Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЬ УСТОЙЧИВОСТЬ КОМАНДИРА ВОЕННАЯ ИГРА - КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ТАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КУРСАНТОВ'

ВОСПИТАТЬ УСТОЙЧИВОСТЬ КОМАНДИРА ВОЕННАЯ ИГРА - КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ТАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КУРСАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ВОЕННАЯ ИГРА / СЕМИНАР / ТАКТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА / ГРАФИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ / ПЛАН СЕМИНАРА / ДИСКУССИЯ / МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуркин Александр Иванович, Чижов Михаил Александрович

В статье раскрывается методика подготовки и проведения семинара методом военной игры по учебной дисциплине «Тактика», показаны пути и методические приёмы развития тактического мышления курсантов - будущих офицеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гуркин Александр Иванович, Чижов Михаил Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTIVATE THE STABILITY OF THE COMMANDER WAR GAME - THE TECHNIQUE OF DEVELOPMENT OF CADET TACTICAL THINKING

The article deals with the training procedure of the seminar by way of a war game on Tactics. It highlights the ways and techniques of development of cadet tactical thinking as future officers

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЬ УСТОЙЧИВОСТЬ КОМАНДИРА ВОЕННАЯ ИГРА - КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ТАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КУРСАНТОВ»

J : 1 =Г ¡^ u ! 111 ;

;* II 1 TGrtl ■ 1 1 ш L

А.И. ГУРКИН, М.А. ЧИЖОВ

A.I. GURKIN, M.A. CHIZHOV

ВОСПИТАТЬ УСТОЙЧИВОСТЬ КОМАНДИРА

CULTIVATE THE STABILITY OF THE COMMANDER

ВОЕННАЯ ИГРА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ТАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КУРСАНТОВ WAR GAME THE TECHNIQUE OF DEVELOPMENT OF CADET TACTICAL THINKING

Сведения об авторах: Гуркин Александр Иванович - доцент кафедры тактики Дальневосточного высшего общевойскового командного ордена Жукова училища имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского, полковник, доцент, почётный работник высшего профессионального образования (г. Благовещенск. E-mail: vip.gurkin@inbox.ru);

Чижов Михаил Александрович - преподаватель кафедры тактики Дальневосточного высшего общевойскового командного ордена Жукова училища имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского, майор (г. Благовещенск. E-mail: chizhovmike@mail.ru).

Аннотация. В статье раскрывается методика подготовки и проведения семинара методом военной игры по учебной дисциплине «Тактика», показаны пути и методические приёмы развития тактического мышления курсантов - будущих офицеров.

Ключевые слова: тактическое мышление, военная игра, семинар, тактическая обстановка, графическое задание, план семинара, дискуссия.

Information about the authors: Alexander Gurkin - Associate Professor of the Department of Tactics of the Far Eastern Higher Combined Arms Command Order of Zhukov of the School named after Marshal of the Soviet Union K.K. Rokossovsky, Colonel, Associate Professor, Honorary Worker of Higher Professional Education (Blagoveshchensk. E-mail: vip.gurkin@inbox.ru);

Mikhail Chizhov - teacher of the Department of Tactics of the Far Eastern Higher Combined Arms Command Order of Zhukov School named after Marshal of the Soviet Union K. K. Rokossovsky, Major (Blagoveshchensk. E-mail: chizhovmike@mail.ru).

Summary. The article deals with the training procedure of the seminar by way of a war game on Tactics. It highlights the ways and techniques of development of cadet tactical thinking as future officers.

Keywords: tactical thinking, a war game, a workshop, tactical environment, a graphic job, a plan of a seminar, discussion.

Тактическое мышление обеспечивает познание боевой обстановки как при подготовке, так и в ходе ведения боевых действий. Поскольку тактическая задача выполняется не только в проблемной, но и в опасной ситуации, тактическое мышление зависит от общей устойчивости личности командира, его установок, потребностей, интересов, чувств, воли, знаний.

Не затрагивая всех граней тактического мышления, мы хотим высказать своё мнение о его развитии при проведении учебных занятий по дисциплине «Тактика», значимость которого в настоящее время бесспорна.

Опыт проведения семинаров, на которых основным методом обучения является игровой, показывает, что их следует проводить в форме практического занятия или груп-

пового упражнения с учётом опыта локальных войн и вооружённых конфликтов.

Наибольший эффект от семинара, проводимого методом военной игры, будет в том случае, когда тщательно продуман и доведён до обучающихся замысел проведения военной игры по каждому рассматриваемому вопросу, создана тактическая обстановка, максимально приближённая к боевой, и подго-

товлено графическое задание на подготовку обучающихся к военной игре.

В замысле проведения военной игры (см. приложение 1) указываются тема проведения военной игры

для своих войск и войск противника, учебные и воспитательные цели для обучающихся, время, учебно-материальное обеспечение занятия, отрабатываемые проблемные вопросы (ситуационные

задачи) с приложением графически оформленной исходной обстановки, вариантов решения командиров сторон по исходной обстановке и обстановке, сложившейся при ведении боевых действий.

Приложение 1 Замысел игры

ЗАМЫСЕЛ

проведения семинара (военной игры) по дисциплине «Тактика» (вариант)

ТЕМА

«ЗАПАДНЫЕ»

Ведение мотопехотным батальоном наступления

«ВОСТОЧНЫЕ»

Организация и ведение мотострелковой ротой оборонительного боя

I. Учебные и воспитательные цели:

1. Углубленно изучить, закрепить и проверить теоретические знания обучающихся по основам наступления мотопехотного батальона противника, проблемам организации и ведения обороны мотострелковой ротой.

2. Дать обучающимся необходимые практические навыки к предстоящим групповым и тактическим занятиям по оценке действий противника, организации и ведению обороны мотострелковой ротой.

3 . Воспитывать у обучающихся инициативу, самостоятельность, активность в ходе дискуссии, формировать твёрдые командирские навыки, развивать творческое тактическое мышление.

II. Время: 180 мин .

III. Метод: военная игра.

V. Учебно-материальное обеспечение:

1. Технические средства обучения ... .

2. Наглядные пособия. . .

3 . Материальное обеспечение ...

VI. Отрабатываемые проблемные вопросы (ситуации):

1. Основы наступления мотопехотного батальона и обороны мотострелковой роты. Отрабатывается по исх. обстановке на 09.00 «Д».

Продолжительность - 40 мин (с 09.10 до 09.50) .

2. Организация обороны мотострелковой роты с началом наступления противника . Отрабатывается по исходной обстановке на 09.00 «Д». Продолжительность - 70 мин (с 09.50 до 11.00).

3 . Ведение оборонительного боя мотострелковой роты с превосходящим противником . Отрабатывается по обстановке на 12 .00 и 14 .00 «Д». Продолжительность - 70 мин (с 11. 00 до 12 .10) .

Приложение 2 Графическое задание

ГРАФИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на подготовку курсантов к семинару (военной игре) по дисциплине «Тактика» (вариант)

ТЕМЫ:

ПРОТИВНИК

Ведение мотопехотным батальоном наступления

СВОИ ВОЙСКА

Организация и ведение мотострелковой ротой оборонительного боя

Вопросы, на которые должны ответить курсанты за противника

Время докладов (действий)

на занятии (в ходе игры), мин

Время докладов (действий) на занятии

(в ходе игры), мин

Вопросы, на которые должны ответить курсанты за командира 7 мср

1. Обосновать боевые возможности мпб и показать графически на карте содержание его боевых задач в зависимости от места в боевом порядке бригады:

- показать графически и обосновать способы перехода мпб в наступление, его боевые возможности и ширину фронта наступления;

- показать графически и обосновать содержание боевых задач мпб в зависимости от места в боевом порядке бригады.

1. Возможные условия перехода мотострелковой роты к обороне, её возможности и средства усиления:

- показать графически и обосновать условия перехода мср в начале войны и размеры ротного опорного пункта;

- обосновать огневые и маневренные возможности роты, возможные средства усиления и от чего они зависят.

2. Показать графически и обосновать расчётами завершение развёртывания подразделений бтгр и время их выхода к переднему краю обороны 7 мср

10

18 7

2 . Организация обороны в короткие сроки:

- показать графически и обосновать расчётами время на завершение занятия обороны 7 мср и её готовность к отражению наступления противника;

- обосновать последовательность и содержание работы командира 7 мср по обстановке на 9. 00 «Д»;

- доложить решение и отдать боевой приказ по обстановке на 09.00 «Д»;

- в роли командира 7 мср отдать указания по взаимодействию и всестороннему обеспечению оборонительного боя

Графическое содержание проблемных вводных (ситуаций), которые должны решить курсанты

Рис. 1 - Обстановка на 09.00 «Д»

6

6

6

6

5

5

3 . Основные проблемы выхода, развёртывания и одновременного перехода в атаку подразделений мотопехотного батальона:

- обосновать расчётами время выхода мотопехотного батальона к переднему краю обороны мотострелковой роты и возможные потери до перехода в атаку;

- показать графически на карте и обосновать время выполнения боевых задач мотопехотного батальона в наступлении . Место и время ввода в бой второго эшелона (резерва) .

10

3 . Огневое поражение противника при его развёртывании и выходе к переднему краю обороны мотострелковой роты:

- определить направление сосредоточения основных усилий мпб в наступлении . Уточнить боевые задачи подразделениям 7 мср согласно обстановке на 12 .00 «Д»;

- показать графически и обосновать огневое поражение противника до перехода его в атаку;

- определить и обосновать возможные потери мср от огня противника до перехода его в атаку;

- в роли командира 7 мср изложить просьбы к командиру 3 мсб по обстановке на 12 .00 «Д».

Графическое содержание проблемных вводных (ситуаций), которые должны решить курсанты

Рис. 2 - Обстановка на 12 .00 «Д»

4. Ведение наступления мотопехотным батальоном при овладении взводными опорными пунктами роты первого эшелона:

- обосновать необходимую плотность (потребность) в огневых средствах (танки, БМП, орудия и миномёты) для завершения прорыва взводных и ротного опорных пунктов;

- определить и обосновать направление, время и рубежи ввода в бой танкового батальона -второго эшелона мотопехотной бригады и его возможную боевую задачу.

4. Ведение оборонительного боя за удержание взводных опорных пунктов первого эшелона мотострелковой роты:

- изложить и показать графически замысел решения командира 7 мср по обстановке на 14. 00 «Д» и уточнить боевые задачи подразделениям роты;

- посчитать соотношение сил и средств и в роли командира 7 мср изложить порядок применения 3 мсв - второго эшелона роты;

- в роли командира роты отдать указания по взаимодействию.

Графическое содержание проблемных вводных (ситуаций), которые должны решить курсанты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3 - Обстановка на 14 . 00 «Д»

5

4

5

6

2

5

5

4

5

5

В графическом задании (см. приложение 2) отображаются темы для своих войск и войск противника, вопросы, на которые должны ответить обучающиеся за противника и свои подразделения, время докладов (действий) на занятии (в ходе игры), графическое содержание проблемных вводных (ситуаций), которые должны решить обучающиеся.

В тактической обстановке (см. приложение 3) указываются

положение, состав и характер действий противника, своих войск, справочные данные, что исполнить обучающимся к началу военной игры и к чему быть готовым в ходе военной игры.

В плане проведения семинара методом военной игры указываются тема игры, учебные и воспитательные цели, время, место проведения, учебно-материальное обеспечение занятия. Отрабатываемые проблемные вопросы

(ситуации) за противника и свои подразделения, наименование, графическое содержание проблемного вопроса (ситуации), возможные варианты их решения и время.

Военная игра начинается с момента получения обучающимися задания. Вручать задание, как показывает практика, следует не позже 5-7 дней до её проведения. В часы самостоятельной работы обучающиеся знакомятся с замыслом игры, изучают задание и вы-

Приложение3 Тактическая обстановка

ТАКТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА (вариант)

Противник, развязав агрессию, передовыми частями и подразделениями перешёл государственную границу и развернул боевые действия с нашими войсками прикрытия . К 09.00 «Д» противник начал выдвигать ближайшие (тактические) резервы для развития наступления в направлении. . . (схема исходной обстановки) .

Штурмовой авиацией (А-10, А-10А) и боевыми вертолётами (АН-64А, «Апач») противник преимущественно с малых и предельно малых высот наносит удары по боевым порядкам наших войск, применяя обычные, зажигательные средства и высокоточное оружие

В тактической зоне обороны наших войск противником широко применяются тактические воздушные десанты, дистанционное минирование, диверсионно-разведывательные группы, а также активно используются средства радиоэлектронной борьбы . 3 мсб в составе бригады, выйдя в район боевого предназначения, переходит к обороне района с задачей не допустить прорыва противника в направлении . .. (положение батальона показано на схеме).

В ходе выдвижения и занятия обороны батальон подвергся и подвергается ударам авиации, воздействию артиллерии, нападению диверсионно-разведывательных групп противника, а также дистанционному минированию. На 09.00 «Д» в подразделениях батальона потери в личном составе, вооружении, технике и материальных средствах составили 85%.

В 08.00 «Д» командир 7 мср получил по радио от командира 3 мсб боевое распоряжение: 7 мср перейти к обороне опорного пункта (см. схему) и не допустить прорыва противника в направлении: выс . с отм . 463, выс . с отм . 342. Авиация и артиллерия в интересах обороны воспрещают выдвижение, развёртывание, атаку противника и наносят поражение в случае его вклинения в оборону. Оборону занять к 09.00 «Д». Готовность системы огня-10 .00 «Д». Инженерные работы завершить к 21.00 «Д». Кроме того, командиру 7 мср стало известно, что впереди у государственной границы наши мотострелковые подразделения ведут тяжёлые оборонительные бои . Из района: выс . с отм . 338, выс . с отм. 329, выс. с отм . 356, к государственной границе начала выдвижение мотопехотная бригада . В направлении действий 7 мср выдвигается усиленный мотопехотный батальон . По данным разведки начавшие выдвижение части и подразделения противника от ударов авиации и дистанционного минирования понесли около 10% потерь личного состава и техники.

С 09.00 «Д» до 12 .00 «Д» силами старшего командира перед фронтом обороны роты, на стыках с соседями справа и слева будут установлены минно-взрывные заграждения .

Дозаправка танков и пополнение боеприпасов будут производиться с 09.00 «Д» силами бригады. На сутки устанавливаются следующие нормы материальных средств: до начала боя: боеприпасов для танков и БМП - 0,2 бк, для зенитных средств - 1 бк, для стрелкового оружия - 0,2 бк; дизельного топлива - 0,1 запр .; в ходе боя: боеприпасов для танков и БМП-1 бк, для зенитных средств - 1,5 бк, для стрелкового оружия - 1 бк; дизельного топлива - 0,3 запр .

Справочные данные:

- на вооружении 1 мср находятся БМП-2;

- противник по организации армии США, на вооружении находятся БМП М2 «Брэдли» и танки «М1 А2 Абрамс»;

- погода - реальная на день занятия.

К началу семинара (военной игры) исполнить:

- в роли командиров мотопехотного батальона и 7 мср оценить сложившуюся обстановку по оперативному времени на 09.00 «Д», 12 .00 «Д» и 14 .00 «Д»;

- в роли командира 7 мср принять решение на оборону и обосновать его указанными в задании расчётами;

- каждому курсанту отобразить графически решение на картах и обосновать его расчётами по всем рассматриваемым за обе стороны вопросам

В ходе военной игры:

- быть готовым к докладам (действиям) за командиров мотопехотного батальона и 7 мср по каждому рассматриваемому вопросу;

- быть готовым к участию в дискуссии по всем рассматриваемым вопросам .

полняют определённый объем работ по подготовке к семинару, что уже на этом этапе пробуждает обучающихся активно мыслить, учитывая то, что учебные вопросы имеют проблемный характер.

Непосредственно сама военная игра начинается после того, как преподаватель объявит тему, учебные цели и доведёт тактическую обстановку.

В ходе военной игры каждому рассматриваемому учебному вопросу должна сопутствовать конкретная ситуация - проблема, вычлененная из общей части тактической обстановки, созданной на игру. От обучающихся требуется: чётко выделить и сформулировать проблему; проанализировать ее; предложить вариант решения и реализовать её.

В дальнейшем на основании результатов проведённого расчёта времени обучающиеся определяют последовательность и содержание работы командира подразделения, принимают решение, формулируют боевой приказ, готовят указания по взаимодействию и всестороннему обеспечению боевых действий.

Те обучающиеся, которые не принимают участия в розыгрыше проблемного вопроса (или одной из его ситуаций), наблюдают, анализируют действия играющих, в готовности принять участие в дискуссии.

В заключительной части рассмотрения каждого учебного вопроса преподаватель должен организовать обмен мнениями, в котором принимают участие все обучающиеся. В ходе дискуссии они обсуждают правильность и обоснованность расчётов, анализируют принятые решения и их реальность.

Преподаватель также может быть одним из участников дискуссии, однако, как показывает практика, его задача должна заключаться в том, чтобы комментировать и уточнять высказывания обучающихся. Так, в одном случае он лишь систематизирует то, что было высказано обучающимися, или уточняет выдвинутые ими

основные идеи, не становясь на чью-либо сторону, в другом - он может высказать своё мнение, не принижая своим авторитетом мнение других, в третьем - он может чётко указать, что делать только так.

Опыт проведения семинара методом военной игры показывает, что для того, чтобы дискуссия в полной мере вовлекала всех обучающихся, стимулировала их активную познавательную деятельность и способствовала формированию у них творческого мышления, преподавателям необходимо руководствоваться следующими методическими рекомендациями:

- активному участию обучающихся в творческой дискуссии способствует интересная, поучительная, имеющаяся в реальном бою проблемная ситуация;

- дискуссия возможна только в товарищеской, непринуждённой обстановке, когда обучающийся уверен, что неточное или ошибочное суждение в выступлении будет поправлено спокойно, без грубости, окрика и унижения. Преподаватель должен стремиться создать обстановку, располагающую к откровенному разговору. Его не должно смущать то, что мнения у обучающихся могут разойтись, что они допускают неточности и ошибки;

- к вопросам со стороны обучающихся преподавателю следует относиться доброжелательно, так как они являются свидетельством их любознательности, их стремления выяснить, уточнить определённые положения, расширить свои знания;

- в ходе дискуссии обучающиеся могут допускать в высказываниях неточности и ошибки, однако преподавателю не следует самому поправлять их. Методически правильнее будет обратиться к обучающимся: «А что думают товарищи по этому вопросу? Верно ли выступающий освещает данную проблему?»;

- в дискуссии должны участвовать все обучающиеся. Преподава-

телю следует разумно подходить к вопросу, кому первому дать слово по обсуждаемой проблеме. Если первым будет выступать подготовленный курсант, то он может дать исчерпывающий ответ и после него выступающих не будет и дискуссия не получится;

- осуществляя руководство на занятии, преподаватель наряду с «добровольцами» должен вызывать и так называемых «молчунов». Причины пассивности у некоторых обучающихся неодинаковы, поэтому и подход к ним нужен разный.

Таким образом, в ходе военной игры у обучающихся закрепляются знания, формируются некоторые практические навыки, которые будут им необходимы на последующих групповых и тактических занятиях, но всегда в каждом действии обучающихся при анализе обстановки (проблемной ситуации) в общем плане должен стоять вопрос, на который они должны искать ответ.

На каждой военной игре обучающиеся должны выступать в определённых ролях и как бы разыгрывать действия по проблемным ситуациям и в целом по учебным вопросам игры.

Военная игра должна быть направлена на то, чтобы в ходе активного обсуждения был найден ответ на вопрос «почему?». Только тогда можно быть уверенным, что задача решена, поставленные перед военной игрой цели достигнуты, обучающиеся получили навык в практической работе. "

ЛИТЕРАТУРА

1. Вострое В.А. Развитие тактического мышления у курсантов военных училищ. - М.: Воениздат, 1991. С. 66-100.

2. Гришин ВП, Рындя А.В. Некоторые пути развития у слушателей и курсантов творческого мышления при проведении занятий по оперативно-тактической подготовке // Военная мысль, 1989. № 5. С. 46-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.