ЗАВИСИМОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОТ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ РОССИЙСКИХ И ВЬЕТНАМСКИХ ДЕТЕЙ)
THE SOSIAL ADAPTATION DEPENDENCE ON THE SOCIOMETRIC STATUS OF PRYMARY SHOOL-AGE CHILREN (BASED ON RUSSIAN AND VIETNAMESE CHILDREN)
Ле Ван Кхуен
В статье рассматриваются уровни социальной адаптации, социометрического статуса и зависимость социальной адаптации от социометрического статуса младших школьников (на материале российских и вьетнамских детей). Полученные данные могут быть основой для диагностики и коррекции психических нарушений младших школьников.
Ключевые слова: социальная адаптация, нарушение, дезадаптация, карта наблюдения, социометрический статус.
В современной системе воспитания и образования, младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от 6 до 9 лет. Поступление в школу является переломным моментом в социализации ребенка. В это время меняется многое - окружение, нагрузки, режим, требования, социальный статус. Рассмотрим лишь некоторые изменения, которые происходят на этом возрастном этапе. Большинство психологов убеждены в том, что дальнейшее развитие личности младших школьников зависит от того, насколько успешно он адаптируется в школьной среде, к требованиям и условиям обучения.
Анализ литературы позволил нам принять следующее понятие социальной адаптации младших школьников: это процесс взаимодействия личности и социальной среды, приводящей к адекватному соотношению целей и ценностей личности ребенка и группы. В ходе социальной адаптации при эмоциональном благополучии реализуются потребности ребенка в общении и самоутверждении.
Результатом нарушения социальной адаптации является дезадаптация личности ребенка, проявляющаяся в неадекватной ориентации личности к новой ситуации, в конфликтном отношении к этой ситуации.
Анализ литературы по проблеме социальной адаптации позволил выделить следующие критерии, которые будут нами положены в характеристику социальной адаптации младших школьников: выходные параметры деятельности личности, степень интеграции личности с макросредой и микросредой, степень реализации внутриличностного потенциала, эмоциональное самочувствие.
Le Van Khuen
The article deals with levels of social adjustment, socio-metric status and the social adaptation dependence on the sociometric status of primary school-age children (based on Russian and Vietnamese children). The data obtained may be used as the basis for the diagnosis and correction of mental malfunctions in primary school children.
Keywords: social adaptation, malfunction, maladjustment, search by map observations, sociometric status.
Основываясь на понятии и критерии социальной адаптации младших школьников, мы можем подтвердить, что целью процесса социальной адаптации является оптимальное включение личности в общественно-полезную деятельность и общение, интеграция с общностью и самоопределение в ней на основе реализации внутри-личностного потенциала при благоприятном эмоциональном самочувствии.
В рамках этой статьи мы лишь подчеркиваем критерий степени интеграции младших школьников с макросредой (а именно с социальной средой) и ее влияние на социальную адаптацию ребенка. Основным показателем данного критерия, мы считаем, социометрический статус, то есть оценку ребенка сверстниками.
Проблема взаимосвязи социальной адаптации личности и ее социометрического статуса в группе была предметом пристального внимания большого числа зарубежных психологов. Исследования М. Воппеу, C. Mills, F. Horowits подтвердили существование общей тенденции, выражающейся в том, что испытуемые, «популярные» и «непопулярные» в группе, соответственно различаются и степенью «духовного здоровья». Авторы некоторых работ обнаружили то же соотношение между названными показателями, используя выборки испытуемых, заведомо различавшихся между собой мерой «психологического здоровья» (F. Cox, A. Davids, A. Parenti). Эти данные позволили G. Linzey, D. Byrne сделать следующий вывод: «Положительную связь между социометрическим и психологической приспособленностью личности можно считать фактом, прочно установленным. Поэтому социометрические данные можно использовать в качестве
валидного индекса изменении в психологическои приспособленности и духовном здоровье личности [1]. В настоящее время этот метод имеет много модификации. Внедрение его в исследования российских психологов связано с именами Е. С. Кузьмина, А. В. Захарова, Я. Л. Коломинского, В. А. Ядова, И. П. Волкова и др. Так, в работе А. В. Захарова подчеркивается, что ребята, занимающие полярные социометрические позиции в классе, отличаются и степенью своей «социабельно-сти», под которой имеется в виду соответствие поступков ценностям и требованиям коллектива [2]. На тот же факт указывает и Я. Л. Коломинский [3]. Даже тогда, когда школьники не в состоянии мотивировать свои социометрические выборы и переживают их просто как безотчетную симпатию, подчеркивает автор, они все-таки, как правило, выбирают тех одноклассников, которые обладают социально одобряемыми личностными качествами и особенностями поведения. Указание на взаимосвязь, существующую между социально-психологическим благополучием личности и ее положением в группе, содержится в многочисленных работах, посвященных так называемым «трудным» детям, а также детям с психоневрологическими отклонениями.
Чтобы рассмотреть взаимосвязь между социальной адаптацией и социальным статусом младших школьников, мы использовали две методики - методику «Карта наблюдения» Д. Стотта на изучение социальной адаптации детей и методику «социометрия» на изучение социометрического статуса младших школьников. Наше исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы № 282 г. Москвы и общеобразовательных начальных школ имени Ле Лоя и Ли Тхюнг Киета г. Хуэ (Вьетнам). В нем приняло участие 245 младших школьников в возрасте от 7 до 9 лет. Из них 119 российских и 126 вьетнамских младших школьников. В исследовании также приняло участие 245 родителей младших школьников, 9 учителей и 2 школьных психолога.
Методика «Карта наблюдений» Д. Стотта предназначена для выявления различного рода трудностей в основных сферах развития личности младших школьников. Методика представляет определенную ценность как источник социально-психологической информации об учащихся, свидетельствующей о степени адаптации и дезадаптации [4]. Эта методика включает 198 фрагментов норм поведения, о наличии или отсутствии которых у испытуемого должен судить человек, хорошо знающий ребенка.
Исходя из результатов данной методики, можно получить три уровня социальной адаптации: высокий, средний и низкий, которым соответствуют определенные значения «коэффициента дезадаптации»:
• Высокий уровень социальной адаптации (полноценная социальная адаптация) включает в себя испытуемых,
получающих «коэффициент дезадаптации» от 0 до 5 баллов. У этих детей не возникнет каких-либо трудностей при отношении со сверстниками и участии во всех сферах жизнедеятельности.
• Средний уровень социальной адаптации включает в себя испытуемых с «коэффициентом дезадаптации» от 6 до 25 баллов. Это свидетельствует о том, что в настоящем периоде их жизни полноценная социальная адаптация еще не произошла. Имеются некоторые трудности в общении со сверстниками и в учебной деятельности. Особую трудность вызывают дети, получившие от 18 до 24 баллов, которые могут уже представлять «группу риска» для возникновения проблем школьной адаптации.
• Низкий уровень социальной адаптации (дезадаптация) включает в себя испытуемых с «коэффициентом дезадаптации», превышающим 25 баллов, что свидетельствует о значительных серьезных нарушениях механизмов поведения и личности ребенка. Такие дети находятся уже на грани клинических нарушений и нуждаются в специальной помощи, вплоть до вмешательства психоневролога.
Наше исследование проводилось на материале русских и вьетнамских детей младшего школьного возраста. В эксперименте приняло участие 119 российских и 126 вьетнамских школьников. В результате проведения исследования были получены данные, представленные в табл. 1.
Статистическая достоверность полученных данных была проверена с использованием критерия хи-квадрат (X2). Различие по уровням социальной адаптации между российскими и вьетнамскими детьми имеет статистическую достоверность (р < 0,05).
Как показали результаты исследования, представленные в табл. 1, из 245 испытуемых, принявших участие в эксперименте, 20% полностью адаптированы к социальной среде, 62,9% имели средний уровень социальной адаптации, 17,1% характеризовались крайней степенью дезадаптации.
Интересным для нас был тот факт, что количество социально адаптированных детей из Вьетнама оказалось выше в процентном отношении, чем в России (25,4% и 14,3% соответственно). Интересным для нас также был тот факт, что количество дезадаптированных детей в России оказалось значительно выше, чем количество таких же детей во Вьетнаме (23,5% и 11,1%
Таблица 1
Распределение испытуемых по уровням социальной адаптации (на материале русских и вьетнамских детей) (в %)
Уровень социальной адаптации Российские дети (п = 119) Вьетнамские дети (п = 126) Общее количество (п = 245)
п % п % п %
Высокий 17 14,3 32 25,4 49 20,0
Средний 74 62,2 80 63,5 154 62,9
Низкий 28 23,5 14 11,1 42 17,1
соответственно). По нашему мнению, это обусловлено тремя причинами. Во-первых, для Вьетнама характерна многопоколенная семья, где детей воспитывают не только родители, но и многочисленные родственники. Основным механизмом социализации в традиционной вьетнамской семье является подражание поведению взрослых (родителей, родственников и других взрослых людей), посредством которого дети перенимают от взрослых нормы поведения и отношения к событиям и людям. Постепенно у детей формируются социальные ценностные ориентации. Таким образом, можно говорить, что семья - это микросоциальная среда с весьма разнообразными отношениями, которые выступают в качестве важной предпосылки для адаптации детей к обучению в школе. Во-вторых, существует консенсус в отношении целей и методов образования между школой и семьей. Формирование личностных качеств детей рассматривается как важная цель семейного воспитания. В школе воспитание детей осуществляется по пяти принципам, предусмотренным политической линией Хо Ши Мина. В частности: 1) любить Родину и соотечественников; 2) хорошо учиться и трудиться; 3) проявлять высокую сплоченность и дисциплинированность; 4) быть аккуратными; 5) быть скромным, честным и храбрым человеком. Большинство родителей также очень заинтересованы в овладении детьми знаниями и навыками, необходимыми для их подготовки к обучению в школе. Кроме того, для многих родителей, выросших под влиянием традиционного вьетнамского воспитания, послушание является основным правилом при воспитании и собственных детей. Это также происходит в общеобразовательных школах, где учителя требуют от ребенка строгих правил поведения. Это может формировать у детей некоторую застенчивость, однако, в силу характерных культурных традиций, такие требования не связаны с серьезными проблемами для них, и большинство детей легко адаптируются к социальной среде. В-третьих, количество разводов во Вьетнаме незначительно, в частности в 2006 г. их было около 2,6% [5], в России около 69% [6], что, безусловно, положительно сказывается на воспитании детей.
Поскольку наше исследование было посвящено изучению зависимости социальной адаптации от
Таблица 2
Результаты социометрической анкеты (на материале российских и вьетнамских младших школьников) (в %)
Группа Российские Вьетнамские Общее
дети дети количество
(п = 119) (п = 126) (п = 245)
п % п % п %
«Звезды» 16 13,4 21 16,7 37 15,1
«Предпочитаемые» 32 26,9 30 23,8 62 25,3
«Пренебрегаемые» 56 47,1 64 50,8 120 49,0
«Изолированные» 15 12,6 11 8,7 26 10,6
социометрического статуса ребенка, в работе была использована социометрическая анкета в модификации Я. Л. Коломинского для изучения структуры статуса межличностных отношений [7].
Исходя из качественного анализа результатов социометрической методики, мы выделили четыре группы детей в зависимости от степени выраженности их группового статуса (см. табл. 2).
Как показано в табл. 2, определение социометрического статуса каждого ребенка показало его неоднородность. Среди 245 российских и вьетнамских испытуемых, принявших участие в эксперименте, 15,1% были «звездами». Это самые популярные дети, которые получили наибольшее количество выборов в своей группе (не менее 5 положительных выборов). 25,3% «предпочитаемых», которые получили в среднем по 3-4 положительных выбора. 49,9% испытуемых с низким социометрическим статусом, получивших минимальное количество выборов (1-2 положительных выбора), отнесли к «пренебрегаемым». 10,6% испытуемых, не имеющих положительных выборов, были отнесены к статусу «изолированных».
При сравнении российской и вьетнамской выборки были получены следующие результаты.
Из 119 российских испытуемых, принявших участие в эксперименте, было 16 «звезд», 32 «предпочитаемых», 56 «пренебрегаемых» и 15 «изолированных». Среди 126 вьетнамских испытуемых, принявших участие в исследовании, была 21 «звезда», 30 «предпочитаемых», 64 «пренебрегаемых» и 11 «изолированных». Таким образом, структура межличностных отношений как в России, так во Вьетнаме примерно одинакова. Тем не менее существуют некоторые значительные различия в выборке каждой группы детей. В частности, среди вьетнамских детей оказалось 16,7% «звезд», в то время как среди российских детей 13,4%. На наш взгляд, это может быть связано с условиями обучения во вьетнамских школах. Среднее количество детей во вьетнамских школах почти в два раза превышает таковое в московских классах. Большое количество учеников не дает возможности учителю уделить достаточного внимания каждому ребенку, что ведет к выделению среди сверстников «звезд», которые могут частично «перенять» некоторые функции учителя и помогать отстающим одноклассникам. Напротив, количество детей в «предпочитаемой» группе среди российских детей (26,9%) значительно выше, чем в «аналогичной» группе вьетнамских детей (23,8%). Это можно объяснить тем, что в московских школах среднее количество учащихся составляет 20-25 человек (во вьетнамских -около 50), что, возможно усиливает конкурентные тенденции во взаимоотношениях сверстников. Поскольку количество детей, претен-
Таблица 3
Результаты анализа экспериментальных данных по зависимости социальной адаптации от социометрического статуса испытуемых (в %)
Группа Дети с полноценной социальной адап- Дети со социальной дезадаптацией
тацией
Российские Вьетнам- Общее Российские Вьетнам- Общее
дети (n = 17) ские дети количество дети (n = 28) ские дети количество
(n = 32) (n = 49) (n = 14) (n = 42)
«Звезды» 11 64,7 17 53,1 28 57,1 0 0 0 0 0 0
«Предпочитаемые» 6 35,3 13 40,6 19 38,8 5 17,9 2 14,3 7 16,7
«Пренебрегаемые» 0 0 2 6,3 2 4,1 9 32,1 3 21,4 12 28,6
«Изолированные» 0 0 0 0 0 0 14 50,0 9 64,3 23 54,8
дующих на лидерство, может оказаться в одном классе больше, чем соответствующих «групп поддержки» из числа менее популярных сверстников, это ведет к конфликтам в их притязаниях на первенство. Приводимые выше результаты не имеют статистической достоверности (р > 0,05), то есть значимое различие выборки социометрических статусов между российскими и вьетнамскими детьми не обнаружено.
Далее для нас было интересно посмотреть зависимость социальной адаптации от социометрического статуса младших школьников (см. табл. 3).
Согласно табл. 3 испытуемые, имеющие высокий уровень социальной адаптации, как в российской, так во вьетнамской выборке в большинстве случаев имели статус «звезд» (57,1%) и «предпочитаемых» (38,8%). Напротив, испытуемые, имеющие низкий уровень социальной адаптации, как в российской, так во вьетнамской выборке в большинстве случаев имели статус «пренебрегаемых» (28,6%) и «изолированных» (54,8%). Различие выборки социометрических статусов между двумя группами детей имеет статистическую достоверность (р < 0,05). В частности, из 17 российских испытуемых, которые характеризовались полноценным социально адаптивным поведением, 11 (53,1%) имели статус «звезд» и 6 (35,3%) - статус «предпочитаемых». Среди 32 вьетнамских школьников, которые характеризовались полноценным социально адаптивным поведением, 17 (53,1%) имели статус «звезд» и 13 (40,6%) - статус «предпочитаемых».
В российской выборке из 28 испытуемых, имевших высокую степень дезадаптированного поведения (неуверенность в себе, повышенная агрессивность, конфликтность), 14 (50,0%) имели статус «изолированных». Из 14 вьетнамских школьников, которые характеризовали высокую степень дезадаптированного поведения, 9 (32,1%) характеризовались как «изолированные».
Таким образом, результаты, полученные в нашем исследовании, проведенном на материале российских
и вьетнамских испытуемых младшего школьного возраста, показали зависимость социальной адаптации от социометрического статуса. Причем результаты на российской и вьетнамской выборке практически совпадают: дети, имеющие высокий уровень развития социальной адаптации, в большинстве случаев были отнесены к статусу «звезд» и «предпочитаемых». А дети, имеющие низкий уровень социальной адаптации, имели «изолированное» положение в группе сверстников и испытывали значительные трудности в интеграции в социальную среду.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Снегирева Т. Ф. Процесс социально-психологической адаптации в условиях специализированной учебной деятельности (на материалах физико-математических школ): дис. ... канд. психол. наук. М., 1978. 167 с.
2. Захарова А. В., Андрющенко Т. Ю. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопр. психологии, 1980. № 4.
3. Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. Минск, 1984. 366 с.
4. Фурманов И. А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов. М.: ВЛАДОС, 2004. 351 с.
5. UNICEF. Két qua dieu tra gia dinh Viêt Nam nam 2006. Hà nôi, 2008. Tr. 21.
6. Демография // Федеральная служба государственной статистики РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat /rosstatsite/main/population/demography/# (дата обращения 31.01.2013).
7. Психологические тесты для профессионалов / сост. Н. Ф. Гребель. Минск: Соврем. шк., 2008. С. 370-373.