Научная статья на тему '"ВЫПУСКНИК" ПРОШЕЛ ПРОВЕРКУ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СЛУШАТЕЛЕЙ ВАГШ ВС РФ'

"ВЫПУСКНИК" ПРОШЕЛ ПРОВЕРКУ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СЛУШАТЕЛЕЙ ВАГШ ВС РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВИРТУАЛЬНОЕ БОЕВОЕ ПРОСТРАНСТВО / SOFTWARE / EDUCATIONAL PROCESS / INFORMATIONAL- EDUCATION ENVIRONMENT / VIRTUAL COMBAT ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Выговский Игорь Иванович, Степанишин Николай Сергеевич

В статье на основе обобщения результатов теории и практики военного образования рассмотрены проблемные вопросы применения программного обеспечения в образовательном процессе слушателей Военной академии Генерального штаба ВС РФ. Предложены практические рекомендации по их решению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Выговский Игорь Иванович, Степанишин Николай Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GRADUATE PASSED THE TEST ACTUAL QUESTIONS IN EDUCATIONAL PROCESS SOFTWARE PROVIDING OF THE MILITARY ACADEMY OF THE RF ARMED FORCES’ GENERAL STAFF

The article considers Actual questions in educational process Software providing of the Military Academy of the RF Armed Forces’ General Staff which are based on military education theory and practice. Decisions are proposed to be implemented.

Текст научной работы на тему «"ВЫПУСКНИК" ПРОШЕЛ ПРОВЕРКУ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СЛУШАТЕЛЕЙ ВАГШ ВС РФ»

Т I Г11

х ж | | |

1 лшйк

iffi

ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ

И.И. ВЫГОВСКИЙ, I. VIGOVSKY,

Н.С. СТЕПАНИШИН N. STEPANISHIN

«ВЫПУСКНИК» ПРОШЕЛ ПРОВЕРКУ

THE GRADUATE PASSED THE TEST

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СЛУШАТЕЛЕЙ ВАГШ ВС РФ

ACTUAL QUESTIONS IN EDUCATIONAL PROCESS SOFTWARE PROVIDING OF THE MILITARY ACADEMY OF THE RF ARMED FORCES' GENERAL STAFF

Сведения об авторах: Выговский Игорь Иванович - старший научный сотрудник НИЛ кафедры оперативного искусства ВАГШ ВС РФ, полковник запаса, доктор военных наук, доцент (г. Москва);

Степанишин Николай Сергеевич - научный сотрудник НИЛ кафедры оперативного искусства ВАГШ ВС РФ, полковник в отставке, кандидат военных наук, старший научный сотрудник (г. Москва).

41*

Аннотация. В статье на основе обобщения результатов теории и практики военного образования рассмотрены проблемные вопросы применения программного обеспечения в образовательном процессе слушателей Военной академии Генерального штаба ВС РФ. Предложены практические рекомендации по их решению.

Ключевые слова: программное обеспечение, образовательный процесс, единая информационно-образовательная среда, виртуальное боевое пространство.

Information about the authors: Igor Vigovsky - Senior Researcher of the Operation Subdepartment Research Laboratory of the Military Academy of the RF Armed Forces' General Staff, Colonel (res.), D. Sc. (Mil.), Associate Professor (Moscow); Nick Stepanishin - Senior Researcher of the Operation Subdepartment Research Laboratory of the Military Academy of the RF Armed Forces' General Staff, Colonel (ret.), Cand. Sc. (Mil.), Senior Researcher (Moscow ).

Summary. The article considers Actual questions in educational process Software providing of the Military Academy of the RF Armed Forces' General Staff which are based on military education theory and practice. Decisions are proposed to be implemented.

Keywords: software, educational process, informational- education environment, virtual combat environment.

Подготовка квалифицированных военных кадров и совершенствование системы военного образования являются одними из приоритетных задач Министерства обороны и важнейшими направлениями обеспечения обороноспособности Российской Федерации.

Эффективность решения этих задач обусловлена развитием теории и практики военного искусства, предусматривает применение

инновационных методов обучения. Так, в условиях цифровизации Вооруженных Сил РФ, все более проявляется зависимость хода и исхода различных форм вооруженной борьбы от умения органов военного управления использовать передовые информационные технологии.

Поэтому образовательные процессы высших военно-учебных заведений должны учитывать перспективные формы, способы

и средства вооруженной борьбы, инновационные технологии и современное программное обеспечение автоматизированного обучения.

В соответствии с Программой развития Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации» на период до 2020

года совершенствование образовательного процесса слушателей академии предусмотрено с применением цифровых информационных технологий, основу которых составляет соответствующее программное обеспечение.

Общие требования к применению программного обеспечения для автоматизации обучения определены единым стандартом информационно-образовательной среды военно-учебного заведения Минобороны России. Они регламентируют программную реализацию в образовательном процессе слушателей академии следующих процессов:

- интеграцию различных программных продуктов, модулей и подсистем в целях их совместной работы;

- автоматизированное формирование фондов основной литературы на основании данных федеральных государственных образовательных стандартов и квалификационных требований;

- поиск образовательных ресурсов по военной специальности (специализации), дисциплинам, факультетам, кафедрам;

- хранение и использование учебно-методических материалов различного грифа секретности;

- разграничение доступа к образовательным ресурсам через личные кабинеты научно-педагогических работников и слушателей;

- оценку качества подготовки слушателей на основе анализа их успеваемости.

Выполнение перечисленных выше требований осуществлялось в ходе опытно-конструкторских работ «Спектр -ВАГШ», «Выпускник-ВАГШ».

Актуальными вопросами применения программного обеспечения в образовательном процессе слушателей Военной академии Генерального штаба ВС РФ (ВАГШ) в настоящее время являются:

• создание единой информационно-обучающей среды для обеспечения подготовки, проведения и

контроля различных форм занятий (исследований);

• организация применения программного обеспечения единой информационно-обучающей среды;

• компьютерное моделирование и проведение оперативных расчетов для формирования умений и навыков слушателей, в том числе для разработки курсовых и выпускных квалификационных работ.

Создание единой информационно-обучающей среды позволит обеспечить подготовку и проведение компьютерных форм обучения, а именно компьютерных военных игр, компьютерных групповых оперативных летучек, компьютерных групповых упражнений, а также проведение компьютерных исследовательских мероприятий.

Такая среда должна позволять создавать военно-политическую, стратегическую (оперативную) и другие виды обстановки и обеспечивать для преподавательского состава, научных работников и слушателей ВАГШ информационно-расчетную поддержку принятия решений по вопросам военной политики, строительства ВС, подготовки и ведения различных форм военных действий стратегического и оперативного масштаба, планирования различных видов обеспечения ВС, а также прогнозировать их развитие.

На основе единой информационно-обучающей среды необходимо интегрировать информационные, расчетные задачи и модели, обеспечивающие формирование текущей военно-политической, стратегической (оперативной) обстановки и отображение ее динамики на автоматизированных рабочих местах должностных лиц учебных коллективов создаваемых органов военного управления и руководства компьютерного учения (летучки).

Единая информационно-обучающая среда состоит из 4-х компонентов:

• рабочего пространства пользователя;

лизетято

СТИ

1 м^^п'пп^1

• системы информационно-расчетной поддержки принятия решения;

• единого виртуального боевого пространства;

• единого геостратегического пространства.

Рабочее пространство пользователя включает АРМ, на которые установлены подсистемы:

• организации компьютерных форм подготовки (ОКФП);

• математического моделирования военных действий (ММВД);

• организации компьютерного исследовательского мероприятия (ОКИМ);

• организации работы, логико-аналитической и информационно-расчетной поддержки деятельности должностных лиц учебных коллективов органов военного управления (ОРИРП);

• обеспечения информационного взаимодействия (ОИВ).

Система информационно-расчетной поддержки принятия решения включает информационно-расчетные задачи оценки военно-политической (стратегической) обстановки, противника, местности, радиоэлектронной и РХБ обстановки, основных видов оперативного обеспечения, а также моделирующую систему.

Моделирующая система, в свою очередь, включает имитационную модель виртуального боевого пространства и аналитические модели операций (боевых действий) Сухопутных войск, действий авиации и ПВО.

Ядром единой информационно-образовательной среды следует рассматривать единое виртуальное боевое пространство, которое охватывает наземную, надводную, подводную, воздушную и космическую сферы вооруженной борьбы и включает объекты моделирования боевых, обеспечивающих и специальных действий.

Единое виртуальное боевое пространство представляет исходные данные имитационным моделям объектов вооруженного противо-

Схема. Модель представления исходных данных единого виртуального боевого пространства

борства, необходимые им для функционирования алгоритма военных (боевых) действий (см. схему).

Именно данная модель должна быть положена в основу подготовки и проведения групповых упражнений, практических занятий и оперативных летучек.

Предназначение математической модели района военных (боевых) действий - подготовка и представление исходных данных для моделирования военных (боевых) действий.

Должностное лицо, используя в качестве геоподосновы электронную карту района операции (боевых действий), имитационные модели воинских формирований, объектов инфраструктуры и промышленности, рассчитав характер их разрушений с учетом конкретных физико-географических и метеорологических условий местности, получает на выходе рабочую карту (карту исходной обстановки).

Основу подсистемы ОРИРП составляет комплекс программ на применение группировок войск (сил).

Информационно-телекоммуникационная инфраструктура единого виртуального боевого пространства размещается на центре военных игр ВАГШ ВС РФ.

Для организации применения программного обеспечения единой информационно-обучающей среды на временной основе может создаваться авторский коллектив, формируемый из научно-педагогических работников кафедр и научных подразделений академии, а также обслуживающего комплексы средств автоматизации инженерно-технического состава. Этот коллектив по предназначению является штабом руководства учебным мероприятием (занятием) и может состоять из функциональных групп, должностные лица которых могут выполнять различные задачи как в ходе подготовки, так и в ходе проведения занятий.

Подготовка учебного мероприятия (занятия) авторским коллекти-

вом с применением имитационной модели виртуального боевого пространства включает формирование:

• функционала и конфигурации автоматизированных рабочих мест (АРМ) должностных лиц учебных коллективов органов военного управления (УК ОВУ) и руководства обучением;

• учебной модели военно-политической, стратегической (оперативной) обстановки;

• пакета электронных документов (задание, учебно-методическое пособие, план проведения, электронная карта и др.);

• основных документов по организации работы УК ОВУ (график работы, календарный план подготовки, табель срочных донесений и др.).

При необходимости проводятся расчеты (моделирование) с использованием СППР и аналитических моделей боевых действий.

Затем до обучаемых должностных лиц УК ОВУ доводятся исходные данные по занятию (данные учебной обстановки).

Для формирования сценария занятия преподаватель (руководитель занятия) самостоятельно или по указанию штаба руководства (если он создается) определяет район (регион) и необходимую обстановку и дает указания на выбор из геоинформационной системы участка электронной карты и вводит или дает указания на ввод данных обстановки (группировок войск, объектов экономики, инфраструктуры

и др., необходимых для проведения занятия элементов).

Обстановка или ее часть могут быть взяты из базы данных по ранее проведенным занятиям или военным играм. Для уменьшения времени подготовки непосредственно к конкретным занятиям в академии может быть организован процесс создания банка вариантов обстановки, охватывающих наиболее вероятные и характерные ситуации для Вооруженных Сил РФ и государства в целом, формирований и группировок других государств. Состав и полнота обстановки каждого варианта при этом будут зависеть от вида занятия, его целей (задач) и рассматриваемых учебных вопросов.

Преподаватель формирует общий сценарий занятия, для чего определяет взаимоотношения между обучаемыми, если они выступают в роли различных должностных лиц, то есть устанавливает порядок получения данных, проведения расчетов или моделирования и обмена данными (при необходимости разрабатываются формализованные документы). При этом могут использоваться уже готовые разработанные и находящиеся в базе данных графики (или их элементы) работы должностных лиц органов управления при подготовке операций или при других видах деятельности, а также формализованные документы. Готовые графики и их элементы могут корректироваться

преподавателем исходя из целей и содержания занятия.

Занятие должно готовиться таким образом, чтобы обучаемые не тратили время на ввод данных исходной обстановки. Они ее должны изучать непосредственно с началом занятия или заблаговременно (исходя из вида занятия) на автоматизированных рабочих местах должностных лиц, обязанности которых они исполняют, используя различные режимы отображения (на карте, в табличной форме, и текстуально - тексты директив, приказов, справок и заранее отработанных формализованных документов). Обстановка также может изучаться на экранах коллективного пользования.

Обучаемые при подготовке к занятию формируют (выбирают, корректируют) основные документы по организации работы УК ОВУ (задание, график работы, календарный план подготовки, электронная карта и др.), а также проводят необходимые расчеты (моделирование) с использованием СППР и моделей виртуального боевого пространства.

Преподаватель (руководитель) в ходе учебного мероприятия (занятия):

• управляет оперативным временем, процессом моделирования путем его запуска, приостановки, редактирования исходных данных, возобновления (завершения) с отображением складывающейся обстановки и выводом информации с любого АРМ должностного лица наСОИКП;

• контролирует действия обучаемых при подготовке операции и в ходе управления подчиненными войсками, состояние и своевременность выполнения мероприятий, полноту и своевременность разработки документов обучаемыми;

• готовит материалы для разбора занятия с оценкой деятельности и принимаемых обучаемыми должностными лицами решений и оценкой уровня подготовки УК ОВУ в целом.

Обучаемые в ходе занятия:

• разрабатывают графические и текстовые документы и производят их обмен;

• проводят моделирование, коллективное решение ИРЗ с использованием СППР и виртуального боевого пространства;

• управляют боевыми действиями в операции в масштабе времени, близком к реальному.

Получая указания преподавателя, других обучаемых, находящихся в должностях и установленных преподавателем отношениях, обучаемые изучают отданные им распоряжения, уясняют задачи, оценивают обстановку и выдают свои предложения, замыслы, решения и другие данные согласно сценарию занятия. При этом они, в зависимости от исполняемой должности, имеют возможность:

• вызывать на свой АРМ любую (например, на АРМ командующего войсками или начальника штаба фронта) или только частную (для начальников родов войск и служб) обстановку;

• решать все или только частные расчетные задачи, необходимые для разработки поставленных в сценарии занятия вопросов;

• вызывать формализованные документы и вставлять в них получаемые при анализе обстановки и проведении расчетов цифровые и другие данные и представлять разработанные документы на АРМ обучаемых, исполняющих обязанности других должностных лиц.

Преподаватель (руководитель занятия и другие должностные лица штаба руководства) имеют возможность на своих АРМ контролировать деятельность обучаемых, получаемые ими при расчетах результаты и разрабатываемые документы.

При необходимости проведения моделирования в имитационно-мо-делирующей среде обучаемые, исполняющие обязанности соответствующих должностных лиц, отдают указания личному составу

ЛИЗСЩфГГП

ЦВИ на ввод данных для моделирования, установку режима моделирования и выдачу необходимых результатов. Личный состав ЦВИ вводит данные, проводит моделирование и выдает обучаемым или преподавателю (руководителю и (или) другим должностным лицам штаба руководства) результаты, которые далее используются в ходе разработанного сценария занятия. При этом процесс моделирования варианта замысла или решения на применение группировки войск (сил) осуществляется в едином виртуальном боевом пространстве. При необходимости наиболее важные фрагменты обстановки на определенных этапах действий могут моделироваться и отображаться в трехмерном виде.

При этом ФПС АД ЦВИ обеспечивает:

1) контроль действий обучаемых должностных лиц при подготовке военных действий и в ходе управления подчиненными войсками с помощью ППС ОКФП;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) контроль состояния и своевременности выполнения мероприятий обучаемыми должностными лицами с помощью ППС ОРИРП;

3) контроль полноты и своевременности разработки документов обучаемыми должностными лицами с помощью ППС ОКФП;

4) подготовку материалов для разбора занятия с оценкой деятельности и принимаемых обучаемыми должностными лицами решений и оценкой уровня подготовки УК ОВУ в целом с помощью ППС ОКФП.

По выданным обучаемыми предложениям, результатам расчетов и решениям преподаватель имеет возможность оценивать обучаемых.

Апробация специального программного обеспечения, разработанного в рамках ОКР «Выпускник - ВАГШ» с участием кафедры оперативного искусства, проходила в ходе подготовки и проведения стратегической и армейской КШВИ, проводимой на ЦВИ ВАГШ ВС РФ. +

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.