Научная статья на тему 'Информативно-целевое назначение конгрессно-выставочного туризма в новой реальности развития региона'

Информативно-целевое назначение конгрессно-выставочного туризма в новой реальности развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2438
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
выставки / конгрессно-выставочная деятельность / конгрессная деятельность / конгрессно-выставочный сервис / аутсорсинг / конгрессно-выставочный туризм / exhibitions / congress and exhibition activity / congress activity / congress and exhibition services / congress and exhibition tourism / outsourcing

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Роздольская Ирина Владимировна, Ледовская Мария Евгеньевна, Лысенко Виктория Викторовна, Болотова Инна Сергеевна

Целью исследования является теоретическое обобщение и выявление информативной составляющей и целевого назначения конгрессно-выставочного туризма в социально-экономическом развитии региона. Для решения заявленной цели использовалась общенаучные и специ-альные методы исследования. В статье обсуждается проблема эффективной поддержки развития конгрессно-выставочного туризма в интересах компаний как резуль-тат и составляющая прогрессивного развития экономики региона. С этой целью авторами рассматривается состояние конгрессно-выставочной деятельности, акцентируя внимание на выставках как эффективном инструменте внедрения инновационных решений, и конгрессной деятельности как одного из действенных механизмов де-лового и информационного взаимодействия и перспективной дина-мично развивающейся отрасли экономики. Обращается внимание на значимость и востребованность конгрессно-выставочного сервиса как деятельности, связанной с индустрией деловых мероприятий, од-ного из самых перспективных направлений развития экономики, кото-рое неизменно демонстрирует миру положительную динамику роста. Дано определение понятию «аутсорсинг в конгрессно-выставочном туризме» и рассмотрена структура взаимоотношений туристических партнёров в системе аутсорсинга. Предложен расчёт коэффициента потенциала региона как территории, благоприятной для осуществления конгрессно-выставочной деятельности. Выявлена система показателей, от которых зависит развитие конгрессновыставочного потенциала региона, отдельные из них рассмотрены в статье. Предложен алгоритм формирования региональной Программы развития конгрессно-выставочного туризма. Указывается, что для достижения положительных результатов от формирования этой Программы её участники должны выполнять определённые функции. Определено, что конгрессно-выставочная деятельность даёт представление о развитии сферы туризма, позволяет правильно сориентироваться в ценовой политике при создании туристского продукта (услуги), получить экономический эффект от участия в мероприятиях. Применение предложенных подходов будет способствовать развитию конгрессно-выставочного туризма в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATIVE PURPOSE OF CONGRESS AND EXHIBITION TOURISM IN THE NEW REALITY OF THE REGION’S DEVELOPMENT

The research objective is theoretical generalization and identification of the informative component and purpose of the congress and exhibition tourism in socio-economic development of the region. General scientific and special research methods have been used for the solution of the stated goals. The article discusses the problem of efficient support for the development of congress and exhibition tourism in the interests of development companies and as a result, as part of the progressive development of the regional economy. To this end, the authors consider the status of exhibition and congress activities, focusing on exhibitions as an effective tool of implementation of innovative solutions and congress activities as one of the effective mechanisms of business and information interaction perspective and dynamically developing sectors of the economy. The article draws attention to the significance and relevance of the congress and exhibition services as activities related to the business events industry, one of the most promising directions of development of the economy, which has consistently demonstrated positive growth dynamics to the world. The authors give the definition of "outsourcing in congress and exhibition tourism" and the structure of relationships of travel partners in the outsourcing system. The authors also propose the options for calculating the ratio of the potential of the region as a territory favorable for the implementation of congress and exhibition activities. It is revealed that the development of exhibition and congress potential of the region depends on many factors, some of them considered by the authors in the article. The article presents the algorithm of formation of the regional Program of the exhibition and congress tourism development. To achieve positive results from the Program all its participants must perform certain functions. The authors determine that congress and exhibition activity gives an idea of the tourism development, the ability to correctly orient in pricing when creating the tourism product (services), to obtain economic benefit from participation in activities. Application of the proposed approaches will contribute to the congress and exhibition tourism development in the region.

Текст научной работы на тему «Информативно-целевое назначение конгрессно-выставочного туризма в новой реальности развития региона»

УДК: 005.591.43 й01: 10.22412/1995-042Х-11-1-10

РОЗДОЛЬСКАЯ Ирина Владимировна

Белгородский университет кооперации, экономики и права (Белгород, РФ);

доктор экономических наук, профессор; [email protected]

ЛЕДОВСКАЯ Мария Евгеньевна

Белгородский университет кооперации, экономики и права (Белгород, РФ);

кандидат экономических наук, доцент

ЛЫСЕНКО Виктория Викторовна

Белгородский университет кооперации, экономики и права (Белгород, РФ);

кандидат экономических наук, старший преподаватель

БОЛОТОВА Инна Сергеевна

Белгородский университет кооперации, экономики и права (Белгород, РФ);

соискатель

Информативно-целевое назначение конгрессно-выставочного туризма в новой реальности развития региона1

Целью исследования является теоретическое обобщение и выявление информативной составляющей и целевого назначения конгрессно-выставочного туризма в социально-экономическом развитии региона. Для решения заявленной цели использовалась общенаучные и специальные методы исследования.

В статье обсуждается проблема эффективной поддержки развития конгрессно-выставочного туризма в интересах компаний как результат и составляющая прогрессивного развития экономики региона. С этой целью авторами рассматривается состояние конгрессно-выставочной деятельности, акцентируя внимание на выставках как эффективном инструменте внедрения инновационных решений, и конгрессной деятельности как одного из действенных механизмов делового и информационного взаимодействия и перспективной динамично развивающейся отрасли экономики. Обращается внимание на значимость и востребованность конгрессно-выставочного сервиса как деятельности, связанной с индустрией деловых мероприятий, одного из самых перспективных направлений развития экономики, которое неизменно демонстрирует миру положительную динамику роста. Дано определение понятию «аутсорсинг в конгрессно-выставочном туризме» и рассмотрена структура взаимоотношений туристиче-

Ключевые слова:

выставки, конгрессно-выставочная деятельность, конгрессная деятельность, конгрессно-выставочный сервис, аутсорсинг, конгрессно-выставочный туризм

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Департамента кадровой политики Белгородской области. Грант № 16.5.8 «Развитие конгрессно-выставочного туризма в региональном территориальном пространстве в формате социальной привлекательности, экономической направленности и реализации инновационных возможностей».

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

ских партнёров в системе аутсорсинга. Предложен расчёт коэффициента потенциала региона как территории, благоприятной для осуществления конгрессно-выставочной деятельности. Выявлена система показателей, от которых зависит развитие конгрессно-выставочного потенциала региона, отдельные из них рассмотрены в статье. Предложен алгоритм формирования региональной Программы развития конгрессно-выставочного туризма. Указывается, что для достижения положительных результатов от формирования этой Программы её участники должны выполнять определённые функции. Определено, что конгрессно-выставочная деятельность даёт представление о развитии сферы туризма, позволяет правильно сориентироваться в ценовой политике при создании туристского продукта (услуги), получить экономический эффект от участия в мероприятиях. Применение предложенных подходов будет способствовать развитию конгрессно-выставочного туризма в регионе.

Введение. Рост экономики в современных динамично развивающихся условиях невозможен без развития конгрессно-выставочной деятельности, способствующей формированию спроса на продукцию прежде всего местных производителей, содействию развития экспортных производств и созданию новых малых бизнесов и рабочих мест, увеличению потока бизнес-туристов, формированию положительного инвестиционного имиджа территориального пространства и стимулированию развития отраслей деятельности.

Одним из наиболее эффективных инструментов решения коммерческих задач остаются выставки, то есть демонстрация продуктов (услуг) на выставках - самый быстрый способ доведения продукта до потребителя [8, с.42]. На выставочных площадках совершаются сделки, имеющие большое значение для реализации отраслевой, промышленной, инвестиционной и социально-экономической региональной политики.

Вопросы развития выставочной индустрии исследованы в работах А.А. Алексеева, Л.А. Агеева, С.Н. Бердышева, В.Н. Выходцева, Б.В. Гагарина, Э.Б. Гусева, Е.В. Ефимовой, Ю.Д. Ильина, Ю.В. Кузнецова, М.П. Мотиной, К.А. Павлова, А.Ю. Поповой, В.А. Прокудина, А.Г. Салащенко, А.И. Серегина, Д.Ю. Титова, С.Н. Трофимова, И.К. Филоненко, Л.П. Усмано-вой, С.И. Шиленко и др.

Конгрессная деятельность, развивающаяся во всем мире в активном формате, по своей природе относящаяся к инновационной сфере, представляет сложный процесс, в котором осуществляется взаимодействие государственных органов, общественных организаций, учреждений и предприятий различных форм собственности, применяющая новейшие технологии, инновационные проекты, способствующая повышению деловой активности, а также улучшению инвестиционного климата в регионах, является одним из наиболее эффективных инструментов маркетинга по продвижению на внутренний и внешний рынки продукции региональных товаропроизводителей.

По данным Международной ассоциации конгрессов и съездов (ICCA) на 2014 г. Россия занимает 42-е место среди стран-организаторов конгрессных мероприятий, способствующих расширению межотраслевого диалога и расширения межгосударственных отношений2. С 2011 г. в России действует национальный стандарт РФ ГОСТ 53524-2009 «Конгрессная деятельность. Термины и определения», который утверждён и введён в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от

2 International Congress and Convention Association. URL: http://iccaworld.com (Дата обращения: 09.11.2016).

15 декабря 2009 г. № 775-ст.3 500 млн. евро в год по оценкам международных специалистов составляет российский сектор конгрессов, конференций и деловых встреч4.

Различные аспекты развития конгресс-ной индустрии, которая стала одной из перспективных и динамично развивающихся отраслей экономики, представлены в зарубежной и отечественной научной литературе. Это работы таких исследователей, как Р. Гандапас, А. Коваленко, Д. Голдблат, А. Джуди, Э. Йеттин-гер, Б. Кнаус, Р. Мозер, Р. Ньютон, Л.П. Педыч, П. Санджив, У. Хальцбаур, М. Целлери и др.

Конгрессы представляют крупномасштабные официальные встречи представителей организаций, учреждений, обществ, объединений, союзов или ассоциаций - это мероприятия со сложной структурой организации работы, обширной географией участников, широким деловым, научно-практическим и общественным значением [6, с.7].

В качестве основных конгрессных мероприятий выступают (рис.1.): конгресс, съезд, форум, саммит, ассамблея, конференция, симпозиум, совещание, семинар, семинар-презентация, коллоквиум, круглый стол, биржа деловых контактов, деловой завтрак3.

В России 165 городов располагают возможностями для проведения конгрессных

w 5

мероприятий5.

В связи с обозначенной актуальностью и значимостью этих проблем, своевременным является разработка научных подходов к развитию конгрессно-выставочного туризма в новой реальности развития региона, что позволит выработать современные и инновационные технологии для осуществления этого вида деятельности [9, с. 17].

3ГОСТ Р 53524 - 2009. Конгрессная деятельность. Термины и определения. М.: Стандартинформ, 2010.

4Перспективы развития конгрессной индустрии в России. URL: http://rnc-consult.ru/publications/publications -1_15.html (Дата обращения: 12.10.2016).

5Нужны ли конгрессы России? Интервью с С.Н. Катыри-ным. URL: http://pressa.ru/files/issue/private/congress time/2015/01/raw_issue/congresstime-2015-01.pdf (Дата обращения: 14.11.2016).

Целью исследования является теоретическое обобщение и выявление информативной составляющей и целевого назначения конгрессно-выставочного туризма в социально-экономическом развитии региона.

Постановка содержательных задач информативно-целевого назначения конгрессно-выставочного туризма в новой реальности развития региона включает: систематизацию информации о конгрессно-выставочном туризме как одного из инструментов стимулирования развития региональной деловой инфраструктуры и продвижения отечественных товаров на рынке; рассмотрение активности развития индустрии встреч; изучение востребованности конгрессно-выставочного сервиса как деятельности, связанной с индустрией деловых мероприятий; возможность применения аутсорсинга в исследуемой сфере; разработку предложений по формированию региональной Программы развития конгрессно-выставочного туризма; обобщение рекомендаций в области маркетинга с целью разнообразия и социально-экономической значимости разработки и потребления услуг конгресс-но-выставочного туризма и др.

Объект и предмет исследования. В качестве предмета выступает информативно-целевое назначение конгрессно-выставочного туризма, объектом исследования выступает Белгородская область.

Гипотеза исследования. Мы исходили из гипотезы о том, что активизация развития конгрессно-выставочного туризма способствует выходу региона на новый рынок с высоким потребительским потенциалом, налаживанию связей с новыми выгодными партнёрами, продвижению продукта компаний на новом рынке, что оказывает позитивное влияние на экономику региона как участника мирового экономического пространства.

Методы исследования. В процессе исследования авторами использовались методы научного познания: эмпирический анализ, анализ статистического материала, метод сравнения, обобщение полученных данных.

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

Конгрессные мероприятия

•Организованные встречи представителей стран, отраслей, профессий или учреждений, организаций для обмена знаниями и опытом, поиска необходимых решений, проводимые самостоятельно или сопровождаемые выставочно-ярмарочными мероприятиями_

Конгресс

• Крупномасштабная регулярная официальная встреча представителей некоммерческих организаций, учреждений, обществ потребителей, общественных организаций, научных объединений, объединений предпринимателей_

Съезд

•Официальная встреча делегатов, обладающих определенными полномочиями, с целью формирования политики и выборов в руководящие органы общественных и политических объединений, проводимая на регулярной основе или по специальному поводу_

Форум

• Крупномасштабная встреча для свободного обсуждения вопросов, представляющих общественный интерес, и, как правило, сопровождающаяся выставочной экспозицией и (или) программой конкурсов, семинаров и фестивалей_

Саммит

• Встреча руководителей государств или их полномочных представителей, повестка дня которой включает ряд важнейших мировых вопросов и заранее согласована и опубликована_

Ассамблея

•Официальная встреча членов международной организации для решения вопросов текущей, политической, законодательной, финансовой деятельности организации и выборов исполнительных органов_

Конференция

• Встреча представителей различных отраслей, профессий или организаций с заранее утвержденной повесткой дня, организуемая для обмена мнениями и поиска путей решения проблем, затрагивающих участников конференции_

Симпозиум

• Встреча специалистов одной или нескольких смежных отраслей науки, организуемая для представления и последующего обсуждения научных докладов_

Совещание

• Встреча сотрудников одной организации для обсуждения или решения практических вопросов функционирования этой организации_

Семинар

• Встреча специалистов различных отраслей для обсуждения конкретных целевых вопросов и(или)обучения_

Семинар-презентация

• Встреча, организуемая для представления какого-либо товара или услуги и последующего обсуждения с приглашенными специалистами_

Коллоквиум

• Встреча, в ходе которой обсуждаются научные вопросы по определенной проблеме с целью систематизации знаний_

Круглый стол

• Встреча, проводимая с целью обсуждения какой-либо проблемы с разных точек зрения с комментариями и подведением общих итогов обсуждения выступлений участников ведущим

Биржа деловых контактов

• Встреча представителей заказчиков, поставщиков услуг и изготовителей продукции, организуемая в формате переговоров по заранее составленному регламенту для обеспечения максимального числа деловых контактов_

Деловой завтрак

• Неформальная встреча во время специально организованного завтрака или обеда, организуемая для знакомства участников конгрессных мероприятий между собой

Рис. 1 - Типология конгрессных мероприятий

Результаты исследования. Следует заметить, что в мировой практике одним из основных показателей деловой активности является именно конгрессно-выставочная деятельность, которая представляет наиболее динамичный сегмент рынка делового туризма. В структуре отечественного рынка деловых встреч по-прежнему преобладают корпоративные мероприятия и поездки6 (рис. 2).

В связи с этим важно подчеркнуть значимость конгрессно-выставочного туризма, отличающегося всесезонностью, массовостью поездок, прогнозируемостью, высокой доходностью, доля которого в общем объёме деловых поездок, по статистике ЮНВТО, составляет 10-12%. Представленные данные убеждают и ещё более актуализируют исследование данной сферы и определение её роли на туристическом рынке как катализатора развития экономики страны [10, с.7].

Существенный вклад в развитие проблематики конгрессно-выставочного туризма внесли научные труды Г.А. Гомилевской, Г.А. Карповой, И.Ю. Кушнаревой, И.Н. Левченко, А.А. Маст, Э.А. Медведевой, Т.Н. Поповой, И.М. Романовой, Е.В. Федоровой, Л.В. Хоревой и др.

Происходящие глобализационные процессы стимулируют популярность разнообразных форумов, конференций, симпозиумов, выставок, ярмарок и других профессиональных событий. Поэтому, анализируя исследуемую проблематику, следует заметить, что за последние годы в условиях российской действительности возрос спрос потребителей на услуги конгрессно-выставочного туризма, сущностное содержание которого нами определяется как вид туризма, направленный на совершение путешествий представителями (сотрудниками) организаций с коммерческими целями: проведение конференций, заседаний, переговоров, участие в выставках и презентациях и др.

6Тенденции развития индустрии встреч в России. URL: http://pressa.ru/files/issue/private/congresstime/2015/0 1/raw_issue/congresstime-2015-01.pdf (Дата обращения: 17.11.2016).

В связи с активным развитием индустрии встреч (М1СЕ-индустрии), включающей такие предприятия, как event-агенства, конгресс-отели, конгрессно-выставочные центры, конгрессно-выставочные объединения, деловые центры, выставочные объединения, выставочные отделы государственных и коммерческих организаций, музеи, арт-галереи, выставочные залы, фирмы-организаторы мероприятий, фирмы делового туризма, фирмы интенсив-туризма и др., увеличивается число проводимых бизнес-семинаров, научных конференций, туристических ярмарок, растёт количество их участников и гостей. При этом важно отметить расширение географии стран-организаторов.

Обозначенные обстоятельства подчёркивают значимость и востребованность кон-грессно-выставочного сервиса как деятельности, связанной с индустрией деловых мероприятий, то есть деятельности, ориентированной на организацию, проведение и обслуживание конгрессов, симпозиумов, ярмарок, выставок, показов, бирж, саммитов, конференций, совещаний, семинаров и встреч. Кон-грессно-выставочный сервис осуществляется для становления и развития отношений торгово-экономического, культурного и инвестиционного сотрудничества российских и зарубежных партнёров [11, с. 322], являющегося важнейшим инструментом формирования государственной экономической политики и соответственно региональной политики. Данные вопросы возможно успешно решать при помощи специалистов нового поколения -MICE-менеджеров, еvent-менеджеров, организаторов бизнес-конференций и встреч, менеджеров рекламно-выставочной деятельности, специалистов по выставочно-экспозиционной деятельности, дизайнеров выставочных стендов, менеджеров по интенсив-туризму, трэвел-агентов, консультантов в области конгрессно-выставочной деятельности, которые успешно владели бы современными технологиями выставочно-ярмарочного и конгрессного обслуживания.

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

Рис. 2 - Сегментация рынка делового туризма

Важным аспектом развития индустрии встреч является обучение специалистов, профессионализм которых обеспечивается за счёт изучения в вузах (в частности в Балтийской академии туризма и предпринимательства, Санкт-Петербургском государственном университете и др.) уникальных курсов: «История выставочной деятельности», «Выставочно-ярмарочные мероприятия», «Организация и технология рекламно-выставочного бизнеса», «Информационное сопровождение выставочной деятельности», «Выставочный коммуникационный менеджмент», «Конгрессно-выставочная деятельность», «Основы выставочной экспозиции», «Мероприятия, сопутствующие ярмарке/выставке», «Виды выставочной недвижимости, площадей, стендов», «Индустрия встреч», «Инновации в М1СЕ-индустрии», «Маркетинговые технологии в конгрессно-выставочной деятельности», «Событийный менеджмент» и др. Приобретённые знания позволяют специалистам, отмеченным выше, разрабатывать программы деловых поездок и интенсив-туров; исследовать и анализировать рынок делового туризма, поведение потребителей, конкурентов, и, основываясь на этих данных, создавать современные конгрессно-выставочные услуги; полностью спланировать и организовать конгресс-но-выставочные мероприятия, а именно: подобрать подходящую площадку и техническое оборудование для предстоящего мероприя-

тия, организовать его оформление и декорирование, встретить, зарегистрировать, разместить гостей (в том числе спонсоров и VIP-гостей) и скоординировать их дальнейшие действия, подготовить выставочные стенды и экспозиции, организовать экскурсионную и культурно-развлекательную программу в рамках деловой поездки; организовать рекламную и PR-компанию будущего мероприятия; организовывать зарубежные проекты: разработка программы для участия в зарубежных научных и бизнес-мероприятиях, организация встреч и визитов с зарубежными партнёрами и пр.7

Белгородская область представляет собой регион с высоким ресурсным, производственным, научно-техническим и кадровым потенциалом. Белгород - город с развитой инфраструктурой, научный, культурный, экономический и духовный центр Центральночернозёмного района и России. Город носит почётное звание «Город первого салюта», а в 2007 г. городу присвоено почётное звание Российской Федерации «Город воинской славы» [2, с.322].

В ходе Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) 16-18 июня 2016 г. представлен топ-20 регионов рейтинга

7Редкие профили. Конгрессно-выставочный сервис. URL: http://moeobrazovanie.ru/kongressno_vystavoch nyi_servis.html (Дата обращения: 27.10.2016).

состояния инвестиционного климата в субъектах РФ 2016 г. Рейтинг составлялся Агентством стратегических инициатив исходя из оценок по 45 показателям в рамках 4 направлений: «Регуляторная среда», «Институты для бизнеса», «Инфраструктура и ресурсы» и «Поддержка малого предпринимательства». Белгородская область в рейтинге заняла второе место.

Белгородская область заняла второе место в Рейтинге субъектов РФ по уровню защищённости интересов потребителей органами государственной власти в 2016 г., набрав 422,3 балла. В «Рейтинге регионов по качеству жизни - 2015», составленному РИА «Рейтинг», Белгородская область заняла шестое место.

Областной центр занял 13-е место в интегральном рейтинге соотношения стоимости и качества жизни в 100 крупнейших российских городах по итогам 2014 г. При оценке городов исследователи учитывали такие основные факторы, как обеспеченность жильём, его доступность, ситуация с транспортом, уровень городского благоустройства, экологическое состояние среды, преступность, жилищно-коммунальные расходы и покупательская способность.

Белгородская область обладает значительным туристским потенциалом, перспективными возможностями использования природных и антропогенных ландшафтов, культурно-исторического и природного наследия для развития различных видов отдыха и туризма [1, с. 95]. В области функционирует 124 коллективных средства размещения, в том числе 91 гостиница, 18 гостевых усадеб сельского туризма, 15 придорожных комплексов [3, с.47]. Общий номерной фонд составляет 5062 койко-места. На территории области действуют 32 туристических оператора по внутреннему туризму и 77 туристических агентств. Кроме того, осуществляют свою деятельность 2420 предприятий общественного питания, входящие в инфраструктуру туризма, в том числе 122 ресторана, 153 бара, 595 кафе, 203 закусочные.

Наличие потенциальных ресурсов позволяет развивать такие виды туризма, как сельский, военно-исторический, деловой, культурно-познавательный, событийный.

Общий объем туристических услуг, услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, за 2015 г. составил 1896.7 млн руб., что на 214.7 млн руб. больше, чем в 2014 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Область имеет конгрессные площадки разного уровня: специализированный выста-вочно-конгрессный комплекс «Белэкспо-центр» Белгородской Торгово-промышленной палаты, гостиницы с конференц-залами, музеи, театр, филармонию, библиотеки, усадьбы, санатории, базы отдыха и другие места. Это город богатейшей истории, культуры и духовной жизни, музеев, галерей, кафе и ресторанов, современных центров шопинга и развлечений, что может служить отличным местом для проведения конференций и отдыха. Очевиден факт, что на развитие конгресс-но-выставочного туризма большое влияние оказывает гостиничная отрасль. Крупным сетевым отелем в городе Белгороде, поддерживающим самые высокие стандарты сервиса (пять конференц-залов, персональный сервис «под ключ» для каждого заказчика, мобильность конгресс-услуг сети «AMAKS Hotels & Resorts», квалифицированный персонал, профессиональные конференц-менеджеры, перманентная система обучения, в том числе и по программам MBA, регулярный обмен опытом), выступает «АМАКС Конгресс отель».

Белгород вошёл во вторую группу городов по туристической привлекательности регионов РФ, их туристическому потенциалу и популярности среди отечественных и иностранных туристов; в составе 20 городов в рейтинге региональных столиц России для экономичных путешествий на осенние каникулы. В 2016 г. Белгородская область приняла участие в конкурсе на соискание Национальной премии в области событийного туризма Russian Event Awards, заняв 6-ю строчку в рейтинге.

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

Туристский потенциал области был представлен на международных-всероссийских и межрегиональных мероприятиях в сфере туризма: «ИНТУРМАРКЕТ-2015» (Москва), «МШ-2015» (Москва), межрегиональной выставке «Отдых. Туризм. Спорт. Охота. Рыбалка» (г. Белгород) и др. Всё это способствует благоприятному развитию кон-грессно-выставочного туризма.

Конгрессно-выставочный туризм напрямую связан с корпоративным обслуживанием, поскольку данный вид обслуживания подразумевает предоставление определённого

набора услуг сотрудникам организаций во время деловых встреч (аренда конференц-залов, специального оборудования для проведения переговоров / презентаций и др.).

Необходимой составляющей деятельности компаний в сфере конгрессно-выставоч-ного туризма является применение аутсорсинга [7, с. 7]. Аутсорсинговое сопровождение проявляется в передаче определённых функций по созданию услуг сторонним организациям, участвующим в формировании данного вида продукта (ивент-организации, авиа / ж/д компании, отели и др.) (рис. 3).

Конгрессно-выставочный туризм

Т

Ивент-организации

Авиа-, ж/д- Отели

компании

Потребители услуг конгрессно-выставочного туризма

Оказывают непосредственное влияние на дальнейшее взаимодействия агентства и поставщиков услуг

Рис. 3 - Взаимоотношения туристических партнёров в системе аутсорсинга

К функциям организаций по созданию туристских услуг можно отнести: бронирование билетов; организация встреч/проводов в аэропорту; визовое сопровождение; предоставление конференц-залов, специального оборудования; организация корпоративного обслуживания (проведение развлекательной программы, тимбилдинга и т.д.

Тенденции рынка предпринимательской деятельности таковы, что в настоящее время активно поддерживается малый и средний бизнес, к которому также следует отнести

услуги конгрессно-выставочного туризма.

Развитие рынка конгрессно-выставоч-ного-туризма, а также факторы, оказывающие влияние на него, должны учитывать непосредственные участники рынка и региональные органы управления [5, с. 32].

Они в первую очередь заинтересованы в максимальном использовании потенциала рынка конгрессно-выставочного туризма на территории Белгородской области, который обеспечивает социально-экономическое развитие региона.

В целях повышения конкурентных территориальных преимуществ целесообразно определять привлекательность региона с позиций конгрессно-выставочной составляющей по следующей формуле:

К = — х 100%, М

(1)

где О - количество посещений туристами с конгрессно-выставочными целями данного региона (чел.) за определенный период времени, М - количество посещений туристами с конгрессно-выставочными целями в целом по

России за тот же период времени.

Основные цели органов управления по продвижению конгрессно-выставочного туризма на территории региона проявляются в продвижении имеющихся достопримечательностей, привлечении туристов и формировании лояльности гостей в посещении региона с деловыми целями. Развитие конгрессно-выставочного потенциала региона зависит от многих показателей, отдельные из них представлены на рис. 4.

Развитие конгрессно-выставочного потенциала региона

Реализация образовательных программ

Программы по краеведению

Тренинги по проведению бизнес-встреч

Тренинги по проведению выставок

Рис. 4 - Показатели развития конгрессно-выставочного потенциала региона

Сущностное пространство конгрессно-выставочного туризма представляет комплекс взаимодействующих организаций, который определяет возможности, предметы и объекты интереса субъектов данного вида туризма [4, с.207].

Ресурсное пространство конгрессно-выставочного туризма состоит из комплекса

взаимодействующих между собой организаций, направленных на обеспечение удовлетворения потребностей субъектов (организации и потребители туристских услуг) конгрес-сно-выставочного туризма.

Сущностное и ресурсное пространство даёт представление о конгрессно-выставоч-ной полноценности региона и данных, под-

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

лежащих корректировке для закрепления положительного имиджа региона как территории благоприятной для конгрессно-выставоч-ной деятельности. Основные задачи развития конгрессно-выставочной деятельности на ре-

гиональном уровне представлены на рис. 5.

Учитывая вышеизложенное, нами предложен алгоритм формирования региональной Программы развития конгрессно-выставоч-ного туризма (табл. 1).

Развитие конгр ессно-выставочной нНфр а структуры, материально-техническойн экспозиционной базы 1 '

Создание условии для пр сведения конгрессно-выставочных мер оприягий и презентации на высоком организационном уровне в соответствии с между нар одными нор мами и практикой

/• \ Повышение статуса мероприятии и имиджа той или топ области в целом

Разработка нормативно-правовых актов в сфер е конгр ессно-выставочной деятельности в целях создания благоприятных экономических, организационных и иных условий дня участников выставок, предоставления инфор мацпонно-консультатпвной, маркетинговой, финансовой, дипломатическойИдругнх видов помощи

Подготовка н обучение квалифицир ованных кадров для выставочной деятельности ь

Рис. 5 - Основные задачи развития конгрессно-выставочной деятельности

на региональном уровне

Таблица 1 - Этапы формирования региональной Программы развития

конгрессно-выставочного туризма

Название этапа Характеристика

Определение цели разработки Программы развития - развитие рынка конгрессно-выставочного туризма; - создание новых рабочих мест; - развитие туристско-рекреационного кластера региона; - достижение экономической эффективности от продвижения конгрессно-выставочного туризма

Разработка структуры Программы развития - определение перспективного туристско-рекреационного кластера региона с целью системной организации конгрессно-выставочного туризма; - формирование механизмов управления конгрессно-выставочным туризмом в регионе; - организация конференций, презентаций и др. на территории региона; - подготовка персонала для конгрессно-выставочного туризма; - совершенствование материальной базы для развития конгрессно-выставочного туризма

Разработка методов определения эффективности внедрения Программы развития - разработка методики кумулятивного эффекта влияния конгрессно-выставочного туризма на различные сферы деятельности региона

Анализ полученных результатов - расчёт коэффициента конгрессно-выставочной активности в регионе; - проведение интервью посетителей регионов

Корректировка структуры Программы развития - на основе полученных результатов внесение изменений и дополнений в структуру Программы; - изменение или внесение корректировки в методику определения влияния конгрессно-выставочного туризма на различные сферы деятельности региона

Для достижения положительных результатов от формирования региональной Программы развития конгрессно-выставочного туризма, её участники должны выполнять определённые функции (рис. 6).

Стимулирование развития рынка кон-грессно-выставочного туризма следует рассматривать в качестве катализатора социально-экономического развития как регионов, так и страны в целом, повышенное внимание к конгрессно-выставочной деятельности будет способствовать созданию новых рабочих мест, повышению доходов населения и т.д.

Разнообразие и социально-экономическая значимость разработки и потребления услуг конгрессно-выставочного туризма подчёркивает значимость маркетинга в данной сфере. Маркетинг в конгрессно-выставочном туризме нами понимается как деятельность

по формированию, изучению и удовлетворению запросов и потребностей в туристских услугах лиц, путешествующих с профессиональными целями.

В настоящий момент конгрессно-выставочный потенциал регионов, в том числе и в Белгородской области, используется недостаточно активно. Данное обстоятельство характеризуется отсутствием необходимых взаимосвязей между субъектами рынка конгрес-сно-выставочного туризма: органами регионального управления, туристскими организациями и организациями полностью или частично вовлечёнными в конгрессно-выставочную деятельность, а также необходимых маркетинговых мероприятий, направленных на исследование и развитие рынка конгрессно-выставочного туризма.

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

ФУНКЦИИ УЧАСТНИКОВ РЕГИОНАЛЬНОМ

ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ КОНГРЕССНО-ВЫСТАВОЧНОГО ТУРИЗМА

Распространение информации о конгрессно-вставочных мероприятиях, участниках мероприятий, инфраструктуре туристического рынка, объектах туризма и т.д. на всех этапах как формирования самого мероприятия, так и при создании Программы развития

Организация общих собраний представителей разных субъектов рынка конгрессно-выставочного туризма для обсуждения актуальной информации и рыночных тенденций развития

Согласование рыночных стратегий различных субъектов рынка конгрессно-выставочного туризма и содействие в формировании и реализации Программы его развития

Прямое взаимодействие с потребителями услуг конгрессно-выставочного туризма

Координация деятельности субъектов рынка конгрессно-выставочного туризма

Рис. 6 - Функции участников региональной Программы развития конгрессно-выставочного туризма

Важно обратить внимание на функционирование на рынке туризма различных субъектов конгрессно-выставочной активности. К субъектам, занимающим доминирующее положение на рыке конгрессно-выставочного туризма, следует отнести: туристические агентства и поставщиков услуг (транспортные компании, средства размещения, ивент-организации, экскурсионные бюро и т.д.). Каждый из рассмотренных субъектов рынка ставит свои цели, эффективно реализуя интересы и потребности.

Маркетинговая направленность конгрес-сно-выставочного туризма проявляется в осуществлении каждым из субъектов данного вида туризма маркетинговой деятельности, придерживаясь выбранной концепции и раз-

работанной на её основе стратегии, адекватной поставленным целям.

В условиях объективной взаимозависимости между субъектами конгрессно-выставочной деятельности основой продуктивной маркетинговой стратегии этих субъектов является взаимодействие сторон, учитывая их общие интересы.

Принимая во внимание необходимость взаимодействия и согласования интересов субъектов рынка конгрессно-выставочного туризма, их продуктивная деятельность зависит, в первую очередь, от применения разработанной эффективной концепции маркетинга.

Бесспорно, важность информационного сопровождения является одним из основных факторов развития любой отрасли. Особое

место в туристском маркетинге занимают выставочные мероприятия, предоставляя туристским организациям возможность с одной стороны распространять, а с другой - получать необходимую для соответствующей деятельности информацию. Конгрессно-выставочная деятельность даёт представление о развитии сферы туризма; возможность правильно сориентироваться в ценовой политике при создании туристского продукта (услуги); получить экономический эффект от участия в мероприятиях, выражаемый в дополнительной прибыли, а также в расширении клиентской базы туристской организации и приобретении выгодных связей в качестве поставщиков услуг.

Усовершенствовать коммуникационную составляющую маркетинга конгрессно-выставочного туризма возможно, используя системы продвижения объектов туризма посредством заинтересованности органов власти региона, различных образовательных программ, возможностей сети Интернет и др. Доминирующим маркетинговым комплексом при продвижении региона как территории конгрессно-выставочной деятельности является разработка межрегиональных целевых программ, позволяющих максимально задействовать потенциал объектов конгрессно-выставочной активности.

Заключение. Совершенно очевидно, что важным условием в целях привлечения участников конгрессно-выставочных мероприятий

в регионах является степень их экономического развития. При этом следует особенное внимание обратить на уровень развития новых технологий, средств связи, транспортной инфраструктуры, гостиничной базы и пр. Поэтому развитие конгрессно-выставочной инфраструктуры в регионах - это строительство новых выставочных и конгресс-центров, работа с транспортной логистикой, оборудование залов современными мультимедийными кон-грессными системами, обучение профессионального персонала. Кроме того, это разработка специальных экскурсионных, туристических маршрутов для гостей такого рода мероприятий. Для эффективного продвижения своего туристического и конгрессно-выставочного потенциала, российские регионы, в частности Белгородская область, имеет потенциальные возможности для проведения значимых мероприятий в области конгрессно-выставочного туризма федерального и регионального уровня и перспективы для создания новых рабочих мест в сфере делового туризма и сервиса, но при этом ей необходима поддержка на федеральном уровне, а также профессиональное осуществление менеджмента мероприятий, используя современные технологии подготовки и проведения, туристической логистики. Необходимо осуществлять маркетинговые мероприятия и проводить развёрнутую PR-деятельность по информированию потенциальных клиентов о конгрессно-выставочном потенциале города.

Список источников:

1. Макринова Е.И., Подзолкова И.С., КаплуноваИ.В. Мониторинг эффективности развития внутреннего и въездного туризма в г. Белгороде // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2014. №2(50). С. 93-97.

2. Мозговая Ю.А., Семенченко Е.Н. Понятие бренда и его влияние на инновационную активность предприятия // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2014. №1(49). С. 321-326.

3. Немыкин Д.Н., Беседина Ю.А. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме. Белгород: Изд-во «Кооперативное образование», 2007. 489 с.

4. Немыкин Д.Н., Заикина К.В. Формирование системы маркетинговой информации в организации // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2012. № 3. С. 207-211.

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

Т. ]], No. J (7J)

20]7

5. Немыкин Д.Н., Лагунова И.И., Беседина Ю.А. Маркетинг туризма и гостеприимства. Белгород: Кооперативное образование, 2007. 376 с.

6. Симонов К.В. Конгрессно-выставочные мероприятия как сочетания двух деловых форматов // Экономика, управление, финансы: мат. IV междунар. науч. конф. Пермь: Зебра, 2015. С. 7-10.

7. Шиленко С.И. Эффективность аутсорсинга в управлении бизнес-процессами выставочной компании // Средства массовой информации в контексте интегрированных маркетинговых коммуникаций. Современные проблемы и тенденции в дизайне: мат. междунар. науч.-практич. конф. Белгород: Белгородский ун-т кооперации, экономики и права, 2014. С. 5-11.

8. Шиленко С.И. Использование инструментов реинжиниринга бизнес-процессов в выста-вочно-ярмарочной деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2013. №6. С. 540.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Шиленко С.И. Выставочно-ярмарочная деятельность как элемент инновационного развития региона // Современные подходы к модернизации экономики, образования и кооперации: мат. междунар. науч.-практич. конф. Белгород: Белгородский ун-т кооперации, экономики и права, 2012. С. 16-22.

10. Чичерин Ю.А., Турджан Ю.Р. Эволюция подходов к научному познанию поведения потребителей и его функциональное значение в маркетинге // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2015. №2(54). С. 277-282.

11. Makrinova E.I., Grigorieva V.V. Motivation mechanism of work behavior enhancement of hospitality industry employees // Journal of Environmental Management and Tourism. 2015. Pp. 320-330.

Irina ROZDOLSKAYA a, Maria LEDOVSKAYA b, Victoriya LYSENKO c, Inna BOLOTOVA d

Belgorod University of Cooperation, Economics and Law (Belgorod, Russia); e-mail: [email protected];

a PhD (Dr.Sc.) in Economics, Professor; b PhD in Economics, Associate Professor; c PhD in Economics, Senior Lecturer;

d PhD applicant

INFORMATIVE PURPOSE OF CONGRESS AND EXHIBITION TOURISM IN THE NEW REALITY OF THE REGION'S DEVELOPMENT

Keywords:

exhibitions,

congress and exhibition activity, congress activity, congress and exhibition services, congress and exhibition tourism, outsourcing

The research objective is theoretical generalization and identification of the informative component and purpose of the congress and exhibition tourism in socio-economic development of the region. General scientific and special research methods have been used for the solution of the stated goals. The article discusses the problem of efficient support for the development of congress and exhibition tourism in the interests of development companies and as a result, as part of the progressive development of the regional economy. To this end, the authors consider the status of exhibition and congress activities, focusing on exhibitions as an effective tool of implementation of innovative solutions and congress activities as one of the effective mechanisms of business and information interaction perspective and dynamically developing sectors of the economy. The article draws attention to the significance and relevance of the congress and exhibition

2.

3.

4.

5.

6.

services as activities related to the business events industry, one of the most promising directions of development of the economy, which has consistently demonstrated positive growth dynamics to the world. The authors give the definition of "outsourcing in congress and exhibition tourism" and the structure of relationships of travel partners in the outsourcing system. The authors also propose the options for calculating the ratio of the potential of the region as a territory favorable for the implementation of congress and exhibition activities. It is revealed that the development of exhibition and congress potential of the region depends on many factors, some of them considered by the authors in the article. The article presents the algorithm of formation of the regional Program of the exhibition and congress tourism development. To achieve positive results from the Program all its participants must perform certain functions. The authors determine that congress and exhibition activity gives an idea of the tourism development, the ability to correctly orient in pricing when creating the tourism product (services), to obtain economic benefit from participation in activities. Application of the proposed approaches will contribute to the congress and exhibition tourism development in the region.

Makrinova, E. I., Podzolkova, I. S., & Kaplunova, I. V. (2014). Monitoring effektivnosti razvitija vnutrennego i v'ezdnogo turizma v g. Belgorode [Monitoring of the Domestic and Incoming Tourism Efficiency Development in Belgorod]. Vestnik Belgorodskogo Universiteta kooperatsii, ekonomiki i prava [Herald of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law], 2(50), 93-97. (In Russ.).

Mozgovaya, Yu. A., & Semenchenko, E. N. (2014). Ponjatie brenda i ego vlijanie na inno-vacionnuju aktivnost' predprijatija [Concept of Brand and its Influence on Company's Innovative Activity]. Vestnik Belgorodskogo Universiteta kooperatsii, ekonomiki i prava [Herald of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, 1(49), 321-326. (In Russ.). Nemykin, D. N., & Besedina, Yu. A. (2007). Marketing v social'no-kul'turnom servise i turizme [Marketing in welfare service and tourism]. Belgorod: Publ. house of the "Cooperative education". (In Russ.).

Nemykin, D. N., & Zaikina, K. V. (2012). Formirovanie sistemy marketingovoj informacii v or-ganizacii [Organization's Marketing Information System Creation]. Vestnik Belgorodskogo Universiteta kooperatsii, ekonomiki i prava [Herald of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law], 3, 207-211. (In Russ.).

Nemykin, D. N., Lagunova, I. I., & Besedina, Yu. A. (2007). Marketing turizma i gostepriimstva [Marketing tourism and hospitality]. Belgorod: Publ. house of the "Cooperative education. (In Russ.).

Simonov, K. V. (2015). Kongressno-vystavochnye meroprijatija kak sochetanija dvuh delovyh formatov [Congress and exhibition events as a combination of two business formats]. In Ekonomika, upravlenie, finansy [Economics, Management, Finance]: materials of the IV Intern. scientific. conf. Perm: Zebra. (In Russ.).

Shilenko, S. I. (2014). Effektivnost' autsorsinga v upravlenii biznes-processami vystavochnoj kompanii [Efficiency of outsourcing in the management of business processes exhibition company]. In Sredstva massovoj informacii v kontekste integrirovannyh marketingovyh kommunikacij. Sovremennye problemy i tendencii v dizajne [Media in the context of integrated marketing communications. Contemporary issues and trends in design]: materials of the Intern. scientifically-practical conf. Belgorod: Belgorod University of cooperation, Economics and law. (In Russ.).

References

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

8. Shilenko, S. I. (2013). Ispol'zovanie instrumentov reinzhiniringa biznes-processov v vystavochno-jarmarochnoj dejatel'nosti [Using tools of the business process reengineering in exhibition and trade fair activity]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education], 6, 540. (In Russ.).

9. Shilenko, S. I. (2012). Vystavochno-jarmarochnaja dejatel'nost' kak element innovacionnogo razvitija regiona [Exhibition and fair activity as an element of innovative development of the region]. In Sovremennye podhody k modernizacii ekonomiki, obrazovanija i kooperacii [Modern approaches to modernization of economy, education and cooperation]: materials of the Intern. scientific-practical conf. Belgorod: Belgorod University of cooperation Economics and law. (In Russ.).

10. Chicherin, Yu. A., & Turjan, Yu. R. (2015). Evoljucija podhodov k nauchnomu poznaniju povedenija potrebitelej i ego funkcional'noe znachenie v marketinge [Evolution of Approaches to Scientific Perception of Consumer Behavior and its Functional Importance in Marketing]. Vestnik Belgorodskogo Universiteta kooperatsii, ekonomiki i prava [Herald of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law], 2(54), 277-282. (In Russ.).

11. Makrinova, E. I., & Grigorieva, V. V. (2015). Motivation Mechanism of Work Behavior Enhancement of Hospitality Industry Employees. Journal of Environmental Management and Tourism, 320-330.

Роздольская И.В., Ледовская М.Е., Лысенко В.В., Болотова И.С. Информативно-целевое назначение конгрессно-выставоч-ного туризма в новой реальности развития региона // Сервис в России и за рубежом. 2017. Т. 11. Вып. 1. С. 109-124. DOI: 10.22412/1995-042X^1-1-10.

Rozdolskaya, I. V., Ledovskaya, M. E., Lysenko, V. V., & Bolotova, I. S. (2017). Informative purpose of congress and exhibition tourism in the new reality of the region's development. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 11(1), 109-124. doi: 10.22412/1995-042X-11-1-10. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.