Научная статья на тему 'ИНТЕНСИВНОСТЬ ПРИ МИНИМУМЕ ЗАТРАТ ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ВОЕННЫХ ВУЗАХ В ФОРМАТЕ МЕЖГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

ИНТЕНСИВНОСТЬ ПРИ МИНИМУМЕ ЗАТРАТ ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ВОЕННЫХ ВУЗАХ В ФОРМАТЕ МЕЖГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / МЕЖГРУППОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вдовин Александр Владимирович

Рассмотрены подходы к повышению эффективности обучения привлечением потенциала обучающихся в формате межгруппового взаимодействия. Предложен авторский взгляд на избирательную последовательность видов взаимообусловленных учебных занятий, методов их проведения и межгрупповую реализацию образовательных продуктов (продуктов учебной деятельности).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вдовин Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTENSITY AT THE LOWEST COST IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF TRAINING IN MILITARY UNIVERSITIES IN THE FORMAT OF INTERGROUP INTERACTION

The approaches to increasing the effectiveness of training by attracting the potential of students in the format of intergroup interaction are considered. The author's view on the selective sequence of types of interdependent training sessions, methods of their conduct and intergroup implementation of educational products (products of educational activities) is proposed.

Текст научной работы на тему «ИНТЕНСИВНОСТЬ ПРИ МИНИМУМЕ ЗАТРАТ ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ВОЕННЫХ ВУЗАХ В ФОРМАТЕ МЕЖГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

А.В. ВДОВИН A.V. VDOVIN

ИНТЕНСИВНОСТЬ ПРИ МИНИМУМЕ ЗАТРАТ

INTENSITY AT THE LOWEST COST

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ВОЕННЫХ ВУЗАХ В ФОРМАТЕ МЕЖГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

IMPROVING THE EFFECTIVENESS OF TRAINING IN MILITARY UNIVERSITIES IN THE FORMAT OF INTERGROUP INTERACTION

Сведения об авторе. Вдовин Александр Владимирович - научный сотрудник Военного института (управления национальной обороной) Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации, полковник запаса, кандидат военных наук, доцент (г. Москва).

Аннотация. Рассмотрены подходы к повышению эффективности обучения привлечением потенциала обучающихся в формате межгруппового взаимодействия. Предложен авторский взгляд на избирательную последовательность видов взаимообусловленных учебных занятий, методов их проведения и межгрупповую реализацию образовательных продуктов (продуктов учебной деятельности).

Ключевые слова: эффективность обучения, межгрупповое взаимодействие, образовательный процесс, интенсификация подготовки.

Information about the author. Alexander Vdovin - Researcher at the Military Institute (National Defense Administration) Military Academy of the General Staff of the Armed Forces of the Russian Federation, Colonel of the Reserve, Candidate of Military Sciences, Associate Professor (Moscow).

Summary. The approaches to increasing the effectiveness of training by attracting the potential of students in the format of intergroup interaction are considered. The authors view on the selective sequence of types of interdependent training sessions, methods of their conduct and intergroup implementation of educational products (products of educational activities) is proposed.

Keywords: learning efficiency, intergroup interaction, educational process, training intensification.

Говоря о выборе путей повышения эффективности обучения, как наиболее важном направлении обеспечения качества образования, необходимо отметить, что одной из причин современного реформирования системы образования является изменение социального заказа общества, направленного на творческое развитие объектов обучения. На современном этапе развития системы образования и общества в целом всё в большей степени требуются специалисты, обладающие творческим мышлением с опорой на существующую область знаний, способностью ана-

лизировать нестандартные ситуации и принимать обоснованные решения в условиях дефицита времени.

В последние годы государство, выступающее заказчиком подготовки военных специалистов, последовательной унификацией и совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлениям и специальностям подготовки с целеполаганием «формировать способность» и компетентностью обучающихся в качестве достигаемого результата достаточно

активно нацелено на реализацию их личностного потенциала. Отечественными учёными и педагогами разработано значительное количество рекомендаций по повышению качества образования, часть из которых достаточно эффективно реализуется в образовательных процессах военных вузов. В то же время указанные процессы по-прежнему в основном ориентированы на освоение существующего опыта познавательной деятельности и способов его реализации, что существенно ограничивает потенциал традиционной ассоциативно-рефлектор-

ной теории обучения, реализуемой в ходе поэтапного формирования умственных действий. При этом традиционно недооцененным и недовостребованным остаётся собственный потенциал обучающихся, являющихся носителями разностороннего войскового и личного, в том числе боевого, опыта.

Одним из направлений повышения эффективности обучения слушателей и курсантов в образовательной деятельности военных вузов выступает межгрупповое взаимодействие подготавливаемых специалистов при освоении ими профильных областей специализаций в специальностях подготовки. Указанное направление учебной деятельности в современной педагогике существует по большей части как вид взаимосвязи и взаимовлияния объектов образовательного процесса, основанный на управлении преподавателем учебно-познавательной деятельностью групп слушателей и курсантов (проектные, деятель-ностные, научные и др.) и организации коммуникации между ними. Речь при этом идёт о временных, ситуативных коллективах для выполнения определённых задач (заданий) в рамках одного учебного подразделения (группы, взвода) на занятии в формате «пре-

подаватель - внутренние учебные коллективы» или «рабочая группа - рабочая группа».

В границах же настоящей статьи предлагается авторский подход к межгрупповому взаимодействию в образовательной деятельности военных вузов, как форме учебной (познавательной) коммуникации штатных учебных групп слушателей (курсантов) с взаимообусловленной служебной специализацией, взаимореализацией образовательных продуктов по направлениям предстоящей профессиональной деятельности. Форматом учебного сотрудничества при этом выступает взаимодействие в среде «учебная группа - преподаватель (кафедра) -учебная группа» как правило в рамках учебной дисциплины.

Рассмотрим указанный подход на примере слушателей групп повышения квалификации «организация межведомственного взаимодействия (МВВ)» и «экс-пертно-аналитическая деятельность (ЭАД)», осуществляющих подготовку в Военном институте (управления национальной обороной) ВАГШ ВС РФ по заявке Национального центра управления обороной Российской Федерации.

Так, например, межгрупповое взаимодействие руководителей (МВВ) и экспертов-аналитиков

(ЭАД) при освоении ими модуля управления в кризисных ситуациях целесообразно реализовать во взаимообусловленной последовательности прохождения ими учебных занятий согласно таблице 1.

Педагогические технологии при этом призваны обеспечить овладение слушателями установленными компетенциями профессиональной деятельности через технологию сотрудничества в рамках единой информационной обстановки, как показано в таблице 2.

При таком подходе интенсификация подготовки заявленных специалистов достигается разработкой по итогам каждого занятия установленных выходных (отчётных) материалов учебной деятельности, служащих основой (исходными данными) для последующего освоения темы слушателями смежной группы согласно таблице 3.

Подобный формат проведения учебных занятий практиковался автором и в Общевойсковой академии Вооружённых Сил Российской Федерации с привлечением кафедр, ответственных за специализации подготовки слушателей в рамках специальности «Управление общевойсковыми частями и соединениями» через структурированную последовательность проведения за-

Таблица 1

Структура взаимодействия групп слушателей МВВ и ЭАД

Уч. гр. Виды учебных занятий при освоении дисциплины

Группа межведомственного взаимодействия Л СРРП ч с пз. (аналит. урок) ПЗ (ролевая игра) ПЗ (деловая игра) 4

Группа экспертно-аналитической деятельности Л (уч. вопрос) СРРП ч > с ПЗ. (аналит. урок) * \ ПЗ (деловая игра)

Примечание. Стрелками показаны направления внедрения продуктов учебной деятельности обучающихся на текущих занятиях для проведения последующих

Рис. (начало). Межгрупповое взаимодействие в ОВА, вариант

Рис. (окончание). Межгрупповое взаимодействие в ОВА, вариант

нятий на основном (командном) факультете и факультете родов войск.

Так, например, при проведении семинара ВПД.14 «Применение ТакВД в наступлении мотострелковой бригады» слушатели командного факультета проводили решение ситуационных задач прямым (от возможностей своих войск) и обратным (от возможностей противника) расчётами с определением сроков сосредоточения десанта в ИРД и готовности его к десантированию, а также времени начала высадки и выполнения боевой задачи. Исходные данные для решения слушателями ситуационных задач вручались им согласно общей и частной обстановок последующей по ходу прохождения дисциплины учебной задачи согласно кафедральным вариантам решения.

Результаты решения на семинаре слушателями общевойсковых групп ситуационных задач размещались в электронной базе данных академии и служили исходными

данными слушателям групп ВДВ для последующего группового занятия по той же дисциплине на тему «Применение ТакВД на учениях», как показано на рис.

При этом слушателями групп ВДВ на групповом занятии проводился анализ целесообразности и достоверности полученных слушателями общевойсковых групп на семинаре результатов решения задач с последующим размещением скорректированных решений в прежних сетевых папках для обсуждения с ними результатов их учебной деятельности и целесообразности принятых решений.

Затем при обосновании слушателями общевойсковых групп принятых решений на применение ТакВД в рамках групповых упражнений учебной задачи «Организация применения ТакВД в наступлении мсбр» организовывалось и проводилось сравнение сроков выполнения десантом задач по задаче с результатами проведённых

ими (пофамильно») на семинаре расчётов и материалами анализа групп ВДВ с подведением итогов их деятельности и выработкой рекомендаций по организации работы на пункте управления в контексте создания и боевого применения такого элемента боевого порядка, как тактический воздушный десант.

Указанный подход показал эффективность межгрупповой учебной деятельности слушателей различных специализаций, осуществляющих подготовку в рамках единой специальности и имеющих целевую направленность профессиональной деятельности в интересах общевойскового командира через рассмотрение и обоснование альтернативных точек зрения на решение задач предстоящей профессиональной деятельности.

Повышение эффективности обучения при этом характеризуется качественным ростом сформированности у слушателей и курсантов универсальных

Таблица 2

Взаимообусловленность педагогических технологий проведения учебных занятий в группах слушателей МВВ и ЭАД

Уч. гр. Лекция СРРП Семинар ПЗ ПЗ ПЗ

Группа межведомственного взаимодействия Проблемное изложение материала (провокация) Инд. разр-ка опорной схемы (алгоритма) Круглый стол с дуэльным рассмотрением материала Разбор решений должн. лиц в кризисной ситуации Ролевое решение ситуационной задачи («кейса>^ Формирование моделей ^персонал, и коллект. поведения -защита проекта

Группа экспертное аналитической деятельности Провокация (запланир. ошибки) > Инд. формир. исх. данных (баз)для экспертной оценки ^ Обмен^ опытом, анализ конкретных ситуаций (согласно алгоритму гр. MBB) Формиров. материалов экспертн. оценки н подг-ка предлож-й в решение

Таблица 3

Выходные (отчётные) материалы учебной деятельности специалистов по кризисным ситуациям при освоении раздела (темы)

Уч. гр. Лекция СРРП Семинар ПЗ ПЗ ПЗ

Группа межведомственного взаимодействия Конспект Алгоритм работы дежурной смены \ Опорная схема (график) взаимодействия * Дорожная карта (план) решения кризисной ситуации Запросы на формиров-е предложений в решение jr V, Заполненный формуляр коллективн. решения

Группа экспертно-аналитической деятельности Конспект ¿г* Структура базы экспертн. оценки Ч / График работы должн. лиц Базы данных для экспертной оценки * ? Предложения в решение

компетенций предстоящей профессиональной деятельности, в частности таких, как системное и критическое мышление, командная работа и лидерство, коммуникация, самоорганизация и саморазвитие, при минимизации затрат к формированию учебных материалов для подготовки и проведения взаимообусловленных учебных занятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Неборский, Е.В. Образование будущего: ключевые педагогические инновации и тенденции в развитии образовательной среды [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Науковедение». № 2. http://naukovedenie. ru/PDF/ 166PVN215. pdf, 2015.

2. Вдовин, А. В. Индивидуализация подготовки командных кадров в системе непрерывного образования: монография. - М.: ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ», 2015.

3. Вдовин, А.В., Орлов, МИ. Анализ опыта проведения и контроля занятий передовых зарубежных и отечественных ВУЗов: монография.- М.: ВИ (УНО) ВАГШ ВС РФ, 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.