии.

Надеемся, что положительный опыт внедрения технологии развивающих бесед найдет новых последователей и будет реализовываться в российских образовательных учреждениях.

Литература

Ильин, Е. П. (2002) Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 508 с.

Ильин, Е. П. (2009) Психология воли. 2-е изд. СПб.: Питер, 364 с.

Ильин, Е. П. (2013a) Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 573 с.

Ильин, Е. П. (2013b) Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. СПб.: Питер, 304 с.

Ильин, Е. П. (2014) Психология агрессивного поведения. М.: Питер, 365 с.

Пежемская, Ю. С. (2011) Развивающий диалог в образовании. В кн.: Н. К. Сергеев (ред.). Психология образования в XXI веке: теория и практика. Материалы международной научно-практической конференции, Волгоград, 14-16 сентября 2011 г.: к 80-летию Волгоградского государственного социально-педагогического университета. Волгоград: Перемена, с. 143-148.

Фролова, Л. С. (2009) Учебный диалог как организующий инструмент единого коммуникативного пространства системы развивающего обучения. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. Ярославль, ЯГПУ, 346 с.

Чеснокова, Е. Н. (2005a) Метод построения развивающих диалогических отношений «учитель-ученик». Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. СПб., РГПУ, 259 с.

Чеснокова, Е. Н. (2005b) Структура и функции развивающего диалога в образовании. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 5 (12), с. 71-83.

References

Chesnokova, E. N. (2005a) Metod postroeniya razvivaushchikh dialogicheskikh otnoshenij "uchitel'-uchenik"[Method of building developing dialogic relations "teacher-student"]. PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia, 259 p. (In Russian)

Chesnokova, E. N. (2005b) Struktura i funktsii razvivayushchego dialoga v obrazovanii [The structure and functions of the developing dialogue in education]. Izvestiya Rossijskogogosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena — Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, no. 5 (12), pp. 71-83. (In Russian)

Frolova, L. S. (2009) Uchebnyj dialog kak organizuyushchij instrument edinogo kommunikativnogo prostranstva sistemy razvivayushchego obucheniya [Educational dialogue as an organizing tool of the unified communicative space of the system of developing learning]. PhD dissertation (Psychology). Yaroslavl, Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky, 346 p. (In Russian)

Ilyin, E. P. (2002) Motivatsiya i motivy [Motivation and motives]. Saint Petersburg: Piter Publ., 508 p. (In Russian)

Ilyin, E. P. (2009) Psikhologiya voli [Psychology of will]. 2nd ed. Saint Petersburg: Piter Publ., 364 p. (In Russian)

Ilyin, E. P. (2013a) Psikhologiya obshcheniya i mezhlichnostnykh otnoshenij [Psychology of communication and interpersonal relationships]. Saint Petersburg: Piter Publ., 573 p. (In Russian)

Ilyin, E. P. (2013b) Psikhologiya pomoshchi. Al'truizm, egoizm, empatiya [Psychology of help. Altruism, selfishness, empathy]. Saint Petersburg: Piter Publ., 304 p. (In Russian)

Ilyin, E. P. (2014) Psikhologiya agressivnogo povedeniya [Psychology of aggressive behavior]. Moscow: Piter Publ., 365 p. (In Russian)

Pegemskaya, Yu. S. (2011) Razvivaushchij dialog v obrazovanii [Educational dialogue in education]. In: N. K. Sergeev (ed.). Psikhologiya obrazovaniya vXXIveke: Teoriya ipraktika. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii, Volgograd, 14-16 sentyabrya 2011 g.: K 80-letiyu Volgogradskogo gosudarstvennogo sotsial'no-pedagogicheskogo universiteta [Psychology of education in the XXI century: Theory and practice. Proceedings of the international scientific and practical conference, Volgograd, September 14-16, 2011: On the 80th anniversary of the Volgograd State Social and Pedagogical University]. Volgograd: Peremena Publ., pp. 143-148. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.