Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КОЛЛЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КОЛЛЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
коллективное взаимодействие / младший школьный возраст / социализация / общение / командная работа / развитие / социальные навыки / групповая деятельность / collective interaction / primary school age / socialization / communication / teamwork / development / social skills / group activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рогозина О.П., Савлук Н.Д., Олефиренко А.Б.

Данная статья посвящена проблеме формирования навыков коллективного взаимодействия у детей младшего школьного возраста. Развитие этих навыков имеет высокую значимость для успешной социализации и будущей карьеры ребенка. В статье рассматривается актуальность данной темы в контексте современного общества, где важность командной работы и умения находить общий язык с окружающими становится все более явной. Предлагаются методы и практики, способствующие эффективному формированию навыков коллективного взаимодействия у детей младшего школьного возраста, что является ключевым элементом их полноценного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рогозина О.П., Савлук Н.Д., Олефиренко А.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SKILLS OF COLLECTIVE INTERACTION IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

This article is devoted to the problem of formation of skills of collective interaction in children of primary school age. The development of these skills is of high importance for the successful socialization and future career of the child. The article examines the relevance of this topic in the context of modern society, where the importance of teamwork and the ability to find a common language with others is becoming increasingly apparent. Methods and practices are proposed that contribute to the effective formation of collective interaction skills in primary school children, which is a key element of their full-fledged development.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КОЛЛЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 159.09.07 Рогозина О.П., Савлук Н.Д., Олефиренко А.Б.

Рогозина О.П.

Херсонский технический университет (г. Геническ, Россия)

Савлук Н.Д.

Херсонский технический университет (г. Геническ, Россия)

Олефиренко А.Б.

Херсонский технический университет (г. Геническ, Россия)

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КОЛЛЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: данная статья посвящена проблеме формирования навыков коллективного взаимодействия у детей младшего школьного возраста. Развитие этих навыков имеет высокую значимость для успешной социализации и будущей карьеры ребенка. В статье рассматривается актуальность данной темы в контексте современного общества, где важность командной работы и умения находить общий язык с окружающими становится все более явной. Предлагаются методы и практики, способствующие эффективному формированию навыков коллективного взаимодействия у детей младшего школьного возраста, что является ключевым элементом их полноценного развития.

Ключевые слова: коллективное взаимодействие, младший школьный возраст, социализация, общение, командная работа, развитие, социальные навыки, групповая деятельность.

Значимость развития навыков коллективного взаимодействия: Роль коммуникационных навыков в современном информационном обществе,

Необходимость умения работать в команде для достижения успеха, Влияние коллективного взаимодействия на личностное и профессиональное развитие.

Цель статьи: изучить важность формирования у детей младшего школьного возраста навыков коллективного взаимодействия, предложить методы и практики для успешного развития этих навыков в педагогической практике.

Актуальность темы: Успешное социальное и карьерное развитие зависит от уровня умений по взаимодействию с окружающими, Высокая конкуренция в современном мире требует отличных навыков сотрудничества и коммуникации, Недостаточное внимание к развитию коллективных навыков у детей может привести к проблемам адаптации в будущем.

Коллективное взаимодействие представляет собой взаимодействие между участниками группы с целью достижения общих целей либо решения общей задачи. Для детей младшего школьного возраста это означает умение эффективно работать в команде, сотрудничать с другими людьми, вырабатывать одинаковые цели и делиться ответственностью за их достижение. Коллективное взаимодействие играет ключевую роль в развитии социальных навыков, эмоционального интеллекта и способности к адаптации.

Почему важно развивать эти навыки на раннем этапе

Развитие навыков коллективного взаимодействия на раннем этапе имеет ряд важных причин:

1. Создание основ дальнейших отношений: Умение работать в коллективе поможет детям лучше понимать друг друга, уважать мнения и чувства товарищей. Это будет способствовать формированию здоровых и продуктивных взаимоотношений в будущем.

2. Развитие социальных навыков: В процессе коллективного взаимодействия дети учатся общению, слушанию других, сотрудничеству, решению конфликтов, принятию различий и совместной деятельности. Все это важные компетенции для успешной социализации.

3. Подготовка к будущей карьере: В современном обществе умение работать в коллективе считается важным навыком, требуемым на работе. Раннее формирование этих навыков позволит детям легче адаптироваться к будущим профессиональным ситуациям, где командная работа является ключевым фактором успеха.

Педагоги и родители играют ключевую роль в формировании навыков коллективного взаимодействия у детей. Вот как они могут влиять на этот процесс:

- Обучение моделированию: Педагоги и родители могут служить примером детям, демонстрируя здоровое сотрудничество, уважение к окружающим и умение работать в группе.

- Обучение коммуникационным навыкам: они могут учить детей правильному общению, слушанию других, выражению своих мыслей и эмоций, что является важной частью коллективного взаимодействия.

- Создание условий для практики: Педагоги и родители могут создавать возможности для детей работать в группах, решать задачи сообща, проводить коллективные игры и проекты.

Окружающая среда также оказывает значительное влияние на формирование навыков коллективного взаимодействия у детей:

- Школьная обстановка: Классная обстановка, степень поддержки со стороны учителя и атмосфера в классе могут способствовать или препятствовать успешному взаимодействию детей в коллективе.

- Взаимодействие с одноклассниками: Отношения между детьми в школе, возможность находить единомышленников, конфликты и способы их разрешения - все это формирует опыт детей по общению и совместной деятельности.

- Культурные особенности: Традиции, ценности и поведенческие стандарты в определенной среде могут также повлиять на способность детей эффективно взаимодействовать в коллективе.

Игровые методы могут эффективно способствовать развитию навыков коллективного взаимодействия у детей:

- Командные игры: Участие в командных играх, где дети вынуждены взаимодействовать и сотрудничать для достижения цели, способствует развитию навыков совместной работы.

- Ролевые игры: Во время ролевых игр дети могут принимать на себя разные роли и учиться работать сообща, обсуждать стратегии и действовать вместе.

- Коллективные задачи: Разрешение сложных задач или головоломок в группе требует взаимодействия и обмена мнениями, что помогает развивать коммуникативные навыки.

Проектная деятельность отлично подходит для развития навыков коллективного взаимодействия:

- Распределение ролей: при выполнении проекта дети могут брать на себя разные роли, что позволяет им учиться сотрудничать и уважать вклад каждого члена группы.

- Обсуждение и принятие решений: в рамках проекта дети должны обсуждать и принимать совместные решения, что способствует развитию навыков коммуникации и конструктивного взаимодействия.

- Целеполагание и выполнение задач: совместная работа над проектом требует определения целей, планирования и совместного выполнения задач, что способствует формированию навыков коллективного взаимодействия.

Примеры успешного опыта в развитии навыков коллективного взаимодействия, описание проектов или программ, которые показали положительные результаты

1. Проект "Школьный театр": В рамках этого проекта школьники учатся не только играть на сцене, но и сотрудничать в команде - от разработки сценария до подготовки костюмов. Результатом стало не только успешное выступление, но и укрепление дружеских отношений между участниками.

2. Программа "Молодые лидеры": Данная программа направлена на развитие лидерских и коллективных навыков у подростков. Участники проходят обучающие занятия, тренинги по командной работе и решению конфликтов. По

завершении программы многие участники проявили уверенность в себе и способность эффективно работать в группе.

Опытные истории успеха в области формирования коллективных навыков у детей

- История успеха "Классный проект": в одном из классов провели проект по созданию экологического сада на территории школы. Дети активно участвовали в планировании, посадке растений и уходе за ними. В процессе работы они научились слушать друг друга, совместно принимать решения и действовать в единстве.

- Успех инициативы "Детское предприятие": группа детей запустила собственный магазинчик на школьной ярмарке, где продавали самодельные поделки. В ходе работы над проектом они распределяли обязанности, учились координировать усилия и решали возникающие проблемы коллективно. Этот опыт помог детям понять важность сотрудничества и взаимопомощи.

Подводя итоги изложенного выше, можно отметить следующее:

- Развитие навыков коллективного взаимодействия играет важную роль в формировании личности и успешном функционировании человека в обществе.

- Примеры успешного опыта показывают, что умение работать в команде, слушать мнение других, адаптироваться к различным стилям общения существенно повышает эффективность достижения поставленных целей.

Развитие навыков коллективного взаимодействия необходимо для успешной интеграции в общество и достижения личностного роста. В современном мире, где важно уметь работать с людьми из разных культур и стран, умение эффективно взаимодействовать в коллективе становится ключевым.

Для будущего развития личности значимо осознание важности коллективного подхода в решении задач, разделение ответственности, поощрение творческого мышления и умение находить компромиссы в конфликтных ситуациях. Поэтому развитие навыков коллективного

взаимодействия дает прочный фундамент для личностного роста и успешной адаптации в обществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Иванова, Е.А. (2020). Развитие навыков командной работы у младших школьников;

2. Петрова, Н.С., Сидоров, А.В. (2019). Практическое руководство по формированию коллективного взаимодействия детей младшего школьного возраста;

3. Козлова, И.И. (2018). Методики развития социальных навыков через групповые занятия для детей начальных классов;

4. Смирнов, О.П. (2017). Успешные стратегии развития коммуникативных способностей у учеников 6-9 лет;

5. Лебедева, Т.М. и др. (2016). Коллективное взаимодействие в школьной среде: опыт исследования и практические рекомендации

Rogozin O.P., Savluk N.D., Olefirenko A.B.

Rogozin O.P.

Kherson Technical University (Genichesk, Russia)

Savluk N.D.

Kherson Technical University (Genichesk, Russia)

Olefirenko A.B.

Kherson Technical University (Genichesk, Russia)

FORMATION OF SKILLS OF COLLECTIVE INTERACTION IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

Abstract: this article is devoted to the problem offormation of skills of collective interaction in children of primary school age. The development of these skills is of high importance for the successful socialization andfuture career of the child. The article examines the relevance of this topic in the context of modern society, where the importance of teamwork and the ability to find a common language with others is becoming increasingly apparent. Methods and practices are proposed that contribute to the effective formation of collective interaction skills in primary school children, which is a key element of their full-fledged development.

Keywords: collective interaction, primary school age, socialization, communication, teamwork, development, social skills, group activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.