Научная статья на тему 'ПРЕИМУЩЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

ПРЕИМУЩЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / КОНСТРУКТОРЫ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАДАНИЙ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ / ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОГО ДИСТАНЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шегай Наталья Александровна, Трубицина Ольга Ивановна

Статья посвящена рассмотрению вопросов иноязычного образования в вузе с использованием возможностей электронной информационно-образовательной среды (ЭНОС). Цель исследования состоит в изучении роли ключевых компонентов ЭНОС применительно к обучению иностранным языкам. Методы исследования: изучение и анализ педагогической и методической литературы по теме исследования, обобщение. Результаты исследования: дано определение электронной информационно-образовательной среды; продемонстрированы возможности основных компонентов ЭНОС, рассмотрены преимущества обучения иностранным языкам в условиях ЭНОС, такие как: оптимизация обучения навыковой составляющей коммуникативной компетентности, многообразие средств визуальной наглядности, совокупное использование интерактивных, игровых и мобильных технологий на занятиях по иностранному языку, организация дистанционного взаимодействия, интенсификация процесса обучения, увеличение объема самостоятельной работы учащихся, повышение мотивации к обучению, возможность создания авторских электронных обучающих материалов и образовательных ресурсов. Результаты исследования могут быть использованы в процессе внедрения электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий в учебный процесс, в частности, при разработке курсов дистанционного обучения, используемых в качестве дополнения и поддержки традиционного образовательного процесса в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVANTAGES OF LEARNING FOREIGN LANGUAGES IN THE ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article is devoted to the consideration of issues of foreign language education at a university using the capabilities of an electronic information and educational environment. The purpose of the research is to study the role of the key components of the electronic information and educational environment in relation to teaching foreign languages. Research methods: study and analysis of educational literature on the research topic, synthesis. The results of the study: The article contains a definition of the electronic information and educational environment. The potential of the key components of the electronic information and educational environment has been demonstrated. The advantages of learning foreign languages in the electronic information and educational environment include: optimization of the formation of foreign-language skills, a variety of visual visualization tools, the combined use of interactive, game and mobile technologies in foreign language classes, the organization of distance interaction, the intensification of the learning process, an increase in the volume of independent work of students, an increase in motivation for learning, the possibility of creating author's e-learning materials and educational resources. Scope of the results: the results of the research can be used in the process of introducing e-learning with the use of distance learning technologies in the educational process, in particular, in the development of distance learning courses used to complement and support the traditional educational process at the university.

Текст научной работы на тему «ПРЕИМУЩЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

Педагогическийжурнал Башкортостана. 2021. № 4. С. 128-143. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2021; (4): 128-143.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Научная статья УДК 378.147

DOI 10.21510/1817-3292-2021-94-4-128-143

ПРЕМУЩЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Наталья Александровна Шегай1, Ольга Ивановна Трубицина2

1 Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, poppie24@mail.ru

2 truwat@bk.ru

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопросов иноязычного образования в вузе с использованием возможностей электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС). Цель исследования состоит в изучении роли ключевых компонентов ЭИОС применительно к обучению иностранным языкам. Методы исследования: изучение и анализ педагогической и методической литературы по теме исследования, обобщение.

Результаты исследования: дано определение электронной информационно-образовательной среды; продемонстрированы возможности основных компонентов ЭИОС, рассмотрены преимущества обучения иностранным языкам в условиях ЭИОС, такие как: оптимизация обучения навыковой составляющей коммуникативной компетентности, многообразие средств визуальной наглядности, совокупное использование интерактивных, игровых и мобильных технологий на занятиях по иностранному языку, организация дистанционного взаимодействия, интенсификация процесса обучения, увеличение объема самостоятельной работы учащихся, повышение мотивации к обучению, возможность создания авторских электронных обучающих материалов и образовательных ресурсов. Результаты исследования могут быть использованы в процессе внедрения электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий в учебный процесс, в частности, при разработке курсов дистанционного обучения, используемых в качестве дополнения и поддержки традиционного образовательного процесса в вузе.

Ключевые слова: электронная информационно-образовательная среда, электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий, конструкторы интерактивных заданий, электронные образовательные ресурсы, системы управления обучением, информационно-коммуникационные технологии, инструменты для создания электронных учебных материалов, организация группового дистанционного взаимодействия.

Для цитирования: Шегай НА., Трубицина О.И. Преимущества обучения иностранному языку в условиях электронной информационно-образовательной среды //ПедагогическийжурналБашкортостана. 2021. №4(94). С. 128-143.

© Шегай Н.А., Трубицина О.И, 2021

INNOVATIVE TECHNOLOGIES AND E-EDUCATION

Original article.

ADVANTAGES OF LEARNING FOREIGN LANGUAGES IN THE ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Natalia A. Shegai1, Olga I. Trubitsina2

1 A.I. Herzen Russian State Pedagogical University, Saint Petersburg, Russia, poppie24@mail.ru

2 truwat@bk.ru

Abstract. The article is devoted to the consideration of issues of foreign language education at a university using the capabilities of an electronic information and educational environment. The purpose of the research is to study the role of the key components of the electronic information and educational environment in relation to teaching foreign languages. Research methods: study and analysis of educational literature on the research topic, synthesis.

The results of the study: The article contains a definition of the electronic information and educational environment. The potential of the key components of the electronic information and educational environment has been demonstrated. The advantages of learning foreign languages in the electronic information and educational environment include: optimization of the formation of foreign-language skills, a variety of visual visualization tools, the combined use of interactive, game and mobile technologies in foreign language classes, the organization of distance interaction, the intensification of the learning process, an increase in the volume of independent work of students, an increase in motivation for learning, the possibility of creating author's e-learning materials and educational resources. Scope of the results: the results of the research can be used in the process of introducing e-learning with the use of distance learning technologies in the educational process, in particular, in the development of distance learning courses used to complement and support the traditional educational process at the university.

Keywords: electronic information and educational environment, e-learning, distance learning technologies, tools for creating interactive tasks and e-learning materials, electronic educational resources, learning management systems, information and communication technologies, organization of distance interaction and communication between students and teachers.

For citation: Shegai N.A., Trubitsina O.I. Advantages of learning foreing languages in the electronic information and educational environment. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana=Pedagogical journal of Bashkortostan. 2021; 94(4): 128-143.

Введение. Электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) - это совокупность электронных образовательных ресурсов, информационно-коммуникационных технологий, аппаратно-

программных средств, используемых в образовательных целях. ЭИОС является частью системы электронного обучения, которое включает: использование мультимедийных технологий, онлайн-сервисов для

создания интерактивных обучающих материалов и заданий, самостоятельную работу с электронными образовательными ресурсами, возможность дистанционного взаимодействия.

Возможности электронной информационно-образовательной среды позволяют не только использовать готовые сервисы, но также создавать собственные образовательные ресурсы для обучения иностранному языку. Уже несколько лет кафедра методики обучения иностранным языкам РГПУ им. А.И. Герцена реализует образовательную программу дисциплины «Современные информационные технологии в иноязычном образовании» в рамках которой будущие учителя иностранного языка учатся создавать собственные образовательные сайты на платформах Google Sites, Wix (пример образовательного сайта, созданного студенткой

3 курса, обучающейся в институте иностранных языков РГПУ им. А.И. Герцена по направлению «Педагогическое образование» https://sites.google.com/view/ english-pills/home-page).

В связи с режимом самоизоляции, вызванным пандемией COVID-19, электронное обучение стало активно внедряться в России. Электронное обучение предполагает дистанционный и очный формат проведения занятий. Реализация элементов электронного обучения на уроках иностранного языка дает возможность повысить эффективность учебного процесса, прежде всего за счет привлечения современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Методология исследования. Нами проанализирована научно-педагогическая литература, направленная на изучение ЭИОС, затрагиваемая в работах многих исследователей, как в отечественных (Козловских Л.А. [1], Прохорова О Н., Гущин A.B. [2], Сатунина А.Е. [3], Соловьева A.B. [4], Темербекова A.A. [5], ТуковаЕ.А. [6], ШегайН.А., Трубицина О.И., Елизарова Л.В. [7]), так и в зарубежных изданиях, (Alfaro, Lu et al. [8], Almoeather, Reem [9], Alves, M.A.L. et al. [10], Plashchevaya, E.V. [11], Sharov, Sergii et al. [12], Shestak, Viktor et al. [13], Yanto W. [14]), что представляется актуальным сегодня.

Материалы и методы исследования. При решении проблемы проведенного исследования мы воспользовались методами: изучение и анализ педагогической и методической литературы по теме исследования, обобщение.

Результаты эмпирического исследования.

Главным преимуществом использования ИКТ в обучении иностранному языку является оптимизация обучения навыковой составляющей коммуникативной компетенции учащихся. Формирование фонетических и лексико-грамматических навыков происходит путем многократного выполнения тренировочных упражнений с целью автоматизации языковых навыков для их последующего воспроизведения в речевом контексте. Самостоятельное выполнение тренировочных упражнений, созданных в специальных конструкторах, позволяет

учащимся выполнить большое количество упражнений за 5-10 минут ежедневной тренировки. Таким образом, освобождается время на уроке, ранее предназначенное для выполнения упражнений, направленных на автоматизацию языковых навыков и интенсифицируется самостоятельная работа учащихся по овладению этими навыками за счет усвоения большего количества лексических единиц и грамматических явлений за относительно небольшой промежуток времени.

Рассмотрим некоторые языковые упражнения, созданные в конструкторах интерактивных заданий Quizlet, LearningApps, Linguatorium.

Важным преимуществом использования современных информационных технологий в обучении иностранному языку является многообразие средств визуальной наглядности, которые могут быть использованы при объяснении нового языкового материала и в процессе формирования знаниевой стороны иноязычного образования. Современные программные и технические средства информационных технологий позволяют создавать красочные презентации, визуальные средства и обучающие материалы, направленные на формирование знаний о языковых явлениях и о социокультурной специфике страны изучаемого языка. О.Н. Прохорова, A.B. Гущин отмечают необходимость перевода дидактических материалов в электронный формат [2, 23].

Современные инструменты для создания электронных интерактивных средств обучения позволяют активизировать обучение речевой деятельности на уроках иностранного языка.

Таблица 1. Языковые упражнения, созданные в конструкторах интерактивных _заданий_

Тип упражнения

Упражнение на соотнесение слова со значением

Формулировка задания

Соедините слово с изображением, которое его иллюстрирует

Пример упражнения в конструкторе интерактивных заданий

Упражнение на заполнение пропусков

Переводное упражнение

Упражнение на тренировку орфографических навыков

Заполните пропуски в тексте подходящим словом или

фразой

Выберите правильный перевод слова

Упражнение на

соотнесение звукового образа со значением

Прослушайте слова и выберите соответствующую картинку

Упражнение на семантическую группировку лексических единиц

Распределите слова по группам

Совокупное использование интерактивных, игровых и мобильных технологий на уроках иностранного языка позволяет вовлекать учащихся в совместную работу за счет привлечения современных технических средств обучения и разнообразных обучающих платформ. Например, викторины, созданные в сервисе КаЬоо1;, позволяют учащимся подключить свои мобильные устройства к интерактивной доске и отвечать на вопросы, созданные учителем. Правильные ответы на вопросы переводятся в бонусные баллы, с помощью которых можно определить лидеров после каждого вопроса.

В электронном обучении имеется возможность организации автоматизированного объективного контроля за счет привлечения конструкторов тестов и специальных программ и мобильных приложений, предназначенных для проверки знаний и навыков овладения языковыми явлениями.

Важным преимуществом электронной информационно-образовательной среды является возможность дистанционного взаимодействия. В этой связи целесообразно рассмотреть способы асинхронного и синхронного педагогического взаимодействия. По мнению ряда зарубежных авторов, асинхронная коммуникация имеет следующие недостатки:

1) отсроченная во времени обратная связь от преподавателя (вопреки ожиданиям студентов преподаватель не всегда готов незамедлительно ответить на письмо, написанное, например, по электронной почте, следовательно, электронные сервисы, предназначенные для асинхронной коммуникации, имеют определенные ограничения в использовании);

Таблица 2. Сервисы, используемые в создании мультимедийных средств обучения

Название ресурса

Цель использования

Пример обучающих материалов

Виртуальная доска Padlet

Создание интерактивной доски для обучения грамматике с использованием текстовой информации, иллюстраций и видеоматериалов.

Видеоматериалы: О грамматике

$ Olya Yegorova 2 месяце ф П ИМЕйк

More about English grammar

■ Really interesting videos

im. rr:" —......... —

-— аокю.ии—"».II Н

т

■¡■в и

«•■им ш*

yle SUQMEN ШОХЮ шщ

—Я

Сервис графического дизайна Canva

Создание электронного коллажа для наглядного представления фразовых глаголов в английском языке

THE MOST COMMON ENGLISH PHRASAL VERBS

2) вероятность недопонимания из-за отсутствия или недостаточного количества невербальных средств коммуникации, таких как мимика, жесты, интонация и др.

К преимуществам синхронных средств коммуникации относятся:

1) незамедлительная обратная связь;

2) опора на невербальные средства коммуникации;

3) использование мультимедийных средств, таких как аудио, видео

идр.;

4) возможность обмена файлами в разнообразных форматах и др. [8] К электронным сервисам, посредством которых возможно

синхронное взаимодействие можно отнести: мобильные мессенджеры (WhatsApp, Viber, Telegram и др.), социальные сети («ВКонтакте», TikTok,

Instagram и др.), системы видео-конференц-связи (Skype, Zoom, Microsoft Teams) и др.

Мобильные мессенджеры обладают следующими возможностями:

- создание групповых чатов;

- аудиозвонки;

- видеозвонки;

- передача файлов;

- поддержка опросов и тестов.

Таблица 3. Инструменты для создания электронных интерактивных средств обучения

Название инструмента Цель использования Пример интерактивного упражнения

Сервис для создания интеллект-карт Mindmeister Развитие умений в говорении Проследи хронологию указанных событий и расскажи о них, описывая свои эмоции по поводу каждого события

Виртуальная доска Miro Развитие умений в письменной речи Положи продукты в холодильник и напиши рецепт блюда, которое ты приготовишь из них

9 т О л . . * , # * 0 щ 'JH

Социальные сети, по мнению многих отечественных и зарубежных исследователей, создают наиболее благоприятные условия для дистанционного педагогического взаимодействия. В частности, социальные сети позволяют вовлечь большое количество учащихся, способствуют развитию социальных навыков через групповые организационные формы работы, развивают эмоциональный интеллект и др. [4, 5, 12, 13].

Alves, M.A.L., Auer, M.E., Centea, D. отмечают, что социальные сети переносят обучение в знакомую учащимся естественную среду, что в значительной степени способствует повышению мотивации к обучению [10].

A.B. Соловьева полагает, что взаимодействие участников учебного процесса друг с другом и работа с учебным материалом вне аудитории с помощью социальных сетей позволяет преподавателю реализовывать групповую и индивидуальную формы обучения и организовывать тем самым контролируемую и управляемую самостоятельную работу студентов, а сама социальная сеть представляет собой интерактивную многопользовательскую информационную площадку, позволяющую студенту общаться и дающую возможность для самовыражения [4, 13].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Системы видео-конференц-связи позволяют:

- создавать общий чат;

- использовать демонстрацию экрана;

- передавать файлы;

- организовывать прямые трансляции;

- вести запись;

- создавать виртуальные комнаты для работы в малых группах;

- проводить опросы и голосования и др.

Особый интерес в этой связи представляют сервисы, предназначенные для организации электронного группового взаимодействия, такие как: Mural, Miro, Granatum и др.

Сервисы Mural и Miro позволяют создавать электронные доски, на которых каждый учащийся может наклеивать разноцветные стикеры с надписями, рисунками, гиперссылками, аудио- и видеоматериалами, например, работая над групповым проектом. Вместе с тем данные сервисы не предназначены для мобильных интерфейсов, что является их существенным недостатком.

Наибольший интерес представляет сервис Granatum, который обеспечивает преподавателей и учащихся разнообразными инструментами для организации интерактивного общения и групповой работы. Рассмотрим основные возможности данного сервиса:

- возможность создавать обучающие курсы (при создании курса преподаватель может добавлять на слайды текст, изображения, видео, стикеры, презентации, гиперссылки идр.);

- удобное представление учебного материала (на основном экране демонстрируется материал, представленный в виде ленты, который преподаватель скролит сверху вниз, можно включить параметр «Следовать за мной», чтобы студенты просматривали презентацию синхронно с преподавателем);

- организация индивидуальной работы учащихся в индивидуальных сессиях с указанием регламента (преподаватель может просматривать

работу каждого студента и сообщать информацию для них посредством голосовой связи);

- эффективная система прокторинга (процедура контроля онлайн-тестирования осуществляется с включенными камерой и микрофоном);

- обмен файлами;

- создание чатов;

- возможность объединяться в группы;

- проведение голосования;

- выставление лайков, комментирование;

- «призыв пользователя» в кабинет для групповой работы для «заблудившихся» пользователей;

- создание и редактирование стикеров с текстовой и мультимедийной информацией;

- система видео-конференц-связи и др.

К электронным ресурсам, используемым в учебном процессе в вузе, следует отнести системы управления обучением, такие как: Schoology, Edmodo, Moodle и др. Система управления обучением - это программное приложение для администрирования учебных курсов в рамках дистанционного обучения. В системе управления обучением можно зарегистрироваться в качестве учащегося, учителя, администратора и родителя. В зависимости от выбранной роли платформа отбирает информацию, актуальную для пользователя. С практической точки зрения это означает, что пользователь может видеть только то, что предопределено его/ее ролью [9, 14]. Создав свой курс по учебному предмету, преподаватель может размещать домашние задания, контрольные работы в разных форматах, создавать дискуссии, вести электронный журнал и использовать внешние ресурсы (прикреплять файлы, ссылки и внешние инструменты). Рассмотрим возможности системы управления обучением на примере LMS Moodle.

Все элементы курса делятся на две группы: ресурсы и виды деятельности. Ресурсы представляют собой информационные элементы курса, которые позволяют размещать информацию для самостоятельного ознакомления студентов с ней. К ресурсам относятся: «Гиперссылка», «Книга», «Пакет IMS содержимого», «Папка», «Пояснение», «Страница», «Файл».

Таблица 4. Ресурсы LMS Moodle

Ресурсы Характеристика

® Гиперссылка Позволяет создать веб-ссылку на ресурс курса или на любой ресурс, который находится в свободном доступе в сети Интернет

L Книга Позволяет в удобной многостраничной форме представить учебный материал. Книга может быть

использована для отображения обучающего материала по отдельным главам как электронный учебник, в качестве справочника, как портфолио образцов студенческих работ и т.д.

— Пакет IMS содержимого Это международный стандарт, предназначенный для создания электронных курсов, которые могут быть адаптированы под любую систему управления обучением (LMS). Содержимое разработанных курсов может быть частично или полностью интегрировано в LMS Moodle через «Пакет содержимого IMS» в виде zip-архивов

1—1 Папка Позволяет объединять несколько файлов, объединенных на основе какого-либо параметра. Например, все файлы в рамках одной темы. Папку удобно использовать тогда, когда не нужно перегружать главную страницу курса большим количеством файлов

7 Пояснение Используется для описания учебных материалов и привлечения внимания студентов. Позволяет визуально разделять модули, обозначать темы и подтемы ресурсов, заголовки и подзаголовки видов деятельности

Ш Страница Позволяет создавать веб-страницу в виде отдельного документа или информационного ресурса, доступ к которому осуществляется для всех участников курса. На странице можно размещать текстовую информацию, изображение, звук, видео, гиперссылки (как на другие страницы курса, так и на внешние ресурсы в сети Интернет), а также встроенные коды

Файл Позволяет преподавателю прикрепить к курсу файлы любого формата: *.doc (Microsoft Word), *.pptx (Microsoft Power Point), *.xlsx (Microsoft Office Excel), *.pdf (Adobe (Acrobat) Reader), *.html (формат веб-страниц); *.jpg (формат хранения графических изображений в цифровом виде) *.gif (растровый формат графических изображений, способный создавать простую анимацию -чередующиеся кадры)

Виды деятельности можно отнести к интерактивным элементам, которые предполагают организацию работы студентов с информацией и с другими участниками курса. К видам деятельности относятся: «Анкета», «База данных», «Вики», «Внешний инструмент», «Глоссарий», «Задание»,

«Лекция», «Обратная связь», «Опрос», «Пакет SCORM», «Семинар», «Тест», «Форум», «Чат», «Hot Pot».

Таблица 5. Интерактивные модули LMS Moodle

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Характеристика

гь l-L1-1 Анкета Позволяет не создавать, но использовать уже готовые три типа анкет, предназначенные для опроса учащихся с целью повышения эффективности учебного процесса

База данных Предназначен для коллективной работы над созданием единой базы материалов. Например, база резюме, изображения, постеры и др.

• _ Предназначен прежде всего для организации группового взаимодействия, например, написание совместных документов, заметок, участие в обсуждении, мозговые штурмы, планирование общей работы и др.

» "J Внешний инструмент Позволяет размещать дополнительные приложения из других внешних источников, например, онлайн-конструкторы интерактивных упражнений, видеохостинги и др.

0 Глоссарий Позволяет создавать, представлять и поддерживать список терминов и определений или систематизировать информацию в рамках курса

ГЦ ^ Задание Позволяет учащимся отправлять выполненные работы для оценивания преподавателем. В качестве выполненных работ может выступать любой контент: текст, документы Word, таблицы, аудио- и видеофайлы

- 1 Лекция Позволяет создавать относительно автономный информационный ресурс, обеспечивающий системность и последовательность усвоения материала за счет заранее продуманного представления учебного материала по определенному плану

t ^ Обратная связь Может быть использована для установления двусторонней связи между субъектами учебно-познавательного процесса с целью улучшения и в случае необходимости корректировки разработанного курса

Опрос Позволяет преподавателю создавать опрос, состоящий из одного вопроса. Это позволяет осуществить быструю обратную связь с учащимися по интересующей проблеме. Например, проголосовать за выбор определенной темы или для того, чтобы выявить учебные потребности участников курса

а - Пакет SCORM Модуль SCORM позволяет добавить в курс пакеты SCORM или AICC, которые загружаются в виде архива. Может быть использован для

представления мультимедийного контента и анимации

6 Семинар Позволяет размещать письменные работы (например, эссе), для того, чтобы их мог оценить преподаватель и другие студенты

^ Тест Позволяет создавать тесты с вопросами разных видов с целью контроля сформированное™ знаний, навыков и умений

Позволяет преподавателю размещать объявления, а участникам общаться в асинхронном режиме, создавая темы для обсуждения или добавляя комментарии

W Чат Позволяет обмениваться сообщениями в режиме реального времени. Это своеобразная комната для беседы, где каждый участник, который в данный момент находится в данном курсе в Moodle, может общаться с такими же участниками, находящимися в режиме online

в 4 Hot Pot Позволяет преподавателям размещать в курсе Moodle интерактивные учебные материалы, в частности, интерактивные упражнения, созданные в специальных программах, например, Hot Potatoes идр.

Заключение. Вышеприведенные возможности LMS Moodle [7] позволяют заключить, что система управления обучением является ключевым компонентом ЭИОС вуза, так как вбирает в себя основные функции управления учебно-познавательной деятельностью в условиях смешанного обучения.

Таким образом, электронная информационно-образовательная среда образовательного учреждения позволяет разместить в удобной форме разработанные образовательные ресурсы, интерактивные упражнения, электронные учебные материалы. Неоспоримым преимуществом ЭИОС является возможность организовать эффективное электронное педагогическое взаимодействие, что в значительной степени интенсифицирует самостоятельную работу учащихся, способствует развитию коллаборативных умений и в целом повышает мотивацию к обучению.

Список источников

1. Козловских Л.А. Использование электронных образовательных ресурсов в информационно-образовательной среде вуза // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2007. № 8. С. 47-50.

2. Прохорова О.Н., Гущин A.B. Формирование электронной информационно-образовательной среды Мининского университета на первом этапе реализации проекта "de. Электронное обучение и электронная образовательная среда" // Вестник Мининского университета. 2015. № 3(11). С. 18-28.

3. СатунинаА.Е. Электронное обучение: плюсы и минусы // Современные проблемы науки и образования. 2006. № 1. - URL : http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=103 (датаобращения: 17.12.2020).

4. Соловьева А.В. Использование социальных сетей в обучении студентов // Вестник Института образования человека. 2016. № 2. С. 8-13.

5. ТемербекоеаА.А., Кудрявцев Н.Г. Использование социальных сетей в качестве интерактивного средства обучения студентов вуза // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2019. № 1(46). С. 246-257.

6. Тукова Е.А. Электронная информационно-образовательная среда как элемент виртуальной образовательной среды в вузах // Наука и инновации в современном мире: сборник научных статей / научный редактор Ю.С. Шацких. Москва: Перо, 2019. С. 82-84.

7. ШегайН.А., Трубицина О.И., Елизарова Л.В. Работа в системе управления обучением MOODLE. Санкт-Петербург : Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2018. 96 с. - ISBN 9785806424922.

8. Alfaro Luis et al. "New Trends in e-Technologies and e-Learning", 2021 IEEE World Conference on Engineering Education (EDUNINE), Engineering Education (EDUNINE), 2021 IEEE World Conference on, March 14, 2021, 1-6. Doi: 10.1109/EDUNINE51952.2021.9429120.

9. Almoeather Reem. Effectiveness of Blackboard and Edmodo in Self-Regulated Learning and Educational Satisfaction // Turkish Online Journal of Distance Education, 2020. Vol. 21, no. 2(Apr.). Pp. 126-140. EBSCOhost, search.ebscohost.com/login. aspx?direct=true&db=eric&AN=EJ1251136&lang=ru&site=eds-live

10. AlvesM.A.L., AuerM.E., Centea D. Adaptation to On-Line Teaching with the Access of Social Networks / edited by M.E. Auer and D. Centea. DOI: 10.1007/978-3-030-67209-6_30.

11. Plashchevaya E.V. Use of electronic information and educational environment in the process of teaching physics to medical students // Colloquium-journal. 2020. No 11-5(63). P. 49-52.

12. Sharov S., Vorovka M., Sharova T., Zemlianska A. The Impact of Social Networks on the Development of Students' Social Competence II International Journal of Engineering Pedagogy. 2021. Vol. 11, Issue 3. Pp.84-98, 15p. DOI: 10.3991/ijep.v11i3.20491.

13. Shestak V.; Gura A.; Borisova U.; Kozlovskaya D. Social Networks as a Means of Professional Communication // International Journal of Interactive Mobile Technologies. 2021. Vol. 15, Issue 11. Pp. 96-112. 17p. DOI: 10.3991/ijim.v15i11.21545.

14. Yanto W. Using LMS Schoology to Improve Learning Outcome of English Teacher Training Participants // IJET (Indonesian Journal of English Teaching).2020. Vol 9, No 2 (December). Pp. 182 - 195. DOI: 10.15642/ijet2.2020.9.2.182-195.

References

1. Kozlovskikh L.A. The use of electronic educational resources in the educational information environment of the university. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Informatika i informatizaciya obrazovaniya =Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Informatics and informatization of education. 2007; (8): 47-50. (In Russ)

2. Prokhorova O.N., Gushchin A. V. Formation of the electronic information and educational environment of Minin University at the first stage of the project "de. E-learning and electronic educational environment" VestnikMininskogo universiteta.= Bulletin of Minin University. 2015; 11(3): 18-28. ( In Russ)

3. Satunina A.E. E-learning: pros and cons. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya=Modern problems of science and education. 2006; (1). - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=103 (date accessed: 17.12.2020). (In Russ)

4. SolovievaA.V. The use of social networks in teaching students. VestnikInstituta obrazovaniya cheloveka=Bulletin of the Institute of Human Education. 2016; ( 2): 8-13. ( In Russ)

5. Temerbekova A.A., Kudryavtsev N.G. The use of social networks as an interactive means of teaching university students. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psihologiya=Bulletin of Tver State University. Series: Pedagogy and Psychology. 2019; 46(1): 246-257. (In Russ)

6. Tukova E.A. Electronic information and educational environment as an element of the virtual educational environment in universities. Science and innovations in the modern world: collection of scientific articles / scientific editor Yu.S. Shatskikh. Moscow: Publishing house "Pero", 2019. Pp. 82-84. (In Russ)

7. Shegai N.A, Trubitsina O.I., Elizarova L. V. Work in the learning management system MOODLE. St. Petersburg: A.I. Herzen Russian State Pedagogical University, 2018. 96 p. - ISBN 9785806424922. ( In Russ)

8. Alfaro Luis et al. "New Trends in e-Technologies and e-Learning", 2021 IEEE World Conference on Engineering Education (EDUNINE), Engineering Education (EDUNINE), 2021 IEEE World Conference on, March 14, 2021, 1-6. Doi: 10.1109/EDUNINE51952.2021.9429120.

9. Almoeather Reem. Effectiveness of Blackboard and Edmodo in Self-Regulated Learning and Educational Satisfaction. Turkish Online Journal of Distance Education. 2020; 21(2): 126-140. EBSCOhost, search.ebscohost.com/login. aspx?direct=true&db=eric&AN=EJ1251136&lang=ru&site=eds-live

10. AlvesM.A.L., AuerM.E., Centea D. Adaptation to On-Line Teaching with the Access of Social Networks / edited by M.E. Auer and D. Centea. DOI: 10.1007/978-3-030-67209-6_30.

11. Plashchevaya E.V. Use of electronic information and educational environment in the process of teaching physics to medical students. Colloquium-journal. 2020; 63(11-5): 49-52.

12. Sharov Sergii, Vorovka Marharyta, Sharova Tetiana, Zemlianska Alina. The Impact of Social Networks on the Development of Students' Social Competence. International Journal of Engineering Pedagogy. 2021; 11(3); 84-98. 15p. DOI: 10.3991/ijep.v11i3.20491.

13. Shestak V.; Gura A.; Borisova U.; KozlovskayaD. Social Networks as a Means of Professional Communication. International Journal of Interactive Mobile Technologies. 2021; 15(11): 96-112. 17p. DOI: 10.3991/ijim.v15i11.21545.

14. Yanto W. Using LMS Schoology to Improve Learning Outcome of English Teacher Training Participants. IJET (Indonesian Journal of English Teaching); 2020. 9(2): 182 - 195. DOI: 10.15642/ijet2.2020.9.2.182-195.

Заявленный вклад авторов статьи:

Наталья Александровна Шегай - теоретический анализ литературы по проблеме исследования, сбор данных, анализ полученных результатов, оформление статьи.

Трубицина Ольга Ивановна - критический анализ текста, обеспечение ресурсами.

The declared contribution of the authors of the article:

Natalia A. Shegai - theoretical analysis of the literature on the research problem, data collection, analysis of the results obtained, article design.

Olga I. Trubitsina - critical analysis of the text, provision of resources.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариантрукописи. Authors read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию 18.07.2021; одобрена после рецензирования 15.11.2021; принята к публикации 12.12.2021.

The article was submitted 18.07.2021; approved after reviewing 15.11.2021; accepted for publication 12.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.