Научная статья на тему 'РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ'

РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
92
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Курушина О.В., Калинина Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ»

8. Ванина, Е.С. Психолого-педагогические аспекты инновационной деятельности // Интеграция методической (научно-методической работы) и системы повышения квалификации кадров: материалы 9-й Всероссийской научно-практической конференции. - М. - Челябинск, 2008. - С.197-201.

Курушина О.В. ассистент

кафедра коррекционной педагогики

Калинина Н.В. студент 4 курса ОЗО Южный федеральный университет Россия, г. Ростов-на-Дону РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ

НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ Связная речь - наиболее сложная форма речевой деятельности. Связное сообщение представляет собой развернутое высказывание, которое осуществляется логично, последовательно, грамматически правильно. Характеристика связной речи и ее особенностей содержится в ряде трудов современной лингвистической, психолингвистической и специальной методической литературы. Применительно к различным видам развернутых высказываний связную речь определяют как совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое. Особенности развития связной речи изучались Е.А. Бариновой, А.М. Бородич, Т.А. Ладыженской, Е.А. Тихеевой, О.С. Ушаковой и другими учеными. Все авторы указывают, что в формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности.

М.Ф. Гнездилов, Л.Н. Ефименкова, В.Г. Петрова и др. в своих работах отмечают, что становление связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью осуществляется замедленными темпами и характеризуется определенными качественными особенностями.

Особенности связных высказываний во многом определяются и характером заданий (пересказ, рассказ по серии сюжетных картинок, самостоятельный рассказ по представлению и т.д.). Исследования Л.В. Занкова и М.Ф. Гнездилова показали, что количество слов в рассказах по серии сюжетных картинок у детей с интеллектуальной недостаточностью в 2,5 раза больше, чем в рассказах на заданную тему. Авторы объясняют это тем, что серия сюжетных картинок определяет последовательность изображенных событий, их динамику.

По мнению Р.Е. Левиной, особую значимость в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью приобретает формирование умения воспроизводить по памяти подробности виденного, конструировать

предложения со словами прочитанного текста, развивать ритмико-мелодическую сторону речи в ходе работы над текстом. Особое внимание следует уделять развитию связной речи как средству общения [3].

Совершенствование логопедической работы по формированию связной речи у данной категории детей вызывает необходимость изучения связной речи с психолингвистических позиций, т.е. с учетом основных операций порождения связного текста.

Психолингвистический подход рассматривает текст как иерархическое структурное образование, компоненты всех уровней которого имеют смысловой характер, отличаясь друг от друга лишь степенью значимости в общей структуре. Они объединены общей темой, идеей или предметом высказывания, т.е. общей мыслью, которая является реализацией замысла говорящего. Цельность текста, по А.А. Леонтьеву представляет собой, прежде всего смысловое единство [4].

По мнению Н.И. Жинкина, переход к самостоятельному рассказу и пересказу возможен лишь после усвоения отношений предметно-словесных комбинаций [1].

У детей с интеллектуальной недостаточностью нарушен как план содержания, так и план выражения связного текста. Но особенно грубыми и стойкими являются нарушения плана содержания, внутренней (смысловой) программы связного высказывания, что еще более подтверждает необходимость существенной работы над внутренним программированием связного текста.

В логопедической работе по развитию связной речи необходимо учитывать последовательность перехода от ситуативной к контекстной речи. В связи с этим отработка операций порождения связного текста осуществляется сначала на ситуативной речи, а затем на контекстной. Так, сначала предлагается пересказ по серии сюжетных картинок, затем по сюжетной картинке, а в дальнейшем - пересказ текста без наглядности.

Р.И. Лалаева считает, что «система логопедической работы по формированию связной речи должна строится с учетом самостоятельности при планировании серий развернутых высказываний. В связи с этим формирование связной речи проводится в следующей последовательности: 1) пересказ с опорой на серию сюжетных картинок, 2) пересказ по сюжетной картинке, 3) пересказ без опоры на наглядность, 4) пересказ на основе деформированного текста, 5) рассказ по серии сюжетных картинок, 6) рассказ по сюжетной картинке, 7) самостоятельный рассказ» [2].

Таким образом, нарушение речи у детей с интеллектуальной недостаточностью препятствует полноценному общению с людьми, приводит к речевой замкнутости, неуверенности в себе. Поэтому своевременное преодоление нарушений речи - залог успешного обучения детей с интеллектуальной недостаточностью по всем учебным предметам.

Использованные источники:

1. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М. Прсвещение. 2005г. 290с.

2. Лалаева Г.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 2008, 220с.

3. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М., 2008. 379с.

4. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М. академия. 2003г. 230с.

Латушкина Л.Л. старший преподаватель кафедра «Электроэнергетика» ХТИ, филиал СФУ Россия, г. Абакан ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СВОБОДНО РАСПРОСТРАНЯЕМЫХ

ПРОГРАММ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ Аннотация: Статья посвящена рассмотрению вопроса о применении в учебном процессе свободно распространяемых программ при подготовке специалистов и бакалавров по направлению обучения «Электроэнергетика».

Ключевые слова: Программа, учебный процесс, применение ПК, электробезопасность.

Проектируя различные объекты электроснабжения, многие инженеры и другие специалисты, используют программное обеспечение как стандартное, так различных фирм.

В настоящее время в сети интернет появилось много свободно распространяемых программ инженерного направления, помогающим производить расчеты разного направления для инженеров, проектировщиков электрических систем и сетей. Так, например, программа «Акула»[1] позволяет электрику, энергетику:

• произвести расчет устройств заземления;

• подобрать сечение кабелей;

• для напряжения до 1000 вольт рассчитать потери;

• произвести расчет схем освещения и подобрать светильники;

• произвести расчет схем защиты; и многое другое.

Программа BeroesMZ21[2] позволяет для заданного объекта спроектировать молниезащиту и строит зону защиты выбранных молниеотводов. Список таких программ можно продолжать.

Используя такие возможности сети интернет можно сделать весьма интересным учебный процесс. Так, например, для проведения лабораторных работ по дисциплине «Электробезопасность» можно использовать подобные программы в учебном процессе, проводя с помощью их прикидочные расчеты или подбирая защиту того или иного типа.

Достаточно простой интерфейс этих программ не требует особых методических указаний и студент может использовать их при

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.