Педагогика
УДК 376
кандидат психологических наук, доцент Калинина Ольга Валерьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск); магистрант 1 курса, образовательная программа «Организация логопедической работы с лицами, имеющими нарушения речи Неустроева Елена Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)
МОДЕЛЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ
Аннотация. В статье представлены данные теоретического анализа диагностических методик по обследованию связной речи у дошкольников с речевым недоразвитием. Предложена модель комплексной методики диагностики связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Существует много методик изучения связной речи старших дошкольников, но большая часть из них не ориентирована на категорию детей с общим недоразвитием речи третьего уровня. В связи с этим возникает необходимость создания комплексной модели диагностики связной речи старших дошкольников с ОНР III уровня, которая отражала бы специфику структуры их речевого дефекта. Такая модель могла бы найти применение в деятельности практикующих логопедов.
Ключевые слова: логопедическая диагностика, связная речь, старший дошкольный возраст, общее недоразвитие речи.
Annotation. the article presents data from the theoretical analysis of diagnostic methods for the examination of coherent speech in preschool children with speech underdevelopment. A model of a comprehensive method for diagnosing coherent speech in older preschool children with General speech underdevelopment of level III is proposed. There are many methods for studying the coherent speech of older preschoolers, but most of them are not focused on the category of children with General speech underdevelopment of the third level. In this regard, there is a need to create a comprehensive model for the diagnosis of coherent speech of older preschoolers with ONR level III, which would reflect the specifics of the structure of their speech defect. This model could be used in the practice of speech therapists.
Keywords: speech therapy diagnostics, coherent speech, senior preschool age, General speech underdevelopment.
Введение. Перед старшим дошкольником стоит трудная задача подготовки к предстоящему школьному обучению. Для успешного овладения навыками чтения, письма, счета, ребенок должен произносить и различать звуки речи, постепенно осваивать буквы и цифры, уметь логически правильно выразить свою мысль. Все это включается в полноценное развитие психических процессов дошкольника, выражением которого является связная речь [3].
Изложение основного материала статьи. Особенности развития связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня зафиксированы в работах Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, Л.Н. Ефименковой, Т.А. Ткаченко и др.
Вопросы диагностического изучения связной речи в дошкольном возрасте были освещены в исследованиях В.П. Глухова, Т.Б. Филичевой, Н.С. Жуковой, В.К. Воробьевой, А.Г. Арушановой, В.В. Коноваленко, Л.В. Градусовой, Н.И. Левшиной и т.д.).
Основу нашего исследования составили: теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин); теория о правилах внутренней, смысловой организации текста (Н.И. Жинкин); положение о внутреннем программировании высказывания (А.Н. Леонтьев, Т.В. Ахутина); теория порождения речи (И.А. Зимняя);современная концепция развития связной речи (О.С. Ушакова).
В словаре «Язык. Речь. Коммуникация», связная речь трактуется как продуктивная деятельностьречепроизводящего лица, и продукт этой деятельности [7].
По определению С.Л. Рубинштейна, связная речь - это «особый вид речемыслительной деятельности», опосредованный восприятием и воспроизведением языковых конструкций, принятых как средства осуществления передачи мысли. Так, связная речь включает три этапапорождения:
1. Этап восприятия и понимания (сенсорный);
2. Этап программирования;
3. Этап воспроизведения (моторный).
По определению А.Р. Лурии, И.А. Зимней, связная речь, как продукт речемыслительной деятельности организована сочетанием внутренней (смысловой) и внешней (языковой) сторонами [1]. Формирование связного высказывания начинается с активизации процесса восприятия и понимания - это импрессивныйкомпонент речи. Он реализуется через восприятие акустических (устная речь) или зрительных (письменная речь) сигналов - анализа - понимания - симультанного синтеза связного высказывания. Понимание речи осуществляется только посредством оперирования морфологическими и синтаксическими конструкциями (т.е. дифференциация значений образованных слов; изменение формы слова по числам, родам, падежам; согласование слов в предложении).
Внешняя сторона связной речи выражается в воспроизведении линейной последовательности логически связанных предложений, организованных по правилам грамматики, и опосредуется просодическими и кинетическими средствами, составляющими экспрессивный компонент связной речи.
Соединительным звеном смысло-воспроизводящего механизма порождения связного высказывания является процесс внутреннего программирования, охарактеризованный А.Н. Леонтьевым, как «построение схемы, являющейся основой для предстоящего высказывания» [3].
Так, формирование связной речи - это сложный целенаправленный и специально организованный процесс, который становится более затруднительным, если у старшего дошкольника диагностируется общее недоразвитие речи.
Общее недоразвитие речи (ОНР) - это системное нарушение,при котором отмечается несформированность смыслового и звукового кода речи, при сохранных интеллектуальной и слуховой функциях [5].
Опираясь на психолого-педагогическую классификацию Р.Е. Левиной, установлено, что «говорящими» являются дети с речевым недоразвитием III уровня. Для них характерно наличие развернутой фразы, что выступает толчком к изучению связной речи этой категории детей.
В целях комплексного изучения связной речи, вскрытии механизмов дефекта, выбора направлений для коррекции речевых нарушений и компенсации трудностей в освоении языковых представлений необходимо подобрать методику логопедической диагностики.
К изучению представлены диагностические комплексы Н.С. Жуковой, В.П. Глухова, В.К. Воробьевой.
Методика Н.С. Жуковой оценивает состояние связной речи детей с ОНР III уровня на основе его соотношения с показателями детской речи в норме. По определению автора, соотношение речевой деятельности в норме и патологии «обеспечивает квалификацию дефекта речи и выбор рациональных и экономных путей преодоления отклонений речевого развития» [4].
Методика включает следующие субтесты:
1. Описание сюжетной картинки.
Цель: установить способность конструирования предложений; выявить объем словаря признаков.
2. Рассказ по серии сюжетных картинок (2-3).
Цель: выявить способность к определению причинно-следственных связей; умение логически правильно передать содержание серии последовательных картинок.
3. Пересказ.
Цель: выяснить состояние понимания речи; способность к пересказу.
4. Навык словоизменения.
Цель: исследовать навык словоизменения существительных и прилагательных в единственном и множественном числе по падежам.
5. Навык словообразования.
Цель: выявить способность словообразования разных частей речи.
6. Звуко-слоговая структура слова.
Цель: выявить способность произносить слова с простой и сложной слоговой структурой.
Полученные результаты, по завершению логопедической диагностики Н.С. Жуковой подвергаются количественной оценке по 3-х балльной шкале.
3 балла - самостоятельное выполнение задания;
2 балла - выполнение с помощью логопеда;
1 балл - не выполнил задание.
По завершению методики результаты речи детей старшего дошкольного возраста подвергаются только качественному анализу. На его основе устанавливается, какому этапу онтогенеза соответствует речь ребенка с общим недоразвитием речи.
С позиции В.П. Глухова в методику обследования связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня должны быть включены серии: обследование словаря; составление предложения по картинкам-действиям; составление рассказа по серии сюжетных картинок, рассказа-описания, рассказа по личному опыту; пересказ [3].
Количественная оценка полученных результатов осуществляется по 5-и балльной шкале: 5-«удовлетворительный», 4-«средний», 3-«недостаточный», 2-«низкий», 1-«неадекватный».
В.К. Воробьева, исходя из проблемы тщательной оценки специфичности связной речи детей с речевым недоразвитием, разработала комплексную программу выявления состояния связной речи, применительно к детям старшего дошкольного возраста.
Программа диагностики по В.К. Воробьевой включает исследование способности к пересказу; составлению рассказа по предметным картинкам, по серии сюжетных картинок, творческому рассказыванию, самостоятельному рассказу; способности отличить связное высказывание от других вариантов текстовых сообщений.
Результаты, полученные в ходе методики обследования, обрабатываются в рамках трех уровней развития связной речи, в зависимости от состояния связности и цельности речевого высказывания ребенка с ОНР III уровня [1, 2].
Анализ представленных методик логопедической диагностики связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи показывает:
— недостаточно полный охват показателей связной речи (н-р, просодических и кинетических характеристик, составляющих внешнюю сторону ее выражения);
— неполноценность интерпретационно-оценочного аппарата, а именно количественной оценки показателей связной речи.
Выявленные проблемы в изучении связной речи послужили основой для создания новой модели логопедической диагностикисвязной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Модель диагностики связной речи можно представить в виде схемы (рисунок 1).
Рисунок 1. Модель логопедической диагностики связной речи
Представленная модель отражает этапы процесса порождения связного речевого высказывания. Так. первый блок направлен на исследование умение оперировать грамматическими конструкциями (морфологическими, синтаксическими) на уровне слова и фразы; второй блок - на выявление умения построить схему связного высказывания с опорой на наглядные образы и слова; третий блок предполагает исследование способности реализовать схему связного высказывания во внешней речи.
Основанием интерпретационно-оценочного аппарата стал психолингвистический подход к исследованию нарушений устной речи Р.И. Лалаевой [6].
В качестве критериев первого этапа выступают: фонематический анализ, синтез, представления -оценивается 0-3 баллов; синонимы, антонимы, словообразование, словоизменение - оценивается 0-4 балла;
На втором этапе исследования связной речи основными критериями являются: логичность расположения серии картинок, характер составления рассказа по серии сюжетных картинок; характер составления предложения по опорным словам - оценивается 0-1 баллов.
Критерии третьего этапа диагностики: соответствие ситуации и характер языкового оформления в серии диалог - оценивается 0-5 баллов; характер внутреннего программирования и языкового оформления в серии монолог - оценивается 0-5 баллов; мимика, артикуляция, мелкая моторика - оценивается 0-4 баллов; темп, сила, интонация, пауза - оценивается 0-2 баллов.
По завершению качественно-количественной оценки, результаты подвергаются математической обработки с использованием критерия Стьюдента. На основании этого выделяются три уровня развития связной речи детей.
Выводы. Таким образом, в ходе теоретического изучения связной речи, нам удалось сформулировать следующие выводы:
1) Связная речь - это продукт речемыслительной деятельности, имеющий сложную многоступенчатую структуру своего порождения. В ходе его мысль проходит три стадии развертывания, выражаясь в последствии во внутренней и внешней сторонах речевого высказывания. Внутренняя сторона связной речи подразумевает способность к ее восприятию и пониманию. Она вбирает в себя сложный процесс овладения лексико-грамматическими категориями, которые являются основой для построения схемы связного высказывания. Моторная реализация речевого высказывания составляет основу для внешнего оформления связной речи, посредством языковых, просодических и кинетических компонентов.
2) Опираясь на основные теории порождения связного речевого высказывания, нами предложена модель логопедической диагностики связной речи, которая может быть реализована в ходе обследования детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
3) Посредством логопедической диагностике есть возможность получить общую картинку развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, с более детальным анализом состояния функций каждого этапа порождения связного речевого высказывания.
Литература:
1. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием связной речи / В.К. Воробьева. - Москва: Астрель, 2006. - 158 с. - Текст: непосредственный.
2. Глотова И.В. Диагностика состояния связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями. -Текст: непосредственный / И.В. Глотова // Психология. Педагогика : ученые записи. - 2010. - №2. - С. 57-61
3. Глухов, В.П. Формирование навыков связных высказываний у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - Текст непосредственный / В.П. Глухов, А.В. Горбачева // Логопед в детском саду: науч.-метод. журн. - 2012. - № 3. - С. 32-40.
4. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: учебно-методическое пособие / Н.С. Жукова. - Москва: Соц. полит.журн., 1994. 96 С. - Текст: непосредственный.
5. Калинина, О.В. Дошкольная логопедия: общее недоразвитие речи: учеб. пособие для студентов оч. и заоч. форм обучения / О.В. Калинина, Т.В. Коротовских, Ю.С. Пяшкур; Шадр. гос. пед. ин-т. - Шадринск: ШГПИ, 2015. - 344 с. - Текст: непосредственный.
6. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей / Р. И. Лалаева. - Санкт-Петербург : Наука-Питер, 2006. - 102 с. - Текст : непосредственный.
7. Лебедева, И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине: учебно-методическое пособие / под ред. проф. Л.Б. Баряевой. - Санкт-Петербург: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2009. -175 с. - Текст: непосредственный.
Педагогика
УДК 37.091.398
кандидат педагогических наук, доцент Каменева Елена Григорьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); кандидат педагогических наук, доцент Черемисина Александра Анатольевна
Институт педагогики и психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается процесс организации патриотического воспитания подростков в условиях учреждения дополнительного образования, его особенности. Представлены основные периоды становления патриотического воспитания и динамика его места в жизнедеятельности социума. Автором сделан анализ роли системы дополнительного образования как одного из важнейших социальных институтов, имеющей значительный ресурсный потенциал для создания условий формирования патриотического сознания и становления гражданственности подрастающего поколения. Охарактеризован опыт организации патриотического воспитания подростков в учреждении дополнительного образования, программное обеспечение данного процесса.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, учреждение дополнительного образования, социализация.
Annоtation. The article deals with the process of organizing Patriotic education of teenagers in the conditions of additional education institutions, its features. The main periods of formation of Patriotic education and the dynamics of its place in the life of society are presented. The author analyzes the role of the system of additional education as one of the most important social institutions, which has a significant resource potential for creating conditions for the formation of Patriotic consciousness and the formation of citizenship of the younger generation. The article describes the experience of organizing Patriotic education of teenagers in institutions of additional education, software for this process.
Keywords: patriotism, patriotic education, institution of additional education, socialization.
Введение. В настоящее время наблюдаются различные изменения в нашем обществе в сфере политики, экономики, особенно процессы трансформации затронули систему образования, включая систему дополнительного образования подрастающего поколения. Современные тенденции, влияющие на социализацию личности подростка, связаны с потребностью формирования ценностных установок, базирующихся на патриотических основах.