Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 14 - 15 ЛЕТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 14 - 15 ЛЕТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
649
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ВЫНОСЛИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бомин Вадим Анатольевич, Калашникова Раиса Викторовна

Физическая подготовленность детей является одним из критериев оценки уровня здоровья школьников наряду с медицинской проверки основных жизнеобеспечивающих систем организма, изучением образа жизни ребенка, а так же общего состояния здоровья. Внимательно изучив эти критерии, можно проследить изменения в состоянии физического развития школьников и причины его ухудшения или улучшения в течении учебного года или в период школьного обучения. Процесс внедрения информационных технологий в систему физического воспитания характеризуется сложностью и неоднозначностью, вызванными объективными и субъективными причинами, среди которых можно выделить отсутствие научно обоснованных концепций и программ информатизации физкультурного образования, позволяющего решать прикладные задачи. Целью работы являлась разработка методики повышения уровня выносливости школьников 14-15 лет на уроках физической культуры в школе. В исследовании приняли участие школьники 14-15 лет в двух контрольных и одной экспериментальной группах по 12 человек. Разработана и апробирована методика повышения уровня выносливости школьников с использованием круговой и интервальной тренировки. В результате проведенного эксперимента определена эффективность предложенной методики в экспериментальной группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бомин Вадим Анатольевич, Калашникова Раиса Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENDURANCE DEVELOPMENT IN SCHOOLCHILDREN AGED 14 - 15 IN PHYSICAL EDUCATION CLASSES

Physical fitness of children is one of the criteria for assessing the level of health of schoolchildren, along with the medical check of the main life-supporting systems of the body, the study of the child's lifestyle, as well as the general state of health. Having carefully studied these criteria, it is possible to trace changes in the state of physical development of schoolchildren and the reasons for its deterioration or improvement during the school year or during school. The process of introducing information technologies into the system of physical education is characterized by complexity and ambiguity caused by objective and subjective reasons, among which one can single out the lack of scientifically based concepts and programs of informatization of physical education, which allows solving applied problems. The aim of the work was to develop a methodology for increasing the level of endurance of schoolchildren aged 14-15 years at physical education lessons at school. The study involved schoolchildren aged 14-15 years old in two control and one experimental group of 12 people. The method of increasing the level of endurance of schoolchildren by using the circular and interval training has been developed and tested. As a result of the experiment, the effectiveness of the proposed technique in the experimental group was determined.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 14 - 15 ЛЕТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

инвалидностью, с учетом предметных результатов, представленных в нормативных документах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бойко Н.А. Формирование предметных результатов в процессе физического воспитания обучающихся младшего школьного возраста средствами оздоровительной аэробики / Н.А. Бойко, Д.А. Овечкина // Актуальные вопросы физического и адаптивного физического воспитания в системе образования Сборник материалов III Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. - Волгоград : Волгоградская государственная академия физической культуры, 2021. - С. 39-43.

2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья : приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 // Гарант.ру : [сайт]. - URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70862366/paragraph/1:0 (дата обращения: 09.04.2022).

3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования : приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287) // Гарант.ру : [сайт]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения: 09.04.2022).

REFERENCES

1. Boyko N.A., Ovechkina D.A. (2021) "The formation of subject results in the process of physical education of students of primary school age by means of health aerobics", Actual questions of physical and adaptive physical education in the system of education Collection of materials of the III All-Russian with international participation scientific and practical conference, Volgograd State Academy of Physical Culture, Volgograd, pp. 39-43.

2. Education Ministries of the Russian Federation (2014), "On approval of the federal state educational standard for primary general education for students with disabilities", Order of December 19, 2014 No. 1598, available at: http://ivo.garant.ru/#/document/70862366/paragraph/1:0 (accessed: 09.04.2022).

3. Education Ministries of the Russian Federation (2021), "On Approval of the Federal State Educational Standard of Basic General Education", Order of May 31, 2021, No. 287, available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (accessed: 09.04.2022).

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 23.04.2022

УДК 796.012.12

РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 14 - 15 ЛЕТ НА УРОКАХ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Вадим Анатольевич Бомин, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского, г. Иркутск; Раиса Викторовна Калашникова. Иркутский государственный медицинский университет, г. Иркутск

Аннотация

Физическая подготовленность детей является одним из критериев оценки уровня здоровья школьников наряду с медицинской проверки основных жизнеобеспечивающих систем организма, изучением образа жизни ребенка, а так же общего состояния здоровья. Внимательно изучив эти критерии, можно проследить изменения в состоянии физического развития школьников и причины его ухудшения или улучшения в течении учебного года или в период школьного обучения. Процесс внедрения информационных технологий в систему физического воспитания характеризуется сложностью и неоднозначностью, вызванными объективными и субъективными причинами, среди которых можно выделить отсутствие научно обоснованных концепций и программ информатизации физкультурного образования, позволяющего решать прикладные задачи. Целью работы являлась разработка методики повышения уровня выносливости школьников 14-15 лет на уроках физиче-

ской культуры в школе. В исследовании приняли участие школьники 14-15 лет в двух контрольных и одной экспериментальной группах по 12 человек. Разработана и апробирована методика повышения уровня выносливости школьников с использованием круговой и интервальной тренировки. В результате проведенного эксперимента определена эффективность предложенной методики в экспериментальной группе.

Ключевые слова: уроки физической культуры, физические качества, выносливость.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p39-44

ENDURANCE DEVELOPMENT AT SCHOOLCHILDREN AGED 14 - 15 YEARS OLD IN PHYSICAL EDUCATION CLASSES

Vadim Anatolyevich Bomin, the candidate of pedagogical sciences, docent, Irkutsk State Agrarian University named after A.A. Yezhevsky; Raisa Viktorovna Kalashnikova, Irkutsk

State Medical University

Abstract

Physical fitness of children is one of the criteria for assessing the level of health of schoolchildren, along with the medical check of the main life-supporting systems of the body, the study of the child's lifestyle, as well as the general state of health. Having carefully studied these criteria, it is possible to trace changes in the state of physical development of schoolchildren and the reasons for its deterioration or improvement during the school year or during school. The process of introducing information technologies into the system of physical education is characterized by complexity and ambiguity caused by objective and subjective reasons, among which one can single out the lack of scientifically based concepts and programs of informatization of physical education, which allows solving applied problems. The aim of the work was to develop a methodology for increasing the level of endurance of schoolchildren aged 14-15 years at physical education lessons at school. The study involved schoolchildren aged 14-15 years old in two control and one experimental group of 12 people. The method of increasing the level of endurance of schoolchildren by using the circular and interval training has been developed and tested. As a result of the experiment, the effectiveness of the proposed technique in the experimental group was determined.

Keywords: physical education lessons, physical qualities, endurance.

ВВЕДЕНИЕ

В наши дни предъявляются повышенные требования к психофизиологическим возможностям человека, к его сенсорной выносливости и к другим физическим качествам, от которых зависит арсенал двигательных умений и навыков [1, 2].

Цель исследования: разработать методику повышения уровня выносливости школьников 14-15 лет на уроках физической культуры в МОУ «СОШ №5», г. Ангарск.

Задачи исследования:

1. Определить, соотношение уровней развития физических качеств школьников 14-15 лет, учащихся в МОУ «СОШ №5» г. Ангарска.

2. Разработать методику развития выносливости школьников 14-15 лет, на уроках физической культуры в МОУ «СОШ №5» г. Ангарска.

3. Определить эффективность разработанной методики развития выносливости школьников 14-15 лет, на уроках физической культуры в МОУ «СОШ №5» г. Ангарска.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для организации педагогического эксперимента, достижения цели работы и решения поставленных задач, были применены следующие методы исследования:

- анализ научно-методической литературы;

- педагогического исследования;

- педагогический эксперимент.

Была изучена литература по вопросам физического развития и физической подготовленности школьников 14-15 лет, особенности сенситивного развития физических ка-

честв школьников, методы воспитания выносливости на уроках физкультуры [1, 3].

Проведено тестирование физической подготовленности школьников 14-15 лет и определили уровень развития физических качеств.

1. Подъем туловища из положения, лежа на спине («пресс») - Из положения, лежа на спине, ноги согнуты в коленях строго под углом 90 градусов, руки за голову, партнер прижимает ступни к полу.

2. Прыжок в длину с места. Из исходного положения, стоя, стопы слегка врозь, носки стоп на одной линии стартовой черты, выполнить прыжок вперед с места на максимально возможное расстояние.

3. Сгибание и разгибание рук в висе на перекладине (подтягивание). Участник выполняет максимальное количество раз за один подход.

4. Прыжки со скакалкой за 1 мин.- И.п. о.с. скакалка в руках по команде «Марш!» выполнить максимальное количество прыжков через скакалку за одну минуту. Спина натянута, подбородок поднят вверх, взгляд вперед, выполнить сгибание рук, коснутся грудью пола, и вернуться в исходное положение. Испытуемый выполняет один подход, максимальное количество раз.

6. Бег 30 м, 60 м с высокого старта проводился на грунтовой дорожке спортивной площадки школы.

7. Бег 1000 м проводится по беговому кругу спортивной площадки школы.

Была разработана методика повышения уровня выносливости школьников 14-15 лет с использованием круговой и интервальной тренировки. Эксперимент проводился на базе МОУ «СОШ №5» г. Ангарска. В исследовании принимали участие юноши 14-15 лет. В контрольной группе 1 (юноши 9 класс), в контрольной группе 2 (юноши 8 класс) и экспериментальной группе (8 класс) было по 12 человек. Исследование проводились с сентября месяца 2017 года по апрель месяц 2018 года.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Определен средний результат показателей физической подготовленности школьников на начало эксперимента (таблица 1).

Таблица 1 - Результаты тестирования на начало педагогического эксперимента

Уровень КГ 1 (юноши 9 кл.) КГ 2 (юноши 8 кл.) ЭГ (юноши 8 кл.)

Бег 30 метров (сек.)

Хср 5,2±0,1 5,5±0,08 5,4±0,06

Р Р>0,05 Р<0,05 Р<0,05

Бег 60 метров (сек.)

Хср 9,3±0,4 10,1±0,2 9,6±0,2

Р Р>0,05 Р<0,05 Р<0,05

Бег 1000 метров (мин.)

Хср 4,42±0,8 5,46±0,7 5,23±0,6

Р Р<0,05 Р<0,05 Р<0,05

Прыжок в длину с места (см.)

Хср 202±5,1 172±3,6 185±4,9

Р Р<0,05 Р<0,05 Р<0,05

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (раз.)

Хср 24±0,2 19±0,4 19±0,4

Р Р<0,05 Р>0,05 Р>0,05

Сгибание и разгибание рук в висе на перекладине (раз.)

Хср 9±0,4 7±0,5 8±0,5

Р Р>0,05 Р>0,05 Р>0,05

Поднимание туловища из положения, лежа на спине (раз.)

Хср 37±2 30±1,3 34±1,1

Р Р>0,05 Р>0,05 Р>0,05

Прыжки через скакалку за 1 мин. (раз.)

Хср 148± 2,7 133± 2 134± 1,9

Р Р<0,05 Р<0,05 Р<0,05

В основу методики воспитания выносливости положена серия мезоциклов (таблица 2). Таблица 2 - Годовой план-график развития выносливости школьников 14-15 лет в МОУ «СОШ№5» г. Ангарска____

Вид программы Втягивающий мезо-цикл Базовый мезоцикл Контрольно-подготовительный Подводящий мезоцикл

Легкая атлетика урок №1-№18

Лыжная подготовка урок №19-№32

Спортивные игры Урок №33-№52

Гимнастика Урок №53-№68

Серия мезоциклов, отображенных в годовом план-графике развития выносливости школьников состоит из четырех микроциклов каждый (таблица 3) В построении учебно-воспитательного процесса учитывалось выступление ребят в городской спартакиаде школьников г. Ангарска.

Таблица 3 - Построение учебно-воспитательного процесса школьников 14-15 лет в малых циклах тренировки_

Втягивающий мезоцикл, урок № 1-№ 18

Микроциклы Втягивающий урок №1-№4 Базовый урок №5-№8 Базовый урок №9-№12 Спец.-подготовит., урок №13-№18

Базовый мезоцикл урок №19-№32

Микроциклы Базовый урок №19-№20 Спец.-подготовит. урок №21-№24 Модельный урок №25-№30 Восстановительный урок №31-№32

Контрольно-подготовительный мезоцикл урок №33-№52

Микроциклы Модельный урок №33-№38 Соревновательный урок №39-№42 Подготовительный урок №43-№48 Соревновательный урок №49-№52

Подводящий мезоцикл урок №53-№68

Микроциклы Восстановительный урок №53-№54 Подводящий урок №55-№60 Соревновательный урок №61-№64 Восстановительный урок №65-№68

Дозирование нагрузки на уроках физической культуры, планировалась в соответствии с задачами малых циклов тренировки и показателями физической подготовленности школьников 14-15 лет (таблица 4).

Таблица 4 - Задачи и объем нагрузки в построении малых циклов тренировки учебно-воспитательного процесса школьников 14-15 лет на уроках физической культуры_

Задачи микроцикла | Объем и интенсивность нагрузки

Втягивающий мик роцикл

Подготовить организм учащихся к напряженной тренировочной работе. Невысокий суммарный объем нагрузки с интенсивностью 15%-25%

Базовый (общеподготовительный) микроцикл

Развитие технической и тактической подготовленности школьников. Развитие физических качеств школьников. Увеличение суммарного объема нагрузок; интенсивность 35%-45%

Специально - подготовительный микроцикл

Развитие специальной работоспособности школьников. Совершенствование технико-тактических навыков и умений. Средний объем нагрузки и околосоревновательная интенсивность 80%-85%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Модельный микроцикл

Контроль уровня физической подготовленности школьников и развитием физических качеств. Высокий объем нагрузки; интенсивность 80%-90%

Подготовительный микроцикл

Достижение максимального уровня специальной работоспособности и психологической подготовленности школьников. Средний объем нагрузки; интенсивность 95%

Соревновательный микроцикл

Подготовить учащихся к соревнованиям и контрольным нормативам Высокий объем нагрузки с интенсивностью 90%-95%

Восстановительный микроцикл

Обеспечение оптимальных условий для восстановительных процессов в организме школьников. Активный отдых. Минимальная суммарная нагрузка.

Все физические упражнения подразделены на общеподготовительные, специально подготовительные, соревновательные упражнения. Содержание упражнений излагается в

программе по физическому воспитанию школьников.

В методике развития выносливости школьников 14-15 лет на уроках физической культуры, используются методы спортивной тренировки в соответствии с видами школьной программы; словесный, наглядный, игровой, метод круговой и интервальной тренировки. На уроках физической культуры

№1-32 по легкой атлетике и лыжной подготовке, выполнение физических упражнений, направленных на развитие выносливости, планировалось по интервальному методу тренировки, а выполнение заданий и специальноподготовительных упражнений на уроках №33-68 по спортивным играм (баскетболу, волейболу) и гимнастике, планировались по круговому методу.

По окончании эксперимента определили средний результат показателей физической подготовленности школьников, который представлен таблице 5.

Таблица 5 - Результаты тестирования после проведения педагогического эксперимента

Уровень | КГ 1 (юноши 9 кл.)

КГ 2 (юноши 8 кл.)

ЭГ (юноши 8 кл.)

Бег 30 метров (сек.)

Хср

5,1±0,08

5,3±0,06

5,2±0,05

Р<0,05

Р<0,05

Р<0,05

Бег 60 метров (сек.)

Хср

9,3±0,03

9,9±0,02

9,3±0,02

Р<0,05

Р<0,05

Р<0,05

Бег 1000 метров (мин.)

Хср

4,43±0,44

4,49±0,24

4,41±0,18

Р>0,05

Р<0,05

Р<0,05

Прыжок в длину с места (см.)

Хср

204±4,9

177±4,6

203±3,9

Р<0,05

Р<0,05

Р<0,05

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (раз.)

Хср

25± 0,4

24± 0,1

26± 0,2

Р>0,05

Р>0,05

Р>0,05

Сгибание и разгибание рук в висе на перекладине (раз.)

Хср

8± 0,6

8± 0,5

9± 0,4

Р>0,05

Р>0,05

Р>0,05

Поднимание туловища из положения, лежа на спине (раз.)

Хср

37±0,9

36±1

37± 0,9

Р>0,05

Р>0,05

Р>0,05

Прыжки через скакалку за 1 мин. (раз.)

Хср

152± 1,3

139± 1,6

160± 1,4

Р<0,05

Р<0,05

Р<0,05

Р

Р

Р

Р

Р

Р

Р

Р

Применение методики, направленной на повышение уровня выносливости школьников 14-15 лет, с использованием круговой и интервальной тренировки на уроках физической культуры способствовало увеличению средних показателей выносливости учащихся.

ВЫВОДЫ

Изучив научно-методическую литературу по построению и содержанию учебно-тренировочных занятий для воспитания физических качеств, определили тестовые задания и методику повышения уровня выносливости.

В основу разработанной нами методики, развития выносливости школьников 14-15 лет на уроках физической культуры, был заложен принцип круговой и интервальной тренировки.

Достоверное повышение показателей уровня выносливости школьников 14-15 лет учащихся в 8-ом классе МОУ «СОШ №5»г. Ангарска в течении учебного года, позволяют сделать вывод, что применяемая нами методика эффективна.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гарина, Е.В. Подготовленность обучающихся 14-15 лет к выполнению нормативов на золотой знак отличия комплекса ГТО / Е.В. Гарина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лес-

гафта. - 2018. - № 3 (157). - С. 87-89.

2. Каинов, К.А. Технология направленного формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры с учащимися средних классов / К.А. Каинов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 2 (192), - С. 119-125.

3. Методика планирования учебного материала уроков физической культуры / В.К. Спирин, Ю.А. Ярышкина, Л.И. Котельников [и др.] // Физическая культура в школе. - 2019. - № 5. - С. 2-11.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Garina, E.V. (2018), "Readiness of students aged 14-15 years to fulfill the standards for the golden badge of distinction of the TRP complex", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (157), pp. 87-89.

2. Kainov, K.A. (2021), "Technology of directed formation of universal educational actions at physical education lessons with middle school", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (192), pp. 119-125.

3. Spirin, V.K., Yaryshkina Yu.A., Kotelnikov, L.I. et al (2019), "Methodology of planning the educational material of physical culture lessons", Physical culture at school, No. 5, pp. 2-11.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 18.04.2022

УДК 796.412.2

ПРОБЛЕМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ГИБКОСТИ И КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

Валерий Леонидович Ботяев, доктор педагогических наук, доцент, Марина Юрьевна Глухова, кандидат педагогических наук, доцент, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут; Марина Сергеевна Поздышева, аспирант, Сургутский государственный педагогический университет, тренер, Спортивная школа олимпийского резерва № 1, г. Сургут

Аннотация

В статье рассматривается актуальная проблема методического обеспечения содержательных и организационных форм контроля ведущих двигательных способностей в художественной гимнастике. Ведущими доминирующими способностями в художественной гимнастике, по мнению специалистов, являются гибкость и координация. Авторы рассматривают специфику контроля и оценки гибкости и координационных способностей на различных этапах спортивной подготовки, обосновывают необходимость дифференциации этого процесса в зависимости от квалификации спортсмена и этапа подготовки. Рассматриваются примерные упражнения контроля гибкости и координационных способностей, обосновывается их прогностическая информативность. Наличие методических рекомендаций, в этом направлении, значительно интенсифицирует не только тренировочный процесс, но и отбор, и поиск талантливых юных спортсменов.

Ключевые слова: художественная гимнастика, гибкость, координационные способности, контроль, оценка, прогностическая информативность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p44-48

PROBLEMS OF CONTROL AND EVALUATION OF FLEXIBILITY AND COORDINATION ABILITIES IN RHYTHMIC GYMNASTICS

Valery Leonidovich Botyaev, the doctor of pedagogical sciences, docent, Marina Yurievna Glukhova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Surgut State Pedagogical University, Surgut; Marina Sergeevna Pozdysheva, the post-graduate student, Surgut State Pedagogical University, coach, Sports School of olympic reserve. No. 1, Surgut

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.