Научная статья на тему 'Обзор системы управления религиозными делами в КНР'

Обзор системы управления религиозными делами в КНР Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
181
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / РЕЛИГИЯ / ПОЛИТИКА / СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕЛИГИОЗНЫМИ ДЕЛАМИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОБЛАСТИ РЕЛИГИИ / ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ / CHINA / RELIGION / POLITICS / RELIGIOUS AFFAIRS MANAGEMENT SYSTEM / RELIGION LEGISLATION / RELIGIOUS CONFESSION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цзян Цзин, Степанов Андрей Васильевич, Индуцкая Оксана Ивановна

Рассматриваются вопросы вероисповедания и государственно-религиозные отношения в Китае на современном этапе. Целью работы является доказательство того, что современное правительство Китая создает гарантии для верующих. Представлен исторический обзор политических шагов XX начала XXI в. в отношении религии в КНР, рассмотрены функции государственных органов КНР по религиозным делам. Проведен анализ базового законодательства КНР в области управления религиозными делами. Показано формирование религиозных структур и системы регистрации преподавателей в религиозных учебных учреждениях КНР; даны комментарии и подробный анализ основных положений по делам религии в Китае, которые регулируются Постановлением Госсовета КНР № 686 от 26.03.2017. Авторы делают вывод о том, что правительство Китая реформировало свою политику в отношении верующих граждан страны, грамотно выстраивая государственно-религиозные отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Overview of the Religious Affairs Management System in China

The article discusses the issues of religion and state-religion relations in China today. The authors argue that the current government of China addresses the concenrns of believers. The authors have given a historical review of the politicy regarding religion in the PRC in the 20th early 21st centuries. The functions of the PRC public authorities on religious affairs have been considered. The authors analyzed the basic legislation of the PRC in religious affairs. The structure of religious organizations and the procedure of registration of teachers in religious educational institutions have been shown. A detailed analysis and objective commentaries have been given concerning main provisions on religious affairs in China, which are regulated by the Decree of the State Council of the PRC No. 686 dated 26 March 2017. The authors have come to the conclusion that the Government of China has reformed its policy towards believing citizens of the country with a due concern for state-religion relations.

Текст научной работы на тему «Обзор системы управления религиозными делами в КНР»

ХТХ

Серия «Политология. Религиоведение»

И З В Е С Т И Я

2020. Т. 31. С. 114-127

Иркутского государственного университета

«гт»

Онлайн-доступ к журналу: http://izvestiapolit.isu.ru/ru

УДК 351.85(510)

Б01 https://doi.org/10.26516/2073-3380.2020.31.114

Обзор системы управления религиозными делами в КНР

Цзян Цзин

Институт России, Восточной Европы и Центральной Азии Китайской академии общественных наук, г. Пекин, Китайская Народная Республика

А. В. Степанов, О. И. Индуцкая

Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

Аннотация. Рассматриваются вопросы вероисповедания и государственно-религиозные отношения в Китае на современном этапе. Целью работы является доказательство того, что современное правительство Китая создает гарантии для верующих. Представлен исторический обзор политических шагов XX - начала XXI в. в отношении религии в КНР, рассмотрены функции государственных органов КНР по религиозным делам. Проведен анализ базового законодательства КНР в области управления религиозными делами. Показано формирование религиозных структур и системы регистрации преподавателей в религиозных учебных учреждениях КНР; даны комментарии и подробный анализ основных положений по делам религии в Китае, которые регулируются Постановлением Госсовета КНР № 686 от 26.03.2017 г. Авторы делают вывод о том, что правительство Китая реформировало свою политику в отношении верующих граждан страны, грамотно выстраивая государственно-религиозные отношения.

Ключевые слова: Китай, религия, политика, системы управления религиозными делами, законодательство в области религии, вероисповедание.

Для цитирования: Цзян Цзин, Степанов А. В., Индуцкая О. И. Обзор системы управления религиозными делами в КНР // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2020. Т. 31. С. 114-127. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2020.31.114

Актуальность темы обусловлена тем, что толерантность в сфере вероисповедания становится одной из ведущих в связи с наблюдающимся религиозным ренессансом населения государств мира. Все больше людей испытывают необходимость в самоидентификации по тому или иному способу вероисповедания. Граждане Китайской Народной Республики также могут выбирать для себя вероисповедание по своим потребостям: в силу традиции или по личным убеждениям.

В настоящее время в Китае наличествует свобода вероисповедания -базовая политика КПК в области религиозных вопросов, а равно основополагающее право граждан в соответствии с Конституцией КНР. Всестороннее претворение в жизнь политики свободы вероисповедания является важным фактором в религиозной работе: следует отстаивать законные права и интересы как верующих, так и неверующих.

Целью этой статьи является рассмотрение того, как в Китайской Народной Республике организована возможность отправления религиозных культов и реализована политика свободы совести и вероисповедания.

С начала реализации политики реформ и открытости структуры КНР по религиозным делам претерпели ряд изменений, в своем управленческом подходе эти органы пережили трансформацию от политического управления до управления посредством легализации.

Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин в своей речи на Всекитайс ком совещании по религиозной работе в апреле 2016 г. сказал, что «следует повышать уровень управления на основе законов в области религиозной работы, посредством законодательства регулировать деятельность правительственных структур по управлению религиозными делами, правовым порядком регулировать все общественные отношения, связанные с религией»1.

В Китае успешно реализуется политика КПК по обеспечению свободы вероисповедания, обеспечиваются постоянное совершенствование законодательства, формирование правовых гарантий свободы вероисповедания граждан, защита нормальных религиозных мероприятий, гарантия законных прав и интересов религиозных кругов, служение делу строительства социализма с китайской спецификой как верующими, так и неверующими.

Управление религиозными делами на основании представлений о верховенстве права стало базовой позицией и основным курсом КПК в разрешении религиозных вопросов. Государственное управление КНР по религиозным делам - полномочный орган Госсовета КНР, отвечающий за религиозные дела. Его историческое развитие можно представить следующим образом:

- в 1950 г. Госсовет КНР принимает решение о создании Группы по исследованию религиозных вопросов при Комитете по вопросам культуры и образования;

- в 1951 г. в рамках указанного Комитета учреждается Отдел по религиозным делам;

- в 1954 г. с учреждением существующего доныне Госсовета КНР было создано Управление Госсовета КНР по религиозным делам - часть контура Госсовета КНР;

- в 1975 г. Госсовет КНР объявляет о расформировании Управления Госсовета КНР по религиозным делам;

- в 1979 г. Госсовет КНР принимает решение о восстановлении Управления Госсовета КНР по религиозным делам;

- в марте 1998 г. Госсовет КНР постановил изменить название органа с «Управление Госсовета КНР по религиозным делам» на «Государственное управление КНР по религиозным делам»;

1 Речь Си Цзиньпина на Всекитайском совещании по религиозной работе (= Развитие социалистической религиозной теории с китайской спецификой, всестороннее повышение уровня религиозной работы в новых условиях) // Renmin Ribao. 2016. N 1. URL: http://russian.people.com.cn/ (дата обращения: 14.01.2020).

- в марте 2018 г. ЦК КПК публикует Проект углубления реформирования КПК и государственных структур; Государственное управление КНР по религиозным делам инкорпорируется в Департамент Единого фронта ЦК КПК. Название «Государственное управление КНР по религиозным делам» при этом сохраняется за структурой. На настоящий момент в КНР не функционирует отдельное Государственное управление КНР по религиозным делам [1].

К функциям государственных органов КНР по религиозным делам относится следующее: изучение теории религий и текущей религиозной ситуации в Китае и за рубежом, подготовка отчетов и аналитических докладов по ситуации в области религии, выдвижение политических предложений по разрешению вопросов в области религии; разработка проектов нормативных правовых актов в сфере вероисповедания населения Китая; популяризация законодательства и политики в области религии; управление различными делами в религиозной сферере; защита свободы вероисповедания граждан; обеспечение гармоничного баланса в религиозных отношениях; поддержка объединения родины и национальной солидарности; разрешение крупных происшествий в области религиозных дел, предупреждение использования религии для проведения незаконных или противозаконных мероприятий; противостояние использованию религии для проведения исходящих из-за рубежа мероприятий скрытого проникновения; организация групп по религиозной работе и подготовка соответствующих кадров; выполнение работы по управлению зарубежной деятельностью, которая затрагивает религиозные вопросы; организация и направление профильных органов и религиозных кругов в проведении религиозных обменов с зарубежьем и Гонконгом/Макао/Тайванем; участие во внешнеполитической работе, затрагивающей религиозные дела; выполнение иной работы, которая делегируется Госсоветом КНР [1].

Базовое законодательство КНР в области управления религиозными делами. Положения по вопросам религии составляют Регламент управления религиозными делами, который был введен на основании Конституции КНР и применимого законодательства. Этот документ устанавливает принципы управления религиозными делами в КНР. Постановление Госсовета КНР № 426 от 30 ноября 2004 г., принятые на 176-м исполнительном заседании Госсовета КНР Поправки от 14 июня 2017 г. и подписанное Ли Кэцяном 26 августа 2017 г. Постановление Госсовета КНР № 686 выступают основными документами, которые составили новую редакцию Положений по вопросам религии, вступившую в силу с 1 февраля 2018 г. Новая редакция Положений содержит 9 частей и 77 статей1. Это основополагающий документ в процессе легализации религиозной работы в Китае.

1 ШСТС^Ш&ШйЯ: (= Государственное управление по делам религий Китайской Народной Республики). URL: http://www.xam.gov.cn/mcxam/xxgk30/xxgkml20/ bmxxgkml7756/bmxxgkml88/2190827/index.html (дата обращения: 14.01.2020).

В целях последовательного исполнения новой редакции Положений по вопросам религии и стандартизации процедур получения разрешений и управления в связи с местами проведения временных религиозных мероприятий Государственное управление КНР по религиозным делам дополнительно 22 февраля 2018 г. распространило Управляющие положения по получению разрешений в связи с местами проведения временных религиозных мероприятий. Документ ввел конкретные положения по структурам, условиям подачи заявок, необходимым материалам, процедуре подачи заявок и времени рассмотрения заявок в связи с местами проведения временных религиозных мероприятий, а также по вопросам управления местами проведения временных религиозных мероприятий1.

Формирование религиозных структур и системы регистрации преподавателей. Для дальнейшего совершенствования управления в области религиозных структур и религиозных деятелей Китай постоянно способствует продвижению соответствующих регистрационных и управленческих ресурсов. Помимо официальной регистрации предподавателей, работающих в области обучения основам религии, введены коды организаций для действующих на территории КНР религиозных организаций.

В 2016 г. на совещании руководителей управлений КНР по религиозным вопросам было озвучено, что в течение 2015 г. Китай полноценно ввел в действие регистрацию преподавателей основ буддизма, сформирована широкомасштабная система публикации регистрационной информации о преподавателях основ буддизма, накоплен опыт по сбору, проверке, кодировке информации базы данных о предподавателях. В 2016 г. Китайское даосское общество и Католическая церковь в Китае планировали завершить работу по публикации информации о преподавателях даосизма и католицизма.

Кроме того, были установлены коды для религиозных мест и религиозных учебных заведений Китая. По состоянию на конец 2015 г. была в целом завершена работа по открытию бесфилиальных банковских расчетных счетов и присвоению кода религиозным местам и религиозным учебным заведениям. На настоящий момент в Китае имеют соответствующие расчетные счета 52 017 монастырей, храмов и церквей, коды - 41 338. 85 религиозных учебных заведений Китая получили расчетные счета и коды2.

Основные положения по делам религии в Китае регулируются Поста-новленим Госсовета КНР № 686 от 26 марта 2017 г. В части 1 даны общие положения. В статье 1 говорится о том, что настоящие Положения установлены в соответствии с Конституцией КНР и применимым законодательством для обеспечения свободы вероисповедания граждан, гармонии между религией и обществом, нормативизации управления религиозными делами, повышения уровня управления на основании законов в религиозной работе.

1 ШШШШШ^ЩЩЩ^^ (= Документы государственного управления по делам религий). URL: https://www.jianshu.com/p/a1419a98f590 (дата обращения: 14.01.2020).

2 Ш^ШШШШ (= Редактор государственного управления по делам религий Китайской Народной Республики). URL: https://baike.so.com/doc/6705444-6919427.html (дата обращения: 14.01.2020).

Статья 2 гарантирует гражданам Китая свободу вероисповедания. В статье 3 гарантируется соблюдение законности, ст. 4 - защита государством и законодательством Китайской Народной Республики возможности проведения религиозных мероприятий, возможность совместимости религии и социалистического общества. Также ст. 4 гарантирует защиту законных прав и интересов религиозных групп.

В свою очередь религиозные группы и их учебные заведения должны соблюдать Конституцию КНР, а такжке соответсвующие законодательные и указующие документы, проводить в жизнь ценности социализма и отстаивать национальную солидарность. Решительно запрещается использование религии для подрыва национальной безопасности и нарушения общественного порядка. Не допускается использование религии для противозаконных действий, нарушающих национальные и гражданские права. Не допускается использование религиозных верований и организаций в целях провокации меж- и внутрирелигиозных конфликтов. Не допускается использование религии для проведения террористических действий и подрыва национальной солидарности.

В статье 5 говорится о том, что все религии отстаивают принципы независимости, самостоятельности и управления собственными силами. Религиозные группы, религиозные учебные заведения, места проведения религиозных мероприятий и религиозные дела не принимают распоряжения со стороны иностранных сил.

В статье 6 народным правительствам всех уровней предлагается усиливать религиозную работу, формировать и развивать механизмы религиозной работы, гарантировать наличие рабочих сил и необходимых для работы условий. В части 2 Положения рассматриваются религиозные группы.

Статья 7 регулирует создание, изменение и закрытие религиозных групп, которые должны регистрироваться в соответствии с Положениями управления общественными группами, проводить деятельность в соответствии со своими регламентами и пользоваться защитой законодательства.

В статье 8 описаны функции религиозных групп, такие как, например: содействие народным правительствам в полноценном претворении в жизнь законодательства, нормативных правовых актов, регламентов и политических курсов, отстаивание законных прав и интересов верующих граждан; проведение религиозных дел, установление регламентов и обеспечение их реализации; проведение религиозных и культурологических исследований, трактовка религиозных догматов и канонов, проведение работы по формированию религиозной идеологии; организация религиозного образования, подготовка преподавателей религии, подтверждение квалификации и управление преподавателями религии и т. д.

Часть 3 Положений регулирует деятельность религиозных учебных заведений. В статье 11 регулируется право учреждения религиозных учебных заведений: они учреждаются религиозными группами национального уровня или религиозными группами провинций, автономных районов и городов

центрального подчинения. Иные организации или частные лица не могут учреждать религиозные учебные заведения.

Статья 12 говорит о прядке подачи заявки на создание, учреждение религиозных учебных заведений. Религиозная группа (национального уровня) подаёт заявку в органы Госсовета КНР по религиозным делам. Религиозная группа провинции, или автономного района, или города центрального подчинения подаёт заявку в органы народных правительств территориальных единиц провинциального уровня. Заявка подаётся по предполагаемому месту нахождения религиозного учебного заведения.

В дальнейших статьях устанавливаются четкие цели преподавания, положение об обучении и план учебных дисциплин; задачи учебного процесса и необходимые учебные площади, инфраструктура и оборудование, исходя из масштабов процесса обучения; специальные системы квалификации преподавателей, вопросы служебной должности и приглашения на службу и присуждение учащимся ученых степеней в религиозных учебных заведениях, которые определяются на основании соответствующих положений органов Госсовета КНР по религиозным делам и т. д.

В части 4 Положений утверждаются места проведения религиозных мероприятий1. В частности, места проведения религиозных мероприятий включают монастыри, храмы, церкви и иные фиксированные места проведения религиозных мероприятий. Территориальные стандарты монастырей, храмов, церквей и иных фиксированных мест проведения религиозных мероприятий определяются органами народных правительств территориальных единиц провинциального уровня в ведомственном подчинении органам Госсовета КНР по религиозным делам.

Статья 20 содержит условия проведения религиозных мероприятий.

Статьи с 21 по 35 регламентируют подготовку и проведение религиозных мероприятий.

В части 5 рассматривается деятельность религиозных деятелей. В частности, в ст. 36 говорится о том, что религиозные деятели после утверждения религиозными группами ставятся на учет в органы народных правительств уездного уровня и выше и могут осуществлять религиозно-образовательную деятельность. Интересно, что отдельно оговариваются вопросы передачи по наследству титула Живого Будды. Этот титул и в тибетском буддизме переходит к преемнику по решению буддистских групп. Решение должно быть одобрено органом народных правительств по религиозным делам на провинциальном уровне и выше.

Католические религиозные группы национального уровня могут утвердить своего епископа через органы Госсовета КНР по религиозным делам. Не получившие или утратившие статус религиозные деятели не могут действовать в таком качестве.

1 Regulations on Religious Affairs (Chinese and English Text) (= Положение о религиозных делах: текст на китайском и английском языках) : дата вступления в силу: 01.03.2005. URL: https://www.cecc.gov/resources/legal-provisions/regulations-on-religious-affairs (дата обращения: 14.01.2020).

Статья 37 посвящена вопросам назначения и снятия религиозных деятелей с постов руководителей мест проведения религиозных мероприятий, их одобрения соответствующими религиозными группами и регистрации в органах народных правительств по религиозным делам уездного уровня и выше.

Статья 38 гарантирует религиозным деятелям проведение религиозных мероприятий и ритуалов, возможность систематизации религиозных книг, проведение религиозно-культурологических исследований, осуществление благотворительной и иной деятельности.

Часть 6 Положений регулирует проведение религиозных мероприятий. В статье 40 говорится о том, что коллективные религиозные мероприятия верующих граждан обычно должны проводиться согласно религиозным канонам на территории мест проведения религиозных мероприятий религиозными группами или религиозными учебными заведениями под руководством религиозных деятелей или иных лиц.

Статья 41 оговаривает, что нерелигиозные группы не могут организовывать и проводить религиозные мероприятия и не могут принимать пожертвования во имя религии.

Статья 42 устанавливает правила проведения мероприятий на межрегиональном уровне (между провинциями, автономными районами, городами центрального подчинения), которые превышают вместимость мест проведения религиозных мероприятий, равно как и масштабных религиозных мероприятий за пределами мест проведения религиозных мероприятий.

В статье 43 рассматривается возможность паломничества исповедующих ислам граждан КНР за пределы страны, которое организуется исламскими религиозными группами национального уровня.

В статье 44 оговариваются ограничения и даже запреты на проведение религиозных мероприятий, создание религиозных организаций, учреждение мест проведения религиозных мероприятий.

В статьях 45-48 регламентируются вопросы распространения информации по внутренним вопросам религии. Публично распространяемые религиозные издания подпадают под положения КНР по управлению публицистической деятельностью.

Часть 7 посвящена вопросам религиозной собственности. Статья 49 называет лиц и организации, которые управляют и пользуются находящейся в их распоряжении государственной и коллективной собственностью в соответствии с применимыми положениями законодательства; они располагают правами собственности или иными имущественными правами на иную законную собственность.

Статья 50 устанавливает, что религиозные группы, религиозные учебные заведения, места проведения религиозных мероприятий пользуются защитой законодательства в отношении используемой ими на законных основаниях земли, находящихся в их собственности или используемых ими на законных основаниях помещений, строений, инфраструктуры, а равно и иной законной собственности и поступлений. Никакие организации или частные лица не могут захватывать, грабить, скрыто разделять и т. п. иму-

щество религиозных групп. Места проведения религиозных мероприятий, религиозные учебные заведения, памятники культуры находятся под охраной государства.

Статья 51 закрепляет, что помещения, земля и иная недвижимость, находящаяся во владении и пользовании религиозных групп, религиозных учебных заведений и мест проведения религиозных мероприятий, должны в соответствии с законодательством быть зарегистрированы в органах регистрации недвижимости местных народных правительств на уездном уровне и выше для получения сертификата на недвижимость. Изменение и передача прав собственности должны своевременно отражаться в регистрационных данных. В случаях изменения или передачи права пользования на землю, имеющую отношение к религиозным группам, религиозным учебным заведениям и местам проведения религиозных мероприятий, органы регистрации недвижимости должны обратиться к органам народных правительств по религиозным делам своего уровня для получения распоряжений.

В статье 52 говорится, что религиозные группы, религиозные учебные заведения являются некоммерческими организациями. Их имущество и доходы должны использоваться для соответствующих их целям мероприятий и благотворительной деятельности и не подлежат разделению.

Статья 53 указывает, что организации или частные лица, жертвуя средства на строительство мест проведения религиозных мероприятий, не располагают правами собственности и пользования на эти места проведения религиозных мероприятий и не должны получать от них экономическую выгоду. Запрещаются инвестиции и подряды для хозяйственного управления местами проведения религиозных мероприятий или крупными открытыми религиозными монументами, запрещается коммерческая реклама во имя религии.

В статье 54 оговорено, что помещения, строения, используемые для проведения религиозных мероприятий, и входящие в них комнаты, используемые для проживания религиозных деятелей, не могут быть переданы в виде уступки, заложены или использоваться как реальные инвестиции.

Статья 55 регламентирует в случаях необходимости для обеспечения общественного блага взимать помещения религиозных групп, религиозных учебных заведений или мест проведения религиозных мероприятий согласно соответствующим положениям. Религиозные группы, религиозные учебные заведения или места проведения религиозных мероприятий могут выбирать денежное возмещение, замену права собственности или строительство новых помещений.

В статье 56 устанавливается, что религиозные группы, религиозные учебные заведения и религиозные деятели могут в соответствии с законодательством осуществлять благотворительную деятельность. Никакие организации или частные лица не могут посредством благотворительности осуществлять проповедование религии.

Статья 57 разрешает религиозным группам, религиозным учебным заведениям принимать пожертвования (согласно соответствующим положе-

ниям КНР) от организаций и физических лиц из Китая и из-за рубежа и использовать их для соответствующих их целям мероприятий. Религиозные группы, религиозные учебные заведения и места проведения религиозных мероприятий не должны принимать от организаций и физических лиц из-за рубежа пожертвования, обремененные дополнительными условиями. В случаях принятия пожертвований свыше 100 тысяч юаней последние должны быть подтверждены органами народных правительств по религиозным делам уездного уровня и выше. Религиозные группы, религиозные учебные заведения и места проведения религиозных мероприятий могут согласно религиозным обычаям принимать пожертвования от граждан, однако не могут понуждать или навязывать пожертвования.

В статье 58 оговорено, что религиозные группы, религиозные учебные заведения и места проведения религиозных мероприятий должны вести единую систему финансовой и бухгалтерской отчетности и учета активов и представлять органам народных правительств по религиозным делам уездного уровня и выше информацию по своему финансовому положению, доходам и расходам, получению и использованию пожертвований, допускать контроль и управление со стороны указанных органов и публиковать указанную информацию доступными способами для сведения верующих граждан. Органы по религиозным делам должны обмениваться этой информацией с профильными органами.

Религиозные группы, религиозные учебные заведения и места проведения религиозных мероприятий должны в соответствии с национальной системой финансовой и бухгалтерской отчетности формировать и совершенствовать бухгалтерский учет, систему финансовой отчетности, публикацию финансовой и иных видов отчетности, формировать и развивать структуры по управлению финансами, нанимать необходимый финансово-бухгалтерский персонал, укреплять систему управления финансами.

Профильные правительственные органы могут организовывать финансовый и имущественный контроль и учет финансов и имущества религиозных групп, религиозных учебных заведений и мест проведения религиозных мероприятий.

Статья 59 вводит для религиозных групп, религиозных учебных заведений обязательность налоговой регистрации. Религиозные группы, религиозные учебные заведения и религиозные деятели должны в соответствии с законодательством декларировать налоги и могут согласно соответствующим положениям КНР пользоваться налоговыми преференциями. Налоговые органы должны в соответствии с законодательством осуществлять контроль за налогообложением религиозных групп, религиозных учебных заведений и мест проведения религиозных мероприятий.

В статье 60 сообщается, что в случаях закрытия или прекращения деятельности религиозных групп, религиозных учебных заведений и мест проведения религиозных мероприятий следует произвести распределение оставшегося имущества. Остатки имущества должны использоваться для мероприятий, которые отвечают целям указанных групп.

В части 8 Положений рассматривается юридическая ответственность. В частности, в ст. 61 предлагается на госслужащих, которые в рамках работы по управлению религиозными делами допускают злоупотребление полномочиями, халатное отношение к обязанностям или демонстрируют корыстные побуждения, накладывать наказания в соответствии с законодательством. В случаях наличия составов преступлений осуществляется уголовное преследование в соответствии с законодательством.

Статья 62 предусматривает в случаях понуждения граждан к исповеданию или неисповеданию религии или препятствования религиозным группам, религиозным учебным заведениям и местам проведения религиозных мероприятий в их обычных религиозных мероприятиях вынесение постановления об исправлении нарушений органами по религиозным делам. В случаях наличия нарушений общественного порядка накладываются штрафы в соответствии с законодательством.

При вмешательстве в законные права и интересы религиозных групп, религиозных учебных заведений, мест проведения религиозных мероприятий и верующих граждан ответственным лицам местных правительств КНР следует в соответствии с законодательством нести гражданскую ответственность. В случаях наличия составов преступлений следует осуществлять уголовное преследование в соответствии с законодательством1.

В статьях 63-65 в случаях пропаганды, поддержки и финансирования религиозного радикализма или использования религии для проведения противозаконных действий, которые подрывают национальную и общественную безопасность, национальную солидарность, способствуют расколу государства и осуществлению террористических актов, предусмотрена ответственность.

Профильные органы согласно законодательству и нормативным правовым актам накладывают наказания и штрафы. В случаях наличия ответственности со стороны проводящих мероприятия религиозных групп, монастырей, храмов и церквей регистрационно-управленческие структуры выносят постановление о смене основных ответственных лиц. При наличии отягчающих обстоятельств регистрационно-управленческие структуры производят аннулирование регистрационного свидетельства и т. д. В отношении нижеследующих действий, совершаемых религиозными группами, религиозными учебными заведениями и местами проведения религиозных мероприятий, органы по религиозным делам выносят постановление об исправлении нарушений. В случаях наличия неблагоприятных обстоятельств реги-страционно-управленческие структуры или санкционировавшие учреждение соответствующих религиозных групп органы выносят поручение о смене напрямую ответственных за них лиц, религиозных групп, религиозных учебных заведений и мест проведения религиозных мероприятий. В случаях

1 Regulations on Religious Affairs (Chinese and English Text) (= Положение о религиозных делах: текст на китайском и английском языках) : дата вступления в силу: 01.03.2005. URL: https://www.cecc.gov/resources/legal-provisions/regulations-on-religious-affairs (дата обращения: 14.01.2020).

наличия отягчающих обстоятельств регистрационно-управленческие структуры или санкционировавшие учреждение соответствующих религиозных групп органы выносят постановление о прекращении регулярной работы и реорганизации управленческих структур и дают срок для их исполнения. В случаях отказа от исполнения в соответствии с законодательством производится аннулирование регистрационного свидетельства или разрешения об учреждении; производится конфискация полученных в нарушение законодательства доходов.

Наказания за финансовые нарушения предусматриваются ст. 67 в случаях, когда религиозные группы, религиозные учебные заведения или места проведения религиозных мероприятий нарушают положения КНР о финансовой отчетности и ведении бухгалтерского учета, собственности и налогах. При незначительных нарушениях накладываются штрафы, в случаях отягчающих обстоятельств по предложению финансовых и налоговых органов регистрационно-управляющие структуры или санкционировавшие учреждение соответствующих религиозных групп органы производят аннулирование регистрационного свидетельства или разрешения об учреждении.

Статья 68 предусматривает наказания за публикации или информационные онлайн-услуги религиозного характера, которые содержат запрещенный контент, в этом случае профильные органы в соответствии с законодательством накладывают административные штрафы в отношении ответственных структур и лиц. При наличии составов преступлений осуществляется уголовное преследование в соответствии с законодательством. В случаях самовольной реализации религиозно-информационных онлайн-услуг или превышения пределов разрешенных или поставленных на учет позиций в предоставлении подобных услуг профильные органы действуют согласно применимому законодательству.

В статье 69 устанавливается наказание в случаях самовольного учреждения мест проведения религиозных мероприятий, продления религиозных мероприятий в местах проведения религиозных мероприятий, в отношении которых уже были применены аннулирование регистрационного свидетельства или разрешения об учреждении, или самовольного учреждения религиозных учебных заведений. В этой ситуации органы по религиозным делам могут совместно с профильными органами осуществлять преследование, производить конфискацию полученных в нарушение законодательства доходов и незаконного имущества. Если нет возможности установить незаконно полученные поступления, то накладывается штраф не более 50 тыс. юаней. В случаях наличия нарушающих законодательство помещений и строений контролирующие, строительные и иные органы действуют в соответствии с законодательством. В случаях наличия нарушений общественного порядка следует накладывать штрафы в соответствии с законодательством.

Когда нерелигиозные группы, нерелигиозные учебные заведения, места проведения нерелигиозных мероприятий или места, не обозначенные в качестве временных мест проведения мероприятий, организуют и проводят религиозные мероприятия и принимают пожертвования религиозного ха-

рактера, органы по религиозным делам могут совместно с профильными органами в таких сферах, как общественная безопасность, гражданская администрация, строительство, образование, культура, туризм и защита культурных ценностей, выдавать распоряжения о прекращении деятельности; производить конфискацию полученных в нарушение законодательства доходов и незаконного имущества, а также дополнительно накладывать штраф от 2- до 4-кратного размера полученных в нарушение законодательства доходов. Если нет возможности установить незаконно полученные поступления, то накладывается штраф не более 50 тыс. юаней. При наличии составов преступлений осуществляется уголовное преследование в соответствии с законодательством.

В статье 70 предусматривается наказание за самовольную организацию выезда граждан за рубеж для участия в тренингах, заседаниях, паломничестве и иных мероприятиях религиозного характера или самовольного проведения подготовки в области основ религии, а также в случаях наличия противозаконных поступлений.

Статья 71 вводит наказание за незаконное строительство.

Статья 72 предусматривает наказание за нарушение настоящих Положений в части строительства крупных открытых религиозных монументов.

Статьей 73 устанавливается уголовная ответственность в соответствии с законодательством в случае наличия следующих составов преступления: пропаганда, поддержка или финансирование религиозного радикализма, подрыв национальной солидарности, способствование расколу государства, проведение террористических действий или участие в соответствующих мероприятиях; получение распоряжений от иностранных сил, самовольное принятие назначений религиозных деятелей от зарубежных религиозных групп или структур, иные действия, нарушающие принципы независимости, самостоятельности и самоуправления религиозных групп; нарушение соответствующих положений законодательства КНР в части принятия пожертвований из Китая и из-за рубежа; несанкционированная организация или проведение религиозных мероприятий за пределами мест проведения религиозных мероприятий; иные действия, нарушающие законодательство, нормативные правовые акты, регламенты.

Статья 74 гласит, что если лицо выдает себя за религиозного деятеля для проведения религиозных мероприятий, выманивания денег или проведения иных противозаконных действий, органы по религиозным делам выносят поручение о прекращении подобной деятельности, производят конфискацию полученных в нарушение законодательства доходов и незаконного имущества, а также накладывают штраф. В случаях наличия составов преступлений осуществляется уголовное преследование в соответствии с законодательством.

Защищая права верующих, статья 75 в случае сомнений в административных мерах органов по религиозным делам предоставляет возможность в соответствии с законодательством подать заявление на пересмотр административных мер. При наличии сомнений в решении по пересмотру административных мер возможно в соответствии с законодательством инициировать административное судопроизводство.

В части 9 рассматриваются дополнительные положения. Например, в ст. 76 говорится о том, что Континентальный Китай поддерживает религиозные контакты с САР Сянган, САР Аомэнь и районом Тайвань, которые регулируются законодательством, нормативными правовыми актами и соответствующими положениями КНР.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Можно сделать следующие выводы из краткого обзора. Вопросы отношения государства к религии в современном Китае сильно отличаются от тех, которые сложились к XX в. Современное правительство Китая предоставляет гарантии для верующих. Правительство Китая реформировало свою политику в отношении верующих граждан страны, грамотно выстраивая государственно-религиозные отношения. Граждане Китайской Народной Республики также могут выбирать для себя религиозное вероисповедания по своим потребностям: в силу традиции или по личным убеждениям.

В настоящее время в Китае наличествует свобода вероисповедания -базовая политика КПК в области религиозных вопросов, а равно основополагающее право граждан в соответствии с Конституцией КНР.

Список литературы

1. Афонина Л. А. Петровский Д. И. Органы государственно-партийного регулирования религиозной сферы в КНР // Проблемы Дальнего Востока. 2015. № 1. С. 135-144.

2. Минь Ли. Ретроспектива и переосмысление исследований по легализации управления религиозными делами в КНР с начала периода реформ и открытости // Journal of Sichuan University (Social Science Edition). 2018. № 2. С. 95. (in Chinese)

Overview of the Religious Affairs Management System in China

Jiang Jing

Institute of Russia, Eastern Europe and Central Asia, Chinese Academy of Social Sciences, Beijing, China

A. V. Stepanov, O. I. Indutskaya

Irkutsk State University, Irkutsk, Russian Federation

Abstract. The article discusses the issues of religion and state-religion relations in China today. The authors argue that the current government of China addresses the concenrns of believers. The authors have given a historical review of the politicy regarding religion in the PRC in the 20th - early 21st centuries. The functions of the PRC public authorities on religious affairs have been considered. The authors analyzed the basic legislation of the PRC in religious affairs. The structure of religious organizations and the procedure of registration of teachers in religious educational institutions have been shown. A detailed analysis and objective commentaries have been given concerning main provisions on religious affairs in China, which are regulated by the Decree of the State Council of the PRC No. 686 dated 26 March 2017. The authors have come to the conclusion that the Government of China has reformed its policy towards believing citizens of the country with a due concern for state-religion relations.

Keywords: China, religion, politics, religious affairs management system, religion legislation, religious confession.

For citation: Jiang Jing, Stepanov A.V., Indutskaya O.I. Overview of the Religious Affairs Management System in China. The Bulletin of Irkutsk State University. Series Political Science and Religion Studies, 2020, vol. 31, pp. 114-127. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2020.31.114 (in Russian)

References

1. Afonina L.A. Petrovsky D.I. Organy gosudarstvenno-partijnogo regulirovaniya religi-oznoj sfery v KNR [Bodies of state and party regulation of the religious sphere in the people's Republic of China]. Problems of the Far East, 2015, no. 1, pp. 135-144. (in Russian)

2. Ming Li. A Retrospective and Rethinking of Studies on the Legalization of the Management of Religious Affairs in the PRC from the Beginning of a Period of Reform and Openness. Journal of Sichuan University (Social Science Edition), 2018, no. 2, p. 95. (in Chinese)

Цзян Цзин

кандидат экономических наук, постдокторант политических наук, ведущий научный сотрудник Институт России, Восточной Европы и Центральной Азии Китайской академии общественных наук Китайская Народная Республика, 100007, г. Пекин, ул. Чжан Цзи Чжоу Лу-3 е-мail: jiangjing@cass.org.cn

Степанов Андрей Васильевич

магистр религиоведения, старший преподаватель, кафедра теологии, отделение философии и теологии, исторический факультет

Иркутский государственный университет Российская Федерация, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1 e-mail: stepanovandrey14@mail.ru

Индуцкая Оксана Ивановна

магистр религиоведения, старший преподаватель, кафедра теологии, отделение философии и теологии, исторический факультет Иркутский государственный университет Российская Федерация, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1 e-mail: ksenia.ivanovna.irk@mail.ru

Jiang Jing

Candidate of Sciences (Economics),

Postdoctoral Fellow (Political Sciences),

Leading Researcher

Institute of Russia, Eastern Europe

and Central Asia Chinese Academy

of Social Sciences

3, Zhang Ji Zhou Lu st., Beijing,

100007,China

e-mail: jiangjing@cass.org.cn

Stepanov Andrey Vasilyevich

Master's Degree (Religious Studies),

Senior Lecturer, Department of Theology,

Department of Philosophy and Theology,

Faculty of History

Irkutsk State University

1, K. Marx st., Irkutsk, 664003,

Russian Federation

e-mail: stepanovandrey14@mail.ru

Indutskaya Oksana Ivanovna

Master's Degree (Religious Studies),

Senior Lecturer, Department of Theology,

Department of Philosophy and Theology,

Faculty of History

Irkutsk State University

1, K. Marx st., Irkutsk, 664003,

Russian Federation

e-mail: ksenia.ivanovna.irk@mail.ru

Дата поступления: 13.11.2019 Received: November, 13, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.