Научная статья на тему 'Развитие выставочно-ярмарочной инфраструктуры как направление совершенствования потребительского рынка'

Развитие выставочно-ярмарочной инфраструктуры как направление совершенствования потребительского рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

596
69
Поделиться
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / РЕКЛАМНАЯ И ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНЫЙ КОМПЛЕКС / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНЫХ ЦЕНТРОВ / ДЕЛОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / CONSUMER MARKET / ADVERTISING AND EXHIBITION ACTIVITY / AN EXHIBITION-FAIR COMPLEX / THE REGIONAL MARKET / DESIGNING OF THE EXHIBITION-FAIR CENTERS / THE BUSINESS INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефимова Елена Владимировна

Одним из направлений совершенствования развития потребительского рынка товаров и услуг региона и города является организация рекламной и выставочной деятельности, развитие которой сдерживается слабой материальной базой выставочно-ярмарочного комплекса. Первоочередное внимание следует уделить формированию межрегиональных выставочно-ярмарочных комплексов. В городах с населением свыше 200 тыс. человек необходимо создавать выставочно-ярмарочные центры, ориентированные на внутренний региональный рынок и соответствующие экономическому потенциалу города и региона. При проектировании выставочную деятельность целесообразно рассматривать как элемент общей деловой инфраструктуры, с учетом особенностей инвестирования в инфраструктурные проекты, возможного участия в этом процессе региональных и муниципальных структур, реализации на практике частно-государственного партнёрства. Библиогр. 4.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ефимова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DEVELOPMENT OF THE EXHIBITION-FAIR INFRASTRUCTURE AS A DIRECTION OF PERFECTION OF THE CONSUMER MARKET

One of directions of perfection of development of a consumer commodity market and services of the region and the city is the organization of advertising and exhibition activity; its development restrains weak material resources of an exhibition-fair complex. The prime attention should be given to formation of inter-regional exhibition-fair complexes. It is necessary to create the exhibition-fair centers in cities with the population above 200 thousand people, focused on the internal regional market and corresponding to economic potential in the city and the region. At designing exhibition activity is expedient for considering as an element of the general business infrastructure, in view of features of investment into infrastructural projects, possible participation in this process of regional and municipal structures, realization in practice of the private state partnership.

Текст научной работы на тему «Развитие выставочно-ярмарочной инфраструктуры как направление совершенствования потребительского рынка»

ББК 65.422.2(2Рос-4Аст)-803.4

Е. В. Ефимова

РАЗВИТИЕ ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

Поступательное развитие потребительского рынка товаров и услуг является одним из звеньев формируемой в настоящее время системы управления функционированием и развитием хозяйственного комплекса региона и города. Важнейшей функцией этой системы является планирование деятельности отраслей региональной экономики, и в частности потребительского рынка.

Структурными элементами потребительского рынка, подлежащими дальнейшему развитию и формированию, являются предприятия оптовой, розничной и мелкорозничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, предпринимательской, информационной, транспортно-экспедиционной, выставочно-ярмарочной деятельности и рекламы.

Сфера торговли - одна из важнейших бюджетообразующих отраслевых систем, формирующих основы финансовой стабильности региона. Так, в консолидированный бюджет Астраханской области было направлено в 2006 г. 775,2 млн руб. налоговых платежей.

Оборот розничной торговли в 2006 г. составил 41,9 млрд руб. и вырос в товарной массе к уровню 2005 г. на 15,6 %. Преобладающая часть товарооборота (59,5 %) формируется индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность как в стационарной торговой сети (43,8 %), так и на рынках области (15,7 %). Доля крупных и средних предприятий торговли в общем обороте розничной торговли составила 25,9 %, малых - 14,6 % [1].

За годы рыночных преобразований в сфере торговли сформировались конкурентная среда и отношения свободной купли-продажи, выросла предпринимательская и инвестиционная активность, потребительский рынок практически полностью насыщен товарами и услугами.

Развитие выставочно-ярмарочной и рекламной инфраструктуры

Современное состояние и проблемы выставочно-ярмарочной деятельности. Одним из приоритетных направлений совершенствования развития потребительского рынка товаров и услуг региона и города является организация (содействие становлению) рекламной и выставочной деятельности на качественном, профессиональном уровне. Практикой установлено, что чем лучше развита деловая и выставочно-ярмарочная инфраструктура, тем быстрее и охотнее приходят инвестиции в регион, ускоряется его экономическое развитие.

Выставочно-ярмарочная деятельность в России в настоящее время динамично развивается. Ежегодно проводится более 2 500 выставок и ярмарок, и их число постоянно увеличивается. Выставки и ярмарки стали заметным и быстрорастущим сегментом рынка и, соответственно, важным инструментом экономической и инвестиционной политики.

Астраханская область в качестве коллективного экспонента в 2006 г. приняла участие в 12 выставочно-ярмарочных мероприятиях, из них в 6 - международного уровня, 4 - федерального, 2 - регионального.

Вместе с тем развитие выставочно-ярмарочной деятельности сдерживается слабой материальной базой выставочно-ярмарочного комплекса (ВЯК). Это вынуждает регионы часто использовать для выставочных мероприятий неприспособленные помещения (спортивные сооружения, концертные залы, кукольные театры и т. п.), что значительно снижает эффективность их проведения. Необходимость строительства дополнительных современных выставочных площадей в регионах не вызывает сомнения.

Каждый регион стремится обеспечить себя новыми выставочными площадями соответствующего качества. Инициаторами строительства новых выставочных комплексов часто выступают территориальные торгово-промышленные палаты (ТПП), опирающиеся на поддержку руководства регионов и рассчитывающие на всестороннюю поддержку и помощь со стороны ТПП России.

При этом возникает обоснованный вопрос: чем должны руководствоваться инициаторы данных проектов для того, чтобы правильно оценить реальные возможности региона, объем рынка выставочно-ярмарочных услуг, размеры и типы необходимых выставочных комплексов?

Принципы проектирования выставочно-ярмарочных центров. При строительстве новых или расширении существующих выставочных центров представляется целесообразным принимать во внимание ряд следующие характеристики:

— наличие вокруг выставочного комплекса (примерно в радиусе 100-150 км) необходимого экономического потенциала, оправдывающего сооружение постоянных выставочных площадей;

— транспортная доступность (пересечение автострад, ж/д и речных, морских линий) для участников и посетителей выставочного центра;

— наличие достаточного количества посетителей и гостиничного фонда;

— специализированность выставок;

— ориентация выставок на экспертов, а не на публику;

— растущая популярность межрегиональных выставок, обслуживающих сразу несколько регионов;

— усиление туристической привлекательности выставок;

— превращение выставочных площадей в неотъемлемую часть технопарков и «особых экономических зон» [2].

Все эти принципы уже реализовываются или могут быть реализованы в ближайшее время в Астраханской области.

Выгодное географическое расположение Астраханской области обусловило особый статус региона. Благодаря выходу на Каспийское море, Астраханская область играет важную роль в системе международных евроазиатских маршрутов. Продолжая традиции Великого шелкового пути, по территории региона проходит международный транспортный коридор (МТК) «Север - Юг», кратчайшим путем связывающий страны Южной и Юго-Восточной Азии через территорию Ирана, Каспийское море и Астраханскую область с центральной Россией и государствами Северной, Центральной и Восточной Европы. Перевозка международных транзитных грузов по МТК «Север-Юг» - это перевозка по пути, который в три раза короче, чем путь через Суэцкий канал.

Кроме того, имеется возможность использования Волго-Донского канала для прямого выхода из Каспийского бассейна в страны Черноморско-Средиземноморского бассейна, а по р. Дунай -в страны Центральной Европы. При этом Астраханский транспортный узел - ключевое звено российского участка данного маршрута [3].

Через Астрахань проходит также МТК Е-40 «Запад - Восток», соединяющий Республику Казахстан с южными регионами России и Украиной.

Большим преимуществом Астраханской области является возможность интермодальной организации грузоперевозок, позволяющей сочетать преимущества всех имеющихся в регионе транспортов: морского, речного, железнодорожного, автомобильного и авиационного.

Высокий научный и технический потенциал обеспечили области доминирующее положение среди прикаспийских субъектов Российской Федерации. Астраханская область играет ключевую роль в формировании и реализации политики России в Каспийском регионе, в том числе и в вопросах определения правового статуса Каспия, освоения уникальных минеральных и биологических ресурсов, охраны окружающей среды, использования транспортного транзитного потенциала, развития межрегионального сотрудничества.

На общегосударственном уровне первоочередное внимание следует уделить формированию межрегиональных ВЯК. Такие комплексы необходимо создать в каждом крупном городе с населением более 1 млн человек и значительным экономическим потенциалом. Первоначально было бы целесообразно сформировать их по одному в каждом федеральном округе, имея в виду, что межрегиональные ВЯК смогут эффективно функционировать при условии привлечения участников как минимум из 6-7 близлежащих регионов России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако необходимо создавать выставочно-ярмарочные центры (ВЯЦ) и в каждом российском городе с населением свыше 200 тыс. человек. Такие ВЯЦ должны быть ориентированы на внутренний региональный рынок и соответствовать экономическому потенциалу конкретного города и региона.

При проектировании ВЯЦ выставочную деятельность целесообразно рассматривать как элемент общей деловой инфраструктуры, с учетом особенностей инвестирования в инфраструктурные проекты, возможного участия в этом процессе региональных и муниципальных структур, реализации на практике частно-государственного партнёрства.

Поскольку возведение ВЯЦ является инвестиционным проектом, то при его реализвции, как и при реализации любого проекта, возникают такие проблемы, как ограниченность ресурсов, необходимость формирования проектной команды, выполнение всех стадий разработки проекта -от замысла до завершения. Управление проектом предусматривает наличие ограничений по ресурсам: денежным, материальным, временным. Однако при разработке таких проектов необходимо не только ориентироваться на максимально короткий срок окупаемости, но и добиваться гармоничного сочетания целей создания центра с достижением удовлетворяющей инвесторов окупаемости.

Инвестиционные вложения в инфраструктуру отличаются значительным объемом, сравнительно длительным сроком окупаемости, сложностями с привлечением частного капитала, необходимостью наличия надлежащей бизнес-среды. Одним из способов решения этих проблем является дифференцированный, поэтапный подход к строительству каждого отдельного объекта, входящего в ВЯЦ. Это означает, например, что к строительству торговых площадей в составе ВЯЦ, имеющих двух-трехлетний срок окупаемости, можно привлечь торговые ассоциации с их частным капиталом, ориентированным на быструю оборачиваемость, а для инвестиций в собственно выставочные площади заложить период окупаемости в десять лет и решать вопрос о привлечении других источников финансирования, включая государственные средства или гарантии, в том числе из регионального бюджета [4].

В комплекс зданий выставочного центра целесообразно включать как быстро окупаемые сооружения (например, под выставочные и торговые площади), так и здания более длительного срока окупаемости (например, залы для заседаний, помещения для консалтинговой и инновационной деятельности).

При оценке конкурентоспособности ВЯЦ следует не только исходить из стоимости 1 м2 выставочной площади, но и учитывать соотношение цены и качества предоставляемых выставочных услуг.

Следует иметь в виду, что для нормального функционирования выставочного комплекса на 1 м2 выставочной площади должен приходиться 1 м2 сопутствующей дополнительной площади (кафе, рестораны, залы заседаний и т. д.). По статистическим данным, из общего объема средств, затраченных посетителями и участниками на выставку, более половины приходится на сопутствующие мероприятия. Поэтому целесообразно предусмотреть в ВЯЦ наличие площадей и условий для различных видов досуга: ресторан, бар, экскурсионные программы, разнообразные виды отдыха. По имеющимся оценкам, 1 рубль затрат на организацию выставки приносит 5-6 рублей выручки сопутствующим организациям и компаниям, что чрезвычайно важно для городских структур как в плане обеспечения рабочих мест, так и в плане налоговых поступлений.

При поиске потенциальных инвесторов следует иметь в виду, что в инвестициях в строительство выставочных комплексов может быть заинтересован тот, кто планирует расширение своего производства и продвижение продукции на региональный и межрегиональные рынки. В их число могут входить не только промышленные предприятия-экспоненты, но и другие компании, связанные с выставочно-ярмарочной деятельностью (представители гостиничного, ресторанного бизнеса и т. п.).

Поскольку общая сумма инвестиций в строительство ВЯЦ, как правило, достаточно велика, имеет смысл структурировать ее таким образом, чтобы часть затрат покрывалась за счет региональных и муниципальных образований, а часть - за счёт частных источников. При этом целесообразно максимально использовать такие формы финансирования, например, как лизинг оборудования, аренда и т. д. [4].

Для привлечения частного капитала к участию в выставочных инфраструктурных проектах необходимо создание благоприятных условий, к которым можно отнести долевое «павильонное» строительство. При этом возможно и авансовое финансирование, т. е. привлечение средств на условиях авансовой оплаты выставочных площадей для участия в будущих выставочных мероприятиях. Поскольку в последнее время в России быстрыми темпами развивается рынок торговой, офисной, выставочной недвижимости, работающие на этом рынке компании-риэлтеры также могут стать потенциальными инвесторами.

При проработке строительства ВЯЦ представляется целесообразным исходить из необходимости сочетания всех видов выставок (промышленные, потребительские, отраслевые и т. д.). Это требует для каждого типа выставок своей внутренней инфраструктуры. При этом целесообразно предусмотреть выставочный павильон отдельно под потребительские и промышленные выставки.

Важными факторами окупаемости ВЯЦ являются как частота проведения выставок, так и их масштаб.

Развитие выставочно-ярмарочной деятельности в Астраханской области. В Астраханской области единственной, выставочно-рекламной фирмой является фирма «Парад-Экспо», которая работает на рынке выставочных услуг 10 лет. В год ежегодно реализуется до 10 выставочных проектов и столько же коллективных экспозиций Астраханской области на выезде.

При организации выставок используются две основные площадки - на 1 000 и 3 000 м2. При застройке выставочных площадей используется оборудование типа Consta и Octanorm.

За весь период своей работы на рынке выставочных услуг фирмой «Парад-Экспо» было проведено и организовано более 200 мероприятий, в которых приняли участие более 8 тыс. предприятий из 5 стран мира и практически всех регионов России.

Среди основных проектов - специализированные выставки «Стройиндустрия. ЖКХ», «Астрахань. Нефть и газ. Энерго», «Портовый город. Север - Юг - Транзит», «Индустрия красоты», «Образование - инвестиции в успех». Тематика проводимых фирмой выставок из года в год расширяется.

Фирма «Парад-Экспо» является официальным оператором правительства Астраханской области по организации коллективных экспозиций региона на межрегиональных и международных выставках. Постоянными спутниками каждой выставки являются либо «круглые столы», либо конференции и семинары на актуальные темы.

При определении тематики выставок (а это влияет на проектирование площадей) необходимо исходить не только из их актуальности, но и из оценки способности потенциальных потребителей приобретать выставленные товары после выставки в случае их продажи. Например, нередко иностранные участники готовы участвовать в той или иной масштабной выставке (например, в сфере ЖКХ), однако отказываются от этого, поскольку не могут продать экспонируемое оборудование по окончании выставки, т. к. потенциальные российские потребители данного оборудования не имеют средств для его приобретения.

При формировании ВЯК следует своевременно уделить внимание подготовке профессиональных кадров, которые будут обслуживать их на соответствующем качественном уровне.

Выставочно-ярмарочные центры должны отвечать следующим типовым техническим требованиям:

1) выставки должны проводиться в помещениях не выше 2-го этажа;

2) здание должно быть обеспечено:

— комплектным выставочным оборудованием;

— подъездными путями;

— погрузочно-разгрузочной площадкой;

— монтажными воротами для крупногабаритных экспонатов;

— гостевыми и служебными автостоянками;

— необходимой энергетической мощностью не менее 100 кВт;

— доступом в Интернет;

— средствами связи;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— эскалаторами.

Таким образом, важнейшим средством регионального развития является совершенствование рыночной инфраструктуры. Чем выше уровень ее развития, тем быстрее приходят инвестиции, ускоряется экономический рост в регионе. На современном этапе экономических преобразований в Российской Федерации в заметный и быстрорастущий сегмент рынка превратилась выставочно-ярмарочная деятельность.

Для целенаправленного, качественного и правоправного воздействия на население города с целью превращения неорганизованных элементов рекламной и выставочной деятельности в эффективную и производительную силу необходима организация рекламно-информационного сопровождения выставочных проектов, разработка методик деятельности по подготовке и проведению выставочных проектов и эффективному участию в выставках местных компаний, разработка и утверждение городских нормативно-правовых баз рекламной и выставочной деятельности, организация торгово-выставочного центра.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Стровский Л. Е., Фролова Е. Д., Демченко Е. А. Рынок выставочно-ярмарочных услуг: формирование, функционирование, регулирование / Под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Л. Е. Стровского. -Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ - УПИ, 2004. - 370 с.

2. Статистический ежегодник Астраханской области / Астраханский облкомстат, 2006 / www.astrobl.ru.

3. www.parad.astranet.ru.

4. Фролова Е. Д., Гарипова С. А. Инвестирование и проектирование международных выставочных центров // Ползуновский альманах / АлтГТУ. - Барнаул, 2004. - 298 с.

Статья поступила в редакцию 10.04.2008

DEVELOPMENT OF THE EXHIBITION-FAIR INFRASTRUCTURE AS A DIRECTION OF PERFECTION OF THE CONSUMER MARKET

E. V. Efimovа

One of directions of perfection of development of a consumer commodity market and services of the region and the city is the organization of advertising and exhibition activity; its development restrains weak material resources of an exhibition-fair complex. The prime attention should be given to formation of inter-regional exhibition-fair complexes. It is necessary to create the exhibition-fair centers in cities with the population above 200 thousand people, focused on the internal regional market and corresponding to economic potential in the city and the region. At designing exhibition activity is expedient for considering as an element of the general business infrastructure, in view of features of investment into infrastructural projects, possible participation in this process of regional and municipal structures, realization in practice of the private -state partnership.

Key words: consumer market, advertising and exhibition activity, an exhibition-fair complex, the regional market, designing of the exhibition-fair centers, the business infrastructure.