Научная статья на тему 'БОЛЬШОЙ ПЛЮС - УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГРУППОВОГО УПРАЖНЕНИЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОПЕРАТИВНОЕ ИСКУССТВО»'

БОЛЬШОЙ ПЛЮС - УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГРУППОВОГО УПРАЖНЕНИЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОПЕРАТИВНОЕ ИСКУССТВО» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА «ЭЛЕКТРОННОГО ВУЗА»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скляров Эдуард Георгиевич

В статье анализируется опыт организации и реализации образовательного процесса в ВАГШ ВС РФ с использованием электронной информационно-образовательной среды, а также раскрываются базовые рекомендации по совершенствованию образовательного процесса в «Электронном ВУЗе»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скляров Эдуард Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIG PLUS - VERSATILITY METHODOLOGY OF USE OF ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT WHEN CARRYING OUT A GROUP EXERCISE IN THE EDUCATIONAL DISCIPLINE «OPERATIONAL ART»

The article analyzes the experience of organizing and implementing the educational process in the VAGSH of the Russian Federation’ s Armed Forces using the electronic information and educational environment, and also reveals basic recommendations for improving the educational process in the «Electronic university»

Текст научной работы на тему «БОЛЬШОЙ ПЛЮС - УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГРУППОВОГО УПРАЖНЕНИЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОПЕРАТИВНОЕ ИСКУССТВО»»

Э.Г. СКЛЯРОВ

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

E.G. SKLYAROV

БОЛЬШОЙ ПЛЮС - УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ

BIG PLUS - VERSATILITY

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГРУППОВОГО УПРАЖНЕНИЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОПЕРАТИВНОЕ ИСКУССТВО»

METHODOLOGY OF USE OF ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT WHEN CARRYING OUT A GROUP EXERCISE IN THE EDUCATIONAL DISCIPLINE «OPERATIONAL ART»

Сведения об авторе. Скляров Эдуард Георгиевич - старший преподаватель кафедры оперативного искусства ВАГШ ВС РФ, полковник (г. Москва. E-mail: vagsh@mil.ru).

Аннотация. В статье анализируется опыт организации и реализации образовательного процесса в ВАГШ ВС РФ с использованием электронной информационно-образовательной среды, а также раскрываются базовые рекомендации по совершенствованию образовательного процесса в «Электронном ВУЗе».

Ключевые слова: образовательный процесс, электронные образовательные ресурсы, электронные информационные ресурсы, электронная информационно-образовательная среда «Электронного ВУЗа».

Information about the author. Eduard Sklyarov - Senior Lecturer of the Department of Operational Art of the VAGSH of the Armed Forces of the Russian Federation, Colonel (Moscow. E-mail: vagsh@mil.ru).

Summary. The article analyzes the experience of organizing and implementing the educational process in the VAGSH of the Russian Federation's Armed Forces using the electronic information and educational environment, and also reveals basic recommendations for improving the educational process in the «Electronic university».

Keywords: educational process, electronic educational resources, electronic information resources, electronic information and educational environment of the «Electronic university».

В основу Методики использования ЭИОС положены мероприятия по организации и реализации образовательного процесса в ВАГШ ВС РФ (далее - академия). Образовательный процесс в академии организуется на основе применения образовательных технологий, одна или несколько из которых являются ведущими.

Инструментом для организации и реализации образовательного процесса в академии служит ЭИОС, которая с 2016 года планомерно функционирует и совершенствуется в соответствии с предъявляемыми

требованиями к информационно-образовательной среде военной образовательной организации Министерства обороны Российской Федерации.

Структура ЭИОС академии представляет собой комплекс взаимоувязанных подсистем, компонент и элементов, позволяющих реализовать цели, задачи, мероприятия и процедуры образовательного процесса в академии (см. рис. 1).

В академии для формирования ЭИОС применяются электронные УМК, дидактические системы и системы обеспечения образователь-

ного процесса (центр военных игр, редакционно-издательский отдел, библиотеки).

Наборы подсистем, компонент и элементов ЭИОС позволяют реализовать избранную дидактическую систему, основанную на ведущих образовательных технологиях. По-другому сказать, использование этих наборов в едином комплексе ЭИОС позволяет реализовать избранные ведущую образовательную технологию, технологии обучения и педагогические технологии.

В то же время обеспечен доступ каждого обучающегося военно-

Рис. 1. Принципиальная схема функционирования электронной информационно-образовательной среды академии

учебного заведения к электронно-библиотечной системе, включающей издания, используемые для информационного обеспечения образовательного и научно-исследовательского процесса, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

Одной из трудоёмких процедур обеспечения использования ЭИОС является формирование и поддержание в актуальном состоянии базы данных (электронных информационных ресурсов). С этой целью, в частности, осуществляется своевременная и качественная разработка (корректировка) электронных учебных изданий. Данная работа организуется и проводится в соответствии с предъявляемыми требованиями к актуализации их содержания в части, касающейся изложения передового опыта действий войск (сил) и достижений в области военной науки и техники. В этот процесс ежегодно вовлечены практически все научно-педагогические работники кафедр, которые участвуют в планировании и проведении учебных занятий в академии. В свою очередь к этой

работе, как правило, привлекаются профильные специалисты (инженеры-программисты) или подготовленные преподаватели, владеющие навыками разработки контента для современных электронных учебников (пособий) с использованием специального программного обеспечения.

Разработанные электронные учебные издания (учебники - ЭУ, пособия - ЭУП) интегрируются в Единую электронную библиотеку (далее - ЕЭБ), для входа в которую пользователи (слушатели) заполняют абонентский (единый читательский) билет (далее - АБ) с указанием общих сведений (ссылок): фамилия, имя, отчество, факультет, курс, учебная группа. АБ служит путеводителем по ЕЭБ и позволяет осуществлять контроль количества посещений и объём использования электронных учебных ресурсов (см. рис. 2).

Вместе с тем указанные слушателем ссылки на факультет и курс позволяют вызвать соответствующие квалификационные требования (далее - КТ) к уровню подготовки выпускника и осуществить пользователем выбор кон-

кретного пункта требований: ЗНАТЬ, УМЕТЬ, ВЛАДЕТЬ (см.. рис. 3).

Реализация выбранного слушателем требования позволяет:

• во-первых, подключить интерфейс с указанием определённых дисциплин (из учебной программы), которые позволяют реализовать данное требование;

• во-вторых, запустить контролер текущего уровня подготовки слушателя (если не пройден минимум - отослать к соответствующим разделам учебной программы);

• в-третьих, сформировать (по выбору) тематику и учебные вопросы каждой дисциплины в интересах обеспечения индивидуальной подготовки слушателя (специалиста).

С этой целью тематический план учебной дисциплины связан с содержанием конкретной группы ЭУ и ЭУП, указанных в учебной программе подготовки специалиста.

В свою очередь каждый из учебных вопросов, тема или раздел ЭУ (ЭУП) заканчиваются перечнем контрольных вопросов или тестовым заданием. При его невыполнении абонент отсылается к ма-

териалам для повторного изучения. Без выполнения теста или ответов на предыдущие вопросы переход к следующему вопросу, теме или разделу невозможен.

Результаты посещения, объём и оценки отражаются в соответствующих протоколах, доступ к которым имеют только преподавательский состав и администратор учебной дисциплины, участка ЛВС и ЕВС.

С учётом специфики использования ЭИОС на автоматизированные рабочие места научно-педагогических работников и слушателей академии установлены специальные программные средства в соответствии с определённым порядком в ВС РФ. Наименование и предназначение (область применения) программных средств, допускаемых к установке на АРМы должностных лиц ВС РФ, а также порядок их использования в составе автоматизированных систем различных видов регламентированы соответствующими Перечнем программных средств и Инструкцией по его ведению, утверждёнными приказом Министра обороны Российской Федерации.

Комплексный подход к использованию возможностей ЭИОС в академии способствует успешному решению задач и достижению целей образовательного процесса на уровне современных требований, предъявляемых к «Электронному ВУЗу».

Таким образом, высокая степень эффективности использования потенциальных возможностей ЭИОС обусловлена особенностями организации и реализации образовательного процесса в «Электронном ВУЗе».

Изучение опыта использования ЭИОС в ВАГШ ВС РФ позволило определить основные результаты в этой сфере деятельности, на основе их системного анализа сформулировать базовые рекомендации по совершенствованию образовательного процесса в «Электронном ВУЗе», а также необходимые пояснения к ним.

Например, кафедры - это структурные компоненты «Электронного ВУЗа» и непосредственные участники организации и реализации Единого образовательного процесса. Каждой из них присущи профессионально-ориентированные ЗУН и наборы учебных дисциплин по их форми-

рованию. Так, например, формирование оперативной обстановки представляет собой процесс деф-рагментации военно-политической (ответственный- кафедра государственного управления и национальной безопасности), а также её стратегической (ответственный -кафедра военной стратегии) и оперативно-стратегической (ответственный- кафедра оперативного искусства, кафедра строительства и применения Воздушно-космических сил, кафедра строительства и применения Военно-Морского Флота) составляющих. На основе оперативно-стратегической и оперативной обстановки формируется базовая тактическая обстановка для реализации в ВУЗах родов и видов, специальных войск и тыла ВС РФ.

В «Электронном ВУЗе» модели различных видов обстановки могут отображаться в двух и более мерном видах. Примером её четырёхмерной модели является пространственно-временная модель форм применения войск (сил). По нашему мнению, широкое их использование в ближайшем будущем позволит скорректировать устоявшиеся взгляды на организацию образовательного

Рис. 2. Инновационный подход к формированию Единой электронной библиотеки академии

процесса с использованием ЭИОС и подходы к обеспечению его реализации с учётом предъявляемых требований к «Электронному ВУЗу» на современном этапе.

Из всего множества известных образовательных технологий наибольший интерес для применения в образовательном процессе академии с использованием ЭИОС представляют технологии развивающего обучения, базирующиеся на теориях (поэтапного формирования умственных действий и понятий, ассоциативно-рефлекторного, про-блемно-деятельностного обучения и др.) и концепциях обучения (суггестопедическая, программированного обучения и др.).

В связи с этим Методикой предусмотрено использование основных элементов ЭИОС последовательно по трём этапам проведения группового упражнения: проверка подготовленности обучаемых, отработка учебных вопросов и разбор занятия.

Реализация данной Методики позволяет преподавателю оперативно осуществлять проверку (текущий контроль) уровня подготовки слушателей, а также качественную отработку учебных вопросов в ходе групповых упражнений, на которых все обучаемые выступают в конкретной должности и выполняют определённые функциональные обязанности на едином оперативном фоне. Главная цель проведения данного вида занятий - приобретение слушателями практического опыта в планировании, организации операций (боевых действий), их обеспечении и управлении войсками (силами).

В соответствии с данной Методикой использование на занятии ЭИОС предусматривается, прежде всего, для выполнения оперативно-стратегических, оперативных и оперативно-тактических расчётов различного назначения и моделирования операций (боевых действий, видов обеспечения) по существующим общеакадемическим и кафедральным (частным) методикам, а также для передачи информации

на дисплейные устройства АРМов и табло коллективного пользования.

Использование ЭИОС на данном виде занятий позволяет интенсифицировать процесс обучения, активизировать учебно-познавательную деятельность слушателей, ведущую к качественному усвоению содержания обучения. Реализация комплексного подхода к использованию возможностей программно-технических средств и электронных образовательных ресурсов способствует освоению слушателями новых информационных технологий, общего и прикладного (специального) программного обеспечения и методов работы на АРМ.

Возможности программно-технических средств КПА «Выпускник ВАГШ» позволяют создавать условия для организации данного вида занятий, в том числе типовых, компьютерных, с элементами КШВИ и/или по наиболее важным темам. При этом ЭИОС обеспечивает организацию работы должностных лиц управления оперативного (оперативно-стратегического) уровня управления.

Особенность организации групповых упражнений состоит в том, что они проводятся на фоне решения комплексной (оперативной, оперативно-стратегической) задачи, связанной единым смыслом и соответствующей учебной (оперативной, оперативно-стратегической) обстановкой. При этом каждое последующее занятие выступает логическим продолжением и развитием предыдущих.

Темы групповых упражнений обычно охватывают один или несколько наиболее важных вопросов подготовки и ведения операции (боевых действий) межвидовой группировки войск (сил), в том числе управления и всех видов их обеспечения. Разработанные для их проведения учебно-методические материалы в электронном виде, в том числе формализованные документы, справочная информация, электронные карты с требуемой обстановкой (отработанные в ГИС

ВН), вводятся в базу данных ЭИОС с помощью модуля «УМКД» на АРМ КПА ВАГШ. Согласно данной Методике эти материалы должны в полном объёме обеспечивать работу должностного лица (лиц) на АРМ КПА ВАГШ в ходе выполнения им (ими) функциональных обязанностей в назначенной преподавателем роли в соответствии с замыслом проводимого занятия, его темой, выносимыми учебными вопросами. Для должностных лиц, не предусмотренных темой группового упражнения, но необходимых для нормального (полноценного) функционирования органа управления, создаются «виртуальные» АРМы с требуемым комплектом документов в электронном виде.

Занятия организуются одной или несколькими профильными и смежными с ними кафедрами. В групповом упражнении обычно отрабатываются несколько учебных вопросов. Все слушатели исполняют обязанности одного или нескольких должностных лиц и индивидуально или коллективно решают поставленную (оперативную, оперативно-стратегическую) задачу.

С учётом определённой специфики организации данного вида занятия подразделяются на три разновидности: типовые ГУ; компьютерные ГУ; ГУ с элементами КШВИ и/или по наиболее важным темам.

Типовые групповые упражнения проводятся, как правило, в учебных аудиториях с использованием электронных карт и технических средств обучения. Они проводятся по вопросам подготовки операции (уяснение задачи, оценка обстановки, выработка решения, планирование операции, управление войсками (силами) и т.д.). На групповом упражнении обучающиеся выполняют функции определённого должностного лица.

Достоинство этого метода состоит в том, что вся группа одновременно:

• уясняет содержание, полноту оценки каждого элемента обстановки;

Рис. 3. Новые подходы к формированию информационного ресурса Единой электронной библиотеки (ЭУ и ЭУП)

• усваивает последовательность и содержание работы должностного лица при уяснении задачи, оценке обстановки, принятии решения и выполнении других мероприятий;

• учится формулировать выводы как по каждому элементу обстановки, так и по оценке обстановки в целом;

• учится принимать и обосновывать решение, формулировать замысел операции (боевых действий), задачи войскам (силам) и отрабатывать другие вопросы.

Проведение занятия начинается кратким вступлением преподавателя, в котором он напоминает тему занятия и кратко обосновывает его актуальность, учитывая опыт войн и вооружённых конфликтов, оперативной подготовки ВС РФ. С этой целью он, имея доступ к электронным учебникам, может оперативно войти в нужный раздел электронного учебника и, следуя путём загрузки соответствующих карт, схем и видеороликов, вывести на экран яркий и поучительный пример из данного опыта.

После объявления учебных целей и вопросов занятия преподаватель обращает внимание слушателей на особенности отработки

темы занятия (учебных вопросов) с использованием ЭИОС.

Затем преподаватель проводит проверку (контроль) подготовки слушателей к занятию. Устоявшейся формой контроля уровня подготовленности обучаемых является компьютерное тестирование с использованием банка тестовых заданий в ЭИОС. Оно производится с целью оценки качества освоения основных образовательных программ в ходе текущего контроля их успеваемости.

Компьютерное тестирование, как правило, может проводиться преподавателем в начале занятия для проверки знаний основных теоретических положений руководящих документов по теме занятия (группового упражнения). В то же время оно может быть проведено в конце занятия с целью определения уровня усвоения слушателями изученных материалов. Результаты текущего контроля (компьютерного тестирования) доводятся до слушателей по его окончании или в конце занятия (в ходе его разбора).

Тестовые задания (банк тестовых заданий) заблаговременно готовятся кафедрой на основе перечня вопросов, входящих в состав учебно-методических документов. С этой целью

используются элементы ЭИОС: комплексы тестирования КПА «Выпускник ВАГШ» и АСТ-ВАГШ; АРМы слушателей, развёрнутые в учебных или специализированных аудиториях, объединённые ЛВС с выделенным сервером. Организационно-техническое сопровождение компьютерного тестирования в ходе занятий осуществляется непосредственно представителями центра информационных технологий (ЦИТ) академии по заявкам кафедр.

Отработку учебных вопросов преподаватель начинает с объявления оперативного времени. Затем он, как правило, выводит на экран (интерактивную доску) расчёт времени, далее обстановку для принятия решения на операцию (боевые действия) и управления ею в ходе принятия решения обучаемыми. По другому варианту практическая отработка учебных вопросов может начинаться с рассмотрения на экране и заслушивания докладов слушателей по выводам из оценки общей и частной обстановки по указанному оперативному времени, а также выработанного на предыдущих занятиях замысла операции (боевых действий).

После этого обучаемые готовят доклады по учебным вопросам, ис-

пользуя свои АРМы и специальное программное обеспечение (СПО) из состава КПА «Выпускник ВАГШ».

Использование ЭИОС позволяет слушателям осуществлять доклады у экрана (интерактивной доски) по электронной карте, отображаемой с их АРМа. Это позволяет преподавателю проверить полноту и качество отработки карты, а также целесообразность принятого решения. В то же время обучаемые могут обосновывать и подтверждать целесообразность своего решения (предложения, вывода), используя при этом результаты произведённых расчётов, выводимые на экран их вызовом из базы данных (рабочей папки) с АРМа.

Отработка учебных вопросов занятия может проходить в форме диалога преподаватель - слушатель, когда обучающийся на поставленный вопрос отвечает (докладывает) в роли соответствующего должностного лица, а преподаватель выступает как старший начальник. Для создания дискуссионной обстановки преподавателем заслушиваются доклады других слушателей. При этом преподаватель обращает внимание не только на структуру и содержание докладов слушателей, но и на их продолжительность (до 15 минут).

Заслушав двух-трёх обучающихся по данному вопросу, преподаватель подводит краткий итог с анализом докладов. Если содержание докладов обучающихся не в полной мере обеспечивает эффективное выполнение поставленных задач или не учитывает требования руководящих документов, преподаватель путём анализа показывает слушателям их просчёты и помогает в выработке целесообразного решения. При необходимости преподавателем озвучивается кафедральный вариант решения, при этом на экран (интерактивную доску) выводится специально подготовленная электронная карта. В такой же последовательности отрабатываются все запланированные на групповое упражнение учебные вопросы.

В соответствии с данной Методикой учебный вопрос по теме занятия может считаться отработанным, если по нему сделан частный разбор с указанием степени его усвоения слушателями, положительных сторон в их действиях с использованием ЭИОС.

Отработав последовательно все вопросы темы группового упражнения, преподаватель подводит общий итог (проводит разбор) занятия, используя возможности ЭИОС. При этом он указывает степень достижения учебных целей, оценку подготовленности группы в целом и каждого слушателя в отдельности, а также порядок подготовки слушателей к следующему занятию с использованием возможностей КПА «Выпускник ВАГШ» и основных элементов ЭИОС (АРМы в ЛВС, интерактивная доска и т.п.).

Фиксация результатов текущего контроля уровня подготовленности слушателей на занятиях осуществляется путём ведения электронных журналов учебных групп. Данные результаты отражаются в электронном портфолио слушателей. Кроме того, использование КПА-ВАГШ позволяет учитывать не только результаты выполнения учебных планов и образовательных программ, но и участие слушателей в военно-научной работе, внутренней службе и т.д.

Данная информация позволяет автоматизировать мониторинг и рейтинг успеваемости слушателей (в учебной группе, на курсе и факультете).

Таким образом, на основе анализа положительных результатов, полученных в ходе эксплуатации ЭИОС в ВАГШ ВС РФ, можно сделать следующие выводы: • рассмотренная Методика использования ЭИОС академии имеет универсальный характер и ориентируется на создание оптимальных условий для обеспечения комплексной реализации потенциальных возможностей её функциональных элементов при проведении любых видов групповых упражнений;

иными словами, целью реализации данной Методики ставится максимизация степени автоматизации и информатизации процессов работы слушателей в назначенных должностях на занятиях и, как следствие этого, повышение уровня эффективности организации их проведения с использованием основных элементов ЭИОС академии; предложенная Методика была апробирована в ходе подготовки и проведения семинарского занятия со слушателями академии на тему: «Оперативное развёртывание войск (сил) военного округа»;

• с учётом вышеизложенного применение ЭИОС может осуществляться на всех видах учебных занятий, предусмотренных основными и дополнительными профессиональными образовательными программами и профессионально-должностной подготовкой постоянного состава академии;

• базовым элементом ЭИОС академии являются АРМы, размещённые в специализированных учебных аудиториях, компьютерных кабинетах, электронных читальных залах, преподавательских, а также индивидуальные мобильные АРМы обучающихся и съёмные носители информации, предназначенные для обеспечения образовательного процесса;

• к другим элементам ЭИОС академии относятся: технические средства видеоконференцсвязи; интерактивные доски, мультимедийные проекторы, жидкокристаллические (плазменные) и сенсорные панели; на занятиях могут задей-ствоваться все средства отображения информации, размещённые в учебных аудиториях. В целях повышения эффективности использования в образовательной деятельности средств отображения информации они подключаются к локальной вычислительной сети академии, а при необходимости к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» установленным порядком, с соблюдением требований по защите информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.