Научная статья на тему 'ПОМОЧЬ РАСКРЫТЬ СВОЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СЛУШАТЕЛЕЙ ВАГШ ВС РФ'

ПОМОЧЬ РАСКРЫТЬ СВОЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СЛУШАТЕЛЕЙ ВАГШ ВС РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАГИСТЕРСКАЯ ПОДГОТОВКА / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / HIGHER MILITARY EDUCATION / MASTER'S TRAINING / INDIVIDUALIZATION OF TRAINING / AN INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY / PEDAGOGICAL SUPPORT FOR THE IMPLEMENTATION OF AN INDIVIDUAL TRAJECTORY OF PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скочихин Александр Борисович, Волкова Виктория Викторовна

В статье предложены результаты экспериментальной работы по внедрению индивидуальной траектории физической подготовки магистров по направлению подготовки 56.04.01 «Национальная безопасность и оборона государства» в ВАГШ ВС РФ. Содержится описание педагогических условий реализации индивидуальной траектории физической подготовки, а именно, определение содержания индивидуальной траектории физической подготовки слушателей военной академии и этапов ее реализации на занятиях по физической подготовке; формирование у слушателей положительной мотивации на проведение данной работы; осуществление педагогического сопровождения реализации индивидуальной траектории физической подготовки; организация систематической диагностики и коррекции состояния физической подготовленности слушателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скочихин Александр Борисович, Волкова Виктория Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HELP UNLEASH YOUR POTENTIAL PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE IMPLEMENTATION OF AN INDIVIDUAL TRAJECTORY PHYSICAL TRAINING OF THE UNDERGRADUATES OF GENERAL STAFF MILITARY ACADEMY OF RUSSIAN FEDERATION’S ARMED FORCES

The article presents the results of experimental work on the introduction of an individual trajectory of physical training of masters in the direction of training 56.04.01 «National Security and Defense of the State» in the General Staff Military Academy of Russian Federation’s Armed Forces. It contains a description of the pedagogical conditions for the implementation of an individual trajectory of physical training, namely, the definition of the content of an individual trajectory of physical training of the undergraduates of the Military Academy and the stages of its implementation in the classes of physical training; the formation of positive motivation for students to conduct this work; the implementation of pedagogical support for the implementation of the individual trajectory of physical training; organization of systematic diagnostics and correction of the state of physical readiness of students.

Текст научной работы на тему «ПОМОЧЬ РАСКРЫТЬ СВОЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СЛУШАТЕЛЕЙ ВАГШ ВС РФ»

A.Б. СКОЧИХИН,

B.В. ВОЛКОВА

A.B. SKOCHIKHIN, V.V. VOLKOVA

ПОМОЧЬ РАСКРЫТЬ СВОЙ ПОТЕНЦИАЛ

HELP UNLEASH YOUR POTENTIAL

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СЛУШАТЕЛЕЙ ВАГШ ВС РФ

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE IMPLEMENTATION OF AN INDIVIDUAL TRAJECTORY PHYSICAL TRAINING OF THE UNDERGRADUATES OF GENERAL STAFF MILITARY ACADEMY OF RUSSIAN FEDERATION'S ARMED FORCES

Сведения об авторах: Скочихин Александр Борисович - доцент кафедры физической подготовки Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, подполковник (г. Москва. E-mail: sko4ihin@mail.ru);

Волкова Виктория Викторовна - старший преподаватель кафедры государственного управления и национальной безопасности Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, доктор педагогических наук, доцент (г. Москва. E-mail: bv1601@ rambler.ru).

Аннотация. В статье предложены результаты экспериментальной работы по внедрению индивидуальной траектории физической подготовки магистров по направлению подготовки 56.04.01 «Национальная безопасность и оборона государства» в ВАГШ ВС РФ. Содержится описание педагогических условий реализации индивидуальной траектории физической подготовки, а именно, определение содержания индивидуальной траектории физической подготовки слушателей военной академии и этапов ее реализации на занятиях по физической подготовке; формирование у слушателей положительной мотивации на проведение данной работы; осуществление педагогического сопровождения реализации индивидуальной траектории физической подготовки; организация систематической диагностики и коррекции состояния физической подготовленности слушателей.

Ключевые слова: высшее военное образование, магистерская подготовка, индивидуализация обучения, индивидуальная образовательная траектория, педагогическое сопровождение реализации индивидуальной траектории физической подготовки.

Information about the authors: Aleksander Skochikhin - Associate Professor of Physical Training of the General Staff Military Academy of Russian Federation's Armed Forces, Lieutenant Colonel (Moscow. E-mail: sko4ihin@mail.ru);

Viktoriya Volkova - Senior Lecturer of Department of State Administration, National Security of the General Staff Military Academy of Russian Federation's Armed Forces, Doctor of Pedagogical Sciences, Docent (Moscow. E-mail: bv1601@rambler.ru).

Summary. The article presents the results of experimental work on the introduction of an individual trajectory of physical training of masters in the direction of training 56.04.01 «National Security and Defense of the State» in the General Staff Military Academy of Russian Federation's Armed Forces. It contains a description of the pedagogical conditions for the implementation of an individual trajectory of physical training, namely, the definition of the content of an individual trajectory of physical training of the undergraduates of the Military Academy and the stages of its implementation in the classes of physical training; the formation of positive motivation for students

to conduct this work; the implementation of pedagogical support for the implementation of the individual trajectory of physical training; organization of systematic diagnostics and correction of the state of physical readiness of students.

Keywords: higher military education, master s training, individualization of training, an individual educational trajectory, pedagogical support for the implementation of an individual trajectory of physical training.

Обращение к индивидуализации обучения слушателей военной академии по физической подготовке было продиктовано необходимостью учета особенностей контингента: предшествующей военно-профессиональной подготовкой; имеющимся опытом военно-профессиональной деятельности; уровнем физической подготовки и состояния здоровья; мотивацией на получение образования; возрастом слушателей (в интервале от 40 до 50 лет).

Кроме того, реализуемый в военной академии самостоятельно устанавливаемый образовательный стандарт (СУОС) дает возможность каждому обучающемуся развивать свою индивидуальную траекторию при реализации основной образовательной программы, что актуализировало потребность в переосмыслении научно-методических основ индивидуализации и поставило военных педагогов перед необходимостью разработки методик, технологий, приемов и инструментария организации индивидуального образовательного процесса подготовки слушателей военной академии.

Следует отметить, что успешность индивидуализированного высшего обучения, в том числе и по физической подготовке, большинство исследователей (А. И. Рахма-тов, А. В. Руденко, Е. Б. Скачков, С. Н. Тимофеева, Р. В. Чевычало-ва и др.) актуализируют с применением «индивидуального образовательного маршрута» или «индивидуальной образовательной траектории» (далее - ИОТ).

В основу понимания сущности и содержания ИОТ было положено определение, данное

Н.Ю. Шапошниковой: индивидуальная траектория физической подготовки слушателей военной академии представляет собой индивидуальный путь в обучении по физической подготовке, выстраиваемый и реализуемый слушателем самостоятельно при осуществлении наставником (педагогом) педагогической поддержки его самоопределения и самореализации; направленный на реализацию индивидуальных устремлений, выработку физкультурно-спортивных стратегий, физическое развитие личности слушателя.

Считаем, что с позиции реализации андрогогической модели обучения слушателей военной академии разработка такой траектории крайне необходима и нацеливает обучающегося на постоянное профессиональное саморазвитие и самосовершенствование на всем протяжении военно-профессиональной жизни. Задача педагогов состоит в том, чтобы в зависимости от сложившихся индивидуальных и профессиональных особенностей направить обучающегося на такое освоение программы учебной дисциплины, которое бы максимально способствовало раскрытию потенциала, очерчивало круг профессиональных вопросов, которые должны быть освоены, и ориентировало на дальнейшее профессиональное развитие вне рамок обучения.

На основе изучения проблемы разработки ИОТ в научно-педагогической литературе были выделены следующие составляющие индивидуальной траектории физической подготовки (ИТФП):

• содержание работы преподавателей кафедры физической

подготовки и слушателей по ее реализации;

• рекомендации по использованию оптимальных форм, методов, приемов и средств укрепления физической подготовки;

• задания для самостоятельной работы физкультурно-оздоровительной направленности;

• содержание работы по контролю и корректировке индивидуальной траектории;

• рекомендации по ее разработке и реализации.

А также сформулированы этапы реализации индивидуальной траектории физической подготовки: мотивационный (установление эмоционального и делового контакта между преподавателем и слушателями, формирование у последних положительного отношения к совместной работе по разработке индивидуальной траектории и ее реализации на занятиях по физической подготовке); диагностический (изучение состояния физической подготовки, анализ полученных результатов); проектный (разработка проекта индивидуальной траектории слушателя); деятельностный (реализация индивидуальной траектории (программы), корректировка, по мере необходимости, способов, приемов и средств, используемых для этой цели); рефлексивно-диагностический (проведение итоговой диагностики физической подготовки каждого слушателя, совместный анализ полученных результатов, внесение предложений и рекомендаций по проектированию слушателем своей индивидуальной траектории для перехода на следующую ступень физической подготовки).

Проведенная в военной академии с 2014 по 2019 г. экспериментальная работа показала, что педагогическими условиями реализации индивидуальной траектории физической подготовки у слушателей являются:

• определение содержания индивидуальной траектории физической подготовки слушателей военной академии и этапов ее реализации на занятиях по физической подготовке;

• формирование у слушателей положительной мотивации к разработке и реализации индивидуальной траектории физической подготовки;

• осуществление педагогического сопровождения процесса реализации индивидуальной траектории физической подготовки;

• организация систематической диагностики и коррекции состояния физической подготовленности слушателей.

Рассмотрим более подробно каждое из перечисленных условий.

1. Определение содержания индивидуальной траектории физической подготовки слушателей военной академии и этапов ее реализации на занятиях по физической подготовке.

Содержание ИТФП включает в себя следующие компоненты:

1. Содержание работы преподавателей кафедры физической подготовки и слушателей по ее реализации.

За каждым слушателем закреплен преподаватель кафедры физической подготовки - наставник на время реализации ИТФП (в течение четырех семестров). В связи с этим были выделены содержание работы наставника и содержание работы слушателя по ее реализации. Это содержание прописывается отдельно для каждого из субъектов обучения и включает в себя рекомендации по использованию оптимальных форм, методов, приемов и средств укрепления физической подготовки:

а) для наставника - персональные данные, информация о мотивационной сфере, физической подготовленности, состоянии здоровья. На основании этой информации педагог определяет формы, методы, приемы и средства укрепления физической подготовки. Указывает, в какое время суток, с какой частотой в неделю, в учебное и во внеучеб-ное время, в каком виде, с помощью каких средств выполняются упражнения или другие методы физической подготовки (разбитые на приемы) на развитие быстроты, выносливости, военно-прикладного навыка и силы, какие сопутствующие виды физкуль-турно-спортивной деятельности с учетом возможностей материально-технической базы академии будут задействованы;

б) для слушателя - информация о мотивационной сфере, физической подготовленности, состоянии здоровья. В виде таблицы получает шаговый алгоритм использования форм, методов, приемов и средств развития физической подготовленности.

2. Задания для самостоятельной работы физкультурно-оздоровительной направленности:

а) для наставника - описание конкретных видов самостоятельной работы для закрепленного за ним слушателя с учетом еженедельного анализа реализации ИТФП;

б) для слушателя включают развитие теоретического (в виде тестовых заданий на теорию физической подготовки, изучения предложенного теоретического материала и собранной на кафедре базы данных в цифровом формате о развитии быстроты, выносливости, военно-прикладного навыка и силы), практического (описание конкретных методов физической подготовки и специфики их выполнения), мотивационно-го (изучение базы данных о роли физической подготовки, включающей иллюстрационные, видео-и аудиоматериалы, электронные

учебно-методические пособия и т.д.) и оценочно-рефлексивного (тесты на определение самооценки уровня физической подготовки).

3. Содержание работы по контролю и корректировке индивидуальной траектории:

а) для наставника - еженедельная оценка реализации слушателем ИТФП путем контроля за его работой в учебное и внеучебное время, выполнением заданий самостоятельной работы на развитие быстроты, выносливости, военно-прикладного навыка и силы. Проведение еженедельных (или по договоренности со слушателем) индивидуальных консультаций по корректировке индивидуальной траектории;

б) для слушателя - еженедельная самооценка реализации ИТФП, ее соотнесение с оценкой наставника. Выявление трудностей в реализации ИТФП и совместное решение о способах их преодоления.

В процессе реализации ИТФП было установлено, что педагогам требуется повышение педагогической компетентности в силу новизны проводимой работы.

Обращаясь к этапам реализации ИТФП слушателей, отметим, с какими проблемами пришлось столкнуться на каждом этапе.

На мотивационном этапе наиболее сложным оказалось формирование у слушателей положительного отношения к совместной работе по разработке индивидуальной траектории и ее реализации на занятиях по физической подготовке, поскольку подобного рода работа с ними ранее не проводилась. Кроме того, требовалось приложить немало усилий для самоорганизации, а также четкого распределения времени с учетом всех видов работы, которые необходимо выполнять слушателю ежедневно. Четкость и слаженность работы требовалась и от педагогов, принимающих участие в экспериментальной работе.

На диагностическом этапе возникли сложности с анализом результатов проведенной работы,

которая потребовала не только больших временных затрат. Отсутствие программного обеспечения для оценки полученных данных в академии выявило необходимость совершенствования материально-технической базы.

На проектном этапе происходила корректировка формы ИТФП: первоначально задуманная табличная форма была заменена на алгоритмизированную форму, как наиболее оптимальную с точки зрения как педагогов, так и слушателей.

Реализация диагностического этапа потребовала существенной доработки банка дополнительной информации, способствующей повышению качества обучения. В этом плане большую работу провели сами слушатели, которые указывали на необходимость той или иной информации и участвовали в расширении банка данных.

На рефлексивно-диагностическом этапе больших усилий потребовало закрепление у слушателей потребности в разработке индивидуальной траектории физической подготовки путем выработки у них собственного отношения к ее реали-

зации и роли в профессиональном развитии.

2. Формирование у слушателей положительной мотивации к разработке и реализации ИТФП.

Результаты проведенного анализа мотивационной сферы (тестирование, опрос) показали, что занятия физической подготовкой рассматриваются слушателями как важный элемент их профессиональной деятельности, реальный путь к физическому развитию (способность противостоять состояниям утомления и психической напряженности, управлять своими эмоциями и чувствами, психическим состоянием и поведением). Кроме того, занятия физической подготовкой воспринимаются как процесс собственного познания.

Однако опрос слушателей показал, что им не приходилось заниматься разработкой ИОТ, они не имеют представления о том, что это такое и каким образом с ней необходимо работать. В связи с этим нами были задействованы следующие педагогические резервы формирования положительной мотивации к реализации ИТФП:

• в рамках лекционного занятия (раскрытие особенностей процесса

обучения по физической подготовке, рассмотрение ИТФП как инструмента индивидуализации обучения);

• в рамках практических занятий усилиями педагогов-наставников (индивидуально-личностный фактор);

• в рамках самостоятельной работы под руководством наставников;

• еженедельной демонстрацией изменений, происходящих в области физической подготовки.

Как отметили слушатели по итогам проведенной работы, навыки самоорганизации, развитые в процессе реализации ИТФП, пригодились для организации всего процесса обучения в академии, который отличается большой загруженностью различными видами деятельности.

Отметим, что если на начальном этапе экспериментальной работы заинтересованность в реализации ИТФП отмечали 12% слушателей, то на итоговом этапе эксперимента наличие положительной мотивации отметили 96% обучающихся, 82% из которых указали, что будут продолжать работу над ИТФП самостоятельно после окончания обучения в академии. А некоторые (3%) в анкете отметили, что хотели бы научить своих детей развитию физической культуры с помощью такой траектории.

3. Осуществление педагогического сопровождения процесса реализации индивидуальной траектории физической подготовки.

На основе анализа научно-педагогических источников было за основу взято следующее понимание педагогического сопровождения как взаимодействия научно-педагогического состава военной академии и слушателей для решения проблем реализации ИТФП в целях развития быстроты, выносливости, военно-прикладного навыка и силы.

С нашей точки зрения целями педагогического сопровождения реализации ИТФП слушателей военной академии являются:

Схема. Фиксация результатов обучения

(ФИО слушателя, сумма баллов)

а именно изучается состояние быстроты, выносливости, силы и военно-прикладного навыка. Полученная информация необходима для проектирования ИТФП и позволяла корректировать состояние физической подготовленности слушателей.

Для каждого слушателя полученные результаты фиксировались в разработанной форме и включались в содержание разрабатываемой ИТФП (см. схему).

В целом предложенная совокупность педагогических условий реализации индивидуальной траектории физической подготовки показала свою состоятельность.

• быстрая адаптация слушателей к реализации ИТФП;

• освоение ими требований к разработке и реализации ИТФП;

• оказание помощи слушателям в разработке и реализации ИТФП.

Анализируя взгляды ученых высшей школы (В.Н. Байденко, Е.В. Бондаревской, Б.С. Гершун-ского и др.), а также высшей военной школы (А.В. Барабанщикова, В.И. Вдовюка, В.П. Давыдова и др.), представляется обоснованным выделить принципы осуществления педагогического сопровождения реализации ИТФП:

• принцип рефлексивности предусматривает осмысление обучающимися собственного уровня физической подготовки, на этой основе формирование потребности в реализации ИТФП;

• принцип рациональности предполагает последовательное, своевременное содействие обучающимся в реализации ИТФП, обеспечивает успех в развитии быстроты, выносливости, военно-прикладного навыка и силы;

• личностно-ориентированный принцип обеспечивает включенность в педагогическую деятельность всех участников процесса сопровождения, создавая условия для оказания индивидуальной по-

мощи и поддержки обучающимся в соответствии с их личностным потенциалом и ценностными ори-ентациями;

• принцип активности определяет участие в педагогической деятельности всех участников процесса, оставляя за каждым из них право на активную жизненную и профессиональную позицию, сотворчество с опытными специалистами, планирование и реализацию собственного видения физической подготовки.

Анализ научной литературы по проблеме педагогического сопровождения позволил также выделить приемы, которые целесообразно использовать при реализации ИТФП: отбор методов, форм и средств физической подготовки; актуальность содержания обучения; организация самостоятельной работы слушателей; консультации; совместное решение вопросов.

4. Организация систематической диагностики и коррекции состояния физической подготовленности слушателей.

На диагностическом и рефлексивно-диагностическом этапах процесса реализации ИТФП проводится оценка физической подготовленности слушателей,

ЛИТЕРАТУРА

1. Шапошникова, Н.Ю. Индивидуальные образовательные траектории в вузах России и Великобритании: теоретические аспекты // Вестник МГИМО, 2015. № 1. С. 56-60.

2. Захарова, О.А. Индивидуализация обучения будущих специалистов в вузе: дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08. -Новосибирск, 2012. 176 с.

3. Липский, И.А. Педагогическое сопровождение развития личности: теоретические основания / И. А. Липский // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сборник науч. трудов.- Волгоград: Перемена, 2004. С. 280-287.

4. Рахматов, А.И. Дифференцированный подход в физическом воспитании студентов высших учебных заведений на примере университета железнодорожного транспорта: дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.04.- М., 2010. 179 с.

5. Руденко, А. В. Индивидуальная траектория развития физической культуры личности учащегося малокомплектной сельской школы: дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.04. - Сургут, 2007. 210 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.