Научная статья на тему 'РАСШИРЯЯ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК «ОПЕРАТИВНОЕ ИСКУССТВО» - ИСТОЧНИК ВОПЛОЩЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКУ СЛУШАТЕЛЕЙ'

РАСШИРЯЯ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК «ОПЕРАТИВНОЕ ИСКУССТВО» - ИСТОЧНИК ВОПЛОЩЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКУ СЛУШАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
334
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / УРОВНИ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА / СИСТЕМА ТЕСТИРОВАНИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА «ЭЛЕКТРОННОГО ВУЗА»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скляров Эдуард Георгиевич

В статье анализируется опыт кафедры оперативного искусства по внедрению инновационных технологий, которые позволяют повысить эффективность использования электронного учебника «Оперативное искусство» в электронной информационно-образовательной среде «Электронного ВУЗа»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скляров Эдуард Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPANDING THE POSSIBILITIES FOR CREATIVITY ELECTRONIC TEXTBOOK «OPERATIONAL ART» - IS THE SOURCE OF THE IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE PREPARATION OF MILITARY STUDENTS

The article analyzes the experience of the Department of Operational Art in introducing innovative technologies that make it possible to increase the efficiency of using the electronic textbook «Operational Art» in the electronic information and educational environment of the «Electronic University»

Текст научной работы на тему «РАСШИРЯЯ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК «ОПЕРАТИВНОЕ ИСКУССТВО» - ИСТОЧНИК ВОПЛОЩЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКУ СЛУШАТЕЛЕЙ»

Э.Г. СКЛЯРОВ

E.G. SKLYAROV

РАСШИРЯЯ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА

EXPANDING THE POSSIBILITIES FOR CREATIVITY

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК «ОПЕРАТИВНОЕ ИСКУССТВО» - ИСТОЧНИК ВОПЛОЩЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКУ СЛУШАТЕЛЕЙ

ELECTRONIC TEXTBOOK «OPERATIONAL ART» - IS THE SOURCE OF THE IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE PREPARATION OF MILITARY STUDENTS

Сведения об авторе: Скляров Эдуард Георгиевич - старший преподаватель кафедры оперативного искусства ВАГШ ВС РФ, полковник (г. Москва. E-mail: chu_chu@mail.ru).

Аннотация. В статье анализируется опыт кафедры оперативного искусства по внедрению инновационных технологий, которые позволяют повысить эффективность использования электронного учебника «Оперативное искусство» в электронной информационно-образовательной среде «Электронного ВУЗа».

Ключевые слова: электронный учебник, инновационные технологии, образовательный процесс, уровни усвоения учебного материала, система тестирования, электронная информационно-образовательная среда «Электронного ВУЗа».

Information about the author: Eduard Sklyarov - Senior Lecturer, Department of Operational Art, VAGSh Armed Forces of the Russian Federation, Colonel (Moscow. E-mail: chu_chu@mail.ru).

Summary. The article analyzes the experience of the Department of Operational Art in introducing innovative technologies that make it possible to increase the efficiency of using the electronic textbook «Operational Art» in the electronic information and educational environment of the «Electronic University».

Keywords: electronic textbook, innovative technologies, educational process, levels of assimilation of educational material, testing system, electronic information and educational environment of the «Electronic Military Educational Institution».

Достижения в области инноваций военного образования, о которых пойдёт повествование, не случайность, а закономерность, результат целенаправленной работы большого коллектива. В настоящее время кафедра оперативного искусства - одно из ведущих подразделений академии, имеет большой опыт создания специализированных электронных учебно-методических материалов. В каталоге электронной библиотеки академии по профилю учебной дисциплины «Оперативное искусство» - 7 наименований электронных учебных изданий,

отвечающих требованиям руководящих документов в сфере военного образования. Начиная с 2015 года издано более 10 обновлённых версий электронного учебника «Оперативное искусство», отличающихся уровнем разработки (корректировки) их основных функциональных компонентов (см. рис. 1).

Среди структурных подразделений академии кафедра оперативного искусства несколько лет занимает 1-е место по научной работе, в том числе по качеству разработки научно-методических материалов для образовательного

процесса. Учебно-методические группы «Применение группировок войск (сил)», «Инженерное обеспечение», «Радиационная, химическая и биологическая защита», «Радиоэлектронная борьба», «Военно-политическая работа», входящие в состав кафедры, непосредственно участвуют в развитии электронной информационно-образовательной среды (далее - ЭИОС) академии в части реализации передовых цифровых технологий в ходе проведения занятий со слушателями.

По роду своей деятельности кафедра оперативного искусства

Рис. 1. Основные функциональные компоненты электронного учебника

«Оперативное искусство»

активно разрабатывает и внедряет инновационные научно-методические решения для подготовки военных специалистов по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам в очном и дистанционном режимах в условиях пандемии: электронные учебники, электронные учебные пособия и другие материалы. Их разработка (корректировка) осуществляется в соответствии с Единым стандартом электронного учебника, утверждённого Министром обороны Российской Федерации, а ввод в действие - по итогам апробации и положительной экспертной оценки. В качестве примера можно привести базовый электронный учебник «Оперативное искусство», который входит в ведомственный перечень электронных учебных изданий, рекомендованных для практического использования в военных образовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации на 2022/2023 учебный год (см. рис. 2).

Одно из важнейших качеств профессиональных педагогов кафедры оперативного искус-

ства, без наличия которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства, - готовность к инновационной деятельности в современных условиях. От их компетентности зависит успех внедрения передовых технологий в подготовку специалистов для высшего звена военного управления, требующую обязательного использования электронных учебных материалов в образовательном процессе академии. Безусловно, современные образовательные процессы не могут проходить без включения в подготовку слушателей широкого спектра электронных информационных ресурсов. Возможности информационных (компьютерных) технологий безграничны. Они позволяют: индивидуализировать обучение; повышать активность обучаемых; интенсифицировать изучение дисциплины «Оперативное искусство»; создают условия для эффективной самостоятельной работы обучающихся.

Благодаря современным цифровым технологиям и компьютерным средствам обучения слушатели могут аудиторно и самостоятельно совершенство-

вать знания, развивать умения и навыки решения оперативных задач в различных условиях обстановки. В режиме очного обучения применяются стационарные электронные устройства и автоматизированные рабочие места в аудиториях, функционирующие в локальной вычислительной сети (далее - ЛВС) учебного заведения, а при дистанционном - персональные (мобильные) электронные устройства обучающихся, съёмные носители информации и Интернет-технологии, используемые «на удалёнке», установленным порядком, с соблюдением требований по защите информации.

Вместе с тем не будем забывать, что, согласно положениям методических рекомендаций, электронные учебники, создаваемые для слушателей военно-учебных заведений, должны соответствовать следующим требованиям:

• во-первых, сохраняя все возможности обычного учебника, обладать принципиально новыми по сравнению с ним качествами, включающими элементы гипермедиа и виртуальной реальности;

• во-вторых, обеспечивать высокий уровень наглядности, ил-

Базопый : ле к 1 ро и" ый учебник "Оперативное искусство л содержит систематизированные введения научного и прикладного характере, изложенные к 1юрме. удобной для изучения и преподавания учебной дисциплины иОМфЗПйНМ искусстио". В содержании ил ей трон« ого учебника предетадлены ключевые теории, пончтич, о пределен ИР ^ факты, относящиеся к данной облагти зманий, а таюке сведения о передовых достижениях современной науки. техники,, технологий и соответствующей предметной области. Содержание разработанных матесиалов мекгрон^ого учебника обеспечивает многовариантность, многоуро&невость и разнообразие проверочных заданий, тестов.

110 65 45 535 40

Разделы электронного учебника включают подобранные экспертами Материалы по эволюции, теории и практике «Оперативного искусства», в том числе урегулированию военных конфликтов, находящимся * арсенал* чнГСрссоо РОССИИ и се «ноанкнво. Оквачсны конфликты как Международные, таи и те внутренние, которые интернационализированы в результате вмешательства или участия нчыя государств, внешни» негосударственных а кто нов и сил, международны* организаций.

Рис. 2. Аннотация к базовому электронному учебнику «Оперативное искусство»

на 2022/2023 учебный год

люстративности; новые формы структурированного представления больших объёмов информации и знаний, возможности эффективного поиска информации.

Идеи о том, что все люди разные и учить всех надо по-разному, существуют веками. С внедрением цифровых технологий стало возможным насыщение процесса обучения различного типа контентом. Использование цифровых образовательных технологий как способа процесса эффективного обучения не только влияет на когнитивные способности, но и особым образом «программирует» их применение. Инструменты, которые мы используем, определяют и формируют наше мышление. Естественно, всё это необходимо учитывать при разработке учебных электронных изданий.

Однако на самом деле молодые преподаватели и начинающие разработчики, как правило, ошибочно полагают, что для создания современного учебника достаточно интерактивного изложения информации или гипертекста, снабжённого взаимными ссылками на различные части материала учебника. В действительности интерактивный электронный учебник, в отличие от классического варианта учебника, предназначен для иного

стиля обучения, в котором нет ориентации на последовательное, линейное изучение материала.

Анализ результатов данной работы на нашей кафедре показал, что для создания электронного учебника недостаточно взять хороший текстовый (аналоговый) учебник, снабдить его навигацией (создать гипертексты) и богатым иллюстративным материалом (включая мультимедийные средства) и воплотить на экране компьютера. Строго говоря, академический электронный учебник должен максимально облегчить понимание и запоминание (причём активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности слуховую и эмоциональную память, а также используя компьютерные объяснения. По сути дела полноценная работа с электронным изданием предусматривает реализацию новых интерактивных возможностей, способствующих в целом повышению интенсивности образовательного процесса, в том числе улучшению качества самостоятельной работы слушателей.

По личному опыту знаю, что процесс создания (корректиров-

ки) современного электронного учебника требует одновременно глубоких знаний как в предметной области, так и в области новых информационно-коммуникационных технологий. Опыт комплексного решения этих задач приобретается с годами, потому что данный опыт - это количество (качество) знаний, которые педагог приобрёл с течением времени, пропуская через себя те или иные события в самом процессе их решения. Ведь это прикладные знания, проверенные жизненным опытом.

Кроме того, в ходе работы над электронным учебником, независимо от предмета его содержания, должны соблюдаться основные (базовые) принципы: квантования, полноты, наглядности, ветвления, регулирования, адаптивности, компьютерной поддержки, собираемости, результативности, эффективности, объективной ориентированности содержания, рефлективности и гармоничности. Например, суть очень важного принципа квантования - разбиение учебного материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объёму, но замкнутых по содержанию. Ещё один важный принцип полноты - каждый модуль должен иметь следующие компоненты: теоретическое ядро,

Рис. 3. Структура основных блоков электронного учебника «Оперативное искусство»

(экранная форма главной страницы)

контрольные вопросы по теории, примеры, задачи и упражнения для самостоятельного решения, контрольные вопросы по всему модулю с ответами, контрольная работа, контекстная справка и исторический комментарий. Таким образом, возможность разделения содержания на модули и быстрого перехода к нужным ресурсам электронного учебника позволяет сделать изучение дисциплины (предмета) более гибким и эффективным.

Анализ вышеизложенных факторов обусловливает вывод о том, что чёткое понимание преподавателями кафедры процессов, лежащих в основе функционирования и развития современной системы обучения дисциплине «Оперативное искусство, способствует выбору наиболее эффективного пути к достижению искомых результатов при создании инновационного электронного учебника. Забегая вперёд, надо сказать о том, что на данный момент нет необходимости доказывать читателям (преподавателям) ценность разработки более современных методик обучения и их внедрения по принципу «Здесь и сейчас». Подобные инновации не только

обеспечивают повышение качества образовательного процесса, но и способствуют активизации познавательной деятельности слушателей, развитию оперативного мышления и их аналитических способностей.

В связи с этим разработка электронного учебника на кафедре оперативного искусства рассматривается как целенаправленная научно-методическая деятельность преподавателей по развитию инновационных образовательных технологий проведения занятий в условиях повышающегося роста потока информации и расширения возможностей ЭИОС академии. Подтверждение тому ряд примеров.

Проанализировав условия и факторы, с этого места перехожу условно к демонстрации «ноу-хау» кафедры оперативного искусства, послуживших поводом для публикации этой статьи. Для того чтобы читатели могли лучше представить себе структуру электронного учебника «Оперативное искусство» и оценить уровень инновационного развития в целом, рассмотрим реализованные на кафедре подходы к его созданию и использованию в 2022/2023 учебном году.

Представляемый электронный учебник «Оперативное искусство», обновлённый с учётом изменений военно-политической обстановки, предназначен для научно-педагогических работников, адъюнктов и слушателей ведомственных военных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным профессиональным программам (повышения квалификации, профессиональной переподготовки). Он создан в 2021 году на основе материалов печатного учебника, изданного в 4-х частях авторским коллективом академии в соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО 3++). Его интерактивные возможности позволяют вместить и эффективно использовать больший объём информации в электронном виде. Они легко встраиваются в учебный процесс, обеспечивают оперативный поиск нужных материалов. Пользователи могут выбирать удобный масштаб отображения учебного материала, создавать свои комментарии, добавлять в закладки фрагменты и целые

Рис. 4. Экранная форма интерфейса вводной страницы раздела электронного учебника «Оперативное искусство»

разделы, копировать нужные страницы и прочее.

Структура основных блоков электронного учебника «Оперативное искусство», размещаемых на его главной странице, приведена на рис. 3 и содержит: теоретический и практический (тестовый) блоки, в том числе главы (разделы), параграфы (подразделы), приложения (глоссарий, библиотека, видеотека, схемы (карты), фото (рисунки), руководство пользователя), тесты и контрольные задания (работы), составляющие систему контроля знаний. В целом содержание основных блоков соответствует реальным задачам, решаемым Вооружёнными Силами, при этом усилена практическая сторона подготовки (обучения) слушателей.

Характерные черты сформированной структуры электронного учебника как открытой системы - реализация возможности дополнения, корректировки, модифицирования в процессе эксплуатации, что особенно важно для творчески работающего преподавателя.

Практически содержание информационных материалов электронного учебника «Оперативное

искусство» ориентировано на подготовку высококвалифицированных специалистов, способных умело руководить войсками (силами) в сложной обстановке, независимо от условий ведения военных действий, их динамизма и непредсказуемости. В них учтены последние достижения военной науки, опыт вооружённых конфликтов и оперативной подготовки Вооружённых Сил Российской Федерации.

Электронные приложения учебника содержат большое количество практических модулей с интерактивными упражнениями и тренажёрами, разработанных с учётом заявленных в рабочей программе дисциплины академических часов. Благодаря модульному построению приложения могут быть адаптированы к различным образовательным программам. Разнообразные мультимедийные объекты, ссылки на дополнительные материалы и ресурсы в приложениях, терминологический словарь (глоссарий) позволяют слушателям готовиться к занятиям, активизируют их самостоятельную работу.

С учётом большого объёма учебного материала для удобства

работы пользователей с интерактивной информацией в электронном учебнике реализована возможность перемещения по главам и разделам (см. рис. 4) по двум вариантам. Первый вариант -быстрый поиск информации с помощью навигационного аппарата, второй - используя указатель «Содержание».

Гипертекстовая структура позволяет обучаемому определить оптимальную траекторию изучения материала, удобный темп работы и способ изложения материала, соответствующий психофизиологическим особенностям восприятия. В тексты разделов и параграфов добавлены информационные переходы, рекомендуемые пользователю, связанные между собой гипертекстными ссылками и позволяющие обеспечить выборочное изучение теоретического материала. Обучающийся может самостоятельно управлять справочной информацией, вызывать на экран компьютера множество обучающих комментариев и исторических примеров, исходя из заданного (избранного) ими уровня сложности. Реализованные в ходе этой работы технологии позво-

ляют слушателям комплексно достигать целей самостоятельной подготовки: глубоко осваивать учебный материал - функционал первого блока, получать навыки по его использованию на практике - функционал второго блока электронного учебника.

Немаловажная деталь - при работе с данным учебником предусмотрены три уровня усвоения материала (иллюстративно-описательный, репродуктивный и творческий), а также многоуровневая система тестирования (базовый уровень, повышенный и высокий уровни сложности), обеспечивающие контроль знаний и обратную связь с обучающимися. Тестовые задания снабжены временным кодом и автоматической функцией оценки результатов их решения.

Кроме того, в процессе усвоения учебного материала обучающимся представляется возможность самоконтроля знаний с использованием соответствующего набора тестовых (см. рис. 5) и контрольных заданий (см. рис. 6), а также массива контрольных задач и работ (см. рис. 7).

Что касается обмена опытом организации эффективного исполь-

зования электронного учебника «Оперативное искусство» при подготовке слушателей, в том числе с использованием базы данных ЭИОС академии, полагается целесообразным обратить внимание на следующие детали.

Электронный учебник может использоваться как самостоятельный продукт (в локальной версии), но оценить его потенциальные возможности и преимущества в полной мере можно только тогда, когда он встроен в комплекс программ автоматизации образовательной, научной и повседневной деятельности «Выпускник ВАГШ» (далее - КПА-ВАГШ).

КПА-ВАГШ - уникальный инструмент, разработанный в рамках создания и внедрения в ВУЗы Минобороны России автоматизированных систем военного образования «Электронный ВУЗ», позволяющий реализовать программное решение для управления образовательным процессом в формате смешанного обучения. В основе его - разработанная с участием специалистов академии программная оболочка (среда специального программного обеспечения), с помощью которой электронный учебный

контент встраивается в базу данных ЭИОС.

В практическом плане КПА-ВАГШ открывает широкий спектр возможностей для всех участников образовательного процесса (научно-педагогический работник, адъюнкт, слушатель).

Преподаватель - разработчик электронного учебника загружает (вводит) его в базу данных ЭИОС (Единую электронную библиотеку) академии со своего АРМа с помощью информационного модуля «Электронные учебники» КПА-ВАГШ. С этого момента для всех слушателей факультета обеспечиваются персональный доступ к материалам учебника посредством обращения к ним на своих АРМах внутри ЛВС, а также самостоятельная работа с его содержанием с помощью набора информационных (компьютерных) технологий КПА-ВАГШ.

Применение электронного учебника в масштабе ЭИОС (ЕЭБ) академии, обеспечивающей использование её элементов как конструктора образовательного процесса, может осуществляться на всех видах учебных занятий, предусмотренных основными

Рис. 5. Экранная форма интерфейса вводной страницы модуля тестирования электронного учебника «Оперативное искусство»

и дополнительными образовательными программами, а также профессионально -должностной подготовкой постоянного состава академии. Учебные занятия с использованием электронного учебника проводятся согласно положениям методических рекомендаций. Более подробно с практическим опытом их проведения с использованием ЭИОС академии можно ознакомиться в соответствующей статье автора.

Можно констатировать, что электронный учебник позволяет создать информационное пространство, в котором могут работать как отдельные пользователи, так и их группы, например, слушатели во время лекционных, групповых и практических занятий.

Структурно-логическая схема освоения учебного материала, реализуемая обучающимся в процессе работы с электронным учебником на аудиторных занятиях и самостоятельной подготовке, в обобщённом виде приведена на рис. 8.

Так, например, при восстановлении ранее приобретённых знаний, умений и навыков целесообразно применять частную

схему «От визуального восприятия к деталям». При этом обучаемый самостоятельно определяет «пробелы», последовательность и глубину их восстановления. Решающим в завершении этапа «восстановление» является успешное решение тестового задания или прикладной контрольной задачи (работы). В противном случае испытуемый отсылается к «проблемному» разделу электронного учебника и восстанавливает «пробелы». Такая схема характерна для начального этапа обучения, как правило, реализуется при работе с электронным учебником в ходе самостоятельной работы под руководством преподавателя.

В частности, при наращивании знаний, умений и навыков предпочтительными считаются следующие частные схемы: для формирования общего представления - «От общего к частному»; для закрепления приобретённых знаний, умений и навыков - «От простого к сложному». Первая из них позволяет регулировать глубину дефрагментации знаний, умений и навыков в зависимости от объёма бюджета учебного времени, вторая - регулировать

уровень сложности выполнения тестовых заданий и прикладных контрольных задач (работ), содержащихся во втором блоке электронного учебника.

Для расширения возможностей проявления творчества предлагается применять смешанную схему: на начальном этапе - осуществляется поиск информации по опорным схемам и спискам рекомендуемых источников, в том числе содержащихся в первом блоке электронного учебника (раздел приложения); на втором - изучение и анализ информации, её обобщение в виде принципиальных схем и алгоритмов; на завершающем этапе - синтез знаний в понятной для восприятия окружающими форме (фиксированное выступление, реферат, доклад на конференции, научная статья, курсовая работа, дипломная работа, задача или проект).

В порядке обмена опытом очень важно отметить, что в данной работе мы идём по пути решения особой задачи образовательного процесса, которая заключается в увеличении количества учебной информации и повышении качества её усвоения при минималь-

Рис. 6. Экранная форма интерфейса вводной страницы контрольного задания

Рис. 7. Экранная форма интерфейса вводной страницы контрольной работы

ной затрате времени, за которое должна быть она усвоена. Одной из форм организации контроля обучения, позволяющей экономить время помимо контрольных заданий (задач, работ и практикумов), служит тестирование.

Практика показывает, что в сочетании с другими видами контроля универсальная многоуровневая система тестирования (далее - МУСТ) признана эффективным инструментом, стимулирующим

подготовку слушателей к занятиям и повышающим их мотивацию к изучению дисциплины «Оперативное искусство». Она разработана на основе современных программных средств и представляет собой набор программных модулей тестирования с базой данных, которые просты в обращении, легко управляются и обладают средствами редактирования.

Главное достоинство МУСТ в том, что она позволяет обучае-

мым реализовывать свои возможности по выбору индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с требованиями ФГОС ВО 3++, а также самостоятельно формировать профессиональные компетенции в зависимости от уровня собственной теоретической и практической подготовленности.

На мой взгляд, рассмотренные подходы и рекомендации в полной мере соответствуют

Рис. 8. Структурно-логическая схема освоения учебного материала электронного учебника «Оперативное искусство»

Рис. 9. Концептуальная модель усовершенствования знаний, развития умений и навыков слушателей с использованием информационного ресурса электронного учебника «Оперативное искусство»

концептуальной модели усовершенствования знаний, развития умений и навыков слушателей с использованием информационного ресурса электронного учебника «Оперативное искусство», реализуемой в образовательном процессе академии. В сложившихся условиях известное изречение мыслителя Древней Греции Плутарха о том, что ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит, можно продолжить словами, а ресурсом вечного огня служат инновации.

В перспективе мы планируем провести эксперимент по внедрению в электронный учебник технологий логического искусственного интеллекта, который должен стать ценным инструментом в обучении слушателей. Насущная потребность в использовании методов искусственного интеллекта, средств виртуальной реальности (тренажёров на их основе) мобилизует коллектив кафедры на новые исследования и новаторские идеи. По нашему мнению, реализация возможностей логического искусственного

интеллекта позволит максимально использовать все преимущества существующих подходов для обработки учебной информации и работы со знаниями.

В заключение, на основе анализа передового опыта работы кафедры оперативного искусства ВАГШ ВС РФ, достигнутого в области создания и использования электронного учебника в образовательном процессе академии, можно сделать следующие выводы:

• рассмотренный электронный учебник «Оперативное искусство» играет роль инновационного компонента ЭИОС при реализации современных образовательных технологий подготовки слушателей. Комплексное использование широкого спектра его возможностей позволяет профессорско-преподавательскому составу кафедры выстраивать процесс обучения в зависимости от особенностей аудитории и актуальных образовательных задач. Эффект очевиден в условиях продолжающейся цифровой трансформации военного образования;

• образовательный процесс становится более разнообраз-

ным и динамичным, существенно расширяются возможности цифровизации и интеллектуализации заданий и упражнений, использованных в подготовке слушателей. При этом процесс индивидуальной работы слушателей с электронным учебником становится более эффективным и творческим, который даёт новые современные возможности в освоении учебного материала, формировании способности решать нестандартные задачи, переносить освоенное в нетипичные условия, самостоятельно осваивать новое и оценивать собственные достижения;

• очередным шагом инновационного обновления функциональных возможностей электронного учебника может стать внедрение технологий логического искусственного интеллекта. Ожидаемый результат от реализации этой инновации в данной предметной области - актуализация возможностей поисковой системы, предоставление слушателям удобного инструмента для расширенного поиска необходимой учебной информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.