Научная статья на тему 'РАЗВИВАЯ ТВОРЧЕСТВО И ГИБКОСТЬ МЫШЛЕНИЯ. ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ'

РАЗВИВАЯ ТВОРЧЕСТВО И ГИБКОСТЬ МЫШЛЕНИЯ. ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технологии / обучение / индивидуальный подход / образовательная деятельность / образовательные организации / technologies / training / individual approach / educational activities / educational organizations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вдовин Александр Владимирович

В статье рассмотрены личностно-ориентированные технологии обучения слушателей, планируемые и реализуемые в Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации, которые могут быть рекомендованы для использования в работе военных образовательных организаций Минобороны России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вдовин Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING CREATIVITY AND FLEXIBILITY OF THINKING. PERSONALITY-ORIENTED LEARNING TECHNOLOGIES: FROM THEORY TO PRACTICE

The article discusses personality-oriented technologies of training students planned at the Military Academy of the General Staff of the Armed Forces of the Russian Federation, which can be recommended for use in the work of military educational organizations of the Ministry of Defense of Russia.

Текст научной работы на тему «РАЗВИВАЯ ТВОРЧЕСТВО И ГИБКОСТЬ МЫШЛЕНИЯ. ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

А.В. ВДОВИН

РАЗВИВАЯ ТВОРЧЕСТВО И ГИБКОСТЬ МЫШЛЕНИЯ

DEVELOPING CREATIVITY AND FLEXIBILITY OF THINKING

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

PERSONALITY-ORIENTED LEARNING TECHNOLOGIES: FROM THEORY TO PRACTICE

Сведения об авторе: Вдовин Александр Владимирович - научный сотрудник военного института (управления национальной обороной) Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации, полковник запаса, кандидат военных наук, доцент (г. Москва. E-mail: vagsh@mil.ru).

Аннотация. В статье рассмотрены личностно-ориентированные технологии обучения слушателей, планируемые и реализуемые в Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации, которые могут быть рекомендованы для использования в работе военных образовательных организаций Минобороны России.

Ключевые слова: технологии, обучение, индивидуальный подход, образовательная деятельность, образовательные организации.

Information about the author: Alexander Vdovin - Researcher at the Military institute (national defense management) of the Military academy of the General Staff of the Armed Forces of the Russian Federation, Reserve Colonel, Candidate of Military Sciences, Associate Professor (Moscow. E-mail: vagsh@mil.ru).

Summary. The article discusses personality-oriented technologies of training students planned at the Military Academy of the General Staff of the Armed Forces of the Russian Federation, which can be recommended for use in the work of military educational organizations of the Ministry of Defense of Russia.

Keywords: technologies, training, individual approach, educational activities, educational organizations.

Развитие военного искусства и усложнение процессов подготовки и ведения военных действий обуславливают повышение требований к обучению военных кадров. В современных условиях всё большую значимость приобретают компетенции специалистов в области управления, позволяющие оперативно принимать обоснованные нестандартные решения в условиях неопределённости обстановки и дефицита времени. Это предопределяет необходимость совершенствования педагогических подходов к их подготовке, одним из которых является личностно-ориентирован-ный подход, предусматривающий

реализацию преподавательским составом и обучающимися соответствующих технологий индивидуализации педагогической и учебной деятельности.

Необходимо отметить, что лич-ностно-ориентированный подход в педагогике, как упорядоченная совокупность действий (взаимодействие) участников образовательных отношений по учёту в процессе обучения индивидуальных особенностей обучающихся, не является чем-то новым. Индивидуальные качества человека занимали умы ведущих мыслителей уже с момента зарождения религиозных и философских идей и течений. Серьёзное внимание изучению

индивидуальных особенностей человека начало уделяться в начале XVII века с выделением педагогики в самостоятельную науку (отрасль знаний) о воспитании. Последующая трансформация научных взглядов на их учёт в процессе обучения и воспитания учащихся проходила под влиянием соответствующих условий эпохи и общественно-политического строя, а также характера общественных отношений.

Изменение парадигмы высшего образования с репродуктивного освоения обучающимися обобщённой структурированной информации к практико-ориентированно-му формированию компетенций

Рис. 1. Структура основных блоков электронного учебника «Оперативное искусство»

(экранная форма главной страницы)

предстоящей профессиональной деятельности только расширило для каждого из них «окно возможностей».

На современном этапе государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования направлены

на создание условий для самореализации и свободного развития личности каждого обучающегося в соответствии с его склонностями и потребностями, уровнем подготовки, способностями и интересами. Вследствие этого Министерство обороны Российской Федерации

(далее - МО РФ) предоставляет обучающимся возможность перехода на обучение по индивидуальным учебным планам по отдельным дисциплинам, группам дисциплин или всем дисциплинам. Соответствующая норма устанавливается в приказе Министра обороны Рос-

и. умении и навыков

Рис. 2. Структурно-логическая схема освоения учебного материала электронного учебника

«Оперативное искусство»

Рис. 3. Электронная форма интерфейса вводной страницы контрольного задания

в электронном учебнике (вариант)

сийской Федерации от 30 мая 2022 г. № 308 и связана с планированием образовательных процессов, формированием содержания обучения, а также созданием психолого-педагогических условий, расширяющих возможности обучающихся в освоении программ подготовки. В то же время её реализация в современных условиях по большей части заключается в ускоренном освоении отдельными слушателями, привлечёнными в ходе обучения к исполнению обязанностей военной службы в зонах военных конфликтов, образовательных программ за счёт интенсификации образовательных процессов и не носит массовый характер. Возникает противоречие между постоянной потребностью повышения качества образования и возможностью его достижения исключительно за счёт образовательных организаций. Привлечение для его разрешения личностного потенциала обучающихся является резервом потенциальных возможностей образовательной среды и обуславливает актуальность указанного пути.

Наиболее массовое распространение в образовательной деятельности военных образовательных организаций МО РФ получили личностно-ориентированные

технологии взаимодействия преподавательского состава с обучающимися, представленные совокупностью приёмов и способов развития их индивидуальности (интересов, способностей, стиля деятельности и др.). В этом направлении Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации (далее - ВАГШ) принадлежит ведущая учебно-методическая роль.

В ВАГШ внедряются и применяются личностно-ориентированные технологии обучения, направленные на расширение возможностей слушателей в раскрытии своих способностей, а также формирование индивидуального стиля учебной деятельности. Основными из них являются следующие:

• разноуровневое содержание электронных учебников, предоставляющих обучающимся возможность выбора дидактических материалов различного уровня сложности, например, базового, повышенного или высшего (углубленного), с проблемным, частично-поисковым и исследовательским представлением структурированной информации различного объёма;

• вариативные тестовые задания и ситуационные задачи различных

типов (групп) и уровней сложности, выбираемые обучающимися в рамках текущего контроля успеваемости с учётом выбранных параметров (количества действий, норм времени, множеств выбора, уровня творчества и др.);

• различные варианты самоконтроля по разделам и темам в электронной информационно-образовательной среде вуза (электронных рабочих портфолио), используемые для получения допуска к промежуточной аттестации по учебным дисциплинам и их разделам;

• ролевые формы участия обучающихся в групповых дискуссиях, военно-деловых и командно-штабных военных играх (например, ведущий, докладчик, содокладчик, эксперт, оппонент (рецензент), должностное лицо органа военного управления и др.) в соответствии с их возможностями и способ -ностями, стремлениями в учёбе, а также опытом предшествующей деятельности и последующим должностным предназначением;

• самостоятельный, сообразно личным интересам, поиск обучающимися противоречий, проблем военной науки и практики войск, подходов к решению вскрытых ими противоречий на занятиях аналитической направленности

и исследовательского типа, а также в формате межгруппового взаимодействия и др.

Указанные технологии, реализуемые на занятиях и в процессе самостоятельной работы обучающихся с использованием различных средств и методов педагогического воздействия, а также их личностного выбора, позволяют успешно достигать цели подготовки специалистов. Их новизна, в отличие от традиционно опирающихся на межличностные отношения педагогическую диагностику, поиск индивидуально -го стиля учебной деятельности, управление процессом обучения, отбор и распределение содержания образовательных программ и других, заключается в нестандартном методе решения задачи - формировании атмосферы инициативного со стороны слушателей, т.е. снизу, развивающего обучения в сотрудничестве с опорой на их внутренние побудительные силы (потенциал). Рассмотрение содержания и порядка реализации каждой из представленных технологий ориентировано на возможное применение их в работе военных образовательных организаций МО РФ.

Сущность технологии применения в образовательной деятельности дидактических материалов различного уровня сложности в электронных учебниках заключается в предоставлении слушателям возможности выбора нужного им уровня освоения информации (объёма и глубины самостоятельно изучаемого при подготовке к занятиям учебного материала) на основе индивидуальных потребностей (интересов), способностей и мотивов учебной деятельности, а также уровня обученности, в том числе опыта предшествующей деятельности. Электронный учебник содержит для этого многовариантные и многоуровневые учебные материалы, а также разнообразные проверочные задания и тесты.

Указанная технология в ВАГШ реализуется кафедрой истории

войн и военного искусства в электронном учебнике «Военная история СССР во Второй мировой войне» и кафедрой оперативного искусства в электронном учебнике «Оперативное искусство», ориентированных на три категории обучающихся (см. рис. 1).

При сохранении единой структуры размещённых в учебниках материалов для обучающихся, повышающих квалификацию, электронная образовательная система предлагает базовый уровень сложности, для проходящих переподготовку и обучающихся в магистратуре - повышенный и высший соответственно. Слушатель самостоятельно определяет оптимальный для самостоятельного изучения и усвоения объём материала при подготовке к занятиям (поиске ответов на учебные вопросы, подготовке докладов, фиксированных выступлений или рефератов, а также разработке материалов курсовых работ или магистерской диссертации). Базовый уровень учебных материалов предоставляет общее освещение изучаемой предметной области (области знаний), что способствует восприятию её основ, повышенный уровень углубляет базовый по содержанию и деталям проработки - объясняет события и явления в практической плоскости, что способствует осознанию причинно-следственных связей между ними. В свою очередь высший уровень углубляет повышенный по содержанию и деталям проработки материала - раскрывает противоречия, проблемы и возможные пути их решения, а также тенденции развития с учётом научных подходов, что способствует выявлению направлений (путей) и мероприятий повышения эффективности учебного процесса.

В процессе работы с электронным учебником слушатели на основе индивидуальных предпочтений имеют также возможность выбора уровня сложности материалов для проверки остаточных знаний, по результатам которой определяются

рекомендации о необходимости повторного прохождения теста или изучения дополнительных материалов, позволяющих восполнить пробелы в знаниях (см. рис. 2), и вариантов самоконтроля на каждом уровне освоения учебного материала (см. рис. 3).

Вариативность уровней сложности учебного материала и заданий для самоконтроля расширяет возможности слушателей в самореализации и формировании индивидуального стиля учебной деятельности, например, проблем-но-деятельностного, поискового или исследовательского.

На это же ориентирована технология предоставления обучающимся возможности выбора вариативных тестовых заданий и ситуационных задач различных типов (групп) и уровней сложности в ходе опросов при проведении всех видов учебных занятий в рамках текущего контроля успеваемости.

В образовательной деятельности ВАГШ активно применяются материалы текущего контроля успеваемости базового, повышенного и высокого уровней сложности. Базовый уровень предусматривает ответ слушателя на уровне воспроизведения полученных знаний, повышенный - с выполнением заданий по образцу и, наконец, высший - творческого ответа с использованием полученных знаний в новых нестандартных ситуациях.

Варианты тестовых заданий с применением графического редактора, реализуемые в ВАГШ, представлены на рис. 4.

Вариативность тестов (заданий) при этом призвана обеспечить не только определение уровня подготовки слушателей, но и корректировку содержания, совершенствование методов их обучения, а также оценку индивидуальных результатов подготовки.

Предоставление обучающимся возможности выбора может быть также реализовано в рамках технологии прохождения ими в элек-

Рис. 4. Варианты тестовых заданий базового, повышенного и высшего уровней сложности,

применяемые в ВАГШ ВС РФ

Таблица 1. Структура балльной оценки индивидуальных продвижений обучающихся в освоении образовательной программы по результатам текущего контроля

Учебная дисциплина

1 семестр (раздел 1) ... семестр

Тема 1 Тема. . Итого Епип Сдостнгс. потреби )

Уч. зан. 1 Уч зан .

Тест 1 £ Ч Тест .. Ситуац задача

V- \

А

Базовый уровень | Количество тестовых залами! - 100% ил» 1 Повышенны» уровень I 2;3 от базового уровня ~|

Высший уровень | 1/3 от базового |

_-___Л N_

а) за учебную днсцнпяину

Рейтинг в группе ФИО Раздел Тема Баллы по уровням сложности достягн. (шо потреби. Решение о допуске ч промеж Предрасп. к профилю деят-тн

Базовый ПОЕЫШ. Высший аттест.

б БэсикЛВ 1 1 5

2 - А -

3 - - 3

4 4 - -

5 5 - -

21/15 Допуш. На^'чиын юаам: штабной

б) за ОПОП

Рейтинг в группе ФИО Г баллов Решение о допуске к итог, зттес* Предрасп. профилю деят-тн

Уч ДИСК. 1 Уч. дисц. 2 Уч. дисц. ...

тронной информационно-образовательной среде вуза вариативного самоконтроля по дисциплинам при завершении изучения отдельных наиболее сложных, объёмных тем и разделов, как одного из

показателей допуска к промежуточной аттестации. Достигаемые при этом индивидуальные результаты отражаются в электронных портфолио обучающихся при размещении в них материалов,

Таблица2. Ролевые функции обучающихся на занятиях (вариант)

подтверждающих прохождение ими установленных заданий текущего контроля успеваемости. Вследствие этого традиционная последовательность освоения темы занятия - «самостоятельная работа - тестовый самоконтроль - входной опрос - рассмотрение учебных вопросов - рубежный контроль успеваемости» - приобретает элементы индивидуализации путём предоставления обучающимся возможности выбора количества и видов решаемых тестовых заданий, обусловленной личностными предпочтениями.

В свою очередь индивидуальные результаты успеваемости обучающихся по дисциплинам оцениваются по набору ими контрольной суммы баллов, накапливаемой по мере освоения разделов и тем, в контексте последующего допуска их к аттестации (см. таблицу 1).

Доля отчётных контрольных заданий, решаемых обучающимися самостоятельно или под контролем преподавателя по каждой теме для допуска к аттестации, при этом обратно пропорциональна уровням их сложности. Например, для базового уровня необходимо решить 12 заданий, для повышенного уровня - 8, для высшего - 4 наиболее сложных задания.

Действующее лицо Ролевые функции

Ведущий с полномочиями преподавателя руководит ходом обсуждения, следит за регламентом, подводит итог выступлений по их окончании

Докладчик излагает, аргументирует, обосновывает, иллюстрирует точку зрения, позицию

Содокладчик дополняет, расширяет, углубляет позицию докладчика, доводит различные точки зрения в предметной области темы

Оппонент высказывает собственную точку зрения по рассматриваемому вопросу (отличающуюся от избранной докладчиком) и приводит контрпримеры и контраргументы

Эксперт (рецензент) оценивает продуктивность всей дискуссии, правомерность изложенных взглядов (позиций), их аргументированность и сделанные выводы (выявляет противоречия и логические ошибки в рассуждениях докладчика и оппонентов, уточняет определения понятий, анализирует ход доказательств и опровержений и т.п.), отмечает наличие связи доклада с практикой, учебными дисциплинами, высказывает мнение о вкладе того или иного участника дискуссии в нахождение общего решения и т.п.

1. Вводное сооошенпе по теме учебного вопроса

2. Заслушивание доклада по теме учебного вопроса

Ведущий Время: до 3-х мин. (воинское звание. фамилия и инициалы)

Тема доклада

(нагшеяокакие темы доклада»

Докладчик

(воинское звание, фамилия л инициалы)

Время: до 10-тн мнн.

3. Заст-шнвакне содоклада»

Тема содоклада Зй 1

(каимензЕаинс темыс;? д склада)

Содокладчик

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

|.ЕС-Ен:ксе фахятня,! юпдшаль;

Зремя: до 5-тн мин.

Тема содоклада Л-! 1

(наимезгаанне теэш содоклада)

Содокладчик

1 оннсксе звание. - - и Время: до 5-ти мин.

4 Оосу;кдение учебного вопроса диску ссия и обмен мнениями: все слушатели учебной группы

Выступления экспертов Эксперт № 1 Выступления оппонентов Оппонент .V» 1

(воинсксе звание. фамилия и инициалы) Время: до 3-х мнн Эксперт № 2 (воинское звание, фамилия и инициалы) Время: до 3-х мин. Оппонент № 2

(воинское звание, фамилия н инициалы) Время: до 3-х мнн. Экспертиз (воинское звание, фамилия и инициалы) Время: до 3-х мнн. Оппонент № 3

(«оинско« звание, фамилия инициалы) Время: до 3-х мин. ¿Боамскм '.Еаак. фамилия и кышнпк) Время: до 3-х мнн.

5. Подведение итогов рассмотрена! учебного вопроса

Ведущий (руководитель занятия) _ Вреш: до 3-х мнн.

Рис. 5. Структурно-логическая схема отработки учебного вопроса занятия с распределением обучающихся по ролям

При таком подходе текущий контроль успеваемости стимулирует повышение интереса обучающихся к учебным дисциплинам и их индивидуальную мотивацию на саморазвитие, а электронное портфолио становится формой учёта не только профессиональных, но и личностно-ориентиро-ванных достижений. Вследствие этого при формировании аттестационных листов и служебных характеристик выпускников целесообразно учитывать их индивидуальные результаты контроля успеваемости, отражённые в порт-фолио, с отражением рекомендаций по назначению обучающихся на должности - командная, штабная, научная или педагогическая.

В качестве ещё одной личност-но-ориентированной технологии обучения в академии применяются ролевые формы участия слушателей в учебных занятиях, обусловленные уровнем их текущей подготовки, опытом предшествующей деятельности и должностным предназначением, при реализации игровых методов обучения. Основ-

ными видами учебных занятий при этом являются семинарские занятия и групповые упражнения, построенные как коллективное по форме и диалогическое по сути взаимодействие и общение их участников, а также ролевые и операционные (деловые и орга-низационно-деятельностные) игры.

Основными ролями обучающихся на занятиях в академии, как правило, являются: ведущий, докладчик, содокладчик, эксперт и оппонент (рецензент) (см. таблицу 2).

Вариант структурно-логической схемы отработки учебного вопроса занятия с распределением обучающихся по ролям представлен на рис. 5.

Наиболее эффективно указанная технология применяется в учебных группах слушателей факультета национальной безопасности и обороны государства, комплектуемых по смешанному принципу представителями различных видов и родов войск Вооружённых Сил, а также в группах повышения квали-

фикации и профессиональной переподготовки, объединяющих специалистов различных органов военного управления и федеральных органов исполнительной власти. Их совместное обучение позволяет распределять роли участников занятия с учётом опыта их служебной деятельности и должностного предназначения. Назначение обучающихся на роли выступает инструментом преподавателя по формированию у них компетенций профессиональной деятельности с учётом индивидуальной подготовки и приоритетов учебной деятельности.

Самостоятельный поиск слушателями проблем военной науки и практики войск, а также подходов к решению вскрытых ими противоречий реализуется, как правило, на занятиях аналитической направленности и исследовательского типа, в частности, таких, как семинары, круглые столы, военно-научные конференции и др., а также при разработке курсовых работ и магистерских

«КОНСТРУИРОВАНИЕ» СЛУШАТЕЛЯМИ СОБСТВЕННОГО ЗНАНИЯ ^ РАМКАХ СОБСТВЕННОЙ ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЫЗОВ

Л ктуалн мцпи 1н;!иий Л останов кл иеяен! Захнгересо^нноп!. \ II ьЮТМЫфОВИ» кисть,

(Формул про МИМ

«Опросов /

Пооуждслнс

К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

/

ОСМЫСЛЕНИЕ

Поиск ищиюй ма ран<!с намеченный вопросы Получение новой

информации, с« <х^шслсшге. Соошсс^нк- !Г01ии'| информации с нмыйпшмнсл

РЕФЛЕКСИЯ

Рд1м ишление, осодагаммЛ

И ИрИННШе ) ГОЛОГО 1КЗН11Й.

Формнрошннс «КК1Въ'1«ЛОГО отношения к \ |кму:п.т;иу, его интеграции н сферу И Р^* дс го н ще Е1 ироф^сспоигтыюЛ деятельности

Рис. 6. Сущность занятий аналитической направленности в контексте личностно-ориентированного подхода к слушателям

диссертаций, методика проведения которых во многом зависит как от подготовленности групп, в целом, так и каждого обучающегося, в частности.

Сущность занятий аналитической направленности в контексте

личностно-ориентированного подхода к слушателям представлена на рис. 6.

Особенностью технологии проведения таких занятий является трансформация отношений между преподавателями и слушателями.

Последние становятся генераторами идей и разработчиками материалов для освоения компетенций предстоящей профессиональной деятельности через заранее согласованные познавательные (научно-исследовательские) учебные

Рис. 7. Общая структура личностно-ориентированной деятельности слушателей на занятиях аналитической направленности (исследовательского типа)

Таблица 3. Выходные (отчётные) материалы учебной деятельности специалистов в области управления и моделирования при освоении раздела (темы)

Дисцнпл. В/управл. Опер, иск. В/управл. Опер. иск. Опер. иск. Опер. иск.

Уч. гр./зан. СРРП (ПЗ) ГУ ПЗ I V ГУ ГУ

Группа офицеров ОВУ стратег, уровня управления Указания НШ (НОО) по органи зации работы на пункте управления Уточненные данные об изменении БЧС, положении объединений (соединений и частей) Г]юфик роботы управл. ГБ(с) на ТВД (постановка чадач на проведение расчетов (моделиров-я). их учет в работе) 3аявки на проведение расчетов (моделирования) при определ-и замысла / б/задач объединениям Подготовка и доклад предлож-й по прим-ю сил и средств в замысел и решение А Определение боевых задач войскам (силам)

Уч. гр. Лекция ^ V сррп> ? ПЗ-1 ПЗ-2 N ч ПЗ-З 1* ПЗ-4|

Группа сггец-тов ОВУ в области моделирования Конспект (методика орг-цни проведения расчетов и математ, моделир-я при планпр. операции (б/л)) * г График (суточный шан) работы Центра моделирования ГБУ КПГВ(с) на ТВД * Заполненная (в актуал-м состоянии) база данных прогр-х средств моделнров-я Формнров-е вариантов применения войск(сил) на ОН для аналнт. моделир-я (обстановки для имитац. моделир-я) Результаты операт. расчетов и моделнрова ння в соотв. с типовыми формами Пнформа.-аналнтич. сводка оценки эффект-ти и предтож. по совершенств. ПСМ. уточн. порядка их прим-я в деят-ти ОВУ

Дисцнпл. Осн. модел. В/управл. Осн. модел. Опер. иск. Осн. модел. Осн. модел.

сценарии, требующие творческого (аналитического) подхода в их решении.

При таком подходе общая структура деятельности слушателей на занятиях аналитической направленности (исследовательского типа) может быть представлена в следующем виде (см. рис. 7).

На занятиях аналитической направленности на основе системного анализа и критического рассмотрения слушателями различных ситуаций происходит трансформация предметных знаний в практическую сферу предстоящей профессиональной деятельности. Такие занятия проводятся на заключительном этапе в период освоения наиболее сложных тем и разделов учебных дисциплин, а также в преддверии командно-штабных учений и военных игр.

Их содержание предполагает прогнозирование тенденций развития, формирование алгоритма работы, выбор приёмов и способов, методов и правил решения

прикладных проблемных вопросов, намеченных при подготовке к занятию и направляющих самостоятельную индивидуальную или коллективную (групповую) аналитическую деятельность обучающихся.

Кульминацией занятий аналитической направленности выступает публичная защита проекта по актуальным проблемным вопросам развития военной науки и практики войск с обсуждением и экспертной оценкой предлагаемых управленческих решений, разработкой рекомендаций должностным лицам органов военного управления по их реализации в профессиональной деятельности.

Внедрение указанной технологии планируется также на факультете профессиональной переподготовки и повышения квалификации академии в рамках межгруппового взаимодействия специалистов (элемент технологии обучения в сотрудничестве).

Форматом учебного сотрудничества при этом выступает взаимодействие в направлении «учебная группа 1 - преподаватель (кафедра) - учебная группа 2» и обратно, как правило, в рамках одной или смежных учебных дисциплин. Например, взаимодействие групп повышения квалификации офицеров органов военного управления стратегического уровня управления, проходящих обучение единовременно с военными специалистами органов военного управления в области моделирования применения войск (сил). Взаимодействие указанных групп рассматривается в рамках учебных занятий при освоении модуля «Управление в кризисных ситуациях». Обучающиеся по отношению друг к другу выступают в качестве руководителей и подчинённых одного из органов военного управления. Итогом каждого занятия является разработка установленных выходных (отчётных) материалов учебной деятельности,

служащих исходными данными для последующего освоения темы слушателями смежной группы (см. таблицу 3).

Личностно-ориентированный подход в обучении при этом заключается в предоставлении слушателям, являющимся специалистами в предметной области, возможности реализовать индивидуальные компетенции (опыт служебной деятельности) при разработке соответствующих учебных материалов для смежных групп.

Таким образом можно отметить, что постоянная потребность повышения качества образования при устойчивости тенденций диверсификации, интенсификации и информатизации образовательных процессов в образовательных организациях МО РФ обуславливает целесообразность привлечения и задействования внутренних резервов обучающихся. Это,

в свою очередь, предопределяет потребность совершенствования и развития теории личностно-ориентированного обучения, технологии которого актуализируют самоорганизацию и саморазвитие обучающихся для формирования способности определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы её совершенствования на основе самооценки, являющейся универсальной компетенцией их предстоящей профессиональной деятельности.

Практика применения в ВАГШ указанных технологий заслуживает внимания, поскольку подтверждает их возможности в развитии творческого потенциала и гибкости мышления обучающихся. Полученный при этом опыт может быть использован в работе военных образовательных организаций МО РФ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».- М.: ВАГШ ВС РФ.-ИОС\\199.20.116.201\ GarantClientXgarant. exe (дата обращения 24.01.2023).

2. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 мая 2022 г. № 308 «Об организации образовательной деятельности в федеральных государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации».- М.: ВАГШ ВС РФ.- ИОС\\199.20.116.201\GarantClient\ garant. exe (дата обращения 24.01.2023).

3. Оперативное искусство: электронный учебник [Электронный ресурс].- М.: ВАГШ ВС РФ, 2021.

4. Зеленое, А. В., Вдовин, А. В. Аналитическое занятие как форма рубежного контроля учебной деятельности обучающихся // Передовой педагогический опыт обучения слушателей ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ», 2022. С. 81-92.

НА КНИЖНУЮ ПОЛКУ

С.А. Баканеев, М.В. Сильников, А.В. Карпович, С.А. Орлов, Ю.М. Чернышев

Курс артиллерии для оператора комплекса воздушной разведки с беспилотным летательным аппаратом

Монография / С.А. Баканеев, М.В. Сильников, А.В. Карпович, С.А. Орлов, Ю.М. Чернышев. - СПб.: Первый ИПХ, 2022. - 364 с.: ил.

Монография содержит анализ современного состояния и направлений развития способов выполнения огневых задач обычными и управляемыми артиллерийскими снарядами с применением комплексов воздушной разведки, оснащённых беспилотными летательными аппаратами; вопросы совершенствования специального математического программного обеспечения комплексов воздушной разведки и комплексов автоматизированного управления огнём артиллерии, а также ряд примеров из опыта боевого применения управляемого артиллерийского вооружения. В монографии изложены вопросы подготовки стрельбы и управления огнём артиллерии, подготовки и выполнения разведывательно-огневых задач с БПЛА различных типов, в том числе с применением высокоточных боеприпасов. Монография предназначена для специалистов, работающих в данной сфере, преподавателей высших учебных заведений, адъюнктов, соискателей и слушателей военных и технических учебных заведений, имеющих достаточный уровень ознакомления с основами боевого применения беспилотных летательных аппаратов, а также с базовыми положениями теории стрельбы артиллерии.

: . U^lhii >

LJ Г-.Ч AMJWMi

ДЛЯ ÜHFPATDPA KDMnilFKCj* SdîflVUIИСЙ РА15ЕДКИ

VFÜC

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.