DOI 10.24412/2223-0564-2023-3-66-71 Ю.Р. Халидова УДК 82-17
САТИРА В ПОЭЗИИ РАСУЛА ГАМЗАТОВА И МАГОМЕДА АТАБАЕВА
Аннотация
Статья посвящена сатире в творчестве дагестанских поэтов XX века Расула Гамзатова и Магомеда Атабаева. Научная значимость статьи состоит в выявлении подлинной основы сатирического модуса изображения реальности. Выявлено, что в сатирическом мире Р. Гамзатова открыто сделан акцент на противостояние человека и социума и на то, что Р. Гамзатову в его стихах «Покаяние», «Молитва», «Обхватывая голову руками», «Суд идет», «Куда мы катимся?» удалось передать настроение, которое сочетается с признанием не только ошибок общества, но и своих ошибок. Выявлено, что пронизывающая сатира М. Атабаева и Р. Гамзатова была продиктована стремлением поэтов рассказать о перестройке, о ее перегибах, о новом поколении и его пороках. Обращено внимание на то, как несовершенство «нового» российского мира для героя раскрывается при помощи темы безответной любви, и, как итог, метафоры, создающие абсурдную картину в пределах философского и психологического синтеза. Например, в поэме М. Атабаева «Тоба» - «Покаяние», в которой вой безымянной собаки играет интертекстуальную роль, связывая порталы в сюжетном времени. В исследовании раскрыта общность используемых в произведениях сатирических приемов разных жанров аварским поэтом Р. Гамзатовым и кумыкским поэтом М. Атабаевым, способствующих жанровому синкретизму. Исследование сатирического творчества национальных (аварского и кумыкского) поэтов с позиций сопоставления аспектов этических взглядов является основной чертой эстетических концепций и манифестируют особенности художественного мира поэтов.
Ключевые слова: дагестанская сатира, Расул Гамзатов, Магомед Атабаев, кумыкская литература, аварская поэзия
Yulduz R. Khalidova
SATIRE IN THE POETRY OF RASUL GAMZATOV AND MAGOMED ATABAEV
Abstract
The article is devoted to satire in the works of the Dagestan poets of the XX century Rasul Gamzatov and Magomed Atabaev. The scientific significance of the article lies in revealing the true basis of the satirical mode of depicting reality. It was revealed that in the satirical world of R. Gamzatov, an emphasis is openly placed on the confrontation between man and society and the fact that R. Gamzatov in his poems "Repentance", "Prayer", "Covering the head with the hands", "Trial is in process", "Where are we going?" managed to convey a mood that is combined with the recognition of not only the mistakes of society, but also their own mistakes. It was revealed that the penetrating satire of M. Atabaev, like R. Gamzatov, was dictated by the desire of poets to tell about perestroika, its excesses, about the confused generation and its new vices. Attention is drawn to how the imperfection of the «new» Russian world for the hero is revealed with the help of the theme of unrequited love, and as a result of a metaphor that creates an absurd picture within the philosophical and psychological synthesis in M. Atabaev's poem «Toba» - «Repentance», in which, howling dogs, plays an intertextual role, linking portals
Халидова Юлдуз Руслановна, соискатель, Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН, директор, колледж безопасности жизнедеятельности населения (Буйнакск), e-mail: [email protected]
Yulduz R. Khalidova, applicant, Dagestan Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences, Director, College of Life Safety (Buynaksk), e-mail: [email protected]
© Халидова Ю.Р., 2023
ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2023/3 (101)
in plot time. The study reveals the commonality of satirical devices used in the works of different genres by the Avar poet R. Gamzatov and the Kumyk poet M. Atabaev, which contributed to genre syncretism. The study of the satirical creativity of national (Avar and Kumyk) poets from the standpoint of comparing aspects of ethical views is the main feature of aesthetic concepts and manifests the features of the artistic world of poets.
Key words: Dagestan satire, Rasul Gamzatov, Magomed Atabaev, Kumyk literature, Avar poetry
Введение. В наши дни социальная и политическая сатира используются в основном на страницах социальных сетей. Текст в них должен быть лаконичным, конкретным, адресным и, самое главное, осторожным, не несущим ответственности за сказанное. Кроме того, она н е несет в себе животрепещущей художественной задачи и нацеленности к личности.
Это говорит о снижении сатирического литературного творчества, когда все больше наблюдается, как сатира из литературы постепенно переходит в Медиа, в которой критика становится всё лаконичнее, низменнее и, конечно, коммерциализируется из-за предпочтения новых читателей к коротким визуализированным текстам.
Именно поэтому важно выявить интегральные черты формирования дагестанской сатиры и функционирования феномена художественных миров таких поэтов, как аварский поэт Расул Гамзатов и кумыкский поэт Магомед Атабаев. Изучение их творчества с позиции сопоставления аспектов их этических взглядов в сатире и специфики художественных миров является новой проблемной сферой дагестанского литературоведения. Особое значение имеет социальная сатира, когда лирический персонаж включается в ожесточенную схватку с надвигающейся катастрофой разума совести в обществе.
Объектом исследования явились стихи аварского поэта Р. Гамзатова «Обхватывая голову руками...», «Молитва», «Суд идет», «Куда мы катимся?», «Покаяние» и поэма кумыкского поэта М. Атабаева «Покаяние».
Аналитический обзор. В статье использованы методы сравнительно-типологического и историко-литературного исследования и системный подход, позволивший выделить сатирические особенности произведений Р. Гамзатова и М. Атабаева.
Методологическим ориентиром послужили исследования Л.И. Тимофеева, Я.Е. Эльсберга, Ю.Б. Борева, О.П. Раковой, а также дагестанских литературоведов Ч.С. Юсуповой, Р.А. Ахмедовой и др.
Р. Гамзатов, искусно владевший не только лирической поэзией, но и жанром сатиры, представленного в его творчестве дружескими посланиями, эпиграммами, надписями, маленькими лирико-сатирическими поэмами, стихами, социальной сатирой, в которой с необычной гибкостью сплелись воедино шутка, грусть, забота повседневной жизни и раздумья поэта о несовершенстве мира.
В его произведениях, опубликованных в конце жизни, наблюдается сочетание лукавого юмора и фольклорной простоты с внутренним драматическим движением. В этих стихах просвечивает расуловский гуманизм, выросший в недрах народных представлений о человеколюбии. Например, в стихотворении «Какой он властелин и падишах.»:
«Какой он властелин и падишах,
Когда рабами он повелевает?»
«Но где не знают рабства, в тех краях
И власти падишахов не бывает!» [4, с. 205].
Разочарованность в лирике Р. Гамзатова и его философия отрицания имеют глубокие социальные причины, а стремительный социальный разлад в обществе привел его к вопросу: «Куда мы катимся?» в лирико-публицистическом стихотворении с таким же названием:
Къачеб зар бихъуларо, Къирщулареб ца гъечо. Ццин окопалда жаниб Автомат гадин буго.
Киноялдацин гьурмалъ Гъими кунчулеб гъечо; Кверал депутатазул Рорхарал хунжрул руго [5, с. 33].
Злость в окопе Срослась с автоматом. Кто в кого стреляет? Куда мы идем?
В груди у государства, Не бесконечная боль. В кино и там, не увидишь улыбки. Руки депутатов - поднятые кинжалы.
Р. Гамзатов, постоянно возвращаясь к размышлениям о своей роли в народной судьбе, остро чувствуя свою ответственность как поэта перед человечеством, пытался вернуть дагестанское общество к той духовной высоте и единению, к которому оно шло долгие столетия.
Он пророчески говорил о том, к чему может привести такое безрассудство совести, как сложно будет остановить беду, заостренной до предела, и он взывает к Богу: «С людьми поговори, Всевышний Аллах, - Они у злости и жестокости в рабстве» - «Гьал гадамазда калъай, Мун, тадеганав Аллагь, - Гьел - соглъидул асирал, Гасилъиялъул лагъзал».
Поэт всю жизнь упорно искал, творчески осваивая мировую культуру, пути обогащения своего гуманистического идеала. В его сатирическом мире открыто и, в то же время при помощи подтекста, сделан акцент на противостояние человека и социума, когда народ постоянно оказывается в борьбе за существование.
Реальной основой сатирического модуса изображения реальности и человека выступает не только исторические моменты общества, но и внутренние чувства человека-поэта перестроечной эпохи, лишенной логики и смысла.
Исследователь аварской литературы Ч. Юсупова заметила: «Углубляясь в своем эстетическом и философском пафосе, протестующая, критически настроенная лира Р. Гамзатова от точных социальных прицелов, конкретных носителей пороков органично перетекает в сатирическое исследование общественного зла как явления нашей сегодняшней жизни» [14, с. 341].
Ф.М. Достоевский утверждал, что в сатирическом произведении трагическое не должно присутствовать в открытом виде, оно может иметь «скрытую форму» и нести положительное, «обязана пахнуть подкладкой» [4, с. 303].
Интересны в этом плане наблюдения Ю.Б. Борева: «Комическое имеет широкую общечеловеческую значимость и своим объективным содержанием способно вызвать к себе эстетическое отношение, имеющее определенную социальную цель и направленность» [3].
Обсуждение. Социальную сатиру Р. Гамзатова с её внутренним драматическим движением надо рассматривать как глубокую сатиру, которая «в соответствии с жизненной правдой изображается, как вызывающая «сознание и его опасности, и его комизма» [13, с. 219].
Яркая образность, характерная для лирических стихов Р. Гамзатова, в сочетании с «двойственностью» трагического и комического с большей силой проявились в его сатире, т.к. «О стихах Расула лучше всего рассказывают стихи, Расул ведь он видит, думает, живет, даже шутит только как поэт» [12].
Это сатира, которая в соответствии с жизненной правдой изображается поэтом с сознанием поэтической и гражданской ответственности перед человечеством: «Суд идет. И с вопросом ко мне Обращается Совесть Времен. Совесть Века и Совесть Земли». «Суд идет. Я готов отвечать». Так Расул пытается открыть глаза людям, чтобы они захотели увидеть:
«Суд всемирный идет на Земле...». Я свидетелем вызван на суд: «говори же на правду, поэт! Кто виновен в страданиях людей? Кто причина их горя и бед? Расскажи, докажи и пролей На события темные свет!» [7, с. 87].
Поэт задает риторический вопрос: «Что же случилось? Сначала создали все условия для преступников - теперь их ловят. Сначала разожгли пожар - теперь его тушат. Кто так поступает со своим Отечеством?» [8, с. 715].
Со свойственной только Р. Гамзатову поэтической силой, поэт попытался передать настроение трезвомыслящей, совестливой части общества. Прибегая к гиперболам, создавая выразительную картину бессмысленности «новой» жизни, поэт передал настроение, которое сочетается с признанием не только ошибок общества, но и своих ошибок, поэтому он говорит: «Много в жизни наделал я лишнего - Ничего уже не изменить».
Широта взгляда, обнаженность чувств, необычайная емкость образов, подтверждающие неповторимую самобытность поэта, растворение личного в общем, в космическом и обращение, прежде всего, к самому себе в лирико-философском стихотворении «Покаяние» (1986):
Мое несовершенство,
Что не смог
Я написать все то, что надлежало.
Подобное со многими бывало
Из тех, кому дался изящный слог [6, с. 283].
Это и есть нравственно-этическая основа его творчества, пропитанного социально-философскими наблюдениями и обобщениями, открытыми историко-этическими выводами.
В конце XX в. в дагестанской поэзии остро и взволнованно зазвучали гражданские мотивы, когда Р. Гамзатов размышляет, о «безумном времени в другом стихотворении с тем же названием «Покаяние»:
Ты прости меня, время безумное, Что и мне не хватило ума... За меня, чьи-то головы думали, Мои строчки, прессуя в тома.
И шайтанская сила незримая По бумаге водила порой Мою руку неисповедимую, Искривляя прямое перо [9, с. 35].
Справедливо замечено: «Общий идеологический смысл его произведений, написанных в 90-х гг. XX в., заключается в настроении поэта, во все более обостренном взгляде на происходящее вокруг, раскрытии всей бесплодности существования человека вне нравственных законов, всей опустошенности сознания поколения «новых русских», «новых дагестанцев», которые приведут общество, в конце концов, в своеобразный нравственный тупик» [2, с. 160].
Р. Гамзатов переживал за такое «новое» российское общество, в котором «.наряду с экономическим и политическим кризисом, социальным хаосом, наблюдается небывалый нравственный и духовный кризис» [8, с. 392].
В конце XX в. современник Р. Гамзатова М. Атабаев опубликовал лирико-сатирическую поэму «Тоба» (1993) - «Покаяние», в которой показал, «какова цена опыта» «новых свобод», неизбежно ведущих к «деформации» личности и общества.
Ирония, пронизывающая сатира М. Атабаева и Р. Гамзатова были продиктованы стремлением рассказать о перестройке, ее перегибах, растерянном поколении и новых пороках.
Раскрывая животрепещущие проблемы эпохи, М. Атабаев старался колоритно, точно, необычайно эмоционально и взволнованно, воплотить характер современника при помощи философского и психологического синтеза. Активными героями поэмы являются: Арсланбек, Амирбек, сам автор или лирический герой. Пассивные герои: Берия, Сталин, Горбачев, вернее, портрет М. Горбачева, висящий на стене гостиничного номера.
Несовершенство «нового» российского мира для героя проявляется при помощи раскрытия безответной любви, и его метафоры создают абсурдную картину «нового» мира:
Мени ярам не затдыр, Ачытсада жанымдан, -Мени элиме ттийген Яраланы янында?! [1, с. 137].
Разве боль моя сравнится, Хоть и боль дошла до сердца, -С болью народа моего С большими ранами его?!
Так автор свой идеал противопоставляет новому трагическому, несуразному дагестанскому миру жуликов и бандитов, построенному за короткое время перестройки. Вой собаки открывает портал в другой мир, где на героя нахлынули воспоминания, в которых его друг, мальчик, гоним, преследуется преступным миром воров, грабителей и обижен беззаконием. Так возникает основная проблема этой лирической поэмы с остросатирическим содержанием, когда, то и дело возникающий вой собаки, обеспечивает динамичность ассоциативных размышлений лирического героя.
Такой «сатирический образ стремится к отрицанию тех явлений жизни, которые в нем отражены, путем доведения до предела комизма, нелепости присущих им в жизни черт», когда под влиянием перестроечной стихии люди, выросшие в социально-справедливом обществе, перерождаются в буржуазных обывателей [11, с. 219].
Обличая пороки «новых» людей, автор использует сравнение «аждагъа» - «дракон», а вокруг царит обман, бездарность и война с памятниками. Надо отметит, что обличительная поэма М. Атабаева «Покаяние» написана после появления на экранах психологической драмы Тенгиза Абуладзе «Покаяние» (1987).
Однако главная сюжетная линия поэмы выбрана автором абсолютно не политической. Это безответная любовь, а язык сатиры помогает автору выразить новое время, его гражданскую позицию и писательский долг.
Результаты исследования. Сатира дагестанских поэтов уходящего поколения была призвана помочь читателю увидеть недостатки нового общества, надвигающуюся духовную его пус-
тоту, поскольку «сатира вскрывает не только противоречие между положительным и отрицательным, но и между внешней значимостью, «важностью» отрицательного и его внутренней пустотой, несостоятельностью» [10], когда идеалы таких поэтов XX века, как Р. Гамзатов и М. Атабаев, связанные с победой народа в Великой Отечественной войне, технологическим прогрессом страны, космическими достижениями, сменились серьезным разочарованием в постперестроечные годы.
Шолай гелген дюнъялар, Намусун яггъын салып Гъалал къуллукъ этгенлер Гъавлиягъа саналып!
Сен де нече харсурдунг Къайдагъы ялгъанлаъа, Йыллар бою халкъланы Аллатып болгъанлагъа!
Таковы все миры, Того, кто с честью и долгом Добросовестно служил Дураком всегда считают.
Ты аплодировал тоже не раз Обману тех, кто Из года в год, свой народ Оболванивал как мог.
Лирический герой лирико-философских и лирико-публицистических стихов Р. Гамзатова и поэмы М. Атабаева - не оратор, не борец, а личность, которая сочетает в себе различные гуманитарные дискурсы и предчувствует неизбежное разграбление страны «двуногими волками» - «Эки аякълы бёрюлер»:
Талавур талавур! Адаршай болуп тура, Халкъны душманларындан Ичигиз толуп тура!
Разбой, грабеж! Горестное время настало Враги народа Наводнили все кругом.
Слово «бёрюкратлар» - «волкократы» изобретено автором для более точного изображения алчности бюрократов от власти. Это трагическая ирония, отражающая абсурдную социальную структуру современного Дагестана. Поэт удачно
подмечает, гиперболизирует его пороки в сатирическом ключе. Автор акцентирует на воздействие своей сатиры на социум, отдельную личность, а также на превращение социальной среды, враждебно противопоставленной естественному миру, когда человек оказывается в ситуации «борьбы за существование».
В непринужденной беседе с читателем его слова звучат как афоризмы: «Гертилик ярты бол-май» - «Правды нет наполовину» или «Ярты герти - о ялгьан!» - «Половина правды - ложь!»
Гертилик ярты болмай, Яртыгерти - о ялгьан! Тюзлюк излеп айланма, Сендейлеге не къалгъан
Правды нет наполовину Половина правды - ложь! Не ищи правды вокруг. Кто против тот всегда не прав.
Поэма М. Атабаева «Покаяние» завершается словами: «Адамлар бузгъан дунья, Аллагьгъа аманат бол! - «Мир, разрушенный людьми, Аллах Великий сохрани!», как и стихотворение Р. Гамзатова «Молитва» («С этими людьми Поговори, Всевышний Аллах, - Они у злобы и дерзости в рабстве»), обращением к Аллаху с мольбой о прощении грехов безвинных людей, погибших в годы перестройки.
Именно к Богу привел эстетический поиск и соотношение художественных миров в сатирических стихах и поэмах талантливых дагестанских поэтов.
Выводы. Духовно-эстетический поиск и соотношение художественных миров отражают феномен сатиры в творчестве Р. Гамзатова М. Атабаева. Это многомерный характер художественного сознания поэтов конца XX в.
Художественная цель сатиры М. Атабаева и Р. Гамзатова равнозначна: образумить общество, остановить распад страны, напомнив людям для наглядности, уродливые уроки истории.
Характерная особенность сатиры М. Атабаева и Р. Гамзатова - критическое отношение к преобразованиям периода перестройки.
Сатира Р. Гамзатова и М. Атабаева взяла на себя ответственность за судьбу Дагестана, России, мира и показала стремление, как очевидцев, успеть показать неутешительную перспективу общества, которое может оказаться на грани катастрофы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Атабаев М. Тоба (Покаяние). Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2006. 528 с. (на кумыкском яз.).
2. Ахмедова P.A. Духовная интеграция народов Дагестана в современной литературе. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2002. 211 с.
3. БорееЮ.Б. Комическое. М.: Искусство, 1970. 272 с.
4. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. В 24 т. Т. 24. Л.: Наука, 1984. 518 с.
5. Гамзатов Р.Г. Книга юмора и сатиры. М.: Молодая гвардия, 1986. 303 с.
6. Гамзатов Р.Г. Собрание сочинений: В 8 т. T. 8. Махачкала, 1997. 389 с. (на аварском яз.).
7. Гамзатов Р.Г. Колесо жизни. Стихи и поэмы. Перевод с аварского. М.: Советский писатель, 1967. 415 с.
8. Гамзатов Р.Г. Мой Дагестан. Конституция горца / Сост. Г. Расулов. Махачкала: Дагкнигоиздат, 2000. 752 с.
9. Гамзатов Р.Г. Молитва. Махачкала: Издательский дом «Эпоха», 2008. 418 с.
10. Ракова О.П. Об анализе сатирического произведения // Репозиторий БГПУ http://elib.bspu. by > handle > doc
11. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М.: Просвещение, 1965. 488 с.
12. Турсунзаде М. Земля и планета поэта // Дагестанская правда. 1967. 5 авг.
13. Элъсберг Я.Г. Вопросы теории сатиры. М: Советский писатель, 1957. 426 с.
14. Юсупова Ч. Аварская поэзия: история и современность. Избранные статьи. Махачкала, 2013. 588 с.
REFERENCES
1. Atabaev, M. Toba [Repentance]. Makhachkala: Dagestan book publishing house, 2006. 528 p. (in Kumyk).
2. Akhmedova, R.A. Duhovnaya integraciya narodov dagestana v sovremennoj literature [Spiritual integration of the peoples of Dagestan in modern literature], Makhachkala: CPI DGU, 2002. 211 p. (in Russian).
3. Borev, Yu.B. Komicheskoe [Comic]. Moscow: Art, 1970. 272 p. (in Russian).
4. Dostoevsky, F.M. Polnoe sobranie sochineniy [Full composition of writings]. In 24 vol. Vol. 24. Leningrad: Nauka, 1984. 518 p. (in Russian).
5. Gamzatov, R.G. Kniga yumora i satiry [Book of humor and satire]. Moscow: Young Guard, 1986. 303 p. (in Russian).
6. Gamzatov, R.G. Sobranie sochineniy [Collected works]. In 8 vol. Vol. 8. Makhachkala, 1997. 389 p. (in Avar).
7. Gamzatov, R.G. Koleso zhizni [Wheel of life]. Verses and poems. Translation from Avar. Moscow: Soviet writer, 1967. 415 p. (in Russian).
8. Gamzatov, R.G. Moj Dagestan. Konstituciya gorca [My Dagestan. Highlander's Constitution], Makhachkala: Dagknigoizdat, 2000. 752 p. (in Russian).
9. Gamzatov, R.G. Molitva [Prayer], Makhachkala: Epoch Publishing House, 2008. 418 p. (in Russian).
10. Rakova, O.P. Ob analize satiricheskogo proizvedeniya [On the analysis of a satirical work]. In: BSPU Repository http://elib.bspu.by > handle > doc. (in Russian).
11. Timofeev, L.I. Osnovy teorii literatury [Fundamentals of the theory of literature]. Moscow: Education, 1965. 488 p. (in Russian).
12. Tursunzade, M. Zemlya iplanetapoehta [Earth and Planet of the Poet]. In: Dagestanskaya Pravda. 1967. 5 Aug. (in Russian).
13. Elsberg, Ya.E. Voprosy teorii satiry [Questions of the theory of satire]. Moscow: Soviet writer, 1957. 426 p. (in Russian).
14. Yusupova, Ch. Avarskaya poeziya: istoriya i sovremennost'. Izbrannye stat'I [Avar poetry: history and modernity. Featured Articles]. Mahachkala, 2013. 588 p. (in Russian).