Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДИСТАНЦИРОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВУЗА'

КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДИСТАНЦИРОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВОЕННЫЙ ИНЖЕНЕР / EDUCATION / ELECTRONIC TEXTBOOK / ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INFORMATION TECHNOLOGY / MILITARY ENGINEER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Силаев Николай Владимирович, Алексанян Ирина Эдуардовна

Рассмотрена актуальность информационной образовательной среды в учебных заведениях Министерства обороны РФ и применения электронных учебников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Силаев Николай Владимирович, Алексанян Ирина Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF SOCIAL DISTANCE APPLICATION OF ELECTRONIC TEXTBOOKS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF A MILITARY UNIVERSITY

The paper considers the relevance of an information educational environment in educational institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation and the use of electronic textbooks against the background.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДИСТАНЦИРОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВУЗА»

Н.В. СИЛАЕВ, И.Э. АЛЕКСАНЯН

N.V. SILAEV, I.E. ALEKSANYAN

КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДИСТАНЦИРОВАНИЯ

CONCEPT OF SOCIAL DISTANCE

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВУЗА

APPLICATION OF ELECTRONIC TEXTBOOKS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

OF A MILITARY UNIVERSITY

Сведения об авторах: Силаев Николай Владимирович - заместитель начальника 11 кафедры Специальных радиотехнических систем Военной академии ВПВО ВС РФ имени Маршала Советского Союза А.М. Василевского, полковник, кандидат технических наук, доцент (г. Смоленск. E-mail: Silayev_NV@gmail.ru);

Алексанян Ирина Эдуардовна - доцент 11 кафедры Специальныхра-диотехнических систем Военной академии ВПВО ВС РФ имени Маршала Советского Союза А.М. Василевского, кандидат технических наук (г. Смоленск. E-mail: irina-alexanyan@yandex.ru).

Аннотация. Рассмотрена актуальность информационной образовательной среды в учебных заведениях Министерства обороны РФ и применения электронных учебников.

Ключевые слова: обучение, электронный учебник, электронная образовательная среда, информационные технологии, военный инженер.

Information about the authors: Nikolay Silaev - Deputy Head of the 11th Department of Special Radio Engineering Systems of the Military Academy of Army Air Defence of the RF Armed Forces named after Marshal of the Soviet Union A.M. Vasilevsky, Colonel, Cand. Sc. (Tech.), Associate Professor (Smolensk. E-mail: Silayev_NV@gmail.ru);

Irina Alexanyan - Associate Professor of the Military Academy of Army Air Defence of the RF Armed Forces named after Marshal of the Soviet Union A.M. Vasilevsky, Cand. Sc. (Tech.) (Smolensk. E-mail: irina-alexanyan@yandex.ru).

Summary. The paper considers the relevance of an information educational environment in educational institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation and the use of electronic textbooks against the background.

Keywords: education, electronic textbook, electronic educational environment, information technology, military engineer.

Информационно-образовательная среда Министерства обороны Российской Федерации - это система информационных и образовательных ресурсов, информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечи-

вающих условия для реализации образовательных программ и автоматизации процессов повседневной деятельности военно-учебных заведений.

Любое учебное учреждение сталкивается с проблемой обработки значительных динамических

объемов информации. Переложение учебно-методического материала на электронные носители, использование компьютерных сетей различного уровня в качестве средств передачи информации повлекло за собой эволюцию образовательных технологий. При этом решение

вновь появившихся задач возможно на основе выявления новых сочетаний элементов преподавания, которое соответствует новым потребностям и целям.

Информационно-компьютерные технологии прочно вошли во все сферы жизнедеятельности современного общества. Стремительное развитие цифровых технологий, возможность применять их на всех стадиях учебного процесса оказалось настоящим вызовом перед традиционной системой образования, инертной и слабо приспособленной к изменившимся реалиям в условиях технологических трансформаций. На смену ей постепенно приходит иной подход, который подразумевает привлечение информационных технологий, методов и средств обучения. Новая образовательная система способна вооружить обучающихся действительно необходимыми и актуальными знаниями.

Современные мультимедийные средства позволяют преподавателям значительно расширять арсенал аудио- и видеоматериалов, используемых в процессе изучения и закрепления учебного материала, в большей степени разнообразить задания и упражнения для выполнения самостоятельных работ и индивидуальных тестовых заданий. Это крайне важно и значимо в организации процесса обучения в системе инновационного военного образования XXI века. Процессу создания и распространения электронных учебников (ЭУ) в образовательной деятельности способствует быстрое развитие глобальной и локальных компьютерных сетей, новых информационно-коммуникационных и цифровых видеотехнологий, которые в ближайшее время станут доминирующей составляющей системы образования.

Для решения задачи совершенствования системы военного образования и информатизации образования в военной сфере Министерством обороны принято решение о внедрении электронных

учебников в образовательный процесс.

Об электронных учебниках, представляющих собой специальное устройство или разработанное программное обеспечение, которое применяется на занятиях по определенной дисциплине, написано много, досконально изучены положительные и отрицательные стороны их применения в образовательном процессе. Несмотря на определенные недостатки электронных учебников, такие, как, быстрая утомляемость, вызванная чтением с экрана; необходимость дополнительного оборудования для работы с ним, они позволяют осуществлять образовательный процесс дистанционно, непрерывно и индивидуально. Это крайне важно и значимо в организации процесса обучения в системе инновационного военного образования XXI века. Типовыми компонентами мультимедийного контента электронного учебника являются: символьная информация (текст, гипертекст в формате HTML (Hyper Text Markup Language), формулы); статический реалистический и синтезированный визуальный ряд (фотографии, 2D-фотопанорамы, микрофотографии, макросъемка, схемы, диаграммы, графики, учебные рисунки и др.); динамический реалистический и синтезированный визуальный ряд (видеоопыты, видеоэкскурсии, BD-фотопанора-ма с приближением / удалением,

2D-анимация, наложение и морфинг объектов, анимация, созданная по 3Б-объектам, виртуальные трехмерные модели объектов и пр.); звуковой ряд (аудиофрагменты).

Пандемия Covid-19 - вызов, с которым столкнулся весь мир. В 2020 году эта глобальная проблема парализовала на длительное время многие сферы экономики, бизнеса и дала мощный импульс массовому внедрению цифровых технологий в повседневную жизнь. Уже сейчас очевидно, что перемены, которые эта тенденция внесет в общественно-экономический уклад, будут носить беспрецедентный характер. Образовательный процесс не только в нашей стране, но и во всем мире претерпел кардинальные изменения. В условиях пандемии возросло значение информационно-образовательных технологий, произошел вынужденный временный отказ от традиционных аудиторных занятий. Не обошла стороной пандемия и образовательные учреждения Министерства обороны РФ, запустив цифровую трансформацию образовательного процесса на всех его уровнях.

Благодаря начатой заблаговременно Министерством обороны РФ работе по созданию и внедрению в учебные заведения электронных комплексов обучения учебный процесс из-за пандемии Covid-19 скорректировался и не останавливался. Вследствие внедрения информационно-образо-

Рис. 1. Главное меню ИОС

ВОЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВОЙСКОВОЙ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОЬОРОны ВООРУЖЕННЫХ Сил РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЙ ИМЕНИ МАРШАЛА СОВЕТСКОГО СОЮЗА АМ ВАСИЛЕВСКОГО

Информационная образовательная среда

НА ГЛАВНУЮ

На«Л* ^ - учебники •- с По '."К" • I ^рс ' 3 ММфОрйАММйПрнт к рщиокоиПйМНН

1 Иш Р»ЗН*Р Ицч«нфм Действии 1

Р Вигию Ааг 17,2019 644

□ Тк, А*г 17,20198 44

Материаловедение, электрорадионатериапы и радиококпоненты 408 МБ Янв 6,2001 347 £ загрузить

Материаловедение, электрорадиоматериалы и радио*омпоменты хЦт 43.4 Кб Иол 24.201917.50 загрузить

Рис. 2. Меню выбора ЭУ

вательной среды личный состав учебных заведений обеспечивался персональными электронными носителями информации (флеш-кар-тами, ноутбуками, планшетами). Профессорско-преподавательским составом не прекращается работа по созданию и обновлению базовых электронных учебников по профессиональным дисциплинам. В созданном уникальном электронном комплексе содержатся видеокурсы,аудиокниги, инфографика, 3D-модели и другие

форматы подачи учебного материала. Каждый курсант и слушатель имеют возможность выйти в любую библиотеку военных вузов, вплоть до библиотеки Генштаба. На сайте Военной академии сформирован единый локальный сетевой ресурс электронных учебников (см. рис. 1).

Войдя в раздел «ФАКУЛЬТЕТЫ» и выбрав в меню свой курс, курсанту предоставляется возможность выбрать и загрузить на устройство электронный учеб-

ник по требуемой специальности (см. рис. 2).

Интерфейс электронного учебника, разработанный преподавателями Военной академии с использованием компилятора SunRav BookEditor, представлен на рис. 3.

Электронный учебник имеет четкую структуру: теоретический материал (курсы лекций), практические занятия, лабораторные работы, материал для самостоятельной подготовки, дополни-

Рис. 3. Интерфейс электронного учебника

а) практическое занятие

б) лекция

Рис. 4. Рабочий экран ЭУ

тельный материал, вопросы для самоконтроля и контроля, тестовые задания. Фрагменты практического занятия, лекции с возможностью демонстрации видеофайлов по практическому применению диэлектрических материалов показаны на рис. 4.

Задолго до массового внедрения информационных технологий в учебный процесс выявилась зависимость между методикой подачи материала и способностью восстановить полученные знания спустя время.

Проявляющийся процесс слияния возможностей электронной книги и виртуальной медиасреды в целом обещает колоссальные перспективы не только в плане расширения средств выразительности и интерактивности в трансляции учебного материала, но и в плане трансформации всей системы образования - обретении ею нового технологического качества.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что современный образовательный процесс немыслим без информационных и коммуникационных технологий, а, следовательно, и без электронных учебников, но их применение должно обязательно соответствовать поставленным процессом обучения задачам, а не являться данью моде. Создание современной системы военного образования, основанной на новейших технологи-

ях, является дорогим, но важным делом.

Применение электронных учебников в образовательном процессе в условиях кризиса, вызванного пандемией, отчасти нивелирует недостатки электронного учебника перед его явными, на данный момент преимуществами. Эксперты по образовательной политике считают, что после окончания пандемии учебные заведения не захотят полностью возвращаться к привычному формату обучения. Электронный учебник, обладая всеми известными возможностями и достоинствами обычного бумажного варианта учебника, несет в своей структуре принципиально новые качества. Он включает в себя компоненты гипермедийных технологий, виртуальной реальности, которые, несомненно, способствуют обеспечению высоких технологических возможностей демонстрации наглядности, иллюстраций высокого качественного разрешения, более совершенного уровня интерактивности. При этом обеспечиваются принципиально новые усовершенствованные формы структурированного воссоздания увеличенных объемов информационного обеспечения и повышенного уровня знаний, что расширяет возможности и способствует эффективности поиска необходимой информации. Создание электронной версии учебни-

ка представляет собой большую кропотливую работу, которая способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса по изучаемой дисциплине. Крайне важно отметить, что приоритетную роль в улучшении качества образования наряду с современными техническими средствами обучения играют сам педагог, его профессиональная подготовка, личностные качества, научный потенциал, его стремление и умение средствами своего предмета воспитать эрудированного, инициативного, всесторонне подготовленного военного специалиста, обладающего широким кругозором и высоким уровнем профессиональной компетентности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Российская газета, № 303, 31.12.2012.

2. Авдеева, С. М, Барышникова, М.Ю., Босова, Л.Л. и др. Учебные материалы нового поколения. Опыт проекта «Информатизация системы образования» (ИСО).- М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. 127 с.

3. Ясвин, ВА. Образовательная среда от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2006. 365 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.