Научная статья на тему 'Развитие выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности как фактор конкурентоспособности региона (на примере Москвы)'

Развитие выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности как фактор конкурентоспособности региона (на примере Москвы) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
889
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНГРЕССНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РЕГИОН / МОСКВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Валетов А.И.

В статье подчеркивается, что выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность является одним из источников конкурентных преимуществ регионов, привлекающих инвестиционные и туристические потоки. Среди российских регионов особенно выделяется Москва, активно позиционирующая себя как мировой выставочный центр. В связи с этим возникает необходимость проанализировать опыт правительства Москвы по развитию выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности как фактор конкурентоспособности региона (на примере Москвы)»

УДК 338.465.2

РАЗВИТИЕ ВЫ1СТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНОЙ И КОНГРЕССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА (на примере Москвы)

А.И. ВАЛЕТОВ, кандидат экономических наук, заместитель руководителя Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы E-mail: anatoly.valetov@gmail.com

В статье подчеркивается, что выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность является одним из источников конкурентных преимуществ регионов, привлекающих инвестиционные и туристические потоки. Среди российских регионов особенно выделяется Москва, активно позиционирующая себя как мировой выставочный центр. В связи с этим возникает необходимость проанализировать опыт правительства Москвы по развитию выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности.

Ключевые слова: выставочно-ярмарочная деятельность, конгрессная деятельность, конкурентоспособность, регион, Москва

В условиях ужесточения межрегиональной конкуренции и ускорения изменений окружающей среды большое внимание уделяется поиску факторов, обеспечивающих долгосрочные конкурентные преимущества региона и сохраняющих его лидерство среди конкурентов в течение длительного периода. Это крайне актуально для регионов, стремящихся занять устойчивую конкурентную позицию на международном рынке.

Особый интерес для инвесторов, туристов и других целевых аудиторий из многих стран представляют регионы, опирающиеся в своей конкурентоспособности на развитие выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности. В частности, конгрессная деятельность стала объектом исследования таких авторов, как И.Г. Бычков, М.М. Карлина,

О.А. Кусина, И.Н. Левченко, Т.Л. Мелто, Е.В. Федорова и др. [1-6]. Их работы подтверждают, что выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность становится самостоятельной отраслью, которая генерирует доход и создает высокооплачиваемые рабочие места, требующие высокой квалификации. В определенном смысле она аналогична туристическим услугам: люди приезжают на территорию города, тратят здесь деньги, при этом ничего не увозят с собой, кроме нематериальных объектов (воспоминаний, нового опыта, фотографий, документов и материалов). В то же время эта активность более эффективна, чем туристическая. Выставки, ярмарки и конгрессы становятся своеобразными катализаторами всей деловой активности в городе, способствуют его экономическому развитию, созданию благоприятного делового имиджа и привлекают внимание все большего количества экономических контрагентов (инвесторов, поставщиков, производителей товаров, работ и услуг).

Среди мировых выставочных центров наиболее известны Ганновер, Милан, Франкфурт, Кельн, Париж и др. Одним из ключевых факторов конкурентоспособности этих городов является высокий уровень организации выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности.

Среди российских регионов, активно позиционирующих себя как международные финансовые и выставочные центры, выделяется Москва. Сегодня

Увеличение активности в сфере выставочно-ярмарочной деятельности

в Москве в 2011, 2012 гг.

Показатель 2010 2011 2012 Рост в 2012 г. по сравнению с 2011 г., %

Площадь выставочных объектов, м2 901 574 949 703 1 217 123 28,2

Количество проведенных мероприятий, выставок 216 200 219 9,5

Количество экспонентов выставок 42 071 47 883 58 873 23,0

Количество российских участников 30 659 35 950 39 350 9,5

Количество зарубежных участников 11 412 11 933 19 523 64,0

Источник: по данным Российского союза выставок и ярмарок.

развитие выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности становится одним из ключевых направлений укрепления конкурентоспособности Москвы. Выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность заключается в предоставлении выставочных и конгрессных услуг в целях активизации торгово-экономического, научно-технического и инвестиционного сотрудничества.

Среди российских регионов Москва занимает лидирующее положение по активности в сфере выставочно-ярмарочной деятельности. По данным Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ), в Москве в последнее время отмечается увеличение выставочных площадей. Выставочная площадь 219 московских выставок в 2012 г. по сравнению с 2011 г. увеличилась примерно на треть. Наблюдается также рост количества экспонентов выставок, в том числе российских и зарубежных участников (см. таблицу).

Доля Москвы составляет 1/5 часть от общего числа выставок в стране. При этом данные мероприятия посещают более 30% всех посетителей выставок в России.

Доля участников московских выставок в общем числе экспонентов по стране растет и в 2012 г. достигла 42,6%. Аналогичная ситуация складывается и в отношении количества конгрессных мероприятий. Отмечается тенденция роста данного показателя на протяжении периода с 2009 по 2012 г.1

В связи с этим особый интерес вызывает вопрос о том, каким образом обеспечивается активный рост данной сферы и что могло бы усилить позицию Москвы среди международных выставочных центров.

Координируют выставочно-ярмарочную деятельность разнообразные ассоциации юридических лиц, представленных на данных мероприятиях, например Российский союз выставок и ярмарок.

В Москве в организацию выставок, ярмарок и конгрессов включаются Торгово-промышленная па-

1 По данным Российского союза выставок и ярмарок.

лата России и Московская торгово-промышленная палата, при которой работает Гильдия выставочно-ярмарочных организаций.

Развитие выставочно-ярмарочной и конгрес-сной деятельности вошло в перечень приоритетов деятельности правительства Москвы в 1999 г. В настоящее время выставочно-ярмарочная и конг-рессная деятельность регулируется постановлением правительства Москвы от 17.03.2009 № 198-ПП2 . В этом документе обозначены места размещения выставочно-конгрессных объектов международного, федерального, городского уровня и уровня административных округов и районов Москвы, а также оговаривается необходимость отслеживания реализации основных направлений.

В 2012 г. был подготовлен проект постановления правительства Москвы «О Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в городе Москве на 2013-2015 годы»3 . Согласно проекту выставочно-ярмарочной и конг-рессной деятельности отводилась ключевая роль в продвижении Москвы на международном уровне, активизации экономического развития столицы и увеличении потока прямых инвестиций. При этом предусматривались меры поддержки правительством Москвы выставочно-ярмарочных и конгрес-сных событий, строительства новых комплексов и необходимой инфраструктуры, а также способы усиления притягательности города для международных мероприятий.

Несмотря на то, что Концепция развития вы-ставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности

2 Об основных направлениях развития объектов выставочно-конгрессной деятельности в городе Москве в 2009-2015 гг. и на период до 2025 года: постановление правительства Москвы от 17.03.2009 № 198-ПП (ред. от 26.07.2011).

3 О Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрес-

сной деятельности в городе Москве на 2013-2015 годы: проект постановления правительства Москвы. URL: http://dvms.mos. ru/anti-corruption/anti-corruption-expertise/projects/833341/.

в городе Москве на 2013-2015 годы пока остается проектом, некоторые ее положения уже реализованы. Так, в августе 2013 г. при правительстве Москвы было создано Конгрессно-выставочное бюро4, которое представляет собой автономную некоммерческую организацию, осуществляющую сбор, предоставление заинтересованным лицам информации о конгрессно-выставочных возможностях города и привлечение международных конгрессов и выставочно-ярмарочных мероприятий.

При этом деятельность Конгрессно-выставоч-ного бюро (Конгресс-бюро) включает следующие направления:

— представление интересов конгрессно-выста-вочных организаций Москвы на международном рынке в качестве консультанта;

— развитие сферы: предложение программ развития, организация обучающих семинаров, консультирование по вопросам участия в международных мероприятиях индустрии встреч;

— участие в создании ежегодного плана кон-грессно-выставочных мероприятий, проводимых при поддержке правительства Москвы;

— аккумулирование и проведение анализа данных по конгрессно-выставочным событиям Москвы;

— участие в организации мероприятий, инициированных или привлеченных правительством Москвы.

В то же время поддержка конгрессно-выставоч-ных организаций данной структурой включает:

— предоставление информации о конгрес-сно-выставочных и туристических возможностях Москвы;

— участие в международных тендерах и разработку предложений по конгрессно-выставочным мероприятиям в Москве;

— помощь в выборе мест проведения данных мероприятий и в размещении делегатов;

— помощь в поиске поставщиков профильных товаров и услуг на московском рынке;

— организацию ознакомительных визитов и пресс-туров.

В 2014 г. Конгресс-бюро координирует такие мероприятия, как Всемирный конгресс предпринимателей (с 17 по 20 марта), выставка SEMICON Russia Workshop (14-15 мая), форум «Открытые инновации» (30 октября — 1 ноября), Московский урбанистический форум (декабрь).

4 АНО «Конгрессно-выставочное бюро города Москвы».

Одновременно для организации взаимодействия органов исполнительной власти Москвы с выставочно-ярмарочными организациями был создан Московский городской совет по выставочной деятельности (далее — Совет) в соответствии с постановлением правительства Москвы от 31.07.20135. Сфера деятельности Совета включает в себя:

— разработку и предложение мер по повышению эффективности конгрессно- выставочной деятельности в городе, а также рекомендаций о включении мероприятий в ежегодный план конгрессно-выставочных мероприятий правительства Москвы;

— рассмотрение вопросов об участии Москвы в конгрессно-выставочных мероприятиях на основе поступивших предложений от российских и иностранных организаций, осуществляющих конгрессно-выставочную деятельность;

— способствование активизации обмена опытом работы по конгрессно-выставочной деятельности между зарубежными и российскими организациями и др.

Формы поддержки правительством Москвы выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий включают в себя:

1) подготовку рекомендаций органам исполнительной власти Москвы по организации улично-до-рожной сети города и других сфер городской жизни для проведения выставочных и конгре ссных событий;

2) направление участникам мероприятия приветственного слова от имени правительства Москвы, разрешение использовать слова «при поддержке правительства Москвы» в информационных и рекламных материалах о проведении мероприятий, участие представителей правительства Москвы и других органов исполнительной власти города в данных мероприятиях;

3) субсидирование выставочно-ярмарочных и конгрессных организаций Москвы на условиях и в порядке, предусмотренных бюджетным законодательством и правовыми актами правительства Москвы;

4) размещение сообщений о выставочно-яр-марочных и конгрессных мероприятиях на сайтах правительства Москвы и органов исполнительной власти города6.

5 О внесении изменений в постановление правительства Москвы от 29 июня 2010 г. N 541-ПП: постановление правительства Москвы от 31.07.2013 № 504-ПП.

6 О Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрес-сной деятельности в городе Москве на 2013-2015 годы: проект

В качестве одного из ключевых принципов участия было установлено невмешательство правительства Москвы в рынок данных услуг в целях недопущения дублирования функций коммерческих организаторов.

Одновременно в организуемых правительством Москвы мероприятиях выделяются:

— международные выставки, ярмарки и конгрессы, направленные на международную аудиторию и подразумевающие участие в них иностранных организаций;

— региональные выставки, ярмарки и конгрессы, предполагающие участие организаций Москвы и регионов Российской Федерации.

При этом целями организации данных мероприятий являются:

— привлечение инвестиций в развитие экономики города;

— создание площадки для выставок инновационных и научных проектов московских предприятий и организаций;

— изложение и разъяснение градостроительных и других планов правительства Москвы.

Правительство Москвы может организовать вы-ставочно-ярмарочные и конгрессные мероприятия полностью или подготовить отдельную экспозицию за счет средств городского бюджета.

Одним из ключевых направлений развития вы-ставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности является поддержка строительства новых объектов и сопутствующей инфраструктуры.

Соответственно строительство новых вы-ставочно-конгрессных объектов и необходимой инфраструктуры осуществляется с учетом требований, установленных Генеральным планом города, проектами планировки территорий, а также в соответствии с градостроительным, земельным, природоохранным и иным законодательством.

При планировании размещения объектов вы-ставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности рассматриваются вопросы наличия транспортных путей. Вместе с тем в соответствии с законодательной базой строительство дорог, коммуникаций и объектов в пределах предоставленного земельного участка реализуется инвестором за счет собственных и привлеченных средств. Но и здесь встречаются исключения: при необходимости инженерные сети, со-

постановления правительства Москвы. URL: http://dvms.mos. ru/anti-corruption/anti-corruption-expertise/projects/833341/.

оружения и коммуникации городского значения могут создаваться за счет средств городского бюджета.

Для стимулирования заинтересованных лиц к созданию новых и развитию существующих конгрес-сно-выставочных объектов правительство Москвы может устанавливать пониженные ставки арендной платы за земельный участок на период проектирования, строительства и эксплуатации объектов, а также устанавливать льготы по уплате налога на имущество, используемое для проведения выставоч-но-ярмарочных и конгрессных мероприятий.

В настоящее время пока сложно говорить о радикальных изменениях в области продвижения Москвы как международного выставочно-кон-грессного центра, поскольку основные шаги по развитию данной деятельности были сделаны относительно недавно — во второй половине 2013 г. Вместе с тем принятые меры будут способствовать увеличению общего числа выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий, созданию новых площадей по инициативе организаторов и участников таких мероприятий, развитию соответствующей инфраструктуры и укреплению культурно-деловых связей с зарубежными странами.

Москва постепенно становится крупным выставочным и конгрессным международным центром. Это позволяет получить двойной эффект:

— непосредственно от данной деятельности, которая приносит доход и становится градообразующей;

— косвенный эффект от международной активности, благодаря которой в город приезжают потенциальные инвесторы, поставщики и покупатели, что способствует развитию экономики Москвы в целом.

Именно второй эффект делает возможной и целесообразной поддержку выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности со стороны городских властей.

Список литературы

1 . Бычков И.Г. Эффективность выставочных мероприятий // Экономика и управление в сфере услуг: современное состояние и перспективы развития: материалы Х Всероссийской научно-практической конференции, 05.02.2013. СПб.: СПбГУП. 2013. С. 35-36.

2 . Карлина М.М. Значение конгрессной и выставочной деятельности в формировании инновационного имиджа региона // Вестник Астраханского государственного технического университета. Сер. «Экономика». 2013. № 2. С. 188-193.

3 . Кусина О.А. Индустрия встреч в условиях устойчивого развития // Российское предпринимательство. 2013. № 5. С. 104-110.

4 . Левченко И.Н. Анализ инфраструктуры вы-ставочно-конгрессной деятельности в Приморском крае // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 47. С. 55-59.

5 . Мелто Т.Л. Экономико-географические факторы развития конгрессно-выставочной деятельности в Приморском крае // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2011. № 138. С. 114-124.

6. Федорова Е.В. Развитие конгрессно-выста-вочной деятельности в России // Современные технологии управления. 2013. № 10.

Regional economics: theory and practice Region's priorities

ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)

DEVELOPMENT OF EXHIBITION, TRADE FAIR AND CONGRESS ACTIVITIES AS A FACTOR FOR THE COMPETITIVENESS OF A REGION (the case of the city of Moscow)

Anatolii I. VALETOV

Abstract

The article emphasizes that currently, the development of trade fair and congress activities is one of the sources of competitive advantages of the regions that attract investment and tourist flows The author states that Moscow, among all the Russian regions, is actively positioning itself as a global Exhibition Center. This raises the need for a review the experience of the Moscow Government on development of trade fair and congress activities .

Keywords: exhibition, trade fair, congress activities, competitiveness, region, Moscow

References

1. Bychkov I.G. [Efficiency of exhibition arrangements]. Ekonomika i upravlenie v sfere uslug: sovre-mennoe sostoyanie iperspektivy razvitiya: materialyX Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. 10th all-Russ. Sci. Conf. "Economy and management in the service sector: the current state and prospects of development" of February 05, 2013]. Saint-Petersburg, Saint-Petersburg University of Humanities and Social Sciences, 2013, pp. 35-36.

2. Karlina M.M. Znachenie kongressnoi i vysta-vochnoi deyatel'nosti v formirovanii innovatsionnogo imidzha regiona [The congress and exhibition activities in the formation of innovative image of a region]. Vest-nikAstrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya "Ekonomika" — Bulletin of Astrakhan State Technical University. Economics series, 2013, no.2, pp. 188-193.

3. Kusina O.A. Industriya vstrech v usloviyakh ustoichivogo razvitiya [Industry of meetings in the context of sustainable development]. Rossiiskoe predprinimatel 'stvo — Journal of Russian Entrepre-neurship, 2013, no. 5, pp. 104-110.

4. Levchenko I.N. Analiz infrastruktury vystav-ochno-kongressnoi deyatel'nosti v Primorskom krae [Analysis of infrastructure of exhibition and congress activities in the Primorsky Krai]. Regional'naya ekonomika: teoriya ipraktika — Regional economics: theory and practice, 2011, no. 47, pp. 55-59.

5. Melto T.L. Ekonomiko-geograficheskie faktory razvitiya kongressno-vystavochnoi deyatel'nosti v Primorskom krae [Economical and geographic factors of the development of congress and exhibition activities in the Primorsky Krai]. Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A.I. Gertsena — News of Herzen State Pedagogical University of Russia, 2011, no. 138, pp. 114-124.

6. Fedorova E.V. Razvitie kongressno-vystavochnoi deyatel'nosti v Rossii [Development of congress and exhibition activities in Russia]. Sovremennye tekhnologii upravleniya — Modern management technologies, 2013, no . 10 .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Anatolii I. VALETOV

Department for Foreign Economic Activity and International Relations of Moscow, Russian Federation anatoly. valetov@gmail . com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.