Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ У СТУДЕНТОК ВУЗА ДЛЯ УСПЕШНОЙ СДАЧИ НОРМ КОМПЛЕКСА ГТО'

РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ У СТУДЕНТОК ВУЗА ДЛЯ УСПЕШНОЙ СДАЧИ НОРМ КОМПЛЕКСА ГТО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКС ГТО / МЕТОДИКА / РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ / СТУДЕНТКИ / ТЕСТИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еремин М.В., Пряникова Н.Г., Некрасова М.В., Шевелева А.Ю.

Цель исследования - разработать методику развития выносливости студенток вуза, обеспечивающую продуктивную сдачу норм комплекса ГТО. Методика и организация исследования. Исследование проводилось в 2018-2019 учебном году в Российском государственном социальном университете, в нем принимали участие 275 девушек 1-4-го курсов обучения. Нами определялась взаимосвязь между результатами бега на 100, 500, 1000, 1500 и 2000 м. Результаты исследования и выводы. У студенток разных курсов вуза спринтерская выносливость специфически взаимосвязана со скоростной выносливостью в зонах максимальной и субмаксимальной мощности, а показатели скоростной выносливости по-разному взаимовлияют в зонах субмаксимальной и большой мощности. В педагогическом эксперименте студенты экспериментальной группы (2-го курса обучения) применяли на одном занятии беговые упражнения, в которых сочетались смежные зоны мощности: максимальная - субмаксимальная; субмаксимальная - большая. По показателям бега на 500, 1000 и 1500 м отмечаются достоверные приросты результатов у студенток этой группы (у девушек контрольной группы существенных изменений меньше - всего одно (бег на 500 м). Необходимо отметить, что у студенток вуза методика развития выносливости на основе сочетания средств смежных зон мощности более эффективна. Использование методики комплексного развития выносливости позволило существенно увеличить количество студенток вуза, выполнивших нормы физкультурно-спортивного комплекса ГТО в беговых дисциплинах. У студенток 1-го и 2-го курсов обучения для развития выносливости необходимо на одном учебном занятии сочетать беговые упражнения двух смежных зон мощности (максимальная - субмаксимальная, субмаксимальная - большая).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Еремин М.В., Пряникова Н.Г., Некрасова М.В., Шевелева А.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENDURANCE TRAINING MODEL TO TRAIN FEMALE STUDENTS FOR GTO COMPLEX TESTS

Objective of the study was to develop and test benefits of an endurance training model for female university students to make them fit for the GTO Complex tests. Methods and structure of the study. We sampled for the new endurance training model testing experiment (run in 2018-19 academic year) the first-through-fourth-year university females (n=275), with their progress tested by the 100m, 500m, 1000m, 1500m and 2000m running tests. Results and conclusion. The running results of the sample on the above distances were tested to vary irregularly on a year-specific basis; with the first-year group leading in the 100m sprint; and the second-year group in the 500/ 1000/ 1500/ 2000m run tests; whilst the third- and fourth-year groups were tested with regress in the tests. Furthermore, we tested the sample for sprint endurance and running endurance. The post- versus pre-experimental tests found the EG making meaningful progress versus the RG in the 100m (6.8%, p <0.05), 500m (5.5%, p <0.05), 1000m (4.7%, p <0.05) and 2000m (4.2%, p <0.05) tests. The progress in the endurance training service made it possible to significantly step up the group success in the GTO Complex run tests. The RG showed a significant progress (plus 5%) only in the 500m test. Therefore, the new endurance training model was tested beneficial due to the special combinations of the adjacent intensity zones in the trainings. The new endurance training model was tested beneficial due to the special combinations of the adjacent power zone management tools in the trainings - as verified, among other things, by the group successes in the GTO Complex run tests. The model testing data and analyses give us the ground to recommend the endurance training model for the first- and second-year female students, with the running practices designed to combine adjacent intensity zones (maximal-to-sub-maximal and sub-maximal-to-top-intensity ones) in every training session.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ У СТУДЕНТОК ВУЗА ДЛЯ УСПЕШНОЙ СДАЧИ НОРМ КОМПЛЕКСА ГТО»

РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ У СТУДЕНТОК ВУЗА ДЛЯ УСПЕШНОЙ СДАЧИ НОРМ КОМПЛЕКСА ГТО

УДК/UDC 796. 011.3

Информация для связи с автором: eremin-max@mail.ru

Поступила в редакцию 24.03.2021 г.

Кандидат педагогических наук, доцент М.В. Еремин1 Кандидат педагогических наук, доцент Н.Г. Пряникова2 М.В. Некрасова1 А.Ю. Шевелева1

1 Российский государственный социальный университет, Москва

2 Московский городской педагогический университет, Москва

ENDURANCE TRAiNiNG MODEL FOR MAKE FEMALE STUDENTS FiT FOR GTO COMPLEX TESTS

PhD, Associate Professor M.V. Eremin1 PhD, Associate Professor N.G. Pryanikova2 M.V. Nekrasova1 A.Y. Sheveleva1

1 Russian State Social University, Moscow

2 Moscow City Pedagogical University, Moscow

Аннотация

Цель исследования - разработать методику развития выносливости студенток вуза, обеспечивающую продуктивную сдачу норм комплекса ГТО. Методика и организация исследования. Исследование проводилось в 20182019 учебном году в Российском государственном социальном университете, в нем принимали участие 275 девушек 1-4-го курсов обучения. Нами определялась взаимосвязь между результатами бега на 100, 500, 1000, 1500 и 2000 м.

Результаты исследования и выводы. У студенток разных курсов вуза спринтерская выносливость специфически взаимосвязана со скоростной выносливостью в зонах максимальной и субмаксимальной мощности, а показатели скоростной выносливости по-разному взаимовлияют в зонах субмаксимальной и большой мощности.

В педагогическом эксперименте студенты экспериментальной группы (2-го курса обучения) применяли на одном занятии беговые упражнения, в которых сочетались смежные зоны мощности: максимальная - субмаксимальная; субмаксимальная - большая. По показателям бега на 500, 1000 и 1500 м отмечаются достоверные приросты результатов у студенток этой группы (у девушек контрольной группы существенных изменений меньше - всего одно (бег на 500 м). Необходимо отметить, что у студенток вуза методика развития выносливости на основе сочетания средств смежных зон мощности более эффективна.

Использование методики комплексного развития выносливости позволило существенно увеличить количество студенток вуза, выполнивших нормы физкультурно-спортивного комплекса ГТО в беговых дисциплинах. У студенток 1-го и 2-го курсов обучения для развития выносливости необходимо на одном учебном занятии сочетать беговые упражнения двух смежных зон мощности (максимальная - субмаксимальная, субмаксимальная - большая).

Ключевые слова: комплекс ГТО, методика, развитие выносливости, студентки, тестирование, педагогический эксперимент.

Abstract

Objective of the study was to develop and test benefits of an endurance training model for female university students to make them fit for the GTO Complex tests. Methods and structure of the study. We sampled for the new endurance training model testing experiment (run in 2018-19 academic year) the first-through-fourth-year university females (n=275), with their progress tested by the 100m, 500m, 1000m, 1500m and 2000m running tests.

Results and conclusion. The running results of the sample on the above distances were tested to vary irregularly on a year-specific basis; with the first-year group leading in the 100m sprint; and the second-year group in the 500/ 1000/ 1500/ 2000m run tests; whilst the third- and fourth-year groups were tested with regress in the tests. Furthermore, we tested the sample for sprint endurance and running endurance.

The post- versus pre-experimental tests found the EG making meaningful progress versus the RG in the 100m (6.8%, p <0.05), 500m (5.5%, p <0.05), 1000m (4.7%, p <0.05) and 2000m (4.2%, p <0.05) tests. The progress in the endurance training service made it possible to significantly step up the group success in the GTO Complex run tests. The RG showed a significant progress (plus 5%) only in the 500m test. Therefore, the new endurance training model was tested beneficial due to the special combinations of the adjacent intensity zones in the trainings.

The new endurance training model was tested beneficial due to the special combinations of the adjacent power zone management tools in the trainings - as verified, among other things, by the group successes in the GTO Complex run tests. The model testing data and analyses give us the ground to recommend the endurance training model for the first- and second-year female students, with the running practices designed to combine adjacent intensity zones (maximal-to-sub-maximal and sub-maximal-to-top-intensity ones) in every training session.

Keywords: GTO Complex, endurance training model, female students, experimental training, educational experiment.

Введение. Внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО предполагает целый комплекс мероприятий, ориентированных на модернизацию системы

физического воспитания населения страны, внесение изменений в образовательные программы для учета государственных требований к уровню физической подготовленно-

№6 • 2021 Июнь | June

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О ш и

CL ' -о с га

О ш

■С

Н

сти, уровню знаний и умений в области физической культуры [1, 2]. В настоящее время у большинства студенток вуза показатели выносливости самые отстающие из их физических качеств, только около 15 % обучающихся выполняют нормативы комплекса ГТО на первом курсе обучения вуза в беге на выносливость [3]. К сожалению, пока специалисты находятся в поиске продуктивных методик развития выносливости у подростков и молодежи [1, 4, 5], что и определило актуальность данной работы.

Цель исследования - разработать методику развития выносливости студенток вуза, обеспечивающую продуктивную сдачу норм комплекса ГТО.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось в 2018-2019 учебном году в Российском государственном социальном университете, в нем принимали участие 275 девушек 1-4-го курсов обучения. Нами определялась взаимосвязь между результатами бега на 100, 500, 1000, 1500 и 2000 м.

Результаты исследования и их обсуждение. У студенток 1-4-го курсов обучения результаты бега на дистанциях от 100 до 2000 м изменяются неравномерно и гетерохронно, носят специфический характер. Динамика показателей беговой подготовленности студенток выглядит следующим образом: в беге на 100 м лучшие результаты показывают первокурсницы, а в беге на 500, 1000, 1500 и 2000 м - студентки 2-го курса. Девушки 3-го и 4-го курсов заметно сдают свои позиции на этих беговых дисциплинах.

У студенток разных курсов обучения нами определялись изменения показателей спринтерской и скоростной выносливости. Результаты исследований свидетельствовали о том, что характеристики спринтерской выносливости повышались достоверно на 2-м курсе (5,8 %, р<0,05) и существенно снижались на 3-м (7,2 %, р<0,01) и 4-м (5,8 %, р<0,05) курсах. Показатели скоростной выносливости в зонах субмаксимальной (6,0 %, р<0,05) и большой мощности (7,1 %, р<0,05) существенно изменялись у студенток 2-го курса.

У студенток 1-го курса наиболее высокая взаимосвязь выявлена нами между показателями бега на 1000 м и бега на 2000 м (г=0,734), определены шесть (из 10 возможных) существенных взаимосвязей. У девушек 2-го курса обучения между анализируемыми показателями беговой подготовленности проявилось восемь достоверных взаимосвязей. Наиболее высокая взаимосвязь выявлена также между результатами бега на 1000 и 2000 м (г=0,689). У студенток 3-го курса выявлены четыре существенные взаимосвязи, а у девушек 4-го курса - всего три.

По мере обучения в вузе количество достоверных взаимосвязей между показателями беговой подготовленности уменьшалось, при этом их значимость снижалась, а по мере удлинения дистанции величина коэффициентов вариации увеличивалась.

У девушек 1-го и 2-го курсов обучения характеристики спринтерской выносливости взаимосвязаны с результатами скоростной выносливости в зоне субмаксимальной мощности, а показатели скоростной выносливости - в зонах субмаксимальной и большой мощности, что обязывает использовать широкий набор беговых упражнений в зонах максимальной - большой мощности. У девушек 3-го и 4-го курсов таких закономерностей не выявлено.

Таким образом, обучающихся вуза целесообразно распределять по уровням развития выносливости и методическим особенностям деятельности, используя две группы: 1-й и 2-й, 3-й и 4-й курсы обучения.

Для проверки данного положения о развитии выносливости проводился педагогический эксперимент, в котором принимали участие студентки 2-го курса. В контрольную группу

были включены 42 человека, в экспериментальную - 40 обучающихся. Девушки контрольной группы занимались по вузовской программе по физической культуре: использовали традиционные методические установки и средства, направленные на развитие выносливости.

В экспериментальной группе нами применялись беговые упражнения, которые способствовали комплексному развитию выносливости. Применялись комбинации различных беговых упражнений по типу: 30 + 60 + 100 + 150 м; 60 + 100 + 150 + 200 м; 150 + 200 + 250 + 300 м; 350 + 700 + 1200 м. На одном учебном занятии сочетались две смежные зоны мощности: максимальная - субмаксимальная; субмаксимальная - большая.

Анализ показателей беговой подготовленности показывает, что у девушек экспериментальной группы выявлены более высокие достоверные приросты характеристик бега на 100 м (6,8 %, р<0,05), бега на 500 м (5,5 %, р<0,05), бега на 1000 м (4,7 %, р<0,05) и бега на 2000 м (4,2 %, р<0,05). Это позволило существенно увеличить количество обучающихся, выполнивших нормативы комплекса ГТО в беговых дисциплинах. У студенток контрольной группы таких существенных изменений (пятипроцентный уровень значимости) меньше -всего одно (бег 500 м). У студенток вуза методика развития выносливости на основе сочетания средств смежных зон мощности более эффективна.

Выводы. Использование методики комплексного развития выносливости позволило существенно увеличить количество студенток вуза, выполнивших нормы физкультурно-спортивного комплекса ГТО в беговых дисциплинах.

У студенток 1-го и 2-го курсов обучения для развития выносливости необходимо на одном учебном занятии сочетать беговые упражнения двух смежных зон мощности (максимальная - субмаксимальная, субмаксимальная -большая).

Литература

1. Кудинова В.А. Комплекс ГТО: индивидуализация, доступность, критерии эффективности / В.А. Кудинова, В.Ю. Карпов, А.А. Ку-динов и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 5.

- С. 59-61.

2. Кудинова В.А. Модели управления качеством физкультурно-спортивной деятельности в субъектах Российской Федерации (на примере Волгоградской области): монография / В.А. Кудинова. - Волгоград: ВГСХА, 2012. - 255 с.

3. Кудинова В.А. Мониторинг развития видов спорта в России / В.А. Кудинова, В.Ю. Карпов // Теория и практика физ. культуры.

- 2019. - № 5. - С. 42-43.

4. Кудинова В.А. Эффективность деятельности физкультурных кадров в субъектах Российской Федерации / В.А. Кудинова, В.Ю. Карпов, А.А. Кудинов, и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 11. - С. 14-16.

5. Никитушкин В.Г. Метаучение в воспитании двигательных способностей: монография / В.Г. Никитушкин, Г.Н. Германов, Р.И. Куп-чинов. - Воронеж: Элист, 2016. - 506 с.

References

1. Kudinova V.A., Karpov V.Yu., Kudinov A.A. et al. Kompleks GTO: indi-vidualizatsiya, dostupnost, kriterii effektivnosti [GTO complex test individualization, accessibility and efficiency criteria]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018. No. 5. pp. 59-61.

2. Kudinova V.A. Modeli upravleniya kachestvom fizkulturno-sportivnoy deyatel'nosti v sub'ektakh Rossiyskoy federatsii [Quality management models in physical education and sports activity in subjects of the Russian Federation]. Volgograd: VGSHkA publ., 2012, 255 p.

3. Kudinova V.A., Karpov V.Yu. Monitoring razvitiya vidov sporta v Rossii [Sports progress statistics analysis for Russia]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. No. 5. pp. 42-43.

4. Kudinova V.A., Karpov V.Y., Kudinov A.A., Kozyakov R.V. Effektivnost deyatelnosti fizkulturnykh kadrov v sub'ektakh rossiyskoy federatsii [Physical education personnel's performance in entities of the Russian Federation]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2016. No. 11. pp. 1416.

5. Nikitushkin V.G., Germanov G.N., Kupchinov R.I. Metauchenie v vospitanii dvigatelnykh sposobnostey [Meta-learning in building motor abilities]. Voronezh: Elist publ., 2016. 506 p.

38

http://www.teoriya.ru

№6^ 2021 Июнь | June

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.