Научная статья на тему 'Анализ выставочно-ярмарочной деятельности Кузбасской торгово-промышленной палаты в 1990 – 2000-х гг'

Анализ выставочно-ярмарочной деятельности Кузбасской торгово-промышленной палаты в 1990 – 2000-х гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
255
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЗБАССКАЯ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА / ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЗБАСС / «КУЗБАССКАЯ ЯРМАРКА» / КОМИТЕТ ПО ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / АДМИНИСТРАЦИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ / "THE KUZBASS FAIR" / KUZBASS CHAMBER OF COMMERCE AND INDUSTRY / EXHIBITION AND TRADE FAIR ACTIVITY / KUZBASS / COMMITTEE FOR EXHIBITION AND TRADE FAIR ACTIVITY / ADMINISTRATION OF THE KEMEROVO REGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Новосельцев Николай Рзавич, Пьянов Александр Евгеньевич

Проведен анализ выставочно-ярмарочной деятельности Кузбасской торгово-промышленной палаты в 1990 – 2000-е гг. Исследован процесс образования первой выставочной компании в Кузбассе. Рассмотрено влияние Кузбасской торгово-промышленной палаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Новосельцев Николай Рзавич, Пьянов Александр Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF EXHIBITION AND trade FAIR ACTIVITY OF KUZBASS CHAMBER OF COMMERCE AND INDUSTRY IN THE 1990 – 2000s

The analysis of exhibition and trade fair activity of Kuzbass Chamber of Commerce and Industry in 1990 – 2000s is carried out. The process of formation of the first exhibition campaign in Kuzbass is investigated. The influence of Kuzbass Chamber of Commerce and Industry is considered.

Текст научной работы на тему «Анализ выставочно-ярмарочной деятельности Кузбасской торгово-промышленной палаты в 1990 – 2000-х гг»

УДК [94(571.17):339.174:334.788.2]”199/200”

Новосельцев Николай Рзавич

аспирант кафедры новейшей отечественной истории Кемеровского государственного университета editor@hist-edu.ru

Пьянов Александр Евгеньевич

кандидат исторических наук, доцент кафедры новейшей отечественной истории Кемеровского государственного университета editor@hist-edu.ru

АНАЛИЗ ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУЗБАССКОЙ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ В 1990 - 2000-х гг.

Проведен анализ выставочно-ярмарочной деятельности Кузбасской торгово-промышленной палаты в 1990 - 2000е гг. Исследован процесс образования первой выставочной компании в Кузбассе. Рассмотрено влияние Кузбасской торгово-промышленной палаты.

Ключевые слова: Кузбасская торгово-промышленная палата, выставочно-ярмарочная деятельность, Кузбасс, «Кузбасская ярмарка», комитет по выставочноярмарочной деятельности, Администрация Кемеровской области.

Novoseltsev Nikolay Rzavich

Postgraduate Student of the Department of Contemporary National History, Kemerovo State University

editor@hist-edu.ru

Pyanov Alexander Yevgenyevich

PHD in History, Associate Professor of the Department of Contemporary National History, Kemerovo State University editor@hist-edu.ru

THE ANALYSIS OF EXHIBITION AND TRADE FAIR ACTIVITY OF KUZBASS CHAMBER OF COMMERCE AND INDUSTRY IN THE 1990 - 2000S

The analysis of exhibition and trade fair activity of Kuzbass Chamber of Commerce and Industry in 1990 - 2000s is carried out. The process of formation of the first exhibition campaign in Kuzbass is investigated. The influence of Kuzbass Chamber of Commerce and Industry is considered.

Key words: Kuzbass Chamber of Commerce and Industry, exhibition and trade fair activity, Kuzbass, "The Kuzbass Fair", committee for exhibition and trade fair activity, Administration of the Kemerovo Region.

В начале 1990 - х гг. в России происходил процесс разрушения хозяйственных цепочек. Либерализация общественных отношений, укрепление международных экономических связей требовали от государства формирования новых цепочек партнерства как внутри страны, так и с зарубежными партнерами. Например, в Кузбассе угольные предприятия потеряли рынки сбыта своей продукции. Как следствие, массовые увольнения рабочих и забастовки. Если бы процесс формирования новых цепочек шел естественным путем, то он бы затянулся на длительный срок, а с помощью Кузбасской торгово-промышленной палаты быстрее были воссозданы производственные цепочки.

Одним из инструментов воссоздания хозяйственных цепочек являлись выставки и ярмарки.

В 1991 г. была создана Кузбасская палата, а ноябре 1992 г. был заключен договор по развитию выставочно-ярмарочной деятельности в Кемеровской области между палатой и «Кузбасской ярмаркой».

Согласно этому договору Кузбасская палата принимала на себя обязательства широко пропагандировать выставочно-ярмарочную деятельность при работе с кузбасскими предприятиями и при деловых встречах с предприятиями и фирмами из-за пределов Кузбасса, бесплатно размещать информацию о кузбасских выставках-ярмарках в своем бюллетене, направлять её в торгово-промышленные палаты других регионов и др. [1, с. 1]. При этом «Кузбасская ярмарка» предоставляла палате оборудованный выставочный стенд на каждой проводимой выставке-ярмарке, где палата могла проводить деловые переговоры, распространять свои информационные материалы и т. д.

Таким образом, практически с самого начала развития выставочно-ярмарочного движения в Кузбассе Кузбасская палата не просто поддерживала его морально, но и сама стала активным соорганизатором и участником выставок-ярмарок, способствуя повышению уровня их представительности и привлекательности.

Результатом совместной работы с выставочными организациями стало создание в 1998 г. Комитета по выставочно-ярмарочной деятельности, в состав которого вошли представители Администрации Кемеровской области, руководители выставочно-ярмарочных организаций. Комитет создан для координации действий организаторов выставок-ярмарок, развития культуры выставочной деятельности в Кузбассе, а также для организации выставок кузбасских предприя-

тий в других регионах России и за рубежом [2, с. 10-11].

Собственной выставочно-ярмарочной компании палата не имеет до сих пор. Тем не менее, КТПП занимается организацией участия кузбасских предприятий в выставках, проводимых за рубежом и в других регионах России. Зачастую это делается совместно с Администрацией области, выставочными компаниями, находящимися в Кузбассе. Так, в октябре 2002 г. Кузбасской ТПП совместно с выставочной компанией «Экспо-Сибирь» была сформирована коллективная экспозиция для участия в 5 международном всесибирском инновационном форуме и 7ой Всероссийской универсальной научно-производственной инновационной выставке-ярмарке «Интеграция» г. Томск. В этой выставке приняли участие 25 предприятий из Кузбасса. Кузбасская торгово-промышленная палата также представила 168 инновационных разработок, участвовавших в конкурсе «Инновация и изобретение года». Коллективная экспозиция Кемеровской области была отмечена многими наградами и золотой медалью в номинации «Лучшая экспозиция».

Палата не замыкается на контактах с выставочными компаниями Кемеровской области, а сотрудничает и с выставочниками других регионов. В течение двух лет, в 2002 и 2003 гг., в выездных выставках-ярмарках «Сибирский торговый путь», проводимых новосибирской компанией «ТРАНС КРУИЗ», Кузбасская ТПП организовала участие 30 предприятий из 8 городов Кузбасса [3, с. 30].

В марте 2004 г. палата организовала коллективную экспозицию предприятий Кемеровской области на выставке в Бишкеке «Сибирь-Кыргызстан-2004», организатором которой с кыргызской стороны была ТПП Республики Кыргызстан. В экспозиции было представлено 17 предприятий угольной, машиностроительной, химической промышленности, сельского хозяйства, строительной индустрии. Палата приняла участие в конгрессной программе выставки, выступив на совместном заседании межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» и представителей Правительства Кыргызской Республики с сообщением «Торгово-промышленная палата как механизм содействия торгово-экономическому сотрудничеству».

Таким образом, данное направление деятельности КТПП играет главную роль в развитии международных и межрегиональных связей на уровне Кемеровской области, а не только на уровне КТПП. Новые возможности и полномочия, появляющиеся у Кузбасской торговопромышленной палаты, позволяют более масштабно и комплексно решать задачи кузбасского бизнеса в выставочно-ярмарочной деятельности. Данный вид деятельности позволяет показать и рассказать зарубежным партнерам о кузбасском регионе, его достижениях, представить продукцию основных отраслей промышленности. Ярким примером является участие в выставке в Бишкеке «Сибирь-Кыргызстан-2004». Но, несмотря на очевидные преимущества во второй половине 2000-х гг. были выявлены существенные недостатки выставочно-ярмарочной деятельности. Малый и средний бизнес был поставлен в условия выживания. В условиях мирового финансового кризиса он не мог позволить себе выделить средства на участие в выставках. Падение на рынке выставочных услуг в России доходит до 80%. В нашей отрасли происходит сокращение рынка выставочных услуг, уменьшение числа компаний-участниц. Экономическая ситуация в стране заставила экспонентов более рационально расходовать свои маркетинговые и рекламные бюджеты. В основном, это выражается в уменьшении размера стенда и упрощении его дизайна. Таким образом, можно говорить о некотором сокращении занятой экспонентами площади. Открываются представительства ведущих мировых производителей, появляются новые товары, совершенствуется дизайн. С этой точки зрения выставки и ярмарки являются сегодня эффективным способом продвижения товаров на рынок.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Текущий архив Кузбасской торгово-промышленной палаты. Папка «Выступления Алексеевой Т.О.». Роль Кузбасской торгово-промышленной палаты в развитии выставочного движения в регионе. Эффективность взаимодействия с выставочными организациями.

2. О работе Кузбасской торгово-промышленной палаты за период 1994-1999. Кемерово, 2000.

3. Аналитическая записка Кузбасской торгово-промышленной палаты. Кемерово, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.