Научная статья на тему 'С ЗАБОТОЙ ОБ ОФИЦЕРЕ БУДУЩЕГО ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ - ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

С ЗАБОТОЙ ОБ ОФИЦЕРЕ БУДУЩЕГО ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ - ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ ИЗДАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов Борис Викторович

В статье рассмотрены основные аспекты современного электронного обучения в военном вузе МО РФ. Статья адресована педагогам военно-специальных и общенаучных кафедр вузов МО РФ, специалистам, работающим с электронным обучающим контентом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванов Борис Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WITH CARE FOR THE OFFICER OF THE FUTURE E-LEARNING IS A MANDATORY ELEMENT OF IMPROVING THE QUALITY OF THE EDUCATIONAL PROCESS

The article discusses the main aspects of modern e-learning in a military university of the Russian Federation Ministry of Defense. The article is addressed to teachers of military special and general scientific departments of universities of the Russian Federation Ministry of Defense, specialists working with electronic learning content.

Текст научной работы на тему «С ЗАБОТОЙ ОБ ОФИЦЕРЕ БУДУЩЕГО ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ - ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Б.В. ИВАНОВ

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

B.V. IVANOV

С ЗАБОТОЙ ОБ ОФИЦЕРЕ БУДУЩЕГО

WITH CARE FOR THE OFFICER OF THE FUTURE

ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ - ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

E-LEARNING IS A MANDATORY ELEMENT OF IMPROVING THE QUALITY OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Сведения об авторе. Иванов Борис Викторович - профессор кафедры метрологии и радиоизмерений Военно-морского политехнического института Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия им. Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова», кандидат технических наук, доцент (г. Санкт-Петербург. E-mail: iwbovik@ rambler. ru).

Аннотация. В статье рассмотрены основные аспекты современного электронного обучения в военном вузе МО РФ. Статья адресована педагогам военно-специальных и общенаучных кафедр вузов МО РФ, специалистам, работающим с электронным обучающим контентом.

Ключевые слова: электронное обучение, электронная образовательная среда, электронные учебные издания, информационные технологии.

Information about the author. Boris Ivanov - Professor of the Department of Metrology and Radio Measurements of the Naval Polytechnic Institute of the Military Educational and Scientific Center «Admiral of the Fleet of the Soviet Union N. G. Kuznetsov Naval Academy», Candidate of Technical Sciences, Associate Professor (St. Petersburg. E-mail: iwbovik@rambler. ru).

Summary. The article discusses the main aspects of modern e-learning in a military university of the Russian Federation Ministry of Defense. The article is addressed to teachers of military special and general scientific departments of universities of the Russian Federation Ministry of Defense, specialists working with electronic learning content.

Keywords: e-learning, electronic educational environment, electronic educational publications, information technologies.

Происходящие глобальные изменения в современном обществе, связанные с бурным развитием интернет-культуры, повсеместным внедрением в жизнь информационных технологий, повышением объёма и скорости усвоения знаний, являются основными причинами необходимости цифровизации образования, при котором фундаментально меняются и структура обучения, и организация образовательного процесса.

В Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на

период до 2024 года» подчёркивается, что «...необходимо создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования..».

В настоящее время в России активно реализуется проект «Современная цифровая образовательная среда». Цель проекта - радикальное повышение доступности качественного образовательного онлайн-контента для граждан страны в соответствии с особенностями их личности, знаниями и имеющейся подготовкой. Такие

платформы, как «Открытое образование», «Интуит», «Универсариум», «Лекториум» и ряд других давно уже используются педагогами в целях повышения профессиональной квалификации или педагогического мастерства. Однако для курсантов, обучающихся в военных вузах МО РФ, более актуальным является электронный контент, сконцентрированный непосредственно на площадке вуза и предлагаемый к освоению в рамках аудиторных и самостоятельных занятий.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

законодательно закрепил понятие «электронное обучение»: «...под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса».

Из определения видно, что электронное обучение предполагает наличие в вузе некоторой электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), которая должна состоять из:

• электронных образовательных ресурсов, включающих в себя как всю учебно-методическую литературу (учебники, учебные и учебно-методические пособия, учебно-методические комплексы по дисциплинам), так и отдельно разработанные компьютерно-обучающие программы, связанные, как правило, с одним или несколькими объектами вооружения и военной техники, а также компьютерные тесты для проверки качества усвоения учебного материала;

• электронных информационных ресурсов, включающих в себя электронные текстовые эквиваленты печатных изданий (книги, журналы и др.), справочную и научную литературу, аудио- и видеоинформацию, а также базы данных и программные продукты;

• информационных и телекоммуникационных технологий и технических средств, включающих в себя систему обеспечения функционирования территориально-рас-пределённого вуза (факультета, кафедры): коллективные и индивидуальные мобильные ПЭВМ, съёмные носители информации, интерактивные доски и мультимедийные проекторы, локальные сети и систему электронного документо-

а) Вид экрана вначале выполнения задания

в) Вид экрана при ошибочных ответах

б) Вид экрана при правильных ответах Рис. 1. Триггер, запускающий анимацию

оборота «Образование-МО», систему получения, обработки, хранения и передачи информации «Интегра-ция-СВО» и т.д.

Развитие ресурсного обеспечения связано, в первую очередь, с реализацией инновационного проекта - Создание и внедрение автоматизированных систем военного образования «Электронный вуз», включенного в программу «Эффективная армия».

Существующая ЭИОС может и должна использоваться как при контактной работе преподавателя с обучающимися, так и при их самостоятельной работе. Однако, как показала пандемия 2021-2022 годов, реализовать дистанционные обучающие технологии при обучении курсантов в настоящее время в полной мере не представляется возможным: проведение традиционной лекции, как видеотрансляции, традиционного семинара, как вебинара в режиме online, существующие технические средства обеспечивают лишь в исключительных случаях. Доступной всем формой пока является лишь подготовка курсантов по заранее подготовленным преподавателями электронным материалам занятий.

В целом же электронное обучение давно уже стало естественным продолжением, дополнением,

а зачастую и заменой привычных форм обучения. Без него уже практически невозможно представить ни одно учебное занятие. В этой статье мне хотелось бы познакомить читателей с опытом кафедры метрологии и радиоизмерений и института в целом по применению различных элементов электронного обучения.

Основным атрибутом электронного обучения на кафедре являются электронные учебные издания (ЭУИ). Из всего перечня ЭУИ, используемых в образовательном процессе, можно выделить три группы:

• оцифрованные учебные издания - учебные издания, переведённые в цифровой код с помощью технических средств сканирования и хранящиеся в одном из форматов, доступных для воспроизведения на учебных технических средствах коллективного или индивидуального использования (как правило, это издания других вузов, используемые в качестве дополнительной литературы);

• мультимедийные электронные учебные издания - электронные учебные издания, в которых элементы различной природы основной информации воспроизводятся взаимосвязанно при помощи соответствующей программной оболочки (учебные, учебно-мето-

а) Вид экрана вначале выполнения задания

в) Вид экрана при ошибочных ответах

б) Вид экрана при правильных ответах Рис. 2. Гиперссылки

дические издания, разработанные преподавателями);

• интерактивные электронные учебные издания - электронные учебные издания, способ взаимодействия с которыми прямо или косвенно устанавливается пользователем в соответствии с его интересами, целями, уровнем подготовки и т.п. на основе информации и с помощью алгоритмов, определённых производителем (практикумы, разработанные преподавателями для подготовки к практическим и лабораторным работам).

Так только за последние 2 года на кафедре метрологии и радиоизмерений разработано 8 мультимедийных и интерактивных электронных учебных изданий, представленных в виде учебных и учебно-методических пособий (в том числе для преподавательского состава), практикумов и справочников. Все издания разработаны в утверждённом для вузов Министерства обороны РФ формате SunRaw ВооЮ££ке / SanRaw TestOffice, в соответствии с методическими рекомендациями и утверждённым МО РФ стандартом и включены в фонд электронных изданий ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия».

Наличие компьютерных классов позволяет организовать работу с ЭУИ, а использование специализированного программного обеспечения и мультимедийных электронных досок StarBoard на

занятиях - коллективное и индивидуальное тестирование в реальном масштабе времени, просмотр видео, показ мультимедийных презентаций занятий.

Для реализации идей электронного обучения в часы самостоятельной подготовки незаменимым элементом в институте долгое время были электронные книги (в настоящее время они активно заменяются персональными ноутбуками МО РФ), позволяющие хранить как электронный контент в соответствии с образовательной программой, так и большой объём художественной и публицистической литературы, что, безусловно, сказывается на культурном воспитании будущих офицеров. Загрузка основной и дополнительной литературы по учебным курсам, как правило, осуществляется один раз в полгода.

Положительные стороны использования электронных книг (персональных ноутбуков) на занятиях, самостоятельной подготовке обучающихся и даже в свободное от учёбы время очевидны. Ограниченность восприятия форматов документов (невозможность загрузки электронных книг в SunRaw), что было свойственно электронным книгам, с распространением ноутбуков уходит в прошлое. Однако остаются не до конца разрешёнными вопросы индивидуального доступа в электронную библиотечную систему, возможности интерак-

тивной связи с педагогом, а также своевременной подзарядки электронных устройств.

Очень важным аспектом электронного обучения являются информационные технологии, которые используют педагоги в процессе разработки электронного образовательного контента различного уровня сложности.

В самом простом варианте это слайдовые презентации к занятиям, разработанные в среде Microsoft PowerPoint. Они позволяют проиллюстрировать излагаемый педагогом материал и дополнить его. При этом на слайд рекомендуется выносить только структурированный учебный материал, помещённый в определённые блоки, что облегчает его восприятие, текста - минимум, в основном в виде выводов, заключений или формулировок. Успешно интегрируются в презентацию фотографии, таблицы, схемы, графики, т.е. учебный материал, который раньше приходилось рисовать на доске или использовать плакаты.

Очень хорошо воспринимается gif-анимация, позволяющая пояснить какие-либо динамические процессы или просто украсить презентацию, а также видеофрагменты, которые могут быть либо интегрированы в слайд, если видеоролик имеет небольшой размер (в этом случае видеофрагмент несёт в себе ту же функцию, что и gif-анимация), либо использоваться как отдельные учебные фильмы.

Для индивидуальной или коллективной проверки остаточных знаний на текущих или рубежных контролях разрабатываются различные тесты. В качестве среды разработки используется SunRav TestOffice или Microsoft PowerPoint: первая - чаще при наполнении электронных учебных изданий, а вторая - при проведении учебных занятий. При этом педагоги используют следующие возможности указанных программ: триггеры; гиперссылки; гиперссылки совместно с триг-

герами, написание макросов или скриптов.

Триггер - это элемент, который запускает некоторую анимацию при щелчке по нему мышью или указкой по интерактивной доске (см. рис. 1). При правильном ответе элемент занимает своё место, в противном случае высвечивается ошибка. В этом случае презентация представляет собой один слайд, а вся анимация заложена в объекты.

Гиперссылки позволяют переходить к тому или иному слайду в презентации. Эта возможность также используется в тестах (см.. рис. 2). В этом случае презентация представляет собой последовательность слайдов с логическими переходами между ними, определяемыми гиперссылками.

Сочетание гиперссылок и триггеров с успехом применяется при рубежном контроле по теме. Выбор вопроса - гиперссылка, ответ на вопрос - триггер.

Написание макросов или скриптов используется значительно реже, как правило, при разработке интерактивных учебных пособий. Как известно программа SunRaw позволяет использовать элементы операционной системы, но в электронном руководстве к программному продукту ничего не сказано о методике их использования. Поэтому и используются они в основном педагогами, имеющими опыт программирования.

При разработке интерактивных практических заданий успешно можно применять триаду из элементов операционной системы «Е&Ъ-Бийоп-ЪаЬеЬ (строка редактирования - кнопка - надпись) -см. рис. 3а. Например: в задании требуется записать размерности основных единиц системы SI. Данные вводятся обучающимся в поле ввода данных рядом с надписью «Введите данные». После нажатия на кнопку с надписью «Проверьте себя!» надпись «Введите данные» меняется либо на «Ошибка!», либо на «Ответ верный!», что обеспечивает интерактивную связь с обучающимся.

Ещё одной информационной технологией, активно применяемой педагогами кафедры при обучении, является разработка демонстрационных моделей. Такой подход позволяет компактно в одном файле хранить несколько типов задач и варианты их решений по каждой отдельно взятой теме. Использовать демонстрационные модели удобно при выборочном опросе курсантов по ранее пройденной теме у электронной доски (тестовые модели) или демонстрации множественности проявлений физического процесса.

Разрабатываются демонстрационные модели, как правило, в среде ЬаШ^. На рис. 3б приведена демонстрационная модель «Фигуры Лиссажу», которая позволяет очень

наглядно продемонстрировать фигуры при различном соотношении частот двух гармонических колебаний, а также различном их фазовом соотношении.

Описанные информационные технологии, применяемые при реализации задач электронного обучения, значительно повышают его качество, а значит и качество обучения в целом.

Цифровизация образования затронула также и учёт образовательной деятельности, который в электронном виде осуществляется как на уровне института в целом (на базе специализированных программ), так и на кафедрах, где, как правило, он связан с принятой системой рейтингования курсантов. На рис. 4 приведён пример программы рейтингования курсантов, используемый на одной из выпускающих кафедр института.

Так после регистрации и идентификации пользователя на экране отображается рабочее окно программы, в котором указаны основные данные курсанта (в том числе набранные им рейтинговые баллы за текущий семестр и за весь период обучения), а также три интерактивные иконки: «тестирование», «достижения» и «обучение» для перехода на соответствующие электронные вкладки. Методика накопления баллов и система рей-тингования утверждены локальным актом вуза.

Рис. 4. Программа рейтингования курсантов

Панель «Обучение» служит для обеспечения самостоятельной работы курсантов с электронным контентом по учебным дисциплинам специальности, панель «Тестирование» предназначена для контроля текущих и остаточных знаний курсантов на различных этапах изучения дисциплин специальности, на панели «Достижения» отображены все успехи, которые курсант может достичь в текущем семестре. Именно панель «Достижения» стимулирует эмоциональность процесса получения результатов, наглядно отражая их в категориях образовательной, научной,спортивной, военно-политической деятельности курсантов, их командно-методических навыков и общекультурного уровня. По результатам успешного прохождения тестовых заданий, других достижений (научных, спортивных и др.) курсанты получают виртуальные награды, по совокупности которых им присваивается «классная квалификация». Ежемесячно рейтинговая таблица представляется кафедрой на факультет для размещения в ротном помещении.

К основным направлениям развития ЭИОС следует отнести дальнейшее развитие норма-

тивно-правового обеспечения, совершенствование научно-методического обеспечения электронного обучения, наращивание ресурсного обеспечения и повышение квалификации научно-педагогического состава, непосредственно формирующего электронную информационно-образовательную среду.

Большие надежды преподавательский состав вуза связывает с созданием интегрированной информационно-вычислительной среды центра коллективного доступа ВМФ, предполагаемого к реализации в ближнесрочной перспективе.

Основной его элемент - унифицированный образовательный модуль, предполагающий адаптацию к потребностям различных военных специальностей с помощью соответствующих программных и аппаратно-программных имитаторов образцов вооружения, военной и специальной техники, а также комплекта учебных информационных ресурсов.

За счёт модульности построения, универсальности элементов и открытой архитектуры он обещает максимальную гибкость использования в образовательном процессе. В нём могут быть реализованы все уже апробирован-

ные информационные технологии и в полном объёме реализовано электронное обучение курсантов как контактное, так и дистанционное.

Дальнейшее его развитие планируется вести в направлении внедрения технологий искусственного интеллекта для выявления закономерностей поведения курсантов и слушателей в ЭИОС и выдачи рекомендаций по корректуре его процесса обучения с использованием экспертной системы.

Задачи совершенствования электронного обучения занимают приоритетные места в перечне задач, поставленных начальником ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» вице-адмиралом В. Н. Соколовым на текущий учебный год. Как отметил он в своём интервью журналу «Вестник военного образования»: «...мы лишимся офицеров будущего, если продолжим учить сегодня так, как учили вчера!».

ЛИТЕРАТУРА

1. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года».

2. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 30.12.21).

3. Руководство по организации и учёту образовательной и методической деятельности ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» (РОМД-2021).

4. Единый стандарт электронного учебника, утверждённый МО РФ 29 сентября 2015 года.

5. Методические рекомендации по созданию интерактивных электронных учебников и обучающих курсов для подготовки военных специалистов по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, утверждённые статс-секретарём -заместителем Министра обороны РФ 30 мая 2016 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.