Научная статья на тему 'Методические подходы к оценке уровня развития выставочно-конгрессной деятельности'

Методические подходы к оценке уровня развития выставочно-конгрессной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1667
329
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСТАВОЧНО-КОНГРЕССНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXHIBITION / РЕГИОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА / REGIONAL / КОНГРЕСС / CONGRESS / КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / QUANTITATIVE / КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / INDICATORS / РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД / APPROACH / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ECONOMIC / МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ОЦЕНКА / EVALUATION / УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА / DEVELOPMENT LEVEL / ACTIVITIES / QUALITATIVE / RESOURCE-BASED / PROCESS-BASED / METHODOLOGICAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романова И.М., Левченко И.Н.

Выставочно-конгрессная деятельность представляет собой одну из наиболее динамично развивающихся сфер экономики в мире, так как является важнейшим инструментом стимулирования деловой активности, роста промышленного производства и расширения сферы услуг, развития кооперационных связей между субъектами хозяйственной деятельности, укрепления межрегионального и международного сотрудничества, поддержки благоприятного имиджа, демонстрации ресурсного потенциала и инвестиционной привлекательности региона на внешних рынках. В связи с этим вопросы оценки уровня развития выставочно-конгрессной деятельности и ее воздействия на экономику Российской Федерации являются весьма актуальными в настоящее время. Для этого необходима система количественных и качественных показателей, применение которых будет способствовать отслеживанию и корректировке процессов функционирования данного вида деятельности. Цель работы рассмотрение основных подходов (ресурсного, процессного и экономического) к оценке выставочно-конгрессной деятельности, а также показателей и коэффициентов, используемых для количественной и качественной оценки данного вида деятельности как в Российской Федерации, так и в других странах, являющихся лидерами в этой сфере. Авторами на основе общенаучных методов (сравнение, анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия) структурированы и проанализированы различные методические подходы к оценке выставочно-конгрессной деятельности. Выделены и проанализированы ресурсный, процессный и экономический подходы к оценке уровня ее развития. Выявлены преимущества, недостатки, а также система показателей для каждого из них. Проведенный анализ методических подходов вскрыл недостаточную изученность проблемы оценки уровня развития выставочно-конгрессной деятельности, объективную необходимость ее адаптации и коррекции в соответствии со спецификой экономики регионов Российской Федерации. Поэтому, по мнению авторов, необходима и целесообразна разработка новых методических подходов, применение которых позволит более точно оценить уровень развития такого вида деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Романова И.М., Левченко И.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological approaches to assessing the level of exhibition and congress activity development

Importance In the present time, the exhibition and congress activity is one of the fastest growing sectors of the economy in the world, since it is an essential tool to promote business activity, industrial production growth and service expansion, to develop cooperative ties between businesses, to strengthen inter-regional and international cooperation, to maintain favorable image of a particular area, to demonstrate resource potential and investment attractiveness of a region in foreign markets. Therefore, the issues of assessing exhibitions and congresses activities and their impact on the Russian economy are extremely relevant. The assessment requires a system of quantitative and qualitative indicators. Their application will contribute to monitoring and updating the functions of this type of activities. Objectives The paper considers basic approaches (resource, process and economic) to the evaluation of exhibition and congress activity, as well as indicators and ratios used for qualitative and quantitative evaluation of this type of activity both in the Russian Federation and in other countries, which are leaders in this field. Methods On the basis of general scientific methods (comparison, analysis and synthesis, induction and deduction, analogy) we structured and analyzed different methodological approaches to the assessment of exhibition and congress activities. Results We identified and analyzed resource, process and economic approaches to the assessment of its level of development. We also discussed the strengths, weaknesses, as well as the system of indicators for each of them. Conclusions and Relevance The analysis of the existing methodological approaches revealed insufficient study of problems related to assessing the level of exhibition and congress activities’ development, the objective necessity to adapt and update these activities according to the specifics of the economy and regions of the Russian Federation. Therefore, we consider it is necessary to develop new novel methodological approaches, which will enable to assess more precisely the development level of exhibition and congress activities.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к оценке уровня развития выставочно-конгрессной деятельности»

УДК 005.32:061.4(075.8)

методические подходы к оценке уровня развития выставочно-конгрессной деятельности

и.м. Романова,

доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга, коммерции и логистики E-mail: rim.6767@mail.ru

И.Н. ЛЕВЧЕНКО, старший преподаватель кафедры маркетинга, коммерции и логистики E-mail: kafedra_com@inbox.ru дальневосточный федеральный университет

Выставочно-конгрессная деятельность представляет собой одну из наиболее динамично развивающихся сфер экономики в мире, так как является важнейшим инструментом стимулирования деловой активности, роста промышленного производства и расширения сферы услуг, развития кооперационных связей между субъектами хозяйственной деятельности, укрепления межрегионального и международного сотрудничества, поддержки благоприятного имиджа, демонстрации ресурсного потенциала и инвестиционной привлекательности региона на внешних рынках. В связи с этим вопросы оценки уровня развития выставочно-конгрессной деятельности и ее воздействия на экономику Российской Федерации являются весьма актуальными в настоящее время. Для этого необходима система количественных и качественных показателей, применение которых будет способствовать отслеживанию и корректировке процессов функционирования данного вида деятельности.

Цель работы - рассмотрение основных подходов (ресурсного, процессного и экономического) к оценке выставочно-конгрессной деятельности, а также показателей и коэффициентов, используемых для количественной и качественной оценки данного вида деятельности как в Российской Федерации, так и в других странах, являющихся лидерами в этой сфере.

Авторами на основе общенаучных методов (сравнение, анализ и синтез, дедукция и индукция,

аналогия) структурированы и проанализированы различные методические подходы к оценке выста-вочно-конгрессной деятельности.

Выделены и проанализированы ресурсный, процессный и экономический подходы к оценке уровня ее развития. Выявлены преимущества, недостатки, а также система показателей для каждого из них.

Проведенный анализ методических подходов вскрыл недостаточную изученность проблемы оценки уровня развития выставочно-конгрессной деятельности, объективную необходимость ее адаптации и коррекции в соответствии со спецификой экономики регионов Российской Федерации. Поэтому, по мнению авторов, необходима и целесообразна разработка новых методических подходов, применение которых позволит более точно оценить уровень развития такого вида деятельности.

Ключевые слова: выставочно-конгрессная деятельность, региональная выставка, конгресс, количественные показатели, качественные показатели, ресурсный подход, процессный подход, экономический подход, методический подход, оценка, уровень развития региона

Оценка уровня развития выставочно-конгрес-сной деятельности осуществляется путем расчета количественных и качественных показателей, позволяющих своевременно отслеживать все измене-

Рис. 1. Методические подходы к оценке уровня развития выставочно-конгрессной деятельности

ния и корректировать процесс функционирования данного вида деятельности.

Анализ отечественной и зарубежной специальной литературы позволил авторам выделить три подхода к оценке уровня развития выставочно-кон-грессной деятельности: ресурсный, процессный и экономический [1, 2, 4, 7, 12, 20] (рис. 1). Каждый из названных подходов имеет свои особенности, достоинства и недостатки.

Ресурсный подход к оценке уровня развития выставочно-конгрессной деятельности предполагает определение и оценку перечня совокупности материальных и нематериальных факторов и средств, обеспечивающих ее функционирование.

Данного подхода придерживается К.А. Сулей-манова, предлагая в своей работе оценивать уровень развития выставочной деятельности на основании определения ее ресурсного потенциала, который она представляет в виде суммы методических, кадровых, материальных и информационных ресурсов, обеспечивающих выставочную деятельность [14].

В свою очередь Р. Артц также подчеркивает, что необходимо обращать внимание не на количественные, а на качественные показатели развития выставочно-конгрессной деятельности, которые характеризуют:

- техническую, коммуникационную и информационную оснащенность выставочно-конгрес-сных площадей;

- оборудование помещений для ведения переговоров, отдыха и питания;

- возможность использования помощи переводчиков;

- квалификацию выставочно-конгрессного персонала [19].

По мнению авторов, сложность использования данного подхода при оценке уровня развития выста-вочно-конгрессной деятельности состоит не только в определении перечня показателей, но и в получении полной и достоверной информации о состоянии

данной сферы. Учитывая, что в нынешней российской выста-вочно-конгрессной индустрии отсутствует механизм сбора полной и достоверной информации, дать точную ресурсную оценку не представляется возможным. Кроме того, при формировании такого механизма состав показателей будет варьироваться в зависимости от отраслевых особенностей предприятий, являющихся участниками выставочно-конгрессной индустрии.

Ряд исследователей при оценке уровня развития выставочно-конгрессной деятельности придерживаются процессного подхода, базирующегося на ряде количественных показателей.

Анализ современной отечественной и зарубежной специальной литературы показал, что в настоящее время большинство исследователей данной проблематики предлагают оценивать уровень развития выставочной деятельности с помощью количественных показателей, которые подразделяются на две группы:

- показатели макроуровня, которые включают общие суммирующие показатели функционирования выставочно-конгрессной деятельности определенного региона или страны (общее количество мероприятий, участников, компаний-организаторов; распределение мероприятий по тематическим группам в соответствии с тематическим классификатором и др.);

- показатели микроуровня, которые включают все количественные показатели, характеризующие выставочно-конгрессные мероприятия. Изменение данных показателей отражает эффективность их проведения, а также всех управленческих решений, определяет устойчивость функционирования выставочно-конгрессной деятельности в целом, являясь основой показателей макроуровня [6, 11, 17]. Процессный подход широко используется не

только отечественными и зарубежными учеными, но и специалистами, в том числе и российскими, международных выставочно-конгрессных организаций, куда входят Всемирная ассоциация выставочной индустрии (UFI), Общество добровольного контроля статистики ярмарок и выставок ^КМ), Международная ассоциация конгрессов и конференций (1ССА), Международная ассоци-

ация конгресс-центров (AIPC), Международная федерация выставочного и конгрессного сервиса (IFES), Международный союз выставок и ярмарок (МСВЯ) и др.

В странах Европы оценка проводится по системе параметров, предложенных к использованию Обществом добровольного контроля статистики ярмарок и выставок1.

В Российской Федерации в настоящее время не существует единой системы оценки уровня развития выставочно-конгрессной деятельности. Данные о площади, на которой проводится мероприятие, о количестве участников и посетителей представляют только те организаторы, которые входят в Международный союз выставок и ярмарок. Остальные организаторы проводят статистический учет только для собственных целей. Представление таких статистических данных в Международный союз выставок и ярмарок носит для них лишь рекомендательный характер. При этом в обоих случаях сбор данных проводят сами организаторы, что сказывается на их объективности, особенно в части количества посетителей. Это один из наиболее важных показателей, который учитывают компании, принимая решение об участии в том или ином мероприятии.

Интеграционные процессы, происходящие в экономике Российской Федерации и европейских стран, выход на российский рынок иностранных товаропроизводителей потребовали внедрения в выставочно-конгрессную деятельность системы независимого контроля мероприятий [12]. Начиная с 2004 г. независимый аудит выставочно-ярмарочных мероприятий, организуемых компаниями - членами Международного союза выставок и ярмарок, начала проводить группа компаний «РуссКом Ай-Ти». В своих исследованиях все независимые аудиторы должны использовать Правила добровольного контроля выставочной статистики членов Международного союза выставок и ярмарок, разработанные исполнительной дирекцией союза.

Сравнение систем статистических параметров, используемых Обществом добровольного контроля статистики ярмарок и выставок и Международным союзом выставок и ярмарок, представлено авторами в табл. 1.

Анализ данных, представленных в табл. 1, позволяет сделать вывод о схожести используемых

1FKM Certified Exhibition Data Report 2013. URL: http://www. fkm. de/klcms2/mediathek/files/downloadbereich/fkm_report2013. pdf.

в Европе и России систем статистических параметров оценки выставочно-ярмарочных мероприятий. Европейская система контроля статистических параметров мероприятия по количественному и качественному составу посетителей, участников и выставочной площади была использована Международным союзом выставок и ярмарок в качестве методической основы, при этом были внесены некоторые изменения и дополнения, например, введены понятия «нетто площадей» и «брутто площадей».

По мнению авторов, система оценки, используемая Обществом добровольного контроля статистики ярмарок и выставок и Международным союзом выставок и ярмарок, не позволяет в полной мере оценить уровень развития выставочно-конгрессной деятельности, так как, во-первых, приведенный перечень показателей недостаточен для всесторонней и комплексной оценки (существует объективная необходимость его дополнения и расширения), а во-вторых, информация от организаторов мероприятий может использоваться только, если был проведен соответствующий аудит.

Исследователи В.П. Федько и Н.И. Куркина считают, что основой оценки уровня развития вы-ставочно-ярмарочной деятельности может стать методика определения уровня развития выставочного мероприятия, в основу которой положен набор разноплановых показателей, характеризующих как организационную составляющую, так и участников мероприятия, что, как они считают, позволяет с большой степенью объективности определить уровень выставочно-ярмарочного мероприятия2. Все оценочные коэффициенты, формулы их расчета и показатели норм данной методики представлены в табл. 2.

Основываясь на данных, представленных в табл. 2, можно сделать вывод о том, что авторы методики уделяют внимание лишь показателям, характеризующим участников выставочно-ярмарочного мероприятия и их качественный состав, оставляя за пределами показатели, характеризующие посетителей и размеры площади, на которой проводится мероприятие. При этом из всех представленных показателей лишь коэффициент стабильности участия может быть использован для характеристики мероприятий любого уровня и выставочно-конгрессной деятельности в целом. Коэффициенты активного и

2 Федько В.П., Куркина Н.И. Количественная оценка мероприятий ярмарочно-выставочной деятельности // Экономика России: основные направления совершенствования: Сб. науч. трудов № 6. М.: Консалтинг XXI век. 2004. С. 137-139.

Таблица 1

Сравнительная таблица статистических показателей выставочно-ярмарочных мероприятий, применяемых Обществом добровольного контроля статистики ярмарок и выставок и Международным союзом выставок и ярмарок

Раздел Общество добровольного контроля статистики ярмарок и выставок Международный союз выставок и ярмарок

Общая информация Название, место проведения, отраслевая тематика, периодичность и продолжительность мероприятия Название / место проведения / отраслевая тематика

Площадь Общая арендуемая площадь, равная площади, арендуемой всеми участниками мероприятия. Площадь, арендуемая в закрытых помещениях (hall areas) / площадь, арендуемая на открытой территории (open-air areas). Площадь, арендованная участниками из страны проведения мероприятия (domestic) / площадь, арендованная иностранными участниками (foreign exhibitors) Площадь нетто, арендуемая и оплаченная участниками по счету организатора мероприятия на весь срок проведения выставки / ярмарки. Площадь брутто - площадь всей выставочной площадки, включая площадь, не используемую непосредственно под выставку, т.е. площадь проходов между стендами, зон обслуживания, офисов, административных помещений, а также используемую под конференции, семинары, конгрессы, фестивали, иные сопутствующие мероприятия. Площадь закрытая, арендуемая в закрытых помещениях / площадь открытая, арендуемая на открытой территории. Площадь национальная (иностранная)

Участники Прямые участники (exhibitors with their own stand), оплатившие аренду площади на мероприятии (из какого количества стран, сколько всего, в том числе, сколько иностранных участников). Косвенные участники (represented firms) - это компании, не имеющие собственной площади и представляющие свои товары / услуги на стенде одного из прямых участников (сколько всего, в том числе, сколько иностранных участников) Прямые участники - это участники, оплатившие от своего или иного имени отдельный стенд / выставочную площадь по счету организатора мероприятия на весь период проведения выставки / ярмарки для работы на стенде собственного или нанятого в этих целях персонала для рекламы своих товаров и услуг по теме данной выставки / ярмарки. Заочные участники - это участники, демонстрирующие свои товары и услуги на стенде прямого участника и которые для этой работы не привлекают собственный персонал. Национальные участники / иностранные участники

Посетители На кого рассчитано мероприятие (специалисты или публика)? Сколько всего посетителей? Сколько посетителей из других стран? Сколько всего посетителей (специалистов)? Национальные посетители / иностранные посетители

Источник: Правила добровольного контроля выставочной статистики членов Международного Союза выставок и ярмарок (МСВЯ). URL: http://www.informexpo.ra/new/view_contentphp?id=777.

Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации. URL: http://tpprf.ru/ru/ activities/exhibition/exhib_concept/index.php.

AUMA Review: The German trade fair industry review. 2013. URL: http://www.auma.de/en/DownloadsPublications/PublicationDownloads/ AUMA_Review2013.pdf.

Таблица 2

Коэффициенты оценки качественного уровня организации выставок-ярмарок

Показатель Формула расчета Норма

Коэффициент стабильности участия К „ = УВ / УК , стаб отч баз' где УВотч - количество участников выставки в отчетном периоде; УВбаз - количество участников выставки в базовом периоде >1

Коэффициент активного участия К = УО / УО, акт где УО - количество очно участвующих в выставках экспонентов; УО - количество участников выставки <0,9

Стратегия развития Development strategy - 17 -

Окончание табл. 2

Показатель Формула расчета Норма

Коэффициент пассивного участия К = УЗ / УВ, пас где УЗ - количество экспонентов, участвующих заочно <0

Норматив международной активности К = У / УВ, межд зар где Уяр - количество зарубежных участников >0

Норматив региональной активности К = У / УВ, рег рост где У - количество ростовских участников -

Коэффициент внерегиональной активности К = У / УВ, врег снг где Уснг - количество участников из стран ближнего зарубежья (СНГ) -

Показатель внешней активности К = (У / У ) / У -

Показатель результативности участия К = Д / УВ, ' 'кол где Дкол - общее количество договоров, заключенных на выставке max

пассивного участия являются взаимозаменяемыми, т.е. К = 1 - К , при этом дискуссионным остается

акт пас' г J

вопрос о норме коэффициента активного участия, равного 0,9.

Измерение показателя результативности выставочных мероприятий в настоящее время очень затруднено. Это связано с процессом трансформации мероприятий из места непосредственной продажи и заключения контрактов в место информирования и стимулирования сбыта в отложенном периоде. В связи с этим, по мнению авторов, данная методика не позволяет объективно представить количественные параметры любого мероприятия и не может быть использована для характеристики выставочно-конгрес-сной деятельности и оценки уровня ее развития.

В основу своей методики оценки эффективности выставочно-конгрессной деятельности С.М. Уша-ковский закладывает систему статистических показателей, используемых при аудите мероприятий Международным союзом выставок и ярмарок3 .

Все переменные, используемые С.М. Ушаков-ским, представлены в табл. 3.

Кроме того, С.М. Ушаковским были выявлены взаимосвязи между различными показателями в каждом из разделов, выделены обобщающие показатели-коэффициенты для каждого из разделов и введен новый коэффициент устойчивости развития (табл. 4).

По мнению авторов, использование приведенных в табл. 4 коэффициентов К , К , К , К для

т т пл' уч' пос' сп.пос

оценки уровня развития отдельного мероприятия и выставочно-конгрессной деятельности в целом не

3 Ушаковский С.М. Метод создания динамической структуры выставочно-ярмарочного мероприятия как инновационный метод управления выставочно-ярмарочной деятельностью // Состояние и перспективы развития туризма в СНГ: материалы VIII ежегодной научно-практической конференции. СПб.: Институт управления и экономики. 2005. С. 136-144.

Таблица 3

Статистические показатели, используемые для количественной оценки выставочно- ярмарочных мероприятий

Раздел Характеристика

Площадь Общая площадь, определяемая размерами места проведения мероприятия, ^ ^ !г ' брутто

Общая площадь, арендуемая всеми участниками, 5 нетто

Площадь, арендуемая в закрытых помещениях, 5 ' закр.нетто

Площадь, арендуемая на открытой территории, 5 откр.нетто

Площадь, арендуемая участниками из страны проведения мероприятия, 5нац

Площадь, арендуемая участниками не из страны проведения мероприятия, 5

Участники Общее количество участников мероприятия, У. ' общ

Общее количество прямых участников мероприятия, У

Общее количество заочно участвующих в мероприятии организаций, Узаоч

Общее количество участников из страны проведения мероприятия, Унац

Общее количество участников не из страны проведения мероприятия, Уин

Посетители Общее количество посетителей мероприятия, П. общ

Общее количество специалистов, посетивших мероприятие, П г г ' спец

Общее количество посетителей из страны проведения мероприятия, Пнац

Общее количество посетителей не из страны проведения мероприятия, Пт

совсем корректно, так как они являются индексами изменения и показывают темп роста абсолютных показателей. Коэффициент устойчивости развития К. также не оправдывает своего названия.

Таблица 4

Коэффициенты для оценки выставочно-ярмарочных мероприятий и выставочно-ярмарочной деятельности (по С.М. Ушаковскому)

Коэффициент Формула для расчета Рекомендуемое значение

Использования площади Кпл С1 ту общ.нет _ С ' баз.нет где Собщнетто - общая площадь, арендуемая участниками мероприятия в текущем периоде; Сбаз нетто - общая площадь, арендуемая участниками мероприятия в базовом (предыдущем) периоде К > 1 - устойчивое пл развитие

Участия К уч У б ту отч.общ КУ - У > баз.общ где У . - общее количество участников мероприятия в отч.общ ^ г г текущем периоде; Убх! общ - общее количество участников мероприятия в базовом (предыдущем) периоде К > 1 - устойчивое уч развитие

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Посещения К пос "^отч.общ пос П ' баз.общ где П . - общее количество посетителей мероприятия в отч.общ текущем периоде; П . - общее количество посетителей мероприятия в баз.общ ^ ^ базовом (предыдущем) периоде К > 1 - устойчивое пос развитие

Посещения посетителями-специалистами К сп.пос К _ ^^отч.сп сп.пос П ' баз.сп где К - общее количество посетителей-специалистов отч.сп мероприятия в текущем периоде; П - общее количество посетителей-специалистов баз.сп мероприятия в базовом (предыдущем) периоде

Устойчивости развития К г у.р Ку.р _ Кпл • Куч • ^ где Кш - коэффициент использования площади; Куч - коэффициент участия; Кпос - коэффициент посещения 0 < К < 1 - неустойчивость у.р развития. К > 1 - устойчивость у.р развития

В настоящее время в субъектах Российской Федерации, где выставочно-конгрессная деятельность развивается более активно (особенно в Москве, Санкт-Петербурге, в Краснодарском крае, Свердловской области и др.), ее уровень оценивается через систему планово-целевых значений, количественных, имиджевых, финансовых показателей и показателей оценки организации.

Авторы считают, что в других регионах Российской Федерации для оценки уровня развития вы-ставочно-конгрессной деятельности используется упрощенная система, которая включает следующие показатели:

количество выставочно-конгрессных мероприятий;

- количество участников-организаций;

количество заключенных договоров о сотрудничестве, соглашений о заключении контрактов,

намерений о сотрудничестве, договоров об открытии представительств; - количество посетителей;

количество сопутствующих мероприятий. Для унификации системы показателей, используемых регионами для оценки уровня развития данного вида деятельности, Торгово-промышленная палата России внесла в Концепцию развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации следующие целевые индикаторы: вклад в валовый региональный продукт; коэффициент использования выставочных площадей;

количество квадратных метров выставочных площадей на одного жителя региона; «Инфраструктура» - объем соответствующих услуг, приведенных к 1 м2 выставочных площадей;

«Конкуренция» - количество участников выста-вочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, динамика количества участников выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности; «Диверсификация» - увеличение доли продукции с высокой степенью добавленной стоимости;

- «Международный» - рост числа международных выставок, ярмарок и конгрессов;

- «Кадры» - доля специалистов, работающих в сфере выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации. По мнению авторов, данная система отражает

как показатели эффективности выставочно-конгрес-сной деятельности, так и влияние этой деятельности на развитие экономики региона, тем не менее она требует доработки и дополнительного внесения других ключевых индикаторов.

Для оценки уровня развития выставочно-конг-рессной деятельности Э.А. Медведева и К.В. Новикова используют комбинированный подход, который учитывает ресурсную и процессную стороны [8]. Они выделяют значения двух, наиболее существенных, по их мнению, блоков: эффективность работы самих выставочно-конгрессных комплексов и эффективность работы организаторов выставочно-конгрессных мероприятий. В первый из них они включают показатели, характеризующие объемы ресурсов выставочно-конг-рессных комплексов (здания, сооружения, транспортные средства, выставочное и информационно-коммуникационное оборудование, финансовые ресурсы) и интенсивность их использования. Ко второму блоку относят количественные и качественные показатели, характеризующие эффективность самого выставочно-конгрессного мероприятия (количество задействованных выставочных площадей, количество участников и посетителей, объем заключенных сделок и др.).

Большинство российских и зарубежных ученых при оценке уровня развития выставочно-конгрес-сной деятельности используют экономический подход [3, 5, 16, 18, 20].

Экономическую выгоду от проведения выста-вочно-конгрессных мероприятий получают страна, регионы, выставочно-конгрессные организации, обслуживающие предприятия, участники (макро-, мезо- и микроуровни). По данным американского центра исследований выставочной индустрии (CEIR), ежегодный вклад выставочной индустрии в экономику США и Канады оценивается примерно в 100 млрд долл., бюджеты немецких городов на

10-80% формируются за счет функционирования выставочных комплексов на их территориях.

Исследователи Л.Е. Стровский и Е.Д. Фролова выделяют прямые выгоды организаторов и участников, к которым относят:

- доходы организаторов выставочно-конгрессных мероприятий, формирующиеся за счет затрат участников на аренду, рекламу, а также от продажи билетов и т.д.;

- рост числа заключенных контрактов участниками на выставочно-конгрессных мероприятиях и др.

Другой вид экономических выгод - это косвенные выгоды, доходы третьих лиц, называемые экстерналиями. К ним относятся:

- создание новых рабочих мест;

- доходы и налоговые поступления в бюджет регионов и городов от предприятий и организаций, связанных с обслуживанием участников выста-вочно-конгрессных мероприятий (гостиницы, рестораны, транспортные компании и т.д.);

- поступления в бюджет от деятельности выста-вочно-конгрессных организаций;

- доходы от посещения участниками выста-вочно-конгрессных мероприятий, объектов культурного досуга и туристических достопримечательностей в городе [9].

Таким образом, эффект от проведения выста-вочно-конгрессных мероприятий определяется выгодами первого, второго и третьего порядков. Взаимосвязь всех уровней представлена на рис. 2.

Европейская школа бизнеса по заявке Международной ассоциации выставочной индустрии разработала макроэкономическую модель выгод от проведения выставочной деятельности [12] (рис. 3).

Данная модель описывает взаимосвязь основных, вторичных и долговременных выгод от проведения выставочно-конгрессных мероприятий:

- основные выгоды - это выгоды для участников и посетителей, к которым относятся либо увеличение объемов продаж, либо удешевление поставок сырья или материалов, либо повышение их качества;

- вторичные выгоды - это выгоды для региона проведения выставок от притока денежных средств и создания рабочих мест;

- долговременные выгоды - это более долгосрочные выгоды для участников, посетителей и стран по сравнению с кратковременным сбытом или с сиюминутными выгодами для участников.

Выгоды I порядка Доходы от посетителей и участников выставочно-конгрессных мероприятий

Выгоды II порядка Доходы, получаемые смежными отраслями, рост числа занятых рабочих мест

Выгоды III порядка Результаты, стимулирующее влияние на торговлю, престиж фирмы, имидж города, региона, страны

Экономический подход

Рис. 2. Составляющие экономического подхода к оценке выставочно-конгрессной деятельности [9]

Посетители:

- иностранные;

- отечественные

Поиск новинок. Поиск новых поставщиков. Коллективная работа

Национальная экономика

Международная торговля

Долговременные выгоды. Осведомленность о качестве / марке товара. Новые товары

Коллективная работа. Престиж. Новые рынки

Коллективная

работа. Новые рынки

Новые рынки

Рис. 3. Макроэкономическая модель выгод от проведения выставочно-конгрессных мероприятий [12]

■47 (374) - 2014

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: REGIONAL ECONOMICS

теория и практика theory and practice

В данной модели работает так называемый эффект связей и умножителя продаж, который объясняет отношения между выставочной индустрией и созданием богатства в регионе. Связи описывают отношения между индустриями, а эффект умножителя продаж измеряет прямое, непрямое и вынужденное действие дополнительной единицы посетителя, тратящего средства на экономическую деятельность в принимающем выставку сообществе. В результате создается больше рабочих мест, растет благосостояние населения, улучшается имидж всего региона. Для выставок эффект умножителя продаж оценивается примерно в 7-10 раз.

Исследования в сфере выставочно-конгрессной деятельности показывают, что посетитель выставоч-но-конгрессного мероприятия, как правило, тратит денег в 3 раза больше, чем среднестатистический турист. Затраты каждого из делегатов выставочно-конгрессных мероприятий составляют в среднем 5% от прибылей, полученных в итоге проведенного мероприятия. При этом около 45% всего денежного оборота выставочно-конгрессных мероприятий приходится на гостиницы, рестораны, транспорт, торговлю. Более того, на их долю относятся 60% всех рабочих мест, которые создаются благодаря проведению таких мероприятий [13].

Экономическая модель выставочно-конгрес-сной индустрии была также предложена Э.А. Медведевой и А.А. Маст. Она построена через маркетинговую логику объектов обслуживания в системе услуг (участника и посетителя). Расчетными показателями являются маркетинговые переменные численности обслуживаемых потребителей и удельные величины потребления (количественные показатели спроса). Все расчетные переменные приведены к справочным или эмпирическим показателям, которые могут быть получены в системе управленческого учета соответствующего субъекта выставочной деятельности. Модель дает возможность построения вариативных сценариев экономики выставки. Предложен расчетный базис оценки суммарной прибыльности выставочно-конгрессной индустрии от выставочно-конгрессного проекта [7].

Ряд исследователей в качестве одного из основных показателей, характеризующих эффективность выставочно-ярмарочной деятельности, называют бюджетную эффективность. При этом они выделяют три вида бюджетной эффективности от выста-вочно-ярмарочной деятельности [15]:

отчетную или фактическую бюджетную эффек-

тивность, возникающую в результате поступления денежных средств в бюджет из нескольких источников (налоги и платежи во внебюджетные фонды в соответствии с бухгалтерской отчетностью);

косвенную бюджетную эффективность, учиты-вающуют поступления в бюджет и внебюджетные фонды платежей, связанных с расходами экспонентов на услуги городской инфраструктуры (гостиницы, транспорт, связь, питание, досуг и т.д.);

полную бюджетную эффективность, которая определяется с учетом роста поступлений в бюджет в результате увеличения роста продаж продукции фирм-экспонентов и соответствующего роста производства. Именно этот критерий использовался в работе при оценке состояния и перспектив развития основных выставочных комплексов Москвы в 1998 г. Проведенная в 2000 г. С.Н. Трофимовым экстраполяция данных этой работы позволила оценить состояние и перспективы развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации. Полученные данные позволили оценить полную бюджетную эффективность выставочно-ярмарочной деятельности в России более чем 830 млн долл. в год [15].

Исследователь А.А. Фролов поддерживает подход к оценке основных, вторичных и долговременных выгод от выставочно-ярмарочной деятельности для определения уровня ее развития. В качестве определяющего показателя он предлагает принять соотношение между ростом налоговых поступлений по результатам работы выставочно-ярмарочной деятельности и затратами региона на ее функционирование и развитие за определенный период времени: Э = П / З

^вя.д _ -"нл ' ^р'

где Эвяд - эффективность региональной выставоч-но-ярмарочной деятельности; Пнп - рост налоговых поступлений по результатам работы выставочно-ярмарочной деятельности;

Зр - затраты региона на ее функционирование и развитие за определенный период времени4 . По мнению Л.П. Педыч, экономическая эффективность конгрессной деятельности выражается

4 Фролов А.А. Анализ отечественных и зарубежных методик оценки экономической эффективности ВЯД // Новые тенденции в экономике и управлении организацией: Материалы четвертой Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2005.

отношением полученного экономического эффекта к произведенным затратам. А основными показателями экономической эффективности являются: финансовая (учитывающая финансовые последствия для всех участников), экономическая (учитывающая затраты и результаты) и бюджетная (бюджеты всех уровней) деятельность. Кроме того, учитывается объем основных ресурсов: персонал, материально-техническая база, исключительные права на объекты интеллектуальной собственности. При этом эффективность непосредственно конгрессного мероприятия выражается как результат, измеряемый разностью между денежным доходом и расходами, получаемый конгрессными компаниями, смежными отраслями, а также ростом числа рабочих мест [10].

Таким образом, анализ существующих методических подходов к оценке уровня развития

выставочно-конгрессной деятельности показал, что каждый из рассмотренных подходов имеет свои преимущества и недостатки и основывается на собственной системе показателей (табл. 5).

Следует отметить, что некоторые подходы к оценке уровня развития выставочно-конгрессной деятельности носят достаточно общий и схематичный характер, требуют адаптации и коррекции в связи со спецификой экономики и регионов Российской Федерации.

Таким образом, анализ существующих методических подходов выявил проблемы в оценке уровня развития выставочно-конгрессной деятельности, а также объективную необходимость разработки нового методического подхода, который позволил бы оценить ее уровень развития как качественно и организационно нового вида деятельности.

Таблица 5

Сравнительная характеристика методических подходов к оценке уровня развития выставочно-конгрессной деятельности

Подход Показатель Характеристика

Экономический Отчетная или фактическая бюджетная эффективность Возникает в результате поступлений в бюджет из нескольких источников: налоги и платежи во внебюджетные фонды в соответствии с бухгалтерской отчетностью

Косвенная бюджетная эффективность Учитывает поступления в бюджет и внебюджетные фонды платежей, связанных с расходами участников выставочно-конгрессных мероприятий на услуги городской инфраструктуры: гостиницы, транспорт, связь, питание, досуг и т.д.

Полная бюджетная эффективность Определяется с учетом роста поступлений в бюджет в результате увеличения роста продаж продукции компаний - участниц выставочно-конг-рессных мероприятий и соответствующего роста производства

Ресурсный Техническая, технологическая, информационная, коммуникационная оснащенность выставочно-кон-грессных площадей Количество технически сложного оборудования для проведения выста-вочно-конгрессных мероприятий. Количество комплектного выставочного оборудования. Количество подъездных путей и погрузо-разгрузочных площадок

Наличие беспроводного доступа в Интернет. Количество служебных машиномест для посетителей и грузового транспорта

Количество специально оборудованных помещений Количество помещений для ведения переговоров. Количество помещений для организации питания и отдыха участников выставочно-конгрессных мероприятий

Квалификация выставочно-конгрессного персонала Количество специалистов, работающих в сфере выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности. Количество специалистов, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации

Процессный Количество мероприятий Количество проведенных выставочно-конгрессных мероприятий

Количество участников Количество участников выставочно-конгрессных мероприятий. Общее количество прямых участников выставочно-конгрессных мероприятий. Общее количество заочно участвующих в выставочно-конгрессных мероприятиях. Общее количество участников из страны проведения выставочно-конг-рессных мероприятий.

Стратегия развития Development strategy - 23 -

Окончание табл. 5

Подход Показатель Характеристика

Общее количество участников не из страны проведения выставочно-кон-грессных мероприятий

Количество посетителей Общее количество посетителей выставочно-конгрессных мероприятий. Общее количество специалистов, посетивших выставочно-конгрессные мероприятия. Общее количество посетителей из страны проведения выставочно-конг-рессных мероприятий. Общее количество посетителей не из страны проведения выставочно-конгрессных мероприятий

Количество организаторов Количество компаний, занимающихся организацией и проведением вы-ставочно-конгрессных мероприятий

Количество заключенных сделок Количество заключенных договоров о сотрудничестве, соглашений о заключении контракта, намерений о сотрудничестве, договоров об открытии представительств

Площадь Общая площадь, определяемая размерами места проведения мероприятия. Общая арендуемая всеми участниками площадь. Площадь, арендуемая в закрытых помещениях

Список литературы

1. Агеев Л.А. Выставочно-ярмарочная и конг-рессная деятельность в формировании инвестиционно-привлекательного имиджа региона. Саранск: Мордовия-Экспо, 2012. 118 с.

2 . Бердышев С.Н. Организация выставочной деятельности. М.: Дашков и К, 2010. 228 с.

3. Березовский В.А. Анализ эффективности коммерческих выставочных мероприятий // Экономические науки. 2007.№ 2. С. 32-36.

4. Гусев Э.Б., Прокудин В.А., Салащенко А.Г. Выставочная деятельность в России и за рубежом. М.: Дашков и К, 2004. 516 с.

5 . Исупова А.Н. Обоснование эффективности формирования инновационного вида предпринимательства в выставочно-ярмарочной сфере // Российское предпринимательство. 2009. № 2. С. 52-56.

6 . Коваленко А. Развитие рынка конгрессной деятельности в России // Современная конкуренция. 2010. № 2. С. 62-71.

7. Медведева Э.А., Маст А.А. Особенности проявления синергетического эффекта конгрес-сной и выставочной деятельности для повышения конкурентоспособности региона // Экономика и предпринимательство. 2014. № 8. С. 200-202.

8.МедведеваЭ.А., НовиковаК.В. Планирование и управление конгрессно-выставочной деятельностью региона // Современная экономика: проблемы и решения. 2012. № 10. С. 46-51.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Основы выставочно-ярмарочной деятельности: учеб. пособие для вузов. М.: Юнити-Дана, 2005. 288 с.

10. Пасмуров А.Я., Педыч Л.П. Роль конгрес-сной деятельности в развитии инновационной экономики // Научные труды Вольного экономического общества России. М.: Вольное экономическое общество России, 2010. Т. 129. № 2. С. 128-143.

11 . Петелин В.Г. Основы менеджмента выставочной деятельности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 447 с.

12 . Серегин А.И. Анализ развития современного мирового рынка выставочно-ярмарочной деятельности // Проблемы экономики. 2008. № 5. С. 172-181.

13 . Смородова Л., Лапшин А., Баранов А. Аудит выставочных мероприятий // Экспо новости. 2004. № 14. С. 6-7.

14. Сулейманова К.А. Экономический эффект выставочной деятельности // Транспортное дело России. 2009. № 12. С. 96-99.

15 . Трофимов С.Н. Выставочная деятельность и ее регулирование. СПб.: Невский фонд. 2000. 128 с.

16 . Усманова Л.П. Особенности оценки эффективности инвестиционного проекта в сфере выставочных услуг // Инновации. 2006. № 9 С.112-113.

17. Федорова Е.В. Развитие конгрессно-выста-вочной деятельности в России // Управленческое консультирование. 2012. № 4. С. 68-72.

18. Шарков Ф.И. Выставочный коммуникационный менеджмент (управление выставочными коммуникациями). М.: Альфа-Пресс, 2006. 256 с.

19. Artz R. Wettbewerbsfrhigkeit europдischer Messeveranstalter: Entwicklung und empirische Anwendung eines multidimensionalen Bezugsrahmens. K^ner Wissenschaftsvlg, 2007. 408 p.

20. Judy A. Event Planning: The Ultimate Guide Galas, Conferences, Conventions, Incentives and Other To Successful Meetings, Corporate Events, Fundraising Special Events Hardcover. Wiley, 2008. 458 p.

Regional economics: theory and practice Development strategy

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

METHODOLOGICAL APPROACHES TO ASSESSING THE LEVEL OF EXHIBITION AND CONGRESS ACTIVITY DEVELOPMENT

Irina M. ROMANOVA, Irina N. LEVCHENKO

Abstract

Importance Nowadays, the exhibition and congress activity is one of the fastest growing sectors of the economy in the world, since it is an essential tool to promote business activity, industrial production growth and service expansion, to develop cooperative ties between businesses, to strengthen inter-regional and international cooperation, to maintain favorable image of a particular area, to demonstrate resource potential and investment attractiveness of a region in foreign markets. Therefore, the issues of assessing exhibitions and congresses activities and their impact on the Russian economy are extremely relevant . The assessment requires a system of quantitative and qualitative indicators Their application will contribute to monitoring and updating the functions of this type of activities . Objectives The paper considers basic approaches (resource, process and economic) to the evaluation of exhibition and congress activity, as well as indicators and ratios used for qualitative and quantitative evaluation of this type of activity both in the Russian Federation and in other countries, which are leaders in this field. Methods On the basis of general scientific methods (comparison, analysis and synthesis, induction and deduction, analogy) we structured and analyzed different methodological approaches to the assessment of exhibition and congress activities Results We identified and analyzed resource, process and economic approaches to the assessment of its level of development. We also discussed the strengths, weaknesses, as well as the system of indicators for each of them .

Conclusions and Relevance The analysis of the existing methodological approaches revealed insufficient study of problems related to assessing the level of

exhibition and congress activities' development, the objective necessity to adapt and update these activities according to the specifics of the economy and regions of the Russian Federation. Therefore, we consider it is necessary to develop new novel methodological approaches, which will enable to assess more precisely the development level of exhibition and congress activities .

Keywords: exhibition, activities, congress, quantitative, indicators, qualitative, resource-based, approach, process-based, economic, methodological, evaluation, development level, regional

References

1. Ageev L . A . Vystavochno-yarmarochnaya i kon-gressnaya deyatel'nost' v formirovanii investitsionno-privlekatel'nogo imidzha regiona [Exhibition and trade fair and congress activities in the formation of an investment and attractive image of a region]. Saransk, Mordoviya-Ekspo Publ., 2012, 118 p.

2. Berdyshev S.N. Organizatsiya vystavochnoi deyatel'nosti [Organization of an exhibition activity]. Moscow, Dashkov i Ko Publ., 2010, 228 p.

3. Berezovskii V.A. Analiz effektivnosti kom-mercheskikh vystavochnykh meropriyatii [An analysis of the effectiveness of commercial exhibition events]. Ekonomicheskie nauki - Economic sciences, 2007, no. 2, pp. 32-36.

4. Gusev E.B., Prokudin V.A., Salashchenko A.G. Vystavochnaya deyatel 'nost ' v Rossii i za rubezhom [Exhibition activity in Russia and abroad]. Moscow, Dashkov i Ko Publ., 2004, 516 p.

5. Isupova A.N. Obosnovanie effektivnosti formi-rovaniya innovatsionnogo vida predprinimatel'stva v

vystavochno-yarmarochnoi sfere [Substantiation of the effectiveness of forming innovative business in the field of exhibition and trade fair activity]. Rossiiskoe predprinimatel 'stvo - Russian entrepreneurship, 2009, no. 2, pp. 52-56.

6 . Kovalenko A . Razvitie rynka kongrescnoi deyatel'nosti v Rossii [The development of the market of congress activities in Russia]. Sovremennaya konkurentsiya - Modern competition, 2010, no. 2, pp.62-71.

7. Medvedeva E.A., Mast A.A. Osobennosti proyavleniya sinergeticheskogo effekta kongress-noi i vystavochnoi deyatel'nosti dlya povysheniya konkurentosposobnosti regiona [The features of the synergistic effect of congress and exhibition activities for improving competitiveness of a region]. Ekonomika i predprinimatel 'stvo - Economy and entrepreneurship, 2014,no.8,pp.200-202.

8. Medvedeva E.A., Novikova K.V. Planirovanie i upravlenie kongressno-vystavochnoi deyatel'nost'yu regiona [Planning and management of convention and exhibition activities of a region]. Sovremennaya ekonomika: problemy i resheniya - Modern economics: problems and solutions, 2012, no. 10, pp. 46-51.

9. Osnovy vystavochno-yarmarochnoi deyatel 'nosti [Fundamentals of the exhibition and fair trade activity]. Moscow, YUNITI-DANA Publ., 2005, 288 p.

10. Pasmurov A.Ya., Pedych L.P. Rol' kongress-noi deyatel'nosti v razvitii innovatsionnoi ekonomiki. Nauchnye trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obsh-chestva Rossii [The role of congress activities in developing innovation economy. In: Research papers of the Free Economic Society of Russia]. Moscow, Vol'noe ekonomicheskoe obshchestvo Rossii Publ., 2010, vol. 129, no. 2, pp. 128-143.

11. Petelin V.G. Osnovy menedzhmenta vystavochnoi deyatel 'nosti [Basics of exhibition activity management]. Moscow, YUNITI-DANA Publ., 2009, 447 p.

12 . Seregin A . I . Analiz razvitiya sovremennogo mi-rovogo rynka vystavochno-yarmarochnoi deyatel'nosti [An analysis of the development of the modern global market of exhibition and fair trade activity]. Problemy ekonomiki - Problems of economy, 2008, no. 5, pp.172-181.

13. Smorodova L., Lapshin A., Baranov A. Audit vystavochnykh meropriyatii [Audit of exhibition events]. Ekspo novosti - Expo news, 2004, no. 14, pp. 6-7.

14. Suleimanova K.A. Ekonomicheskii effekt vystavochnoi deyatel'nosti [The economic effect of exhibition activity]. Transportnoe delo Rossii - Transport matters of Russia, 2009, no. 12, pp.96-99.

15. Trofimov S.N. Vystavochnaya deyatel'nost'i ee regulirovanie [Exhibition activity and its regulation]. St. Petersburg, Nevskii fond Publ., 2000, 128 p.

16. Usmanova L.P. Osobennosti otsenki effek-tivnosti investitsionnogo proekta v sfere vystavochnykh uslug [The features of the evaluation of investment project effectiveness in the field of exhibition services]. Innovatsii - Innovations, 2006, no. 9, pp. 112-113.

17. Fedorova E.V. Razvitie kongressno-vystavochnoi deyatel'nosti v Rossii [Development of congress and exhibition activities in Russia]. Upravlencheskoe konsul'tirovanie - Management consulting, 2012, no. 4, pp. 68-72.

18. Sharkov F.I. Vystavochnyi kommunikatsionnyi menedzhment (upravlenie vystavochnymi kommunikat-siyami) [Exhibition and communication management (management of exhibition communications)]. Moscow, Alfa-Press Publ., 2006, 256 p.

19. Judy A. Event Planning: The Ultimate Guide to Successful Meetings, Corporate Events, Fundraising Galas, Conferences, Conventions, Incentives and Other Special Events. John Wiley & Sons, 2008, 458 p.

20. Artz R. Wettbewerbsfähigkeit europäischer Messeveranstalter: Entwicklung und empirische Anwendung eines multidimensionalen Bezugsrahmens. Kölner Wissenschafts Verlag, 2007, 408 p.

Irina M. ROMANOVA

Far Eastern Federal University, Vladivostok,

Russian Federation

rim.6767@mail.ru

Irina N. LEVCHENKO

Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russian Federation kafedra_com@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.