ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА, ПОСТУПИВШИХ НА 1 КУРС, К СДАЧЕ ЕДИНЫХ ИСПЫТАНИЙ (ТЕСТОВ) ВФСК «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» (ГТО)
Т.Г. ЛЬВОВА, МАИ (НИУ), г. Москва
Аннотация
В работе проведено анкетирование студентов высших учебных заведений (1 курс, средний возраст: 17-18 лет) на выявление их готовности к сдаче нормативов ГТО при поступлении в вуз. Результаты анкетирования студентов, поступивших на 1 курс образовательного учреждения ВПО, свидетельствуют о том, что в средней школе студенты готовились к сдаче обязательных испытаний (тестов) ВФСК ГТО и испытаний (тестов) по выбору. Согласно данным опроса, в довузовской подготовке студентов-первокурсников больше всего внимания уделялось подготовке к обязательным испытаниям (тестам) ГТО, которые представляют собой общеразвивающие упражнения и в том числе характеризуют развитие быстроты, общей выносливости, силовой и скоростно-силовой подготовленности, гибкости. В меньшей степени студенты-первокурсники были подготовлены к испытаниям (тестам) ГТО по выбору, которые представляют собой более сложные двигательные действия - в основном специальные (спортивные) упражнения. Результаты опроса показывают, что комплекс ГТО внедрен среди обучающихся образовательных организаций. За 3 этапа внедрения ВФСК ГТО количество обучающихся на 1 курсе вуза, которые готовились в довузовский период к сдаче обязательных испытаний и тестов, составляет более 75% всех опрошенных и имеет тенденцию к росту. Динамика внедрения комплекса ГТО в той его части, которая относится к испытаниям (тестам) по выбору, не так успешна. Наблюдается разная степень освоенности обязательных испытаний (тестов) и испытаний (тестов) по выбору. Оценка заявленной готовности студентов к выполнению нормативов комплекса ГТО VI (I) ступени в начале первого курса позволяет более эффективно корректировать содержание учебной программы, включающей подготовку к выполнению испытаний (тестов) комплексов ГТО.
Ключевые слова: студенты, комплекс ГТО, готовность.
RESEARCH OF STUDENTS OF 1 COURSE UNIVERSITY'S STUDENTS READINESS TOWARDS UNIFYING TESTS VFSSK "READY FOR LABOR AND DEFENSE" (GTO)"
T.G. LVOVA, MAI (NRU), Moscow
Abstract
In the work, a survey of students of higher educational institutions (1 course, average age 17-18) was conducted to identify their readiness to pass the GTO standards upon admission to the university. The results of the survey of students enrolled in the 1st year of an educational institution of higher professional education show that in high school students were preparing to pass the mandatory tests (tests) of the VFSK GTO and tests (tests) of their choice. According to the survey, in the pre-university training of first-year students, the most attention was paid to the preparation for compulsory testing (tests) of the GTO, which represent general developmental exercises, including characterizing the development of speed, general endurance, strength and speed-strength training, flexibility. To a lesser degree, first-year students were prepared for tests (tests) of the GTO of their choice, which are more complex motor actions - mainly special (sports) exercises. The survey results show that the GTO complex is implemented among students of educational organizations. During the 3 stages of introducing VFSK GTO, the number of students at the first year of the university who were preparing for the pre-university period to pass the mandatory tests and tests is more than 75% of all respondents and tends to increase. The dynamics of the implementation of the GTO complex in the part that belongs to the tests (tests) of choice is not so successful. There is a different degree of development of mandatory tests (tests) and tests (tests) of choice. Evaluation of the declared readiness of students to fulfill the standards of the TRP complex VI (I) level at the beginning of the first course allows you to more effectively adjust the content of the curriculum, which includes preparation for performing tests (tests) of the GTO complexes.
Keywords: students, GTO complex, fitness.
Введение
Физическая культура в вузе постоянно привлекает внимание исследователей, как в нашей стране, так и за рубежом. Причина интереса заключается в том, что учебные занятия по физической культуре в вузе - это последняя возможность организованно проверить уровень физической подготовленности обучающихся, выявить имеющиеся проблемы и внести необходимые изменения. Особенно это актуально для студентов 1 курса [1, 2].
Внедрение в учебный процесс Всероссийского физ-культурно-спортивного комплекса ГТО как программной и нормативной основы системы физического воспитания обучающихся (особенно студентов вузов) также неоднократно служило предметом научных исследований. В них утверждалось, что здоровье молодежи за несколько последних десятилетий ухудшается, и внедрение ВФСК ГТО в образовательный процесс может заметно улучшить сложившееся положение [3, 4, 5].
Исследование уровня физической подготовленности поступающих на 1 курс студентов с помощью оценки их готовности сдавать испытания и тесты ВФСК ГТО, обязательные и по выбору, представляется нам актуальным.
Цель исследования: оценить уровень довузовской физической подготовленности студентов, поступивших на 1 курс вуза, основываясь на их готовности к сдаче испытаний (тестов) ВФСК ГТО.
Методы исследования: анализ литературных источников, анкетирование, методы математической статистики.
Организация исследования
Исследование проводилось в 2015-2018 гг. В нем принимали участие студенты (мужчины), поступившие на 1 курс ФГБОУ ВПО «МАИ» (НИУ), специалисты и бакалавры различных специальностей и направлений, которые в рамках учебной дисциплины «Физическая культура» согласно учебному плану занимались в учебных группах общефизической подготовки (ОФП).
Количество опрошенных в 2015-2016 гг. - 101 чел., в 2016-2017 гг. - 85 чел., в 2017-2018 гг. - 79 чел. Возраст опрошенных студентов: 17-18 лет. До поступления в вуз эти студенты проживали и обучались в разных регионах. Опрошенные в 2015-2016 гг.: г. Москва - 51 чел., Московская обл. - 29 чел., другие регионы Российской Федерации - 21 чел.; опрошенные в 2016-2017 гг.: г. Москва -27 чел., Московская обл. - 32 чел., другие регионы Российской Федерации - 26 чел.; опрошенные в 2017-2018 гг.: г. Москва - 43 чел., Московская обл. - 19 чел., другие регионы Российской Федерации - 17 чел.
Нами была разработана анкета, в основную часть которой были включены вопросы, связанные с подготовкой к испытаниям (тестам) ВФСК ГТО в довузовский период обучения.
Вопросы основной части анкеты были сформулированы следующим образом: «Готовились ли Вы в школе и готовы сдавать сейчас следующие испытания и тесты, обязательные и по выбору?»
Мы начали анкетирование студентов в сентябре 2015 г., через год после начала возрождения ВФСК (ГТО) и за-
вершения первого организационно-экспериментального этапа (в декабре 2014 г.). Содержание анкеты в течение 3-х лет мы не меняли, поэтому испытания и тесты ВФСК ГТО, перечисленные в анкете, соответствуют тем, которые Минспорт РФ утвердил на начало 2015 г. В настоящее время перечень испытаний (тестов) отличается от заявленного в 2015 г., т.к. общее количество нормативов в ступени за указанный период и на период до 2021 г. имеет тенденцию к росту. Так, изменение нормативов государственных требований комплекса ГТО составило 14% (2017 г. по сравнению с 2018-2021 гг.). Непосредственно в VI ступени в 2017 г. было заявлено 186 нормативов, а в 2018-2021 гг. - 220 [6].
Результаты исследования и их обсуждение
Исследование показало, что в соответствии с этапами внедрения ВФСК ГТО в 2014-2017 гг. увеличилось количество поступивших в вуз студентов, которые в школе готовились выполнять и выполняли нормативы испытаний (тестов) ВФСК ГТО по следующим упражнениям.
Обязательные испытания (тесты): бег на 100 м, бег на 2 (3) км, подтягивания из виса на высокой перекладине, наклон вперед из положения «стоя».
Испытания (тесты) по выбору: прыжок в длину с разбега, прыжок в длину с места толчком двумя ногами, метание спортивного снаряда весом 700 г, стрельба из пневматической винтовки.
Больше всего в школе, согласно ответам студентов, уделялось внимание общеразвивающим упражнениям, которые выбраны в качестве тестовых в ВФСК ГТО для определения физической подготовленности: бег на 100 м, бег на 2 или 3 км, прыжки в длину с места и с разбега, подтягивания.
Судя по результатам опроса, студенты 1 курса уже в школе подготовлены к выполнению таких общераз-вивающих упражнений, как бег на длинные, средние и короткие дистанции, прыжки, наклоны, подтягивания. Можно предположить, что эти упражнения возможно использовать на занятиях по ОФП без дополнительного обучения.
Можно также предположить, что физическая подготовленность и соответствующее развитие физических качеств (быстрота, выносливость, сила, гибкость) в этих упражнениях после обучения в школе у студентов соответствуют базовому уровню.
Возникает вопрос: что делать с теми студентами в группах ОФП, которые не готовились в школе к выполнению таких общепринятых испытаний (тестов), как бег на 100 м, бег на 2 или 3 км, прыжки в длину с места и с разбега, подтягивания?
Обратно в школу их отправлять нельзя, группы ОФП -самые подходящие для них группы без спортивной специализации.
Неоднородность контингента обучающихся даже по степени их готовности выполнять общеразвивающие упражнения в режиме контрольных испытаний (тестов) -это одна из педагогических задач, которые приходится решать преподавателям высшей школы на занятиях по физической культуре.
Таблица 1
Результаты опроса студентов 1 курса (2015-2018 гг.) об их заявленной готовности к выполнению обязательных и по выбору испытаний (тестов) ВФСК ГТО
Обязательные испытания (тесты) и испытания (тесты) по выбору ВФСК ГТО 2015/2016 уч. г., всего чел. Процент числа опрошенных 2016/2017 уч. г., всего чел. Процент числа опрошенных 2017/2018 уч. г., всего чел. Процент числа опрошенных
Всего опрошено человек 101 - 85 - 79 -
Обязательные испытания (тесты) с положительной динамикой
Бег на 100 метров 76 75,2 64 75,3 67 84,8
Бег на 3 (2) км 61 60,4 57 67,1 58 73,4
Подтягивание из виса на высокой перекладине 56 55,4 57 67,1 61 77,2
Наклон вперед из положения «стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье» 49 48,6 53 62,4 56 70,9
Испытания (тесты) по выбору с положительной динамикой
Прыжок в длину с разбега 46 45,5 49 57,6 47 59,5
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами 63 62,4 55 64,7 65 82,3
Метание спортивного снаряда весом 700 г 43 42,6 38 44,7 41 51,9
Стрельба из пневматической винтовки из положения «сидя» или «стоя» с опорой локтей о стол или стойку, дистанция 10 м 33 32,7 28 32,9 28 35,4
Испытания (тесты) с отрицательной динамикой
Рывок гири весом 16 кг 22 21,8 25 29,4 20 25,3
Бег на лыжах на 5 км 30 29,7 32 37,6 14 17,7
Кросс на 5 км по пересеченной местности 24 23,8 26 30,6 19 24,1
Плавание на 50 м 28 27,7 34 40,0 27 34,2
Туристический поход с проверкой туристических навыков 16 15,8 21 24,7 8 10,1
Выводы
В период 2014-2017 гг. и по настоящее время в образовательном пространстве отечественной средней и высшей школы в области учебной дисциплины «Физическая культура» произошли существенные изменения, связанные с разработкой и внедрением в теорию и практику образовательного процесса ВФСК ГТО.
На 1 курс вуза поступают студенты, общефизическая подготовка которых унифицирована в период, предшествующий учебе в вузе, благодаря внедрению ВФСК ГТО. Студенты заявляют, что они готовились к сдаче единых испытаний (тестов).
Судя по данным опроса, в образовательных организациях средней школы уделяется большое внимание физической подготовленности; выпускники школ, поступившие в вузы, знакомы с оптимальными параметрами физического развития, которые соответствуют их возрастной норме в соответствии с нормативами испытаний (тестов) ВФСК ГТО.
Студенты 1 курса вуза приходят на занятия по физической культуре уже ознакомленными с тестами (нормативами) ВФСК ГТО, позволяющими оценить уровень развития основных физических качеств (быстроту, выносливость, силу, гибкость, ловкость) и прикладных навыков, и часть из них готовы выполнять эти тесты.
Практические рекомендации
Анкетный опрос студентов, поступивших на 1 курс вуза, о вовлеченности их в процесс подготовки и сдачи нормативов испытаний (тестов) ВФСК ГТО - это один из инструментов педагогического контроля и одновременно планирования процесса обучения.
Содержание занятий в группах ОФП для студентов 1 курса может быть построено на основе знаний, умений и навыков, полученных в школе при подготовке к сдаче тестовых упражнений ВФСК ГТО.
С*)
Литература
1. Ахматгатин, А.А., Вайнер-Кротов, А.В., Яловен-ко, О.В., Вишнякова, Г.В. Динамика физической подготовленности студентов первого курса технического вуза // Современные проблемы науки и образования. - 2018. -№ 4. - [Электронный ресурс] URL: http://science-education. ru/ru/article/view?id=27761 (дата обращения: 22.01.2019).
2. Грец, Г.Н. Сравнительная характеристика качественных показателей выполнения нормативов испытаний ВФСК ГТО обучающихся с I по VI (I) ступень / Г.Н. Грец, Е.Н. Бобкова, С.В. Жуков, Э.А. Зюрин // Вестник спортивной науки. - 2018. - № 4. - С. 40-45.
3. Зюрин, Э.А. Исследование результативности выполнения нормативов ВФСК ГТО I-VI ступени как фактора, определяющего физическую подготовленность детей, подростков и студенческой молодежи Российской Федерации / Э.А. Зюрин, Н.В. Масягина, В.А. Куренцов, Е.Н. Бобкова // Вестник спортивной науки. - 2017. - № 5. - С. 45-47.
4. Куренцов, В.А. Исследование динамики физической подготовленности студентов среднего профессионального образования как критерия, определяющего готовность к выполнению нормативных требований ВФСК ГТО / В.А. Куренцов, Э.А. Зюрин, Е.М. Видро // Вестник спортивной науки. - 2017. - № 1. - С. 46-53.
5. Васицкий, В.А. Показатели здоровья и физической подготовленности казахстанских студентов (на примере творческих профессий Казахской национальной академии искусств имени Т.К. Жургенова) / В.А. Васицкий, Г.В. Коваленко // Вестник спортивной науки. - 2018. -№ 2. - С. 42-46.
6. Паршикова, Н.В. О государственных требованиях Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»/ Н.В. Паршикова, Т.Г. Фоми-ченко, Э.А. Зюрин // Вестник спортивной науки. - 2017. -№ 6. - С. 58-61.
References
1. Akhmatgatin, A.A., Wainer-Krotov, A.V., Yalovenko, O.V. and Vishnyakova, G.V. (2018), Dynamics of physical fitness of first-year students of a technical college, In: Sovremenniye problemi nauki i obrazovaniya, no. 4, [Electronic resource] URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id= 27761 (access date: 01.22.2019).
2. Grets, G.N., Bobkova, E.N., Zhukov, S.V. and Zyurin, E.A. (2018), Comparative characteristics of quality indicators of the implementation standards of testing VFSK GTO in students from I to VI (I) level, Vestnik sportivnoy nauki, no. 4, pp. 40-45.
3. Zyurin, E.A., Masyagina, N.V., Kurentsov, V.A. and Bobkova, E.N. (2017), Study of the effectiveness of the implementation of VFSK GTO standards for Stages I-VI as a factor determining the physical fitness of children, adolescents
and students of the Russian Federation, Vestnik sportivnoy nauki, no. 5, pp. 45-47.
4. Kurentsov, V.A., Zyurin, E.A. and Vidro, E.M. (2017), Study of the dynamics of physical fitness of students of secondary vocational education as a criterion that determines readiness to fulfill the regulatory requirements of the VFSK GTO, Vestnik sportivnoy nauki, no. 1, pp. 46-53.
5. Vasitskiy, V.A. and Kovalenko, G.V. (2018), Indicators of health and physical fitness of Kazakhstan students (on the example of creative professions of the Kazakh National Academy of Arts named after T.K. Zhurgenov), Vestnik spor-tivnoy nauki, no. 2, pp. 42-46.
6. Parshikova, N.V., Fomichenko, T.G. and Zyurin, E.A. (2017), On the state requirements of the All-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense", Vestnik sportivnoy nauki, no. 6, pp. 58-61.
e*)