Выпуск 3(15), 2015
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ МЧС РОССИИ: ГУМАНИТАРНЫЕ АСПЕКТЫ
УДК 378
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ
В.И. Иванов, И.А. Легкова, С.А. Никитина, А.А. Покровский
Рассмотрены отличительные особенности электронных учебных изданий от печатных, и их преимущества при использовании в учебном процессе. Приведены особенности разработки электронных учебных пособий по дисциплине «Механика». Рассмотрены основные аспекты его создания как с точки зрения программирования, так структуры и содержания. Обоснована актуальность применения электронных учебных пособий при подготовке и самостоятельной работе обучающихся. Представлены результаты исследований по использованию обучающимися электронных учебников и пособий при самостоятельной подготовке.
Ключевые слова: электронное издание, пособие, учебник.
Введение. В условиях современного общества развитие компьютерных технологий является неотъемлемой частью становления новой системы образования, направленной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Данный процесс сопровождается значительными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с применением новых технологий, методов, форм и средств обучения. Одним из таких новых средств обучения является разработка и использование электронных учебных изданий [1].
Использование электронных средств обучения позволяет трансформировать традиционный учебный процесс в познавательную деятельность обучающихся по приобретению в первую очередь, конечно же, знаний и умений по изучаемому предмету, а также таких, как поиск, отбор, анализ, организация и представление информации, использование полученной информации для решения конкретных жизненных задач.
Особенности использования и создания электронных учебных изданий. Основное отличие электронных учебников от традиционных учебных изданий заключается в обязательном наличии интерактивного взаимодействия между обучаемым и компьютером, который играет роль, схожую с ролью консультанта, помогающего организовать обучение. Электронный учебник формирует информационно-образовательную среду, которая
реализует целостный процесс обучения от цели до результата, помогает обучающимся легче и производительнее овладеть ее содержанием.
Электронные учебные издания содержат в себе текстовую (аудио) часть, графику (статические схемы, чертежи, таблицы и рисунки), анимацию, натурные видеозаписи, а также интерактивный блок [2]. В отличие от традиционных учебных изданий имеют ряд преимуществ: возможность динамического отображения материала (при помощи видеороликов, или анимации), что позволяет визуализировать сложные схемы, процессы и явления макро- и микромира, заглянуть внутрь уникального оборудования; компактность и мобильность электронных средств обучения; удобство и быстрота поиска желаемой информации; возможность объективного контроля и оценки уровня знаний и навыков пользователя в изучаемой области, реализованная посредством встроенное системы тестирования.
Для создания электронных учебников используются различные программы, такие как: Sunrav Office, HTML-редакторы, Adobe Acrobat и др. Применение данных программ позволяет компилировать электронные издания в форматы «EXE», «CHM», «HTML», «RTF» и др. Формат «EXE» компилируется на основе HTML и позволяет создавать книги с самым разнообразным контентом, но ограничен использованием в устройствах на базе операционной системы Windows. Формат «CHM» также ограничен использованием в устрой-
52
Вестник Воронежского института ГПС МЧС России
ствах на базе операционной системы Windows либо при наличии специального программного обеспечения. HTML (Hyper Text Markup Language, язык разметки гипертекста) - наиболее распространённый формат, который подходит для отображения любого текста, графики, видео, анимации и др., и неограничен в использовании на каких либо устройствах, так как является языком «Всемирной паутины». Открывая любую Web-страницу, мы открываем документ, написанный на HTML. Все Web-документы отформатированы с помощью языка HTML, и все гиперссылки, которые позволяют перемещаться со страницы на страницу, также созданы средствами языка HTML. Язык HTML имеет следующие особенности: форматирование текстовой части осуществляется с помощью команд, задающих стиль шрифта, заголовков и кадров; наличие возможности включения гиперссылок на мультимедийные файлы, Web-документы; с помощью команд языка можно создавать таблицы и форматировать текст вручную; средствами языка графические изображения можно разместить в самом HTML-документе, а изображения могут служить гиперссылками. Для просмотра документов, написанных на языке HTML используются специальные программы, называемые браузерами, которые присутствуют на любом мультимедийном устройстве
(смартфон, планшет, ноутбук и др.).
Пример разработки электронного учебного издания по дисциплине «Механика». Для
использования в учебном процессе разработано электронное учебное пособие по дисциплине «Механика», а для его создания был выбран язык HTML, который позволил включить в пособие текстовую часть (теоретический материал, задачи и др.), графическую часть (схемы, таблицы, рисунки и др.), анимацию, видеоматериал и систему тестирования (рис. 1). Данное учебное пособие разработано как для локального доступа, так и для дистанционного. Локальная версия создана для работы на автономных устройствах и в локальной компьютерной сети. Дистанционная версия предполагает работу посредством глобальной информационной сети Интернет. Важной частью электронного пособия является наличие возможности контроля и самоконтроля при обучении. Автоматизированное самотестирование дает объективную оценку учебных достижений обучающихся. Система тестирования имеет банк вопросов и базу данных для регистрации результатов тестирования и возможностью их дальнейшего просмотра и анализа. При прохождении тестирования номера вопросов теста генерируются случайным образом, поэтому вероятность повторения одних и тех же вопросов не велика.
Деформацнн изгиба
При прямом поперечном изгибе в сечениях стержня возникает изгибающий момент Мх и поперечная сила Qy (рнс.1). которые связаны с нормальными s и касательными in напряжениями
h.-Uv* ■ е, •!,’**
6)
Рис. 1
Системные требования Видеогалерея Фотогалерея Авторский коллектив
К Л
Рис. 1. Электронное учебное пособие по дисциплине «Механика»
Большое преимущество такого учебного пособия - масштабируемость, гибкость структуры. Каждый из разделов и каждая тема в них может быть оперативно скорректирована и дополнена новой актуальной информацией. Над каждой темой могут удаленно работать в соавторстве несколько преподавателей, общаясь посредством Интернет. Необходимо отметить, что такие электронные учебные издания являются обучающими программными системами комплексного назначения, предоставляющие обучаемому теоретический ма-
териал, обеспечивающие тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность, математическое моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи.
Оценка эффективности использования электронных учебных изданий. Применение электронных учебников в учебном процессе играет немаловажную роль и с целью определения актуальности создания электронных изданий и мас-
53
Выпуск 3(15), 2015
штабности использования их в учебном процессе нами были проведены исследования (рис. 2 и 3). Анализ исследований показал, что большая часть обучающихся (73%) используют при самостоятельной работе электронные учебно-методические пособия и учебники (рис. 1). При этом процент обучающихся, использующих электронные издания, возрастает с каждым курсом. Большинство обучающихся отмечают, что им больше нравится элек-
тронный вариант учебной литературы (рис. 2), отмечая их наглядность, мобильность, доступность, широкие возможности и удобный поиск информации. Исследования проводились среди курсантов и студентов первого, второго и третьего года обучения по специальности 20.05.01 - Пожарная безопасность и направлению подготовки 20.03.01 -«Техносферная безопасность» Ивановской пожарно-спасательной академии.
Рис. 2. Использование электронных учебно-методических пособий и учебников
Рис. 3. Предпочитаемый вид пособий и учебников
Выводы. Использование электронных учебных изданий позволяет значительно повысить заинтересованность к предмету, уровень ориентирования по теме и степень усвоения материала. Электронные средства обучения являются перспек-
Библиографический список
1. Инновационные технологии при обучении графическим дисциплинам / Легкова И.А. [и др.] // Пожарная и аварийная безопасность: материалы IX Международной научно-практической конференции. -Иваново, 2014. - С. 300 - 301.
2. ГОСТ Р 7.0.83-2013 СИБИД Электронные
тивным направлением развития образования, способствуют повышению эффективности обучения, а также являются незаменимым инструментов при самостоятельной подготовке обучающегося.
References
1. Innovatsionnyie tehnologii pri obuchenii graficheskim distsiplinam / Legkova I.A., Zarubin V.P., Kiselev V.V., Ivanov V.E. // Pozharnaya i avariynaya bezopasnost: materialyi IX Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. - Ivanovo, 2014. - S. 300 -301.
54
Вестник Воронежского института ГПС МЧС России
издания. Основные виды и выходные сведения.
3. Изучаем HTML, XHTML и CSS. - СПб.: Питер, 2012. - 656 с.
4. Реализация информационных и профессионально-ориентированных образовательных технологий в учебном процессе / Покровский А.А., Киселев В.В., Топоров А.В., Пучков П.В. // Материалы VII Международной научно-методической конференции «Современные проблемы профессионального образования». Юго-Зап. гос. ун-т. - Курск, 2015. - С. 44 - 49.
2. GOST R 7.0.83-2013 SIBID. Elektronnyie izdaniya. Osnovnyie vidyi i vyihodnyie svedeniya.
3. Izuchaem HTML, XHTML i CSS. - SPb.: Piter, 2012. - 656 s.
4. Realizatsiya informatsionnyih i professionalno-orientirovannyih obrazovatelnyih tehnologiy v uchebnom protsesse / Pokrovskiy A.A., Kiselev V.V., Toporov A.V., Puchkov P.V. // Materialyi VII Mezhdunarodnoy nauchno-metodicheskoy konferentsii «Sovremennyie problemyi professionalnogo obrazovaniya». Yugo-Zap. gos. un-t. - Kursk, 2015. - S. 44 - 49.
FEATURES OF THE ELECTRONIC TEXTBOOKS USE
The distinctive features of electronic textbooks comparing the printed textbooks are considered. The advantages of the electronic textbooks used in the learning process described. The results of students self-training by using of electronic textbooks are shown.
Keywords: electronic publishing, manuals, textbooks.
Иванов Виталий Евгеньевич,
старший преподаватель, к.т.н.,
Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России;
Россия, г. Иваново
e-mail: [email protected].
Ivanov Vitaly E,
Senior teacher, candidate of engineering sciences;
Ivanovo Fire and Rescue Service Academy of State Fire Service of EMERCOM of Russia;
Russia, Ivanovo.
Легкова Ирина Анатольевна,
доцент, к.т.н.,
Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России;
Россия, г. Иваново e-mail: [email protected].
Legkova Irina A.,
Assistant professor, assistant professor, candidate of engineering sciences,
Ivanovo Fire and Rescue Service Academy of State Fire Service of EMERCOM of Russia,
Russia, Ivanovo.
Никитина Светлана Александровна,
доцент, Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России Россия, г. Иваново.
Nikitina Svetlana A,
Assistant professor, assistant professor, candidate of engineering sciences
Ivanovo Fire and Rescue Service Academy of State Fire Service of EMERCOM of Russia;
Russia, Ivanovo.
Покровский Аркадий Алексеевич,
доцент, к.т.н.,
Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России.
Россия, г. Иваново.
Pokrovskiy Arkadiy A,
Assistant professor, candidate of engineering sciences
Ivanovo Fire and Rescue Service Academy of State Fire Service of EMERCOM of Russia, ., . Russia, Ivanovo.
© Иванов В.Е., Легкова И.А., Никитина С.А., Покровский А.А.
55