Научная статья на тему 'Классификация и характеристика факторов, влияющих на формирование и развитие выставочно-конгрессной деятельности'

Классификация и характеристика факторов, влияющих на формирование и развитие выставочно-конгрессной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1648
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ / КЛАССИФИКАЦИЯ ФАКТОРОВ / ВЫСТАВОЧНО-КОНГРЕССНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романова И.М., Левченко И.Н.

В статье отмечается, что выставочно-конгрессная деятельность в современном мире является инструментом макроэкономической и инвестиционной политики. Выставочно-конгрессные мероприятия способствуют развитию многих секторов экономики, привлечению иностранных инвестиций, формируют значительные финансовые потоки, приносят дополнительный доход в бюджеты всех уровней, активизируют деловую активность, стимулируют развитие регионов, конкуренцию и развитие инноваций, содействуют укреплению связей между товаропроизводителями и потребителями. Систематизированы различные подходы к классификации факторов, влияющих на формирование и развитие выставочно-конгрессной деятельности. Сделан вывод о том, что необходимо своевременно проводить их оценку и принимать меры по устранению негативного влияния факторов, а также учитывать факторы, способствующие развитию выставочно-конгрессной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Романова И.М., Левченко И.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Классификация и характеристика факторов, влияющих на формирование и развитие выставочно-конгрессной деятельности»

РАЗВИТИЕ БИЗНЕС-РЕКЛАМЫ

УДК 005.32:061.4(075.8)

КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ВЫСТАВОЧНО-КОНГРЕССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И.М. РОМАНОВА, доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга, коммерции и логистики E-mail: rim.6767@mail.ru И.Н. ЛЕВЧЕНКО, старший преподаватель кафедры маркетинга, коммерции и логистики E-mail: kafedra_com@inbox.ru Дальневосточный федеральный университет

В статье отмечается, что выставочно-конг-рессная деятельность в современном мире является инструментом макроэкономической и инвестиционной политики. Выставочно-конгрессные мероприятия способствуют развитию многих секторов экономики, привлечению иностранных инвестиций, формируют значительные финансовые потоки, приносят дополнительный доход в бюджеты всех уровней, активизируют деловую активность, стимулируют развитие регионов, конкуренцию и развитие инноваций, содействуют укреплению связей между товаропроизводителями и потребителями. Систематизированы различные подходы к классификации факторов, влияющих на формирование и развитие выставочно-конгрессной деятельности. Сделан вывод о том, что необходимо своевременно проводить их оценку и принимать меры по устранению негативного влияния факторов, а также учитывать факторы, способствующие развитию выставочно-конгрессной деятельности.

Ключевые слова: факторы, классификация факторов, выставочно-конгрессная деятельность

В современном мире выставочно-конгрессная деятельность является одной из эффективных и

развивающихся видов экономической деятельности и занимает обособленное место как на международном, так и на российском рынке услуг. Выста-вочно-конгрессная деятельность формируется и развивается под воздействием ряда факторов, в связи с чем необходима их систематизация [3]. В экономической литературе в настоящее время нет единой классификации факторов, влияющих на формирование и развитие выставочно-конгрессной деятельности.

Исследователь И.Г. Бычков предлагает классифицировать факторы, оказывающие непосредственное влияние на развитие выставочной деятельности, на внутренние и внешние. К внешним факторам исследователь относит политическую, экономическую, правовую, демографическую ситуацию в мире и на рынке. К внутренним факторам он относит участников, посетителей и организаторов мероприятий. Такая классификация факторов является одной из самых распространенных.

Исследователь Н.В. Соломко указывает на то, что выставочно-ярмарочная деятельность характеризуется постоянным взаимодействием с внешней

средой, от которой непосредственно зависят становление и развитие этой деятельности, а также подчеркивает, что развитие выставочно-ярмарочной деятельности зависит:

— от привлекательности региональных проектов и имиджа компаний, специализирующихся на подобной деятельности;

— от наличия соответствующей инфраструктуры (наличие и качество специализированных выставочных площадей, инфраструктура гостеприимства и т.д.);

— от необходимых экономических условий, которые заключаются в формировании определенного механизма оказания помощи и протекционизма (снижение налогов, льготные кредиты, ссуды, государственные гарантии). Недостатком этого перечня является, на взгляд авторов, отсутствие какой-либо систематизации факторов, а также то, что исследователем не выделены классификационные признаки (он просто перечисляет отдельные факторы).

Исследователь С.М. Ушаковский предлагает классификацию факторов на основе их деления на четыре группы (в соответствии с их природой): политико-правовые, социальные, экономические и природные факторы.

Первая группа — политические и правовые факторы. К этой группе относятся:

— законодательство, регулирующее отношения в сфере гражданского, трудового, международного и других видов права, а также нормативно-правовые акты, регламентирующие выставочно-ярмарочную и конгрессную деятельность и соответствующую тематическую область;

— политическая обстановка — совокупность политических событий и решений, оказывающих влияние на деятельность в сфере выставочно-кон-грессной деятельности и тематической области.

Вторая группа — экономические факторы. Эта группа объединяет разнообразные факторы, характеризующие состояние экономики. К ним можно отнести:

— уровень национального дохода;

— уровень инфляции;

— курс национальной валюты;

— налоговую и бюджетную политику и др.

Третья группа — социальные факторы. К

этой группе относятся факторы, характеризующие социально-демографическую структуру и социально-культурные модели поведения людей.

Четвертая группа — природные факторы. Эту группу факторов составляют:

— природно-климатические факторы, к которым относятся разнообразные факторы естественной природы. Учет факторов данной группы становится основным при планировании выставоч-но-конгрессной деятельности в туризме, сельском хозяйстве и прочих сферах, деятельность в которых связана с сезонностью;

— экологические факторы, характеризующие состояние окружающей среды и играющие важную роль в функционировании компонентов тематической области.

Также С.М. Ушаковский отмечает, что ранее перечисленные факторы, воздействующие на изучаемую сферу, имеют различную природу, характер и силу воздействия на нее.

На взгляд авторов, к ранее перечисленным факторам, а именно к политико-правовым, социальным, экономическим, природным факторам, которые были выделены С.М. Ушаковским, целесообразно добавить научно-технические.

Исследователь В. Киммескамп в своей работе приводит несколько иную классификацию факторов, определяющих формирование выставочно-конгрессной деятельности [6] (рис. 1). Недостатком данной классификации, на взгляд авторов, является отсутствие разделения перечисленных ранее факторов на факторы макросреды и факторы рыночной среды.

О

^ / Факторы | внешней \ среды /

...............-"6

Рис. 1. Основные факторы, влияющие на формирование и развитие выставочно-конгрессной деятельности (по В. Киммескамп)

Исследователь В. Дельфманн все факторы, влияющие на формирование и развитие выставочно-конгрессной деятельности (в зависимости от характера их воздействия на выста-вочно-конгрессную деятельность), подразделяет на стимулирующие, сдерживающие и нейтральные (кроме того, в зависимости от периодичности осуществляется разделение на факторы переменного и постоянного воздействия) [5].

В дополнение к классификационным признакам, представленным В. Дельфманном, исследователи Р. Кохлер и Л. Мюллер-Хагедорн предлагают классифицировать факторы, влияющие на формирование и развитие выставочно-конгрессной деятельности, по следующим признакам:

1) по степени влияния на факторы прямого и косвенного воздействия;

2) по масштабу влияния на общие и региональные, так как действие того или иного фактора может затрагивать отдельный регион или страну в целом [5].

На взгляд авторов, данная классификация позволит углубить изучение факторов формирования и развития выставочно-конгрессной деятельности.

Исследователь Я.Г. Критсотакис выделяет три основных фактора, воздействующих на выста-вочно-ярмарочную деятельность: организаторы, участники и посетители [2]. Однако исследователь уделяет внимание лишь факторам микроуровня, не принимая во внимание факторы макроуровня, тогда как другие исследователи указывают на их первостепенное значение в формировании и развитии выставочно-конгрессной деятельности

Исследователь Е. Ролофф в своей работе Messen und Medien [7] основывается на пяти основных факторах формирования и развития рассматриваемого авторами вида деятельности:

— компании-организаторы;

— экспоненты, участники;

— посетители;

— средства массовой информации;

— поставщики услуг (рис. 2).

На взгляд авторов, классификации факторов Я.Г. Критсотакиса и Е. Роллоффа являются схожими, но их можно назвать неполными, так как ими

Рис. 2. Факторы, влияющие на развитие выставочно-ярмарочной деятельности (по Е. Роллофу)

не учитываются факторы, оказывающие влияние на формирование и развитие выставочно-конгрессной деятельности на макроуровне.

Исследователь С.М. Ушаковский не согласен с тем, что исследователь Е. Ролофф указывает одним из факторов средства массовой информации. Так, С.М. Ушаковский считает, что подобное выделение определено субъективной задачей проводимого Е. Ролоффом анализа роли средств массовой информации в процессе подготовки и проведения мероприятия. По мнению С.М. Ушаковского, достаточно выделить четыре фактора: организаторы, посетители, поставщики услуг, участники.

Исследователь А.А. Горовой в своей работе обозначает следующие наиболее значимые факторы формирования и развития выставочно-конгрессной деятельности: организаторы, участники, посетители, поставщики услуг и общественные объединения. На взгляд авторов, основой данной классификации факторов являются классификации Я.Г. Критсота-киса и Е. Роллофа. Представленную классификацию факторов формирования выставочно-конгрессной деятельности нельзя назвать полной, так она выделяет только факторы влияния рыночной среды.

По мнению президента ГП «РЕСТЭК», члена президиума Российского союза выставок и ярмарок С.Н. Трофимова общественные объединения играют одну из ключевых ролей в формировании и развитии выставочно-конгрессной индустрии (в связи с тем, что инициаторами 45% от общего количества

Рис. 3. Факторы, влияющие на формирование и развитие выставочно-конгрессной деятельности

мероприятий являются ассоциации, федерации и общ ественныеорганизации)[4].

Управляющий директорАссоциации выставочной индустрии Германии (AUMA) Петер Невен

отмечает, что в результате проведенного опроса экспертов в области выставочно-конгрес-сной деятельности и анализа 80 соответствующих исследований можно классифицировать факторы на позитивные (глобализация, прогноз по получению прибыли, рост уровня доходов населения, интеграция коммуникаций, развитие новых рынков, выход на международный уровень) и негативные (политическая и экономическая нестабильность, давление конкуренции, а также новые формы коммуникации) [1]. При преобладании позитивного влияния факторов выставоч-но-конгрессная деятельность развивается более активно.

На взгляд авторов, ранее приведенные классификации характеризуют факторы, влияющие на формирование и развитие выставочно-конгрессной деятельности с разных сторон, т.е. по разным классификационным признакам. С учетом этого авторское представление всехфакторов, влияющих на формирование и развитие выставочно-конгрессной деятельности, указано на рис. 3 и в таблице.

Характеристика факторов,влияющих на формирование и развитие выставочно-конгрессной деятельности

Классификационный признак Классификационные группы факторов Характеристика

1-й. По природе происхождения 1. Экономические Разнообразные факторы, характеризующие состояние экономики: уровень национального дохода, уровень инфляции, курс национальной валюты, налоговая и бюджетная политика и другие экономические факторы

2. Природные Факторы климатических и географических условий, характеризующие состояние окружающей среды и играющие важную роль в функционировании компонентов тематической области

3. Социокультурные Факторы, характеризующие социально-демографическую структуру и социально-культурные модели поведения людей

4. Научно-технические Состояние отраслевой науки, уровень развития технологий и новой техники

5. Политико-правовые Состояние законодательной базы, регулирующей отношения в сфере гражданского, трудового, международного и других видов права, нормативно-правовые акты, регламентирующие выставочно-ярмарочную и конгрессную деятельность и соответствующую тематическую область. Также это совокупность политических событий и решений, оказывающих влияние на деятельность в выставочно-конгрессной сфере и тематической области

Окончание таблицы

Классификационный признак Классификационные группы факторов Характеристика

2-й. По периодичности 1. Переменные Переменные факторы меняют силу своего воздействия

2. Постоянные Постоянные факторы действуют с одной силой и длительное время

3-й. По характеру влияния 3. Позитивные Факторы, оказывающие положительное влияние на формирование и развитие выставочно-конгрессной деятельности

4. Негативные Факторы, оказывающие негативное влияние на формирование и развитие выставочно-конгрессной деятельности

4-й. По участникам рынка 1. Компании-организаторы 2. Участники 3. Посетители 4. Поставщики услуг 5. СМИ 6. Ассоциации, федерации, общественные организации Факторы участников рынка в той или иной степени оказывают влияние на формирование и развитие выставочно-конгрессной деятельности

5-й. По степени влияния 1. Непосредственно влияющие (прямого действия) Факторы, которые оказывают непосредственное (прямое) влияние на выставочно-конгре ссную деятельность

2. Косвенно влияющие Факторы, которые оказывают косвенное влияние на выставочно-конгрес-сную деятельность

6-й. По масштабу влияния 1. Общие Факторы, влияющие на развитие выставочно-конгрессной деятельности в рамках страны

2. Региональные Факторы, влияющие на развитие выставочно-конгрессной деятельности на уровне региона

7-й. По характеру воздействия 1. Стимулирующие Данные факторы стимулируют развитие выставочно-конгрессной деятельности (например, присоединение к Конвенции о карнете ATA, принятие закона «О выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации»)

2. Сдерживающие Данные факторы сдерживают и ослабляют развитие выставочно-конгрес-сной деятельности

3. Нейтральные Данные факторы оказывают нейтральное воздействие на формирование и развитие выставочно-конгрессной деятельности

Таким образом, на развитие выставочно-конг-рессной деятельности влияет целый ряд факторов. Необходимо своевременно проводить их оценку и принимать меры по устранению негативного влияния факторов, а также учитывать факторы, способствующие развитию выставочно-конгрессной деятельности.

Список литературы

1. Владимирова О. В Германии государство выделяет деньги, а бизнес решает, как их использовать // Мир выставок. 2013. № 53.

2. Критсотакис Я.Г. Торговые ярмарки и выставки: техника участия и коммуникации / пер. с греч. М.: Ось-89. 1997. 224 с.

3. Левченко И.Н. Анализ инфраструктуры вы-ставочно-конгрессной деятельности в Приморском

крае // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 47 (230). С. 55 — 59.

4. Трофимов С.Н. Выставочная и конгрессная деятельность: различия и взаимосвязь: доклад на расширенном заседании президиума Российского союза выставок и ярмарок. 23.04.2012. URL: http:// euras-forum.com.

5. Delfmann W. Kompendium der Messewirtschaft: Das Management von Messegesellschaften [Broschiert]/ W. Delfmann, R. Köhler, L. Müller-Hagedorn. Kölner Wissenschaftsverlag, 2007. 408 s.

6. Kimmeskamp V. Konfigurationen von Messelog istikdienstleistern. Eine empirische Untersuchung des weltweiten Marktes, 2011. 264 s.

7. Roloff E. Messen und Medien: ein sozialpsychologisher Ansatz zur Offentlichkeitsarbeit. Wiesbaden: Dt. Univ. Verl., 1992.

Development of business advertising

factors affecting exhibition and congress activities: the classification and characteristics

Irina M. RoMANovA, Irina N. LEvcHENKo

abstract

The exhibition and congress activities in the contemporary world is an effective tool of macroeconomic and investment policy. Such events promote development of various sectors of economy, attract foreign investment, form considerable finance flows, bring in additional income to budgets of all levels, make business more active, stimulate development of regions, competition and innovation, strengthen ties between producers and consumers The authors systematize various approaches to classification of the factors influencing formation and development of exhibition and congress activity. The authors conclude that it is necessary to evaluate factors the like in due time and neutralize their negative influence, and consider the factors promoting the development of exhibition and congress activities

Keywords: factors, classification, exhibition, congress, activity

References

1. Vladimirova O . V Germanii gosudarstvo vyde-liaet den'gi, a biznes reshaet, kak ikh ispol'zovat' [The German government appropriates funds; the German business chooses the ways to use the money]. Mir vys-tavok — World of exhibitions, 2013, no. 53.

2 . Kritsotakis Ia. G . Torgovye iarmarki i vystavki: tekhnika uchastiia i kommunikatsii [Trade fairs and exhibitions: participation and communication]. Moscow, Os'-89 Publ., 1997, 224 p.

3. Levchenko I.N. Analiz infrastruktury vystav-ochno-kongressnoi deiatel'nosti v Primorskom krae

[The analysis of infrastructure of exhibition and congress activities in the Primorsky Krai]. Regional'naia ekonomika: teoriia i praktika — Regional economics: theory and practice, 2011, no. 47, pp. 55 — 59.

4. Trofimov S.N. Vystavochnaia i kongressnaia deiatel'nost': razlichiia i vzaimosviaz': doklad na rasshirennom zasedanii prezidiuma Rossiiskogo soiuza vystavok i iarmarok [Exhibition and congress activity: distinctions and interrelation: the report on enlarged meeting of the Presidium of the Russian union of exhibitions and fairs]. Available at: http://euras-forum. com. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Delfmann W. Kompendium der Messewirtschaft: Das Management von Messegesellschaften. Broschiert. Kölner Wissenschaftsverlag, 2007, 408 p.

6 . Kimmeskamp V. Konfigurationen von Messelogistikdienstleistern. Eine empirische Unter-suchung des weltweiten Marktes. 2011, 264 p.

7. Roloff E. Messen und Medien: ein sozialpsy-chologisher Ansatz zur Offentlichkeitsarbeit . Wiesbaden. Dt. Univ. Verl., 1992.

Irina M. RoMANovA

Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russian Federation rim.6767@mail.ru Irina N. LEvcHENKo Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russian Federation kafedra_com@inbox . ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.