■ ■ ■ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСТАВОЧНОЯРМАРОЧНОЙ И КОНГРЕССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТА РАЗВИТИЯ ДЕЛОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Автор: НАЗАРОВ А.Д.
НАЗАРОВ Александр Данилович - доктор исторических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой общественных связей и медиаполитики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), академик РАЕН.
Адрес: 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, 84 Телефон: 8(916) 337-30-60. E-mail: [email protected]
Аннотация: в статье анализируется роль и место выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности (ВЯ и КД) как важнейшего универсального инструмента развития деловых коммуникаций, торгово-экономической политики России, призванного способствовать продвижению товаров и услуг на внутренний и внешний рынки, технологической модернизации и росту промышленного экспорта, укреплению экономического потенциала, улучшению инвестиционного климата и усилению позиций страны в глобальной экономике.
ВЯ и КД вносит значительный косвенный вклад в валовый региональный продукт России. Привлекая сотни тысяч участников и посетителей выставок, конгрессно-выставочные центры загружают гостиничную, транспортную, ресторанную и прочую инфраструктуру крупных городов и регионов, генерируя денежные поступления от широкого спектра сервисных услуг. За последние годы выставочная деятельность превратилась в динамично развивающийся сектор конкретной экономики.
Вопросы укрепления выставочного потенциала России приобретают исключительную важность и актуальность на современном этапе экономического развития, особенно с учетом вступления Российской Федерации в ВТО, наметившейся политической изоляции со стороны отдельных зарубежных стран. В этой связи не подвергается сомнению необходимость формирования и совершенствования нормативной правовой базы регулирования ВЯ и КД. В данной обстановке принятие указанных мер будет способствовать дальнейшему развитию отрасли, реализуя конкурентный потенциал территорий и формирующихся инновационных высокотехнологичных кластеров, расширяя доступ к инновациям, технологиям и совместным кооперационным проектам, укрепляя взаимовыгодные деловые межрегиональные и международные связи.
Ключевые слова: выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность, выставочный коммуникационный менеджмент, деловые коммуникации, торгово-промышленные палаты (ТПП), нормативная правовая база, государственная поддержка и регулирование ВЯ и КД, принципы государственно-частного партнерства, конкуренция, экспертное сообщество.
В последнее время заметно усилилось внимание федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти к развитию выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности как инструмента деловых коммуникаций. Вопросы, связанные с модернизацией выставочной сферы, нашли отражение в государственной программе РФ «Развитие внешнеэкономической деятельности» [1, С. 62-63], по по-
ручению Правительства РФ подготовлен проект Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации. За короткое время в Совете Федерации ФС РФ прошли «круглый стол» (2013 г.) и парламентские слушания (2014 г.) по проблемам развития ВЯ и КД. Продолжается формирование механизмов государственно-частного партнерства. Растет число выставочных комплексов и мероприятий международного уровня.
Вместе с тем, накопившиеся острые и актуальные проблемы современного социально-экономического и общественного развития страны предъявляют качественно новые требования к организации выставочного дела. Становятся все более нетерпимыми ведомственная разобщенность, недостаточная законодательная база, отсутствие современной региональной выставочной инфраструктуры, недооценка выставочного потенциала со стороны федеральных органов исполнительной власти, недостаток квалифицированных специалистов.
Столь широкий спектр сложных и неоднозначных вопросов объясняется, на наш взгляд, слабостью теоретико-методологической разработки проблем ВЯ и КД, отсутствием монографических исследований и ограниченным количеством учебных пособий, выпущенных, как правило, небольшим тиражом [2, С. 23].
К числу несомненных научных прорывов последних лет в теоретико-методологическом осмыслении выставочно-ярмарочной деятельности следует, на наш взгляд, отнести интерпретацию выставочного дела как одного из самых сложных мероприятий в системе интегрированных маркетинговых коммуникаций, предложенную проф. Ф.И. Шарковым [2, С. 34]. Он исходит из того, что при таком подходе от организаторов выставки требуется тщательная подготовка, конкретные знания, касающиеся специфики выставочной деятельности. Полагая, что некоторые организационные вопросы проведения комплекса мероприятий существенно отличаются для постоянно действующих выставок и для выставок, краткосрочных по времени функционирования, но имеющих одну и ту же цель - посредством данного цикла мероприятий усилить интерес к себе, к своей продукции со стороны профессионального сообщества, Ф.И. Шарков вышел на серьезное научное и практическое обобщение, указав, что в этом смысле выставочная деятельность очень тесно переплетается с функциями связей с общественностью и корпоративной рекламы [2, С. 34].
Другим теоретическим прорывом в сфере ВЯ и КД можно считать творческое применение принципов социального управления в выставочно-ярмарочной деятельности, позволившее проф. Ф.И. Шаркову синтезировать разрозненные задачи в целостный механизм воздействия на социальные объекты, способствующий эффективному социальному развитию различных подсистем выставочно-ярмарочного комплекса. Это позволило автору рассматривать коммуникационный менеджмент в выставочной деятельности (выставочный коммуникационный менеджмент) как систему управления выставочными коммуникациями и выставочным комплексом в целом как систему коммуникации. Кроме того, выставочный коммуникационный менеджмент, основанный на отмеченных принципах социального управления, представляет собой управление выставочной деятельностью с помощью организации оптимального взаимодействия (коммуникационного процесса) между экспонентом и посетителями выставки, - считает Ф.И. Шарков [2, С. 82].
О готовности же выставочного сообщества к научно-методологическому осмыслению практики ВЯ и КД, умении мобилизовать интеллектуальный потенциал в русле кон-
кретных задач, может служить также и большая методическая работа, проделанная в ходе подготовки национальных стандартов России, впервые позволивших формализовать и сделать общедоступными многие полезные знания и идеи. Так, например, разработан и с 1 января 2010 г. в России введен в действие национальный стандарт «Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения. ГОСТ Р 53103-2008», в котором официально приведена и систематизирована терминология, используемая при осуществлении выставочно-ярмарочной деятельности. С 1 января 2011 г. введен еще один национальный стандарт «Конгрессная деятельность. Термины и определения. ГОСТ Р 53524-2009», согласно которому конгрессная деятельность является предпринимательской деятельностью, направленной на создание благоприятных условий для персонифицированного обмена информацией, деловых и научных контактов с целью установления и развития отношений между изготовителями товаров, поставщиками услуг и потребителями товаров и услуг, осуществляемой в процессе организации и проведения конгрессных мероприятий [3].
Таким образом, несмотря на существующие трудности и нерешенные вопросы, отличительной чертой последних лет в социально-экономической и общественной жизни страны стал напряженно переживаемый подъем выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности (ВЯ и КД). Свидетельством тому, по мнению экспертов, является увеличение численности участников различных выставок и расширение географии проведения выставочно-ярмарочных мероприятий [4, С. 228]. Эту позитивную тенденцию выставочное сообщество стремится всеми силами удержать и закрепить, чтобы затем выйти на новые рубежи, диктуемые временем.
В частности, в упоминавшейся государственной программе РФ «Развитие внешнеэкономической деятельности», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 18 марта 2013 г. № 378-р [1], предусматривается обеспеченное бюджетным финансированием расширения Перечня выставок и ярмарок, проводимых за рубежом, что позволит полнее удовлетворить запросы российских предприятий и организаций по участию в зарубежных выставочно-ярмарочных мероприятиях. Данная программа была нацелена на обеспечение участия России не только во Всемирной универсальной выставке «ЭКСПО» в 2013, 2015 и 2017 годах, но и организацию престижных общероссийских выставок и экспозиций на выставках за рубежом в соответствии с перечнями, регулярно утверждаемыми Правительством РФ.
Отличительной чертой этого документа, положившего начало процессу институционализации выставочного дела в стране, следует считать весьма актуальную задачу -подготовку Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в РФ, совершенствование механизма реализации выставочной программы федеральных органов исполнительной власти, включая критерии и процедуру отбора выставочно-ярмарочных мероприятий для включения в Перечень с учетом страновых и отраслевых приоритетов [1, С. 62-63]. Такая постановка вопроса вполне закономерна - сегодня в Российской Федерации в отличие от целого ряда зарубежных государств (например, США, Германия, Италия, Испания, Египет и др.) не существует единого правового акта, регулирующего основные аспекты выставочно-ярмарочной деятельности.
Отдельные вопросы данной деятельности решаются как федеральными законодательными актами общего характера, так и нормативными актами Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Федерации.
Ряд вопросов общего характера в сфере ВЯ и КД регулируется законодательными актами РФ, являющимися основополагающими для всех отраслей народного хозяйства. К ним, например, относятся Гражданский кодекс РФ (заключение договоров, вопросы интеллектуальной собственности), Налоговый кодекс РФ (порядок налогообложения), Таможенный кодекс РФ (перемещение товаров, предназначенных для выставок, через таможенную границу РФ). В данной связи эксперты также выделяют законы РФ «О защите прав потребителей», «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», федеральные законы «Об экспертном контроле», «О рекламе», «О защите конкуренции», «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и др. [4, С. 229].
К числу других нормативных актов, регулирующих отношения, затрагивающие выставочно-ярмарочную деятельность, в частности, относятся распоряжения Правительства РФ об участии российских организаций в конкретных выставочно-ярмарочных мероприятиях; «Положение о Межведомственной комиссии по вопросам выставочноярмарочной деятельности», утвержденное совместным Приказом Минпромторга России и Минобрнауки России от 2 декабря 2008 года № 374/369; «Положение о Координационной комиссии министерства образования и науки Российской Федерации по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности», утвержденное Приказом Минобрнауки России от 18 декабря 2008 года № 388 [5, С. 56].
Порядок подготовки и проведения выставок продукции военного назначения, а также участия российских и иностранных организаций в таких выставках определяется Указом Президента РФ от 10 сентября 2005 года № 1062 «Вопросы военнотехнического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами», постановлением Правительства РФ от 2 июня 2007 года № 339 «Об утверждении Положения о проведении международных выставок образцов продукции военного назначения на территории Российской Федерации и об участии российских организаций в таких выставках на территориях иностранных государств»; распоряжениями Правительства РФ об участии российских организаций в выставках и показах продукции военного назначения в текущем календарном году (полугодии); решениями Минобороны России о номенклатуре и количестве экспонатов, демонстрируемых на выставках и показах.
Ряд других федеральных органов исполнительной власти (Минобрнауки России, Минздрав России, Минприроды России, Минпромторг России, Минкомсвязь России, Минспорт России, Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Рос-космос и др.), в основном также сформировали ведомственную нормативную правовую базу проведения соответствующих отраслевых выставок.
Согласно положениям (регламентам) о министерствах 9 федеральных министерств имеют полномочия организовывать конгрессы, конференции, семинары, выставки и другие мероприятия в установленной сфере деятельности министерства. В то же время у 12 из 21 федеральных министерств в положении (регламенте) о министерстве ВЯ и КД не упоминается вообще. Не случайно, видимо, в ходе авторитетного экспертного опроса руководителей и ведущих специалистов-выставочников на вопрос «довольны ли вы сегодняшним уровнем поддержки выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности со стороны федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти?» (табл. 1) были получены следующие оценки [6, С. 7]:
Таблица 1. Степень удовлетворенности поддержкой выставочно-ярморочной и конгрессной деятельности органами власти.
№№ Варианты ответов % Укрупненный итог (%)
1 «Да» 4,3 28,2
2 Скорее «да» 23,9
3 Скорее «нет» 39,1 67,4
4 «Нет» 28,3
5 Трудно сказать 4,4 4,4
Такое положение трудно признать нормальным - более двух третей опрошенных экспертов оценили взаимоотношения с властями как неудовлетворительные. Еще более прозрачными в их оценках стали недостатки в работе федеральных министерств. Так, оценка степени взаимодействия организаторов ВЯ и КД с этими органами исполнительной власти оставляет желать лучшего и характеризуется данными следующего рейтинга [6, С. 13] (см. табл. 2):
Таблица 2. Оценка взаимодействия организаторов ВЯ и КД с органами власти. (от 0 до 5)
Рейтинг по убывающей Наименование министерства Средний балл
I Минпромторг России 1,59
II Минсельхоз России 0,87
III Минэкономразвития России 0,72
IV Минэнерго России 0,50
V Минрегион России 0,48
VI Минтранс России 0,43
VII Минобрнауки России 0,41
VIII Минтруд России 0,41
IX МИД России 0,39
X Минобороны России 0,37
XI Минкультуры России 0,30
XII Минстрой России 0,30
XIII Минприроды России 0,28
XIV Минкомсвязь России 0,20
XV МЧС России 0,20
XVI МВД России 0,15
XVII Минспорт России 0,11
XVIII Минвостокразвития России 0,04
XIX Минздрав России 0,04
XX Минфин России 0,00
Между тем, как показывает анализ, ожидания экспертов от органов власти в центре и на местах в целом, довольно скромны и распространяются на вполне очевидные и взаимоприемлемые вопросы. Так, отвечая на вопрос «какая государственная поддержка ВЯ и КД была бы актуальна сегодня?» получены следующие ответы [6, С. 9] (см. табл. 3):
Таблица 3. Ответы на вопрос: «Какая государственная поддержка ВЯ и КД была бы актуальна сегодня?»
№№ Варианты ответов %
1 Участие в деловых программах 67,4
2 Целевая поддержка участия малого бизнеса в выставках 6 9
3 Целевая поддержка выставок/конгрессов по перспективным отраслям экономики 58,7
4 Компенсация расходов участникам бюджетных 56,5
5 Организационное и информационное сопровождение в подготовке и проведении ВЯ и КД-мероприятий 45,7
6 Другая 13,0
Приведенные данные экспертного опроса показывают, что при рациональной организации дела, должной скоординированности и взаимопонимании, нельзя рассматривать как трудно решаемую задачу участие руководства и ведущих специалистов федеральных и региональных органов власти в деловых программах выставок - на отсутствие такого рода контактов указали 67,4% опрошенных. Столь низкий уровень координации можно отнести, видимо, лишь к непоследовательности Правительства РФ в выстраивании управленческой вертикали в выставочной отрасли.
Думается, что эффективное развитие вставочно-ярмарочной деятельности сегодня требует тесных совместных и скоординированных действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, торговопромышленных палат предпринимательских и выставочных союзов, общественных организаций и структур выставочного бизнеса.
Координация со стороны государства, в первую очередь, должна быть направлена на поддержку мероприятий федерального и межрегионального значения, целью которых является обеспечение условий для повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, расширение сбыта их продукции на внутреннем и внешних рынках. С этой целью в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.04.2000 г. № 328 создана правительственная Комиссия по выставочно-ярмарочной деятельности.
Указанная Комиссия была призвана осуществлять координацию выставочно-ярмарочной деятельности на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, Союза выставок и ярмарок, торгово-промышленных палат, отраслевых ассоциаций обеспечивать равные условия конкуренции на рынке выставочных услуг. В рамках этой деятельности выбор выставочных организаций на право подготовки и проведения российских экспозиций
на международных, национальных и иных выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом с частичным финансированием средств федерального бюджета осуществляется на основе конкурса в порядке, установленном действующим законодательством.
Определение мероприятий федерального значения из всего многообразия выставок и ярмарок, проводимых в России и за рубежом, осуществляется с целью обеспечения их координации, планирования по срокам и тематике, а также поддержки, включая организационную, финансовую и информационную. Выбор указанных мероприятий производился на основе системы приоритетов и критериев, разработанных и утвержденных Комиссией Правительства РФ по выставочно-ярмарочной деятельности.
Осуществляя координацию выставок федерального значения, Комиссия должна была направлять их проведение на решение основных задач, связанных с развитием экономики как отдельных регионов, так и страны в целом. Однако, уже вскоре, в ходе очередной реорганизации, постановлением Правительства РФ от 26 июля 2004 года № 380 эта Комиссия была упразднена.
Это решение уже тогда признавалось отчасти спорным, поскольку ранее данная Комиссия, осуществляя координацию выставочно-ярмарочной деятельности на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, Союза выставок и ярмарок, торгово-промышленных палат, отраслевых ассоциаций, обеспечивала равные условия конкуренции на право подготовки и проведения российских экспозиций на международных, национальных и иных выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом с частичным финансированием за счет средств федерального бюджета осуществлялся на основе конкурса в порядке, установленном законодательством России. [4, С. 230] Вряд ли авторы идеи о ликвидации правительственной Комиссии предполагали до какого уровня упадет степень координации деятельности в выставочной сфере, зафиксированная в упоминавшемся экспертном опросе через 10 лет.
Ныне Минпромторг России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по поддержке выставочной и ярмарочной деятельности. С целью обеспечения согласованных действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти при решении вопросов выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации, содействия международному сотрудничеству в этой области и продвижению отечественной продукции на внешний рынок 2 декабря 2008 года Приказом Минпромторга России была образована Межведомственная комиссия по вопросам выставочно-ярмарочной деятельности. Ее основными задачами являются:
- координация действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций в области выставочно-ярмарочной деятельности;
- содействие продвижению отечественных товаров, наукоемких технологий и образовательных услуг на внешние и внутренние рынки товаров и услуг;
- совершенствование нормативной правовой базы в области выставочно-ярмарочной деятельности в России;
- контроль за рациональным использованием федеральных средств, выделяемых на финансирование подготовки и проведения экспозиций Российской Федерации на общеотраслевых и специализированных всемирных, международных, национальных выставках и ярмарках, проводимых за рубежом;
- содействие соблюдению принципов международной выставочно-ярмарочной деятельности, провозглашенных Парижской конвенцией 1928 года о международных вы-
ставках, а также других международных обязательств, вытекающих из соглашений Российской Федерации с зарубежными странами по этим вопросам [5, С. 63].
При столь серьезных вопросах, вмененных для решения этой комиссии, полагаем, что ее межведомственный статус не позволяет в полной мере решать многие сложные и оперативные вопросы в развитии ВЯ и КД.
Вместе с тем, думается, что ряд недостатков в координации ВЯ иКД в России удалось преодолеть благодаря широко развивавшейся в последние годы т.н. «общественной составляющей». Таким образом, был сформирован ряд отчасти взаимодополняющих друг друга общественных организаций в области выставочно-ярмарочной деятельности, призванных способствовать становлению цивилизованного рынка выставочных услуг: Межгосударственный Совет СНГ по выставочно-ярмарочной деятельности, Комитет ТПП РФ по выставочно-ярмарочной деятельности, Союз выставок и ярмарок (объединяет 58 действительных и ассоциированных членов), а также различные региональные структуры (координационные советы, гильдии, ассоциации).
Так, торгово-промышленные палаты в рамках своей компетенции обеспечивают: представительство интересов участников выставочной деятельности в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Федерации; организационную поддержку российских и иностранных участников выставочной деятельности; оформление документов по экспортно-импортным операциям выставочно-ярмарочного бизнеса; третейский суд в правовом поле выставочной деятельности, коммерческий арбитраж, консалтинг, аудит.
В свою очередь, Союз выставок и ярмарок в рамках компетенции осуществляет: создание единой информационной базы выставочной деятельности, включающей информацию о выставочно-ярмарочных мероприятиях, их организаторах и материально-технической базе; ведение статистики, осуществление мониторинга, оценку экономической эффективности выставочных мероприятий; представительство интересов участников выставочной деятельности в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Кроме того на Союз выставок и ярмарок возложена обязанность возглавить работу по проведению добровольной сертификации выставочно-ярмарочной деятельности, которая будет представлять собой защиту от проникновения в отрасль недобросовестных, не имеющих достаточного опыта и квалификации фирм-устроителей выставок, не обеспечивающих экспонентам достаточный выбор и уровень качества предоставляемых услуг [4, С. 230].
Следует отметить, что возобладавшая сегодня в России тенденция развития ВЯ и КД с опорой на общественные ресурсы и деловые круги в целом отвечает мировой практике. Так, например, весьма престижным объединением ведущих организаторов выставок, выставочных площадок, национальных и международных выставочных ассоциаций, а также партнеров выставочной индустрии со всего мира является Всемирная ассоциация выставочной индустрии (ЫП). В настоящее время она насчитывает 635 членов из 228 городов, 85 стран, которые владеют выставочными центрами общей площадью свыше 12 млн кв. м. Члены ЫП ежегодно проводят более 4 5000 выставок на площади свыше 50 млн кв. м, с числом участников более 1 млн, посетителей - более 150 млн. Основная цель ^1 - представлять, продвигать и поддерживать ее членов и выставочную индустрию в целом во всем мире.
Сегодня 38 российских организаций являются членами ^1, более 100 выставок российских организаторов имеют статус «одобренных ^!», подтверждающий высокий
международный уровень организации и проведения мероприятий. В Совет директоров ЫП входят 4 представителя Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ).
Одной из ведущих в сфере организации международных мероприятий, самой крупной профессиональной ассоциацией на рынке международных встреч является Международная ассоциация конгрессов и конференций (1ССА), объединяющая в своей структуре авиакомпании, профессиональных организаторов конгрессов, конференций и выставок, отели, агентства, занимающиеся бизнес-туризмом, и многих других и имеет штаб-квартиру в Нидерландах. Она объединяет свыше 1 тыс. членов из 90 стран мира.
Сейчас в 1ССА входит 13 российских компаний, из них 7 из Москвы и 6 из Санкт-Петербурга, среди них: ЗАО «Экспоцентр» (г.Москва), ОАО «Центр международной торговли» (г.Москва), ЗАО «ЭкспоФорум» (г.Санкт-Петербург), ВО «Рестэк» (г.Санкт-Петербург) и др.
В мире также широко известны следующие международные ассоциации: Международная ассоциация конгрессных и туристических бюро (1А^В), Международная ассоциация распорядителей дедовых встреч (МР1), Европейская федерация конгрессных городов ^СТ), Европейское конгресс-бюро (ЕСВ), Международная ассоциация конгрессных центров (1АСС) и другие [5, С. 66-67].
Международный опыт нормативного обеспечения ВЯ и КД свидетельствует о целесообразности внесения изменений и дополнений в действующие законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие данную сферу, а также о необходимости разработки федерального закона, определяющего принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого выставочно-ярмарочного и конгрессного рынка в стране.
Подобная система взаимодействия государства и субъектов выставочной деятельности позволяет повысить экономическую эффективность проводимых выставочно-ярмарочных мероприятий, но практическое отсутствие нормативного регулирования зачастую приводит к тому, что выставочно-ярмарочные, конгрессные и выставочно-конгрессные мероприятия в Российской Федерации проводятся не по правилам, принятым в международном выставочном сообществе, что при отсутствии формальных нарушений российского законодательства негативно сказывается на всех участниках выставочно-конгрессной деятельности. В частности, нарушаются общепризнанные принципы добросовестной конкуренции, вводятся в заблуждение потребители выста-вочно-конгрессных услуг и т.д.
В этой связи одной из актуальных задач становится безотлагательное принятие рамочного закона, регламентирующего выставочно-ярмарочную деятельность, устанавливающего основные принципы такой деятельности, а также подзаконных актов на уровне Правительства РФ.
Принятие этих нормативных правовых актов, полагают специалисты, должно сопровождаться внесением соответствующих изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, Таможенный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», другие законодательные акты, обеспечивающие равные условия конкуренции всем ее участникам, что, безусловно, будет способствовать дальнейшему развитию в России выставочно-конгрессной деятельности.
Основными целями единого нормативного правового акта о выставочно-ярмарочной деятельности должны стать упорядочение регулирования этой деятельности, функционирования организаций, ответственных за проведение выставочных мероприятий.
Однако достижение указанных целей вполне может быть обеспечено путем разработки и принятия нескольких специальных нормативных правовых актов в области выставочно-ярмарочной деятельности с учетом наличия регулирования отдельных вопросов актами общего значения (Гражданским кодексом Российской Федерации, налоговым кодексом Российской Федерации и др.).
Все эти проблемы и другие вопросы, связанные с дальнейшим развитием и совершенствованием нормативно-правового регулирования выставочно-ярмарочной деятельности, освещены в проекте Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации, которая была разработана ТПП России и представлена на суд общественности. Она направлена на разработку комплекса мер в области государственной поддержки отечественных товаропроизводителей-участников выставочно-ярмарочной деятельности, предпринимателей и потребителей, выставочных организаций и представителей всех сфер выставочного бизнеса. Концепция нацелена на поддержку выставочно-ярмарочной деятельности в субъектах Федерации, призвана содействовать развитию экономики регионов страны и выходу отечественных организаций на зарубежные рынки [4, С. 231].
Некоторые специалисты считают, что координацию ВЯ и КД целесообразно осуществлять на уровне общественных структур, отраслевых союзов/ассоциаций, торгово-промышленных палат, предпринимательских и выставочных союзов, призванных способствовать становлению цивилизованного рынка конгрессных услуг.
В области конгрессной деятельности важным элементом координации и усовершенствования государственной поддержки этой деятельности признается Создание национального/городского Конгрессного бюро с целью организации активной маркетинговой деятельности по продвижению конгрессных возможностей страны/города на международном и внутреннем рынках [5, С. 57]. Такой подход в целом отвечает наметившимся в мире тенденциям. Так, во многом благодаря активной деятельности конгрессных бюро Германия, Франция, Великобритания и другие страны занимают лидирующие позиции в мире, по числу проводимых международных конгрессных мероприятий. При этом такие бюро не занимаются коммерческой деятельностью (за исключением Австралии), их целью является продвижение региона.
Российские конгрессные бюро - это бюро крупных городов: АНО «Конгрессно-вы-ставочное бюро Москвы» [7, С. 8-9], НП «Конгресс (конвеншн) бюро Санкт-Петербурга», «Конгресс-бюро» г.Екатеринбурга, «Конгресс-визит-бюро» г.Сочи. Их основная цель - совершенствование системы конгрессно-выставочных мероприятий своего города для формирования положительного имиджа и позиционирования его как международного делового и туристического центра.
Создание конгрессных бюро в крупных городах России, тем не менее, не решает всех имеющихся в конгрессной отрасли вопросов. Остается ряд проблем, связанных с вопросами сотрудничества с большим количеством международных ассоциаций, разработкой стандартов оценки качества конгрессных услуг, системы добровольной сертификации услуг участников рынка, разработкой и введением системы статистического учета и др.
Основные направления по совершенствованию нормативного правового регулирования ВЯ и КД в Российской Федерации были обозначены на заседаниях круглого стола (5 июня 2013 г.) и парламентских слушаниях (19 февраля 2014 г.) в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации [8, С. 4-6; 9, С. 4-5].
В ходе этих форумов признано целесообразным привести систему нормативного правового регулирования ВЯ и КД в соответствие со сложившейся в Российской Федерации иерархией и структурой нормативных правовых документов, регулирующих деятельность основных отраслей экономики [5, С. 57-58].
В соответствии с отсутствием в настоящее время ряда элементов этой системы признано необходимым, во-первых, разработать концепцию Федерального закона «О выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности Российской Федерации»; во-вторых, разработать проект Федерального закона «О выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации»; в-третьих, внести изменения и дополнения в некоторые положения действующих нормативных правовых актов, регулирующих выставочно-ярмарочную и конгрессную деятельность: в части налогообложения земельных участков, находящихся под выставочными комплексами (либо определения размеров арендной платы за пользование такими участками); таможенного оформления выставочных грузов; рекламы и перемещения алкогольной продукции на продовольственных выставках; оценки заявок на право организации российских экспозиций за рубежом; оказания государственной поддержки российским организациям - субъектам малого и среднего бизнеса в продвижении их товаров, работ, услуг на внутреннем и внешних рынках посредством их участия в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях; в-четвертых, разработать федеральную целевую программу «Развитие выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года».
На федеральном уровне основой системы нормативного правового регулирования ВЯ и КД должен стать Федеральный закон «О выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации».
Как считают специалисты, с учетом международного опыта правового регулирования в области ВЯ и КД в данном законе должно найти отражение, в частности, следующее:
- определение сферы действия закона;
- определение правового положения участников ВЯ и КД;
- определение прав и обязанностей участников ВЯ и КД, а также мер их ответственности;
- установление специального порядка проведения выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий с целью недопущения случаев недобросовестной конкуренции, формально не подпадающих под действие антимонопольного законодательства;
- установление возможности изъятий выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий из сферы действия некоторых законодательных актов (например, Федерального закона «О рекламе»);
- определение мер государственной поддержки субъектов, занимающихся ВЯ и КД;
- определение принципов государственно-частного партнерства в осуществлении ВЯ и КД;
- разделение компетенций в сфере ВЯ и КД между федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов Федерации;
- порядок и формы осуществления государственной поддержки участников ВЯ и КД;
- регламентация взаимодействия органов государственной власти с профессиональными объединениями предпринимателей в области ВЯ и КД;
- координация проведения выставок, ярмарок и конгрессов как на национальном, так и на международном уровнях;
- определение критериев отбора выставочно-ярмарочных мероприятий, имеющих стратегическое значение для российской экономики, с присвоением им статуса выставок федерального и межрегионального значения;
- гарантии при инвестировании в строительство выставочно-ярмарочных и кон-грессных объектов [5, С. 58].
Следует особо подчеркнуть, что приведенное выше смысловое наполнение разрабатываемого проекта закона о ВЯ и КД в целом коррелирует с мнением ведущего экспертного сообщества. Так, отвечая на вопрос «что, по вашему мнению, должно явиться предметом регулирования Законом «О выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации»?» эксперты расставили приоритеты следующим образом [6, С. 11-12] (см. табл. 4):
Таблица 4. Предметы регулирования разрабатываемым законом о ВЯ и КД.
№№ п/п Варианты ответов %
1 Определение основных форм участия государства в поддержке ВЯ и КД 67,4
2 Разработка единой государственной политики в области ВЯ и КД 6 9
3 Роль и место федеральных и региональных органов власти в области ВЯ и КД 5 2
4 Механизмы выделения бюджетных ассигнований 50,0
5 Перечень мер по стимулированию развития материально-технической базы и инфраструктуры ВЯ и КД в России, формы софинансирования инвестиционных проектов в рамках федеральных и областных целевых программ, а также применения механизмов государственно-частного партнерства 50,0
6 Определение общих правил проведения ВЯ и КД 28,3
7 Формирование единого информационного пространства для анализа, оценки и прогнозирования развития ВЯ и КД в России 21,7
8 Установление специальных требований, предъявляемых к ВЯ и КД к месту их проведения, правовому статусу участников, определение их прав, обязанностей и функций 15,2
9 Другое 2,2
10 Не ответили 2,2
Несомненно, правы эксперты, считающие, что принятие прогрессивного, учитывающего российские реалии и зарубежный опыт, российского закона о выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, потребует внесения значительных поправок в большее количество законодательных актов и подзаконных документов [5, С. 59-61, 63-67].
Так, например, во-первых, в работе выставочных операторов при организации и проведении выставок по пищевой тематике в настоящее время возникают определенные трудности, связанные с применением законодательства об обороте алкогольной продукции и о рекламе. В связи с изменением законодательства возник ряд вопросов по участию в выставках компаний, производящих и реализующих алкогольную продукцию, поскольку действующая редакция федеральных законов «О рекламе» и «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» абсолютно не учитывает специфики такой отрасли экономики, как выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность.
Во-вторых, обновления действующих нормативных правовых актов требуют и вопросы, связанные с таможенным правом. Таможенное, равно как и другие отрасли права, затрагивающие законные интересы лиц в предпринимательской и иной экономической сфере, не знают выставочной деятельности как специфического инструмента внешнеэкономических отношений. Международный опыт нормативного правового обеспечения выставочно-ярмарочной деятельности свидетельствует о целесообразности внесения изменений и дополнений в действующее таможенное законодательство и нормативные правовые акты Таможенного союза и России, регулирующие ВЯ и КД.
В-третьих, представители российского выставочного сообщества неоднократно указывали на то, что установленные законодательством о государственных закупках подходы не учитывают специфики организации выставок за границей. Организация современной выставки - это работа специалистов-выставочников (концептуалистов, архитекторов, дизайнеров, художников и т.д.). Современная национальная экспозиция - лицо страны, и дилетантский подход к ее организации недопустим. В качестве основных недостатков, с точки зрения специалистов выставочной отрасли, выделялись следующие:
- основным критерием для выбора победителя конкурса является цена, а таким критериям, как качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса отводится максимум 20%;
- при формировании конкурсных комиссий в их составе не включались специалисты отрасли.
К сожалению, в новом Федеральном законе № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступившем в силу с 1 января 2014 г., предложения о порядке формирования конкурсных комиссий для организации выставок учтены не были (ст. 39). Что касается определения размера критериев, учитываемых при решении вопроса о заключении контракта, то данный вопрос отнесен к компетенции Правительства Российской Федерации.
Таким образом, целесообразно, чтобы Правительство РФ:
- рекомендовало федеральным органам исполнительной власти в тех случаях, когда они выступают в качестве государственного заказчика при отборе операторов российских экспозиций на выставках за рубежом, проводимых с частичным финансированием из средств федерального бюджета, включать в состав конкурсных комиссий помимо представителей заинтересованных министерств и ведомств также представителей ТПП РФ, РСВЯ и отраслевых объединений;
- рассмотрело вопрос об усилении роли критерия «Качество и квалификация участника конкурса» при оценке заявок на право организации российских экспозиций с ча-
стичным бюджетным финансированием. Необходимо, чтобы государственный заказчик при определении выставочного оператора исходил из необходимости наиболее адекватного соотношения «цена - качество», то есть устанавливал значение такого критерия оценки, как квалификация участника от 45 до 50% [5, С. 59-60].
В-четвертых, становится очевидным необходимость изменения порядка финансирования организации российских дотационных выставок за границей, на что особо указывается в государственной программе РФ «Развитие внешнеэкономической деятельности» [1], а именно, установление авансирования от 60 до 70% [5, С. 60]. Поэтому одной из основных задач федеральных органов государственной власти является содействие продвижению отечественных товаров на внешний рынок. Для решения этой задачи определяются наиболее значимые выставочные мероприятия, проводимые за рубежом, на которых планируется организация российских экспозиций с частичным финансированием из средств федерального бюджета. Учитывая, что в настоящее время при организации выставок с частичным бюджетным финансированием определен аванс в размере 30% и окончательного расчетного подписания акта сдачи-приемки услуг, т.е. после завершения отчета по выставке.
При этом не учитывается вполне реальное обстоятельство, что при заключении контрактов с зарубежными и российскими компаниями на аренду и оборудование выставочной площади, оказание транспортно-экспедиторских и таможенных услуг, услуг переводчиков и т.д. выставочный оператор оплачивает счета полностью авансом. Поэтому он вынужден либо брать на длительный срок кредит (70% от суммы бюджетного финансирования - при этом проценты, уплаченные за пользование кредитом, выставочному оператору не возмещаются), либо брать эти суммы с экспонентов, что значительно повышает стоимость их участия в выставке. В связи с этим участие экспонентов в зарубежных выставках с частичным бюджетным финансированием зачастую обходится дороже, чем прямое участие в выставке, без бюджетного финансирования.
В-пятых, следует учитывать, что с 1 января 2014 года вводятся новые правила исчисления налога на имущество организаций, которые предусматривают порядок определения налоговой базы в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения, при этом предусмотрено поэтапное повышение ставок налога. В результате в текущем году существенно возрастает налоговая нагрузка на организации, в том числе на организации, осуществляющие выставочно-ярмарочную деятельность, что негативно скажется на развитии указанной отрасли в целом.
Более того, в субъектах Федерации земельный налог и арендная плата за земельные участки взимается в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с целевым (функциональным и разрешенным) использованием земельного участка. Такой порядок, в частности, действует в Москве, где для большинства земельных участков, принадлежащих организациям, осуществляющим выставочно-ярмарочную деятельность, предусмотрена ставка земельного налога и ставка арендной платы в размере 1,5%. Поскольку кадастровая стоимость земельных участков достаточно высока, размер арендной платы для таких организаций создает существенные препятствия для развития отрасли в целом.
Указанные положения законодательства не учитывают, что выставочные организации не осуществляют торговую, производственную или иную подобную деятельность, поэтому необходимо предусмотреть особые условия исчисления и уплаты налога на имущество организаций, земельного налога и арендной платы за землю [5, С. 61].
В целях повышения эффективности и качества выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности Правительству РФ и уполномоченным федеральным органам исполнительной власти предстоит решить вопросы:
- о предоставлении льгот по земельному налогу в отношении участков, на территории которых расположены выставочные комплексы, разработать на федеральном уровне методику расчета, позволяющую определять коэффициент взимания арендной платы за землю с выставочных центров (не ведущих торговую деятельность) как с учреждений культуры;
- о предоставлении льгот по налогу на имущество организации на федеральном уровне в отношении объектов, используемых для проведения выставок;
- подготовки и принятия нормативных актов, обеспечивающих реальную возможность быстрого (до двух недель) таможенного оформления вывоза наукоемкой и высокотехнологичной продукции на зарубежные выставки.
Следует отметить, что сформулированные выше направления укрепления выставочного потенциала в стране являются исключительно важными и актуальными на современном этапе экономического развития страны. Как справедливо подчеркивается в рекомендациях парламентских слушаний в Совете Федерации ФС РФ 19 февраля 2014 года, выставочно-ярмарочная деятельность относится к числу механизмов, способствующих возобновлению устойчивого экономического роста, продвижению национального продукта на отраслевые товарные рынки и качественному изменению сложившейся структуры экспорта и импорта, развитию конкуренции, формированию позитивного имиджа Российской Федерации. Этот вид деятельности особенно актуален в условиях глобализации мировой экономики и развития процессов экономической интеграции, а также членства Российской Федерации по Всемирной Торговой Организации [9, С. 4].
Весьма значительное место в модернизации ВЯ и КД как инструменте развития деловых коммуникаций, отводится системному информационному обеспечению производителей и поставщиков товаров и услуг - действующих и потенциальных участников и посетителей выставок по широкому спектру вопросов, связанных с выставочными и конгрессными мероприятиями.
Такое информационное обеспечение подразумевает разработку общероссийской информационной системы, обеспечивающей учет выставочных и конгрессных мероприятий, предоставление необходимых сведений о мероприятиях и их организаторах, сроках и месте их проведения, а также о материально-технической базе и инфраструктуре ВЯ и КД1.
Мероприятия по информационному обеспечению выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности предусматривали бы также [5, С. 22-23]:
- продвижение информации о поддерживаемых выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях на межрегиональный и федеральный уровень, в том числе в федеральные министерства и ведомства, Торгово-промышленную палату Российской Федерации,
1 На наш взгляд, весьма эффективно в налаживании системы информационного обеспечения ВЯ и КД как инструмента развития деловых коммуникаций работают специализированные СМИ ТПП РФ. К ним следует отнести такие серьезные деловые журналы ТПП РФ, как «Путеводитель российского бизнеса», «Экспо Ведомости», всероссийскую выставочную газету «Удача - Экспо», специализированные выпуски справочника «Выставки Москвы». Весьма полезным представляется издаваемый ТПП РФ «Сборник актуальных публикаций: ТПП РФ представляет экспертные мнения».
Специализирующееся в этой сфере Информационное выставочное агентство «Информ ЭКСПО» разработало отраслевую систему информационного сопровождения выставок, ведет сайт в интернете www.in-formexpo.ru, где публикуются ежедневные новости, интернет-версии упомянутых журналов и газеты, сформирована удобная система поиска выставок, даны рекомендации по выставочному сервису.
отраслевые комитеты, территориальные торгово-промышленные палаты и т.п.;
- развертывание информационной кампании в средствах массовой информации о предстоящем участии в выставках-презентациях региона, привлечение к предстоящему событию внимания потенциальных российских и зарубежных партнеров.
Эффективное функционирование информационной системы выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в настоящее время обеспечивается, во-первых, информационными ресурсами ТПП РФ и ее зарубежных представительств, во-вторых, едиными телекоммуникационными комплексами представительств РФ по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах, в-третьих, информационными возможностями межрегиональных ассоциаций взаимодействия субъектов Федерации, отраслевых ассоциаций и союзов экспортеров, и, наконец, информационными возможностями федеральных органов исполнительной власти (Минпромторга России, Минэкономразвития России и другими федеральными органами исполнительной власти).
Оптимальной организационной структурой и развитыми компетенциями для разработки, наполнения и обеспечения функционирования общероссийской информационной системы выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности располагает ТПП РФ. Она, начиная с 2003 года, оказывает организационно-информационную поддержку выставочно-ярмарочным и конгрессным мероприятиям, проводимым в интересах развития и повышения эффективности экономики России. Целью такой поддержки является содействие российским предпринимателям, товаропроизводителям и экспортерам в продвижении промышленной продукции, товаров и услуг на российский и зарубежный рынки посредством поддержки отдельных мероприятий [5, С. 23].
Особое внимание уделяется поддержке участия российских производителей товаров и услуг в экономически и социально значимых выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях, способствующих развитию экономического потенциала России и ее регионов и направленных на привлечение инвестиций в отдельные отрасли экономики и регионы; технологическое обновление и модернизацию приоритетных отраслей промышленности; рациональное природопользование и охрану окружающей среды; развитие и поддержку малого и среднего бизнеса; реализацию инновационных проектов; социальноэкономическое развитие проблемных регионов; пропаганду здорового образа жизни, физкультуры и спорта, защиту материнства и детства; развитие экспортных возможностей отраслей и регионов России на рынках стран ближнего и дальнего зарубежья.
Организационно-информационная поддержка ТПП РФ выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий, как инструмента развития деловых коммуникаций, включает в себя участие в работе оргкомитета, открытии и работе мероприятия представителей системы ТПП РФ; направление участникам мероприятия приветствия от имени руководства ТПП РФ; содействие в привлечении к участию в данном мероприятии экспонентов и посетителей; размещение информации о мероприятиях в печатных изданиях ТПП РФ, на официальном интернет-сайте ТПП РФ.
За последнее пятилетие ежегодно при организационно-информационной поддержке ТПП РФ проводится около 150 выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий (в предыдущее пятилетие - около 120). Порядка 50% мероприятий приходится на регионы России, 50% - на Москву. Среди организаций, подающих заявки на организационно-информационную поддержку, заметное место занимают территориальные торгово-промышленные палаты; на них приходится 30-40 мероприятий плана, что составляет 20-25% (в 2011 году - 23,2%, в 2012 году - 26,5%, в 2013 году - 17,5%).
При формировании планов информационной поддержки особое внимание уделяется выставочным мероприятиям, направленным на развитие отраслей, которые входят в число приоритетных национальных проектов, что нашло отражение в следующей таблице [5, с. 61] (см. табл. 5):
Таблица 5. Структура выставок по отраслям.
Отрасль 2007 год 2009 год 2011 год 2012 год 2013 год
Всего выставок в плане в том числе: 150 141 168 162 183
Сельское хозяйство 13 (8,7)% 12 (8,5%) 12 (7,1%) 12 (7,4%) 18 (9,8%)
Здравоохранение 18 (12,0%) 13 (9,2%) 10 (6,0%) 11 (6,8%) 12 (6,5%)
Образование, инновации и инвестиции 22 (14,7%) 12 (8,6%) 13 (7,7%) 14 (8,6%) 19 (10,4%)
Строительство и жилье 15 (10,0%) 17 (12,1%) 22 (13,1%) 22 (13,6%) 27 (14,7%)
Развитие малого и среднего бизнеса 5 (3,3%) 4 (2,8%) 5 (2,9%) 4 (2,5%) 9 (4,9%)
Касаясь возможных перспектив модернизации ВЯ и КД в России как инструмента развития деловых коммуникаций, мнение экспертов достаточно оптимистичны. Так, например, главный менеджер ООО «РЛП-Ярмарка» К.Симонов считает, что масштаб, характер, содержание и состав выставочно-ярмарочных мероприятий, проходящих в той или иной стране, во многом зависят от размера и «здоровья» ее экономики. Существенно влияют геополитическое положение, позиция и роль государства в мире. Сильно сказывается социально-культурные предпосылки, национальные традиции и законодательная обеспеченность. Но определяющими являются макроэкономические реалии, состояние и тренд мировой экономики [10, С. 26]. Он считает, что произошедшие в 2012-2014 годах ряд событий, решений, изменений и коллизий в экономической и политической сфере напрямую затронули выставочный сектор российской экономики.
Как отмечает К.Симонов, весьма затруднительно в точности спрогнозировать и предугадать, как именно будут развиваться события вокруг выставочно-ярмарочной деятельности в России - слишком много разнонаправленных факторов влияния. К тому же могут вмешаться непредвиденные обстоятельства. Однако, ограничившись лишь качественным уровнем оценок, все-таки можно сделать несколько гипотетических предположений относительно общих тенденций и возможных перспектив.
С позиций сегодняшнего дня представляется, что основные тренды на рынке выставок в России не должны измениться. А вот конкурентные угрозы и риски для российского экспобизнеса дополнительно возрастут [10, С. 27].
Другой эксперт, генеральный директор ООО «РуссКОМ Ай-Ти Системс», член президиума исследовательского комитета Российского Союза выставок и ярмарок А.Жу-ковский предостерегает, что устойчивая работа выставочной отрасли после кризиса 2008 года имеет обратную сторону - тактические успехи часто бывают не связаны с ра-
ботой в стратегическом направлении. В качестве главного конкурента он призывает рассматривать сеть интернет.
В частности, приводятся следующие, весьма аргументированные ситуации, когда выставка проигрывает. Так, если на выставках покупается только площадь (т.е. возможность контакта), то в Интернете - сам контакт (например, в случае контекстной рекламы на поисковом сайте, когда рекламодатель платит только за переход на свой сайт). Если на выставке есть очень условный таргетинг (общий портрет аудитории посетителей выставки), то в Интернете вы можете выбрать свою аудиторию очень точно, например, привлечь на свой сайт только мужчин, живущих в конкретном городе, имеющих определенный возраст и даже профессию.
Наконец, сколько стоит попробовать поучаствовать в выставке? Минимум 50-60 тыс. рублей. Минимальное размещение контекстной рекламы на Яндексе стоит 300 рублей. Как видите, сравнение Интернета и выставок как инструмента маркетинга и с точки зрения прогнозирования его маркетингового результата, и с точки зрения его надежности, привлекательности и стоимости, выглядит далеко не в пользу выставок, - с тревогой отмечает А.Жуковский.
И, тем не менее, считает он, участие в выставке как надежный способ заработка будет, скорее всего, сохранено. Участие в выставке как имиджевые расходы, будет, скорее всего, сокращено. При существующем состоянии выставочной культуры, когда участие в выставке часто продается именно как вариант продвижения собственного имиджа, сокращение расходов на выставочную деятельность в случае кризиса, к сожалению, более чем вероятно.
Выставочному сообществу еще предстоит реально осознать системную опасность «отставания», которая грозит всей выставочной отрасти при сохранении текущего статус-кво, тем более, с учетом имеющихся экономических рисков, а также выработать комплекс мероприятий, которые бы сделали нас более привлекательным, а значит и выгодным инструментом маркетинга для наших потенциальных клиентов - прежде всего для бизнеса.
В качестве мер, которые можно предпринять, предлагаются, во-первых, ввести в постоянную практику выставочных организаций подсчет суммы реальных контрактов, заключенных на выставках. Во-вторых, регулярно подсчитывать и публиковать таблицы со средним ЯО! экспонентов на 1 кв. м площади «нетто». В-третьих, создать и сделать широкодоступным индекс привлечения той или иной выставкой ключевых клиентов отрасли, делать эти данные публичными и доступными для всех потенциальных посетителей и экспонентов выставок. В-четвертых, развивать Общероссийский и Общероссийский региональный рейтинг выставок, созданный РСВЯ и ТПП РФ [10, С. 29].
С начала 2014 года в России и вокруг нее происходят серьезные экономические и политические процессы, которые могут неблагоприятно влиять на развитие деловой активности российского бизнеса, а значит, и на выставочную деятельность, - таково обобщенное мнение экспертного сообщества [11, С. 10]. В этой связи рациональными видятся меры, предпринимаемые органами законодательной и исполнительной власти РФ. В частности, следует, видимо, на данном этапе развития экономики, признать рациональными меры, предложенные участниками парламентских слушаний в Совете Федерации РФ 19 февраля 2014 года, в которых принимал участие автор.
В частности, вполне закономерным представляется поручение Федеральному Собранию Российской Федерации ускорить принятие проекта федерального закона № 238827-6 «Об основах государственно-частного партнерства», позволяющего подвести
под совместные усилия государственных органов власти и выставочного сообщества прогрессивную организационно-экономическую базу. Целый ряд безотлагательных мер предлагается осуществить Правительству РФ [9, С. 4].
Во-первых, ускорить принятие и обеспечить реализацию Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации как согласованной модели функционирования отрасли на принципах государственно-частного партнерства и направленной, в частности, на создание современной инфраструктуры выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в субъектах Российской Федерации. Во-вторых, рассмотреть возможность создания Правительственной комиссии по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности и разработки федеральной целевой программы «Региональные выставочно-конгрессные центры».
В-третьих, предусмотреть при подготовке нормативных актов в связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальные нужд» включение в состав конкурсных комиссий федеральных министерств по отбору операторов российских экспозиций на выставках за рубежом, проводимых с частичным финансированием из средств федерального бюджета, представителей других заинтересованных представителей других заинтересованных министерств и ведомств, ТПП РФ, отраслевых объединений предпринимателей.
В-четвертых, рассмотреть возможность создания Национального конгрессного бюро с целью привлечения в страну значимых конгрессов, форумов, конференций и продвижения положительного имиджа страны.
Министерству промышленности и торговли РФ рекомендовано создать представительную рабочую группу с участием представителей Совета Федерации, Госдумы РФ, заинтересованных министерств, ТПП РФ и экспертного сообщества для подготовки проекта Федерального закона «О выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации». Не менее напряженную и значимую работу предстоит осуществить Министерству образования и науки РФ. Ему предложено включить в перечень специальностей в ВУЗах «выставочное дело»; подготовить предложения по использованию инструмента выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в реализации государственных программ в сфере науки и поддержки инноваций.
Органам исполнительной власти субъектов Федерации поручено разработать программы развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности на своих территориях, предусмотрев возможность введения для организаций, осуществляющих выставочно-ярмарочную деятельность налоговых льгот, в том числе по налогу на имущество, земельному налогу, а также особых ставок арендной платы за землю. Особо следует учитывать увеличение доли участия в них предприятий малого и среднего бизнеса, опираться на мнение региональных торгово-промышленных палат, отделений отраслевых объединений предпринимателей и экспорто-ориентированных предпринимателей при формировании администрациями субъектов Федерации перечня выставок и ярмарок административной, организационной или финансовой поддержкой, проводимых в субъектах Российской Федерации, а также за рубежом [9, С. 5].
Таким образом, выставочно-ярмарочная деятельность, несомненно, относится к числу механизмов, способствующих развитию деловой коммуникации, возобновлению устойчивого экономического роста, продвижению национального продукта на отраслевые товарные рынки и качественному изменению сложившейся структуры экспорта
и импорта, развитию конкуренции, формированию позитивного имиджа Российской Федерации. Этот вид деятельности особенно актуален в условиях глобализации мировой экономики и развития процессов экономической интеграции, а также членства Российской Федерации во Всемирной Торговой Организации.
Список литературы
1. Государственная программа РФ «Развитие внешнеэкономической деятельности»: Утверждена распоряжением Правительства РФ от 18 марта 2013 г. № 338-р. - М., 2013.
2. Шарков Ф.И. Выставочный коммуникационный менеджмент (управление выставочными коммуникациями). - М., 2006.
3. Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения. ГОСТ Р 53103-2008». - М.: Стан-дартинформ, 2009; Конгрессная деятельность. Термины и определения. ГОСТ Р 53524-2009. - М.: Стан-дартинформ, 2010.
4. Концепция развития законодательства РФ на период до 2012 года. - М., ТПП РФ, 2010.
5. Парламентские слушания «Правовые основы выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности как механизма повышения конкурентоспособности и продвижения отечественных товаров и услуг на внутренний и внешний рынки» (19 февраля 2014 г., Москва). - М., Совет Федерации РФ, 2014.
6. Материалы анкетирования экспертного сообщества для Парламентских слушаний в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу «Правовые основы выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности как механизма повышения конкурентоспособности и продвижения отечественных товаров и услуг на внутренний и внешний рынки». - М., ТПП РФ, 2014.
7. Подробно первый опыт работы конгрессно-выставочного бюро Москвы излагается в статье: Конгресс-бюро Москвы: основная задача - изучение рынка конгрессных услуг столицы // Экспо Ведомости. 2014. № 1.
8. «Круглый стол» в Совете Федерации ФС РФ на тему: «Состояние и перспективы развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации» (5 июня 2013 г., г.Москва); Парламентские слушания: проблемы выставочной индустрии будут решаться на государственном уровне // Экспо Ведомости. 2014. № 1.
9. Рекомендации парламентских слушаний «Правовые основы выставочно-ярмарочной деятельности как механизма повышения конкурентоспособности и продвижения отечественных товаров и услуг на внутренний и внешний рынки» // Экспо Ведомости. 2014. № 2-3.
10. Симонов К. будущее российских выставок в контексте текущих макроэкономических трендов: предположения и прогнозы // Экспо Ведомости. 2014. № 1.
11. Выставочный бизнес в меняющейся экономической ситуации: Мнения экспертов // Экспо Ведомости. 2014. № 2-3.
■ ■ ■ TOPICAL PROBLEMS OF MODERNIZATION OF EXHIBITION AND FAIR, AND CONGRESS PROCESS AS AN INSTRUMENT OF DEVELOPMENT OF BUSINESS COMMUNICATIONS IN MODERN RUSSIA
Author: NAZAROV A.D.
NAZAROV Alexander Danilovich - Doctor of historical sciences, Professor, Deputy head of public relations and media policy department of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), member of the Russian Academy of Natural Sciences Address: 84, Vernadskogo Prospect, Moscow, Russia, 119571 Phone: 8(916) 337-30-60, E-mail: [email protected]
Abstract: the article analyses the role and a place of exhibition, fair and congress process, as the most important universal instrument of development of business communications, trade and economic policy of Russia, urged to promote goods and services on the internal and external markets, technological modernization and growth of industrial export, strengthening of economic potential, improvement of investment climate and strengthening of positions of the country in the global economy.
Exhibition, fair and congress process makes significant indirect contribution to the gross regional proceeds of Russia. Attracting hundreds of thousands of participants and visitors of exhibitions, the congress and exhibition centers load hotel, transport, restaurant and other infrastructure of large cities and regions, generating money from a wide range of services. In recent years, exhibition process turned into a developing sector of the economy.
Questions of strengthening of exhibition capacity of Russia gain exclusive importance and relevance at the present stage of economic development, especially with the entry of the Russian Federation into the WTO, the emerging political isolation from certain foreign countries. In this regard need of formation and improvement of legal base of exhibition, fair and congress process is becoming more obvious. In this situation acceptance of the above-named measures will promote further development of the branch, strengthening the competitive capacity of territories and forming innovative hi-tech clusters, expanding access to innovations, technologies and joint cooperation projects, strengthening mutually beneficial business interregional and international relations.
Keywords: exhibition and fair and congress activity, exhibition communication management, business communications, Chambers of Commerce and Industry (CCI), legal base, state support and exhibition and fair and congress activity regulation, principles of state-private partnership, competition, expert association.
References
1. Gosudarstvennaya programma RF «razvitie vneshneekonomicheskoj deyatelnosti»: utverzhdena rasporyazhe-niem pravitelstva rf ot 18 marta 2013 g. № 338-r. M., 2013. [State program of the Russian Federation "Development of foreign economic activity": Approved as the order of the Government of the Russian Federation of March 18, 2013 No. 338-r. M, 2013].
2. Sharkov, F.I. Vystavochnyj kommunikacionnyj menedzhment (upravlenie vystavochnymi kommunikaciyami). M., 2006. [Sharkov F.I. (2006). Exhibition communication management (management of exhibition communications). Moscow].
3. Deyatelnost vystavochno-yarmarochnaya. Terminy i opredeleniya. gost r 53103-2008». M., Standartinform, 2009; Kongressnaya deyatelnost. Terminy i opredeleniya. GOST R 53524-2009. M., Standartinform, 2010. [Exhibition and fair activity. Terms and definitions. GOST R 53103-2008". - M.: Standartinform, 2009; Congress activity. Terms and definitions. GOST P 53524-2009. M.: Standartinform, 2010].
4. Koncepciya razvitiya zakonodatelstva RF na period do 2012 goda. M., TPP RF, 2010. [The concept of development of the legislation of the Russian Federation for the period till 2012. M., Chamber of Commerce and Industry of the Russian Federation, 2010].
5. Parlamentskie slushaniya «Pravovye osnovy vystavochno-yarmarochnoj i kongressnoj deyatelnosti kak mex-anizma povycheniya konkurentosposobnosti i prodvizheniya otechestvennyx tovarov i uslug na vnutrennij i vneshnij rynki» (19 fevralya 2014 g., Moskva). M., Sovet Federacii RF, 2014. [Parliamentary sessions "Legal bases of exhibition, fair and congress activity as mechanism of increase of competitiveness and advance of domestic goods and services on the internal and external markets" (on February 19, 2014, Moscow). Moscow, Council of the Federation, 2014].
6. Materialy anketirovaniya ekspertnogo soobshhestva dlya Parlamentskikh slushanij v Sovete Federacii Feder-alnogo Sobraniya Rossijskoj Federacii po voprosu «Pravovye osnovy vystavochno-yarmarochnoj i kongressnoj deyatelnosti kak mexanizma povysheniya konkurentosposobnosti i prodvizheniya otechestvennyx tovarov i uslug na vnutrennij i vneshnij rynki». M., TPP RF, 2014. [Materials of questioning of expert society for Parliamentary session in the Federation Council of Federal Assembly of Russia on the question "Legal Bases of Exhibition, Fair and Congress process as Mechanism of Increase of Competitiveness and Advance of Domestic Goods and Services on the Internal and External Markets". Moscow, Chamber of Commerce and Industry of the Russian Federation, 2014].
7. Kongress-byuro Moskvy: osnovnaya zadacha - izuchenie rynka kongressnyx uslug stolicy // Ekspo vedomosti. 2014. № 1. [Congress bureau of Moscow: the main objective - studying of the market of congress services of the capital // Ekspo vedomosti. 2014. No. 1.
8. «Kruglyi stol» v Sovete Federacii FS RF na temu: «Sostoyanie i perspektivy razvitiya vystavochno-yarmarochnoj i kongressnoj deyatelnosti v Rossijskoj Federacii» (5 iyunya 2013 g., g.Moskva); Parlamentskie slushaniya: problemy vystavochnoj industrii budut reshatsya na gosudarstvennom urovne // Ekspo vedomosti. 2014. № 1. ["Round table" in the Federation Council of Federal Assembly of the Russian Federation on a subject: "A state and prospects of development of exhibition and fair and congress activity in the Russian Federation" (on June 5, 2013, Moscow); Parliamentary sessions: problems of the exhibition industry will be solved at the state level // Ekspo vedomosti, 2014. No.1]
9. Rekomendacii parlamentskikh slushaniy «pravovye osnovy vystavochno-yarmarochnoj deyatelnosti kak mekh-anizma povysheniya konkurentosposobnosti i prodvizheniya otechestvennykh tovarov i uslug na vnutrenniy i vneshniy rynki» // Ekspo Vedomosti. 2014. № 2-3. [Recommendations of parliamentary sessions "Legal bases of exhibition and fair activity as mechanism of increase of competitiveness and advance of domestic goods and services on the internal and external markets" // Ekspo vedomosti. 2014 . No. 2-3].
10. Simonov, K. Budushhee rossiyskikh vystavok v kontekste tekushhikh makroekonomicheskikh trendov: pred-polozheniya i prognozy // Ekspo vedomosti. - 2014. - № 1. [Simonov, K. (2014). ‘The future of the Russian exhibitions in a context of the current macroeconomic trends: assumptions and forecasts’ // Ekspo vedomosti. No. 1].
11. Vystavochnyj biznes v menyayushhejsya ekonomicheskoj situacii: mneniya ekspertov // Ekspo vedomosti. M., 2014. № 2-3. [‘Exhibition business in a changing economic situation: Opinions of experts’ // Ekspo vedomosti. 2014 . No. 2-3.]