Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ КОМПЛЕКСА ГТО У СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ПОДБОРА ТРЕНИРОВОЧНЫХ СРЕДСТВ'

ПОВЫШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ КОМПЛЕКСА ГТО У СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ПОДБОРА ТРЕНИРОВОЧНЫХ СРЕДСТВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКС ГТО / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ОПТИМИЗАЦИЯ / ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ / СТУДЕНТЫ ВУЗА / ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпов В.Ю., Еремин М.В., Разживин О.А., Доронцев А.В.

Цель исследования - выявить рациональные средства физической подготовки студентов вуза в легкоатлетических тестовых заданиях комплекса ГТО. Методика и организация исследования. У студентов вуза определялась взаимосвязь показателей физической подготовленности (бег на 30 м, прыжок в длину с места, челночный бег 3×10 м, подтягивания на перекладине, становая динамометрия, наклон туловища вперед, бег 1000 м, индекс выносливости) и результатов легкоатлетических упражнений комплекса ГТО (бег на 100 м, прыжок в длину с разбега, метание гранаты, бег на 3000 м, кросс 5 км). Исследование проводилось в Российском государственном социальном университете в период апрель-май 2019 г., в нем приняло участие 126 студентов 1-4-го курсов. Результаты исследования и выводы. У студентов 1-2-го и 3-4-го курсов обучения определены достоверные взаимосвязи, на основе которых педагоги обеспечивают достаточный уровень развития их физических качеств для сдачи норм комплекса ГТО. У студентов 1-2-го курса между анализируемыми показателями физической подготовленности и результатами легкоатлетических тестовых заданий комплекса ГТО выявлены 19 достоверных взаимосвязей, у обучающихся 3-4-го курсов - 14 таких значимых взаимосвязей, структура которых различается. У студентов 1-4-го курсов необходимо акцентированно использовать тренировочные средства, которые обеспечивают рост отстающих легкоатлетических упражнений, включенных в комплекс ГТО. Перспективность студентов вуза при сдаче норм комплекса ГТО оценивается по разносторонней физической подготовленности, которая может быть достигнута благодаря правильно спланированному подбору тренировочных средств в процессе урочных и внеурочных форм занятий в высшем учебном заведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпов В.Ю., Еремин М.В., Разживин О.А., Доронцев А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMIZED TRACK-AND-FIELD SPORTS TRAINING AND PROGRESS TEST TOOLKIT FOR SUCCESS IN GTO COMPLEX TESTS

Objective of the study was to find the most effective physical training tools for success in the GTO Complex track-and-field sports tests. Methods and structure of the study. We sampled the 1-4-year Russian State Social University students (n=126) for the study in April-May 2019. We tested the sample physical fitness to analyze correlations of the physical fitness test rates with successes in the GTO Complex track-and-field sports tests. The physical fitness test set included the 30m sprint, standing long jump, 3x10 shuttle sprint, pull-ups, deadlift dynamometry, front lean, 1000m race and endurance tests; and the track-and-field sports test set included the 100m sprint, long jump, grenade throwing, 3000m race, and 5km cross-country race tests. Results and conclusion. The 1-2-year student group success in the 100m sprint GTO test was found correlated with the 30m sprint (r = 0.720), standing long jump (r = -0.658), 3x10 shuttle sprint (r = 0.626), pull-ups (r = -0.615) and deadlift dynamometry (r = -0.595) test rates. In the 3-4-year group these correlations were higher for the 30m sprint (r = 0.792) and lower for the 3x10m shuttle sprint (r = 0.595), standing long jump (r = 0.542) and deadlift dynamometry (r = -0.515) tests, whilst the pull-ups test correlation stayed virtually unchanged (r=-0,520). This means that the 1-4-year physical fitness service should prioritize the speed and speed-strength intensive sprints in the trainings for success in the 100m sprint test. Progresses and successes of university students in the GTO Complex track-and-field sports tests are recommended being facilitated by prudently designed and managed versatile and customizable physical fitness service within the academic physical education and sports curriculum.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ КОМПЛЕКСА ГТО У СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ПОДБОРА ТРЕНИРОВОЧНЫХ СРЕДСТВ»

ПОВЫШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ КОМПЛЕКСА ГТО У СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ПОДБОРА ТРЕНИРОВОЧНЫХ СРЕДСТВ

УДК/UDC 796.012

Информация для связи с автором: vu2014@mail.ru

Поступила в редакцию 23.03.2021 г.

Доктор педагогических наук, профессор В.Ю. Карпов1 Кандидат педагогических наук, доцент М.В. Еремин1 Кандидат педагогических наук, доцент О.А. Разживин2 Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Доронцев3

1 Российский государственный социальный университет, Москва

2 Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, Елабуга

3 Астраханский государственный медицинский университет, Астрахань

OUSTOMiZED TRACK-AND-FIELD SPORTS TRAINING AND PROGRESS TEST TOOLKiT FOR SUCCESS IN THE GTO COMPLEX TESTS

Dr. Hab., Professor V.Y. Karpov1 PhD, Associate Professor M.V. Eremin1 PhD, Associate Professor O.A. Razzhivin2 PhD, Associate Professor A.V. Dorontsev3

1 Russian State Social University, Moscow

2Yelabuga Institute of Kazan (Volga Region) Federal University, Yelabuga 3 Astrakhan State Medical University, Astrakhan

Аннотация

Цель исследования - выявить рациональные средства физической подготовки студентов вуза в легкоатлетических тестовых заданиях комплекса ГТО. Методика и организация исследования. У студентов вуза определялась взаимосвязь показателей физической подготовленности (бег на 30 м, прыжок в длину с места, челночный бег 3x10 м, подтягивания на перекладине, становая динамометрия, наклон туловища вперед, бег 1000 м, индекс выносливости) и результатов легкоатлетических упражнений комплекса ГТО (бег на 100 м, прыжок в длину с разбега, метание гранаты, бег на 3000 м, кросс 5 км). Исследование проводилось в Российском государственном социальном университете в период апрель-май 2019 г., в нем приняло участие 126 студентов 1-4-го курсов.

Результаты исследования и выводы. У студентов 1-2-го и 3-4-го курсов обучения определены достоверные взаимосвязи, на основе которых педагоги обеспечивают достаточный уровень развития их физических качеств для сдачи норм комплекса ГТО. У студентов 1-2-го курса между анализируемыми показателями физической подготовленности и результатами легкоатлетических тестовых заданий комплекса ГТО выявлены 19 достоверных взаимосвязей, у обучающихся 3-4-го курсов - 14 таких значимых взаимосвязей, структура которых различается. У студентов 1-4-го курсов необходимо акцентированно использовать тренировочные средства, которые обеспечивают рост отстающих легкоатлетических упражнений, включенных в комплекс ГТО. Перспективность студентов вуза при сдаче норм комплекса ГТО оценивается по разносторонней физической подготовленности, которая может быть достигнута благодаря правильно спланированному подбору тренировочных средств в процессе урочных и внеурочных форм занятий в высшем учебном заведении.

Ключевые слова: комплекс ГТО, физические качества, оптимизация, тестовые задания, студенты вуза, взаимосвязь показателей.

Abstract

Objective of the study was to find the most effective physical training tools for success in the GTO Complex track-and-field sports tests. Methods and structure of the study. We sampled the 1-4-year Russian State Social University students (n=126) for the study in April-May 2019. We tested the sample physical fitness to analyze correlations of the physical fitness test rates with successes in the GTO Complex track-and-field sports tests. The physical fitness test set included the 30m sprint, standing long jump, 3x10 shuttle sprint, pull-ups, deadlift dynamometry, front lean, 1000m race and endurance tests; and the track-and-field sports test set included the 100m sprint, long jump, grenade throwing, 3000m race, and 5km cross-country race tests. Results and conclusion. The 1-2-year student group success in the 100m sprint GTO test was found correlated with the 30m sprint (r = 0.720), standing long jump (r = -0.658), 3x10 shuttle sprint (r = 0.626), pull-ups (r = -0.615) and deadlift dynamometry (r = -0.595) test rates. In the 3-4-year group these correlations were higher for the 30m sprint (r = 0.792) and lower for the 3x10m shuttle sprint (r = 0.595), standing long jump (r = 0.542) and deadlift dynamometry (r = -0.515) tests, whilst the pull-ups test correlation stayed virtually unchanged (r=-0,520). This means that the 1-4-year physical fitness service should prioritize the speed and speed-strength intensive sprints in the trainings for success in the 100m sprint test.

Progresses and successes of university students in the GTO Complex track-and-field sports tests are recommended being facilitated by prudently designed and managed versatile and customizable physical fitness service within the academic physical education and sports curriculum.

Keywords: GTO Complex, physical qualities, optimization, tests, university students, test data correlations.

Введение. Одна из важнейших задач внедрения современного Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО - модернизация физического воспитания школь-

ного и студенческого спорта в образовательных учреждениях [4, 6]. От достаточного уровня развития силовых, скоростных и координационных способностей, выносливости и гибкости

№6 • 2021 Июнь | June

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О ш и

CL ' -о с

га

^

о ш

■С

Н

у студентов вуза во многом зависит их результативность сдачи норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО [1-3, 5]. К сожалению, часто педагоги в процессе подготовки к сдаче этих норм развивают физические качества, не учитывая их взаимосвязь и взаимовлияние. Материалов о комплексном развитии физических качеств у студентов вуза мало и они не исчерпывают всех возможностей для успешного выполнения легкоатлетических норм комплекса ГТО.

Цель исследования - выявить рациональные средства физической подготовки студентов вуза в легкоатлетических тестовых заданиях комплекса ГТО.

Методика и организация исследования. У студентов вуза определялась взаимосвязь показателей физической подготовленности (бег на 30 м, прыжок в длину с места, челночный бег 3x10 м, подтягивания на перекладине, становая динамометрия, наклон туловища вперед, бег на 1000 м, индекс выносливости) и результатов легкоатлетических упражнений комплекса ГТО (бег на 100 м, прыжок в длину, метание гранаты, бег на 3000 м, кросс 5 км). Исследование проводилось в Российском государственном социальном университете в период апрель-май 2019 г, в нем приняли участие 126 студентов 1-4-го курсов.

Результаты исследования и их обсуждение. Показатели физической подготовленности оказывают существенное влияние на спортивную результативность студентов вуза в различных легкоатлетических упражнениях комплекса ГТО. У студентов 1-го и 2-го курсов результаты бега на 30 м (г=0,720), прыжка в длину с места (г=-0,658), челночного бега 3x10 м (г=0,626), подтягивания на перекладине (г=-0,615) и становой динамометрии (г=-0,595) определяют прежде всего результативность бега на 100 м. В этом упражнении у обучающихся 3-4-го курсов усиливается влияние показателей бега на 30 м (г=0,792) и снижается влияние результатов челночного бега 3x10 м (г=0,595), прыжка в длину с места (г=0,542) и становой динамометрии (г=-0,515). Значимость характеристик подтягивания на перекладине не изменяется (г=-0,520). Таким образом, у студентов 1-4-го курсов обучения важно комплексно развивать физические качества, отдавая предпочтение повышению уровня развития скоростных и скоростно-силовых качеств в спринтерском беге.

По мере обучения в вузе влияние физической подготовленности студентов на дальность прыжка с разбега изменяется. У студентов 1-2-го курсов результативность этого упражнения во многом определяется показателями прыжка в длину с места (г=0,782). Значимость других физических качеств менее существенна, но большинство взаимосвязей находится на достоверном уровне: бег на 30 м (г=-0,699), челночный бег 3x10 м (г=-0,660), становая динамометрия (г=0,634) и метания набивного мяча (г=0,596).

У юношей 3-4-го курсов обучения отмечается наибольшая взаимосвязь дальности прыжка с показателями прыжка в длину с места (г=0,862), наклона туловища вперед (г=0,644) и становой динамометрии (г=0,626). Другие физические качества оказывают на дальность прыжка меньшее воздействие у данного контингента студентов.

Особенности влияния физической подготовленности студентов на дальность метания гранаты имеют свою специфику. У студентов 1-2-го курсов дальность метания снаряда на достоверном уровне коррелирует с показателями метания набивного мяча (г=0,765), прыжка в длину с места (г=0,740) и подтягивания на перекладине (г=0,645). У юношей 3-4-го курсов обучения только результаты метания набивного мяча (г=0,635) и подтягивания на перекладине (г=0,625) оказывают существенное влияние на дальность метания гранаты. Особое внимание следует уделять технике метания снаряда.

У студентов 1-2-го курсов наибольшее влияние на результативность бега на 3000 м оказывают результаты бега

на 1000 м (r=0,883) и индекса выносливости (r=-0,776). Другие физические качества воздействуют в меньшей степени, только показатели бега на 30 м (r= 0,542) достоверно влияют на результативность этого упражнения. У студентов 3-4-го курсов значимым фактором результативности бега на 3000 м следует считать прежде всего показатели индекса выносливости (r=-0,765) и бега на 1000 м (r=0,733).

У студентов 1-2-го курсов достоверное влияние на результаты кросса на 5 км оказывают показатели индекса выносливости (r=-0,787), бега на 1000 м (r=0,653) и становой динамометрии (r=-0,547), а у обучающихся 3-4-го курсов -индекса выносливости (r=-0,827) бега на 1000 м (r=0,767).

Таким образом, у студентов 1-2-го курса между анализируемыми показателями физической подготовленности и результатами легкоатлетических тестовых заданий комплекса ГТО выявлены 19 достоверных взаимосвязей, у обучающихся 3-4-го курсов - 14 значимых взаимосвязей, структура и значимость физической подготовленности которых в определенной мере различаются. У студентов 1-4-го курсов необходимо активно использовать те тренировочные средства, которые обеспечивают рост результатов отстающих легкоатлетических упражнений Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО.

Вывод. Перспективность студентов вуза при сдаче норм комплекса ГТО оценивается разносторонней физической подготовленностью, которая может быть достигнута благодаря правильно спланированному подбору тренировочных средств в процессе урочных форм занятий в высшем учебном заведении.

Литература

1. Бальсевич В.К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физ-культурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России / В.К. Бальсевич // Теория и практика физ. культуры и спорта. - 2002. - № 3. - С. 33-37.

2. Германов Г.Н. Спортивно-игровые комплексные задания на уроках легкой атлетики / Г.Н. Германов, Г.А. Васенин // Физическая культура в школе. - 2014. - № 5. - С. 21-24.

3. Карпов В.Ю. Моделирование динамики скорости бега на 400 метров у юных спортсменов / В.Ю. Карпов, М.В. Еремин, А.И. Алифиров и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 7. - С. 63-65.

4. Кудинова В.А. Комплекс ГТО: индивидуализация, доступность, критерии эффективности / В.А. Кудинова, В.Ю. Карпов, А.А. Ку-динов и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 5. С. 59-61.

5. Кудинова В.А. Мониторинг развития видов спорта в России / В.А. Кудинова, В.Ю. Карпов // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 5. - С. 42-43.

6. Лубышева Л.И. Внедрение Всероссийского ФСК ГТО: проблем-ность и актуализация инновационных решений / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 11. - С. 93.

References

1. Balsevich V.K. Osnovnye polozheniya kontseptsii intensivnogo inno-vatsionnogo preobrazovaniya natsionalnoy sistemy fizkulturno-sport-ivnogo vospitaniya detey, podrostkov i molodezhi Rossii [Key provisions of concept of intensive innovative transformation of national physical education and sports system of children, adolescents and youth in Russia]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2002. No. 3. pp. 33-37.

2. Germanov G.N., Vasenin G.A. Sportivno-igrovye kompleksnye zadani-ya na urokakh legkoy atletiki [Sports game complex tasks at athletics classes]. Fizicheskaya kultura v shkole. 2014. No. 5. pp. 21-24.

3. Karpov V.Yu., Eremin M.V., Alifirov A.I. et al. Modelirovanie dinamiki skorosti bega na 400 metrov u yunykh sportsmenov [Optimal model of speed dynamics in 400 m run in junior athletes]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 7. pp. 63-65.

4. Kudinova V.A., Karpov V.Yu., Kudinov A.A. et al. Kompleks GTO: indi-vidualizatsiya, dostupnost, kriterii effektivnosti [GTO complex test in-dividualization, accessibility and efficiency criteria]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018. No. 5. pp. 59-61.

5. Kudinova V.A., Karpov V.Yu. Monitoring razvitiya vidov sporta v Rossii [Sports progress statistics analysis for Russia]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. No. 5. pp. 42-43.

6. Lubysheva L.I. Vnedrenie Vserossiyskogo FSK GTO: problemnost i aktualizatsiya innovatsionnykh resheniy [Implementation of All-Russian PCS GTO complex: problems and actualization of innovative solutions]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2016. No. 11. P. 93.

40

http://www.teoriya.ru

№6^ 2021 Июнь | June

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.