20. Asylum statistics // Eurostat
21. Bezhency na rel'sah: nelegaly sbili raspisanie «Evrostara»// Vesti.ru. 2015. 2 sentyabrya.
22. Semenov V. Germaniya gotova ezhegodno prinimat' polmilliona bezhencev // Za rubezhom. 2015. 8 sentyabrya.
23. Kancler FRG ne soglasna prinimat' v strane kazhdyj god po polmilliona bezhencev// Pravda.RU. 2015. 8 sentyabrya.
24. Monath H. 163 000 Flüchtlinge im September, 290 000 nicht registriert // Der Tagesspiegel. 2015. Okt. P.2.
25. Zagranportal.ru
26. Emigranto.ru/spravochnaya/emigraciya/migrant-v-evrope
27. DW.com.ru
28. Migracionnyj krizis v Evrope. Dos'e// tass.ru.info/ 2018/ 29 iyunya.
29. Als Flüchtlinge getarnte IS-Kämpfer kommen nach Europa // Welt Online. 2016. 10 Febr. P.4
30. BBC Russian. 2016. 20 jul.
31. Stalker P. Mezhdunarodnaya migraciya. - M., 2015.
32. Kozhanovskij A.N. Migracionnyj krizis v Evrosoyuze v 2015-2016 gg.: ehtnokul'turnyj aspekt. II - Ispaniya: Stremitel'noe prevrashchenie iz strany ehmigracii v stranu immigracii // Issledovaniya po prikladnoj i neotlozhnoj ehtnologii. Vyp. 257. - M.: IEHA RAN, 2017. - S.28.
33. Euronevs/ 2018/ 7/Dec.
34. Liga.Novosti. 2018. 10 avgusta.
35. Turicyn I.V. Seks-dzhihad ili Evropa na puti k novomu Srednevekov'yu // Aktual'nye voprosy antikrizisnoj politiki: teoriya, istoriya, sovremennost'. Sbornik statej. M.: NIIIEHP, 2016. S.21.
36. Das Lexikon in 20 Bänden. Mannheim 2005, Bibliographisches Institut, Bd. 4. Marrus M. R. Die unerwünschten europäische Flüchtlinge im 20. Jahrhundert, Berlin 1999. S. 606.
37. Die Zeit. 8. November 2018, P. 7.
38. Heins V. Weltbürger und Lokalpatrioten. Eine Einführung in das Thema Nichtregierungsorganisationen. Opladen 2002.
39. https://www.eva-herman.net/eva-herman-finale-massenmigration-offenbar-beschlossen/ Page2. Avtor - izvestnyj chlen partii Al'ternativa dlya Germanii s bol'shim odobreniem ssylaetsya na knigu: Sarrazin Thilo. Feindliche Übernahme. Wie der Islam den Fortschritt behindert und die Gesellschaft bedroht. FBV Verlag".
40. Mark Schieritz und Michael Thuman. Ein Pakt, der spaltet // Die Zeit. 2018. №46, S.7.
41. Sm.: https://www.eva-herman.net/eva-herman-finale-massenmigration-offenbar-beschlossen/ Page 3. Sm. tak zhe: Frederike Beck. Die geheime Migrationsagenda. Wie elitäre Netzwerke mithilfe der EU, UN, superreichen Stiftungen und NGOs Europa zerstören wollen. KOPP-Verlag.
42. Sm.: David Engels. Auf dem Weg ins Imperium. Die Krise der Europäischen Union und der Untergang der römischen Republik. Historische Parallelen. Europa Verlag 2018.
43. Sm.: https://www.eva-herman.net/eva-herman-finale-massenmigration-offenbar-beschlossen/ Page 5.
44. Sm: https://media.ifrc/press-release/restrictive-immigration-policies-creating-newwalled-order-says-ifrc-report/
45. Sm.: Rau I. Illegal'naya (tajnaya) i legal'naya immigraciya: k voprosu o fundamental'nyh istokah i specifike sovremennogo evropejskogo migracionnogo krizisa // Pravo i praktika. - 2015. - N°4.
46. Sm.: https://reliefweb.int/report/world/migration-and-sustainable-development-goals-focus-2018-heigh-level-political-forum
47. Sm.: https://www.heise.de/tp/features/Vereinte-Nationen-bereiten-wel-tweite-Pakte-zu-Fluchtlingen-und-Migration-vor-3995024.html
ТУРИЦЫН ИГОРЬ ВИКТОРОВИЧ - доктор исторических наук, профессор, президент НИИ истории, экономики и права. Россия, Москва.
РАУ ИОГАНН - доктор философии, профессор; Научный форум по международной безопасности при Академии штабных офицеров Бундесвера (Гамбург) и Академии защиты Отечества (Вена) (rau100@mail.ru).
TURITSYN, IGOR V. - Doctor of History, Professor, President, History, Economics and Law Research Institute (HELRI). Russia, Moscow; (i.turitsyn@mail.ru).
RAU, JOHANNES - Doctor of Philosophy, Professor; Scientific Forum on International Security at the Academy staff officers of the Bundeswehr (Hamburg) and the Academy of defending the Homeland (Vienna) (rau100@mail.ru).
УДК 94(510).091:294.3
НАГУСЛАЕВА Е. А. СОВРЕМЕННАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА КПК И БУДДИЙСКАЯ САНГХА КИТАЯ3
Ключевые слова: религиозная политика, Коммунистическая партия Китая, лидеры Китая, буддийская сангха, Буддийская Ассоциация Китая, секта Фалуньгун, религиозный экстремизм.
Статья посвящена исследованию религиозной политики правительства Китая на текущем этапе развития. В статье рассмотрена структура партийных и правительственных органов, ответственных за религиозную сферу, анализируются основные законодательные акты, регулирующие религиозную жизнь в Китае. Изучено положение буддийской сангхи в современных политических реалиях. Показано, что в 1990-е годы в Китае начался процесс переосмысления роли религии в обществе и пересмотра религиозной политики КПК, которая отказалась от идеи «отмирания религии» в пользу теории «взаимного соответствия религии с социалистическим обществом». В результате, религия была признана чрезвычайно важным фактором обеспечения социальной стабильности. В Китае сформировался прагматический подход к религии, играющей роль как фактора сохранения социальной стабильности внутри страны, так и феномена внешнеполитического порядка.
3 Статья выполнена в рамках проекта Российского научного фонда 14-18-00444 «Буддизм в социально-политических и культурных процессах России, Внутренней и Восточной Азии: трансформации и перспективы».
NAGUSLAEVA, E.A.
MODERN RELIGIOUS POLICY OF THE CCP AND BUDDHIST SANGHA OF THE CHINA
Keywords: religious policy, Chinese Communist Party, Chinese leaders, Buddhist Sangha, Buddhist Association of China, Falun Gong sect, religious extremism.
The article is devoted to the research of the religious policy of the Chinese government at the current stage of development. In the article viewed the structure of the party and government authorities responsible for the religious sphere, analyzes the main legislative acts regulating religious life in China. It researched the position of the Buddhist sangha in contemporary political realities. It is shown that in the 1990-ies in the China began the process of rethinking the role of religion in society and revising the religious policy of the CCP, which abandoned the idea of "withering away of religion" in favor of the theory of "mutual conformity of religion with socialist society". As a result, religion has been recognized as an extremely important factor in ensuring social stability. In China has developed a pragmatic approach to religion, which plays the role of both a factor in maintaining social stability within the country and the phenomenon of foreign policy order.
Китайская Народная Республика - крупнейшее коммунистическое государство современного мира. Несмотря на то, что существование в обществе религии и религиозных институтов противоречит социалистическим догмам, свобода вероисповедания в новом Китае была гарантирована изначально. Уже в принятой в 1949 году Общей программе Народно-политического консультативного совета Китая, выполнявшей роль временной Конституции страны, свобода совести была обеспечена в полной мере [1]. К концу XX века религиозная политика КНР прошла несколько этапов своего развития. В частности, в ней целесообразно выделить периоды установления контроля над религиозной деятельностью, институционализации религии на основе идеи о «самостоятельном отмирании религии» в 5060-х гг. [2]; запрет на религиозную деятельность в период «культурной революции» [3, с. 144-150]; реформирование внутриполитического курса в сфере религии в 80-х гг.
В 1993 году власть в Китае перешла к третьему поколению партийных руководителей в лице нового Председателя Китайской Народной Республики Цзян Цзэминя [4]. Взгляд новых руководителей на дальнейшие взаимоотношения религии и государства был выражен Цзян Цзэминем в ноябре 1993 года на Всекитайском совещании по работе Единого фронта. В своей речи он озвучил концепцию «взаимного соответствия религии с социалистическим обществом», идея которой заключалась в поддержке религиозными кругами социалистического строя и в преобразовании религиозных догм, противоречащих социалистической теории [5; 6]. Он также подчеркнул, что адаптация религии к социалистическому обществу является главной целью реализации политики свободы вероисповедания. Эта концепция стала руководящей нормой в вопросе отношения к религии в 1990-е гг. [7].
В свете изменений курса религиозной политики партии, менялись и ориентиры в деятельности религиозных объединений. В 1993 году, на шестой Всекитайской конференции Буддийской Ассоциации Китая (БАК) - созданной в 1953 году «религиозной патриотической организации», важнейшего буддийского института, осуществляющего роль посредника между властью Китая и монашеством, Председатель Чжао Пучу назвал важнейшей задачей ее дальнейшей деятельности соответствие новым условиям реформ и рыночной экономики [8], что отвечало требованиям нового этапа развития религиозной политики.
В 1997 году Канцелярия Госсовета опубликовал Белую книгу «Религия и свобода совести в Китае», в которой правительство разъяснило основные аспекты религиозной политики [9]. Документ подтвердил, что верующие и атеисты обладают равными правами и обязанностями, вне зависимости от религиозной принадлежности. Также он закрепил статус БАК как общенациональной религиозной организации, наравне с семью другими.
Поворотным моментом, повлиявшим на траекторию развития религиозной политики КНР, стало распространение в стране в 1990-е годы синкретической религии Фалуньгун. Число последователей учения Фалуньгун, возникшего в 1992 году, росло с каждым годом, что делало секту способной в перспективе, благодаря своей структурированности и
разветвленности, стать мощной религиозной и социальной силой, представляющей угрозу официальному общественно-политическому строю Китая [10]. Поэтому в 1999 году деятельность секты была объявлена вне закона, а несколько активистов, занимавших высокие общественные и государственные посты в Китае, были приговорены к длительным срокам тюремного заключения [11].
Появление растущего неконтролируемого религиозного объединения заставило партию осознать, насколько важно поддерживать работу официальных религиозных патриотических организаций [12].
Буддийская сангха также выступила с резкой критикой в отношении деятельности секты. В частности, в 2001 году состоялась конференция под девизом «Шанхайские буддисты против сект», организованная местным отделением БАК. Заместитель председателя шанхайского отделения БАК Юйфосы Цзюэсин заявил, что конференция призвана выявить разницу между сектой Фалуньгун и буддизмом, а также противостоять возникновению новых сект [13].
В целом, в начале нового тысячелетия руководство Китая стало формировать более гибкую политику в сфере религии [14]. Центральный комитет Коммунистической партии Китая и Госсовет КНР в 2001 году организовали Всекитайское совещание по религиозной работе, на котором присутствовали партийные и государственные лидеры КНР: Цзян Цзэминь, Ли Пэн, Ху Цзиньтао и прочие. Председатель КНР Цзян Цзэминь подчеркнул важность гарантий защиты законных интересов религиозных организаций, а также призвал религиозные организации активизировать свою роль в обеспечении социального развития и стабильности [15].
По итогам XVI съезда КПК, в ноябре 2002 года власть перешла четвертому поколению руководства в лице Председателя Ху Цзиньтао, продолжившего курс на легитимное решение религиозных проблем [16].
В том же году в Пекине состоялась седьмая Всекитайская конференция БАК, в ходе которой глава Государственного управления по делам религий Е Сяовэнь обозначил магистральные направления дальнейшей работы Ассоциации. Они состояли в стремлении к ее взаимному соответствию задачам строительства социализма, укреплению зарубежных контактов и дружественных связей с единоверцами, проведении своей деятельности исключительно в рамках закона и в интересах общества [17; 18].
В 2005 году вступили в силу «Правила регулирования религиозной деятельности», содержание которых основывалось на фундаментальных принципах религиозной политики и деятельности религиозных организаций. Правила закрепили нормы, обеспечивающие запрет на дискриминацию граждан по религиозному признаку; защиту деятельности религиозных организаций; льготное налогообложение в отношении религиозных объединений и объектов религиозного назначения и т.д. [19].
В 2012-2013 гг. в стране вновь сменилось высшее политическое руководство. С приходом Си Цзиньпина в марте 2013 г. на пост Председателя КНР во внутриполитическом и внешнеполитическом курсе Китая произошел ряд существенных перемен, многие из которых вызвали бурную реакцию мирового сообщества [20]. Среди них, в частности, необходимо выделить антикоррупционную кампанию, курс на централизацию партийной и государственной власти, обострение территориальных споров в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях. Также нужно особо отметить принятие ряда законов, идеологически основанных на знаменитом Документе №9 2013 года, отражающем негативное отношение КПК к «западным ценностям» (идеи о Консультационной демократии, универсальных ценностях, неолиберализм, свобода прессы и т.д.) и стремление партии усовершенствовать контроль над каждым аспектом социальной жизни, способному представлять угрозу режиму.
При действующей администрации вопрос регулирования религиозной сферы обрел еще большее значение. В 2016 году выступление Си Цзиньпина на Национальной рабочей конференции по вопросам религии ясно обозначило основные приоритеты политики
государства - предупреждение проникновения зарубежного влияния через религиозные организации и роста экстремизма [21], призыв к верующим способствовать реализации «Китайской мечты» о национальном возрождении [22]. Концептуально новым в риторике партии был акцент на возросшей роли сети интернет, как канала распространения экстремистской и террористической угроз, что подразумевало ведение тщательного контроля над китайским сегментом глобальной сети.
За проведением рабочей конференции последовала публикация новых «Правил регулирования религиозной деятельности» 2016 года [23]. Новые положения отразили основные идеи политического курса администрации Си Цзиньпина: противостояние «иностранному влиянию», необходимость контроля над информационными потоками в сети Интернет в интересах государственной безопасности, борьба с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом [24].
На фоне борьбы партии с распространением зарубежного влияния посредством религии, особенно явно заявило о себе стремление государства подчеркнуть значение традиционной культуры Поднебесной. Поскольку «три великих учения» конфуцианство, даосизм и ханьский буддизм являются важнейшими элементами традиционной китайской культуры, их идеи и принципы активно стали значительно более активно продвигаться внутри страны и за ее пределами, как часть традиционной культуры Китая [25]. По мнению ряда исследователей, руководство КПК и правительства расценивают развитие этих учений как противовес влиянию ислама и христианства [26]. Возрождение китайской традиционной культуры - один из важнейших аспектов реализации концепции «Китайской мечты» о великом возрождении китайской нации, выдвинутой Си Цзиньпином [27].
О внимании КПК к использованию культурных ценностей свидетельствует содержание партийных документов последних лет. «Доклад о работе правительства на открытии 4-й сессии Всекитайского съезда народных представителей 12-го созыва», озвученный в марте 2016 года, гласит, что в стране будет и далее усиливаться работа по охране и использованию культурного наследия. Планируется осуществление программы массовых мероприятий, направленных на формирование духовной культуры [28]. 5 марта 2017 года на 5-й сессии ВСНП 12-го созыва премьер Госсовета КНР Ли Кэцян озвучил задачи в области национальной и религиозной политики: способствовать межнациональному сплочению, поддерживать развитие национальных районов, оберегать и развивать традиционную культуру национальных меньшинств, претворять в жизнь основной курс партии в области религии, управлять религиозными делами на основе закона, способствовать установлению гармоничных межконфессиональных отношений, выявлять позитивную роль религиозных деятелей и верующих в социально-экономическом развитии [29].
На сегодняшний день в нормативно-правовой системе КНР сформировались четыре категории актов и правил, регулирующих религиозную сферу. Во-первых, это статьи Конституции и соответствующие законы, к примеру статьи 34 и 36 Конституции 1982 года, статья 3 Закона о выборах в ВСНП и СНП на различных уровнях в КНР, статья 5 Закона о народных судах в КНР от 1 июля 1979 года, статья 2 Закона о собраниях и демонстрациях в КПР 31 октября 1989 года и т.д. Во-вторых, это административные акты Госсовета, в частности, положения о религиозных делах от 7 июля 2004 года; Положения администрации по религиозной деятельности иностранцев на территории Китайской Народной Республики 31 января 1994 года и т.д. Особое значение имеют правила ГУДР, к примеру административные правила и положения религиозной деятельности иностранцев на территории КНР от 26 июля 2000 года; способы рассмотрения и утверждения мест для религиозной деятельности и их регистрации от 21 апреля 2005 года; способы регистрации религиозного духовенства и пути регистрации духовенства на основные посты в местах религиозной деятельности от 29 декабря 2006 года и т.д. Наконец, большой массив образуют акты и правила местных Съездов народных представителей и правительств, принятые на провинциальном уровне. Однако до сих пор основополагающего всеобъемлющего закона о религии, специально принятого высшим законодательным органом ВСНП, который должен
быть основой и полномочием всех других законов и положений о религии, в Китае не существует [30].
Несмотря на некоторые изменения в религиозной политике КПК, система управления в духовной сфере остается неизменной. Религиозная политика формируется высшим органом власти Китая - ВСНП, придающим ей законодательную форму. Контроль за реализацией религиозной политики и за деятельностью религиозных кругов осуществляется как по партийной, так и по правительственной линиям двумя номинально не связанными между собой административными структурами - департаментом по национальной и религиозной работе Отдела единого фронта КПК и Государственным управлением по делам религии Госсовета (ГУДР).
ГУДР представляет китайское правительство в отношениях с религиозными организациями. На местном уровне полномочиями Управления обладают Бюро по религиозным делам. Действующим главой ГУДР с 2009 года является Ван Цзоань [31]. Отдел единого фронта КПК неофициально исполняет руководящую роль для многих правительственных структур, в том числе для НПКСК И ГУДР [32]. Действующим главой департамента по национальной и религиозной работе Отдела Единого фронта КПК, занимающегося формированием религиозной политики, толкованием принимаемых норм и контролем за исполнением религиозной политики правительством на местах является Чжан Сюэи [33].
В социальной и религиозной жизни Китая определенную роль играет Народно-политический консультативный совет Китая - крупнейшая неправительственная общественная организация, консультативный институт многопартийного сотрудничества с ведущей ролью КПК, объединяющая представителей различных групп населения для проведения совещаний перед принятием политических решений [34]. В НПКСК состоят представители КПК, единого демократического фронта, различных НПО, представителей нацменьшинств и официальных религиозных конфессий, буддизма в том числе. С 2013 года председателем комитета является Чжу Вейцунь - бывший глава Отдела единого фронта КПК и член ПК КПК 17 созыва.
В целом, буддийская сангха, как и остальные религиозные общины, номинально обладает правом на участие в политической жизни страны и может влиять на развитие политического курса государства посредством членства в Съезде народных представителей и НПКСК [35]. Однако вопрос о степени влияния религиозных деятелей на принятие политических решений и разработку политики власти на практике остается открытым.
Структуру БАК составляют ведущие органы, рабочие группы, постоянные органы, напрямую подчиненные монастыри [3, с. 146]. Филиалы Ассоциации действуют на уровнях провинций, городов центрального подчинения и уездов. Эта ассоциация по сей день остается главным инструментом власти в осуществлении религиозной политики [36]. Деятельность БАК строится на нескольких основных аспектах. Среди них -легитимация коммунистического режима в государстве, реализация курса религиозной политики, надзор над религиозной деятельностью монахов, образовательная и благотворительная деятельность, защита материального и нематериального культурного наследия Китая, установление и поддержание связей с буддистами других стран, провинции Тайвань и специальных административных районов Гонконга и Макао, сплочение разных народностей, в процветание общества и единство отечества, способствовать воплощению «китайской мечты» и т. д. [37]. Руководство Ассоциации назначается Всекитайской конференцией -высшим органом БАК. Действующий председатель БАК - монах Сюэ Чэн является членом Национального комитета НПКСК [38].
В целом, 1990-е годы в Китае начался процесс переосмысления роли религии в обществе и пересмотра религиозной политики КПК, которая отказалась от идеи «отмирания религии» в пользу теории «взаимного соответствия религии с социалистическим обществом». И исследовательские, и политические круги признали, что религия - это чрезвычайно важный фактор социальной стабильности в стране [39]. Таким образом, в Китае
сформировался прагматический подход к религии, играющей роль как фактора сохранения социальной стабильности внутри страны, так и феномена внешнеполитического порядка.
Литература и источники
1. Чжан Чжи. Чжэцюэ жэньши хэ гуанчэ дан дэ цзунузяо синьян цзыйоу чжэнцэ (Правильное понимание и применение политики партии о свободе вероисповедания) // Китайская нация. - 1962. - №4. - С. 25-41.
2. Welch, Н. Buddhism under Мао. Harvard University Press, 1972. - Р. 357.
3. Нагуслаева Е.А. Буддизм в Китае в 50-70-е гг. ХХ В. // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской Академии наук. - Улан-Удэ. - 2016. - №3(23).
4. Виноградов А.В. Китайская модель модернизации. Поиски новой идентичности. - М.: Памятники исторической личности, 2005. - С. 200.
5. Цзян Цзэминь. Реформа развитие стабильность. Статьи и выступления. - М.: Палея-Мишин, 2001. - C. 137.
6. Ху Чжанцин. Цзинь и бу цзохао цзунцзяо фанмянь дэ гунцзо (Последовательно проводить работу в сфере религии) // Фаинь. - 1995. - №7. - C. 5.
7. Афонина Л.А. «Китайская специфика» регулирования религиозной сферы. // Ученые записки ИВ РАН. Отдела Китая. Вып. 17 / Редколл.: А.И.Кобзев и др. Общество и государство в Китае. Т. XLV, ч. 1 / Редколл.: А.И. Кобзев и др. - М.: ИВ РАН, 2015. - C. 502.
8. Чжао Пучу. Чжунго фоцзяо сехуэй сыши нянь - цзай Чжунго фоцзяо сехуэй ди лиу цзе цюаньго дайбьяо хуэйи шан дэ баогао (40-летие БАК - доклад о шестой Всекитайской Конференции БАК) // Фаинь. - 1993. -№12. - C. 7.
9. Smith, W. A Reply to China's White Paper on Tibet. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rfa.org/english/news/tibet/warrensmithbooks/Warren3.pdf (дата обращения: 15.06.18).
10. Lai Hongyi H. The Religious Revival in China // The Copenhagen journal of Аsian studies. - 2003. - №18. - Р.41.
11. Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России. Морфологический анализ. - М.: ИФ РАН, 2002. - С. 87.
12. Angelskar, T. China's Buddhism diplomacy / URL: www.peacebuilding.noP. 5. (дата обращения: 11.12.2016).
13. Дуэй «Фалуньгун» чимичжэ дэ чжунгао (Рекомендации сектантам «Фалуньгун»)// Фаинь. -2001. -№5. -C. 32.
14. Leung, В. China's Religious Freedom Policy: The Art of Managing Religious Activity / / The China Quarterly. -2005. - № 184. - P. 904.
15. Цзиньми туаньцзе синьцзяо цюньчжун, гунтун чжили юй цзяньшэ йоу Чжунго тесэ шэхуеэй чжуяо дэ вейда шие (Тесно сплотить религиозные группы, вместе работать на великое дело построения социализма с китайской спецификой) [Электронный ресурс] // ИА Синьхуа. - Режим доступа: http://news.xinhuanet. com/world/2001-12/13/content_160261. htm
16. Шэн Хуэй. Гуаньюй Чжунго фоцзяо сехуэй дици цы цюаньго дайбьяо хуэйи илай чжуйао гунцзо цинкуан дэ баогао (Доклад об основной работе седьмой Всекитайской конференции БАК) // Фаинь. - 2003. - № 4. - C.10.
17. Е Сяовэнь. Цзай чжунго фоцзяо сехуэй дицзиу цхы цюаньго дайбьяо хуэйи шан дэ цзянхуа (Выступление на девятой Всекитайской конференции БАК) // Фаинь. - 2002. - №10. - C.9.
18. Цзин Хуэй. Гуанью сиугай «Чжунго фоцзяо сехуэй чжанчэн» дэ баогао (Доклад о пересмотре Устава БАК) // Фаинь. - 2002. - № 10. - C. 24.
19. Цзинцзяо шиу тяоли (Правила регулирования религиозной деятельности) // Фаинь. - 2005. - №1. - С. 4-8.
20. Fu B. Religious Freedom, Human Rights, and Rule of Law Deteriorating Rapidly in China., President China Aid Congressional-Executive Commission on China Religion With "Chinese Characteristics" Persecution and Control in Xi Jinping's China [Электронный ресурс]. URL: https://www.cecc.gov/sites/chinacommission.house.gov/files/CECC% 20Hearing%20-%20Religious%20Freedom%20-%2023July15%20-%20Bob%20Fu.pdf (дата обращения: 15.03.18).
21. Си Цзиньпин. Цюаньмянь тигао синь синши ся цзунцзяо гунцзо шуэйпин (Всесторонне повышать уровень религионой работы в условиях новой ситуации) [Электронный ресурс] // ИА Синьхуа. - Режим доступа: http://news.xinhuanet.com/politics/2016-04/23/c_1118716540.htm
22. Ван Цзоань. Цзохао синь синши ся цзунцзяо гунцзо дэ синдун чжинань (Руководства к религиозной работе в новой ситуации) [Электронный ресурс] // Официальный сайт ГУДР. - Режим доступа: http://www.sara.gov.cn/ztzz/xxgchyjs/xxgc/376557.htm
23. State Council Legislative Workplan for 2016 [Электронный ресурс] // China Law Translate (CLT). - Режим доступа: http://chinalawtranslate.com/2016scworkplan/?lang=en; State Council highlights key tasks in 2016 legislative work [Электронный ресурс] // Официальный сайт Госсовета КНР. - Режим доступа: http://gov.cn/policies/latest_releases/2016/04/13/content_281475326751655.htm
24. Ян Кайлэ. «Цзянцзяо шиу тяоли сюдин цаоань (сун шэнь гао)» пинлунь (Комментарии к проекту поправок «Правил регулирования по делам религии») [Электронный ресурс]. URL: http://www.pacilution.com/ShowArticle.asp?ArticleID=7178 (дата обращения: 13.02.17)
25. Си Цзиньпин пинлунь Чжунго чуаньтун вэньхуа (Си Цзиньпин говорит о традициаонной китайской культуре) // ИА Синьхуа. - Режим доступа: http://news.xinhuanet.com/politics/2014-02/28/c_126206419.htm
26. Fenggang, Yang. Between Secularist Ideology and Desecularizing Reality: The Birth and Growth of Religious Research in Communist China // Sociology of Religion, 2004. - № 65(2). - P. 101-109.
27. Bell, A.S. Revisionist Religion Xi Jinping's Suppression of Christianity and Elevation of Traditional Culture as Part of a Revisionist Power Agenda // Georgetown Journal of Asian Affairs. - 2016. - P. 67-93. - P. 78.
28. Доклад о работе правительства на открытии 4-й сессии ВСНП 12-го созыва [Электронный ресурс] // Официальный сайт Посольства КНР в РФ. - Режим доступа: http://ru.china-embassy.org/rus/ztbd/2h/t1347563.htm
29. Ли Кэцян о работе по вопросам национальностей, религии и эмиграции [Электронный ресурс] // Жэньмнь жибао. - Режим доступа: http://russian.people.com.cn/n3/2017/0306/c31521-9186247.html
30. Zhuo Xinping, Religion and Rule of Law in China Today. [Электронный ресурс]. URL: https://digitalcommons.law.byu.edU/lawreview/vol2009/iss3/2 (дата обращения: 13.04.18). - P. 5.
31. Гоцзя цзнцзяо шиу цзю чжуяао чжичжэ ней чжигоу хэ жэньюань бяньчжи гуэйдин (Обязанности внутренних органов и штатное расписание сотрудников) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Государственного Управления по делам религии. - Режим доступа: http://www.sara.gov.cn/xwzx/xwjj/2450.htm
32. Афонина Л., Петровский Д. Органы государственно-партийного регулирования религиозной сферы в КНР // Проблемы Дальнего Востока. - 2015. - №1. - C. 140.
33. Chan, K.K., Hunter, A. New light on religious policy in the PRC // Issues & Studies, 1995. Vol. 31. No. 2. P. 21-36. - P. 29.
34. Чжунго дэ цзунцзяо синьян цзыйоу чжуанкуан (Ситуация свободы вероисповедания в Китае) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Государственного Управления по делам религии. - Режим доступа: http://www.sara.gov.cn/zcfg/bps/2222.htm
35. Laliberte, A. Contemporary Issues in State-religion Relations // Chinese Religious Life. ed. David A. Palmer, Glenn Shive and Philip L. Wickeri. New York: Oxford University Press, 2011. 277 p. - P. 198.
36. Чжунго фоцзяо сехуэй. Цзучжи цзигоу (БАК. Структура организации) [Электронный ресурс] // Официальный сайт БАК. - Режим доступа: http://www.chinabuddhism.com.cn/js/jg/2012-03-31/800.html
37. Ji Zhe. Secularization as Religious Restructuring Statist Institutionalization of Chinese Buddhism and Its Paradoxes // Chinese Religiosities Afflictions of Modernity and State Formation. - University of California Press. 2008. P. 233 -260. - P. 253.
38. Ван Цзоань. Цзай Чжунго фоцзяо сехуэй дицзиу цы цюаньго дайбьяо хуэй каймо шан дэ цзянхуа (Выступление на церемонии открытия девятой Всекитайской конференции БАК) // Фаинь. - 2015. - №5. - C.6.
39. Лию Ехэ, Жунь Чжэ. Миньцзу лилунь хэ миньцзу чжэнцэ ганъяо (Теория национальностей и национальная политика: главное). - Пекин: Издательство Центрального Университета Национальностей, 1999. - C. 278.
References and Sources
1. Chzhan CHzhi. CHzhehcyueh zhehn'shi heh guancheh dan deh czunuzyao sin'yan czyjou chzhehnceh (Pravil'noe ponimanie i primenenie politiki partii o svobode veroispovedaniya) // Kitajskaya naciya. - 1962. - №4. - S. 25-41.
2. Welch, N. Buddhism under Mao. Harvard University Press, 1972. - R. 357.
3. Naguslaeva E.A. Buddizm v Kitae v 50-70-e gg. HKH V. // Vestnik Buryatskogo nauchnogo centra Sibirskogo otdeleniya Rossijskoj Akademii nauk. - Ulan-Udeh. - 2016. - №3(23).
4. Vinogradov A.V. Kitajskaya model' modernizacii. Poiski novoj identichnosti. - M.: Pamyatniki istoricheskoj lichnosti, 2005. - S. 200.
5. Czyan Czehmin'. Reforma razvitie stabil'nost'. Stat'i i vystupleniya. - M.: Paleya-Mishin, 2001. - C. 137.
6. Hu CHzhancin. Czin' i bu czohao czunczyao fanmyan' deh gunczo (Posledovatel'no provodit' rabotu v sfere religii) // Fain'. - 1995. - №7. - C. 5.
7. Afonina L.A. «Kitaiskaya specifika» regulirovaniya religioznoj sfery. // Uchenye zapiski IV RAN. Otdela Kitaya. Vyp. 17 / Redkoll.: A.I.Kobzev i dr. Obshchestvo i gosudarstvo v Kitae. T.XLV. ch.1/ Redkoll.: A.I. Kobzev i dr. - M.: IV RAN, 2015. - C. 502.
8. CHzhao Puchu. Chzhungo foczyao sekhuehj syshi nyan' - czaj CHzhungo foczyao sekhuehj di liu cze cyuan'go dajb'yao huehji shan deh baogao (40-letie BAK - doklad o shestoj Vsekitajskoj Konferencii BAK) // Fain'. - 1993. - №12. - C. 7.
9. Smith, W. A Reply to China's White Paper on Tibet. [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.rfa.org/english/news/ tibet/warrensmithbooks/Warren3.pdf (data obrashcheniya: 15.06.18).
10. Lai Hongyi H. The Religious Revival in China // The Copenhagen journal of Asian studies. - 2003. - №18. - R.41.
11. Balagushkin E.G. Netradicionnye religii v sovremennoj Rossii. Morfologicheskij analiz. - M.: IF RAN, 2002. - S. 87.
12. Angelskar, T. China's Buddhism diplomacy [EHlektronnyj resurs]. URL: www.peacebuilding.noP. 5. (data obrashcheniya: 11.12.2016).
13. Duehj «Falun'gun» chimichzheh deh chzhungao (Rekomendacii sektantam «Falun'gun») // Fain'. - 2001. - №5. - C. 32.
14. Leung, V. China's Religious Freedom Policy: The Art of Managing Religious Activity / / The China Quarterly. - 2005. - № 184. - P. 904.
15. Czin'mi tuan'cze sin'czyao cyun'chzhun, guntun chzhili yuj czyan'sheh jou CHzhungo teseh shehkhueehj chzhuyao deh vejda shie (Tesno splotit' religioznye gruppy, vmeste rabotat' na velikoe delo postroeniya socializma s kitajskoj specifikoj) [EHlektronnyj resurs] // IA Sin'hua. - Rezhim dostupa: http://news.xinhuanet.com/world/2001-12/13/content_160261.htm
16. Shehn Huehj. Guan'yuj CHzhungo foczyao sekhuehj dici cy cyuan'go dajb'yao huehji ilaj chzhujao gunczo cinkuan deh baogao (Doklad ob osnovnoj rabote sed'moj Vsekitajskoj konferencii BAK) // Fain'. - 2003. - № 4. - C.10.
17. E Syaovehn'. Czaj chzhungo foczyao sekhuehj dicziu ckhy cyuan'go dajb'yao huehji shan deh czyanhua (Vystuplenie na devyatoj Vsekitajskoj konferencii BAK) // Fain'. - 2002. - №10. - C.9.
18. Czin Huehj. Guan'yu siugaj Chzhungo foczyao sekhuehj chzhanchehn deh baogao (Doklad o peresmotre Ustava BAK)// Fain'. 2002. №10. C. 24
19. Czinczyao shiu tyaoli (Pravila regulirovaniya religioznoj deyatel'nosti) // Fain'. - 2005. - №1. - S. 4-8.
20. Fu B. Religious Freedom, Human Rights, and Rule of Law Deteriorating Rapidly in China., President China Aid Congressional-Executive Commission on China Religion With "Chinese Characteristics" Persecution and Control in Xi Jinping's China [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www.cecc.gov/sites/chinacommission.house.gov/files/CECC%20Hearing%20-%20Religious%20Freedom%20-%2023July15%20-%20Bob%20Fu.pdf (data obrashcheniya: 15.03.18).
21. Si Czin'pin. Cyuan'myan' tigao sin' sinshi sya czunczyao gunczo shuehjpin (Vsestoronne povyshat' uroven' religionoj raboty v usloviyah novoj situacii) [EHlektronnyj resurs] // IA Sin'hua. - Rezhim dostupa: http://news.xinhuanet.com/politics/2016-04/23/c_1118716540.htm
22. Van Czoan'. Czohao sin' sinshi sya czunczyao gunczo deh sindun chzhinan' (Rukovodstva k religioznoj rabote v novoj situacii) [EHlektronnyj resurs] // Oficial'nyj sajt GUDR. - Rezhim dostupa: http://www.sara.gov.cn/ztzz/xxgchyjs/xxgc/376557.htm
23. State Council Legislative Workplan for 2016 [EHlektronnyj resurs] // China Law Translate (CLT). - Rezhim dostupa: http://chinalawtranslate.com/2016scworkplan/?lang=en; State Council highlights key tasks in 2016 legislative work [EHlektronnyj resurs] // Oficial'nyj sajt Gossoveta KNR. - Rezhim dostupa: http://gov.cn/policies/latest_releases/2016/04/13/ content_281475326751655.htm
24. YAn Kajleh. «Czyanczyao shiu tyaoli syudin caoan' (sun shehn' gao)» pinlun' (Kommentarii k proektu popravok «Pravil regulirovaniya po delam religii») [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.pacilution.com/ShowArticle.asp?ArticleID=7178 (data obrashcheniya: 13.02.17)
25. Si Czin'pin pinlun' CHzhungo chuan'tun vehn'hua (Si Czin'pin govorit o tradiciaonnoj kitajskoj kul'ture) [EHlektronnyj resurs] // IA Sin'hua. -Rezhim dostupa: http://news.xinhuanet.com/politics/2014-02/28/c_126206419.htm
26. Fenggang, Yang. Between Secularist Ideology and Desecularizing Reality: The Birth and Growth of Religious Research in Communist China // Sociology of Religion, 2004. - № 65(2). - P. 101-109.
27. Bell, A.S. Revisionist Religion Xi Jinping's Suppression of Christianity and Elevation of Traditional Culture as Part of a Revisionist Power Agenda // Georgetown Journal of Asian Affairs. - 2016. - P. 67-93. - P. 78.
28. Doklad o rabote pravitel'stva na otkrytii 4-j sessii VSNP 12-go sozyva [EHlektronnyj resurs] // Oficial'nyj sajt Posol'stva KNR v RF. - Rezhim dostupa: http://ru.china-embassy.org/rus/ztbd/2h/t1347563.htm
29. Li Kehcyan o rabote po voprosam nacional'nostej, religii i ehmigracii [EHlektronnyj resurs] // ZHehn'mn' zhibao. - Rezhim dostupa: http://russian.people.com.cn/n3/2017/0306/c31521-9186247.html
30. Zhuo Xinping, Religion and Rule of Law in China Today. [EHlektronnyj resurs]. URL: https://digitalcommons.law.byu.edu/ lawreview/vol2009/iss3/2 (data obrashcheniya: 13.04.18). - P. 5.
31. Goczya cznczyao shiu czyu chzhuyaao chzhichzheh nej chzhigou heh zhehn'yuan' byan'chzhi guehjdin (Obyazannosti vnutrennih organov i shtatnoe raspisanie sotrudnikov) [EHlektronnyj resurs] // Oficial'nyj sajt Gosudarstvennogo Upravleniya po delam religii. - Rezhim dostupa: http://www.sara.gov.cn/xwzx/xwjj/2450.htm
32. Afonina L, Petrovskij D. Organy gosudarstvenno-partijnogo regulirovaniya religioznoj sfery v KNR// Problemy Dal'nego Vostoka. 2015 №»1.
33. Chan, K.K., Hunter, A. New light on religious policy in the PRC // Issues & Studies, 1995. Vol. 31. No. 2. P. 21-36. - P. 29.
34. Chzhungo deh czunczyao sin'yan czyjou chzhuankuan (Situaciya svobody veroispovedaniya v Kitae) [EHlektronnyj resurs] // Oficial'nyj sajt Gosudarstvennogo Upravleniya po delam religii. - Rezhim dostupa: http://www.sara.gov.cn/zcfg/bps/2222.htm
35. Laliberte, A. Contemporary Issues in State-religion Relations // Chinese Religious Life. ed. David A. Palmer, Glenn Shive and Philip L. Wickeri. New York: Oxford University Press, 2011. 277 p. - P. 198.
36. Chzhungo foczyao sekhuehj. Czuchzhi czigou (BAK. Struktura organizacii) [EHlektronnyj resurs] // Oficial'nyj sajt BAK. - Rezhim dostupa: http://www.chinabuddhism.com.cn/js/jg/2012-03-31/800.html
37. Ji Zhe. Secularization as Religious Restructuring Statist Institutionalization of Chinese Buddhism and Its Paradoxes // Chinese Religiosities Afflictions of Modernity and State Formation. - University of California Press. 2008. P. 233 - 260. - P. 253.
38. Van Czoan'. Czaj CHzhungo foczyao sekhuehj dicziu cy cyuan'go dajb'yao huehj kajmo shan deh czyanhua (Vystuplenie na ceremonii otkrytiya devyatoj Vsekitajskoj konferencii BAK) // Fain'. - 2015. - N°5. - C.6.
39. Liyu Ekheh, Zhun' Chzheh. Min'czu lilun' heh min'czu chzhehnceh gan"yao (Teoriya nacional'nostej i nacional'naya politika: glavnoe). - Pekin: Izdatel'stvo Central'nogo Universiteta Nacional'nostej, 1999. - C. 278.
НАГУСЛАЕВА ЕЛИЗАВЕТА АЛЬБЕРТОВНА - магистрант Института Азии и Африки Московского государственного университета.
NAGUSLAYEVA, ELIZABETA A. - undergraduate student of the Institute of Asia and Africa at Moscow State University (nageliz@icloudcom).
УДК 930+39
БУРАЕВА О.В., БУРАЕВА С.В. ОРНАМЕНТ ЭВЕНКОВ В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ АРХИВА П.П. ХОРОШИХ)4
Ключевые слова: П.П. Хороших, Нижняя Тунгуска, личный фонд, эвенки, орнамент, визуальные материалы.
В статье рассмотрены особенности орнамента эвенков Нижней Тунгуски на основе визуальных материалов из личного архива известного этнографа П.П. Хороших. На основе анализа более ста изображений, проведена типология мотивов и способов создания орнамента на предметах материальной культуры локальной группы эвенков. Впервые введенный в оборот источниковый комплекс позволяет подтвердить и существенно расширить сформированные представления об эволюции орнамента и исторической подоплеке этого процесса в регионе исследования.
BURAEVA, O.V., BURAEVA, S.V. THE ORNAMENT OF THE EVENKS IN THE HISTORICAL RETROPERSPECTIVE (ON THE ARCHIVE MATERIALS P.P. HOROSHIKH)
Keywords: P.P. Horoshikh, Nizhnyaya Tunguska, personal archive, Evenks, ornament, visual materials.
In the article considered the features of ornament of the Evenks of Nizhnyaya Tunguska on the basis of visual materials from the personal archive of the famous ethnographer P.P. Horoshikh. Based on the analysis of more than a hundred images, it carried out the typology of patterns and methods of creating an ornament on the objects of material culture of the local group of Evenks. The source complex, introduced for the first time, allows to confirm and significantly expand the formed ideas on the evolution of the ornament and the historical background of this process in the region of researching.
Стремление по-новому изучать общественно-политическую, социальную, культурную жизнь России XIX-XX вв., наблюдающееся в последнее десятилетие, значительно усилило
4 Статья подготовлена в рамках государственного задания ФАНО РФ (проект XII. 191.1.1. «Трансграничье России, Монголии и Китая: история, культура, современное общество», номер госрегистрации № АААА-А17-117021310269-9; проект XII.187.1.4. «Культурное наследие народов Трансбайкалья и сопредельных регионов Восточной Азии в системе духовных ценностей России», номер госрегистрации № АААА-А17-117021310267-5).