УДК 322
001 dx.doi.org/10.24866/1997-2857/2017-2/26-32 Д.И. Петровский, Ю.А. Хатченков*
ПОЛИТИКА КИТАЙСКОГО РУКОВОДСТВА В РЕЛИГИОЗНОЙ СФЕРЕ И ОТНОШЕНИЯ С ВАТИКАНОМ
На протяжении последних десятилетий в Китае наблюдается рост религиозности в обществе. Однако на фоне увеличения численности верующих, в том числе христианских конфессий, среди населения КНР фиксируется постепенное ужесточение политики властей в религиозной сфере. В статье анализируются реализуемые властями КНР масштабные мероприятия, направленные на усиление контроля над духовной сферой и ограничение влияния зарубежных церквей на население. Тем не менее, авторы констатируют, что, несмотря на сложную ситуацию в религиозной сфере в КНР, в последнее время фиксируют некоторые признаки потепления отношений между Пекином и Ватиканом.
Ключевые слова: Китай, религия, религиозная политика. Коммунистическая партия Китая, свобода вероисповедания, Ватикан
Religious sphere and relations with the Vatican in the politics of Chinese leadership.
DMITRY I. PETROVSKY (Moscow Patriarchate), YURY A. KHATCHENKOV (Civil Defence Academy, EMERCOM of Russia)
Over the past decades, there has been an increase in religiosity in Chinese society. However, against the background of an increase in the number of believers, including Christians, one can observe a gradual tightening of the PRC authorities' policy in the religious sphere. The article analyzes the large-scale measures implemented by the Chinese authorities aimed at strengthening control over the spiritual sphere and limiting the influence of foreign churches on the population. Nevertheless, the authors state that, despite the difficult situation in the religious sphere in China, western analysts have recently noted signs of a wanning trend in the relations between Beijing and the Vatican.
Keywords: China, religion, religious policy. Communist Party of China, freedom of conscience, the Vatican
Как отмечают зарубежные эксперты, на фоне увеличения численности верующего населения в КНР, в том числе принадлежащим к христианским конфессиям, фиксируется постепенное ужесточение политики властей в религиозной сфере.
По сведениям из американских источников, общее число христиан в Китае за последние 30 лет
возросло более чем в 10 раз и составило в 2010 г. 67 млн чел. (приблизительно 5% населения), из которых к протестантам относятся примерно 58 млн. чел., к католикам - 9 млн. чел. К настоящему моменту количество католиков и протестантов в КНР достигло 100 млн. чел. [2] Ожидается, что число принадлежащих к указанным конфессиям
* ПЕТРОВ СКИИ Дмитрий Иванович, сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. E-mail: [email protected]
ХАТЧЕНКОВ Юрий Александрович, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Академии гражданской защиты МЧС России. E-mail: у u ri - ha t с lie nk о v а \ a ndc \. ги О Петровский Д.И., Хатченков Ю.А., 2017
верующих в КНР увеличится до 160 млн. чел. к 2025 г. и до 247 млн. чел. — к 2032 г. Таким образом, Китай может стать страной с наиболее многочисленным христианским населением в мире [1].
Специалисты католического исследовательского центра в Гонконге (The Holy Spirit Study Centre in Hong Kong) обращают внимание на тот факт, что в материалах прошедших в марте 2015 г. 3-й сессии Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая (ВК НПКСК) и 3-й сессии постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей (ПК ВСНП) 12-го созывов был сделан акцент на проблеме «адаптации различных религиозных конфессий к социалистическим нормам в увязке с обеспечением национального единства и гармонии» и укрепления органов контроля за религиозной деятельностью [10].
Так, член ПК Политбюро центрального комитета компартии Китая (КПК), Председатель ВК НПКСК Юй Чжэншэн в беседе с депутатами парламента и членами ВК НПКСК подчеркивал необходимость более интенсивной работы по стимулированию духовенства и верующих граждан к сотрудничеству с КПК в управлении государством, а также расширения их «позитивного вклада в социально-экономическое развитие страны» [24].
Наиболее значимым в данном контексте является, по мнению экспертов, содержание выступления Председателя КНР Си Цзиньпина на совещании по работе единого фронта ЦК КПК в мае 2015 г. Китайский лидер, в частности, акцентировал внимание собравшихся на том, что религии в стране «должны быть китайскими и свободными от иностранного влияния». Одновременно Си Цзиньпин пообещал в полной мере следовать ст. 36 Конституции КНР, в соответствии с которой гражданам гарантированы отсутствие дискриминации по религиозному признаку, свобода вероисповедания и защита нормальной религиозной деятельности [22].
Позднее, в конце мая 2015 г., сотрудникам партаппарата КНР было направлено письмо Центральной комиссии КПК по проверке дисциплины, в котором выражалась обеспокоенность властей по поводу увеличения числа верующих в партийных рядах. В документе, в частности, подчеркивалось, что «члены КПК не могут участвовать в религиозной деятельности, так как находятся в авангарде борцов за коммунизм». Подобную озабоченность властей страны некоторые эксперты связывают с тем, что в результате снижения авторитета КПК в обществе на фоне
масштабных коррупционных скандалов многие рядовые члены партии разочаровались в идеалах социализма и увлеклись религиозными учениями [19]. При этом, согласно некоторым оценкам, существует вероятность того, что в конечном счете большинство граждан КНР предпочтет христианство прочим конфессиям, в том числе традиционным китайским религиозно-философским учениям [1].
На этом фоне обращают на себя внимание реализуемые властями КНР масштабные мероприятия, направленные на усиление контроля над духовной сферой и ограничение влияния зарубежных церквей на население. В частности, еще в августе 2014 г. в Шанхае под эгидой Государственного управления КНР по делам религий (ГУДР) состоялась конференция на тему «Китаи-зация христианства». В ходе форума руководитель ГУДР Ван Цзоань заявил о том, что «христианская вера прежде всего должна быть совместима с процессом построения социализма, а создаваемое китайское христианское богословие необходимо адаптировать к национальной культуре и специфике развития страны» [16, р. 75].
Окончательно данные подходы были зафиксированы в докладе председателя КНР Си Цзиньпина в апреле 2016 г. на прошедшем в Пекине Всекитайском совещании по религиозной работе. Си Цзиньпин подчеркнул, что религиозные группы должны поддерживать социалистическую систему и социализм с китайской спецификой, «сочетать религиозные доктрины с китайской культурой, соблюдать китайское законодательство и нормативы, посвятить себя делу реформ и политике открытости, а также социалистической модернизации, чтобы сделать вклад в реализацию китайской мечты о национальном возрождении». Основная задача партии в деле адаптации религий к социалистическому обществу заключается в китаизации, поэтому верующие должны «углубленно выявлять религиозные доктрины и каноны, соответствующие социальной гармонии и прогрессу, благоприятные для строительства здорового и цивилизованного общества, а также интерпретировать религиозные доктрины в соответствии с современным прогрессом в Китае, а также с выдающейся китайской традиционной культурой» [21].
В связи с этим административные органы за прошедшие полтора года существенно активизировали мероприятия по переводу «катакомбных церквей» и их прихожан под контроль официально признанных организаций, включая Китайскую патриотическую католическую ассоциацию и Епи-
скопскую конференцию католических епископов Китая, объединенных во Всекитайское собрание католических представителей (National Assembly of Catholic Representatives), Комитет патриотического протестантского движения за три самостоятельности и Китайский христианский совет [1].
Кроме того, на территории страны, главным образом в провинциях Чжэцзян и Хэбэй, продолжается начавшаяся в 2014 г. кампания по сносу незаконных религиозных построек и демонтажу крестов с легально действующих церквей, затронувшая уже более 1200 культовых сооружений и объясняемая властями требованиями «безопасности» и архитектурной эстетики [9]. В целях придания указанной инициативе законного характера власти провинции Чжэцзян в мае 2015 г. обнародовали новые правила, в которых четко регламентируются расположение и размер христианской символики на зданиях всех католических и протестантских храмов [4].
Процессы китаизации христианства, формально стартовавшие в КНР в 2013 г. именно в провинции Чжэцзян, где Си Цзиньпин занимал пост первого секретаря провинциального парткома с 2002 по 2007 гг., в идеологическом плане подкрепляются новыми политическими установками, включающими реализацию так называемых «пяти нововведений» и «пяти преобразований» в религиозной деятельности. «Пять нововведений» подразумевают выстраивание церковной жизни как в соответствии с действующими политическими, законодательными и прочими (партийно-государственными) регулирующими нормами, так и на основе современных научных и культурных достижений; общепринятых взглядов на медицину и лечение; концепций добровольной помощи бедным и нуждающимся; стремления к созданию гармоничной среды [5]. Положения «пяти преобразований» включают в себя внесение «национальных» изменений в архитектурные особенности культовых объектов и «местной специфики» в религиозную проповедь; обеспечение транспарентности финансовой деятельности церквей; проведение «адаптации» религиозных учений к требованиям современности и стандартизации норм управления религиозными организациями в КНР.
Принятие властями подобных мер вызывают острое недовольство и противодействие со стороны китайских верующих, в связи с чем правоохранительные органы существенно расширили контроль над указанной группой населения. Только за 2014 г. по обвинению в нарушении общественно-
го порядка полицией были задержаны примерно 3 тыс. священников и наиболее активных прихожан, из которых 1300 чел. оштрафованы или приговорены судом к различным срокам тюремного заключения [20].
В конце июля 2015 г. принадлежащее к патриотической религиозной организации католическое духовенство г. Вэньчжоу (провинция Чжэцзян) во главе с епископом Винсентом Чжу Вэйфаном (скончался 09.09.2016) распространило открытое письмо, в котором призвало власти остановить «вышедшую из-под контроля кампанию по демонтажу христианских символов», а верующих -«подать голос в защиту своих прав» [8]. По данным гонконгских СМИ, прихожане христианских храмов провинции в качестве протеста против действий местных властей планируют самостоятельно устанавливать выкрашенные в красный цвет кресты [3].
Тем не менее, несмотря на сложную ситуацию в религиозной сфере в КНР и ограничительные меры властей западные аналитики в последнее время фиксируют некоторые признаки потепления отношений между Пекином и Ватиканом. Об этом, по их мнению, свидетельствуют заявление Папы Франциска о готовности в любой момент посетить Китай, отказ понтифика от встречи с Далай-ламой, а также направление им личных посланий Си Цзиньпину в момент пролетов над территорией КНР в августе 2014 г. и январе 2015 г. Что касается китайской стороны, то эксперты обращают особое внимание на сам факт предоставления Пекином воздушного коридора для самолета понтифика, чего ранее не случалось, а также на неоднократные комментарии официального представителя МИД КНР, в которых подчеркивалось стремление Китая развивать конструктивный диалог со Святым престолом [14].
По мнению ряда итальянских аналитиков, в складывающейся ситуации, когда Ватикан и КНР посылают друг другу подобные недвусмысленные сигналы, возникают реальные предпосылки для их сближения. Так, по некоторым данным, в конце 2015 г. официальные представители КНР негласно посетили Ватикан для предварительного обсуждения перспектив нормализации отношений сторон [6]. Европейские СМИ также сообщали о якобы подготовленном соответствующем соглашении и о возможном визите понтифика в Пекин в первой половине 2016 г. При этом государственный секретарь Ватикана кардинал Пьетро Паролин подтвердил лишь факт состоявшихся в октябре 2015 г. двусторонних переговоров и выразил надежду на
продолжение начатого диалога [11]. По сообщениями СМИ, диалог развивается, и в январе 2016 г. делегация Отдела Единого фронта ЦК КПК и Государственного управления по делам религий посетила Ватикан [7]. Затем последовала встреча в Пекине летом 2016 г. Содержание встреч осталось неизвестным для широкой публики.
Примечательно, что кардинал Пьетро Паролин позитивно оценил майское выступление 2015 г. Си Цзиньпина на тему взаимоотношений государства и религии. По его мнению, высказывания китайского лидера не направлены непосредственно против Святого престола и не могут стать препятствием для нормализации двусторонних связей. Подобные заявления руководителей КНР, со слов кардинала Паролина, звучали и ранее, что, однако, не препятствовало налаживанию диалога, поскольку Пекин в целом готов к «совместному поиску решений, которые принесут пользу не только Китаю, но и всему миру» [13]. При этом со стороны Ватикан пока не последовало оценок прошедшего в апреле 2016 г. под председательством Си Цзиньпина Всекитайского совещания по религиозной работе.
Другой близкий к понтифику кардинал Джордж Пелл приветствовал наметившееся, по его мнению, «потепление» отношений с Пекином и заявил о том, что христианство может оказать позитивное влияние на развитие КНР с учетом «восприимчивости части представителей китайского руководства к политическим доктринам, совместимым со здравым смыслом, свободным рынком и научным прогрессом». По его высказыванию, ожидаемое превращение Китая в страну с наиболее многочисленным христианским населением «принесет значительную пользу как последователям веры, так и международному сотрудничеству» [17].
Эксперты отмечают, что на нынешнем этапе Папа Франциск, по сути, продолжает линию своего предшественника Бенедикта XVI, пытавшегося добиться сближения с Пекином. После 2005 г. при активном участии кардинала П. Паролина (в то время - заместителя Секретаря по отношениям с государствами Государственного секретариата, третий по значимости пост в дипломатической службе Ватикана) Ватикан и КНР прорабатывали возможность установления дипотношений, однако сторонам так и не удалось достичь компромиссных договоренностей. Примечательно, что в тот период Пекин отказался от предложенной Святым престолом схемы назначения епископов, в 2010 г. успешно использованной Ватиканом при заключении соглашения с Вьетнамом («вьет-
намекая модель»1, которая сейчас снова обсуждается с КНР [11].
Достижение компромисса по вопросу о выборе кандидатур католических епископов по-прежнему является одним из основных препятствий для нормализации отношений, поскольку Пекин рассматривает «назначения из-за рубежа» как вмешательство в свои внутренние дела. По официальным данным, в настоящее время в КНР существует 97 епархий (по информации западных источников - 138), из которых 59 управляются епископами, признанными Китайской патриотической католической ассоциацией и (частично) Святым престолом, а 42 - «подпольными» епископами, утвержденными только понтификом.
Вторым серьезным раздражителем для Пекина остаются дипломатические отношения между Ватиканом и Тайванем. Однако в случае достижения прогресса в урегулировании проблемы епископской хиротонии в КНР указанный вопрос, по данным некоторых источников, может быть решен в интересах Пекина, о чем Святой престол уже намекал китайской стороне [15]. Впрочем, представители тайваньского дипломатического ведомства опровергают подобные слухи, называя их «не соответствующими действительности». Утверждается, что отношения между островом и Ватиканом остаются прочными, «стороны по-прежнему поддерживают тесные контакты», а представительство Святого престола на Тайване работает в обычном режиме [12].
При этом не все представители руководящих кругов Ватикана одобряют планы понтифика по сближению с КНР. Так, кардинал Фернандо Фи-лони и бывший католический епископ Гонконга, кардинал Иосиф Чэнь Жицзюнь полагают, что папа Франциск оказался заложником геополитической игры Пекина, в которой последний (по ряду причин) больше заинтересован в укреплении связей с Русской Православной Церковью (РПЦ), чем со Святым престолом. В частности, указывается на достигнутую между сторонами и уже реализующуюся договоренность о возобновлении прерванной в 1950-х гг. практики рукоположения РПЦ священников Китайской автономной православной церкви [23].
Впрочем, отмечают некоторые аналитики, как и в диалоге с Москвой, где отношения с РПЦ имеют для Пекина политическое и стратегическое измерения, китайское руководство, выстраи-
1 В соответствии с «вьетнамской моделью», Ватикан просит местные власти рассмотреть предложенные им кандидатуры будущих епископов и проводит хиротонии только после получения одобрения.
вая отношения со Святым престолом, учитывает и значительный дипломатический потенциал, и влияние Ватикана в мире [11].
С учетом изложенного, окончательная нормализация отношений КНР и Ватикана вряд ли будет быстрой и потребует взаимных уступок. По мнению ряда наблюдателей, существенные изменения в положении католической церкви в КНР произойдут лишь тогда, когда китайский лидер и понтифик «проведут личную встречу, в ходе которой официально признают друг друга». Дипломатия Святого престола в настоящее время уже активно прорабатывает варианты организации такой встречи, рассматривая различные ее форматы, в том числе гипотетически возможный контакт двух руководителей в третьей стране в ходе их зарубежных турне [6]. Однако вызвавшее многие надежды одновременное пребывание Си Цзиньпина и папы Франциска в США в октябре 2015 года для участия в работе 70-й сессии Генеральной ассамблее ООН так и не привело к встрече.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Albert, Е., 2015. Christianity in China. Council on Foreign Relations, May 7. URL: https://www.cfr. org/backgrounder/christianity-china
2. Brown, A., 2015. China doesn't want to suppress Christianity - just control it. The Guardian, July 30. URL: https://www.theguardian.com/ commentisfree/2015/jul/30/china-christianity-removal-crosses-communist-party-churches
3. China detains Christian pastors for resistance to cross demolitions. Radio Free Asia, 2015, July 29. URL: http: //www.rfa. org/english/news/china/ china-crosses-07292015101743 .html
4. Forsythe, M., 2015. Chinese province issues draft regulation on church crosses. New York Times, May 8. URL: https://www.nytimes.com/2015/05/09/ world/asia/china-church-crosses.html
5. Lam, W., 2016. Xi's obsession with "cultural renaissance" raises fears of another cultural revolution. Jamestown Foundation, February 4. URL: https:// jamestown.org/program/xis-obsession-with-cultural-renaissance-raises-fears-of-another-cultural-revolution/
6. Marroni, C., 2015. Resistance mounts against Bergoglio and his «China dossier». II Sole 24 Ore, February 23. URL: http://www.italy24.ilsole24ore. com/print/ABhWK3xC/0
7. Pentin, E., 2016. Sino-Vatican relations: will the road to reconciliation endanger China's underground church? National catholic register, March 11. URL: http://www.ncregister.com/daily-news/sino-vatican-relations-will-the-long-road-to-reconciliation-endanger-chinas
8. Phillips, T., 2015. China is stripping crosses from Christian churches. Business Insider, July 29. URL: http://www.businessinsider.com/china-is-stripping-crosses-from-christian-churches-2015-7
9. Phillips, T., 2015. China's crusade to remove crosses from churches «is for safety concerns». The Guardian, July 29. URL: https://www.theguardian. com/world/2015/jul/29/china-crusade-remove-crosses-from-churches-safety-concerns
10. Recent discussions on religious issues in China: public statements. China Bridge, 2015, April. URL: http://www.hsstudyc.org.hk/en/bridge/bridge_1504. html
11. Scimia, E., 2015. Vatican's China outreach roils Hong Kong's pro-democracy Catholics. World Politics Review, July 1. URL: http://www. worldpoliticsreview.com/articles/16123/vatican-s-china-outreach-roils-hong-kong-s-pro-democracy-catholics http://www.worldpoliticsreview.com
12. Taiwan says its diplomatic ties with Holy See remain firm. Focus Taiwan News Channel, 2015, September 11. URL: http://focustaiwan.tw/news/ aipl/201509110012.aspx
13. Vaticano - Cina: «Speriamo nel dialogo». Lettera 43, 2015, May 23. URL: http://www. Iettera43 .it/it/articoli/politica/2015/05/23/vaticano-cina-speriamo-nel-dialogo/148974/
14. Volodzko, D. and Sesin, T., 2015. China's two-track approach to Christianity: Vatican vs. Wenzhou. The Jamestown Foundation, May 15. URL: https:// jamestown.org/program/chinas-two-track-approach-to-christianity-vatican-vs-wenzhou/
15. Volodzko, D., 2015. Will China ever embrace Pope Francis? The Diplomat, April 17. URL: http:// thediplomat.com/2015/04/will-china-ever-embrace-pope-francis/
16. Wang Zuo'an, 2014. Remarks to the seminar on the Chinization of Christianity in China. Chinese Theological Review, Vol. 26, pp. 64-72.
17. Williams, T., 2015. Vatican Cardinal: China needs a «Constantine» to become a Christian nation. Breitbart News Network, April 17. URL: http://www. breitbart.com/national-security/2015/04/17/vatican-cardinal-china-needs-a-constantine-to-become-a-christian-nation/
18. Xi urges solidarity for national rejuvenation. Xinhua News Agency, 2015, May 20. URL: http://news. xinhuanet .com/english/2015 -05/20/c_l 3425 5527 .htm
19. Xin Lin, 2015. Warning over religious believers in Chinese Communist Party ranks. Radio Free Asia, May 25. URL: http://www.rfa.org/english/ news/china/china-religion-05252015112309.html
20. Zylstra, S., 2015. After removing 400 crosses, China proposes where churches can put them
instead. Christianity Today, May 7. URL: http:// www.christianitytoday.com/news/2015/may/after-removing-400-crosses-china-proposes-zhejiang-wenzhou.html
21. Афонина Jl.А. Пятое поколение руководителей КНР и китайские верующие: конфликт интересов или поиск пути развития? // Политические процессы в условиях смены экономической модели. Материалы ежегодной научной конференции Центра политических исследований и прогнозов ИДВ РАН (Москва, 16 и 18 марта2016 г.). М.: ИДВ РАН, 2016. С. 33-43.
22. Афонина JI.A. Тенденции политики в сфере религий в первые годы правления Си Цзинь-пина // Новые аспекты социально-политического развития КНР (Материалы ежегодной научной конференции Центра политических исследований и прогнозов ИДВ. Москва, 18-19 марта 2015 г.). М: ИДВ РАН, 2015. С. 145-155.
23. Афонина JI.A., Петровский Д.И. Православие в КНР // История Китая с древнейших времен до начала XXI века. М., 2016. С. 871-874.
24. Юй Чжэншэн: нули жан цюньчжун гань-дао чжэнче ли цзыцзи хэнь цзинь [Юй Чжэншэн: стараться дать почувствовать народу, что НПКСК близко] // Синьхуа. 2015. 3 марта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://news.xinhuanet. com/politics/20151h/2015-03/03/c_134033966.htm
REFERENCES
1. Albert, E., 2015. Christianity in China. Council on Foreign Relations, May 7. URL: https://www.cfr. org/backgrounder/christianity-china
2. Brown, A., 2015. China doesn't want to suppress Christianity - just control it. The Guardian, July 30. URL: https://www.theguardian.com/ commentisfree/2015/jul/3 O/china-christianity-removal-crosses-communist-party-churches
3. China detains Christian pastors for resistance to cross demolitions. Radio Free Asia, 2015, July 29. URL: http: //www.rfa. org/english/news/china/ china-crosses-07292015101743 .html
4. Forsythe, M., 2015. Chinese province issues draft regulation on church crosses. New York Times, May 8. URL: https://www.nytimes.com/2015/05/09/ world/asia/china-church-crosses.html
5. Lam, W., 2016. Xi's obsession with "cultural renaissance" raises fears of another cultural revolution. Jamestown Foundation, February 4. URL: https://jamestown.org/program/xis-obsession-with-cultural-renaissance-raises-fears-of-another-cultural-revolution/
6. Marroni, C., 2015. Resistance mounts against Bergoglio and his «China dossier». II Sole 24 Ore,
February 23. URL: http://www.italy24.ilsole24ore. com/print/ABhWK3xC/0
7. Pentin, E., 2016. Sino-Vatican relations: will the road to reconciliation endanger China's underground church? National catholic register, March 11. URL: http://www.ncregister.com/daily-news/sino-vatican-relations-will-the-long-road-to-reconciliation-endanger-chinas
8. Phillips, T., 2015. China is stripping crosses from Christian churches. Business Insider, July 29. URL: http://www.businessinsider.com/china-is-stripping-crosses-from-christian-churches-2015-7
9. Phillips, T., 2015. China's crusade to remove crosses from churches «is for safety concerns». The Guardian, July 29. URL: https://www.theguardian. com/world/2015/jul/29/china-crusade-remove-crosses-from-churches-safety-concerns
10. Recent discussions on religious issues in China: public statements. China Bridge, 2015, April. URL: http:// www.hsstudyc.oig.hk/en/bridge/bridge_1504.html
11. Scimia, E., 2015. Vatican's China outreach roils Hong Kong's pro-democracy Catholics. World Politics Review, July 1. URL: http://www. worldpoliticsreview.com/articles/16123/vatican-s-china-outreach-roils-hong-kong-s-pro-democracy-catholics http://www.worldpoliticsreview.com
12. Taiwan says its diplomatic ties with Holy See remain firm. Focus Taiwan News Channel, 2015, September 11. URL: http://focustaiwan.tw/news/ aipl/2015 09110012 .aspx
13. Vaticano - Cina: «Speriamo nel dialogo». Lettera43,2015, May 23. URL: http://www.lettera43. it/it/articoli/politica/2015/05/23/vaticano-cina-speriamo-nel-dialogo/148974/ (in Italian)
14. Volodzko, D. and Sesin, T., 2015. China's two-track approach to Christianity: Vatican vs. Wenzhou. The Jamestown Foundation, May 15. URL: https:// jamestown.org/program/chinas-two-track-approach-to-christianity-vatican-vs-wenzhou/
15. Volodzko, D., 2015. Will China ever embrace Pope Francis? The Diplomat, April 17. URL: http:// thediplomat .com/2015/04/will -china-e ver-embrace -pope-francis/
16. Wang Zuo'an, 2014. Remarks to the seminar on the Chinization of Christianity in China. Chinese Theological Review, Vol. 26, pp. 64-72.
17. Williams, T., 2015. Vatican Cardinal: China needs a «Constantine» to become a Christian nation. Breitbart News Network, April 17. URL: http://www.breitbart. com/national-security/2015/04/17/vatican-cardinal-china-needs-a-constantine-to-become-a-christian-nation/
18. Xi urges solidarity for national rejuvenation. XinhuaNewsAgency, 2015, May 20. URL: http://news. xinhuanet.com/english/2015-05/20/c_134255527 .htm
19. Xin Lin, 2015. Warning over religious believers in Chinese Communist Party ranks. Radio Free Asia, May 25. URL: http://www.rfa.org/english/ news/china/china-religion-05252015112309.html
20. Zylstra, S., 2015. After removing 400 crosses, China proposes where churches can put them instead. Christianity Today, May 7. URL: http:// www.christianitytoday.com/news/2015/may/after-removing-400-crosses-china-proposes-zhejiang-wenzhou.html
21. Afonina, L.A., 2016. Pyatoe pokolenie rukovoditeley KNR i kitayskie veruyushchie: konflikt interesov ili poisk puti razvitiya? [The fifth generation of leaders of the PRC and Chinese believers: conflict of interests or the search for a path of development?]. In: Politicheskie protsessy v usloviyakh smeny ekonomicheskoy modeli. Materialy ezhegodnoy nauchnoy konferentsii Tsentra politicheskikh issledovaniy i prognozov
IDV RAN (Moskva, 16 i 18 marta 2016 g.). Moskva: IDV RAN, pp. 33-43. (in Russ.)
22. Afonina, L.A., 2015. Tendentsii politiki v sfere religiy v pervye gody pravleniya Si Tszin'pina [Trends in religious policies in the early years of Xi Jinping]. In: Novye aspekty sotsial'no-politicheskogo razvitiya KNR (Materialy ezhegodnoy nauchnoy konferentsii Tsentra politicheskikh issledovaniy i prognozov IDV. Moskva, 18-19 marta 2015 g.). Moskva: IDV RAN, 2015, pp. 145-155. (in Russ.)
23. Afonina, L.A. and Petrovskiy, D.I., 2016. Pravoslavie v KNR [Orthodoxy in the PRC]. In: Istoriya Kitaya s drevneyshikh vremen do nachala XXI veka. Moskva, pp. 871-874. (in Russ.)
24.
[Yu Zhengsheng: trying to let the people feel that the CPPCC is close to them], 2015^3^3 0.
URL: http ://news .xinhuanet. com/politics/2015 lh/2015-03/03/c_134033966.htm (in Chinese)
АРХЕОЛОГИЯ, АНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОЛОГИЯ В CIRCUM-PACIFIC
УДК 294.321
001 dx.d0i.0rg/l 0.24866/1997-2857/2017-2/33-42 Д.Д. Амоголонова*
ХАМБО ЛАМА ДАМБА АЮШЕЕВ И ЕГО РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ БУДДИЙСКОМ ВОЗРОЖДЕНИИ БУРЯТИИ**
В статье исследуется деятельность и воззрения Хамбо ламы Дамбы Аюшеева, главы Буддийской Традиционной Сангхи России и ключевой фигуры буддийского возрождения в Бурятии. Одновременно его значимость и влияние выходят за рамки религиозных практик, поскольку он активно и успешно занимается решением проблем республики в области экономики, политики и светской культуры. Важными аспектами его деятельности является сохранение бурятской этно-национальной идентичности посредством возврата к традиционным способам хозяйствования и повышения статуса бурятского языка.
Ключевые слова: Хамбо лама, современный буддизм. Буддийская традиционная Сангха России, буряты, десекуляризация, идентичность, этничность
Hambo Lama Damba Ayusheev and his role in the present-day Buddhist revival of Buryatia. DARIMAD. AMOGOLONOVA (Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Siberian Branch Russian Academy of Sciences)
The paper deals with the personality of Hambo Lama Ayusheev, the head of the Buddhist Traditional Sangha of Russia and the key figure of the Buddhist revival in Buryatia. The author focuses on his activities and views stating that he made significant changes in the institutional and legal status of Buddhism in Russia and contributed to the organization of religious education in Buryatia. The author argues that his influence over the public sphere goes far beyond the limits of religion. Showing devotion and loyalty to the Russian authorities, Damba Ayusheev receives support and appreciation from them. He tries to preserve and promote Buryat ethnic identity through the return to traditional economy (stockbreeding) and culture (Buryat language).
Keywords: Hambo Lama, modern Buddhism, Buddhist Traditional Sangha of Russia, Buryats, deserialization, ethnic identity
Институт Хамбо лам (тиб. тккст ро Ыа та -старший монах, учитель) был учрежден в Бурятии вскоре после официального признания буддизма в качестве одной из религий подданных Российской империи в 1741 г. По указу Екатерины II в 1764 г.
Дамба-Доржо Заяев был утвержден в должности Главного Пандито1 Хамбо ламы всех буддистов,
1 Санскр. рапсНш - ученый, учитель, достигший высших знаний ведийских текстов и санскрита.
* АМОГОЛОНОВА Дарима Дашиевна, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела философии, культурологии и религиоведения Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН. E-mail: amog ir/ inbox.ru © Амоголонова Д.Д, 2017
** Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РНФ. Проект № 14-18-00444.