Научная статья на тему 'Развития межличностного общения младших школьников в студии танца'

Развития межличностного общения младших школьников в студии танца Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
218
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / JUNIOR SCHOOLCHILD / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ / INTERPERSONAL COMMUNICATION / ОБЩЕНИЕ / COMMUNICATION / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERPERSONAL RELATIONS / СТУДИЯ СПОРТИВНОГО ТАНЦА / STUDIO OF SPORT DANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жуина Диана Валерьевна, Фетхуллова Лилия Юнировна

В статье представлены результаты экспериментального исследования, направленного на изучение межличностного общения младших школьников в студии танца. Подтверждена эффективность проведенной тренинговой программы по развитию межличностного общения младших школьников в студии танца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INTERPERSONAL COMMUNICATION OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS IN THE DANCE STUDIO

The article presents the results of an experimental study aimed at studying the interpersonal communication of younger students in the dance Studio. Confirmed the effectiveness of the training program for the development of interpersonal communication of younger school students in the dance Studio.

Текст научной работы на тему «Развития межличностного общения младших школьников в студии танца»

Не только тексты по домашнему чтению представляют материал для инсценирования или драматизации, но и тексты учебника 1 курса «Практический курс английского языка» под редакцией В.Д.Аракина. Текст урока №16 "Under the High Trees" - возможно написание сценария спектакля, который смотрели главные герои, затем распределение ролей и драматизация во внеурочное время. Также чтение текста урока № 18 "Carrie Goes to a Department Store" можно завершить драматизацией нескольких глав романа Т.Драйзера «Сестра Керри», что будет способствовать повышению интереса студентов к изучаемому иностранному языку, к литературе, традициям страны изучаемого языка. Текст урока № 19 "Jean's first visit to the theatre" -отрывок из романа А.Кронина «Путь Шэннона» - представляет возможности для драматизации похода главных героев в театр, затем их отдых в кафе после спектакля. Чтение представленного в учебнике отрывка вызовет интерес студентов к творчеству известного шотландского писателя А.Кронина.

Одним из продуктивных видов заданий на основе прочитанного отрывка текста или рассказа является составление других возможных вариантов развития сюжета, или написание продолжения истории и разыгрывание по ролям.

Подготовка и проведение инсценирования отдельных глав или эпизодов изучаемого произведения способствует расширению кругозора студентов, повышению их интереса к изучаемому языку, развитию разговорных навыков, повторению и закреплению ранее изученной лексики, расширению словарного запаса.

Драматизация как вид деятельности на уроке английского языка и во внеклассное время органично входит в учебно-воспитательный процесс. Как методический прием обучения английскому языку получила широкое распространение не только в школе, но и в средних специальных и высших учебных заведениях. Драматизация относится к группе активных способов обучения, помогает активизировать речемыслительную деятельность школьников, формирует у них умение самостоятельно выражать свои мысли, а значит, более качественно решать практические задачи обучения [3; 52].

Выводы. Целью данной работы являлось исследование способов и методических приемов формирования диалогических умений и навыков по английскому языку студентов 1 курса факультета иностранных языков на основе такого методического приема как драматизация. Для того чтобы студент говорил, необходимы конкретные причины, потребности речевого общения, соответствующие условно-речевые ситуации. Необходимо также наличие определенных лексических знаний, умений и навыков, благодаря которым речевой акт становится возможным.

Использование неречевых предметно-практических видов деятельности в обучении студентов английскому языку и создание на них основе различных коммуникативных ситуаций представляет систему методических мероприятий, которая может максимально мотивировать речевую деятельность студента и обеспечить эффективное формирование иноязычных диалогических умений.

Основное внимание было уделено процессу формирования диалогических умений на основе такого приема как драматизация, одного из действенных средств повышения интереса к изучаемому языку. Умение вести диалог на иностранном языке, умение выразить свои мысли, умение понять собеседника - все эти качества жизненно необходимы в повседневной деятельности.

Литература:

1. Болтнева О.Ю. «Театральные проекты в преподавании английского языка и англоязычной культуры»: Ж. «Иностранные языки в школе». - 1999, №7 с. 74 - 76

2. Димент А.Л. «Тематические вечера на английском языке». - М.: Просвещение, 1988, с. 3 - 41

3. Медведева О.И. «Творчество учителя на уроках английского языка». - М.: Просвещение, 1992, с. 52 - 56

4. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Продвинутый курс. Пособие для студентов педагогических вузов и учителей. ACT - Астрель Москва, 2008, 270 с.

Психология

УДК: 159.9.07

кандидат психологических наук, доцент Жуина Диана Валерьевна

Мордовский государственный педагогический институт имени M. Е. Евсевьева (г. Саранск); студентка Фетхуллова Лилия Юнировна

Мордовский государственный педагогический институт имени M. Е. Евсевьева (г. Саранск)

РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СТУДИИ ТАНЦА

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования, направленного на изучение межличностного общения младших школьников в студии танца. Подтверждена эффективность проведенной тренинговой программы по развитию межличностного общения младших школьников в студии танца.

Ключевые слова: младший школьник, межличностное общение, общение, межличностные отношения, студия спортивного танца.

Annotation. The article presents the results of an experimental study aimed at studying the interpersonal communication of younger students in the dance Studio. Confirmed the effectiveness of the training program for the development of interpersonal communication of younger school students in the dance Studio.

Keywords: junior schoolchild, interpersonal communication, communication, interpersonal relations, Studio of sport dance.

Введение. Потребности современного общества, его духовных и материальных сфер делают проблему общения чрезвычайно актуальной. Межличностное общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества [1]. Педагогические возможности занятий танцем в студии танца связаны с развитием у младших школьников отношений взаимной ответственности и взаимопомощи, способности согласовывать свои цели с целями других в танце, понимать друг друга, использовать невербальные средства выразительного общения и т.д [3].

Изложение основного материала статьи. С целью изучения особенностей межличностного общения младших школьников обучающихся в учреждениях системы дополнительного образования было проведено экспериментальное исследование (2017-2018гг.). В исследовании приняли участие 25 учащихся 3 «А» класса, посещающих студию спортивного танца на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27» и 22 учащихся 3 «Б» класса МБОУ «Средняя образовательная школа № 27» г. о. Саранск. Исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.

В ходе констатирующего эксперимента были получены следующие результаты (см. табл.1-3). По социометрической методики Р. С. Немова результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты исследования социометрического статуса младших школьников по методике

«Социометрия» Р. С. Немова

Социометрический статус Количество испытуемых ф*ЭМП.

3 «А» 3 «Б»

абс. % абс. %

социометрические звезды 4 16 3 13,6 0,233

предпочитаемые 13 52 11 50 0,137

пренебрегаемые 7 28 7 31,9 0,284

отверженные 1 4 1 4,5 0,086

Примечание: *1,64-р >0,05 **2,31-р >0,01

В результате полученных данных, нами было выявлено, что в 3 «А» классе 16 % школьников относятся к «социометрическим звездам». Тогда как в 3 «Б» классе 13,6 % младших школьников являются «социометрическими звездами». В 3 «А» классе 52 % младших школьников имеют социометрический статус «предпочитаемые», тогда как среди школьников 3 «Б» класса - 50 %. Социометрический статус «пренебрегаемые» имеют 28 % младших школьников 3 «А» класса и 31,9 % младших школьников 3 «Б» класса. Также было выявлено, что к «отверженным» в 3 «А» классе относятся 4 % младших школьников, а в 3 «Б» - 4,5 %.

Для определения статистически значимых различий по социометрическим звездам между младшими школьниками был применен метод математической обработки данных - ф-угловое преобразование Фишера. С помощью метода математической обработки - ф* критерий Фишера было установлено, что достоверных различий между младшими школьниками 3 «А» и 3 «Б» по статусам «социометрические звезды», «предпочитаемые», «пренебрегаемые» и «отверженные» не существует.

Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что большая часть школьников имеют статус «предпочитаемые». Часть школьников характеризуются статусом «пренебрегаемые». Меньше всего было выявлено школьников со статусом «отверженные».

Результаты исследования уровня общительности младших школьников по методике «Тест оценки уровня общительности В. Ф. Ряховского представлены в таблице 2.

Таблица 2

Уровень развития общительности у младших школьников по методике «Тест оценки уровня

общительности В. Ф. Ряховского

Уровень развития Количество испытуемых ф*ЭМП.

общительности 3 «А» 3 «Б»

абс. % абс. %

очень низкий 1 4 1 4,5 0,086

низкий 1 4 1 4,5 0,086

ниже среднего 7 28 6 27,3 0,051

средний 9 36 8 36,5 0,016

выше среднего 4 16 4 18,2 0,198

высокий 2 8 1 4,5 0,49

очень высокий 1 4 1 4,5 0,086

Примечание: *1,64-р >0,05 **2,31-р >0,01

Согласно данным таблицы 2, на очень низком уровне развития общительности находятся 4 % младших школьников 3 «А» класса и 4,5 % школьников 3 «Б» класса. Низкий уровень развития общительности имеют 4 % младших школьников 3 «А» класса и 4,5 % школьников 3 «Б» класса. Школьники замкнуты, неразговорчивы, предпочитает одиночество, у них мало друзей.

На уровне ниже среднего общительности располагаются 28 % младших школьников 3 «А» класса и 27,3 % школьников 3 «Б» класса. В знакомой и незнакомой компании в известной степени они общительны и чувствуют себя вполне уверенно. Однако с новыми людьми сходятся осторожно, в спорах и диспутах участвуют неохотно.

Средним уровнем развития общительности характеризуются 36 % младших школьников 3 «А» класса и 36,7 % школьников 3 «Б» класса. Школьники любознательны, охотно слушают интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости. На уровне выше

среднего развития общительности находятся 16 % школьников 3 «А» класса и 18,2 % школьников 3 «Б» класса.

Высокий уровень развития общительности имеют 8 % младших школьников 3 «А» класса и 4,5 % школьников 3 «Б» класса. На очень высоком уровне развития общительности находятся 4 % младших школьников 3 «А» класса и 4,5 % школьников 3 «Б» класса.

С помощью метода математической обработки - ф* критерий Фишера было установлено, что статистически достоверных различий между младшими школьниками 3 «А» и 3 «Б» классов по уровням развития общительности не установлены.

Таким образом, в результате проведенного исследования было выявлено, что значительная часть младших школьников характеризуется средним и ниже среднего уровнями развития общительности. Меньше всего выявлено школьников с низким и высоким уровнями развития общительности.

Для изучения коммуникативного контроля у младших школьников было проведено исследование по методике «Оценка самоконтроля в общении» М. Шнайдера. Результаты проведенного исследования отражены в таблице 3.

Таблица 3

Уровень развития коммуникативного контроля младших школьников по методике «Оценка самоконтроля в общении» М. Шнайдера

Уровень развития коммуникативного контроля Количество испытуемых ф*ЭМП.

3 «А» 3 «Б»

абс. % абс. %

Низкий 8 32 7 31,8 0,017

Средний 13 52 12 54,6 0,171

Высокий 4 16 3 13,6 0,233

В ходе проведенного исследования было выявлено, что низкий уровень развития коммуникативного контроля имеют 32 % школьников 3 «А» класса и 31,8 % школьников 3 «Б» класса. Для этих школьников характерно преобладание высокой импульсивности в общении, открытости, излишней раскованности. При этом поведение школьников мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения и не всегда соотносится с поведением других людей.

Средним уровнем развития коммуникативного контроля характеризуются 52 % школьников 3 «А» класса и 54,6 % школьников 3 «Б» класса. В общении с окружающими эти школьники непосредственны и искренне относятся к другим. Однако у многих из них отмечается сдержанность в эмоциональных проявлениях, они соотносят свои реакции с поведением окружающих людей.

На высоком уровне развития коммуникативного контроля находятся 16 % школьников 3 «А» класса и 13,6 % школьников 3 «Б» класса. Об этих школьниках можно сказать, что они постоянно следят за собой и управляют выражением своих эмоций. Они хорошо осведомлены, где и как себя вести.

Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что большая часть школьников имеют низкий и средний уровень развития коммуникативного контроля. И лишь небольшая часть обследованных школьников находится на высоком уровне развития коммуникативного контроля. С помощью метода математической обработки - ф* критерий Фишера было установлено, что статистически достоверных различий между младшими школьниками 3 «А» и 3 «Б» классов по уровням развития коммуникативного контроля не установлены.

Как показали результаты констатирующего эксперимента, многие младшие школьники имеют низкий социальный статус, повышенную импульсивность в общении, низкий уровень развития общительности. Для развития общительности у младших школьников был организован и проведен тренинг. В процессе тренинговых занятий у младших школьников осуществлялось развитие навыков вербального и невербального общения; отрабатывались техники пассивного и активного слушания; способы решения конфликтной ситуации; улучшение взаимоотношений между детьми; развитие навыков сотрудничества [2].

На контрольном этапе эксперимента нами были применены те же методики, что и на констатирующем этапе. С целью определения статистически значимых различий по уровню развития общительности младших школьников был применен метод математической обработки данных - ф-угловое преобразование Фишера.

Результаты повторного исследования среди младших школьников по методике «Социометрия» Р. С. Немова представлены в таблице 4.

Таблица 4

Результаты исследования социометрического статуса младших школьников по методике «Социометрия» Р. С. Немова после формирующего эксперимента

Социометрический статус Количество испытуемых ф*ЭМП.

ЭГ КГ

абс. % абс. %

социометрические звезды 1 9,1 1 11,1 0,14

предпочитаемые 7 63,6 1 11,1 2,59**

пренебрегаемые 2 18,2 6 66,7 2,29*

отверженные 1 9,1 1 11,1 0,14

Примечание: *1,64 - р >0,05 **2,31 - р >0,01

Согласно данным таблицы 4, в экспериментальной группе 9,1 % школьников относятся к «социометрическим звездам», а в контрольной группе - 11,1 % школьников. К «предпочитаемым» в экспериментальной группе относятся 63,6 % школьников, а в контрольной группе 11,1 % младших школьников. В экспериментальной группе 18,2 % младших школьников имеют социометрический статус «пренебрегаемые». В контрольной группе 66,7 % школьников характеризуются статусом «пренебрегаемые». Также было выявлено, что к «отверженным» в экспериментальной группе относятся 9,1 % школьников, а в контрольной группе - 11,1 % школьников.

С помощью метода математической обработки - ф* критерий Фишера было установлено, что на уровне р >0,01 существуют статистически значимые достоверные различия между младшими школьниками экспериментальной и контрольной групп по статусу «предпочитаемые», на уровне р >0,05 по статусу «пренебрегаемые». Не выявлены статистически значимые различия по статусу «социометрическая звезда» и «отверженные».

Результаты исследования уровня общительности младших школьников по методике «Тест оценки уровня общительности» В. Ф. Ряховского представлены в таблице 5.

Таблица 5

Уровень развития общительности у младших школьников по методике «Тест оценки уровня общительности» В. Ф. Ряховского после формирующего эксперимента

Уровень развития Количество испытуемых ф*ЭМП.

общительности ЭГ КГ

абс. % абс. %

очень низкий - - 1 11,1 -

низкий 1 9,1 1 11,1 0,14

ниже среднего 1 9,1 5 55,6 2,38**

средний 4 36,3 1 11,1 1,37

выше среднего 2 18,2 1 11,1 0,44

высокий 2 18,2 - - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

очень высокий 1 9,1 - - -

Примечание: *1,64-р >0,05 **2,31-р >0,01

Как показало проведенное исследование, на очень низком уровне развития общительности в экспериментальной группе не было выявлено ни одного ребенка. В контрольной группе на очень низком уровне развития общительности находятся 11,1 % младших школьников. На низком уровне развития общительности находятся 9,1 % младших школьников экспериментальной группы. В контрольной группе на низком уровне развития общительности находятся 11,1 % младших школьников. Уровнем ниже среднего развития общительности характеризуются 9,1 % школьников экспериментальной группы и 55,6 % школьников контрольной группы. Средний уровень развития общительности имеют 36,3 % младших школьников экспериментальной группы. В контрольной группе средним уровнем развития общительности характеризуются 11,1 % младших школьников. На уровне выше среднего развития общительности находятся 18,2 % школьников экспериментальной группы и 11,1 % школьников контрольной группы. Высокий уровень развития общительности имеет 9,1 % школьников экспериментальной группы. В контрольной группе не было выявлено ни одного школьника с высоким уровнем развития общительности. На очень высоком уровне развития общительности находятся 9,1 % младших школьников экспериментальной группы. В контрольной группе нет ни одного школьника с очень высоким уровнем развития общительности.

С целью изучения коммуникативного контроля у младших школьников было проведено исследование по методике «Оценка самоконтроля в общении» М. Шнайдера. Результаты проведенного исследования отражены в таблице 6.

Таблица 6

Уровень развития коммуникативного контроля младших школьников по методике «Оценка самоконтроля в общении» М. Шнайдера после формирующего эксперимента

Уровень развития коммуникативного контроля Количество испытуемых ф*ЭМП.

ЭГ КГ

абс. % абс. %

Низкий 1 9,1 7 77,8 3,44**

Средний 6 54,6 1 11,1 2,18*

Высокий 4 36,3 1 11,1 1,37

Примечание: *1,64-р >0,05 **2,31-р >0,01

Согласно данным таблицы 6, низким уровнем развития коммуникативного контроля характеризуются 9,1 % школьников экспериментальной группы и 77,8 % школьников контрольной группы. На среднем уровне развития коммуникативного контроля находятся 54,6 % школьников экспериментальной группы и 11,1 % школьников контрольной группы. Высокий уровень развития коммуникативного контроля выявлен у 36,6 % школьников экспериментальной группы и 11,1 % школьников контрольной группы.

С помощью метода математической обработки - ф* критерий Фишера было установлено, что между младшими школьниками экспериментальной и контрольной групп по низкому и среднему уровням развития

коммуникативного контроля существуют статистически достоверные различия на уровне р >0,01 и на уровне р >0,05. По высокому уровню между младшими школьниками экспериментальной и контрольной групп не выявлены статистически достоверные различия.

Таким образом, после проведения формирующего эксперимента, снизилось количество младших школьников в экспериментальной группе с низким уровнем развития общительности, коммуникативного контроля, уменьшилось школьников со статусом «пренебрегаемые». Также отмечается увеличение школьников экспериментальной группы по сравнению с данными контрольной группы со средним уровнем развития общительности, коммуникативного контроля и со статусом «предпочитаемые». В контрольной группе результаты остались практически неизменными. С нашей точки зрения, полученные результаты можно объяснить эффективностью проведенной опытно-экспериментальной работы по развитию общительности у младших школьников в процессе тренинговых занятий.

Выводы. Результаты исследования по социометрической методике показали, значительная часть школьников имеют статус «предпочитаемые». Часть школьников характеризуются статусом «пренебрегаемые», «отверженные» и «социометрические звезды». Результаты исследования по методике «Тест оценки уровня общительности (В. Ф. Ряховского)» показали, что многие младшие школьники имеют средний и ниже среднего уровни развития общительности. Часть школьников находится на очень низком, низком, высоком и очень высоком уровнях развития общительности. Результаты исследования по методике «Оценка самоконтроля в общении» М. Шнайдера выявили, что большая часть младших школьников имеют низкий и средний уровень развития коммуникативного контроля. Лишь небольшая часть школьников характеризуется высоким уровнем развития коммуникативного контроля.

С целью получения более достоверных результатов, данные учащихся были обработаны с помощью метода математической обработки - ф* критерий Фишера. Было установлено, что достоверные различия между младшими школьниками 3 «А» и 3 «Б» классов по социометрическому статусу «социометрические звезды», «предпочитаемые», «пренебрегаемые», «отверженные», по уровням развития общительности и уровням развития коммуникативного контроля не выявлены.

Результаты контрольного исследования показали, что после проведения формирующего эксперимента увеличилось количество школьников экспериментальной группы со статусом «предпочитаемые», «социометрические звезды». В контрольной группе результаты мало изменились. С помощью метода математической обработки - ф* критерий Фишера было установлено, что на уровне р >0,01 существуют статистически значимые достоверные различия между младшими школьниками экспериментальной и контрольной групп по статусу «предпочитаемые», на уровне р >0,05 по статусу «пренебрегаемые». Не выявлены статистически значимые различия по статусу «социометрическая звезда» и «отверженные».

Также было выявлено, что большая часть школьников экспериментальной группы характеризуется средним и высоким уровнем развития коммуникативного контроля по сравнению с данными контрольной группы. С помощью метода математической обработки - ф* критерий Фишера было установлено, что между младшими школьниками экспериментальной и контрольной групп по низкому и среднему уровням развития коммуникативного контроля существуют статистически достоверные различия на уровне р >0,01 и на уровне р >0,05. По высокому уровню между младшими школьниками экспериментальной и контрольной групп не выявлены статистически достоверные различия.

Литература:

1. Акмеологический тренинг: теория, методика, психотехнологии / А. П. Ситников. - М.: Эксмо. 2011. - 429 с.

2. Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками / Л. Ф. Анн. - СПб.: Питер, 2012. - 271 с.

3. Бодалев, А. А. Общение и формирование личности школьника / А. А. Бодалев. - М.: Эксмо, 2014. - 305 с.

4. Большаков, В. Ю. Психотренинг / В. Ю. Большаков. - СПб.: Питер, 2013. - 120 с.

5. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. - М.: Академия, 2013. - 418 с.

Психология

УДК 159.954-053.6(045)

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии Колосова Елена Владимировна

Воронежский государственный педагогический университет (г. Воронеж)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ К МЕНТОРИНГУ ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассматривается процесс формирования психологической готовности студентов педагогических вузов к менторингу одаренных школьников. Дается теоретический обзор проблемы развития одарённости школьников. Представлены результаты эмпирического исследования психологической готовности студентов педвузов выступать менторами по отношению к одаренным учащимся.

Ключевые слова: менторинг, ментор, менти, способности, одаренность, креативность, студенты педагогических вузов, психологическая готовность.

Annotation. The article deals with the process of forming the psychological readiness of students of pedagogical universities for mentoring gifted schoolchildren. A theoretical review of the problem of developing the giftedness of schoolchildren is given. Presented are the results of an empirical study of the psychological readiness of students of higher pedagogical universities to act as mentors in relation to gifted students.

Keywords: mentoring, mentor, mentee, abilities, giftedness, creativity, students of pedagogical universities, psychological readiness.

Введение. Развитие современного общества, переход к креативной экономике, основу которой составляют креативные отрасли, где большая часть специалистов занимается творческой деятельностью, требует от системы образования целенаправленного развития творческих способностей школьников. В

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.