УДК 342.731:340.130.53(510)
DOI dx.doi.org/10.24866/1813-3274/2017-2-3/129-143
Сюй Сяобо1
Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Россия
E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕЛИГИИ В КНР: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПРОТИВОРЕЧИЯ
Аннотация. Статья посвящена изучению нормативно-правовой базы деятельности религиозных систем в современном Китае. Цель статьи - рассмотреть содержание основных законодательных актов, включая Конституцию КНР 1982 г., регулирующих государственно-церковные отношения в этой стране. В статье рассмотрены новые формы и методы работы КПК и правительства с верующими, их участие в общественной жизни страны. Политика в отношении религии проводится не только собственно законодательными и правовыми актами, но и решениями и постановлениями органов исполнительной власти, а также директивными указаниями высших партийных инстанций, установками и указами лидеров КПК, председателя Госсовета КНР. Автор отмечает некоторую узость и противоречивость отдельных документов, отражающих непростые отношения основных конфессий Китая с властями. Потребности повседневной административной практики со всей остротой поставили на повестку дня китайского общества вопрос о необходимости принятия особого закона о религии. Его необходимость вызвана отсутствием в КНР цивилизованных юридических норм, определяющих права и взаимные обязанности верующих и властей. В этом законе о религии должны быть чётко зафиксированы положения, определяющие рамки легитимной религиозной деятельности, а также различия между «религиями» и «суевериями». Китай объединяет в себе множество уживающихся вместе религиозных конфессий, и нет ни одного господствующего религиозного течения. Автор приходит к выводу: чем дальше Китай будет идти по пути демократических реформ, открытости и гласности, тем прочнее и надежнее будет формироваться нормативно-правовая база религиозной деятельности.
1 Сюй Сяобо - аспирант кафедры политологии Восточного института - Школы региональных и международных исследований Дальневосточного федерального университета, г. Владивосток, Россия.
Для цитирования: Сяобо Сюй. Развитие законодательства о религии в КНР: опыт, проблемы, противоречия // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2017. № 2-3. С. 129-143.
© Сяобо Сюй, 2017
Ключевые слова. Китайская Народная Республика, Конституция КНР, законодательство КНР о религии, государственно-церковные отношения, религиозная политика Коммунистической партии Китая, свобода вероисповедания, религиозные конфессии.
Xu Xiao Bo1
Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia
E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF LEGISLATION ON RELIGION IN THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA: EXPERIENCE, PROBLEMS, CONTRADICTIONS
Abstract. The article is devoted to the study of the legal framework for the activities of religious systems in modern China. The purpose of the article is to consider the content of the main legislative acts, including the Constitution of the PRC of 1982, regulating state-church relations in this country. The author notes a certain narrowness and inconsistency of several documents reflecting the difficult relations of China's main religions with the authorities. The article considers new forms and methods of work of the Communist party and the government with believers, their participation in the public life of the country. The policy on religion is carried out not only by legislative and legal acts per se, but also by decisions and resolutions of the executive authorities, as well as by directives of higher party bodies, such as the instructions and decrees of the CPC leaders, and by the chairman of the State Council of the People's Republic of China. The needs of everyday administrative practice have put forward the urgent question of adopting a special law on religion on the agenda of Chinese society. The necessity for this law is motivated by the absence of legal norms defining the rights and mutual duties of believers and authorities in the PRC. This law on religion should clearly state the provisions that determine the scope of legitimate religious activity, as well as the differences between "religions" and "superstitions". The author has come to the conclusion that religion in the PRC is separated from the state, and the national religion is not legally approved. China unites a multitude of converging religious confessions, and there is no single dominant religious trend. And the further China moves along the path of democratic reforms, open-
'Xu Xiao Bo (Xu Xiaobo) - Post-graduate student of the Department of Political Science, Institute of Oriental Studies - School of Regional and International Studies of the Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia.
For citing: Xu Xiao Bo. Development of legislation on religion in the People's Republic of China: experience, problems, contradictions // ASIA-PACIFIC RIM: Economics, Politics, Law. 2017. № 2-3. P. 129-143.
ness and transparency, the more stable and reliable legal and regulatory framework for religious activities will be formed.
Key words: the People's Republic of China, the Constitution of the PRC, laws of the PRC on religion, state-church relations, the religious policy of the Chinese Communist Party, religious freedom, religious denominations.
В КНР, как и в большинстве стран мира, церковно-государственные отношения регулируются правовыми нормами и, прежде всего, основным законом государства - Конституцией. Однако в Китае, в отличие от государств с развитой демократией, наблюдается своеобразие политики в отношении религии. Оно проявляется в том, что её проведение определяется не только собственно законодательными и правовыми актами, но и решениями и постановлениями органов исполнительной власти, а также директивными указаниями высших партийных инстанций, как-то установок и указов лидеров КПК, председателя Госсовета КНР и других. Главным документом, где регулируются церковно-государственные отношения в КНР, является Конституция. В Конституции КНР 1982 г. зафиксировано, что «свобода вероисповедания» - постоянная долгосрочная политика китайского руководства [1, с. 4]. Конституция гарантирует эту свободу каждому гражданину Китая.
Основное содержание Конституции, касающееся религиозной политики, сводится к следующему:
• Уважение и охрана свободы вероисповедания. В Китае граждане наделены свободой исповедовать, а также не исповедовать религию. Приверженцам одной и той же религии предоставляется свобода придерживаться того или иного религиозного направления. Граждане имеют свободу переходить от атеистических убеждений к религиозным воззрениям и наоборот. Это значит, что выбор вероисповедания - частное дело гражданина и не допускается принуждение со стороны каких-либо государственных учреждений, общественных организаций и частных лиц. Верующие и неверующие полностью равны, все они пользуются одинаковыми правами и несут одинаковые обязанности, предусмотренные законами;
• Охрана нормальной религиозной деятельности. Нормальной религиозной деятельностью, проводимой в местах отправления религиозных обрядов и традиционно в домах тех или иных верующих, управляют религиозные организации, сами верующие, причем на свои средства. «Положения по управлению местами религиозной деятельности», опубликованные китайским правительством, гласят: право управления местами религиозной деятельности принадлежит тем организациям, в собственности которых находятся эти места; законные права мест религиозной деятельности и нормальная религиозная деятельность охраняются законом; посягательство на законные права мест религиозной деятельности карается привлечением к ответственности на основе закона;
• Равноправие различных религиозных организаций. Китайское правительство относится ко всем религиям одинаково, не признает привилегии какой-либо
131
религии в стране, ратует за взаимное уважение и мирное сосуществование разных религий. Китай придерживается принципа отделения религии от власти и отделения религии от школы. Государственные власти не вмешиваются в дела религиозных организаций, церковь со своей стороны не вмешивается в государственные, административные, судебные и просветительские дела;
• Курс на независимость и самоуправление в религиозных делах. В Китае религиозные дела ведутся соответствующими религиозными общинами, священнослужителями и прихожанами. Дела религии и религиозные организации не должны быть подконтрольны зарубежным силам. Китайские религиозные организации с удовлетворением поддерживают дружественные контакты с религиозными организациями других стран, с тем чтобы добиться взаимопонимания и установления дружественных отношений с братьями по вере, такие контакты должны строиться на основе полного равенства и взаимопонимания [1, с. 4-5].
Кроме Конституции КНР права и обязанности верующих закреплены и в других нормативных документах. Среди них Закон КНР о национальной районной автономии; Общие положения Гражданского кодекса; Закон об образовании; Трудовой кодекс; Закон об обязательном 9-летнем обучении; Закон о выборах в собрания народных представителей; Закон об организации комитетов сельских жителей; Закон о рекламе и пр. Они предусматривают, что все граждане, независимо от их вероисповедания, имеют право избирать и имеют право быть избранными. Законное имущество религиозных организаций находится под охраной законов; религия отделена от народного образования, при этом граждане, независимо от вероисповедания, пользуются равным правом на образование. Каждая национальность должна уважать язык, письменность, обычаи и религиозные убеждения других национальностей; в трудоустройстве недопустима дискриминация по религиозному признаку; запрещаются реклама и товарные знаки, содержащие элементы, травмирующие национальные и религиозные чувства людей.
Как известно, возрождение религии в КНР началось на рубеже 70-80-х годов прошлого столетия после тяжёлых и трагических событий «Культурной революции», когда религии в Китае вообще было отказано в праве не существование, когда был объявлен поход против «четырех старых привычек» (старой культуры, старых обычаев, старых привычек, старого мышления).
Новое партийно-государственное руководство КНР во главе с Дэн Сяопином осудило деяния «Культурной революции» и извлекло уроки из случившегося [2, с. 218-220]. В Уголовном кодексе КНР, принятом в июле 1979 г., закреплялось уголовное наказание тем лицам, кто «незаконно лишает граждан представленной им свободы вероисповедания» или «покушается на обычаи и жизненный уклад национальных меньшинств». В случае серьёзных правонарушений такого рода деяния
132
наказывались лишением свободы на срок до двух лет или исправительно-трудовыми работами [3, с. 6].
В новой редакции Уголовного кодекса 1997 г. в главе IV «Преступления против прав личности и демократических прав граждан» в ст. 231 усиливается уголовная ответственность за «посягательства на свободу вероисповедания» [4, с. 5].
Осуществляя практические шаги по нейтрализации тяжелых последствий «Культурной революции» в сфере религии, руководство КНР в 1998 г. легализовало деятельность основных конфессий (ассоциаций), им была оказана материальная помощь для восстановления разрушенных храмов и других культовых зданий и сооружений.
Решением Госсовета КНР от 1980 г. были реабилитированы многие религиозные деятели, ранее обвинённые в антигосударственной деятельности. Все религиозные ассоциации Китая по предложению Мао Цзэдуна с 1980 г. стали работать под руководством Подведомственного отдела Единого фронта ЦК КПК. Смягчение религиозной политики нашло отражение в нескольких закрытых документах, содержание которых «просочилось» в печать.
Важным документом, регулирующим церковно-государственные отношения в КНР, стало постановление ЦК КПК «Основы курса по религиозному вопросу в нашей стране в период социализма» [5]. Это постановление, принятое в марте 1982 г., по оценке китайских аналитиков, стало историческим и вошло в историю под названием «Документ № 19». Он стал руководством к действию местным партийным и государственным органам, призванным осуществлять религиозную политику в провинциях и автономных районах с учетом местных условий [6, ^ 4]. Этот документ во многом сохраняет свою актуальность и сегодня.
В своем постановлении ЦК КПК подробно разъясняет принципы подхода к проблемам религии. В нём говорится:
• Религия изживет себя только после длительного развития социализма и коммунизма.
• В Китае много верующих, некоторые религии исповедуются целыми национальными меньшинствами. Религия в определенном смысле имеет массовый характер, во многих местах религиозные проблемы связаны с национальным вопросом. В прошлом в отношении религии прибегали к жестокому давлению, в результате чего был нанесен серьезный ущерб безопасности государства и национальному единству.
• В прошлом религиозных деятелей и всех верующих рассматривали как «объект диктатуры», а обычаи и уклад жизни национальных меньшинств - как религиозные суеверия, проводилась политика принуждения и запретов. Это привело к обратному эффекту: «Религиозная активность в обстановке скрытности и разброда получила некоторое развитие... антикоммунистические элементы смогли, используя такого рода условия, развернуть контрреволюционную деятельность».
• Основная задача нынешнего этапа состоит в том, чтобы сплотить народ для осуществления «четырех модернизаций». Следует избегать ошибок прошлого, когда в политике делали упор на идеологические различия между верующими и неверующими, допускали нападки на верующие массы, в результате чего «усилилось отчуждение между верующими и неверующими», «усилилось и обострилось религиозное рвение», а «делу социализма был нанесен серьёзный вред» [7, с. 72].
Анализируя данное постановление ЦК КПК, отметим его противоречивый характер. С одной стороны, Коммунистическая партия признала право верующих на религиозную деятельность, с другой стороны, процесс секуляризации общества, связанный с политическими модернизационными стратегиями, ставил своей целью «освободить» социокультурное пространство от религии и религиозных институтов. Церкви было отказано в монополии на обладание истиной, а структурированный взгляд церкви на политическую и социокультурную реальность и стратегии по её изменению признаны архаичными и препятствующими дальнейшей модернизации общества.
В «Документе № 19» подчёркивается также, что работа в сфере религии - важное направление организационной деятельности партии по созданию «Единого фронта» и проведению массовой работы, а «усиление партийного руководства - это основная гарантия решения религиозного вопроса» [5]. «Одновременно с акцентом на то, что людям гарантируется свобода вероисповедания, нужно сделать и акцент на то, что им гарантируется свобода не исповедовать никакой религии. Это две стороны одного вопроса» [8, с. 168].
В документе указывается, что никоим образом не разрешается вмешательство религии в государственное администрирование, сферы юстиции и просвещения, запрещается религиозное обучение детей до 18 лет, оставление ими семей для изучения религиозных канонов в храмах и монастырях. Воспрещается использовать религиозные учения для выступлений против руководства партии, социалистического уклада, разрушения государственного единства и национальной сплочённости.
Постановление определило восемь руководящих религиозных организаций (ассоциаций) КНР, имеющих задачей содействовать осуществлению политики в отношении религии, повышать «патриотическую и социалистическую сознательность», осуществлять «совершенно нормальную» религиозную деятельность. К ним относятся: Китайское буддийское общество; Китайское даосское общество; Китайское общество исповедующих ислам; Патриотическая ассоциация католиков Китая; Китайский католический епископский колледж; Китайский комитет патриотического движения христиан за «Тройную независимость»; Китайское христианское общество.
Отметим, что, несмотря на противоречивость и непоследовательность, мероприятия КПК и Китайского правительства по совершенствованию религиозной политики в первой половине 80-х годов XX в. способствовали возрождению религи-
134
озных конфессий в стране. Войдя в Единый фронт ЦК КПК под охраной государства, они встраивались в духовно-культурную и общественную деятельность страны, становясь значимым фактором в общественно-политической жизни Китая. Возросло влияние религии на общественное сознание китайцев. К середине 80-х годов прошлого столетия общественная активность религиозных течений в КНР возросла настолько, что это, по оценке аналитиков, вызвало некоторую тревогу партийно-политического руководства. В новых условиях раскрепощенные религии стали брать своеобразный реванш за прежние преследования. «Это обстоятельство, - пишет профессор В. Кузнецов, - не осталось незамеченным партийно-государственным руководством» [8, с. 160-169, 173]. «За последние годы, - указывал секретарь ЦК КПК Си Чжунсюнь, выступая на Всекитайском совещании начальников управлений по делам религий 6 января 1986 г., - число верующих в сравнении с прошлым увеличилось, среди них больше стало молодежи» [9, с. 6]. Рост религиозности свидетельствовал об утрате значительной частью граждан доверия к духовному авторитету КПК. Такого рода явления были чреваты ослаблением политической стабильности, особенно в районах проживания некитайского населения, для которого приверженность вере отцов нередко становилось формой неприятия инонациональной и иноверной власти. Это стало вызовом государству, и оно не могло оставить его без внимания [8, а 169].
Естественно, что китайское государство отреагировало на эту тенденцию, но не жестким давлением против религии, как в прежние годы, а «мягкой силой», «взвешенной политикой». Особенно это касалось религиозности у национальных меньшинств Тибета, Синьцзян-Уйгурского автономного района и других национальных окраин. Местным органам власти была дана установка на смягчение воинствующего атеизма, на нежелательность упоминаний в публичных выступлениях таких высказываний К. Маркса и В.И. Ленина, как «религия - опиум народа». Одновременно, считая идеологию сферой своей исключительной компетенции, государственные и партийные органы разоблачали политизированный ислам, который, по мнению правительства, угрожал стабильности китайского общества. Борясь с проявлением религиозного экстремизма и укрепляя межнациональные отношения, Отдел пропаганды и агитации ЦК КПК, партийные органы на местах усиливали пропаганду марксистско-ленинского атеизма [10, с. 5]. Статьи на эту тему появляются в журнале «Хунци», газете «Женьминь Жибао», в местных органах печати. Особенно активно в этом направлении работает редакция журнала «Миньцзу Ту-аньъцзе», специализирующегося на межнациональных отношениях.
Вопросам работы с верующими в национальных районах Китая с преобладанием там мусульманского населения были посвящены совещания партийных и государственных работников, ответственных за религиозную политику в сентябре и октябре 1989 г., в феврале и марте 1990 г. и в последующие годы [11, с. 174].
Начало 90-х годов XX в. в КНР отмечено активизацией диалога между светским и религиозным мировоззрением, между религиозными и государственными институтами, а также между самими религиями. Это нашло отражение в нормативно-правовой основе церковно-государственных отношений, а также в оценках партийных и государственных руководителей КНР. Выступая в 1992 г. на встрече с ведущими религиозными деятелями Китая, член Постоянного Комитета Политбюро ЦК КПК Ли Жуйхуань отметил, что в 1992 г. религиозные организации сотрудничали с КПК и государственными структурами на различных уровнях и внесли ощутимый вклад в укрепление общественной стабильности [12]. Общая положительная оценка роли религии неоднократно отмечалась на страницах «Жэньминь жибао», в частности, отмечалась исторически приобретенная крупнейшими мировыми религиями способность адаптироваться к условиям различных общественных формаций, указывалось на усвоение религиозными системами «огромных духовных богатств», созданных человечеством, на роль религии как «организующей части традиционной культуры и форм быта широких масс верующих», как системы, «уравновешивающей» и «гармонизирующей» общественные связи [13, 14].
Установка на «взаимосоответствие религии и социалистического общества» (Цзунцзяо юй шэхуэй чжун шэхуэй сян шиин) была дана руководителем КНР Цзян Цзэминем в выступлении 7 ноября 1993 г. на Всекитайском совещании по работе Единого фронта. Лидер Китая указал на допущенные в прошлые годы юридические нарушения, отразившие проблемы в области правового регулирования межнациональных отношений религиозной деятельности. В своем выступлении Цзян Цзэминь выделил негативные моменты, мешающие нормальному взаимоотношению религиозных конфессий с социалистическим обществом и государством. С одной стороны, подчеркнул он, ошибки допускаются самими верующими (произвольная реставрация и строительство новых храмов, «несанкционированные проведения» масштабных религиозных мероприятий, случаи религиозного вмешательства в дело органов власти, юстиции, просвещения, в сферу бракосочетания и т.п.). С другой стороны, ошибки и перегибы допускают местные власти (факты нарушения свободы вероисповедания граждан, посягательства на законные права и интересы религиозных конфессий, проявления некоторыми руководящими кадрами «тупого равнодушия» к нуждам верующих, «серьёзный бюрократизм», попустительство злоупотреблениям в религиозной обрядности [15, с. 134]. В церковно-государственных отношениях, -отметил лидер КНР, - доминирующее положение отведено государственным интересам и ответственности верующих перед обществом. «В религиозных вопросах нет малых дел», - подчеркнул он [15, с. 135]. «Нельзя административной силой ни ликвидировать религию, ни развивать религию». Цзян Цзэминь ещё раз напомнил о приоритете Конституции и других законов в регулировании жизни религиозных конфессий. Защита нормальной религиозной деятельности и пресечение противозаконной,
136
преступной деятельности, использующей религиозную атрибутику, - это «две стороны одного вопроса, которому нельзя противостоять».
90-е годы ХХ в. в КНР отмечены более активной законотворческой работой местных представительных органов власти, пытавшихся уточнить и более предметно определить правовое поле религиозной деятельности. Эта законодательная деятельность в предыдущий период практически не велась. Собрания народных представителей в провинциях и автономных округах (и особенно уездах и волостях) на своих заседаниях редко обсуждали религиозные проблемы, считая их прерогативой центральной власти. Как исключение, власти на местах, исходя из потребностей административной практики, иногда издавали временные нормативные документы в виде подзаконных актов и постановлений. Эти документы, подчёркивают китайские аналитики, зачастую не имели действенной юридической силы, а многие из них противоречили общему законодательству КНР. Такие из них, как «Временный регламент по контролю за местами, отведенными для религиозной деятельности», «Временный регламент по контролю за священнослужителями», «Правила по контролю за делами религии» и др., предвосхищали начинания центра в религиозной политике. Но главная проблема была в том, что возникали несоответствия между декларированным в Конституции и других законах правом свободы вероисповедания и положением религии в повседневной жизни китайского общества. «Мало заявить, что правительство уважает и защищает свободу вероисповедания, - главное реализовать эти заявления», - писал журнал Чжунго Яньцзю [16, с. 53].
Госсовет КНР, ВСНП пытаются сформировать единое правовое поле религиозной деятельности, не допускать противоречий между центральным и региональным законодательством в области религии. «Правительство Китая придает огромное значение «уважению прав граждан на свободу вероисповедания и их защиту посредством законодательства» [см. 8, с. 173], - заявил начальник юридического отдела Управления по делам религии при Госсовете КНР Хэ Кэмин.
Проблемы совершенствования религиозного законодательства поднимались и в принятых в 1994 г. двух постановлениях Госсовета КНР: «Положение о регулировании религиозной деятельности иностранных граждан на территории КНР (Документ № 144), «Положение о ведении местами, отведенными для религиозной деятельности» (Документ № 145) [17]. Во втором постановлении подчёркивается: «Все места, отведённые для религиозной деятельности, должны находиться в независимом ведении ответственных за соответствующие места организаций, законные права и интересы которых, а также нормальная религиозная деятельность, осуществляемая в данных местах, защищается законом и не подлежит посягательству или вмешательству со стороны какой-либо организации или лица» [18, р. 11].
Позиция китайского государства в отношении религиозных конфессий была обозначена и в Белой книге «Религия и свобода совести в Китае» [19], изданной
пресс-канцелярией Госсовета КНР в 1997 г., где акцент делается на отношении китайского государства к христианству и, в первую очередь, к католической и протестантской церкви, с которыми исторически сложились непростые отношения. Правительство КНР было обеспокоено тенденцией увеличения количества протестантов и католиков в стране, что объяснялось возросшим влиянием западной духовной культуры на китайское общество.
В условиях глобализации, расширения связей и контактов КНР с другими странами религиозная политика китайского государства становится ещё более либеральной. В 2001 г. ЦК КПК созвал Первое Верховное собрание, посвящённое изучению религиозных проблем в КНР. На нём были обобщены результаты исследований по проблемам религии за 90-е годы ХХ в. и сделан вывод, что религиозная проблема в социалистическом обществе имеет три особенности: длительность, массовость и особенную сложность.
XVI съезд КПК в 2002 г. призвал глубже и всестороннее исследовать религиозные вопросы и на этой основе грамотно претворять политику свободы вероисповедания в жизнь, управлять религиозными делами по закону [20, с. 6].
В 2004 г. Госсовет принял и издал «Правила по религиозным делам» (Указ № 426) [21]. Новым моментом в этом документе стало отсутствие упоминания пяти признанных религий в разделе о регистрации религиозных ассоциаций. Хотя до сих пор ни одна новая религия не была зарегистрирована в качестве общенациональной, документ № 426 не исключает такой возможности. Характерно, что в 2005 г. в ГУДР был создан четвёртый отдел, перед которым стоит задача регулировать «народные верования» и «новые религии».
XVII и XVIII съезды КПК в 2007 и 2012 гг. в своих решениях подтвердили курс на смягчение религиозной политики [22]. На XVIII съезде в 2012 г. подчеркивалось, что китайские религиозные мероприятия проводятся соответствующим образом в заведённом порядке. Развитие религии вошло в ровный и здоровый золотой период [23].
Все граждане КНР, достигшие 18 лет, независимо от религиозного вероисповедания, имеют право избирать и быть избранными депутатами собраний народных представителей [24, с. 216-217].
Начальник Государственного управления по национальным делам и религии Китая Е Сяовэнь, характеризуя современную религиозную ситуацию в КНР, подчеркнул: «Секрет решения Компартией религиозной проблемы заключается в её принципах и политике. После установления Основного курса религиозной работы Компартии китайские коммунисты нашли ключ к правильному решению социалистической религиозной проблемы, отыскали выход в отношениях между социализмом и религией» [22, а 181]. Сегодня в КНР наблюдается более взвешенное и ответственное отношение государства и общества к религиям.
138
Провозглашённое в Конституции КНР право на свободу вероисповедания нашло конкретное развитие в обнародованных Госсоветом КНР «Положениях о делах религий в КНР» и «Положениях о делах религий в Синьцзян-Уйгурском автономном районе» [см.: 25, с. 32].
В этих документах говорится, что верующие и атеисты полностью вольны в своём выборе, никакая организация или частное лицо не имеет права заставлять граждан принимать ту или иную религию или отказываться от веры, а также не имеет права дискриминационно или несправедливо относиться к людям в зависимости от их религиозной принадлежности. Нарушение права граждан на свободу вероисповедания приводит к юридическим последствиям. Укрепляется управление религиозными делами в соответствии с законом и защищены нормальная религиозная деятельность и места отправления религиозной деятельности. Осуществляется политика организованного планируемого паломничества, укрепляются гарантии оказания услуг для обеспечения упорядочения и безопасности паломнических мероприятий.
Сегодня в КНР наблюдается удовлетворение нормальных религиозных потребностей граждан. Уже переведены и изданы на многих языках мусульманские, буддийские, христианские и другие классические религиозные книги, лишь общий тираж «Коран» и «Сахих аль-Бухари» уже составил более 1,76 млн экземпляров. Создан журнал «Синьцзянские мусульмане», выходящий на уйгурском и китайском языках. Открыт сайт «Мусульмане в Синьцзяне» на уйгурском и китайском языках. Религиозные общины открывают курсы по распространению религиозных знаний и религиозных ритуалов, чтобы удовлетворять потребности граждан, исповедующих религии, в обучении и понимании вероучений1 [см.: 25, с. 32-33].
Вместе с тем, рассматривая современную нормативно-правовую базу деятельности религиозных конфессий в КНР, нельзя не заметить её некоторых недостатков и противоречий.
1. Остаются некоторые несоответствия между центральным и местным религиозным законодательством, между декларированным в Конституции правом свободы вероисповедания и положением религии на практике. И это является важнейшей заботой руководителей КНР. «Нам нужно выявлять позитивную роль религиозных деятелей и верующих в стимулировании социально-экономического развития, максимально сплачивать все силы, которые только можно сплотить» [см.: 26].
2. Ряд положений в законодательных актах, касающихся религиозной деятельности, требуют уточнения и конкретизации.
3. Проблема правового положения религии в КНР представляет собой также одну из форм проблемы взаимоотношений государства и личности. Причины неко-
1 Право на свободу вероисповедания // Развитие и прогресс в деле прав человека в Синьцзяне. -Пекин, 2017. - С. 32-33. - Кит.
торой нестабильности этих взаимоотношений кроются в различии интересов государства и верующих. Последнее понятие в условиях Китая приобретает еще и специфический правовой смысл. Признание статуса «религии» только за верующими восьми основных конфессий, имеющих официально утвержденные руководящие организации, оставляет лишь за их адептами право на свободу отправления религиозных предписаний. Представители других религиозных общин (евреи, манихеи представители народных вероучений и т.д.) к числу «верующих» причислены быть не могут. Их необходимо узаконить.
Большинство документов по религиозной политике китайского государства недоступны для массового читателя. По-прежнему они издаются малыми тиражами для служебного пользования.
Перечисленные выше обстоятельства, а также потребности повседневной административной практики со всей остротой поставили на повестку дня китайского общества вопрос о необходимости принятия Особого закона о религии. Его необходимость мотивируется отсутствием в КНР юридических норм, определяющих права и взаимные обязанности верующих и властей.
В этом законе должны быть чётко зафиксированы положения, определяющие рамки легитимной религиозной деятельности, а также различия между «религиями» и «суевериями». Важно, чтобы законодательная инициатива в данном случае исходила снизу, а не сверху - от высших партийных органов.
И последнее. Да, религия в КНР отделена от государства, Китай светская страна. В стране нет ни одного господствующего религиозного течения. Китай объединяет в себе множество уживающихся вместе религиозных конфессий, здесь нет ярко выраженной клерикальной окраски, и национальная религия законодательно не утверждена. Но каждый житель этой страны имеет гарантированную Конституцией свободу вероисповедания. И чем дальше Китай будет идти по пути демократических реформ, открытости и гласности, тем прочнее и надежнее должна быть нормативно-правовая база религиозной деятельности, обеспечивающая равные возможности всем гражданам страны, участвующим в построении великой нации. «Нам нужно выявлять позитивную роль религиозных деятелей и верующих в стимулировании социально-экономического развития, максимально сплачивать все силы, которые только можно сплотить» [26], говорил Си Цзиньпин.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Китайской Народной Республики. 1982. - Пекин, 1982. - Кит.
2. Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая / Сяопин, Дэн. - М. : Политиздат, 1988. - 256 с.
3. Уголовный кодекс Китайской Народной Республики. - Пекин, 1979. - Кит.
4. Уголовный кодекс Китайской Народной Республики. - СПб. : Изд-во «Юрид. центр Пресс», 2001. - 303 с.
5. Основы курса по религиозному вопросу в нашей стране в период социализма : постановление ЦК КПК от 31 марта 1982 г. № 19 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mzb.com.cn/.
6. Великие достижения в духовной жизни за 50 лет славной истории со времени образования КНР // Фа инь. - 1999. - № 1. - С. 4. - Кит.
7. Сборник рабочих материалов по религии в новый период. - Пекин : Изд-во религ. лит-ры, 1995. - Кит.
8. Кузнецов, В. С. Политика в отношении религии в КНР // Проблемы Дальнего Востока. - 2001. - № 1. - С. 165-176.
9. Миньцзу Туаньцзе. - 1986. - № 3. - С. 6. - Кит.
10. Чжунго Сицзян. - 1989. - № 7. - С. 5. - Кит.
11. Современный Синьцзян и его место в казахстанско-китайских отношениях / под общ. ред. К. Л. Сыроежкина. - Алматы, 1997. - 239 с.
12. Жэньминь Жибао. - 1993. - 20 янв. - Кит.
13. Жэньминь Жибао. - 1996. - 18 февр. - Кит.
14. Жэньминь Жибао. - 1999. - 2 дек. - Кит.
15. Цзян Цзэминь. Реформа, развитие, стабильность: статьи, выступления / Цзэминь, Цзян. - М. : Палея, 1996. - 444 с.
16. Чжунго Яньцзю. - 1999. - № 11. - С. 53. - Кит.
17. Правила регулирования мест религиозной деятельности : указ Государственного совета Китайской Народной Республики № 145 от 31 янв. 1994 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://baike.baidu.eom/view/261777.htm#2. - Кит.
18. Religions affairs in China // Beijing review. - 1997. - September, 1-7. - P. 11.
19. Религия и свобода совести в Китае (Белая книга) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://russian.china.org.cn/russian/32958.htm.
20. XVI Всекитайский съезд Коммунистической партии Китая. - Пекин, 2002. - Кит.
21. Правила по религиозным делам : указ № 426 Госсовета от 7 июля 2004 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gov.cn/xxgk/pub/govpublic/mr lm/200803/t20080328_31641.html.
22. Лицом к религии // Как функционирует КПК в Китае. - Пекин, 2012. -С. 179-181. - Кит.
23. Резолюция XVIII съезда Коммунистической партии Китая. - Пекин, 2012. - Кит.
24. XVIII Всекитайский съезд КПК. Китайская мечта и мир. - Пекин, 2013. - Кит.
25. Право на свободу вероисповедания // Развитие и прогресс в деле прав человека в Синьцзяне. - Пекин, 2017. - С. 32-33. - Кит.
26. Си Цзиньпин. Из «Речи на 1-й сессии ВСНП 12 созыва (17 марта 2013 г.)» // Женьминь Жибао. - 2013. - 18 марта. - Кит.
REFERENCES
1. Constitution of the PRC 1982. Beijing, 1982. (In Chinese).
2. Deng Xiaoping. Osnovnye voprosy sovremennogo Kitaya [The main issues of modern China]. Moscow: Politizdat Publ., 1988. 256 p.
3. The Penal Code of the People's Republic of China. Beijing, 1979. (In Chinese).
4. The Penal Code of the People's Republic of China. St. Petersburg: Yuridicheskii tsentr Press Publ., 2001. 303 p.
5. The basis of the course on the religious question in our country during the period of socialism: the resolution of the Central Committee of the CPC of March 31, 1982 No. 19. Available at: http://www.mzb.com.cn/ (accessed 3 November 2017). (In Chinese).
6. Great achievements in the spiritual life for 50 years of glorious history since the founding of the People's Republic of China. Fa yin, 1999, no. 1, p. 4. (In Chinese).
7. Collection of working materials on religion in a new period. Beijing: Religious Literature Publishing House, 1995. (In Chinese).
8. Kuznetsov V.S. Politika v otnoshenii religii v KNR [Policy on religion in the PRC]. Problemy Dal'nego Vostoka, 2001, no. 1, pp. 165-176.
9. Minzu Tuanjie, 1986, no. 3, p. 6. (In Chinese).
10.Zhongguo Xijiang, 1989, no 7, p. 5. (In Chinese).
11.Syroezhkin K.L., ed. Sovremennyi Sin'tszyan i ego mesto v kazakhstansko-kitaiskikh otnosheniyakh [Modern Xinjiang and its place in Kazakh-Chinese relations]. Almaty, 1997. 239 p.
12.People's Daily, 1993, Jan. 20. (In Chinese).
13.People's Daily, 1996, Feb. 20. (In Chinese).
14.People's Daily, 1999, Dec. 2. (In Chinese).
15.Jiang Zemin. Reforma, razvitie, stabil'nost': stat'i, vystupleniya [Reform, development, stability: articles, speeches]. Moscow: Paleya Publ., 1996. 444 p.
16.Zhongguo Yanjiu, 1999, no. 11, p. 53. (In Chinese).
17.Rules for the regulation ofplaces of religious activity: Decree of the State Council of the People's Republic of China no. 145 of Jan. 31, 1994. Available at: http://baike.baidu.com/view/261777.htm#2 (accessed 30 October 2017). (In Chinese).
18. Religions affairs in China. Beijing review, 1997, September, 1-7, p. 11. (In Chinese).
19.Religion and freedom of conscience in China (White Paper). Available at: http://russian.china.org.cn/russian/32958.htm (accessed 30 October 2017). (In Chinese).
20XVI All-China Congress of the Communist Party of China. Beijing, 2002. (In Chinese).
21.Rules on Religious Affairs: Decree No. 426 of the State Council of July 7, 2004. Available at: http://www.gov.cn/xxgk/pub/govpublic/mrlm/200803/t20080328_31 641.html (accessed 30 October 2017). (In Chinese).
22.Face to religion. How does the CCP work in China, Beijing, 2012, pp. 179-181. (In Chinese).
23.Resolution of the XVIII Congress of the Communist Party of China. Beijing, 2012. (In Chinese).
24XVIII All-China Congress of the CCP. Chinese dream and peace. Beijing, 2013. (In Chinese).
25.The right to freedom of religion. Development and progress in human rights in Xinjiang, Beijing, 2017, pp. 32-33. (In Chinese).
26.Xi Jinping. From «Speech at the 1st Session of the National People's Congress of the 12th Convocation (March 17, 2013)». People's Daily, 2013, March 18. (In Chinese).