Научная статья на тему 'К подходам обучения в вузах Министерства обороны Российской Федерации'

К подходам обучения в вузах Министерства обороны Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Обучение / индивидуализация / вариативность / личностно ориентированный (индивидуальный) подход / образовательный процесс (деятельность) / Training / individualization / variability / personality oriented (individual) approach / educational process (activity)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мажуга Сергей Николаевич, Вдовин Александр Владимирович

Рассмотрены вариативные (организационный и технологический) подходы к индивидуализации обучения в вузах Минобороны России в контексте повышения качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мажуга Сергей Николаевич, Вдовин Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regarding Approaches to Training at Higher Education Institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation

The paper explores different organizational and technological methods for customizing training in higher education institutions under the Russian Ministry of Defense. The goal is to improve the quality of education by tailoring it to individual needs and abilities.

Текст научной работы на тему «К подходам обучения в вузах Министерства обороны Российской Федерации»

К подходам обучения в вузах Министерства обороны Российской Федерации

Полковник С.Н. МАЖУГА, кандидат военных наук

Полковник запаса А.В. ВДОВИН, кандидат военных наук

АННОТАЦИЯ ABSTRACT

Рассмотрены вариативные (организационный и технологический) подходы к индивидуализации обучения в вузах Минобороны России в контексте повышения качества образования.

Обучение, индивидуализация, вариативность, личностно ориентированный (индивидуальный) подход, образовательный процесс (деятельность).

The paper explores different organizational and technological methods for customizing training in higher education institutions under the Russian Ministry of Defense. The goal is to improve the quality of education by tailoring it to individual needs and abilities.

KEYWORDS

Training, individualization, variability, personality oriented (individual) approach, educational process (activity).

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

РАЗВИТИЕ военного искусства и усложнение процессов подготовки и ведения боевых действий обусловливают повышение требований к обучению военных кадров. В со-

временных условиях, прежде всего в ходе ведения Вооруженными Силами Российской Федерации специальной военной операции (СВО) на Украине, все большую значимость

приобретают компетенции специалистов в области управления, позволяющие оперативно принимать обоснованные нестандартные, а главное эффективные решения в условиях быстро меняющейся обстановки и дефицита времени. Это предопределяет необходимость повышения качества взаимодействия участников образовательных отношений в образовательной деятельности военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации (далее — вузов Минобороны России) путем внедрения и совершенствования вариативных подходов к индивидуализации обучения — развитием обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей.

Впервые индивидуализация обучения отмечена в первой половине XVIII века в образовательной деятельности кадетских корпусов, группы для обучения в которых комплектовались по уровню знаний. Было установлено «посадить учащихся по рангам, кто против кого более знает — тот перед тем и первенство имеет, а особливо каждую субботу смотреть, чтобы их пересадить по наукам и прилежности, как кто перед прочими превосхож-дение имеет». При этом в старшем классе кадеты углубленно изучали те военные и гражданские науки, по которым каждый «через прежние классы больше склонности, прилежания и особливо понятия показывал»1. В то же время перевод из класса в класс осуществлялся в зависимости от успехов индивидуально. Кроме того, именным указом Петра I от 6 сентября 1730 года кадетским корпусам, ввиду замеченного увлечения их командования строевыми занятиями, было предписано освободить от них тех кадет, которые проявили склонность к наукам, выделив им это время для слушания лекций по ним. Выпуск также проводился в индивидуальном порядке и мог начинаться с третьего

класса. При этом распределение выпускников по родам войск, а также присвоение им чинов и званий проводилось сообразно способностям. Так, например, в царствование Николая I выпускники, окончившие корпус по

1-му разряду, направлялись поручиками в армию (или прапорщиками в гвардию), по 2-му разряду — подпоручиками, по 3-му — прапорщиками, по 4-му — в линейные батальоны, а неспособные к учебе в специальных классах — во внутреннюю стражу. В свою очередь, воспитанники училищ 1-го разряда переводились прапорщиками в офицерские классы,

2-го — направлялись прапорщиками в войска, 3-го — оставлялись еще на год, а 4-го — выпускались юнкерами с правом на производство через два года2.

В начале XX века в деятельности российских военных вузов практиковалось распределение выпускников и присвоение им воинских званий, определение чинов и окладов в зависимости от результатов обучения, создание специализированных учебных подразделений из лучших в учебе и дисциплине, а также определение обучаемым и созданным коллективам направлений самостоятельных исследований сообразно их склонностям и направленности в работе. Так, например, перевод на третий курс Николаевской академии Генерального штаба предусматривался по результатам учебы только для «наиболее грамотных и одаренных» офицеров с более широкими перспективами служебного роста. Основу обучения на дополнительном курсе при этом составляла самостоятельная разработка ими трех «наукоемких работ по военной истории, военному искусству и стратегии (военной статистике, военной администрации)»3.

В 30-50-е годы ХХ века наиболее ярким примером индивидуального подхода в обучении в образователь-

ной деятельности советских военных вузов являлось участие слушателей и курсантов в социалистическом соревновании, проводимом как между коллективами и организациями, так и между отдельными учащимися, т. е. на индивидуальном уровне, для «устранения фактов прикрытия недостатков отдельного лица достижениями группы»4. Его основными показателями являлись качество учебы (успеваемость, оказание помощи отстающим), воинская дисциплина, активная работа в тематических кружках, секциях и обществах, сдача норм на оборонные и физкультурные знаки отличия («Готов к труду и обороне», «Ворошиловский стрелок», «Парашютист-отличник» и др.), работа в общественных, в том числе вузовских, организациях и коллективах, а также участие в общественных делах, например, в обмене опытом эффективной учебы и в разработке наглядных материалов (стенных газет, боевых листков, молний и др.).

В период развитого социализма (60—80-е годы ХХ века) в качестве наглядного примера индивидуализации обучения в отечественных военных вузах можно отметить индивидуальное привлечение слушателей и курсантов к внеаудиторной учебной деятельности, ориентированной на формирование их интересов к профессии. Основными формами ее реализации являлись кружки, конкурсы, олимпиады, викторины, предметные недели и военно-научные общества. Предметные кружки, например, выступали действенным средством в решении задач привития интереса к учебным дисциплинам, расширения и углубления знаний, полученных на занятиях, формирования и совершенствования практических навыков и умений по тому или иному учебному предмету, развития наклонностей обучаемых к определенным отраслям науки5.

Исторический опыт показывает, что реализованные подходы к индивидуализации обучения в первую очередь ориентировались на выявление наиболее одаренных и талантливых обучаемых, использование их творческого и интеллектуального потенциала для решения актуальных задач военной науки. Их индивидуальные особенности рассматривались преимущественно в контексте способностей к учению и умения учиться (успеваемости).

В начале XXI века произошло изменение парадигмы высшего образования с репродуктивного освоения обучающимися обобщенной структурированной информации к прак-тико-ориентированному формированию компетенций предстоящей профессиональной деятельности. Взаимодействие участников образовательных отношений при этом стало ориентироваться на «создание условий для самореализации и свободного развития личности каждого обучающегося в соответствии с его склонностями и потребностями, уровнем подготовки, способностями и интересами»6.

В настоящее время Минобороны России предоставляет обучающимся возможность перехода на обучение по индивидуальным учебным планам по отдельным дисциплинам, группам дисциплин или всем дисциплинам. Соответствующая норма устанавливается в приказе Министра обороны Российской Федерации от 30 мая 2022 г. № 308 и связана с планированием образовательных процессов, формированием содержания обучения, а также с созданием психолого-педагогических условий, расширяющих возможности обучающихся в освоении программ подготовки7. При этом могут применяться технологии личностно ориентированного обучения, связанные в первую очередь с выбором преподавателями

приемов и способов формирования способностей (готовности) обучающихся применять полученные знания, умения, навыки и личностные качества в предстоящей профессиональной деятельности согласно их образовательным потребностям и интересам.

Переход обучающихся к освоению образовательных программ по индивидуальным учебным планам с предоставлением им возможности самостоятельного освоения части материала обусловливается их личным желанием, уровнем успеваемости (на «хорошо» и «отлично»), а также индивидуальными возможностями и склонностью к научной деятельности. В то же время его реализация в современных условиях по большей части сводится к ускоренному освоению отдельными слушателями, привлеченными в ходе обучения к исполнению обязанностей военной службы в зонах военных конфликтов, образовательных программ за счет интенсификации образовательных процессов. Однако реализация личностно ориентирован-

ных технологий при этом осуществляется не всегда.

Возникает противоречие между постоянной потребностью повышения качества образования и возможностью его достижения исключительно за счет образовательных организаций. Привлечение для его разрешения личностного потенциала обучающихся является резервом возможностей образовательной среды вузов Минобороны России и обусловливает актуальность указанного пути.

Возможность формирования вузами Минобороны России индивидуальных траекторий обучения соответствующих специалистов реализуется по большей части в вариативном компоненте образовательных программ в контексте индивидуализированного прохождения ими части кафедральных и формирования личностных компонентов учебных дисциплин, а также всех видов практик на основе выбора отдельных компонентов (рис. 1).

Индивидуализация подготовки специалистов, обучающихся по ин-

Рис. 1. Принципиальная схема индивидуального учебного плана обучающегося

дивидуальным учебным планам, при этом рассматривается в рамках всех дисциплин, групп дисциплин и отдельных дисциплин.

Индивидуализация обучения в рамках всех дисциплин как наиболее масштабное личностно ориентированное действо наиболее целесообразна при освоении обучающимися дополнительных (наряду с основными) профессиональных образовательных программ повышения квалификации или профессиональной переподготовки. При этом ориентирование на формирование у выпускников в первую очередь универсальных и общепрофессиональных компетенций по смежным областям предстоящей профессиональной деятельности может достигаться в рамках межвузовского взаимодействия, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий по следующей тематике, например, «Системный анализ и моделирование», «Развитие и применение современных информационных технологий», «Организация и ведение аналитической деятельности» и др. Вместе с тем указанный подход отличают сложности организационного сопряжения и функционального взаимодействия различных подсистем обучения, в результате чего его внедрение не имеет практической реализации. Кроме того, как правило, межвузовские соглашения определяют только общие направления совместной деятельности.

Индивидуализация обучения по группам дисциплин наиболее актуальна в рамках прохождения обучающимися рубежного контроля успеваемости (через участие в итоговых междисциплинарных учебных занятиях аналитической направленности на ведущих руководящих и командных должностях), разработки авторских междисциплинарных научно-образовательных проектов,

а также проведения научных исследований (экспериментальных разработок) и др. по направлениям предстоящей профессиональной деятельности (командно-штабному, научно-исследовательскому, педагогическому и др.) с зачетом промежуточных разделов и тем смежных учебных дисциплин. Однако реализация указанного подхода обусловливает потребность заблаговременного сотрудничества руководства вузов с научно-исследовательскими организациями (институтами, центрами, управлениями и др.) Минобороны России для формирования заинтересованности будущих абитуриентов в продолжении (сопровождении) в ходе обучения проводимых ими исследований с опорой на материально-техническую базу (информационно-образовательную среду) и военно-научные школы образовательной организации.

Индивидуализация обучения по отдельным дисциплинам предполагает разработку обучающимися аналитических научных и/или исследовательских проектов по предложенным кафедрами или выявленным самостоятельно проблемным вопросам и направлениям развития военной науки и практики войск, например, «Проблемные вопросы... и пути их решения» в рамках комплексного поражения противника, межведомственного взаимодействия, и др. согласно индивидуальным заданиям. В то же время указанный подход ограничен интеллектуальной пассивностью обучающихся, их низкой заинтересованностью в выделении из учебных подразделений и коллективов в первую очередь в связи с недостаточным владением методологией аналитической деятельности.

Реализация данных подходов может рассматриваться по установленным структурными подразделениями (кафедрами) вузов направлениям сотрудничества и/или профессио-

нальной деятельности, а также запросам обучающихся с предоставлением последним возможности выбора. Установленная федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования компетенция «способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки» предоставляет им необходимое «окно возможностей».

Необходимо также отметить, что решением Ученого совета вуза в образовательном процессе могут быть реализованы и другие формы индивидуальной учебной деятельности обучающихся адаптивно содержанию их предстоящей профессиональной деятельности и порядку ее реализации с изменением состояния военно-политической и стратегической обстановки. Примером этого являются различные формы совместной

работы Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации (ВАГШ) с вузами и ведущими научными организациями (МГУ им. М.В. Ломоносова, МГИМО (университетом) МИД РФ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, РЭУ им. Г.В. Плеханова, РАНХиГС при Президенте РФ, РФЯЦ-ВНИИЭФ, РУДН, Академией гражданской защиты МЧС, Академией геополитических проблем, РГГУ, Госкорпорацией «РОСТЕХ», Академией управления МВД России и др.). В соответствии с заключенными соглашениями о сотрудничестве предусматривается предоставление ими образовательных услуг по подготовке соответствующих военных специалистов в рамках реализуемых учебных модулей по основным направлениям подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки к новому виду деятельности (рис. 2).

Уч. дисциплины 1, 2, 3 (обязательная часть)

МГУ (курсы ДПО)

или

о. о до 2 ее РАНХиГС (курсы ДПО)

ИЛИ

МГТУ (курсы ДПО)

Теорет. часть

Разработка инд. задания

Теорет. часть

Разработка инд. задания

Теорет. часть

Разработка инд. задания

Рис. 2. Место индивидуализированного компонента программ при формировании универсальных компетенций (вариант)

Результаты анализа реализуемых ими направлений повышения квалификации специалистов в смежных и сопутствующих направлению профессиональной деятельности выпускников ВАГШ областях дают основание выделить следующие области знаний, целесообразные к освоению слушателями Академии в рамках индивидуальных учебных планов на основе их личного вы-

бора: информационные технологии и прогнозирование, системный анализ и обработка информации, управление проектами, критическое мышление, организационная психология и управление персоналом, системы поддержки принятия решений, искусственный интеллект, моделирование процессов, стратегии и технологии «мягкой силы», личная эффективность руководителя и др.

Другое направление внедрения в ВАГШ личностно ориентированного компонента обучающихся по индивидуальным учебным планам связано с привлечением их в рамках сотрудничества с кафедрами (факультетами) к разработке коллективных (совместных) военно-теоретических трудов, научно-исследовательских работ и др. материалов научной деятельности по вопросам управления обороной государства, прогнозируемым вызовам и угрозам национальной безопасности Российской Федерации, а также направлениям их нейтрализации и другие.

В качестве еще одного примера можно отметить введение Ученым советом Общевойсковой академии ВС РФ в ее образовательную деятельность «аналитического урока», реализуемого как вид ученого занятия дисциплин исторического профиля для формирования у обучающихся системного и критического мышления, заявленного в качестве первой универсальной компетенции выпускников.

Корректировка содержания образовательных программ военных специалистов, обучающихся по индивидуальным учебным планам, при этом, как правило, предусматривает расширение и/или углубление областей знаний, необходимых им для выполнения задач профессиональной деятельности на основе собственных приоритетов (потребностей и способностей) и возможностей вузов по их реализации.

Наряду с представленным через освоение индивидуального учебного плана организационным подходом к индивидуализации обучения слушателей и курсантов в образовательной деятельности вузов Минобороны России достаточно массовое распространение получили личностно ориентированные технологии взаимодействия преподавательского состава с обучающими-

В настоящее время Минобороны России предоставляет обучающимся возможность перехода на обучение по индивидуальным учебным планам по отдельным дисциплинам, группам дисциплин или всем дисциплинам. Соответствующая норма устанавливается в приказе Министра обороны Российской

Федерации от 30 мая 2022 г. № 308 и связана с планированием образовательных процессов, формированием содержания обучения, а также с созданием психолого-педагогических условий.

ся, представленные совокупностью приемов и способов развития их индивидуальности (интересов, способностей, стиля деятельности и др.). Их применение способствует расширению возможностей обучающихся в раскрытии своих способностей, а также формированию индивидуального стиля учебной деятельности. Наиболее распространенные из них приведены в таблице 18.

Указанные технологии, реализуемые на занятиях и в процессе самостоятельной работы обучающихся с использованием различных средств и методов педагогического воздействия, а также их личностного выбора, позволяют успешно достигать цели подготовки специалистов. Их новизна, в отличие от традиционно опирающихся на межличностные отношения, педагогическую диагностику, поиск индивидуального стиля учебной деятельности, управление процессом обучения, отбор и распределение содержания образовательных программ и других, заключается в нестандартном методе решения задачи — формировании атмосферы инициативного со стороны слушателей, т. е. снизу, развивающего обучения в сотрудничестве с опорой на их внутренние побудительные силы (потенциал).

N X N

о н и

4 о н

5

Основные личностно ориентированные технологии обучения

Таблица 1

Разноуровневое содержание электронных учебников Вариативные тестовые задания и ситуационные задачи Различные варианты самоконтроля по разделам и темам Ролевые формы участия в занятиях Проблемное обучение в сотрудничестве

Содержание

Предоставление обучающимся возможности выбора дидактических материалов различного уровня сложности, например, базового, повышенного или высшего (углубленного), с проблемным, частично-поисковым и исследовательским представлением структурир ов анной информации различного объема Предоставление обучающимся возможности выбора задач и заданий различных типов (групп) и уровней сложности в рамках текущего контроля успеваемости с учетом выбранных параметров (количества действий, норм времени, множеств выбора, уровня творчества и др.) Предоставление обучающимся возможности выбора в электронной инф ормационной образовательной среде вуза (электронных рабочих портфолио) вариантов самоконтроля, используемых для получения допуска к промежуточной аттестации по учебным дисциплинам и их разделам Привлечение обучающихся к участию в групповых дискуссиях, военно-деловых и командно-штабных военных играх (например, ведущий, докладчик, содокладчик, эксперт, оппонент (рецензент), должностное лицо органа военного управления и др.) в соответствии с их возможностями и способностями, стремлениями в учебе, а также опытом предшествующей деятельности и последующим должностным пр едназначением Самостоятельный, сообразно личным интересам, поиск о бучающимися противоречий, проблемных вопросов военной науки и практики войск, подходов к решению вскрытых ими противоречий на занятиях аналитической направленности и исследовательского типа, а также в формате межгруппового взаимодействия и др.

Так, например, сущность технологии применения в образовательной деятельности дидактических материалов различного уровня сложности в электронных учебниках заключается в предоставлении обучающимся возможности выбора нужного им уровня освоения информации на основе индивидуальных потребностей (интересов), способностей и мотивов учебной де-

ятельности, а также уровня обучен-ности, в том числе опыта предшествующей деятельности. Примером тому является электронный учебник, содержащий многовариантные и многоуровневые учебные материалы, а также разнообразные проверочные задания и тесты для самостоятельного изучения и решения их обучающимися при подготовке к занятиям (рис. 3)9.

Рис. 3. Структура основных блоков электронного учебника «Оперативное искусство» (экранная форма главной страницы)

При этом обучающимся, повышающим квалификацию, может предлагаться базовый уровень сложности, проходящим переподготовку и обучающимся в магистратуре — повышенный и высший соответственно.

Обучающийся самостоятельно определяет оптимальный для изучения и усвоения объем материала при подготовке к занятиям. Базовый уровень учебных материалов, как правило, предполагает общее освещение изучаемой предметной области (области знаний), что способствует восприятию ее основ, повышенный уровень углубляет базовый по содержанию и деталям проработки — объясняет события и явления в практической плоскости, что способствует осознанию причинно-следственных

связей между ними. В свою очередь, высший уровень углубляет повышенный по содержанию и деталям проработки материала — раскрывает противоречия, проблемы и возможные пути их решения, а также тенденции развития с учетом научных подходов, что способствует выявлению направлений (путей) и мероприятий повышения эффективности учебного процесса.

Кроме того, в процессе работы с электронным учебником обучающимся, на основе индивидуальных предпочтений, может предоставляться возможность выбора уровня сложности материалов для проверки остаточных знаний (рис. 4).

По результатам проверки определяются рекомендации о необходимо-

Рис. 4. Структурно-логическая схема освоения учебного материала электронного учебника «Оперативное искусство» в ВАГШ

сти повторного прохождения теста или изучения дополнительных материалов, позволяющих восполнить пробелы в знаниях, и вариантов самоконтроля на каждом уровне освоения учебного материала (рис. 5).

Вариативность уровней сложности учебного материала и заданий для самоконтроля расширяет возможности обучающихся в самореализации и формировании индивидуального стиля учебной

Рис. 5. Электронная форма интерфейса вводной страницы контрольного задания в электронном учебнике (вариант)

деятельности, например, проблем-но-деятельностного, поискового или исследовательского.

На это же ориентирована технология предоставления обучающимся возможности выбора вариативных тестовых заданий и ситуационных задач различных типов (групп) и уровней сложности в ходе опросов при проведении всех видов учебных занятий в рамках текущего контроля успеваемости.

В образовательной деятельности вузов Минобороны России активно применяются материалы текущего контроля успеваемости базового, повышенного и высокого уровней сложности. Базовый уровень предусматривает ответ слушателя на уровне воспроизведения полученных знаний, повышенный — с выполнением заданий по образцу и, наконец, высший — творческого ответа с использованием полученных знаний в новых нестандартных ситуациях (рис. 6)10.

Вариативность тестов (заданий) при этом призвана обеспечить не только определение уровня подготовки обучающихся, но и корректировку содержания, совершенствование методов их обучения, а также оценку индивидуальных результатов подготовки.

Предоставление обучающимся возможности выбора может быть также реализовано в рамках технологии прохождения ими в электронной информационной образовательной среде вуза вариативного самоконтроля по дисциплинам при завершении изучения отдельных наиболее сложных, объемных тем и разделов как одного из показателей допуска к промежуточной аттестации. Достигаемые при этом индивидуальные результаты могут отражаться в электронных портфолио обучающихся при размещении в них материалов, подтверждающих прохождение ими установленных заданий текущего контроля успеваемости. Вследствие

этого традиционная последовательность освоения темы занятия — «самостоятельная работа — тестовый самоконтроль — входной опрос — рассмотрение учебных вопросов — рубежный контроль успеваемости» — приобретает элементы индивидуализации путем предоставления обучающимся возможности выбора количества и видов решаемых тестовых заданий, обусловленной личностными предпочтениями.

В свою очередь, индивидуальные результаты успеваемости обучающихся по дисциплинам могут оцениваться по набору ими контрольной суммы баллов, накапливаемой по мере освоения разделов и тем, в контексте последующего допуска их к аттестации (рис. 7).

Доля отчетных контрольных заданий, решаемых обучающимися самостоятельно или под контролем преподавателя по каждой теме для допуска к аттестации при этом обратно пропорциональна уровням их сложности. Например, для базового уровня необходимо решить 12 заданий, для повышенного уровня — 8, для высшего — 4 наиболее сложных задания.

Реализация указанной технологии личностно ориентированного текущего контроля успеваемости стимулирует повышение интереса обучающихся к учебным дисциплинам и их индивидуальную мотивацию на саморазвитие, а электронное портфолио становится формой учета не только профессиональных, но и личностно ориентированных достижений. Вследствие этого при формировании аттестационных листов и служебных характеристик выпускников целесообразно учитывать их индивидуальные результаты контроля успеваемости, отраженные в порт-фолио, с отражением рекомендаций по назначению обучающихся на должности — командная, штабная, научная или педагогическая.

_Вариант 1

Вопрос:...

0 Ответ № 1 @ Ответ №2 ^ Ответ № 3

Вариант 2

Вопрос:...

□ □

Ответ № 1 Ответ № 2 Ответ Л? 3 Ответ Л? 4

а) базовый уровень сложности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

_Вариант 3

Вопрос:...

ГруппаХ»! Группа X? 2

В соответствии с ОД иом войсками ВО от ?0 06 ?0?0 г. \о 1 флот приступил к подготовке первом операции, срок готов»юс^и - 09.00 20.07.2020 г.

Предлагается • райках определения замысла первой операции флота распределить силы по группировкам:

Группировка N11 - по поранению кооабельных группировок противника:

Группировка N«2-110 поражению К ВО противника.

Тробовлмия для пмполмоиия задания ЗНАНИЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ КОРАБЛЕЙ

ЗНАНИЕ СРОКОВ ГОТОвНОСТИ КОРАБЛЕЙ

ЗНАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ. ЗАПРЕЩАЮЩИХ ПРИМЕНЯТЬ КОРАБЛИ С ВТО БД ПО ДРУГИМ ЗАДАЧАМ

б) повышенный уровень сложности

Противник осуществил высядму морского десанта (6мл) и »ахватил плацдарм в районе Сухуми. Для продолжения наступления имршм! формирование Кои с войсками 2 мбр в районе Трабзон._

В с поживи ейся обстановке

целесообрамым решением будет являться:

в) высший уровень сложности

Рис. 6. Варианты тестовых заданий базового, повышенного и высшего уровней сложности

Учебная дисциплина

1 семестр (раздел 1) ... семестр

Тема 1 Тема... Итого Тттп (достигн. потреби.)

Уч. зан. 1 Уч. зан. ...

Тест 1 Тест .. Стуац. задача

\

\Ч N4

Базовый уровень Повышенный уровень

Высший уровень

_ \

Количество тестовых заданий - 100% или 1

2/3 от базового уровня

1/3 от базового

V

а) за учебную дисциплину

Рейтинг в гргппе ФИО Раздел Тема Баллы по уровням сложности доетнгн. шш потреби. Решение о допуске к промеж. Предрасп. к профилю деят-тн

Базовый Повыш. Высший аттест.

б Васин АВ 1 1 5 - -

Рис. 7. Балльная оценка индивидуальных продвижений обучающихся по результатам текущего контроля

В качестве еще одной личностно ориентированной технологии обучения применяются ролевые формы участия обучающихся в учебных занятиях, обусловленные уровнем их текущей подготовки, опытом предшествующей деятельности и должностным предназначением, при реализации игровых методов обучения. Основными видами учебных занятий при этом являются семинарские занятия и групповые упражнения, построенные как коллективное по форме и диалогическое по сути взаимодействие и общение их участников, а также ролевые и операционные (деловые и ор-

ганизационно-деятельностные) игры. Основными ролями обучающихся на занятиях, как правило, являются: ведущий, докладчик, содокладчик, эксперт и оппонент (рецензент).

Назначение обучающихся на роли выступает инструментом преподавателя по формированию у них компетенций профессиональной деятельности с учетом индивидуальной подготовки и приоритетов учебной деятельности.

Вариант структурно-логической схемы отработки учебного вопроса занятия с распределением обучающихся по ролям представлен на рисунке 8.

Рис. 8. Структурно-логическая схема отработки учебного вопроса семинара (с индивидуальным распределением ролей)

Самостоятельный поиск обучающимися проблемных вопросов теории и практики военного искусства, а также подходов к решению вскрытых ими противоречий реализуется, как правило, на занятиях аналитической направленности и исследовательского типа — семинарах, круглых столах, военно-научных конференциях и др., а также при разработке курсовых работ и магистерских диссертаций, методика проведения которых

во многом зависит как от подготовленности групп в целом, так и каждого обучающегося в частности.

Особенностью технологии проведения таких занятий является трансформация отношений между преподавателями и слушателями. Последние становятся генераторами идей и разработчиками материалов для освоения компетенций предстоящей профессиональной деятельности через заранее согласованные познавательные (науч-

но-исследовательские) учебные сценарии, требующие творческого (аналитического) подхода к их решению. При этом общая структура деятельности

обучающихся на занятиях аналитической направленности (исследовательского типа) может быть представлена в следующем виде (рис. 9)11.

Рис. 9. Общая структура личностно ориентированной деятельности обучающихся на занятиях аналитической направленности (исследовательского типа)

На занятиях аналитической направленности на основе системного анализа и критического рассмотрения обучающимися различных ситуаций происходит трансформация предметных знаний в практическую сферу предстоящей профессиональной деятельности. Такие занятия проводятся на заключительном этапе в период освоения наиболее сложных тем и разделов учебных дисциплин, а также в преддверии командно-штабных учений и военных игр. Их содержание предполагает прогнозирование тенденций развития военно-политической обстановки, формирование алгоритма работы органов военного управления, выбор

методов, приемов и способов решения вводных (прикладных задач), разрабатываемых при подготовке к занятию и направляющих самостоятельную индивидуальную или коллективную (групповую) аналитическую деятельность обучающихся.

Кульминацией занятий аналитической направленности выступает публичная защита проекта по актуальным проблемным вопросам совершенствования военного искусства с обсуждением и экспертной оценкой предлагаемых управленческих решений, а также разработкой рекомендаций должностным лицам органов военного управления по их реализации в профессиональной деятельности.

Указанная технология может также реализовываться на факультетах профессиональной переподготовки и повышения квалификации вузов Минобороны России в рамках межгруппового взаимодействия специа-листов12. Форматом учебного сотрудничества выступает взаимодействие в направлении «учебная группа 1 — преподаватель (кафедра) — учебная группа 2» и обратно, как правило,

Другим вариантом применения указанной технологии подготовки и проведения учебных занятий является взаимодействие групп специализаций подготовки слушателей в рамках военной специальности. Так, например, слушатели групп ВДВ Общевойсковой академии ВС РФ, обучающиеся по специализации «Управление воинскими частями и соединениями ВДВ», в рамках направленности профессиональной деятельности в интересах общевойскового командира (командующего) готовят слушателям командного факультета, выступающим при прохождении комплексных учебных задач на фоне единой оперативной обстановки в качестве командиров общевойсковых соединений (объединений), предложения по применению тактического воздушного десанта и в последующем получают от него распоряжения на применение для своей последующей

в рамках одной или смежных учебных дисциплин. При этом по отношению друг к другу обучающиеся выступают в качестве руководителей и подчиненных одного из органов управления. Итогом каждого занятия является разработка установленных выходных (отчетных) материалов учебной деятельности, служащих исходными данными для последующего освоения темы обучающимися смежной группы (табл. 2).

работы при подготовке к десантированию и бою.

Личностно ориентированный подход при этом заключается в предоставлении обучающимся, являющимся специалистами в предметной области, возможности реализовать индивидуальные компетенции при разработке учебных материалов для смежных групп.

Кроме того, в рамках вариативных подходов к индивидуализации обучения в вузах Минобороны России допускается возможность допуска обучающихся к разработке выпускных квалификационных и курсовых работ, выступлений на конференциях и круглых столах, отчетов о стажировках и других мероприятиях учебной и научной деятельности, а также учебных и научно-исследовательских (научно-практических) проектов на основе предложенных ими в рамках осваи-

Таблица 2

Выходные (отчетные) материалы учебной деятельности специалистов в области межведомственного взаимодействия и аналитической деятельности при освоении раздела (темы)

Уч. гр. Лекция СРРП Семинар ПЗ ПЗ ПЗ

Группа межведомственного взаимодействия Конспект Алгоритм работы дежурной смены^ Опорная схема (график) взаимодей-0 ствия ^ Дорожная карта (план) решения кризисной ^ситуации ^ Запросы на формиров-е предложений в решение Заполненный формуляр коллективн. решения

Группа экспертно-аналит. деятельности Конспект / Структура базы эксперта, оценки ч ^ График работы должн. лиц У Базы данных для экспертной оценки * Ф Предложения в решение

ваемых профессиональных образовательных программ тем. Выбираемые ими темы могут являться научным развитием опыта предшествующей профессиональной деятельности обучающихся, их склонностей и интересов в контексте предстоящего должностного предназначения, а также направлений развития военной науки и практики войск (в области деятельности 01 «Образование и наука»).

Таким образом, можно отметить, что постоянная потребность повышения качества образования при устойчивости тенденций диверсификации, интенсификации и информатизации образовательных процессов в образовательных организациях Минобороны России обуславливает целесообразность привлечения и задействования внутренних резервов обучающихся. Это, в свою очередь, предопределя-

ет потребность совершенствования и развития подходов к индивидуализации обучения, актуализирующих самоорганизацию и саморазвитие обучающихся для формирования способности определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки, являющейся универсальной компетенцией их предстоящей профессиональной деятельности.

Практика применения рассмотренных вариативных подходов к индивидуализации обучения в вузах Минобороны России заслуживает внимания, поскольку подтверждает возможности и способности развития творческого потенциала и гибкости мышления обучающихся. Полученный при этом опыт является актуальным направлением повышения качества образования.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Ильина С.П. Развитие идеи индивидуализации образования как историческая предпосылка персонифицированного обучения // Человек и образование. 2020. № 4 (65). С. 61.

2 Вдовин А.В. Индивидуализация подготовки командных кадров в системе непрерывного образования: монография. М.: ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ», 2013. С. 164.

3 Чечеватов В.С. Академия Генерального штаба. 170 лет: военно-исторический труд. М.: Защитники Отчизны, 2002. С. 86.

4 Социалистическое соревнование в ВС СССР. 1988. URL: https://military_ terms.academic.ru/2306/Социалистиче-ское_соревнование_в_ВС_СССР (дата обращения: 09.12.2022).

5 Вдовин А.В., Орлов М.И. Совершенствование образовательной деятельности вузов Министерства обороны Российской Федерации на основе индивидуального подхода в обучении: монография. М.: ВАГШ ВС РФ, 2022. С. 138.

6 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». М.: ВАГШ ВС РФ. И0С\\199.20.116.201Юага^СНеп^ага^. exe (дата обращения: 24.01.2023).

7 Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 мая 2022 г. № 308

«Об организации образовательной деятельности в федеральных государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации». М.: ВАГШ ВС РФ. ИОС\\199.20.116.201\ GarantClient\garant.exe (дата обращения: 24.01.2023).

8 Вдовин А.В., Орлов М.И., Дубров-цев А.Г. Совершенствование образовательной деятельности вузов МО РФ на основе индивидуального подхода в обучении: монография. М.: ВИ(УНО) ВАГШ ВС РФ, 2022. С. 112.

9 Оперативное искусство: электронный учебник. М.: ВАГШ ВС РФ, 2021.

10 Строительство и применение сил и войск Военно-Морского Флота: фонд оценочных средств. М.: ВАГШ ВС РФ, 2022.

11 Зеленов А.В., Вдовин А.В. Аналитическое занятие как форма рубежного контроля учебной деятельности обучающихся / Передовой педагогический опыт обучения слушателей ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ». 2022. С. 81—92.

12 Вдовин А.В. Повышение эффективности обучения в военных вузах в формате межгруппового взаимодействия // Вестник военного образования. 2021. № 6 (33). С. 18—23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.