Научная статья на тему 'Развитие жанра сатиры и творчество классиков дагестанской литературы Й. Казака и Е. Эмина'

Развитие жанра сатиры и творчество классиков дагестанской литературы Й. Казака и Е. Эмина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сатира / дагестанская классическая поэзия XIX в. / Йырчи Казак / Етим Эмин / кумыкская поэзия / лезгинская литература / satire / Dagestani classical poetry of the 19th century / Yirchi Kazak / Etim Emin / Kumyk poetry / Lezgin literature

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ханбалаева Сабина Низамиевна, Халидова Юлдузат Руслановна

Статья посвящена анализу острых социальных мотивов в лирике Йырчи Казака (1830–1879) и Етим Эмина (1838–1898), чье творчество оказало заметное влияние на развитие жанровых форм в дагестанской поэзии второй половины XIX века, в том числе и жанра сатиры. Цель статьи – показать, как, сохраняя и развивая идущую из глубины веков поэтическую традицию, лирика Й. Казака и Е. Эмина расширила жанровые и стилистические границы дагестанской литературы. Новизна исследования заключается в том, что впервые рассматривается роль классиков кумыкской и лезгинской литературы в формировании и развитии жанра сатиры как важнейшего направления в генезисе дагестанской художественной словесности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the satire genre in the works by the classics of Dagestani literature Y. Kazak and E. Emin

The works by Dagestani classical poets Yirchi Kazak (1830-1879) and Etim Emin (1838-1898) are closely connected with the traditions of national folklore, eastern artistic cultures, as well as with the political and cultural processes of Dagestan and Russia in the late XIX century. The main objects of the study are satirical works by the Kumyk poet Y. Kazak and the Lezgin poet E. Emin. The aim of the article is to show that due to the poetic tradition coming from the depths of centuries, the lyrics of Y. Kazak and E. Emin expanded genre and stylistic boundaries of Dagestani literature. The novelty of the study lies in the fact that for the first time the authors of the article consider the role of the classics of Kumyk and Lezgin literature in the development of the satire genre as the most important direction in the genesis of Dagestani fiction.

Текст научной работы на тему «Развитие жанра сатиры и творчество классиков дагестанской литературы Й. Казака и Е. Эмина»

Вестник Череповецкого государственного университета. 2024. № 4 (121). С. 98-110. Cherepovets State University Bulletin, 2024, no. 4 (121), pp. 98-110.

Научная статья УДК 82-1/-9

https://doi.org/10.23859/1994-0637-2024-4-121-9 EDN: EMBMIW

Развитие жанра сатиры и творчество классиков дагестанской литературы

Й. Казака и Е. Эмина

Сабина Низамиевна Ханбалаева1н, Юлдузат Руслановна Халидова2

'Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) МИД России,

Москва, Россия

^Профессиональная образовательная автономная некоммерческая организация «Колледж»,

Буйнакс, Россия

1 нsabinamgimo@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-8142-2074 2halidovaulduz0@gmail.com, http://orcid.org/0009-0004-8167-3473

Аннотация. Статья посвящена анализу острых социальных мотивов в лирике Йырчи Казака (1830-1879) и Етим Эмина (1838-1898), чье творчество оказало заметное влияние на развитие жанровых форм в дагестанской поэзии второй половины XIX века, в том числе и жанра сатиры. Цель статьи - показать, как, сохраняя и развивая идущую из глубины веков поэтическую традицию, лирика Й. Казака и Е. Эмина расширила жанровые и стилистические границы дагестанской литературы. Новизна исследования заключается в том, что впервые рассматривается роль классиков кумыкской и лезгинской литературы в формировании и развитии жанра сатиры как важнейшего направления в генезисе дагестанской художественной словесности.

Ключевые слова: сатира, дагестанская классическая поэзия XIX в., Йырчи Казак, Етим Эмин, кумыкская поэзия, лезгинская литература

Для цитирования: Ханбалаева С. Н., Халидова Ю. Р. Развитие жанра сатиры и творчество классиков дагестанской литературы Й. Казака и Е. Эмина // Вестник Череповецкого государственного университета. 2024. № 4 (121). С. 98-110. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2024-4-121-9

' Ханбалаева С. Н., Халидова Ю. Р., 2024

Development of the satire genre in the works by the classics of Dagestani literature

Y. Kazak and E. Emin

Sabina N. Khanbalaeva10 , Yulduzat R. Khalidova2

'Moscow State Institute of International Relations (MGIMO University),

Moscow, Russia

Professional Educational Autonomous Non-profit Organisation "College",

Buynaksk, Russia

1 Hsabinamgimo@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-8142-2074 2halidovaulduz0@gmail.com http://orcid.org/0009-0004-8167-3473

Abstract. The works by Dagestani classical poets Yirchi Kazak (1830-1879) and Etim Emin (18381898) are closely connected with the traditions of national folklore, eastern artistic cultures, as well as with the political and cultural processes of Dagestan and Russia in the late XIX century. The main objects of the study are satirical works by the Kumyk poet Y. Kazak and the Lezgin poet E. Emin. The aim of the article is to show that due to the poetic tradition coming from the depths of centuries, the lyrics of Y. Kazak and E. Emin expanded genre and stylistic boundaries of Dagestani literature. The novelty of the study lies in the fact that for the first time the authors of the article consider the role of the classics of Kumyk and Lezgin literature in the development of the satire genre as the most important direction in the genesis of Dagestani fiction.

Keywords: satire, Dagestani classical poetry of the 19th century, Yirchi Kazak, Etim Emin, Kumyk poetry, Lezgin literature

For citation: Khalidova Yu. R., Khanbalaeva S. N. Development of the satire genre in the works by the classics of Dagestani literature Y. Kazak and E. Emin. Cherepovets State University Bulletin, 2024, no. 4 (121), pp. 98-110. (In Russ.) https://doi.org/10.23859/1994-0637-2024-4-121-9

Введение

Творчество дагестанских поэтов-классиков Йырчи Казака (1830-1879) и Етима Эмина (1838-1898) тесно связано с традициями национального фольклора, восточных художественных культур, а также с политическими, культурными процессами в Дагестане и России конца XIX в. Предметом нашего исследования являются сатирические мотивы творчества Й. Казака, представляющего Северный Дагестан, и лезгинского поэта Е. Эмина - насельника Южного Дагестана. Кумыкский поэт-бунтарь Й. Казак к драматизированной и эмоционально-выразительной восточной поэтической традиции добавил колоритную простонародность кумыкского национального фольклора, дерзко призывал в своей сатирической поэзии бороться против социального неравенства и произвола власти. Лезгинский поэт-философ Етим Эмин, усложнив описательность образов, углубил философскую направленность и выразил свое отношение к общечеловеческим проблемам и вопросам дагестанского общества. Гражданский стиль двух поэтов-современников превратил обличительную поэзию, нацеленную на художественную правду и изменение общества, в грозное идейное оружие.

Цель статьи - показать, как сатирически направленные стихи Й. Казака и Е. Эмина наполнили дагестанскую поэзию второй половины XIX в. новым смыслом, значительно обогатив ее, а также подчеркнуть уровень сложности и глубину интереса к человеческим страстям и эмоциям в соответствии с идущей из глубины веков поэтической традицией.

Наше исследование строится на историко-культурном и сравнительно-типологическом методах. С их помощью мы рассматриваем жанровые поиски и сатирические особенности произведений дагестанских классиков Й. Казака и Е. Эмина.

История развития сатиры, начавшаяся с творчества Горация1 и Ювенала2, подробно изученная в работах Г. Гегеля3, Ф. Шиллера4, Я. Е. Эльсберга5, М. М. Бахтина6, Т. А. Федяевой7, О. Г. Петровой8, Г. Н. Чугунековой9, С. М. Коноваловой10 и др., стала теоретической и методологической основой данной статьи.

Исследования дагестанских литературоведов С.-М. С. Алиева11, А. Ф. Назареви-ча12, Ф. И. Вагабовой13, Р. А. Ахмедовой14, Ф. Р. Нагиева15, А. З. Кадымова16, Т. Э. Гаджимурадовой17 и др. свидетельствуют, что дагестанские классики следовали арабо-мусульманской поэтической традиции, расширяя рамки сложившейся на Востоке и Дагестане традиционной образной системы.

1 Гораций К. Ф. Собрание сочинений. Санкт-Петербург: Биографический институт, Студия биографика, 1993. 415 с.

2 Ювенал Д. Ю. Сатиры. Санкт-Петербург: Алетея, 1994. 224 с.

3 Гегель Г. Эстетика // Гегель Г. Собр. соч.: в 4 т. Т. 2. Москва: Искусство, 1968. 223 с.

4 Шиллер Ф. К. О наивной сентиментальной поэзии. Москва: Госполитиздат, 1969. 274 с.

5 Эльсберг Я. Е. Вопросы теории сатиры. Москва: Советский писатель, 1957. 427 с.

6 Бахтин М. М. Сочинения: в 7 т. Т. 5. Москва: Русские словари, 1997. 732 с.

7 Федяева Т. А. Диалог и сатира: на материале русской и австрийской сатиры первой половины XX века: дис. ... д-ра филол. наук. Москва: [б. и.], 2004. 335 с.

8 Петрова О. Г. Ирония и разные типы комического в тексте: материалы конференции «Развитие гуманитарных наук» (Познань, 27-29 февраля 2012 г.). Варшава: Общество с ограниченной ответственностью «Диаманд Трейдиг тур», 2012. URL: http://конференцияxom.ua/pages/view/349 (дата обращения: 01.12.2023).

9 Чугунекова Г. Н. Ирония и сатира как типы поэтического смысла: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Санкт-Петербург: [б. и.], 2007. 21 с.

10 Коновалов С. М. О сатире // Art logos. 2020. № 2 (11). С. 24-35. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-satire (дата обращения: 27.11.2023).

11 Алиев С.-М. С. Жизненный и творческий путь Йырчи Казака. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1979. 130 с.

12 Назаревич А. Ф. О дагестанской поэзии // Поэзия народов Дагестана. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1954. С. 5-38.

13 Вагабова Ф. И. Формирование лезгинской национальной литературы. Махачкала: [б. и.], 1970. 251 с.

14 Ахмедова Р. А. О благородстве, щедрости и чести. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2022. 287 с.

15 Нагиев Ф. Р. Проблемы научного осмысления творчества Етима Эмина // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Серия: Общественные и гуманитарные науки. 2011. № 3. С. 119-127. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-nauchnogo-osmysleniya-tvorchestva-etima-emina (дата обращения: 01.12.2023).

16 Кадымов А. З. Поэтическое творчество Етима Эмина: традиции, жанровая структура: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Махачкала: [б. и.], 2009. 22 с.

17 Гаджимурадова Т. Э. Основные мотивы поэзии Етима Эмина: дис. ... канд. филол. наук. Махачкала: [б. и.], 1998. 126 с.

Тематика, жанры, мотивы национального фольклора и арабо-восточной поэзии приобрели своеобразное развитие в творчестве как Й. Казака, так и Е. Эмина, и привели их к плодотворным жанрово-стилистическим поискам.

Й. Казак и Е. Эмин углубили острую социальную и философскую линию дагестанской поэзии. Противопоставляя время и поэта, они внесли в идейную структуру своих произведений свободомыслие, беспощадное высмеивание людских пороков, провозглашение свободы человеческого чувства, гуманизм, осуждение сословно-иерархического строя. В их творчестве присутствуют не только традиционные восточные мотивы, передающие тленность и несовершенство мира человека, необратимость «вселенского хода». Наряду с этим их поэзия несет в себе яркие черты индивидуальности авторов, защищающих право человека на земное счастье, поиск истины, познание мира, свободу жизненного выбора. Отстаивая это право, они в своих острых обличительных стихах подвергали высмеиванию и осуждению лицемерие, невежество, алчность, властолюбие и жестокость правителей.

В обличительных стихах Й. Казака и Е. Эмина протест против существующего режима выражен при помощи поэтической антитезы, характерной для поэтов Востока. По традиции все институты, ущемляющие развитие и свободу личности, были объектом жесткой критики (Рудаки, Ибн-Сина, Хайяма, Саади и др.).

В этом плане наиболее ярким примером являются стихотворения Й. Казака «Счастье» и Е. Эмина «Несчастье», в основе которых лежит прием противопоставления. Они не знали понятия «сатира» в том понимании, в каком она представлена в европейской литературе, но выразили неудовлетворенность не соответствовавшей их высоким идеалам дагестанской реальностью, как и европейские и русские сатирики, поскольку именно «в сатире в качестве высшей реальности противопоставляется идеал не удовлетворяющей нас действительности»1.

С другой стороны, как отмечено в исследовании М. М. Бахтина о сатире, в их творчестве обнаруживаются «архитектонические» формы, основанные на «межсубъектных отношениях автора, героя и читателя»2. Т. А. Федяева замечает, что «главные новации Бахтина» - не только противостоят классическим (например, шилле-ровским и гегелевским) представлениям, но имеют глубокие основания и параллели в обозначенной выше традиции»3. С. М. Коновалова, в свою очередь, отмечает, что «в зависимости от способов критического обличения различают прямую и косвенную сатиру. В прямой сатире автор высказывается от первого лица, и его слова могут быть адресованы как непосредственно читателю, так и герою произведения. Косвенная сатира делает героев произведения смешными посредством их собственных мыслей, высказываний и поступков, а также удачных авторских комментари-

4

ев» .

1 Бахтин М. М. Сочинения: в 7 т. Т. 5. Москва: Русские словари, 1997. С. 11.

2 Там же. 732 с.

3 Федяева Т. А. Диалог и сатира: на материале русской и австрийской сатиры первой половины XX века: дис. ... д-ра филол. наук. Москва: [б. и.], 2004. 335 с.

4 Коновалов С. М. О сатире // Art logos. 2020. № 2 (11). С. 24-35. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-satire (дата обращения: 27.11.2023).

Обращенную от первого лица к конкретному человеку (кумыкскому шамхалу), сатиру Й. Казака можно отнести ко второму типу (прямая сатира). Философские рассуждения и авторские комментарии Е. Эмина ближе к косвенной сатире.

Основная часть

Анализ сатирически направленных произведений Й. Казака и Е. Эмина раскрывает значение межсубъектных отношений автора, героя и читателя, и во многих стихах, в обличительных эпизодах, преобладает заострение осуждаемых пороков, явлений, поступков, отрицательных сторон дагестанской жизни XIX в., что наиболее близко к жанру социальной сатиры.

Социальная сатира. Разные стороны жизни, сопряженные с размышлениями о норме нравственности, становились объектом стихов сатирического направления Й. Казака. Это не просто обличительная, но и поистине смелая, бунтарская литература, которая оказала мощное влияние на дагестанскую общественно-политическую жизнь конца XIX в. и представляла опасность для власти. Как пишет С.-М. С. Алиев, «ему как художнику слова характерна всемерная неотвратимая сопричастность к делам мира»1.

Ярко выраженную сатирическую направленность имеют стихотворения Й. Казака: «В день беды не до веселья», «Откуда мне знать о ханских пороках», «Каким должен быть мужчина», «Кинжал булатный нынче не в чести», «Что толку всюду охать и вздыхать» и др. Его презрение и возмущение нашли выход в сатире и свободолюбивых стихах, в которых проявилось влияние обличительной народной кумыкской поэзии. Его привлекала именно сатира, в которой «резко, язвительно обличаются, осмеиваются отрицательные явления действительности»2.

Острая, разоблачающая поэзия классика кумыкской литературы была направлена против местного шамхала, которому поэт недвусмысленно давал понять, что честь его запятнана, поскольку в Дагестане от поведения мужчины, особенно от произнесенных им слов, во многом зависело отношение к нему людей.

Получив предупреждения и угрозы от шамхала, поэт осознавал, что может его ожидать: «Но и в таких условиях Казак, учась искусству иносказания, умудрялся разить ханов и беков своей насмешкой»3, а его обличительные стихи прежде всего обращены к конкретному человеку, резко и дерзко обличают его слова и поступки, например, в стихотворении «Каким должен быть мужчина».

Мысль поэта о несовершенстве власти в соответствии с жизненной правдой изображается, как вызывающая «сознание и его опасности, и его комизм»4, позволила поэту достичь выразительности в стихах, которые представляют собой «художе-

1 Алиев С.-М. С. Жизненный и творческий путь Йырчи Казака. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1979. 78 с.

2 Словарь русского языка: в 4 т. / под редакцией А. П. Евгеньевой. Москва: Русский язык, 1985-1988.

3 Назаревич А. Ф. О дагестанской поэзии // Поэзия народов Дагестана: сборник произведений / под редакцией Г. А. Аликберова. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1954.С. 14.

4 Эльсберг Я. Е. Вопросы теории сатиры. Москва: Советский писатель, 1957. 219 с.

ственную форму критического, оценочного освоения действительности, и в этом их социальная значимость».1

Поэт создал картину несовершенства современного ему дагестанского общества конца XIX в. В стихотворении «Счастье» он ставит проблемы, выраженные краткими формулами: «человек - власть», «человек - деньги» и т. д.

Й. Казак сетовал на то, что в современном ему мире личность ценят не за добродетельность, не за ум, а только за богатство, поэтому он решительно защищал человеческое достоинство, рассуждая о таком понятии, как счастье:

Пускай над нечистью бедняк в неравной схватке Одержит верх, увы, насмешки и нападки Его не обойдут, а наделенным властью, Таким что столь глупы, что кажутся хмельными, Что всюду тычут нос, смеясь над остальными, Снискавшим лишь позор поступками шальными, Спешит воздать хвалу услужливое счастье2.

Используя возможности жанра сатиры (насмешку над глупостью, алчностью, безрассудством и грехом), Й. Казак создал в кумыкской поэзии обличительные сатирические стихи. Он предпочитал использовать форму монолога-размышления (хотя многие переводчики переводили его стихи, используя форму четверостишия). Кавказский темперамент и разящее поэтическое слово явились мощным оружием бичевания и иронии, характерным для народной сатиры.

Предметом его обличительной сатиры было все, что мешало жить с высоким чувством достоинства озьдену - свободному человеку:

Бедняк умел умом да голыми руками Унять порою льва, но счастьем решено: Его равняет всяк с пустыми дураками. Так счастьем решено, будь проклято оно! Закрыв глаза на ложь, с развратом примирясь, Со многих черных душ оно смывает грязь. Недаром для людей, чей дух непогрешим, Его роскошный дом от века стал чужим.

Острая сатира поэта строится на обличительном сарказме, поэтому он называет счастье услужливым, а его идеал утверждается методом от противного. Он букваль-

1 Петрова О. Г. Ирония и разные типы комического в тексте: материалы конференции «Развитие гуманитарных наук» (Познань, 27-29 февраля 2012 г.). Варшава: Общество с ограниченной ответственностью «Диаманд Трейдиг тур», 2012. URL: http://конференция.com.ua/pages/view/349 (дата обращения: 01.12.2023).

2 Антология дагестанской поэзии: в 4 т. / составитель К. И. Абуков. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1980-1983. Т. 2: Поэты дореволюционного Дагестана. 1980. С. 159.

но проклинает счастье, которое постоянно и незаслуженно оказывается на стороне не бедного, а богатого, которому оно «спешит воздать хвалу». Отчетливо заметен не только обличительный, но и смелый бунтарский дух его лирики, повлиявшей на формирование общественного сознания дагестанцев в конце XIX в.

Совершенно очевидно, что презрение к тем, у кого «карман деньгой напихан до углов» - основной пафос его сатиры, поэтому, говоря о лицемерии феодала-шамхала, он использует сатирически достоверные контрастные детали, показывая типическую картину беззакония и произвола:

И мной, кто счастьем был от малых лет гоним, Немало глупых дел замечено за ним: Кто зван в богатый двор из целого села Затем, чтобы решать неясные дела?! Не тот, кто тверд умом, не мудрый аксакал, А тот, кто вовремя богатым потакал, Кто даже во хмелю не свяжет пару слов, Но чей карман деньгой напихан до углов.1

Так, стихотворение «Счастье» имеет острое, социально-злободневное содержание, а главной его особенностью выступает язвительный сарказм. Стихотворение отражает, что «сатира - это моделирование ситуации высказывания, в которой формируется неприятие негативного явления и порицание его за счет намеренного использования фрейма с высокой оценкой, которая искажается в ситуации текста». 2

Атакующая сатира поэта отражала социально злободневные проблемы дагестанского общества и, основанная на негодующей насмешке, заражала народ чувством гнева и призывала к действию. В этом отношении она была опасна для власти, что явилось поводом избавиться от поэта.

В дагестанской поэзии конца столетия получили выражение не только остросоциальные проблемы, но и сложные нравственно-философские вопросы в духе фоль-клорно-смеховой традиции народа. Это проявилось в умении поэтов-классиков создавать жизненные характеры и типы.

Философская сатира. Лезгинский классик Е. Эмин так же, как Й. Казак, отстаивал достоинство человека, и потому, философски рассуждая о понятии счастья в произведении «Несчастье», он пишет:

Коль скажешь ты правду - рассердишь людей, Ведь право на правду забрал богатей, Ославят - хоть будь ты святого святей, Спастись в положеньи таком ты не сможешь.

1 Антология дагестанской поэзии: в 4 т. Т. 2: Поэты дореволюционного Дагестана / составитель К. И. Абуков. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1980. С. 160.

2 Чугунекова Г. Н. Ирония и сатира как типы поэтического смысла: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Санкт-Петербург: [б. и.], 2007. С. 17.

Поэт создавал свои произведения, философски размышляя о мире, о власти, о правде и лжи, о собственной судьбе, вкладывая в них искренние переживания, отражая противоречия общественной жизни, когда «право на правду забрал богатей»:

Свой холст не заменит чужая парча, Не дай вам Господь быть в руках богача: Лицо улыбается, речь горяча, Но знать, что он мыслит при том, ты не сможешь.

Иносказательно через поэтически завуалированное противопоставление понятий «свой холст» - «чужая парча» поэт выражает неудовлетворенность простых людей существующим распределением благ:

Ты будешь своей же побит добротой, И друг твой тебя очернит клеветой, И даже добиться, чтоб твой золотой Сочли хоть простым медяком - ты не сможешь.

Так, осуждая циничное и наглое право богатого и сильного обирать бедного и слабого, «Эмин выступает и как непревзойденный лирик, и как умудренный жизнью философ, и как тонкий сатирик»1.

Социально-философское содержание сатирической поэзии Е. Эмина раскрывается при помощи антитезы («богатство - бедность», «почет - презрение», «знания -невежество», «доброта» - «злость», «счастье - несчастье»).

Сила сатирического мотива в этом произведении в ее обобщенности, в стремлении показать проявления несправедливости и произвола, характеризующие политический режим того времени:

Не будь этих мук - не скорбел бы Етим, И мир не казался бы мрачным таким. Без счастья - бессмысленна жизнь... А за ним Угнаться, слывя бедняком, ты не сможешь.

Автор отстаивает мысль, что «без счастья - бессмысленна жизнь». Как отмечает Ф. И. Вагабова, «обличительная, глубокой философской мысли гражданская лирика Эмина, энергично развивающая основные начала критического реализма, встает на

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Нагиев Ф. Р. Проблемы научного осмысления творчества Етима Эмина // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Серия: Общественные и гуманитарные науки. 2011. № 3. С. 119-127. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-nauchnogo-osmysleniya-tvorchestva-etima-emina (дата обращения: 01.12.2023).

уровень реализма поэзии народов Закавказья, занятой решением тех же идейно -эстетических задач». 1

В стихотворении «Несчастье», как и в его стихотворениях «Безумный мир.», «Ты в этот мир остерегись влюбиться.», «Потерявшему мед», «Судье», «Укравшему покрывало и лопату», «Другу Яхье», «Тезке», «Две жены», «Дуванбеку», «Старухи-сплетницы» и др., воплощен идейный и моральный конфликт внутри современного автору общества.

Е. Эмин выступает «.как сатирик, носитель прогрессивных идей и противостоит тем, кого он осуждает и обличает при помощи правдивого принципа противопо-

2

ставления и дает понять, во имя чего он критикует».

Лирика поэта отразила талант к философским обобщениям в показе закономерностей жизни, особый стиль лирического мышления, представляющего собой синтез поэзии и философии. Действительно, «обличительные произведения Е. Эмина, развивающиеся в лоне назидательной поэзии, художественные средства сатиры утверждают новое в лезгинской литературе сатирическое направление»3. Для творчества Й. Казака и Е. Эмина характерны свободомыслие, гуманистическая направленность, осуждение сословно-иерархического строя, провозглашение свободы человеческого чувства, жанрово-стилистические поиски. Эти точки соприкосновения заложены в глубоком внутреннем сходстве мотивов творчества. Й. Казак оставил поэтические наставления будущим поколениям, которым он хотел передать в наследство высокие нравственные идеалы, мужество, смелость, благородство и веру в духовное очищение человека. Большую роль в этом сыграла ссылка в Сибирь в 60-е гг Х1Х в.

Поэт-самородок далек от восточного жанра жалобы, ему не важен мотив божественного возмездия и предопределенность человеческих поступков, которые нередко находятся между собой в противоречии. Он говорит: «Гюнлер гельген намус учун оьльмеге» - «Настали времена за честь нам умереть»,4 достаточно прямолинейно выражая свою мысль. Именно так звучит подлинно народная поэзия, покоряющая читателей суровой правдой жизни.

Тема свободной личности получила своеобразную поэтическую обработку у Й. Казака, который на подсознательном уровне еще ярче представил концепцию свободной личности, чем арабо-персидские поэты Абу-т-Тайиб аль Мутанабби, Ру-даки, Саади и др.

Поэтому в одном из последних своих стихотворений, он, осознавая, что «.и алчный Азраил, слетев на землю, Без жертвы не исчезнет в вышине», не впадает в пессимизм, свойственный арабо-персидской лирике, а мужественно утверждает: «Мне не о чем жалеть на этом свете, Когда умру, не плачьте обо мне». 5

1 Вагабова Ф. И. Формирование лезгинской национальной литературы. Махачкала: [б. и.], 1970. С. 196.

2 Гаджимурадова Т. Э. Основные мотивы поэзии Етима Эмина: дис. ... канд. филол. наук. Махачкала: [б. и.], 1998. С. 17.

3 Кадымов А. З. Поэтическое творчество Етима Эмина: традиции, жанровая структура: автореф. дис. .канд. филол. наук. Махачкала: [б. и.], 2009. С. 20.

4 Казак И. Лирика. Стихотворения. Поэмы. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2001. С. 34.

5 Там же. С. 100.

В отличие от самобытного поэта Й. Казака, окончившего только школу при мечети, Е. Эмин, получивший хорошее образование, знавший арабский и персидский языки, не мог не испытывать влияния арабо-восточной поэзии, и оно было глубоким и сильным, но при этом опосредованно национальным. В жанрах, близких к форме газели, зухдийят, рубаи, жалобы он выразил глубокое недовольство окружающей действительностью. Этим обусловлен его скепсис, а также печальный и парадоксальный юмор в духе О. Хайяма. Следом за Хайямом он утверждает, что единственное богатство - его бедность и, в унисон с Хайямом, молившим «дай душе покой», он восклицает: «Хватит!». Различный подход к теме личной свободы у поэтов-современников связан с особенностями их биографий, средой, формировавшей их, своеобразием авторского стиля.

Таким образом, при общности тем, мотивов, жанрово-стилевых поисков поэтов-классиков одной эпохи «Й. Казак на подсознательном уровне искусно сочетал многовековую традицию дагестанского фольклора и арабо-восточной поэзии со своим индивидуальным философским мышлением»1, а Е. Эмин хорошо знал классическую поэзию Востока, владел несколькими языками и стал достойным продолжателем славной традиции.

Выводы

Сатирические мотивы, которые имели место в творчестве Й. Казака и Е. Эмина на основе восточной, европейской, русской, дагестанской культурной традиции положили начало новой литературной традиции в дагестанской литературе и обусловили появление жанра сатиры в литературе начала XX в. и отразили философские, научные, религиозные и духовно-нравственные воззрения дагестанских поэтов-классиков. Традиции Й. Казака и Е. Эмина оказали влияние на развитие жанра сатиры XX в. в творчестве кумыкского просветителя М. Э. Османова, лакского поэта Ю. Муркелинского, кумыкского сатирика Н. Ханмурзаева, аварского поэта Г. Цадасы, кумыкского поэта М. Атабаева, лезгинского сатирика Жамидина и др.

Сохраняя близость к народным кумыкским и лезгинским фольклорным жанрам, они наполнили свои сатирические стихи колоритным, актуальным, общественным, бунтарским (Й. Казак) и философским (Е. Эмин) содержанием, и это было формой проявления иронии и сарказма в обличении пороков феодальной элиты.

В результате в классической поэзии Дагестана была выработана художественная структура, своего рода логическая формула, организующая поэтическое философское высказывание, с тенденцией к афористической лаконичности. В условиях насилия и произвола, прикрытых видимостью законности, сатира оказалась действенным оружием, способным влиять на все сферы жизни.

Дагестанские поэты-классики привлекали определенный круг образных и лексических средств, которые становились символами и позволяли добиваться концентрированной выразительности в сатирических стихах.

Во многих произведениях Й. Казака и Е. Эмина в обличительных эпизодах преобладает заострение осуждаемых пороков, явлений, поступков, чтобы показать от-

1 Ахмедова Р. А. О благородстве, щедрости и чести. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2022. С. 23.

рицательные стороны жизни. Сознавая свою поэзию как гражданскую миссию, они дерзко и беспощадно обличали пороки общества, открыто и смело выбирая объект сатирического обличения. Тяжесть феодального строя, личная судьба поэтов-классиков предопределила широкий диапазон тем и сатирических мотивов их поэзии.

Их творчество являет высокий пример гражданской поэзии, превратившей сатиру в грозное оружие против господствующей дагестанской элиты.

В творчестве Й. Казака и Е. Эмина проявилось развитие субъективного начала, миропонимание личности, стремящейся к свободе мысли и чувства, получившие отражение в стихотворной сатире XIX в., которая имела существенный культурный резонанс как самое приметное литературное явление в дагестанской литературе.

Художественная сила и совершенство произведений поэта-бунтаря Йырчи Казака и поэта-философа Етима Эмина проявились и в том, что они не только изобличали человеческие пороки, но и реалистично отразили явления своей эпохи.

Список источников

Алиев С.-М. С. Жизненный и творческий путь Йырчи Казака. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1979. 130 с.

Антология дагестанской поэзии: в 4 т. Т. 2: Поэты дореволюционного Дагестана / составитель К. И. Абуков. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1980. 336 с.

Ахмедова Р. А. О благородстве, щедрости и чести. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2022. 287 с.

Бахтин М. М. Сочинения: в 7 т. Т. 5. Москва: Русские словари, 1997. 732 с.

Вагабова Ф. И. Формирование лезгинской национальной литературы. Махачкала: [б. и.], 1970. 251 с.

Гаджимурадова Т. Э. Основные мотивы поэзии Етима Эмина: дис. ... канд. филол. наук. Махачкала: [б. и.], 1998. 126 с.

Гегель Г. Эстетика: в 4 т. Т. 2: Лекции по эстетике. Ч. 2: Развитие идеала в особенные формы прекрасного в искусстве. Москва: Искусство, 1969. 223 с.

Гораций К. Ф. Собрание сочинений. Санкт-Петербург: Биографический институт, Студия биографика, 1993. 415 с.

Кадымов А. З. Поэтическое творчество Етима Эмина: традиции, жанровая структура: ав-тореф. дис. .канд. филол. наук. Махачкала: [б. и.], 2009. 22 с.

Казак И. Лирика. Стихотворения. Поэмы. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2001.

Коновалов С. М. О сатире // Art logos. 2020. № 2 (11). С. 24-35. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-satire (дата обращения: 27.11.2023).

Нагиев Ф. Р. Проблемы научного осмысления творчества Етима Эмина // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Серия: Общественные и гуманитарные науки. 2011. № 3. С. 119-127. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-nauchnogo-osmysleniya-tvorchestva-etima-emina (дата обращения: 01.12.2023).

Назаревич А. Ф. О дагестанской поэзии // Поэзия народов Дагестана: сборник произведений / под редакцией Г. А. Аликберова. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1954. С. 5-38.

Петрова О. Г. Ирония и разные типы комического в тексте: материалы конференции «Развитие гуманитарных наук» (Познань, 27-29 февраля 2012 г.). Варшава: Общество с ограни-

ченной ответственностью «Диаманд Трейдиг тур», 2012. URL: http://конференция.com.ua/pages/view/349 (дата обращения: 01.12.2023).

Словарь русского языка: в 4 т. / под редакцией А. П. Евгеньевой. Москва: Русский язык, 1985-1988.

Федяева Т. А. Диалог и сатира: на материале русской и австрийской сатиры первой половины XX века: дис. ... д-ра филол. наук. Москва: [б. и.], 2004. 335 с.

Чугунекова Г. Н. Ирония и сатира как типы поэтического смысла: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Санкт-Петербург: [б. и.], 2007. 21 с.

Шиллер Ф. К. О наивной сентиментальной поэзии. Москва: Госполитиздат, 1969. 274 с.

Эльсберг Я. Е. Вопросы теории сатиры. Москва: Советский писатель, 1957. 427 с.

Ювенал Д. Ю. Сатиры. Санкт-Петербург: Алетея, 1994. 224 с.

References

Aliev S.-M. S. Zhiznennyi i tvorcheskiiput'Iyrchi Kazaka [Life and creative way of Yirchi Ka-zak]. Makhachkala: Dagestanskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1979. 130 p.

Antologiia dagestanskoi poezii: v 4 t. [Anthology of Dagestani poetry: in 4 vols.; compiled by K. I. Abukov]. Makhachkala: Dagestanskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1980-1983, Vol. 2: Poety dorevo-liutsionnogoDagestana [Poets of pre-revolutionary Dagestan]. 1980. 336 p.

Akhmedova R. A. O blagorodstve, shchedrosti i chesti [On nobility, generosity and honour]. Makhachkala: Dagestanskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2022. 287 p.

Bakhtin M. M. Sochineniia: v 7 t [Essays: in 7 vols.]. Moscow: Russkie slovari, 1997-2012, vol. 5. 1997. 732 p.

Vagabova F. I. Formirovanie lezginskoi natsional'noi literatury [Development of the Lezgin national literature]. Makhachkala, 1970. 251 p.

Gadzhimuradova T. E. Osnovnye motivy poezii Etima Emina [Basic motifs of the poetry of Etim Emin: Cand. thesis in Philological Sciences]. Makhachkala, 1998. 126 p.

Gegel' G. Estetika: v 4 t [Aesthetics: in 4 vol.]. Moscow: Iskusstvo, 1968-1973, t. 2: Lektsii po estetike, ch. 2.: Razvitie ideala v osobennye formy prekrasnogo v iskusstve [Vol. 2: Lectures on Aesthetics. Part 2: Development of the ideal into special forms of the beautiful in art]. 1969. 223 p.

Goratsii K. F. Sobranie sochinenii [Collected works]. St Petersburg: Biograficheskii institut, Studiia biografika, 1993. 415 p.

Kadymov A. Z. Poeticheskoe tvorchestvo Etima Emina: traditsii, zhanrovaia struktura [Poetic creativity of Etim Emin: traditions, genre structure: Abstract Cand. thesis in Philological Sciences]. Makhachkala, 2009. 22 p.

Kazak I. Lirika. Stikhotvoreniia. Poemy [Lyrics. Pieces of poetry. Poems]. Makhachkala: Dagestanskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2001.

Konovalov S. M. O satire [About satire]. Art logos, 2020, no. 2 (11), pp. 24-35. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/o-satire (accessed: 27.11.2023).

Nagiev F. R. Problemy nauchnogo osmysleniia tvorchestva Etima Emina [Problems of scientific comprehension of the creative works by Etim Emin]. Izvestiia Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Seriia: Obshchestvennye i gumanitarnye nauki [Journal of Dagestan State Pedagogical University. Social and Humanitarian Sciences], 2011, no. 3, pp. 119-127. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-nauchnogo-osmysleniya-tvorchestva-etima-emina (accessed: 01.12.2023).

Nazarevich A. F. O dagestanskoi poezii [On Dagestan poetry]. Poeziia narodov Dagestana: sbornik proizvedenii [Poetry of the peoples of Dagestan: a collection of works; ed. by G. A. Alik-berov]. Makhachkala: Dagestanskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1954, pp. 5-38.

Petrova O. G. Ironiia i raznye tipy komicheskogo v tekste [Irony and different types of comic in the text]. Materialy konferentsii "Razvitie gumanitarnykh nauk" (Poznan', 27-29 fevralia 2012 g.)

[Proceedings of the conference "Development of Humanities" (Poznan, 27-29 February 2012)]. Var-shava: Obshchestvo s ogranichennoi otvetstvennost'iu "Diamand Treidig tur", 2012. Available at: http://konferentsiia.com.ua/pages/view/349 (accessed: 01.12.2023).

Slovar' russkogo iazyka: v 4 t. [Dictionary of the Russian language: in 4 vol.; ed. by A. P. Evge-nieva]. Moscow: Russkii iazyk, 1985-1988.

Fediaeva T. A. Dialog i satira: na materiale russkoi i avstriiskoi satiry pervoi poloviny XX veka [Dialogue and satire: on the material of Russian and Austrian satire of the first half of the XX century: Dr thesis in Philological Sciences]. Moscow, 2004. 335 p.

Chugunekova G. N. Ironiia i satira kak tipy poeticheskogo smysla [Irony and satire as types of poetic meaning: Abstract Cand. thesis in Philological Sciences]. St Petersburg, 2007. 21 p.

Shiller F. K. O naivnoi sentimental'noi poezii [On naive sentimental poetry]. Moscow: Gos-politizdat, 1969. 274 p.

El'sberg Ia. E. Voprosy teorii satiry [Issues of the theory of satire]. Moscow: Sovetskii pisatel', 1957. 427 p.

Iuvenal D. Iu. Satiry [Satires]. St Petersburg: Aleteia, 1994. 224 p.

Сведения об авторах

Сабина Низамиевна Ханбалаева - доктор филологических наук, доцент; http://orcid.org/0000-0002-8142-2074, sabinamgimo@mail.ru; Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) МИД России (76, пр-т Вернадского, 119454 Москва, Россия); Sabina N. Khanbalaeva - Doctor of Philological Sciences, Associate Professor; http://orcid.org/0000-0002-8142-2074, sabinamgimo@mail.ru; Moscow State Institute of International Relations (MGIMO University) (76, pr. Vernadskogo, 119454 Moscow, Russia).

Юлдузат Руслановна Халидова - директор профессиональной образовательной автономной некоммерческой организации «Колледж»; http://orcid.org/0009-0004-8167-3473, halidovaulduz0@gmail.com, (101, ул. Хизроева, 367915 Буйнакск, Россия); Yulduzat R. Kha-lidova - Director of the Professional Educational Autonomous Non-profit Organisation "College"; http://orcid.org/0009-0004-8167-3473, halidovaulduz0@gmail.com; (101, ul. Khizroeva, 367915 Buynaksk, Russia).

Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 15.12.2023; одобрена после рецензирования 27.02.2024; принята к публикации 12.03.2024.

The article was submitted 15.12.2023; Approved after reviewing 27.02.2024; Accepted for publication 12.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.