УДК 339.174:316.77
ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ КОММУНИКАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
EXHIBITION ACTIVITY COMPANIES AS ONE OF DIRECTIONS COMMUNICATION POLICY
Романовская Е.Н., Марковская Э.В.
(Сибирский государственный технологический университет, г.Красноярск, РФ)
Romanovskaya E.N., Markovskaya E.V.
(Siberian State Technological University, Krasnoyarsk, Russia)
В данной работе исследуются сходства и различия мероприятий выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, дается их классификация. Определяются преимущества и выгоды для участников выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности.
In the present paper examines similarities and differences in events exhibition-fair and congress activities, given their classification. Determined by benefits and benefits for participants of exhibition and trade fair and congress activities.
Ключевые слова: выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность, выставочно-ярмарочное мероприятие, выставка, предприятие, коммуникации, ярмарка Key words: exhibition-fair and congress activities, exhibitions and fairs, exhibition, the company, communication
Рынку необходимы самостоятельные, хозяйственно независимые организации - гибкие, оперативные, оснащенные новейшими средствами вычислительной техники, средствами связи, передачи информации и оргтехники. Такими организациями являются ярмарки. Они дают возможность широкому кругу изготовителей, потребителей, посредников вступать в непосредственные коммерческие контакты, содействующие регулированию спроса и предложения, активизации хозяйственной инициативы сторон. На ярмарках имеются реальные возможности пропаганды надёжности изготовителя, его имиджа, уровня технического обслуживания. Результаты деятельности ярмарок позволяют изготовителям принимать решения о выпуске продукции, обновлении ассортимента и номенклатуры, повышении качества, улучшении дизайна.
Ярмарки представляют собой периодические мероприятия, проводимые с участием работников посреднических организаций, торговли, промышленности, сельского хозяйства и других отраслей для совершения покупок и продажи. Большую роль в формировании положительного восприятия организации, ее товаров или услуг играет участие предприятия в выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности. Именно она позволяет использовать все возможные способы для захвата рынка и достижения оптимального результата от коммуникационной работы. Коммуникации в сфере выставочно-ярмарочного бизнеса — очень важное и вероятно ключевое направление в создании наиболее благоприятных для компании условий бизнеса. В данной работе исследуются сходства и различия мероприятий выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, дается их классификация. Определяются преимущества и выгоды для их участников.
Выставки и ярмарки — эффективный ресурс для организации и проведения социо-культурных и маркетинговых исследований, т.к. они дают заинтересованным организациям обширную прикладную информацию. Каждая ярмарка либо выставка является своеобразным срезом вполне конкретной рыночной ситуации, она дает возможность не только осуществлять поиск соответствующих рынков, но и участвовать выходе на эти рынки с помощью наиболее эффективных способов. Каждая выставка - важная и, что ценно, емкая в плане материальных затрат часть маркетингового плана любой организации, которая принимает в ней участие в роли экспонента, посетителя или, тем более, организатора.
В соответствии с мировой практикой выставки, ярмарки и конгрессы классифицируются по 5 основным признакам:
- по географическому составу экспонентов: всемирные, международные, с международным участием, национальные, межрегиональные, местные;
- по тематическому (отраслевому) признаку: универсальные и специализированные;
- по значимости мероприятия: выставки федерального, межрегионального, регионального, местного значения;
- по территориальному признаку выставки, ярмарки и конгрессы подразделяются на выставки, проводимые внутри страны, и выставки, проводимые на территории других стран;
- по времени функционирования: постоянно действующие (0,5 - 1 год и более), временные (0,5 - 5 месяцев) и краткосрочные (от 1 - 5 дней до 0,5 месяца) [1].
Выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность разнообразна и делится на две части [2]:
- конгрессную часть выставки/ярмарки - комплекс мероприятий в рамках деловой программы выставки, включающий конгрессы, конференции, «круглые столы», совещания, заседания, семинары, симпозиумы по теме выставки.
- выставочно-ярмарочную деятельность - предпринимательская деятельность в сфере выставочных услуг, осуществляемая для содействия становлению и развитию отношений торгово-экономического, научно-технического и инвестиционного сотрудничества.
В Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, вышедшей в июле 2014 года, дается такое определение выставок и конгрессной деятельности.
Выставка (ярмарка) - выставочно-ярмарочное мероприятие, на котором демонстрируются и получают распространение товары, услуги и (или) информация и которое проходит в четко установленные сроки и с определенной периодичностью.
Конгрессная деятельность - предпринимательская деятельность, направленная на создание благоприятных условий для персонифицированного обмена информацией, деловых и научных контактов с целью установления и развития отношений между изготовителями товаров, поставщиками услуг и потребителями товаров и услуг, осуществляемая в процессе организации и проведения конгрессных мероприятий.
Данные определения содержат макроэкономический аспект. Для предприятия выставки и ярмарки приобретают уже несколько иную ретроспективу. Так торговая ярмарка для предприятия - это кратковременное, периодически проводимое мероприятие, в рамках которого с помощью образцов (экспонатов) фирма представляет свои товары или услуги с тем, чтобы посетитель получил ясное понятие об них, о предпринимательских перспективах фирмы. Экспоненты при помощи экспонируемых ими товаров (услуг) получают уникальную возможность распространять необходимую информацию и заключать прямые торговые сделки.
Выставки и ярмарки занимают особое место в арсенале средств коммуникационного воздействия, так как предоставляют очень широкие возможности демонстрации рекламируемых услуг для установления прямых деловых контактов с непосредственными покупателями, а также с предприятиями оптовой и розничной торговли. Особенно эффективны выставочные мероприятия в сочетании с комплексом сопутствующих рекламных мероприятий (рекламная кампания в прессе, проведение презентаций, пресс-конференций, «круглых столов» и т.п.). Выставки и ярмарки служат мощным средством популяризации новых товаров (услуг) и повышения престижа фирм. Участие в выставках представляет очень хороший шанс и эффективное средство продвижения среди розничных и оптовых покупателей, возможность завязать тесные личные контакты с поставщиками, создать или поддержать имидж компании, получить маркетинговую информацию о конкурентах[2].
Таким образом, выставки-ярмарки интегрируют в себе комплекс коммуникационных каналов взаимодействия и потоков информации между субъектами коммуникаций, устроителями и посетителями, которые также выступают в роли субъектов коммуникации. Участие в выставке предоставляет возможность одновременно решать множество бизнес задач - сбытовых, производственных, маркетинговых, рекламных, имиджевых, коммуникационных.
Интенсивность и количество контактов с посетителями выставки позволяют выигрывать время и тем самым получать конкурентное преимущество перед теми, кто не участвует в выставке. Подсчитано, что затраты на заключение сделки при встрече на выставке в среднем на 40 % ниже, чем без контакта на выставке.
«Побочным эффектом» участия в выставке может стать бесплатное включение в телевизионные репортажи или публикации в отраслевых изданиях и на интернет-порталах благодаря представителям СМИ, освещающим выставочное мероприятие. Это привлекает внимание и оказывает воздействие на целевую аудиторию, обеспечивает продленный эффект после ее окончания.
Нельзя не сказать и преимуществах регионов, на территориях которых проходят выставочно-конгрессные мероприятия. Они получают так называемый «мультипликативный эффект», который проявляется за счет использования транспорта, гостиниц, точек питания, учреждений культуры и пр. А при заключении контрактов с местными компаниями на создание совместных предприятий регионы получают дополнительные рабочие места.
Поставка оборудования для таких предприятий, само производство товара это дополнительный вклад в экономику территорий.
Ценность исследований на ярмарках и выставках состоит в том, что они:
• дают возможность получить богатый объем данных быстро дешевле, нежели в обычных условиях,
• позволяют достичь углубленного понимания рыночной ситуации, не ориентируясь на затратный и долговременны массовый сбор данных
• позволяют отслеживать динамику различных показателей;
• исследования на выставках позволяют определить новые тенденции в развитии рынка, выявить образовавшиеся лакуны и сосредоточить внимание на изучении тех сегментов, которые представляются самыми перспективными.
Таким образом, деятельность выставочных компаний позволяет регионам экономически развиваться. Участие же в выставках и ярмарках фирм и предприятий делает выставочно-ярмарочные и конгрессные мероприятия незаменимым средством продвижения товаров и услуг и развития бизнеса.
Список использованных источников
1. Распоряжение Правительства РФ от 10 июля 2014 г. N 1273-р О Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в РФ и плане мероприятий по реализации Концепции http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70595596/.
2. Деятельность выставочно-ярмарочная. термины и определения. http://www.complexdoc.ru/text/%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A2%20%D0%A0%2053103-2008
3. Концепция развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации, \ Консультант Плюс.-http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165612/?frame=1