Научная статья на тему 'УРОВНИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТИ БЕГА КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПРОДУКТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОК ВУЗА К СДАЧЕ НОРМ КОМПЛЕКСА ГТО'

УРОВНИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТИ БЕГА КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПРОДУКТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОК ВУЗА К СДАЧЕ НОРМ КОМПЛЕКСА ГТО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКС ГТО / СТРУКТУРА СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ / СТУДЕНТКИ / ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ / ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / УРОВНИ СКОРОСТИ БЕГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аленуров Э.А., Михайлов А.А., Петрова М.А., Казаков Д.А.

Цель исследования - выявить перспективные направления повышения скоростных способностей у девушек, посещающих учебные занятия по физической культуре в вузе для сдачи норм комплекса ГТО. Методика и организация исследования. Определялись результаты бега на 20 м с ходу, на 30, 60 и 100 м. Исследование проводилось в 2018/2019 учебном году на контингенте 156 девушек второго курса обучения Российского государственного социального университета. Результаты исследования. У студенток вуза выявлены в основном низкие уровни развития скоростных способностей. Для выяснения причин неэффективной работы по развитию скоростных способностей у студенток нами изучалась взаимосвязь показателей бега на отрезках 20, 30, 60 и 100 м. У обучающихся с высоким уровнем развития скоростных способностей выявлено шесть (из шести возможных) достоверных взаимосвязей; у студенток со средним уровнем развития - только четыре и их уровни значимости ниже; у девушек с низким уровнем развития - всего три существенные взаимосвязи. У девушек с различными уровнями развития скоростных способностей проявляются следующие различия: по мере роста уровня скоростной подготовленности увеличивается количество достоверных взаимосвязей и повышается их значимость, что требует дифференциации тренировочных средств развития скоростных способностей для продуктивной подготовки студенток к сдаче норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аленуров Э.А., Михайлов А.А., Петрова М.А., Казаков Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUNNING SPEED TESTS FOR FEMALE STUDENTS GROUPING AND CUSTOMIZED SPEED TRAININGS FOR GTO COMPLEX TESTS

Objective of the study was to find the most beneficial speed training models complementary to the academic physical education classes for female students to facilitate their success in the GTO Complex tests, with the speed training tools customized for the primary running speed test groups. Methods and structure of the study. We sampled for the study the second-year Russian State Social University female students (n=156) to test their results in 20m/ 30m/ 60m/ 100m sprints in 2018-2019 academic year. Results and conclusion. Authors would recommend the high running speed group trainings being dominated by combined 20-100m sprints; whilst the moderate and low running speed group trainings should include other close distances. On the whole, the running speed tests of the female student population were found beneficial for the academic speed training tools customizing in the regular physical education classes for success in the GTO Complex tests. The university female student sample was grouped into the running speed test groups to find the following intergroup differences: the higher is the running speed level, the higher are the meaningful tests data correlations - that means that the speed training tools in the regular academic physical education curricula need to be effectively customized for success in the GTO Complex tests.

Текст научной работы на тему «УРОВНИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТИ БЕГА КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПРОДУКТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОК ВУЗА К СДАЧЕ НОРМ КОМПЛЕКСА ГТО»

уровни РАЗВИТИЯ скорости БЕГА КАК НАПРАВЛЕНИЕ продуктивной подготовки СТУДЕНТОК ВУЗА к сдаче норм комплекса гто

УДК/UDC 378.016:796.42

Информация для связи с автором: alenurov@mail.ru

Поступила в редакцию 24.03.2021 г.

Кандидат социологических наук, доцент Э.А. Аленуров1

Доктор педагогических наук, доцент А.А. Михайлов2

Кандидат педагогических наук, доцент М.А. Петрова1

Кандидат наук по физической культуре и спорту, доцент Д.А. Казаков1

1 Российский государственный социальный университет, Москва

2 Шуйский филиал Ивановского государственного университета, Шуя

RUNNiNG SPEED TESTS FOR FEMALE STUDENTS GROUPiNG AND OUSTOMiZED SPEED TRAiNiNGS FOR GTO COMPLEX TESTS

PhD, Associate Professor E.A. Alenurov1 Dr. Hab., Associate Professor A.A. Mikhailov2 PhD, Associate Professor M.A. Petrova1 PhD, Associate Professor D.A. Kazakov1

1 Russian State Social University, Moscow

2 Shuya Branch of Ivanovo State University, Shuya

Аннотация

Цель исследования - выявить перспективные направления повышения скоростных способностей у девушек, посещающих учебные занятия по физической культуре в вузе для сдачи норм комплекса ГТО. Методика и организация исследования. Определялись результаты бега на 20 м с ходу, на 30, 60 и 100 м. Исследование проводилось в 2018/2019 учебном году на контингенте 156 девушек второго курса обучения Российского государственного социального университета.

Результаты исследования. У студенток вуза выявлены в основном низкие уровни развития скоростных способностей. Для выяснения причин неэффективной работы по развитию скоростных способностей у студенток нами изучалась взаимосвязь показателей бега на отрезках 20, 30, 60 и 100 м. У обучающихся с высоким уровнем развития скоростных способностей выявлено шесть (из шести возможных) достоверных взаимосвязей; у студенток со средним уровнем развития - только четыре и их уровни значимости ниже; у девушек с низким уровнем развития - всего три существенные взаимосвязи.

У девушек с различными уровнями развития скоростных способностей проявляются следующие различия: по мере роста уровня скоростной подготовленности увеличивается количество достоверных взаимосвязей и повышается их значимость, что требует дифференциации тренировочных средств развития скоростных способностей для продуктивной подготовки студенток к сдаче норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО.

Ключевые слова: комплекс ГТО, структура скоростных способностей, студентки, тестовые задания, взаимосвязь показателей, уровни скорости бега.

Abstract

Objective of the study was to find the most beneficial speed training models complementary to the academic physical education classes for female students to facilitate their success in the GTO Complex tests, with the speed training tools customized for the primary running speed test groups. Methods and structure of the study. We sampled for the study the second-year Russian State Social University female students (n=156) to test their results in 20m/ 30m/ 60m/ 100m sprints in 2018-2019 academic year. Results and conclusion. Authors would recommend the high running speed group trainings being dominated by combined 20-100m sprints; whilst the moderate and low running speed group trainings should include other close distances. On the whole, the running speed tests of the female student population were found beneficial for the academic speed training tools customizing in the regular physical education classes for success in the GTO Complex tests. The university female student sample was grouped into the running speed test groups to find the following intergroup differences: the higher is the running speed level, the higher are the meaningful tests data correlations - that means that the speed training tools in the regular academic physical education curricula need to be effectively customized for success in the GTO Complex tests.

Keywords: GTO Complex, structure of speed qualities, female students, correlations, running speed tests, interrelation of indices, running speed level.

Введение. В настоящее время скоростные способности девушек, посещающих учебные занятия по физической культуре в вузе, находятся в основном на низком уровне развития [3-6], что серьезно затрудняет сдачу норм комплекса ГТО [1, 6]. У большинства студенток (кроме занимающихся спортом) показатели скоростных способностей за период обучения в вузе даже снижаются [5]. Одной из основных причин низкой эффективности развития скоростных способностей являет-

ся отсутствие специфических средств физической подготовки у обучающихся с разными уровнями скорости бега [1, 2].

Цель исследования - выявить перспективные направления повышения скоростных способностей у девушек, посещающих учебные занятия по физической культуре в вузе для сдачи норм комплекса ГТО. Задачи - определить особенности взаимосвязи показателей скоростной подготовленности студенток с разными уровнями скорости бега.

№6 • 2021 Июнь | June

http://www.teoriya.ru

Взаимосвязь показателей скоростных способностей у девушек с различным уровнем развития скорости бега

№ п/п Показатели Уровни развития скорости бега Номера показателей

1 2 3 4

Высокий 744 648 540

1 Бег на 20 м с ходу Средний 540 446 410

Низкий 505 348 214

Высокий 679 554

2 Бег на 30 м Средний 506 406

Низкий 486 368

Высокий 474

3 Бег на 60 м Средний 468

Низкий 479

Высокий

4 Бег на 100 м Средний

Низкий

Примечание. Коэффициенты корреляции умножены на 103, выделены достоверные взаимосвязи.

□ и

£ г. CL

ч—

О ш и

CL ' -о с

га

^

О ш

■С

Н

Методика и организация исследования. Определялись результаты бега на 20 м с ходу, на 30, 60 и 100 м. Исследование проводилось в 2018/2019 учебном году на контингенте 156 девушек 2-го курса обучения Российского государственного социального университета.

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе исследования выявлено, что только отдельные студентки первого (19,2 %) и второго (23,1 %) курсов обучения выполнили норматив комплекса ГТО в беге на 100 м. У девушек коэффициенты вариации показателей скоростных способностей неоднородны, что указывает на их «расслоение»: бег на 20 м с ходу (первый курс - 12,0 0%, второй - 11,7 0%), бег на 30 м (15,3 0% и 14,7 0% соответственно), бег на 60 м (14,6 0% и 12,7 0/0) и бег на 100 м (12,8 00 и 12,3 00) - очевидна необходимость дифференциации средств скоростной подготовки у данного контингента (см. таблицу).

Для выяснения причин неэффективной работы по развитию скоростных способностей у студенток вуза в дальнейшем исследовании выбран приблизительно количественно равный контингент, который был распределен по трем уровням развития скорости бега (по результатам бега на 20 м с ходу): высокий (п=20), средний (п=23), низкий (п=20). Нами изучалась взаимосвязь показателей скоростных способностей у обучающихся с различным уровнем развития скорости бега (см. таблицу).

У девушек с высоким уровнем развития скоростных способностей нами выявлено шесть (из шести возможных) взаимосвязей. Наиболее высокая взаимосвязь выявлена между результатами бега на 20 м с ходу и на 30 м (г=0,744), бега на 30 и 60 м (г= 0,679), бега на 20 м с ходу и на 60 м (г=0,648). Данная взаимосвязь проявилась при однопроцентном уровне значимости.

У студенток со средним уровнем развития скоростных способностей проявилась несколько другая закономерность: выявлены только четыре достоверные взаимосвязи и их уровни значимости. При однопроцентном уровне значимости взаимосвязаны только результаты бега на 20 м с ходу и бега на 30 м (г=0,540). Другие взаимосвязи были выявлены в основном на смежных беговых дистанциях.

У девушек с низким уровнем развития скоростных способностей проявились три взаимосвязи, и все они - при пятипроцентном уровне значимости.

У девушек с высоким уровнем развития скорости бега целесообразно применять на учебном занятии комплексную спринтерскую подготовку (бег на отрезках от 20 до 100 м); со средним и низким уровнями - преимущественно смежными отрезками. Следовательно, учет уровней развития скорости бега является перспективным направлением физической

подготовки студенток вуза к сдаче норм физкультурно-спор-тивного комплекса ГТО.

Вывод. У девушек с различными уровнями развития скоростных способностей проявляются следующие различия: по мере роста уровня скоростной подготовленности увеличивается количество достоверных взаимосвязей и повышается их значимость, что требует дифференциации тренировочных средств развития скоростных способностей для продуктивной подготовки студенток к сдаче норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО. Литература

1. Аленуров Э.А. Дифференцированное развитие скоростных способностей учащихся на уроках физической культуры / Э.А. Алену-ров, Д.А. Казаков, Н.Н. Маринина и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 8. - С. 66-67.

2. Германов Г.Н. Спортивно-игровые комплексные задания на уроках легкой атлетики / Г.Н. Германов, Г.А. Васенин // Физическая культура в школе. - 2014. - № 5. - С. 21-24.

3. Карпов В.Ю. Моделирование динамики скорости бега на 400 метров у юных спортсменов / В.Ю. Карпов, М.В. Еремин, А.И. Али-фиров и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 7. - С. 63-65.

4. Кудинова В.А. Комплекс ГТО: индивидуализация, доступность, критерии эффективности / В.А. Кудинова, В.Ю. Карпов, А.А. Ку-динов, А.В. Корнев // Теория и практика физической культуры. -2018. - № 5. - С. 59-61.

5. Кудинова В.А. Мониторинг развития видов спорта в России /

B.А. Кудинова, В.Ю. Карпов// Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 5. - С. 42-43.

6. Лубышева Л.И. Внедрение Всероссийского ФСК ГТО: проблем-ность и актуализация инновационных решений / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 11. -

C. 93.

References

1. Alenurov E.A., Kazakov D.A., Marinina N.N. et al. Differentsirovan-noe razvitie skorostnykh sposobnostey uchashchikhsya na urokakh fizicheskoy kultury [Individualization of speed training of schoolchildren during physical education classes]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 8. pp. 66-67.

2. Germanov G.N., Vasenin G.A. Sportivno-igrovye kompleksnye zadani-ya na urokakh legkoy atletiki [Sports game complex tasks at athletics lessons]. Fizicheskaya kultura v shkole. 2014. No. 5. pp. 21-24.

3. Karpov V.Yu., Eremin M.V., Alifirov A.I. et al. Modelirovanie dinamiki skorosti bega na 400 metrov u yunykh sportsmenov [Optimal model of speed dynamics in 400 m run in junior athletes]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 7. pp. 63-65.

4. Kudinova V.A., Karpov V.Yu., Kudinov A.A., Kornev A.V. Kompleks GTO: individualizatsiya, dostupnost, kriterii effektivnosti [GTO complex test individualization, accessibility and efficiency criteria]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2018. No. 5. pp. 59-61.

5. Kudinova V.A., Karpov V.Yu. Monitoring razvitiya vidov sporta v Ros-sii [Sports progress statistics analysis for Russia]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury 2019. No. 5. pp. 42-43.

6. Lubysheva L.I. Vnedrenie Vserossiyskogo FSK GTO: problemnost i aktualizatsiya innovatsionnykh resheniy [Implementation of All-Russian sport complex GTO: problems and actualization of innovative solutions]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2016. No. 11. P. 93.

36

http://www.teoriya.ru

№6^ 2021 Июнь | June

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.