Научная статья на тему 'ПРОГРЕСС ЗАМЕТЕН ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОГРЕСС ЗАМЕТЕН ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / ЕДИНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА / ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ НА ЛЕКЦИЯХ / СЕМИНАРАХ / ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ / ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА / ОБЪЕМ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА / НОРМЫ ВРЕМЕНИ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА / ПРОГРАММНЫЕ ПРОДУКТЫ / ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ / ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ / ELECTRONIC TEXTBOOK / SINGLE ELECTRONIC LIBRARY / APPLICATION OF ELECTRONIC TEXTBOOKS IN LECTURES / SEMINARS / GROUP EXERCISES / STAGES OF DEVELOPING ELECTRONIC TEXTBOOKS / ELECTRONIC TEXTBOOK VOLUME / TIME STANDARDS FOR DEVELOPING ELECTRONIC TEXTBOOKS / SOFTWARE PRODUCTS / FEATURES OF DEVELOPING ELECTRONIC TEXTBOOKS / FEATURES OF USING ELECTRONIC TEXTBOOKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соснин Василий Иванович

В статье рассмотрены особенности разработки и применения электронных учебников при проведении основных видов занятий в образовательной деятельности Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, а также рассмотрены некоторые проблемы их разработки и применения, предложены возможные пути решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRESS IS NOTICEABLE FEATURES OF DEVELOPMENT AND APPLICATION OF ELECTRONIC TEXTBOOKS IN EDUCATIONAL PROCESS OF MILITARY ACADEMY OF RF ARMED FORCES’ GENERAL STAFF

The article deals with the features of development and application of electronic textbooks in conducting the main types of classes in the educational activities of the Military Academy of the RF Armed Forces’ General Staff, as well as considers some related problems, and suggests possible solutions.

Текст научной работы на тему «ПРОГРЕСС ЗАМЕТЕН ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

В.И. СОСНИН V.l. SOSNIN

ПРОГРЕСС ЗАМЕТЕН

PROGRESS IS NOTICEABLE

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

FEATURES OF DEVELOPMENT AND APPLICATION OF ELECTRONIC TEXTBOOKS IN EDUCATIONAL PROCESS OF MILITARY ACADEMY OF RF ARMED FORCES' GENERAL STAFF

Сведения об авторе. Соснин Василий Иванович - доцент кафедры строительства и применения ВМФ Военной академии Генерального штаба ВС РФ, генерал-майор запаса, кандидат военных наук, доцент (г. Москва. E-mail: sosnin1950@mail.ru).

Аннотация. В статье рассмотрены особенности разработки и применения электронных учебников при проведении основных видов занятий в образовательной деятельности Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, а также рассмотрены некоторые проблемы их разработки и применения, предложены возможные пути решения.

Ключевые слова: электронный учебник, единая электронная библиотека, применение электронных учебников на лекциях, семинарах, групповых упражнениях, этапы разработки электронного учебника, объем электронного учебника, нормы времени для разработки электронного учебника, программные продукты, особенности разработки электронных учебников, особенности применения электронных учебников.

Information about the author. Vasily Sosnin - Associate Professor of a Subdepartment of the Navy Building and Employment, Military Academy of the RF Armed Forces' General Staff, MajorGeneral (res), Cand. Sc. (Mil), Associate Professor (Moscow, E-mail: sosnin1950@mail.ru).

Summary. The article deals with the features of development and application of electronic textbooks in conducting the main types of classes in the educational activities of the Military Academy of the RF Armed Forces' General Staff, as well as considers some related problems, and suggests possible solutions.

Keywords: electronic textbook, single electronic library, application of electronic textbooks in lectures, seminars, group exercises, stages of developing electronic textbooks, electronic textbook volume, time standards for developing electronic textbooks, software products, features of developing electronic textbooks, features of using electronic textbooks.

Неуклонно растущий поток учебной и научной информации, который необходимо освоить слушателям Военной академии ГШ ВС РФ, требует поиска и внедрения в учебный процесс новых форм ее доведения, позволяющих более активно подключить к процессу познания все сферы человеческого восприятия.

Так внедрение форм наглядности, которые сами выступают носителями информации, способствует повышению степени мыслительной активности обучающихся.

С другой стороны, неуклонно растущий дефицит времени на подготовку у обучающихся привел к поиску новых форм быстрого получения нужной

информации. Одной из таких новых, прогрессивных и востребованных форм, внедряемых в настоящее время, стало доведение учебной информации посредством электронного учебника (ЭУ). Электронное обучение по востребованности за последние 10-12 лет осуществило огромный рывок вперед. Это подтверждают ис-

следования Самарского Л государственного аэрокос- ■ мического университета, ■ которые показали тенден- ■ цию использования обучающимися электронных средств в учебном процессе. «В 2004 году лишь 17 % студентов использовали онлайновые учебные материалы, предпочитая их печатным пособиям, в 2006 г. - уже 42 %, в 2010 г. - 77 %, в 2014 г. -100 % » [1]. Не стоит в стороне от этого процесса и Академия Генерального штаба ВС РФ, где созданию и применению (ЭУ) присущи некоторые особенности по сравнению с гражданскими вузами. Это, прежде всего, соблюдение условий применения ЭУ в закрытых локальных сетях в рамках ВАГШ ВС РФ и ВУНЦ ВС РФ, наличие приемлемого программного продукта для разработки ЭУ, наличие библиотеки (банка) данных и дифференцированного доступа к информации, а также необходимость более частой корректуры содержания ЭУ и банка данных в целом. Это накладывает отпечаток на процесс разработки и внутреннее содержание ЭУ в соответствии с нормативной базой для их разработки и применения. В ВАГШ ВС РФ разработаны и успешно применяются в учебном процессе ЭУ по всем учебным дисциплинам на всех кафедрах и для всех факультетов.

Объем ЭУ ограничен, не должен превышать 4,5 ГБ, поскольку в качестве носителя информации рекомендовано использовать DVD-диск 4,7 ГБ и, как показал опыт их разработки в ВАГШ ВС РФ, недостаточен. Это происходит не только от того, что разработчики стараются как можно больше разместить в ЭУ аудио-, видеоматериалов и рисунков, стремясь реализовать рекомендованные прин-

Электронный учебник - это компьютерное, педагогическое программное средство, предназначенное, в первую очередь, для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащее для индивидуального обучения и позволяющее в ограниченной мере тестировать полученные знания и умения обучаемого.

ципы их создания: полноты, наглядности, компьютерной поддержки и т.д. Уровни преподавания дисциплин в ВАГШ ВС РФ охватывают интервал от оперативного до стратегического. Вместе с тем разработчики ЭУ вынуждены охватывать более широкие уровни от стратегического до тактического, поскольку в современных условиях действиями тактических единиц и групп можно достичь оперативных и стратегических целей. По опыту разработки ЭУ в ВАГШ ВС РФ объем ЭУ составляет при скромном насыщении аудио-и видеофрагментами от 7 и более ГБ. В этих условиях при необходимости периодического обращения к информации ранее изученных разделов есть определенные неудобства, а перенос информации ЭУ приходится осуществлять несколькими дисками или осуществлять сжатие файлов, что зачастую приводит к искажению информации. Наличие библиотеки МО РФ для закрытых локальных сетей и возможности дифференцированного использования ее информации будут способствовать значительному сокращению объема ЭУ.

Разработка ЭУ в соответствии с рекомендациями осуществляется по следующим этапам: предпроектный, составление рубрикатора, разработка сценария, создание дизайна, программная реализация, тестирование, экспертиза и апробация, изготовление мастер-диска. Исходя из количества этапов, их содержания следует, что создание ЭУ существенно отличается от написания простого учебника и является сложным

• процессом, требующим не только знания предмета, но и специальных знаний, связанных с компьютерными технологиями и программированием. Для качественной работы по созданию ЭУ все действия, связанные с его воплощением в жизнь, должны сосредоточиваться в одних руках. Такой подход способствует решению еще одной проблемы, такой, как корректное обновление информационного материала без нарушения электронной структуры ЭУ, которое может внести только тот специалист, который знает его структуру и особенности, удовлетворяющий определенным требованиям, таким, как владение в полном объеме компьютерными технологиями и программированием. Такого специалиста можно подобрать только из числа преподавателей или научных работников кафедр ВАГШ ВС РФ. В большинстве случаев необходима дополнительная подготовка преподавателя (научного сотрудника) по применению выбранного для создания ЭУ программного продукта для создания «умных картинок», инфогра-фики, расчетных задач. В последующем этот специалист обучает научно-педагогический состав и слушателей корректному обращению к ЭУ. Кроме того, как показал опыт, на этапах создания дизайна ЭУ, программной реализации,

тестирования необходимо участие специалиста, владеющего программированием.

Нормами времени для планирования труда преподавательского состава по видам научной работы для разработки и подготовки к рецензированию ЭУ и учебных пособий приложением 4 к приказу МО РФ № 319 от 08 2005 г. на 1 печатный лист отведено до 100 часов (при разработке простых учебников на 1 печатный лист отведено до 90 часов). Что крайне мало для создания (редактирования) слайдового, видео- и аудиома-териала и программирования.

Обобщение опыта разработки ЭУ в других вузах Министерства обороны кафедрами ВАГШ ВС РФ показало, что при их создании было использовано более 30 программных продуктов, основными из них являлись HTML-формат, SunRav, 1С «Конструктор курсов», PDF-формат и другие. Опыт разработки ЭУ показал, что ни один из вышеперечисленных программных продуктов не удовлетворяет «Единому стандарту ЭУ». Так ЭУ, выполненные в программном комплексе ИТЫЪ-формат, не позволяют реализовать большинство требований, предъявляемых к ним (проводить контрольное тестирование слушателей, использовать статистику, осуществлять связь с ГИС «Оператор» и лекционными залами и т.д.). Комиссией по приемке материалов комплексной НИР «Элек-трон-2016» для разработки ЭУ и обучающих курсов был рекомендован программный комплекс SunRav ВоокО£:йсе 4.3 для создания ЭУ и SunRav Те8Ю:йсеРго 6.0 для создания электронных тестов. Рекомендованная оболочка для создания ЭУ в академии Генерального штаба подходит частично (для разработки открытых ЭУ), поскольку она

не сертифицирована для реализации в ней материалов с грифом для служебного пользования и выше. Для удовлетворения этим требованиям часть кафедр ВАГШ ВС РФ разработали ЭУ в программном комплексе Microsoft Front Page, сертифицированном для разработки информации подобного уровня. Опыт показал, что для работы с ЭУ в режиме конструктора новых электронных страниц, редактирования требуется дополнительная подготовка для работы с указанной программой, что является серьезным тормозом, поскольку нет инструкции пользователя. Для разработки тестов необходимо программирование, что является вторым осложнением применения данной программы. При работе в пользовательском режиме с электронным учебником, выполненном в указанной программе, необходимы знания и навыки Internet Explorer, а также Microsoft Word, Microsoft Exel, Microsoft Power Point.

Работая над ЭУ, следует общаться с экспертами, штудировать теории и переосмысливать накопленные знания в предметной области. ЭУ необходимо ориентировать на то, что обучаемый «возбудит аппетит» к новым знаниям и получит пищу для размышлений. При разработке ЭУ необходимо пытаться излагать теоретический материал кратким, лаконичным и общедоступным языком, придерживаясь

Стремление к простоте

Сложность изучаемого предмета по учебной дисциплине

Схема 1. Зависимость формулирования изложения вопросов от их сложности

правила - если нужно что-то доходчиво объяснить, нужно ограничивать это объяснение. Не должно быть в ЭУ ни академически-заумных пассажей, ни модной сегодня инфогра-фики. Пользователи учебника должны наслаждаться простыми объяснениями сложного, прежде необъяснимого и ранее неизвестного. Зависимость изложения вопросов от их сложности показана на схеме 1.

Обучаемые лучше запоминают рисунки, чем слова, лучше воспринимают их в графическом исполнении, чем в словесном изложении. Поэтому ученые часто пытаются разложить окружающую нас действительность «по полочкам», свести ее к строгим моделям. Однако не все концепции поддаются подобному «моделированию», альтернативой являются схемы и таблицы. В некотором роде, это эскизы изучаемых объектов, попытка их визуализировать. В результате такой ЭУ можно представить, как ящик с инструментами. Модели в нем - все, что нужно для обучения и получения необходимых навыков, знаний и умений. Важный принцип размещения информации в ЭУ - нет ничего необъяснимого («Ничего не происходит без достаточного основания». М.В. Ломоносов). В связи с этим целью ЭУ является просто и доходчиво на конкретных примерах изложить пользователям (обучаемым),

которые, возможно, окажутся совершенно незнакомы с какой-то литературой,основные понятия, методы и приемы теории изучаемой предметной области.

По опыту, для формирования контрольной (контрольно-расчетной) части ЭУ можно успешно применять встроенные функции и настройки «Пакет анализа» пакета Есхе1, использование которых позволяет избежать утомительных вычислений. Кроме того, весьма эффективно включать в содержание ЭУ программу курса, задачи для самостоятельного решения с ответами и задачи для контрольной работы с примерами (для реализации процесса самообучения).

Как показали опросы, слушателям интересно учиться по ЭУ по той причине, что они вовлекаются в интерактивный процесс познания изучаемого материала во всем многообразии его форм представления, удобных для изучения, простых для восприятия и осмысления. Но важнее всего то, что, используя ЭУ, каждый слушатель может заниматься индивидуально, с учетом своих способностей. Не секрет, что одному слушателю достаточно прослушать объяснения учебного материала один раз, а другому необходимо два-три раза по разным причинам. В случае, когда образуется пробел в знаниях, тогда лучшими помощниками в учебе для слушателя могут стать ЭУ. Они в этом случае могут играть роль репетитора. Но главное - ЭУ способствуют освоению методики активного самостоятельного обучения, развивают у слушателей навыки аналитической работы и тренируют оперативно-стратегическое мышление, все это крайне необходимо в их дальнейшей деятельности.

К особенностям применения ЭУ в образовательном процессе Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации можно отнести то, что их материалами можно воспользоваться только, применяя ПК в специально оборудованных учебных аудиториях (классах). Это ограничение существенно снижает возможности обучаемых по использованию ЭУ. В этом направлении интерес представляют исследования Самарского государственного аэрокосмического университета. Анкетированием студентов было выявлено предпочтение по применению мобильных устройств при работе с электронными курсами: смартфонов и планшетов -65 % респондентов, ноутбуков, нетбуков и ультрабуков -26 % и лишь незначительная часть студентов - 9 % использовала настольные персональные компьютеры [1]. В этом отношении слушатели академии Генерального штаба ВС РФ существенно ограничены в средствах доступа к информации ЭУ, поскольку не имеют возможности использовать смартфоны, планшеты, ноутбуки, а довольствуются лишь настольными персональными компьютерами. Возможно в перспективе появятся подобные мобильные устройства, позволяющие хотя бы в границах учебного заведения входить в закрытые локальные сети и добывать нужную учебную информацию.

Отдельно стоит подчеркнуть, что кроме положительной стороны повсеместного внедрения и стремительного развития ЭУ есть и обратная сторона «медали». К ней можно отнести проблемы информационной безопасности и технической защиты информации. Поэтому по мере дальнейшего развития ЭУ и их внедрения должны проводиться

анализ этих отрицательных последствий и разработка соответствующих мер.

На всех видах занятий ЭУ применяются дифференцированно. Несмотря на то, что лекционные занятия по количеству часов уступают практическим, их значение в учебном процессе переоценить сложно, и применение ЭУ для лучшего усвоения материала является актуальным. Как правило, каждая тема лекции охватывает обширный материал, и лектор в отведенное время успевает осветить лишь основные положения, при этом слушатели имеют разный уровень подготовки. Поэтому в преддверии лекционных занятий слушателям рекомендуется ознакомиться в общих чертах с изучаемой темой в ЭУ в интересах лучшего усвоения. От преподавателя требуется максимально использовать примеры и иллюстрации из ЭУ с тем, чтобы установить и лучше удерживать связь с каждым слушателем. При подготовке к чтению лекции стоит уделить внимание ЭУ как в презентационной ее части, так и в содержательной. Наличие в системе ЭУ инструментов создания презентации по готовому шаблону с возможностью ввода собственных текста и графики способствует уменьшению времени на ее подготовку, улучшению наглядности и в целом повышению качества чтения лекции.

Заинтересованность обучающихся материалом лекции и, как следствие, эффективность и прочность усвоения излагаемого материала зависят во многом от его доказательности. Истину сложно доказать одними рассуждениями, без привлечения примеров, поэтому важную роль играет умелое использование видео- и аудиоматериала. В заключительной части лекции,

за короткое время возможно осуществление контроля усвоения материала слушателями с помощью контрольного блока ЭУ для анализа качества прочитанной лекции.

При проведении семинаров актуально использование логических схем и моделей из ЭУ, обеспечивающих единое понимание и творческий подход при закреплении материала. Наличие в ЭУ развитых инструментов «Глоссарий», «Контрольный блок», «Справочно-информа-ционный блок» и др. не только позволяет предложить обучающемуся учебный материал, структурированный с учетом основных дидактических принципов, но и использовать ссылки на дополнительные источники информации, что позволяет расширить область познания по изучаемой теме, существенно обогатить знания за счет возможностей иллюстративного и демонстрационного материала,организовать работу с ключевыми категориями темы (посредством глоссария), а также проверить свои знания путем тестирования.

Важнейшая задача преподавателя - руководителя семинара - научить обучаю-

щихся работать с ЭУ. Умение быстро ознакомиться с содержанием ЭУ позволяет им выбрать те источники, которые наиболее полно отвечают на вопросы, поставленные в задании на семинар.

На семинарах ЭУ можно использовать для разрешения спорных вопросов, поскольку его навигационный инструмент дает возможность в режиме реального времени обращаться к банку данных (словарям, научным статьям, историческим справкам). Более того, у преподавателя появляется возможность направлять обучающегося не только к основному учебнику по дисциплине, но и обращать внимание на то, как изучаемая тема изложена в электронных учебниках по другим темам; обозначать перспективы развития изучаемой темы; организовывать поиск той или иной информации в библиотеке. Вариант применения ЭУ в ходе подготовки и проведения семинара показан на схеме 2.

В конце семинара ЭУ дает возможность дать обучающимся заранее разработанное творческое задание для закрепления обсужденных

вопросов. Данный прием позволяет мобилизовать каждого слушателя на вдумчивую работу в ходе семинара при отработке каждого вопроса, исключает распределительный характер подготовки к семинару. Результаты отработки творческого задания отражаются на экране. Это дает более объективную оценку усвоения материала семинара каждым слушателем. Значимым становится возможность использования «разветвленной» системы оценок, где ответы каждого по нескольким темам оцениваются и у преподавателя складывается более целостная картина об успеваемости каждого обучающегося.

В ходе проведения группового упражнения обучаемым необходимо достаточно часто обращаться к лекционному материалу, документам. Нужную информацию можно быстро найти с применением навигационного поиска. При проведении групповых упражнений широко применяются компьютерные расчетные методики для моделирования операций. В этом случае ЭУ может быть одним из инструментов реализации

Проведение консультации

Постановка задачи на проведение семинара Самоподготовка слушателей

СО

Постановка

задачи на работу с разделами ЭУ по теме семинара

0>

Постановка задачи на проведение индивидуального самоконтроля (тестирование)

Статистика обращ. к разделам ЭУ^^^

О

0>

Контроль готовн. слушат. (тестирование)

Использование слайдов, видео, аудио ЭУ

Поиск информации в ЭУ других

кафедр по другим дисциплинам

О

Разрешение спорных вопросов с применением ЭУ

Поиск информации в словарях

Проведение семинарского занятия

С2 ^

Контроль усвоения темы (тестирование)

Применяемые инструменты ЭУ:

навигационный поиск; контрольный блок;

О

(4

глоссарий;

статистика.

Оценка работы слушат. с учетом статистики

СО-

Выводы о степени усвоения темы с учетом статист. Предложения в уч. прогр., тем. план

0>

Статистика обращений к разделам ЭУ, статистика оценок слушателей

Схема 2. Вариант применения ЭУ в ходе подготовки и проведения семинара

Проведение консультации

Постановка задачи на проведениесеминара Самоподготовка слушателей

Постановка

задачи на работу с электронными картами

Постановка задачи на проведение индивидуального самоконтроля (тест)

Статистика обращ. к разделам ЭУ^^^

Контроль готовн. слушат. (тестирование)

Разрешение спорных вопросов с применением ЭУ

Проведение семинарского

Подготовка докладов и ответы с применением ЭУ

Применяемые инструменты ЭУ:

навигационный поиск; контрольный блок; глоссарий;

О с

статистика.

Демонстр. на нтеракт. экране кафедр. варар.

Работа на электронных

картах (ГИС оператор)

Контроль усв. зар. разр. творч. зад. (тест)

Оценка работы слушат. с учетом статистики

Выводы о степени усвоения темы с учетом статист. Предложения в уч. прогр., тем. план

Проведение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

расчетов с использов. компьютерных методик

Статистика обращений к разделам ЭУ, статистика оценок слушателей

Схема 3. Варианты применения ЭУ в ходе подготовки и проведения группового упражнения

личностно-ориентированного обучения, так как обучающиеся решают расчетные задачи с разной скоростью и могут самостоятельно пользоваться алгоритмами их решения. На групповых упражнениях обучающиеся приобретают умения и навыки практической работы с геоинформационными системами при создании электронных карт, нанесении на них обстановки при уяснении задачи, отображении элементов замысла и оформлении электронной карты, как боевого документа. ЭУ позволяет преподавателю для единого понимания обстановки вывести на экран «кафедральный» вариант и предоставить время для анализа обучающимися результатов своей работы, устранения выявленных недостатков. Вариант применения ЭУ в ходе подготовки и проведения ГУ показан на схеме 3.

В ходе группового упражнения преподаватель может вывести на экран алгоритм работы должностного лица, в роли которого выступает обучающийся, из ЭУ, а также вывести на интерактивную

доску подготовленный кафедрой вариант.

Таким образом, опыт разработки и применения ЭУ в академии Генерального штаба позволяет сделать некоторые выводы. Электронные учебники востребованы в учебном процессе и рассматриваются как одно из прогрессивных направлений его совершенствования. При создании ЭУ остро стоит вопрос совершенствования программного обеспечения, возможности более мобильного и безопасного съема информации с закрытых локальных сетей, совершенствования электронных библиотек.

ЛИТЕРАТУРА

1. Соколов А.В., Меньшикова АА. Электронное обучение: вектор развития // Высшее образование в России, 2015, № 11.

2. Еремин Г.В. Курс выбран верный // Вестник военного образования, 2017, № 1.

3. Единый стандарт электронного учебника. - М.: МО РФ, 29.09.2015.

4. Методические рекомендации по созданию интерактивных электронных учебников и

обучающих курсов для подготовки военных специалистов по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам. - М.: МО РФ, 30.05.2016.

5. Методические рекомендации по применению интерактивных электронных учебников и обучающих курсов на основных видах занятий. - М.: МО РФ, 30.05.2016.

6. Соловьев М.В., Качин С.И., Велединская С.Б., Дорофеева М.Ю. Стратегия развития электронного обучения в техническом вузе // Высшее образование в России, 2014, № 14.

7. Голота А.С., Долгов В.В., Ефремов А.А. Электронные учебники и библиотеки за рубежом // Военно-медицинский журнал, 2016, № 7.

8. Чикуров В.А., Бородь-ко Д.Н., Шмелев В.В. В ногу со временем. Электронные учебные издания: современный подход к образовательной деятельности в ВУЗе МО РФ // Вестник военного образования, 2016, № 3.

9. Козлов А.В., Потанин С.П. Преподаватель важнее компьютера // Вестник военного образования, 2017, № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.