Научная статья на тему 'РАЗВИВАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ О РОЛИ ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ВЫПУСКНИКОВ ВОЕННОГО ВУЗА'

РАЗВИВАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ О РОЛИ ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ВЫПУСКНИКОВ ВОЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шалдяев Владимир Васильевич

В работе рассмотрена роль инновационных подходов в формировании профессиональных компетенций у выпускников военного вуза. Акцентировано внимание на важности совершенствования педагогического мастерства как залога успешности внедрения инновационных технологий в педагогическом процессе на основе использования средств информационно-технологического обеспечения, развитии педагогических технологий и методов воздействия на обучающегося, позволяющих обеспечить наиболее успешное формирование заданных профессиональных компетенций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шалдяев Владимир Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES THE ROLE OF INNOVATIVE APPROACHES IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF MILITARY UNIVERSITY GRADUATES

The paper considers the role of innovative approaches in the formation of professional competencies of military University graduates. Attention is focused on the importance of improving pedagogical skills as a key to the success of the introduction of innovative technologies in the pedagogical process based on the use of information technology support, the development of pedagogical technologies and methods of influencing the student, which will ensure the most successful formation of the specified professional competencies

Текст научной работы на тему «РАЗВИВАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ О РОЛИ ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ВЫПУСКНИКОВ ВОЕННОГО ВУЗА»

В.В. ШАЛДЯЕВ

ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ

V.V. SHALDYAEV

РАЗВИВАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

DEVELOPING PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

О РОЛИ ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ВЫПУСКНИКОВ ВОЕННОГО ВУЗА

THE ROLE OF INNOVATIVE APPROACHES IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF MILITARY UNIVERSITY GRADUATES

Сведения об авторе. Шалдяев Владимир Васильевич - доцент кафедры управления подразделениями в мирное время Новосибирского высшего военного командного училища, полковник (г. Новосибирск. E-mail: Shaldyaev57@mail. ru).

Аннотация. В работе рассмотрена роль инновационных подходов в формировании профессиональных компетенций у выпускников военного вуза. Акцентировано внимание на важности совершенствования педагогического мастерства как залога успешности внедрения инновационных технологий в педагогическом процессе на основе использования средств информационно-технологического обеспечения, развитии педагогических технологий и методов воздействия на обучающегося, позволяющих обеспечить наиболее успешное формирование заданных профессиональных компетенций.

Ключевые слова: инновационный подход, инновационные технологии, формирование профессиональных компетенций, информационно-технологическое обеспечение учебного процесса.

Information about the author. Vladimir Shaldyaev - associate Professor Novosibirsk higher military command school, colonel (Novosibirsk. E-mail: Shaldyaev57@mail. ru).

Summary. The paper considers the role of innovative approaches in the formation of professional competencies of military University graduates. Attention is focused on the importance of improving pedagogical skills as a key to the success of the introduction of innovative technologies in the pedagogical process based on the use of information technology support, the development of pedagogical technologies and methods of influencing the student, which will ensure the most successful formation of the specified professional competencies.

Keywords: innovative approach, innovative technologies, formation of professional competencies, information technology support of the educational process.

Образовательный процесс военного вуза, в ходе которого используются инновационные подходы, можно представить как процесс, основанный на введении нового в цели, содержание, методы и формы обучения и контроля, усовершенствование технических средств обучения, применение современных образовательных технологий с целью получения результата в виде специалистов, владеющих заданными профессиональными компетенциями.

Использование инновационных технологий (ИТ), с одной стороны, предполагает постоянное совершенствование педагогического мастерства преподавательского состава, позволяющего правильно выбирать и успешно использовать заданные технологии при проведении занятий и в то же время на основе собственного опыта создавать, осваивать и применять новое в процессе обучения. С другой стороны, наличие современной электронной информационно-обра-

зовательной среды (ЭИОС) позволяет использовать в образовательном процессе вуза новые технологии, автоматизированные информационные системы, электронные образовательные и информационные ресурсы, технические средства, способствующие достижению планируемого результата. Информационно-образовательное обеспечение, с помощью которого реализуются инновационные технологии, можно представить в виде схемы (см. схему 1).

Эффективное использование возможностей ЭИОС в процессе взаимодействия преподавателя и обучающихся в ходе преподавания учебных дисциплин является залогом успешности применяемых инновационных педагогических технологий. При рассмотрении форм представления учебной информации необходимо понимать, что творческий подход в деятельности педагога способствует совершенствованию языка и формированию методики обучения. Метод обучения - процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Педагогическое взаимодействие преподавателя и обучающихся можно рассмотреть схематично на схеме 2.

В ходе занятия одной из важнейших задач преподавателя, наряду с доведением учебного материала, остаётся поддержание работоспособности и заинтересованности обучающихся. Активное обучение представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством комплексного использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств. В большей степени это зависит от компетентности преподавателя, его умения создавать условия, способствующие наиболее качественному усвоению учебного материала.

Основными условиями, способствующими наиболее качественному усвоению учебного материала, являются: чётко сформулированные цели занятия, решение в ходе занятия воспитательных и обучающих задач на основе привлечения внимания обучающихся к изучаемой различного вида содержательной учебной информации с использованием поучительных примеров из жизни войск, учёт особенностей обучающихся исходя

из уровня их интеллектуального развития, обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения, сочетание теории и практики в ходе преподавания, грамотное использование инноваций педагогической науки и практики, владение речью и проведение анализа результатов преподавания, применение современных ИТ.

Обновление сути методики обучения при изучении дисциплин, преподаваемых на кафедре, с целью формирования профессиональных компетенций, основывается на использовании таких технологий, как:

• личностно-ориентированное обучение (направлено на формирование профессиональных компетенций; реализуется через устное или письменное взаимодействие участников общения, упражнения, обеспечивающие тренировку выполнения должностных обязанностей в учебных ситуациях);

• деятельностное обучение (реализуется через метод практических работ);

• проблемное обучение (основано на частично-поисковом методе или методе решения проблемных ситуаций);

• игровое обучение (используется метод деловой игры);

• дискуссионное обучение (проводится методом дискуссии и «мозгового штурма»).

Использование технологий определяется необходимостью нововведений на основе анализа достижения планируемых результатов, разработки и непосредственного их внедрения в педагогическую практику. При проведении анализа

определяются условия, способствующие повышению внимания, мотивации познания, формированию творческого мышления обучающихся в результате предполагаемых новшеств.

Значение инновационных подходов в формировании профессиональных компетенций у выпускников военного вуза особенно проявляется в ходе применения в педагогическом процессе интерактивных технологий (проблемное обучение, игровое обучение, компьютерные технологии обучения, развитие критического мышления, тренинговые технологии и др.). Занятия, проводимые на основе интерактивных технологий, обеспечивают создание комфортных условий для более полной реализации личностного потенциала обучающегося и проявления субъектных свойств в учебно-познавательной, информационно-поисковой, научно-исследовательской, контрольно-оценочной деятельности, позволяют добиваться наиболее полной реализации целей занятия, способствуют повышению уровня готовности будущих офицеров -управленцев к выполнению профессиональных обязанностей.

Ведущая роль в интерактивном обучении отводится развивающим, частично-поисковым, поисковым и исследовательским методам. Для этого на занятиях организуются индивидуальная, парная и групповая работа (в том числе в составе отделений), применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идёт работа с документами и различными источниками информации, используются профессионально-ориентированные задачи.

Схема 1. Информационно-образовательное обеспечение

В ходе занятия практически все обучающиеся включаются в решение поставленной задачи, они имеют возможность анализировать, сопоставлять, обосновывать и принимать решение.

Применение интерактивных методов обучения позволяет решать следующие задачи: формировать интерес к изучаемому предмету; развивать самостоятельность обучающихся; обогащать опыт обучающихся путём переживания жизненных ситуаций при решении задач повседневной деятельности; комфортно чувствовать себя на занятиях; проявлять свою индивидуальность в учебном процессе. В то же время преподаватель при подготовке к занятию должен понимать и риски необоснованного использования интерактивных методов, которые могут привести к обратному результату.

Вариант включения интерактивных методов обучения в структуру занятия можно смоделировать следующим образом. Во вступительной части занятия преподаватель делает вызов аудитории с помощью «Мозгового штурма» (он может быть индивидуальный, парный, групповой, фронтальный), кластера, триггера и т.д., т.е. проводит проверку задания на самостоятельную работу по материалу предыдущего занятия. В основной части происходит подача нового материала или самостоятельное добывание, обучение друг друга в зависимости от вида занятия.

Например, при проведении проблемной лекции преподаватель обозначает проблему (проблемную ситуацию). В ходе занятия данная проблема рассматривается с разных сторон. В то же время преподаватель должен предоставить возможность самим курсантам подготовить возможные варианты решения обозначенной проблемы в часы самостоятельной работы. Сформированные проблемные и информационные вопросы «активизируют» обучающихся к поиску правильного решения проблемы.

Схема 2. Взаимодействие преподавателя и обучающегося в педагогическом процессе

В часы самостоятельной работы они находятся в состоянии поиска правильного ответа на поставленную проблему: они высказывают свою позицию, задают вопросы, находят ответы и представляют их на суд всей аудитории перед началом следующего занятия по данной теме.

Включение в групповые занятия (семинары, практические занятия) активных методов обучения деловой и/или ролевой игры позволяет через совместные действия группы обучающихся и преподавателя под управлением преподавателя наиболее качественно отрабатывать решения учебных и профессионально-ориентированных задач путём игрового моделирования реальной проблемной ситуации. Позволяет оценивать умение анализировать и решать типичные профессиональные задачи.

Использование «Кейс-задач» полагает проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают принять решение (решить задачу) по ситуации, возникшей в ходе выполнения должностных обязанностей командира взвода (роты). По определённым правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые обучающимся необходимо получить при формировании компетенций.

При подготовке проблемного задания преподаватель должен предусмотреть разноуровневые задачи и задания:репродуктивного,

реконструктивного и творческого уровней. Цель кейс-метода - совместными усилиями группы обучающихся проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел, выработать практическое решение; окончание процесса - оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Использование интерактивных методов обучения (кейс-метода) в структуре занятия позволяет решить ряд учебных задач - это усвоение новой информации, освоение метода сбора данных, освоение метода анализа, умение работать с текстом, соотнесение теоретических и практических знаний, реализующихся при выполнении профессиональных задач.

Создаваемая в вузах ЭИОС способствует формированию мотивации к изучению предмета, обеспечению качества усвоения учебного материала, развитию общих и профессиональных компетенций, развитию общенаучной направленности и др.

Использование в педагогическом процессе всего потенциала возможностей структуры ЭИОС открывает новые возможности в подготовке специалистов, а использование технических средств обучения (см. фото 1) является одним из важнейших условий, обеспечивающих формирование профессиональных компетенций выпускника. Формирование профессиональных компетенций у бу-

Фото 1. Технические средства обучения на практических занятиях

дущих специалистов в военном вузе средствами информационно-технологического обеспечения учебного процесса представляет собой целостный педагогический процесс, направленный на овладение курсантами способностями по осуществлению их будущей профессиональной деятельности в результате формирования у них совокупности важных качеств личности, способностей определять и использовать правила для решения конкретных задач в процессе профессиональной деятельности на необходимом уровне при повсеместном использовании в учебном процессе различных информационно-технологических средств.

Использование ЭИОС в педагогическом процессе расширяет возможности преподавателя по реализации инновационных подходов и формированию «Кейс портфеля». При создании «Кейс портфеля» необходимо определить формы и способы доведения информации, провести анализ и оценку эффективности выбираемой технологии и методики, используемых при проведении различных видов занятий. По мнению А. Гина, оценка инновации состоит из пяти показателей:

• актуальность (какие проблемы решает в данный момент для педагога?);

• новизна (что нового даёт педагогу инновация - терминология, информационный уровень, системный уровень, новые способы подачи информации, дающие более высокий эффект в сравнении с прежними результатами);

• инструментальность (насколько технологична, инструментальна данная инновация?);

• понятность (доступность изложения);

• критерии роста (насколько методика помогает профессиональному росту преподавателя?).

Данная оценка позволяет преподавателю сделать выбор способов достижения целей занятия. Для примера: при подготовке к занятию, определяя цели, необходимо

понимать, какие задачи предстоит решить в ходе данного занятия (образовательные, формирующие, развивающие, воспитательные), определить структуру (в том числе порядок осуществления текущего контроля в ходе основной части занятия) и методы его проведения, материально-техническое обеспечение (с разработанной презентацией) и порядок его использования в ходе занятия, понять, в чём состоит его актуальность, определить ключевые вопросы, требующие проверки усвоения изученного материала (при проведении вводной части занятия), подготовить и лично выполнить (с целью расчёта времени) задания для обучающихся, в ходе выполнения которых у обучающихся предполагается формировать заданные компетенции, сформулировать задания для закрепления полученных навыков с критериями их оценки, опреде-

лить показатели, по которым будет оцениваться обучающийся при подведении итогов за занятие в целом. Особое место в подготовке преподавателя к занятию занимает разработка презентации (см. схему 3).

Главным условием эффективности презентации является учёт возможностей обучающихся по восприятию демонстрируемого материала, а также правильная оценка их способностей по скорости его конспектирования. Методически правильно разработанная презентация позволяет преподавателю создать структуру занятия, обеспечивающую наиболее полное раскрытие темы, логическую взаимосвязь учебного материала, целостное понимание рассматриваемой проблемы. Наиболее полное использование возможностей программы PowerPoint в презентации создаёт условия, обеспечивающие привлечение внимания к рассма-

Схема 3. Место презентации в ходе подготовки преподавателя к занятию

Фото2. Применение функции «Триггер»

триваемому материалу, мотивирует процесс познания, формирует творческое мышление.

Применение в слайдах анимации и гиперссылок позволяет активизировать внимание обучающихся, а процесс обучения сделать интерактивным. Применение анимации, в свою очередь, позволяет создавать так называемые «триггеры». В русском языке «триггер» - это пусковая схема. В презентации триггер - это объект на слайде (надпись, фигура), при нажатии на который запускается анимация одного или нескольких объектов. Использование триггеров в презентации позволяет запускать анимацию объектов в произвольном порядке, а не по очереди, как это происходит обычно. Такая презентация становится более интерактивной, нежели с использованием обычной анимации и гиперссылок, и отлично подходит для работы на интерактивной доске или для самостоятельной работы обучающихся.

Один из вариантов применения триггеров целесообразно рассмотреть на конкретном примере. Например, в ходе семинара необходимо определить уровень знаний курсантов по последовательности в работе командира роты по организации действий. Вариант использования триггеров на занятии представлен на фото 2.

Презентация является мощным средством активизации образовательного процесса, но только в том

случае, если при её разработке используется большая часть инструментов и возможностей, заложенных в программе PowerPoint, соблюдаются установленные правила в её разработке, а на занятии преподаватель целесообразно сочетает её демонстрацию с другими методами и методическими приёмами.

Только методически выверенное с позиции достижения целей занятие, основанное на использовании современных инновационных методов и средств обучения, позволяет достигать целей занятия и как следствие успешно обеспечивает формирование профессиональных компетенций у обучающихся. Это:

1. Поиск инновационных подходов, позволяющих наиболее

успешно достигать целей занятия, обеспечивает создание условий, способствующих повышению методического мастерства преподавателя и как следствие повышению качества занятий.

2. Развитие педагогических технологий и методов воздействия на обучающегося позволяет обеспечить формирование заданных профессиональных компетенций, т.е. подготовить выпускника, способного успешно применять свои знания в заданной области.

3. Информационно-технологическое обеспечение занятий является одним из условий, обеспечивающих реализацию инновационных подходов в формировании профессиональных компетенций у выпускников военного вуза.

НА КНИЖНУЮ ПОЛКУ

В.С. Ветрова, Н.В. Давыдова, Е.Г. Хамдан, О.С. Шестакова «Здравия желаю!»

В основу учебного пособия по русскому языку как иностранному заложены корректировка и систематизация лексико-грамматических знаний по русскому языку в объёме Первого сертификационного уровня, формирование умений и навыков чтения и аудирования текстов социально-бытовой, социально-культурной сферы и военной тематики, обучение общению, развитие навыков письменной речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.