Научная статья на тему 'Выставочно-ярмарочная деятельность – эффективное направление развития экономики'

Выставочно-ярмарочная деятельность – эффективное направление развития экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1253
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
виставкова діяльність / ярмаркова діяльність / маркетинг / комунікації / выставочная деятельность / ярмарочная деятельность / маркетинг / коммуникации / exhibition activities / fairs / marketing / and communications

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н.С. Мамонтенко, А.В. Сутягина

В данной статье рассмотрены выставочная и ярмарочная деятельности предприятий, что являются неотъемлемой частью маркетинговых коммуникаций. Даны их понятия, классификация, а также значение в развитии экономической деятельности Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Exhibition and fair activity is an effective direction of economic development

This article describes the exhibition and fair activities of enterprises that are an integral part of marketing communications. Given their concepts, classification and importance in the development of economic activity of Ukraine.

Текст научной работы на тему «Выставочно-ярмарочная деятельность – эффективное направление развития экономики»

Теорiя i практика економжи та управлшня промисловими Theory and practical aspects of economics and industrial

шдприемствами enterprises management

УДК 330 : 061.41

ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ЭФФЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Н.С. Мамонтенко

А.В. Сутягина

Одесский национальный политехнический университет, Одесса, Украина

Мамонтенко Н.С., Сутягина А.В., Виставково-ярмаркова дiяльнiсть - ефективний напрям розвитку економти.

У данш статп розглянуп виставкова i ярмаркова дiяльностi тдприемств, що е неввд'емною частиною маркетинговых комушкацш. Дано ïx поняття, класифжащя, а також значення в розвитку економiчноï дiяльностi Украïни.

Ключовi слова: виставкова дiяльнiсть, ярмаркова дiяльнiсть, маркетинг, комушкацп

Мамонтенко Н.С., Сутягина А.В., Выставочно-ярмарочная деятельность - эффективное направление развития экономики.

В данной статье рассмотрены выставочная и ярмарочная деятельности предприятий, что являются неотъемлемой частью маркетинговых коммуникаций. Даны их понятия, классификация, а также значение в развитии экономической деятельности Украины.

Ключевые слова: выставочная деятельность, ярмарочная деятельность, маркетинг, коммуникации

Mamontenko N.S., Sutiagina A.V. Exhibition and fair activity is an effective direction of economic development.

This article describes the exhibition and fair activities of enterprises that are an integral part of marketing communications. Given their concepts, classification and importance in the development of economic activity of Ukraine.

Keywords: exhibition activities, fairs, marketing, and communications

Выставочно-ярмарочная деятельность берет свое начало с древности и благодаря своей важности и незаменимости продолжает существовать по сей день. Маркетинг является одним из инструментов выживания и развития современных предприятий в конкурентных условиях [1]. Предприятия, участвующие в выставках повышает эффективность своей маркетинговой политики. Такие мероприятия дают возможность лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью в нужное время и в нужном месте продемонстрировать потенциальным клиентам и конкурентам свой полный перечень товаров и услуг. Сегодня выставки и ярмарки обеспечивают доходы в бюджеты всех уровней, создают необходимую информационную среду, формируют значительные финансовые потоки.

Основной проблемой, что выступает катализатором выставочно-ярмарочной деятельности в Украине, является нехватка современных выставочных площадей. Недостаток этот коснулся не только отдельно взятых регионов, но и всей страны в целом.

Целью статьи является рассмотреть выставочную и ярмарочную деятельности предприятий как эффективное направление развития экономики.

Изложение основного материала исследования

Строительство выставочных комплексов необходимо не только в столице, но и большинству других городов. В Украине нет ни одного выставочного комплекса, который должным образом, в нужном объеме и со стабильной периодичностью смог обеспечить весь круг необходимых выставочных услуг. Но за предыдущее десятилетие некоторый ощутимый прогресс наметился и в этой сфере. Появилось немалое количество украинских компаний, которые специализируются на том, чтобы предоставить экспонентам необходимые выставочные услуги на уровне лучших мировых стандартов.

Сложно представить, какой была бы современная экономика, ее становление и развитие без выставочной, ярмарочной и презентационной деятельности. Этот вид деятельности по

стимулированию сбыта, действительно, настоящий праздник. Потенциального потребителя всегда будет привлекать красота оформления витрин и стендов, располагающая атмосфера, приветственная программа.

Международные выставки в крупнейших комплексах мира оказывают не только социально-эстетический эффект на культуру современного общества, но и являются важнейшим инструментом государственной политики.

Выставки и ярмарки занимают особое место в арсенале средств рекламного воздействия. Благодаря им общественности представлены широкие возможности демонстрации различных рекламируемых изделий для способов установления контактов с непосредственными покупателями. Понятия ярмарок и выставок часто отождествляя-ют, поскольку порой найти тонкую грань меж этими понятиями невозможно, следует внести ясность в их смысловые противопоставления [2].

Ярмарки и выставки являются древнейшими способами торговли и общения. Ярмарки имеют богатую и красочную историю, которая берет свое начало от мест встреч торговцев, пересекавших африканский и азиатский континенты, с экзотическими шелками, специями и драгоценными металлами.

Слово «ярмарка» (fair) в английском языке произошло от латинского слова "feriae", что означает «праздник».

Ярмарки считаются самой ранней формой прямой продажи. Самое важное в ярмарке то, что там продаются товары. Ярмарки проходили на открытом воздухе и обычно проводились в одном и том же месте в одно и то же время. Зачастую они проводились в связи с религиозными праздниками. Ярмарки были в первую очередь местами, куда купцы привозили товары, чтобы тут же их продать [3].

Уникальность ярмарки в том, что товар можно продать прямо во время показа. «Одна только характеристика прямого обмена предметов потребления на вознаграждение, например, товаров или услуг на плату, отличает ярмарку от ее двоюродной сестры, выставки» [4].

Слово «экспозиция» (exposition) - старофранцузское, происходит от латинского слова "exposition". Его впервые применили в 1649 г., со значением «демонстрация, выставление на обозрение» [5].

«Выставка (exhibition) - слово, основанное на средневековой переделке латинского слова "exhibitionem" - «видеть». В то время как ярмарки

были в основном местами рыночной торговли, выставки в первую очередь занимались демонстрацией товаров. Выставки не могут похвастаться древней историей, которую имеют ярмарки. Они являются новым феноменом, ставшим массовым, лишь, когда в Европе произошли социальные, культурные и политические изменения в результате «промышленной революции». Массовый спрос на новые рынки для массово производимых товаров заставил многие страны, особенно Францию и Англию, создавать возможности для демонстрации товаров своих производителей и развития международных торговых отношений [5].

Выставки отличались от ярмарок по четырем основным параметрам. Во-первых, выставки были обычно однократными мероприятиями. Они не имели циклического характера. Во-вторых, выставки располагались в постоянных сооружениях, построенных специально для них. В-третьих, хотя ярмарки проводились регулярно, они не были хорошо организованными мероприятиями. Со временем, религиозные и общественные лидеры получали контроль над площадками, где проводились ярмарки (обычно общественные земли). На ярмарках отсутствовал прямой контроль над купцами, продающими свои товары. Выставки же - это высокоорганизованные мероприятия. Они с самого начала создавались правительственными департаментами или комитетами с целью продвижения торговли. Делалась сознательная попытка рекламировать мероприятие и привлечь к нему людей [5].

Наконец, самым явным отличием выставки от ярмарки был сам способ ведения бизнеса. На ярмарку привозились товары на продажу, а на выставках продажа выставочных экземпляров обычно не происходила. Демонстрация товаров на выставке говорила о надежде их продажи в будущем. Так происходит и по сей день.

Международное бюро выставок определяет выставку как «показ, основная цель которого состоит в просвещении публики путем демонстрации средств, имеющихся в распоряжении человечества, для удовлетворения потребностей в одной или нескольких областях его деятельности или будущих его перспектив» [6].

Также выставки выполняют некоторые функции, которые, несомненно, являются неотъемлемыми для формирования рыночных отношений. Подробные названия функций и их составляющие указаны в табл. 1.

Таблица 1. Функции выставочных мероприятий

Название функции Составляющие

1. Коммуникативная Работа с общественностью, реклама, личные контакты, стимулирование продаж, изучение рынка, единый фирменный стиль

2. Товарной политики Качество товара, формирование ассортимента, торговая марка, логотип, внешнее оформление продукции

3. Ценообразования Цена, продажа в кредит, система скидок, расчет с покупателем, сервис

4. Распределения Организация сбыта, пути сбыта, хранение, транспортировка

Teopia i nparrma eKOHOMÍKH Ta ynpaBniHHa npoMucnoBuMu nignpHeMCTBaMH

Theory and practical aspects of economics and industrial enterprises management

-HpMapRa, no onpegeneHuM CoM3a MexgyHa-pogHbix apMapoK, «npegcraBnaeT co6on экoнo-MHHecKyM BMCTaBKy o6pa3^DB, KoTopaa, b oooTBeTCTBHH c o6braaaMu toh crpaHbi, Ha TeppHTopHH KoTopon oHa Haxogmca, npegcraBnaeT co6on KpynHMH pmhok ToBapoB, gencTByM^HH b ycTaHoB^eHHbie cpoKH b TeneHHe orpaHuneHHoro

,3,na Toro hto6m BbicTaBonHoe Meponpuarae npou3Beno Hagnexa^ee BnenaTneHue, cnegyeT Bcerga orpoMHoe BHHMaHue ygenaTb ogHoMy H3 Ba^Henmux cocraBnaM^ux opraннзaцнoннoн pa6o-tm - nepcoHany $upMbi. Kto, KaK He oh, yMeeT npaBunbHo nogaTb нн$opмaцнм, crnaguTb Bce Heypagu^i, BbicraBuTb MaTepuan b hy^hom cBeTe.

Opraннзaцнoннyм pa6oTy nepcoHana ^upMbi bo BpeMa BbicraBKH cnegyeT HanuHaTb c o^opMneHua BbicraBoHHoro cTeHga.

BbicraBonHbra cTeHg - этo, npexge Bcero, nнцo ^upMbi. noTOMy ycnex ynacTua npegnpuaTua b BbicTaBoHHbix MeponpuaTuax bo MHoroM зaвнcнт ot ucKyccTBa o^opMneHua BbicraBoHHon экcnoзнцнн. nepBbiH Bonpoc, kotopmh gonxeH 3agaBaTbca ^upMon nepeg npuHaTueM pemeHua o6 ynacmu b BMcTaBKe: KaKon pa3Mep cTeHga Heo6xoguM. Ho этoт HeoTteMneMMH KoMnoHeHT urpaeT ganeKo He caMyro Ba^Hyro ponb [8].

,3,na Toro hto6m BbicTaBonHoe Meponpuarae Morno npoaBuTb ce6a b nonHon Mepe, opuruHanb-HocTb b o^opMneHuu экcnoнaтoв, npuBneKaTenbHaa peKnaMa, cnaxeHHaa pa6oTa nepcoHana u Hagne^a^ee BHuMaHue k noceTurenaM TaKxe o6a3aHbi gocruraTb HauBbicmero ypoBHa MacTep-cTBa.

Оpгaннзaцнa BbicraBonHbix cTeHgoB 3aKpenuna 3a co6on gBe ochobhmx кoнцenцнн. nepBaa genaeT ochobhoh ynop Ha BroyanbHoM acneKTe, npegno-nuTaeMa b 6onbmen Mepe b ^upMax asuaTcKux, naTuHoaMepuKaHcKux u 6nu®HeBocToHHMx cTpaH. TaKoMy o^opMneHuM cTeHga conyrcTByMT pa3nun-HMe MuHu-npegcTaBneHua, nep^opMaHcbi u pa3-BneKaTenbHMe urpbi. BTopaa кoнцenцнa - этo npocToe gna noHuMaHua, o^opMneHHoe co BKycoM coopyxeHue u 6e3 ronumecTB coopyxeHue. TyT npugaMT 6onbmoe 3HaneHue нн$opмaцнoннbIм acneKTaM, oTBeTcTBeHHon pa6oTe nepcoHana u HenpepbiBHoMy cHa6xeHuM peKnaMHbiMu MaTepua-naMu.

O^opMneHue cTeHga gonxHo 6biTb BbigepxaHo b eguHoM crane. KaK noKa3MBaeT onbiT, ero npuBneKaTenbHocTb Bcerga gocTuraeTca 6pocKon unu, KaK roBopaT, «ygapHon» nacrbM экcnoзнцнн, KoTopaa o6pa^ana 6m Ha ce6a BHuMaHue noceraTenen BbicraBKu e^ë Ha ganbHux nogcTynax k

nepuoga BpeMeHu b ogHoM u tom xe MecTe. Ha apMapKe экcnoнeнтaм pa3pemaeTca npegcraBnaTb o6pa3^i cBoen npogyкцнн gna 3aKnMHeHua ToproBMx cgenoK b нaцнoнanbнoм unu Mexgy-HapogHoM MacmTa6ax» [7].

BbicraBonHbie Meponpuaraa кnaccн$нцнpyмтcн no npu3HaKaM, hto yKa3aHbi b Ta6n. 2.

cTeHgy. ,3,na этoгo b o^opMneHuu cTeHga noMoryT nnaKaTM, guarpaMMbi, $oTorpa$uu. Hx KonunecTBo, ogHaKo, He gonxHo 6biTb npe3MepHbiM. Eonbmoe KonunecTBo TeKcToBon нн$opмaцнн, pucyHKoB, pa3Me^eHHoe no BceMy BbicraBonHoMy cTeHgy, nepecraëT BocnpuHuMaTbca u He ycBauBaeTca noceTuTenaMu [9].

Bca BMcTaBonHaa экcnoзнцнн ycnoBHo pa36u-BaeTca Ha HecKonbKo 3oH:

— ny6nKHHaa (caMaa 6onbmaa no nno^agu, Ha KoTopon HaxogaTca экcnoнaтм, o6ecneHuBaMTca KoHTaKTM c noceTuTenaMu, pa6oTaMT cTeHguc-tm);

— pa6onaa (MecTo gna npoBegeHua neperoBopoB npegcTaBuTenen $upMM c noтeнцнanbнммн napTHëpaMu u KnueHTaMu);

— cny®e6Haa (BcnoMoraTenbHMe noMe^eHua u nno^agKu gna xpaHeHua экcпoнaтoв, peKnaMHon nuTepaTypM oTgMxa coTpygHuKoB, oge^gbi, gna npuroToBneHua HanuTKoB) [10].

Ha 6onbmuHcTBe BMcTaBoK npuHaTo nacTb peKnaMHbix MaTepuanoB pacKnagMBaTb Ha Bugy gna Toro, hto6m noceTuTenu 6panu ux c co6on. PeKnaMa gna pa3ganu noceTuTenaM Mo^eT cocToaTb u3 peKnaMHbix nucroBoK, 6yKneToB, npocneKToB, KaTanoroB, cyBeHupHbix нзgenнн. Ee цenb -ocTaBuTb y noceTuTenen MaTepuan gna nocne-gyro^ero 6onee geTanbHoro o3HaKoMneHua. Этo u Hau6onee yganHMn BapuaHT nepeganu agpeca u Tene^oHa $upMM noтeнцнanbнмм KnueHTaM. noMuMo o6^egocTynHMx MaTepuanoB Ha creHge, o6^ihho, HaxogaTca peKnaMHMe unu uH^opMa-цнoннмe MaTepuanM gna nocroflHHbix unu conugHMx KnueHToB, pyKoBoguTenen gpyrux $upM, noce^aM^ux cTeHg. CTeHg o^opMnaeTca c noMo^bM oTgenbHMx peKnaMHMx эneмeнтoв:

— Hagnucu Ha $pu3e cTeHga (Ha3BaHue $upMM, ToBapHMn 3HaK) b HeKoTopMx cnynaax u Tene^oH;

— nnaKaTOB, gna o^opMneHua cTeH cTeHgoB;

— экpaнoв c 6ery^en ctpokoh unu u3o6pa®eHueM, pa3Me^ëHHMx HenocpegcTBeHHo Hag unu oKono BMcTaBonHoro cTeHga;

— mohutopob gna geмoнcтpaцнн peKnaMHMx ponuKoB [10].

Ta6nнцa 2. Knaccн$нкaцнa BbicraBonHbix мeponpннтнн

npu3HaK CocTaBnaMmue

Цent npoBegeHua ToproBMe, нн$opмaцнoннo-oзнaкoмнтentн^Ie

XapaKTep npegnoxeHua 3KcnoHaToB yHuBepcantH^ie, MHorooTpacjieBbie, oTpacneBMe, cпeцнanнзнpoвaнн^Ie

CocTaB ynacTHuKoB PeruoHantH^ie, MexperuoHantH^ie, нaцнoнantн^Ie, MexgyHapogHHe

Основная цель данного вида рекламы: привлечь посетителей, заинтересовать их направлениями деятельности, заставить проявить интерес к более детальному знакомству с предлагаемыми продуктами, услугами. Никогда не следует считать работу по оформлению выставочного стенда законченной после открытия выставки. Опыт первых дней, а иногда и часов работы может показать, что какие-то решения были не совсем правильными. Никогда не поздно переставить экспонаты, дополнить надписи или внести другие изменения. Если же это невозможно, то необходимо учесть ошибки на будущее, чтобы не повторить их на следующих выставочных мероприятиях. Следует помнить, что любая выставка - это одновременно и процесс учёбы. Учатся сотрудники фирмы, учатся их конкуренты и деловые партнёры. С каждым разом меняются методы оформления и дизайн выставок. Появляются электронные новинки в оформлении, привлекающие внимание посетителей. Самое существенное для предприятия состоит в том, чтобы уловить новые тенденции быть если не первым, то оригинальным [9].

Особая роль в обеспечении успеха в выставочной деятельности фирмы принадлежит стендистам - сотрудникам фирмы, работающим в публичной зоне экспозиции, стенда фирмы. Помимо высоких требований к индивидуальным качествам стендиста (умения и желания общаться с людьми, выносливость, привлекательная внешность) при отборе кандидатов на эту работу, необходимо уделить самое серьёзное внимание их профессиональной компетентности, психологическим навыкам, хорошему знанию одного или двух иностранных языков (как обязательное условие - языка страны проведения выставки) [11].

С самого начала работы выставки у стендиста фирмы возникает необходимость контактов с работниками других стендов. Эти контакты позволяют обмениваться опытом работы, оказывать в необходимых случаях взаимопомощь, устанавливать и развивать необходимые контакты на будущее [12].

В Украине выставочно-ярмарочные мероприятия проводятся с непрерывной периодичностью. Существует множество тематик, где специализированная выставка собирает немалое число профессионалов отрасти.

За последние несколько лет социально-экономическое развитие Украины во многом зависело от роста выставочно-ярмарочной деятельности. Не смотря на нестабильную ситуацию в стране, она все еще пытается способствовать укреплению международного авторитета государства, развитию внутренней и внешней торговли, продвижению отечественных товаров на рынке других стран. Выставочно-ярмарочная деятельность также выступает одним из видов рекреационно-туристической деятельности.

Одной из важнейших проблем есть недостаточное развитие выставочной инфраструктуры. Только Киев и Донецк имеют современные выставочные центры, ситуация в других регионах остается неадекватной современным требованиям национальной экономики. Выставки проводятся в неприспособленных помещениях (спортивных или концертных залах). Это ограничивает их развитие, приводит к снижению качества и эффективности выставок, к снижению имиджа выставочного дела в Украине. Целевая поддержка местной власти, включения выставочных центров к перечню важнейших объектов городской инфраструктуры, режим максимальной благоприятности в вопросах отведения земли, позволит привлечь необходимые инвестиционные и кредитные ресурсы для построения в наибольших городах Украины современных выставочных центров [13].

Другой проблемой (а в действительности, возможно, наибольшей) является непрозрачность выставочного рынка. Отсутствие достоверных данных о выставочно-ярмарочной деятельности приводит к недобросовестной конкуренции, до невозможности взвешенного выбора выставок их участниками и посетителями, до невозможности исследование рынка. Некоторые недобросовестные организаторы сообщают о десятках или даже сотнях тысяч посетителей, в то время как простой расчет показывает, что эти все люди просто не смогли бы войти в выставочный зал [14].

Большинство посетителей выставочных мероприятий не являются предпринимателями, они приходят туда, чтобы посмотреть на яркое шоу, отдохнуть, набраться сил и получить массу впечатлений. Как ни странно, но для Украины характерно бурное развитие выставочного бизнеса, прежде всего, национального и международного масштаба. После того, как в 1997 году была создана Выставочная федерация Украины (ВФУ), а также Совет по вопросам выставочной деятельности в Украине, ситуация по вопросам выставочно-ярмарочной деятельности в стране стала претерпевать позитивных изменений.

Следуя данным ВФУ, с 2005-2007 годы количество выставочных мероприятий возросло с 800 до 1500 и следующие 5 лет темпы роста сохранялись. На сегодняшний день существуют несколько десятков фирм, занимающихся организацией выставочных мероприятий.

Еще год назад с целью организации выставок, использовались как имеющийся фонд помещений, так и сроились новые выставочные комплексы. Основными выставочными центрами столицы являются НВЦ «Экспоцентр Украины», «АККО», «Автоэкспо». Крупнейшими региональными выставочными центрами являются: ООО «Интер Экспо», ООО «Центр выставочных технологий» (Одесса), «К.И.» (Харьков) [14].

Выставочная деятельность в Украине является мощным импульсом развития туризма национального и международного масштаба.

Теорiя i практика економжи та управлшня промисловими пiдприeмствами

Theory and practical aspects of economics and industrial enterprises management

Организованная НВЦ «Экспоцентр Украины» целая серия выставок весной и летом 2011 г. привлекла внимание десятков тысяч туристов из Украины из более 30 стран мира [14].

Развитие выставочно-ярмарочной деятельности во многом зависит от уровня развития экономики и нужд рынка потребителей, однако, в то же время, от организации выставок зависит и благополучие экономики страны. Выставочно-ярмарочная деятельность способна повлиять на различные отрасли промышленности, она собирает профессионалов отрасли в одном месте, где им дается возможность послушать доклады, поделиться опытом, обсудить проблемы и узнать о нововведениях в своих отраслях.

Выводы

Выставочные мероприятия необходимо посещать, ибо это лучшее место, где можно, кроме общения со своими коллегами, продемонстрировать свой товар и продвинуть его на рынок, найти то, что искали и то, чего встретить и не ожидали. В развитом современном обществе, мир без выставочно-ярмарочной деятельности представить трудно.

Главным отличием ярмарки от выставки является то, что в ходе ярмарки можно сразу приобрести товар, а целью выставки является -сосредоточение на будущих продажах. За последние несколько лет Украина стала активно развивать свою выставочно-ярмарочную деятельность, что делает ее привлекательной для иностранных инвестиций, а так же вносит некую лепту в туризм страны.

Список литературы:

1. Роль маркетинг-менеджмента в управлении эффективностью работы предприятия [Електронний ресурс] / И. В. Поповиченко, А. А. Лобань // Економжа: реалл часу. Науковий журнал. - 2014. - № 1 (11). - С. 69-75. - Режим доступу до журн.: http://economics.opu.ua/files/archive/2014/n1.html

2. Выставки и ярмарки в связях с общественностью [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://reftrend.ru/789433.html.

3. Александрова Н. В. Выставочный менеджмент: стратегии управления и маркетинговые коммуникации [Электронный ресурс] / Н. В. Александрова, И. К. Филоненко. - Режим доступа: http://coollib. com/b/145567/read.

4. Выставочно-ярмарочная деятельность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=579491.

5. John E. F. Encyclopedia of World's Fairs and Expositions / E. F. John, D. P. Kimberly. -McFarland, 2008. - Р. 174 - 178.

6. Исмаев Д. К. Работа стендистов Интуриста на зарубежных выставках и ярмарках / Д. К. Исмаев. - М.: ВКШ, 2004. - 180 c.

7. Фридман С. Как показать товар лицом. Выставки и презентации / С. Фридман. - М.: КОНСЭКО, 1994. - С. 138 - 145.

8. Информационный портал «Маркетинг для всех» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.expmarketing.ru/emarks-72-1.html.

9. Дурович А. П. Маркетинг в туризме : учеб. пособие [Электронный ресурс] / А. П. Дурович, А. С. Копанев ; под общей ред. З. М. Горбылевой. - Мн.: «Экономпресс», 1998. - Режим доступа: http://tourism-book. com/pbooks/book-36/ru/chapter-1810.

10. Ромат Е. В. Реклама в системе маркетинга : учеб. пособ. / Е. В. Ромат. - Харьков : НВФ Студцентр, 1995. - 222 с.

11. Гольман И. А. Рекламное планирование. Рекламные технологии. Организация рекламной деятельности / И. А. Гольман. - М., 1996. - 132 с.

12. Басовский Е. Л. Маркетинг / Е.Л.Басовский. - М., 2008. - 234 с.

13. Роль выставочной деятельности в современных условиях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-97026.html?page=6.

14. Выставочная деятельность в Украине [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://uchebnikionline.com/turizm/rekreatsiyna_geografiya_-_maslyak_po.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Надано до редакцп 16.12.2014

Мамонтенко Наталiя Сергй'вна / Natalia S. Mamontenko

nata. mamontenko@mail. ru

Сутяпна Анна Вггалй'вна / Anna V. Sutiagina

sutja@yandex. ru

Посилання на статтю /Reference a Journal Article:

Выставочно-ярмарочная деятельность — эффективное направление развития экономики [Електронний ресурс] / Н.С. Мамонтенко, А.В. Сутягина //Економiка: реалН часу. Науковий журнал. — 2015. — № 1 (17). — С. 106-110. — Режим доступу до журн.: http://economics.opu.ua/files/archive/2015/n1.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.