Научная статья на тему 'С УЧЕТОМ БОЕВОГО ОПЫТА ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ С ОФИЦЕРАМИ ОПЕРАТИВНО-СТРАТЕГИЧЕСКОГО УРОВНЯ УПРАВЛЕНИЯ ПО ТЕМАТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЙ ВКС И ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ В ОПЕРАЦИЯХ'

С УЧЕТОМ БОЕВОГО ОПЫТА ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ С ОФИЦЕРАМИ ОПЕРАТИВНО-СТРАТЕГИЧЕСКОГО УРОВНЯ УПРАВЛЕНИЯ ПО ТЕМАТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЙ ВКС И ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ В ОПЕРАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
280
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАФЕДРА СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРИМЕНЕНИЯ ВКС / ОБЪЕДИНЕНИЯ ВКС / ВОЙСКА ВОЙСКОВОЙ ПВО / ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА / ЛЕКЦИЯ / СЕМИНАР / ГРУППОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ / SUBDEPARTMENT OF THE ASF BUILDING AND EMPLOYMENT / ASF ASSOCIATIONS / ARMY AD FORCES / AIR DEFENCE / LECTURE / SEMINAR / GROUP EXERCISE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шлыков Александр Вадимович, Ткачев Виктор Иванович, Золотов Алексей Юрьевич

В статье рассмотрены особенности проведения основных видов занятий кафедрой строительства и применения Воздушно-космических сил Военной академии Генерального штаба ВС РФ с офицерами оперативно-стратегического уровня управления по тематике применения объединений ВКС и противовоздушной обороны войск и объектов в операциях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шлыков Александр Вадимович, Ткачев Виктор Иванович, Золотов Алексей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAKING INTO ACCOUNT COMBAT EXPERIENCE PECULIARITIES OF CONDUCTING LEARNING SESSIONS FOR STRATEGIC-LEVEL OFFICERS CONCERNING COMBAT EMPLOYMENT OF AEROSPACE FORCE AND AIR DEFENCE FORCES IN OPERATIONS

The article considers the specifics of holding the main types of lessons by the Subdepartment of the Aerospace Forces (ASF) Building and Employment at the Military Academy of the RF Armed Forces’ General Staff with operational-and-strategic level officers on employing the ASF and AD associations in operations.

Текст научной работы на тему «С УЧЕТОМ БОЕВОГО ОПЫТА ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ С ОФИЦЕРАМИ ОПЕРАТИВНО-СТРАТЕГИЧЕСКОГО УРОВНЯ УПРАВЛЕНИЯ ПО ТЕМАТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЙ ВКС И ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ В ОПЕРАЦИЯХ»

A.В. ШЛЫКОВ,

B. И. ТКАЧЕВ, А.Ю. ЗОЛОТОВ

A.V. SHLYKOV, V.I. TKACHYOV, A.Yu. ZOLOTOV

СУЧЕТОМ БОЕВОГО ОПЫТА

TAKING INTO ACCOUNT COMBAT EXPERIENCE

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ С ОФИЦЕРАМИ ОПЕРАТИВНО-СТРАТЕГИЧЕСКОГО УРОВНЯ УПРАВЛЕНИЯ ПО ТЕМАТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЙ ВКС И ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ В ОПЕРАЦИЯХ

PECULIARITIES OF CONDUCTING LEARNING SESSIONS FOR STRATEGIC-LEVEL OFFICERS CONCERNING COMBAT EMPLOYMENT OF AEROSPACE FORCE AND AIR DEFENCE FORCES IN OPERATIONS

Сведения об авторах: Шлыков Александр Вадимович - заместитель начальника кафедры строительства и применения ВКС Военной академии Генерального штаба ВС РФ, полковник, доктор военных наук, доцент (г. Москва);

Ткачев Виктор Иванович - старший преподаватель кафедры строительства и применения ВКС Военной академии Генерального штаба ВС РФ, полковник запаса, кандидат военных наук, доцент (г. Москва);

Золотов Алексей Юрьевич - преподаватель кафедры строительства и применения ВКС Военной академии Генерального штаба ВС РФ, полковник (Московская область, Одинцовский район, пос. Баковка).

Аннотация. В статье рассмотрены особенности проведения основных видов занятий кафедрой строительства и применения Воздушно-космических сил Военной академии Генерального штаба ВС РФ с офицерами оперативно-стратегического уровня управления по тематике применения объединений ВКС и противовоздушной обороны войск и объектов в операциях.

Ключевые слова: кафедра строительства и применения ВКС, объединения ВКС, войска войсковой ПВО, противовоздушная оборона, лекция, семинар, групповое упражнение.

Information about the authors: Aleksandr Shlykov - Deputy Chief of the Subdepartment of the ASF Building and Employment, Military Academy of the RF Armed Forces' General Staff, Colonel, D. Sc. (Mil.), Associate Professor (Moscow);

Viktor Tkachyov - Senior Lecturer of the Subdepartment of the ASF Building and Employment, Military Academy of the RF Armed Forces' General Staff, Colonel (res.), Cand. Sc. (Mil.), Associate Professor (Moscow); Aleksey Zolotov - Lecturer of the Subdepartment of the ASF Building and Employment, Military Academy of the RF Armed Forces' General Staff, Colonel (settlement of Bakovka, Odintsovo District, Moscow Region).

Summary. The article considers the specifics of holding the main types of lessons by the Subdepartment of the Aerospace Forces (ASF) Building and Employment at the Military Academy of the RF Armed Forces' General Staff with operational-and-strategic level officers on employing the ASF and AD associations in operations.

Keywords: subdepartment of the ASF Building and Employment, ASF associations, Army AD Forces, air defence, lecture, seminar, group exercise.

Занятия в Военной академии Генерального штаба ВС РФ по тематике применения объединений ВКС, подготовке и ведению ПВО в операциях проводят научно-педагогические работники кафедры строительства и применения ВКС. Кафедра строительства и применения ВКС является преемницей двух кафедр академии - оперативного искусства ВВС и оперативного искусства ПВО.

Кафедра оперативного искусства ВВС при Высшей военной академии имени К.Е. Ворошилова была создана 10 декабря 1942 года. 20 мая 1948 года в составе Высшей военной академии имени К.Е. Ворошилова была образована кафедра ПВО. В 1998 году, в связи с вхождением Войск ПВО в состав ВВС, кафедры оперативного искусства ВВС и оперативного искусства ПВО были объединены в кафедру оперативного искусства ВВС, которая просуществовала до 2009 года. С 2009 по 2013 годы предметная область кафедры преподавалась учебно-методической группой «Применение ВВС», находившейся в составе кафедры военного искусства. В 2013 году была создана кафедра строительства и применения ВВС и Войск ВКО, которая в 2015 году, в связи с созданием нового вида Вооруженных Сил -Воздушно-космических сил, была переименована в кафедру строительства и применения Воздушно-космических сил.

Со слушателями ВАГШ ВС РФ по тематике применения объединений ВКС, подготовке и ведению ПВО войск и объектов в операциях проводятся такие виды учебных занятий, как лекции, семинары, групповые упражнения, практические занятия, самостоятельная работа под руководством преподавателя, консультации. Кроме того,

преподавательский состав кафедры руководит разработкой курсовых работ, выпускных квалификационных работ, участвует в проведении командно-штабных военных игр.

Каждый из видов занятий по тематике применения объединений ВКС, подготовке и ведению ПВО в операциях имеет свою специфику и содержание. Однако их эффективность в целом зависит от ряда общих для них факторов, таких, как степень подготовленности преподавателей и слушателей к занятию, структуры занятий, методики отработки учебных вопросов, подведения итогов, критериев оценки работы слушателей.

Методика проведения каждого вида занятий имеет свои особенности. Однако при проведении всех видов занятий выдерживается единая направленность. На основе постоянного самоконтроля и наличия обратной связи со слушателями преподаватели своевременно вносят коррективы в методику проведения занятий, постоянно держат слушателей в активном рабочем состоянии.

Особое внимание обращается на применение метода проблемного обучения, побуждающего слушателей к самостоятельному, творче-

скому изучению важнейших, новых вопросов, осмысленному пониманию способов их решения, использованию современных средств обучения.

Исходя из научных основ, роли и места учебных дисциплин в системе подготовки слушателей академии, основные цели занятий по тематике применения объединений ВКС и подготовки и ведении ПВО в операциях состоят в том, чтобы дать слушателям комплекс знаний и выработать необходимые умения, необходимые им для управления межвидовой группировкой войск (сил) на ТВД (ОН) при подготовке и ведении операций, а также при ведении систематических боевых действий в различных условиях обстановки.

Видами учебных занятий, на которые приходится основная доля учебного времени, являются лекции, семинары, групповые упражнения.

Лекции по тематике применения объединений ВКС, подготовке и ведению ПВО войск и объектов читаются наиболее опытными преподавателями, имеющими ученую степень, ученое звание, большой педагогический стаж и опыт службы в войсках. Особенным является подбор педагогов для чтения лекций. Дело в том, что только в составе

ВКС имеются три рода войск, насчитывающие в своем составе пять типов различных по составу и предназначению, задачам, организационно-штатной структуре, вооружению и военной технике объединений (командование дальней авиации, командование военно-транспортной авиации, армии ВВС и ПВО, армия ПВО-ПРО, армия ВКС особого назначения). Поэтому лекции по дальней авиации читает доцент кафедры, служивший в дальней авиации, защитивший кандидатскую и докторскую диссертации по применению дальней авиации.

В лекциях по курсу кафедры главным является системное рассмотрение фундаментальных положений оперативного искусства ВКС, боевого применения войск войсковой ПВО, вопросов ведения боевых, разведывательно-информационных и обеспечивающих действий, положений уставов и наставлений по подготовке и ведению военных действий. Обязательным является учет опыта вооруженных конфликтов и

войн конца XX - начала XXI веков, в том числе в Сирийской Арабской Республике, опыта оперативной и боевой подготовки войск, взглядов потенциального противника.

Боевые, разведывательно-информационные и обеспечивающие действия объединений ВКС, боевые действия войск войсковой ПВО рассматриваются с учетом современного состояния и перспектив развития средств воздушного (воздушно-космического) нападения, средств противовоздушной обороны потенциального противника.

Основное внимание при этом уделяется повышению эффективности применения объединений ВКС, войск войсковой ПВО в операциях, организации взаимодействия и управления при подготовке и в ходе ведения боевых действий. При рассмотрении вариантов их применения учитываются особенности ТВД, конкретная организационная структура и боевые возможности противника, возможности по усилению его авиационных и противовоздушных группировок.

При чтении лекции педагоги четко следят за временем, отводимым на учебные вопросы, реакцией аудитории и ее дисциплиной; добиваются темпа и четкости речи, соразмерных с возможностью для слушателей воспринимать ее содержание и вести необходимые записи, используя схемы (плакаты, слайды). Наглядный материал используют лишь в той мере, в которой это требует содержание лекции. Лекции педагогами кафедры, как правило, читаются путем свободного изложения материала, без привязки к тексту, что позволяет следить за аудиторией и устанавливать с ней контакт.

Семинары по тематике применения объединений ВКС, подготовке и ведению ПВО в операциях проводятся в учебных группах по основным, наиболее сложным вопросам. Семинары имеют целью углубить и закрепить теоретические знания слушателей, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебной и научной литературой, выработать у них единство взглядов, навыки

в поиске, обобщении и изложении учебного материала. Важным условием успешного проведения семинара является тщательная подготовка к нему руководителя и слушателей. Содержание и методика проведения семинара обсуждается на заседании ПМК кафедры.

В ходе проведения семинара обязательно заслушивание в начале или в ходе занятия реферата (доклада, сообщения). Обсуждение реферата (доклада, сообщения) может начинаться после его заслушивания или в ходе рассмотрения основных вопросов.

При отработке основных учебных вопросов семинара выступающие пользуются схемами, видеофильмами, слайдами, интерактивной доской. Преподаватель регламентирует выступления, требует четких и коротких формулировок, необходимых обоснований. Если выступающий не в полном объеме изложил ответ на поставленный вопрос, то с помощью дополнительных вопросов преподаватель дает возможность ответить на них либо выступающему, либо другим слушателям. При этом преподаватель может лично дополнить или уточнить выступающего, чтобы полностью рассмотреть поставленный вопрос. По окончании отработки каждого учебного вопроса преподаватель делает краткое заключение, в котором обобщает выступления слушателей.

В ходе занятия преподаватель обеспечивает активное участие всех слушателей с тем, чтобы путем творческой дискуссии и обмена мнениями обсудить вопросы семинара, глубоко и всесторонне рассмотреть их содержание, добиться правильного понимания вопросов теории и практики.

Для интенсификации хода семинара и вовлечения в активную работу всех обучаемых практикуется вызов

слушателей для ответа как по желанию, так и по усмотрению преподавателя.

После обсуждения и рассмотрения всех вопросов семинара преподаватель подводит итог всему занятию. Основу подведения итогов составляют обобщающие выводы по сущности проблемных вопросов темы. Эти выводы делаются на фоне обзора выступлений слушателей с анализом глубины, обоснованности изложения материала и методического мастерства выступающих. Далее преподаватель объявляет оценки слушателям, дает указания учебной группе и отдельным слушателям по доработке недостаточно усвоенных вопросов и дальнейшему изучению данной темы.

Групповые упражнения -вид учебных занятий, на которых все обучаемые выступают в определенной должности и выполняют определенные обязанности на едином оперативном фоне.

Цель групповых упражнений - совершенствование знаний, выработка единства оперативного мышления, привитие практических навыков в решении вопросов организации и ведения боевых действий объединениями ВКС, войсками войсковой ПВО, особенно в уяснении задачи,

в

Щ

оценке обстановки, подготовке и докладе предложений по применению войск (сил), организации управления и взаимодействия в конкретной оперативной обстановке. Проводятся они в учебных группах на картах, после проведения лекций, семинаров и самостоятельной подготовки слушателей по вопросам, подлежащим отработке на групповых упражнениях.

Темы групповых упражнений обычно охватывают один или несколько наиболее важных вопросов организации и ведения боевых действий объединениями ВКС, войсками войсковой ПВО в операциях группировок войск (сил) на ТВД (операционном направлении).

Преподаватель начинает занятие с объявления темы занятия, учебных целей, учебных вопросов и порядка их отработки. Далее во вводной части он акцентирует внимание слушателей на важность и актуальность темы занятия, напоминает требования руководящих документов по теме учебных вопросов.

После этого обязательно проверяется подготовка слушателей к занятию согласно заданию на групповое упражнение и ранее отданных преподавателем указаний, на-

личие карт и их оформление, необходимых записей и расчетов в рабочих тетрадях.

После проверки подготовки слушателей преподаватель делает заключение об их готовности, указывает на недостатки общего характера и дает рекомендации по их устранению.

Проверка подготовки слушателей к занятию проводится, как правило, с помощью специально подготовленных тестов (экспресс-летучка, компьютерное тестирование). Результаты контроля доводятся до слушателей по окончании контроля или в конце занятия. При этом указывается на основные недостатки, характерные для большинства слушателей.

После проверки подготовки слушателей к занятию преподаватель может задать группе 1-2 теоретических вопроса по теме занятия и заслушать на них ответы. При наличии других точек зрения в ходе дискуссии определяются наиболее верные варианты ответов на поставленные вопросы.

После контрольного опроса слушателей и рассмотрения вопросов теории преподаватель переходит к последовательной отработке учебных вопросов. Объявляется назва-

ние учебного вопроса и, при необходимости, могут быть рассмотрены отдельные теоретические положения.

Практическая отработка учебного вопроса начинается с объявления преподавателем оперативного времени и обстановки. Путем постановки слушателей в роль командующего объединением ВКС (начальника войск ПВО (авиации)) заслушиваются следующие вопросы: общая и частная обстановка по указанному оперативному времени, а также выработанный на предыдущих занятиях замысел действий.

Далее назначается слушатель для доклада по учебному вопросу (по вызову или по желанию). В целях привития навыков слушателям решать все вопросы в реальном масштабе времени преподаватель должен указывать время, отводимое на доклад.

Доклад слушатели осуществляют, как правило, у доски по карте. Это позволяет преподавателю проверить навыки слушателей в оформлении графических документов, штабную культуру, знание условных знаков, целесообразность принятого решения.

Таким образом, учет изложенных в статье особен-

ностей проведения учебных занятий со слушателями ВАГШ ВС РФ по тематике применения объединений ВКС, подготовке и ведению ПВО в операциях позволяет добиваться высокой эффективности проводимых занятий и, как следствие, получения ими глубоких знаний, твердых навыков и умений в управлении подчиненными объединениями и соединениями в будущей служебной деятельности. ¡И

ЛИТЕРАТУРА

1. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 15 сентября 2014 года № 670 «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 „Об образовании в Российской Федерации"».

2. Руководство по организации и ведению образовательного процесса Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. - М.: ВАГШ, 2004.

3. Частная методика преподавания учебных дисциплин по курсу кафедры «Строительство и применение ВКС». - М.: ВАГШ, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.