УДК [94(571.17):339.174:334.788.2]”199/200”
Новосельцев Николай Рзавич
аспирант кафедры новейшей отечественной истории Кемеровского государственного университета editor@hist-edu.ru
Пьянов Александр Евгеньевич
кандидат исторических наук, доцент кафедры новейшей отечественной истории Кемеровского государственного университета editor@hist-edu.ru
АНАЛИЗ ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУЗБАССКОЙ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ В 1990 - 2000-х гг.
Проведен анализ выставочно-ярмарочной деятельности Кузбасской торгово-промышленной палаты в 1990 - 2000е гг. Исследован процесс образования первой выставочной компании в Кузбассе. Рассмотрено влияние Кузбасской торгово-промышленной палаты.
Ключевые слова: Кузбасская торгово-промышленная палата, выставочно-ярмарочная деятельность, Кузбасс, «Кузбасская ярмарка», комитет по выставочноярмарочной деятельности, Администрация Кемеровской области.
Novoseltsev Nikolay Rzavich
Postgraduate Student of the Department of Contemporary National History, Kemerovo State University
editor@hist-edu.ru
Pyanov Alexander Yevgenyevich
PHD in History, Associate Professor of the Department of Contemporary National History, Kemerovo State University editor@hist-edu.ru
THE ANALYSIS OF EXHIBITION AND TRADE FAIR ACTIVITY OF KUZBASS CHAMBER OF COMMERCE AND INDUSTRY IN THE 1990 - 2000S
The analysis of exhibition and trade fair activity of Kuzbass Chamber of Commerce and Industry in 1990 - 2000s is carried out. The process of formation of the first exhibition campaign in Kuzbass is investigated. The influence of Kuzbass Chamber of Commerce and Industry is considered.
Key words: Kuzbass Chamber of Commerce and Industry, exhibition and trade fair activity, Kuzbass, "The Kuzbass Fair", committee for exhibition and trade fair activity, Administration of the Kemerovo Region.
В начале 1990 - х гг. в России происходил процесс разрушения хозяйственных цепочек. Либерализация общественных отношений, укрепление международных экономических связей требовали от государства формирования новых цепочек партнерства как внутри страны, так и с зарубежными партнерами. Например, в Кузбассе угольные предприятия потеряли рынки сбыта своей продукции. Как следствие, массовые увольнения рабочих и забастовки. Если бы процесс формирования новых цепочек шел естественным путем, то он бы затянулся на длительный срок, а с помощью Кузбасской торгово-промышленной палаты быстрее были воссозданы производственные цепочки.
Одним из инструментов воссоздания хозяйственных цепочек являлись выставки и ярмарки.
В 1991 г. была создана Кузбасская палата, а ноябре 1992 г. был заключен договор по развитию выставочно-ярмарочной деятельности в Кемеровской области между палатой и «Кузбасской ярмаркой».
Согласно этому договору Кузбасская палата принимала на себя обязательства широко пропагандировать выставочно-ярмарочную деятельность при работе с кузбасскими предприятиями и при деловых встречах с предприятиями и фирмами из-за пределов Кузбасса, бесплатно размещать информацию о кузбасских выставках-ярмарках в своем бюллетене, направлять её в торгово-промышленные палаты других регионов и др. [1, с. 1]. При этом «Кузбасская ярмарка» предоставляла палате оборудованный выставочный стенд на каждой проводимой выставке-ярмарке, где палата могла проводить деловые переговоры, распространять свои информационные материалы и т. д.
Таким образом, практически с самого начала развития выставочно-ярмарочного движения в Кузбассе Кузбасская палата не просто поддерживала его морально, но и сама стала активным соорганизатором и участником выставок-ярмарок, способствуя повышению уровня их представительности и привлекательности.
Результатом совместной работы с выставочными организациями стало создание в 1998 г. Комитета по выставочно-ярмарочной деятельности, в состав которого вошли представители Администрации Кемеровской области, руководители выставочно-ярмарочных организаций. Комитет создан для координации действий организаторов выставок-ярмарок, развития культуры выставочной деятельности в Кузбассе, а также для организации выставок кузбасских предприя-
тий в других регионах России и за рубежом [2, с. 10-11].
Собственной выставочно-ярмарочной компании палата не имеет до сих пор. Тем не менее, КТПП занимается организацией участия кузбасских предприятий в выставках, проводимых за рубежом и в других регионах России. Зачастую это делается совместно с Администрацией области, выставочными компаниями, находящимися в Кузбассе. Так, в октябре 2002 г. Кузбасской ТПП совместно с выставочной компанией «Экспо-Сибирь» была сформирована коллективная экспозиция для участия в 5 международном всесибирском инновационном форуме и 7ой Всероссийской универсальной научно-производственной инновационной выставке-ярмарке «Интеграция» г. Томск. В этой выставке приняли участие 25 предприятий из Кузбасса. Кузбасская торгово-промышленная палата также представила 168 инновационных разработок, участвовавших в конкурсе «Инновация и изобретение года». Коллективная экспозиция Кемеровской области была отмечена многими наградами и золотой медалью в номинации «Лучшая экспозиция».
Палата не замыкается на контактах с выставочными компаниями Кемеровской области, а сотрудничает и с выставочниками других регионов. В течение двух лет, в 2002 и 2003 гг., в выездных выставках-ярмарках «Сибирский торговый путь», проводимых новосибирской компанией «ТРАНС КРУИЗ», Кузбасская ТПП организовала участие 30 предприятий из 8 городов Кузбасса [3, с. 30].
В марте 2004 г. палата организовала коллективную экспозицию предприятий Кемеровской области на выставке в Бишкеке «Сибирь-Кыргызстан-2004», организатором которой с кыргызской стороны была ТПП Республики Кыргызстан. В экспозиции было представлено 17 предприятий угольной, машиностроительной, химической промышленности, сельского хозяйства, строительной индустрии. Палата приняла участие в конгрессной программе выставки, выступив на совместном заседании межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» и представителей Правительства Кыргызской Республики с сообщением «Торгово-промышленная палата как механизм содействия торгово-экономическому сотрудничеству».
Таким образом, данное направление деятельности КТПП играет главную роль в развитии международных и межрегиональных связей на уровне Кемеровской области, а не только на уровне КТПП. Новые возможности и полномочия, появляющиеся у Кузбасской торговопромышленной палаты, позволяют более масштабно и комплексно решать задачи кузбасского бизнеса в выставочно-ярмарочной деятельности. Данный вид деятельности позволяет показать и рассказать зарубежным партнерам о кузбасском регионе, его достижениях, представить продукцию основных отраслей промышленности. Ярким примером является участие в выставке в Бишкеке «Сибирь-Кыргызстан-2004». Но, несмотря на очевидные преимущества во второй половине 2000-х гг. были выявлены существенные недостатки выставочно-ярмарочной деятельности. Малый и средний бизнес был поставлен в условия выживания. В условиях мирового финансового кризиса он не мог позволить себе выделить средства на участие в выставках. Падение на рынке выставочных услуг в России доходит до 80%. В нашей отрасли происходит сокращение рынка выставочных услуг, уменьшение числа компаний-участниц. Экономическая ситуация в стране заставила экспонентов более рационально расходовать свои маркетинговые и рекламные бюджеты. В основном, это выражается в уменьшении размера стенда и упрощении его дизайна. Таким образом, можно говорить о некотором сокращении занятой экспонентами площади. Открываются представительства ведущих мировых производителей, появляются новые товары, совершенствуется дизайн. С этой точки зрения выставки и ярмарки являются сегодня эффективным способом продвижения товаров на рынок.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Текущий архив Кузбасской торгово-промышленной палаты. Папка «Выступления Алексеевой Т.О.». Роль Кузбасской торгово-промышленной палаты в развитии выставочного движения в регионе. Эффективность взаимодействия с выставочными организациями.
2. О работе Кузбасской торгово-промышленной палаты за период 1994-1999. Кемерово, 2000.
3. Аналитическая записка Кузбасской торгово-промышленной палаты. Кемерово, 2005.